Научная статья на тему 'Организационно-правовые проблемы в сфере закупок'

Организационно-правовые проблемы в сфере закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1805
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / КОНТРАКТ / ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ / НАИЛУЧШИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Зинаида Алексеевна

В статье проведен анализ правовых норм, регламентирующих закупочную деятельность, выявлены организационно-правовые проблемы, риски для заказчиков при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предложены пути разрешения правовых проблем, возникающих в сфере закупок, а также для исключения злоупотреблений при осуществлении закупки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal problems in the field of procurement

The article analyzes the legal rules regulating procurement activity, identifies organizational and legal problems, risks for customers when conducting purchases to ensure state and municipal needs. Proposed ways to resolve legal problems arising in the procurement sphere, as well as to avoid abuse in the procurement process.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые проблемы в сфере закупок»

10. РАЗНОЕ

10.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Коновалова Зинаида Алексеевна. Должность: доцент. Место работы: Коми республиканская академия государственной службы и управления. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: zinaida40@ mail.ru

Аннотация: В статье проведен анализ правовых норм, регламентирующих закупочную деятельность, выявлены организационно-правовые проблемы, риски для заказчиков при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предложены пути разрешения правовых проблем, возникающих в сфере закупок, а также для исключения злоупотреблений при осуществлении закупки.

Ключевые слова: контрактная система, контракт, требования к участникам закупки, наилучшие условия и предложения исполнения контракта.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL PROBLEMS IN THE FIELD OF PROCUREMENT

Konovalova Zinaida Alekseevna. Position: Associate Professor. Place of employment: Komi republican academy of Public service and management. Department: State and Legal Disciplines chair. E-mail: zinaida40@ mail.ru

Annotation: The article analyzes the legal rules regulating procurement activity, identifies organizational and legal problems, risks for customers when conducting purchases to ensure state and municipal needs. Proposed ways to resolve legal problems arising in the procurement sphere, as well as to avoid abuse in the procurement process. Keywords: contract system, contract, requirements for procurement participants, best conditions and proposals for contract execution.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 [1] (далее - закон 44-ФЗ) установлены основные правовые начала или же принципы контрактной системы в сфере закупок, среди которых выделяется и эффективность осуществления закупок.

Согласно толковому словарю Ожегова, под эффективностью понимается «дающий эффект, действенный»2 [2]. В свою очередь под «эффектом понимается действие или результат чего-либо».

На основании Большого толкового словаря экономических и юридических терминов Л.П. Куракова [3], делящего эффективность на несколько видов, поясняет, что экономическая эффективность - это результат экономической деятельности, определяемого как отношение полученного экономического эффекта и затрат, обуславливающих получение этого эффекта3.

1 См.: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

2 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой ,М.: Рус.язык, 1990.

3 См.: Кураков Л.П., Кураков В.Л. большой толковый словарь экономических и юридических терминов. - М. Вуз и школа, 2001. - 720 с.

Очевидно, что эффективность уместно рассматривать с нескольких точек зрения или же ракурсов. Но в нашем случае это получение какого-либо результата.

Методическими рекомендациями по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961 ))4 [4]установлено, что при проведении контроля в сфере закупок на предмет эффективности следует обратить внимание на следующие показатели:

1) потенциальная экономия бюджетных средств на стадии формирования и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;

2) экономия бюджетных средств в процессе осуществления закупок;

3) дополнительная экономия бюджетных средств, полученная по результатам осуществления закупок (определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и заключения контрактов;

4) экономия бюджетных средств при исполнении контрактов.

Можно констатировать, если существует эффективность экономическая, имеет право на существование и эффективность с точки зрения права.

В статье первой закона 44-ФЗ установлено, что закон регулирует отношения, направленные на предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Таким образом, основываясь на цели закона 44-ФЗ, правовую эффективность, следует рассматривать с точки зрения правоприменения названного закона, а также предупреждения правонарушений в сфере закупок, искоренения коррупции, злоупотреблений в сфере закупок.

Рассматривая применение законодательства в сфере закупок, хотелось остановиться на следующих проблемных моментах.

1. Каждый нормативно-правовой акт должен по-своему содержанию и правоприменению располагать понятийным аппаратом. Законодатель в законе 44-ФЗ не установил понятие «государственные и муниципальные нужды». Следует привести в данном случае слова Тихомирова Ю.А., который отметил, что отсутствие дефиниций в законе, регламентирующим экономическую деятельность, является критерием корруп-циогенности нормативного акта5.

В словаре Ожегова С.И. под понятием «нужда» подразумевается потребность в чем-либо6[6].

Рассуждая логически, под понятиями «государственные и муниципальные нужды» следует подразумевать «удовлетворение потребностей государственных, муниципальных органов в чем-либо для выполнения своих функций, для повышения благосостояния населения, проживающего на территории муниципального образования или субъекта Российской Федерации» или же указанное определение можно взять из утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государствен-

4 См.: Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961))

5 См.: Тихомиров, А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.С. Тихомиров. — М., 2009. — 25 с.

6 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой М.: Рус.язык, 1990

ных и муниципальных нужд»7[7], где под понятием «нужды» подразумевалось удовлетворение потребности заказчиков в товарах, работах и услугах для осуществления своих функций и полномочий.

2. Следующее, на что хотелось бы обратить внимание. На основании статей 41, 94 закона 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов, экспертные организации для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ. Но в законе 44-ФЗ не указано, каким документом оформляются результаты экспертизы и оформляется ли оно вообще, если да, то каким образом, каковы требования к документам по оформлению результатов экспертизы, к содержанию документа и так далее.

Например, в Италии, для того, чтобы в школах кормили детей качественными продуктами, каждая школа должна учредить свою собственную «комиссию по столовым», состоящую из родителей школьников и, сформированную на три года, для оценки контроля и качества питания школьников8 [8].

Детально прописать в статье тридцать девятой закона 44-ФЗ содержание экспертного заключения. Оно должно содержать в себе:

Место и время проведения экспертизы;

Сведения об эксперте (Ф.И.О., образование, с указание наименования учебного заведения, номера диплома, год выпуска, специальность, должность, трудовой стаж)

Вопросы, на которые обязан ответить эксперт. Вопросы должны быть направлены на получение сведений о качестве выполняемых работ, поставленных товаров, оказанных услуг, об их потребительских и функциональных свойствах. Ни в коем случае не задавать вопросы по применению закона 44-ФЗ;

Информация о лицах, присутствующих при проведении экспертизы. Это могут быть поставщики, подрядчики, исполнители, заказчики и т.д.;

Объекты и предметы исследования;

Результаты исследований с указанием методов исследования о качестве выполняемых работ, поставленных товаров, оказанных услуг, об их потребительских и функциональных свойствах.

Объективная оценка результатов исследования, обоснованные и однозначные выводы по поставленным вопросам.

В экспертном заключении в обязательном порядке должна содержаться информация о предупреждении за ложное заключение эксперта, на основании статьи 307 Уголовного кодекса Российской Федерации9[9].

3. На основании статьи 22 закона 44-ФЗ установлен порядок формирования начальной максимальной цены контракта. Среди прочих методов указан - метод сопоставимых рыночных цен. Нормативных документов, согласно которым устанавливалась цена на ту или иную продукции в том или ином регионе, районе Рос-

7 См.: Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105

8 См.: Государственные закупки в странах ЕС (на примере Италии и Великобритании)// http://grow.clicr.rU/publication/1

9 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954,

сийской Федерации, которая являлась источником для формирования начальной максимально цены контракта не установлено. На сегодняшний день, при формировании начальной максимальной цены контракта в южной части России, можно брать цены, которые установились на Северах или Сибири, Камчатке и так далее. Возникают ситуации, когда заказчик устанавливает слишком завышенные цены, например, при проведении строительно-монтажных работ, возведении зданий и сооружений.

Необходимо установить источники формирования начальной максимальной цены контракта в зависимости от региона, района для исключения коррупционной составляющей и, соответственно, изменить часть третью статьи двадцать второй и изложить в следующей редакции: «3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих, региональных и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуги».

Участие в проведении государственных закупках недобросовестных поставщиков. Так, например, в Постановлении Восьмого Арбитражного апелляционного суда Российской Федерации от 31 июля 2015 г. № 08АП-5731/2015 по делу № А75-2002/2015 установлено, что в случае, когда участник заявлен в реестре недобросовестных поставщиков в качестве учредителя юридического лица, он может участвовать в следующих закупках как индивидуальный предприниматель. Может возникнуть ситуация, как учредитель или руководитель юридического лица исполнитель не смог исполнить контракт, а как индивидуальный предприниматель он сможет его исполнить. Теряется полностью смысл ведения данного реестра недобросовестных поставщиков. Для исключения участия в закупках недобросовестных поставщиков, в статью сто четвертую закона 44-ФЗ включить текст следующего содержания «руководитель юридического лица, учредитель юридического лица, внесенного в реестр недобросовестных поставщиков, не может участвовать в закупках ни в качестве руководителя, ни учредителя юридического лица, ни индивидуального предпринимателя».

На основании статьи 31 Закона 44-ФЗ установлены требования к участникам закупок, но не установлена обязанность подтверждать участниками закупок, соответствия указанным требованиям, тогда как во Франции предусмотрена обязанность «государственного покупателя» проверить профессиональные, специальные и финансовые гарантии претендентов на государ-10

ственный контракт .

Кто занимается закупками, им известна схема «таран» при проведении электронного аукциона, которая заключается в следующем, что из трех фирм, участвующих в электронном аукционе, две из них подставные, и они начинают уменьшать цены на аукционе. В основном борьба идет между этими подставными фирмами с целью занижения цены. Третья фирма предлагает цену выше, чем подставные фирмы, но ниже, чем предлагают остальные участники закупок. В результате аукцион выигрывает одна из двух подставных фирм. И когда они отказываются от заключения контракта, контракт заключается с третьей из их «ко-

10 См.: Правовое регулирование государственных контрактов во Франции - процессуальная гарантия соблюдения основополагающих принципов. Семинар в Москве 10 ноября 2009 г.// economy.gov.ru/wps/.../regulirovanie_gos_prava_france.doc?

манды». То есть налицо сговор участников или же возникает угроза срыва проведения аукциона.

Или же другой вариант сговора. Когда один и тот же участник регистрирует несколько фирм и каждая из них участвует в одной и той же закупке, при этом представляя один и тот же пакет документов лишь различными названиями фирм и указанием цены. Как ни крути - выиграет указанный участник закупки.

Более того, на сегодняшний день участник декларируют в своих заявках данные о наличии судимости руководителя и главного бухгалтера, наличии и отсутствии недоимки и задолженности по обязательным платежам в бюджет, без опасения того, что их данные окажутся недостоверными. Заказчик не имеет права и возможности проверять указанные в декларации сведения. Таким образом, теряется смысл проведения таких процедур.

Соответственно, для обеспечения и исключения в дальнейшем при заключении контракта на выполнение работ, оказания услуг, поставки каких-либо неясностей и сокращения сроков заключения контракта, в статью тридцать первую закона 44-ФЗ следует добавить норму следующего содержания «Участник закупки обязан подтверждать соответствия указанным требованиям и нести ответственность за достоверность представленных сведений в установленном законодательством порядке».

6. Лингвистическое построение норм закона. Например, в случае рассмотрения пункта тридцать третьего статьи девяносто третьей закона 44-ФЗ, где указано «заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами». Указанный пункт можно прочитать, истолковывая его с двух позиций:

Оказание услуг физическим лицом, как преподавательских услуг, так и услуг экскурсовода (гида);

Оказание услуг физическим лицом только услуг экскурсовода (гида).

Далее. Пунктом 8 части 2 статьи 83 закона 44-ФЗ установлены случаи проведения запроса предложений, в том числе: признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися. Возникает аналогичная ситуация - двоякое прочтение, которое заключается в том, что запрос предложений проводить после повторного электронного аукциона или сразу после первого случая проведения аукциона, который признан не состоявшимся.

Далее, в части 1 статьи 26 закона 44-ФЗ прописано «не допускается возлагать на уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на... подписание контракта». В пункте третьем части пятой этой же статьи установлено, что уполномоченные органы имеют полномочия на «заключение государственных и муниципальных контрактов». Возникает неясность при применении данной нормы. Заключение контракта подразумевает несколько стадий: установление условий контракта, предмета контракта, срок контракта, достижение соглашений по указанным условиям, и контракт считается заключенным с момента подписания контракта. Ответ на данный вопрос остается открытым.

- В части 1 вышеназванной статьи, уполномоченный орган не имеет права подписывать любой контракт, в части 5 говорится, что он может «заключать государственный и муниципальный контракт». Следует только догадываться, что имел в виду в данном случае законодатель. Может из всех видов контрактов, уполномоченный орган имеет право подписывать только госу-

дарственный и муниципальный контракт? Но следует возразить, что денежные средства выделяются из государственного или же муниципального бюджета и любой контракт можно считать государственным или муниципальным.

С целью однозначного прочтения норм закона 44-ФЗ следует внести изменения следующего характера.

В статье 26 закона 44-ФЗ, четко прописать, что подразумевается под заключением контракта или же исключить из части 1 статьи 26 слова «подписание контракта».

Пункт тридцать третий статьи девяносто третьей изложить в следующей редакции «заключение контракта на оказание преподавательских услуг физическими лицами, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами»

Пункт 8 части 2 статьи 83 изложить в следующей редакции «признания повторного конкурса, повторного электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона».

7. В статье 95 закона 44-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта. Если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги. Возникает вопрос, каким образом определить объем оказанной услуги, например, информационной?

Необходимо установить способы определения объема оказанных информационных услуг. К ним, например, необходимо отнести:

- количество посещения интернет-сайта;

- количество скачивания модульных материалов, пакетов документов;

- количество обращений, телефонных звонков для связи со специалистами и так далее. Так как тема по определению объема оказанных информационных услуг широкая, в настоящей статье рассмотреть ее в полном объеме не представляется возможным.

8. При заключении контракта с единственным поставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ установлено, что нет необходимости размещения в единой информационной сети извещения о закупке. Однако при прочтении части 14 статьи 21 установлено внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за 10 дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки. Норма носит императивный характер. Из-за несогласованности норм закона 44-ФЗ, на практике возникает вопрос, до осуществления закупки у единственного поставщика обязательно ждать 10 дней или же сразу возникает возможность осуществить закупку, не дожидаясь этих 10 дней.

Соответственно, внести изменения в часть четырнадцатую статьи двадцать первой «14.«Внесение в соот-

ветствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, за исключением пунктов 4 и 5 статьи 93 настоящего закона».

9. Отсутствие единообразия исчисления количества дней при планировании и осуществлении закупки. Например, при проведении запроса котировки на основании части первой статьи семьдесят четвертой закона 44-ФЗ количество дней исчисляется в рабочих днях в случае размещения информации в единой информационной системе, а уже в части тринадцатой статьи семьдесят восьмой закона 44-ФЗ исчисляется в календарных днях при заключении контракта. Необходимо во избежание путаницы, все дни, указанные в законе 44-ФЗ исчислять в рабочих днях.

Необходимо, чтобы контрактная система полностью отвечала реалиям сегодняшнего времени, давала больший доступ для отечественных товаропроизводи-телей11,12[11,12]. Описание объекта закупки. Например, органам социального обеспечения согласно индивидуальному плану реабилитации инвалида необходимо закупить инвалидную коляску определенной марки, модификации, немецкого производства, прописанного врачебной комиссией. Согласно статье тридцать третьей полностью описать конкретную закупку с указанием марки коляски, нельзя, так налицо нарушение федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции»13 [13]. Нередко на практике случается так, что приобретается инвалидная коляска производства Республики Китай, но существенно более низкого качества, и вместе с тем, нарушается индивидуальный план реабилитации инвалида. Приобретена не та коляска, что прописана врачебной комиссией, и соответственно, человек, которому предназначалась данная коляска, не может в полном объеме пройти курс реабилитации.

Для реабилитации инвалидов, возврата их к полноценной жизни, внести изменения в пункт первый части первой статьи тридцать третьей текст следующего содержания после слов «на указанные машины и оборудование» добавив слова «за исключением закупок, согласно индивидуальному плану реабилитации инвалида»;

11. На основании статьи 37 закона 44-ФЗ установлено в случае демпинга, то есть снижении контракта на двадцать пять и более процентов начальной максимальной цены контракта, участниками закупок при проведении конкурса и аукциона, участник обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки. Законодателем не установлено, какие документы будут являться обоснованием предполагаемой цены контракта, а также подтверждением наличия товара у участника закупки. По-

11 См.: Государственные закупки: новый уровень регулирования GB.BY. www. gb. by/.. ./gosudarstvennye-zakupki-novyi-uroven-reg 00000.

См.: Карел де Гухт и Мишель Барниер. О рынках Европы и стремлении к свободному рынку Почему новый международный инструмент государственных закупок откроет рынки по всему миру// eeas.europa.eu/delegations/.../eu.../public_procurement_ru.pdf

13 См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О за-

щите конкуренции»// "Собрание законодательства РФ",

31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

становлением 6 Арбитражного апелляционного суда от 19.10. 2015 года № 06АП-4330/2015 по делу № А 73-5696/2015 установлено, что для подтверждения наличия товара справки со склада недостаточно. Вопрос остается открытым.

Хотелось, чтобы законодатель установил перечень требуемых документов при демпинге цен у участника закупки, путем добавления в часть десятую статьи тридцать седьмой закона 44-ФЗ текст следующего содержания:

«Обоснованием предлагаемой цены также могут являться контракт с поставщиком товаров, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), акты приёма-передачи указанных товаров в адрес участника закупки.

Документами, подтверждающими наличие товара у участника закупки, могут являться: журнал учета движения товара на складе, товарные накладные, акты приёма-передачи».

12. Среди участников контрактной системы, согласно закону 44-ФЗ, указан и орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок. Далее, в части 12 статьи 94 закона 44-ФЗ указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения, соответственно, в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).

Далее, в части 8 статьи 97 закона 44-ФЗ установлено, что в соответствии с актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органами местного самоуправления может осуществляться мониторинг закупок для обеспечения соответственно нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд.

Таким образом, органы местного самоуправления могут осуществлять мониторинг в сфере закупок и устанавливать порядок размещения отчетов по осуществлению закупок.

Однако рассматривая нормы Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 14 [8], ни мониторинг закупок, ни порядок размещения отчетов контрактной системы не нашли отражение.

13. В статье 54 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных

14 Федеральный закон от 06.10.2003 №» 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822

и муниципальных нужд и за счет средств местного бюджета.

В статье 82.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указаны особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации. В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками.

Закупки иных товаров, услуг для обеспечения муниципальных нужд, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), но не включенных в перечень, осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 года № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов»15[15] в Республике Коми к ним определены Вуктыльский, Ижемский, Интинский, Печорский, Троицко-Печорский, Усинский, Усть-Цилемский районы.

То есть закупки товаров для обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется на основании контрактной системы. Вчитываясь в строки, становится очевидным, что завоз должен быть произведен в ограниченные сроки. Однако указанное, не нашло своего отражения в законодательстве, регулирующих сферу закупок.

Конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос котировок, запрос предложений, запрос котировок являются конкурентными и самый минимальный срок выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров может доходить от 1 месяца до нескольких, что негативно сказывается на сроках завоза

15 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)»// Собрание законодательства Российской Федерации от 29.05.2000 г., № 22, ст. 2316

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В статье 93 закона 44-ФЗ установлены случаи закупки у единственного поставщика. Думается, что наиболее целесообразным будет закупка по «Северному завозу» у единственного поставщика. Кто-то может возразить по поводу того, что возникает коррупциогенный фактор. Но при этом, следует отметить, что имеется возможность не только выделить в отдельный пункт статьи 93 закона 44-ФЗ «Северный завоз», но существуют и пункты 4 и 5, где также имеется возможность добавить строки следующего содержания «для доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов».

Пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что закупку у единственного поставщика возможно в том случае, когда осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышает 100 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 миллиона рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. И после указанных слов, добавить «а также для доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов».

Пунктом пятым части первой статьи девяносто третьей закона 44-ФЗ установлено осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, а также для доставки в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченным сроком завоза грузов на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей;

14. Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Фе-дерации»16 [10] определено, что «образовательная организация» - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности

16 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598

в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. А также установлено понятие, «организация, осуществляющая обучение - это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности». Соответственно, разделены понятия «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение».

На основании пункта 5 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ установлено, что закупку на основании данного пункта могут осуществлять только образовательные организации, то есть школы, средние специальные учебные заведения, но не могут произвести закупки на основании данного пункта детские дома, дома школьников, дома творчества

Соответственно, нужно дополнить пункт 5 части 1 статьи 93 закона 44-Фз после слов «Образовательная организация» словами «Организации, осуществляющими образовательную деятельность».

В заключение данной статьи хочется отметить, что на сегодняшний день закон 44-ФЗ регламентирует отношения только по описанию объекта закупки, сроков размещения документации в единой информационной системе, но не способствует искоренению злоупотреблений в сфере закупок и не является на сегодняшний день эффективным нормативным документом с правовой точки зрения, что создает дополнительные риски для заказчиков при осуществлении закупочной деятельности

Список литературы:

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 08.04.2013, № 14, ст. 1652.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов/Под ред. Н.Ю. Шведовой ,М.: Рус.язык, 1990.

3. Тихомиров, А.С. Институт государственного и муниципального заказа в административном праве: ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук [Текст] / А.С. Тихомиров. — М., 2009. — 25 с.

4. Кураков Л.П., Кураков В.Л. большой толковый словарь экономических и юридических терминов. - М. Вуз и школа, 2001. - 720 с

5. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 марта 2014 г. № 15К (961))

6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.

7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, № 25, ст. 2954

8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434

9. Федеральный закон от 06.10.2003 №» 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822

10. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с

ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.05.2000 г., № 22, ст. 2316

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598

12. Дараган В.В. Влияние процесса Евроинтеграции на сферу государственных закупок в Украи-не//11Йр://суЬег1етпка.ш/аг^с1е/пМуате-рго1зе88а-еугот{едга18и-па^еги-до8^аг81уеппу1'1-2акирок-у-икга1пе-1

13. Государственные закупки в странах ЕС (на примере Италии и Великобритании) // http://grow.clicr.ru/ риЫюа^опЛ

14. Правовое регулирование государственных контрактов во Франции - процессуальная гарантия соблюдения основополагающих принципов. Семинар в Москве 10 ноября 2009 г.// economy.gov.ru/wps/.../ гедиН гоуа те_д оэ_р гауа_1га псе.с1ос?..

15. Государственные закупки: новый уровень регулирования | GB.BY.www.gb.by/.../gosuCarstvennye-zakupki-поууьигоуеп-гед_00000.

16. Карел де Гухт и Мишель Барниер. О рынках Европы и стремлении к свободному рынку Почему новый международный инструмент государственных закупок откроет рынки по всему миру// eeas.europa.eu/delegati-ons/.../eu.../public_pгocuгement_гu.pCf

17. Гук Д.В. Проблемные вопросы уголовно-правовой квалификации использования «фирм-однодневок» для хищений денежных средств, выделенных на закупки для государственных нужд // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 1, стр.50-52

18. Белов В.Е. К вопросу о квалификационных требованиях в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, № 5, стр.24-28

19. Красуля (Шикалова) Е.В. Пробелы в правовом регулировании порядка предоставления преференций отдельным участникам рынка государственных закупок. // Пробелы в российской законодательстве, № 8, стр. 139-141

20. Коновалова З.А. Контрактная система и принцип эффективности // Государство и право в изменяющемся мире материалы научно-практической конференции Н. Новгород, № 4, 2015 г., часть 4 // http:/aгbiг.гu/miscellany/

Рецензия

на статью «Организационно-правовые проблемы в сфере закупок» доцента кафедры государственно-правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления Коноваловой Зинаиды Алексеевны

Тема статьи Коноваловой Зинаиды Алексеевны является актуальной и представляет собой не только научный, но и практический интерес. В статье освещена закупочная деятельность с правовой точки зрения.

Цель работы состоит в выявлении проблемы применения правовых норм, регламентирующих контрактную систему в сфере закупок, риски правового характера для заказчиков. Использованы различные методы исследования, в том числе: анализа, синтеза, сравнения.

В результаты исследования выявлены проблемы применения правовых норм, регламентирующих сферу закупки и определены пути по их разрешению.

Научная новизна статьи заключается в определении правовых проблем в сфере закупок, характерные для северных регионов Российской Федерации

Реализация предложенных путей решения правовых проблем ведет к совершенствованию закупочной деятельности и предупреждению злоупотреблений в сфере закупок.

В целом статья доцента кафедры государственной правовых дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления «Организационно-правовые проблемы в сфере закупок» обладает научной и практической значимостью, удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и рекомендована к печати.

Декан юридического факультета Коми республиканской академии государственной службы и управления, доцент, к.ю.н. О.В. Воронцова

Статья проверена, оригинальность текста составляет 70 %.

Снижение уровня оригинальности вызвано цитированием законодательства Федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.