Научная статья на тему 'Совершенствование правового обеспечения взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия'

Совершенствование правового обеспечения взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
710
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА ОРУЖИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ARMS SMUGGLING / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR / CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE CUSTOMS OFFICE / INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кувалдин В. П., Юрьев Э. Э.

Показана необходимость разработки межведомственного нормативного правового акта (инструкции), регулирующего вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия. Предложены структура и содержание такой Иинструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE THE LEGAL INTEROPERABILITY WITH OPERATIONAL DEPARTMENTS OF THE INTERIOR AND THE CUSTOMS SERVICE TO COMBAT ARMS SMUGGLING

Shows the need for inter-agency regulatory act (Instruction), regulating the interaction of operational units of the Interior and the Customs Service to combat arms smuggling. Proposed structure and content of such instructions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правового обеспечения взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса ^^

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ В БОРЬБЕ С КОНТРАБАНДОЙ ОРУЖИЯ

В.П. Кувалдин,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России;

Э.Э. Юрьев,

адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России Научная специальность:12.00.09 — уголовный процесс

E-mail: emil99@mail.ru

Аннотация. Показана необходимость разработки межведомственного нормативного правового акта (инструкции), регулирующего вопросы взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с контрабандой оружия. Предложены структура и содержание такой Иинструкции.

Ключевые слова: контрабанда оружия, оперативные подразделения органов внутренних дел, оперативные подразделения таможенной службы, взаимодействие.

IMPROVE THE LEGAL INTEROPERABILITY WITH OPERATIONAL DEPARTMENTS OF THE INTERIOR AND THE CUSTOMS SERVICE TO COMBAT ARMS SMUGGLING

V. P. Kuvaldin,

professor of chair of operational search activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

E.E.Yuryev,

graduated in a military academy of chair of operational search activity of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. Shows the need for inter-agency regulatory act (Instruction), regulating the interaction of operational units of the Interior and the Customs Service to combat arms smuggling. Proposed structure and content of such instructions.

Keywords: arms smuggling, Criminal Investigation Departments of the Ministry of the Interior, Criminal Investigation Departments of the Customs Office, interaction.

Правоохранительная деятельность в сфере борьбы с контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (далее контрабанда оружия) является многосубъектной.

Оперативно-розыскными силами, средствами и методами ее осуществляют, в частности, органы Федеральной службы безопасности (в том числе пограничной службы), Федеральной таможенной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

службы (ФТС), внутренних дел (ОВД) Российской Федерации. Многосубъектность сложилась в силу ряда причин, среди которых:

- историческая преемственность отнесения тех или иных преступлений к подведомственности определенных правоохранительных органов;

- развивающиеся теоретические и законодательные представления об контрабанде, как государственном1 или, в противовес этому, - экономическом преступлении (ст. 188 УК РФ до декабря 2011 г.), или преступлении против общественной безопасности и общественного порядка (ст. 226.1 УК РФ);

- специфика внешнеэкономической деятельности и таможенно-пограничного режима, требующие от субъекта оперативно-розыскной деятельности, осуществляющего борьбу с контрабандой, специальных знаний в области таможенного дела.

Каждый из перечисленных субъектов, осуществляющих борьбу с контрабандой оружия, занимает в этой системе строго определенное законом место. Не смотря на общность задач, перечисленных в статье 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», они независимы в решений их своими силами, средствами и методами, исключающими подмену одного ведомства другим. Вместе с тем, рассматриваемые субъекты, решая одни и те же или во многом сходные (смежные) задачи, вынуждены осознанно вступать между собой в те или иные отношения, взаимодействовать друг с другом. В процессе взаимодействия между субъектами устанавливается взаимная связь, выражающаяся в совместной и согласованной деятельности. Средства, обеспечивающие регулирование такой деятельности, могут выступать в форме правовых или организационных отношений.

Организационные отношения в согласованных действиях оперативных подразделений ОВД и ТС в борьбе с контрабандой оружия возникают при решении конкретных оперативно-тактических задач (документирование преступных действий разрабатываемых; реализация дел оперативного учета; выявление организованных преступных групп, представляющих взаимный оперативный интерес и т.д.). Такие согласованные действия могут основываться как на нормативных актах, так и на разово-договорных отношениях. Последние можно определить как инициативно-временные. На практике под воздействием конкретной оперативно-розыскной ситуации инициативно-временное согласование действий рассматриваемых субъектов приобретает доминирующий характер. По данным опроса оперативных сотрудников ОВД и ТС, предписанный в нормативных актах порядок взаимодействия не всегда срабатывает, а инициативно-временная форма согласованности может активно развиваться и

дополнять правовые предписания. С одной стороны, она выступает как вынужденная мера реагирования на объективные процессы развития криминальной ситуации, а с другой — добровольной инициативой профессионального понимания своих функциональных обязанностей представителями единой правоохранительной системы государства.

По результатам проведенного исследования с инициативой чаще выступают оперативные подразделения таможенных органов (29% опрошенных сотрудников ТС, 11% - подразделений УР). Со стороны сотрудников ТС такая потребность возникает при реализации дел оперативного учета с целью установления источников контрабанды оружия; со стороны УР — при документировании преступных действий по незаконному приобретению, сбыту и хранению оружия (ст. 222 УК РФ).

Представляется, что для наиболее эффективного достижения целей взаимодействия оперативных подразделений ОВД и ТС в борьбе с контрабандой оружия наряду с организационными необходимо прежде всего совершенствовать правовые отношения. Наиболее важный момент правового регулирования взаимодействия ОВД и ТС в борьбе с контрабандой оружия заключается в том, что с его помощью:

- обеспечивается целенаправленность и упорядоченность совместной деятельности;

- устанавливается определенные допустимые пределы отношений, деятельности, каких-либо действий;

- учитываются особенности и возможности взаимодействующих сторон.

В общей системе правовых актов, регламентирующих деятельность оперативных подразделений ОВД и ТС, важное место занимают ведомственные нормативные акты, которые являются одним из основных средств организационно- правового обеспечения неукоснительного и единообразного исполнения Российских законов, подзаконных актов в части согласования или совместной деятельности по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью.

Анализ ведомственной нормативной правовой базы органов внутренних дел2 и таможенной службы3 и практики их деятельности показывает, что их межведомственное взаимодействие осуществляется:

- внутри министерств (ведомств) при решении вопросов об организации взаимодействия как функции в целях решения поставленных задач с соответствующим нормативным обеспечением (разработка и введение в действие совместных соглашений (договоров), приказов, инструкций, совместных решений, положений и т.д.).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

- на уровне центральных аппаратов МВД и ФТС России непосредственно организуется процесс взаимодействия и осуществляется контроль за исполнение принятых решений.

- на уровне МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации и оперативных подразделений ТС непосредственно организуется процесс взаимодействия и осуществляется контроль за исполнением принятых решений.

- на уровне оперативных подразделений ГО-РОВД и территориальных органов ТС (таможни) непосредственно осуществляются мероприятия по реализации планов взаимодействия (в нашем случае по борьбе с контрабандой - оружия).

В данной статье сделан акцент на двух последних уровнях их взаимодействия. Только на этих уровнях можно предметно говорить о другом структурно-содержательном признаке взаимодействия — о рациональном использовании сил, средств и методов взаимодействующих субъектов.

Взаимодействие на этих уровнях предполагает, во-первых, разработку и принятие совместных документов, определяющих приоритетные направления, формы, методы, сроки совместных действий; во-вторых, постоянный, взаимный обмен информацией; в-третьих, совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий и операций; в-четвертых, взаимное использование сил и средств в порядке взаимопомощи и др.

Содержание рассмотренных ведомственных актов МВД и ФТС Российской Федерации показывает, что они в своей основе направлены на уточнение компетенции каждого субъекта правоприменения либо в самой общей форме декларируют намерения о целях и задачах взаимодействия, без установления организационно-правового механизма его функционирования. Такая же картина наблюдается по результатам анализа нормативных правовых документов, регламентирующих процесс их взаимодействия в исследуемой и других сферах деятельности4.

Анализируя изложенное, можно отметить, что совершенствование правовых основ взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы, в нашем случае в борьбе с контрабандой оружия, а также ликвидации большинства из названных упущений, на наш взгляд, возможно с помощью принятия специального межведомственного нормативного правового документа на уровне МВД и ФТС России, регулирующего порядок исследуемого взаимодействия.

Представляется необходимой разработка и двухсторонняя подготовка межведомственного Положения (Инструкции) по вопросам борьбы с уголовно-наказуемой контрабандой, обозначенной в ст. 2261 УК РФ, куда входит контрабанда «огнестрель-

ного оружия или его составных частей, взрывных устройств, боеприпасов». Подобный нормативный документ будет отражать объективную потребность в совершенствовании правовой основы регулирования проблем взаимодействия ОВД и ТО в борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой, в том числе и оружия.

На наш взгляд, в предлагаемом межведомственном нормативном правовом документе необходимо обосновать потребность в совершенствовании правовой основы взаимодействия, определить его направления и формы. Кроме того, необходимо закрепить подготовку и проведение совместных мероприятий по выявлению, предупреждению и раскрытию контрабанды оружия на основе совместного анализа оперативной обстановки, складывающейся в этой сфере. Этот вывод поддерживают и опрошенные нами оперативные сотрудники ОВД и ТС, 80% которых высказались за принятие такой межведомственной Инструкции.

Структура данного межведомственного нормативного документа представляется следующей:

В первом разделе («Общие положения»), на наш взгляд, должны быть отражены требования Конституции, законодательных и подзаконных нормативных актов, определившие полномочия органов внутренних дел и таможенной службы в борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой.

Второй раздел Положения («Основные направления взаимодействия») должен быть посвящен основным направлениям взаимодействия и развития ряда законодательных положений о его механизме.

В разделе должно быть отражено, что взаимодействующие субъекты разрабатывают и проводят совместные мероприятия по предупреждению, выявлению и раскрытию уголовно-наказуемой контрабанды на основе анализа оперативной обстановки, складывающейся в этой сфере. В этих целях они осуществляют следующие мероприятия:

- обмен информацией об источниках и каналах контрабандного ввоза в Российскую Федерацию сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей, а также передача аналогичных сведений при их незаконном вывозе за рубеж;

- обмен имеющейся информацией о лицах, зани-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного процесса

мающихся перемещением через государственную границу Российской Федерации предметов уголовно-наказуемой контрабанды, в целях проведения совместных мероприятий по документированию их преступной деятельности;

- разработка и внесение совместных предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений, в соответствующие министерства, ведомства и организации в соответствии с предоставленной компетенцией;

- оказании взаимной помощи в осуществлении научных исследований, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.

В третьем разделе Положения («Функциональные обязанности субъектов взаимодействия») должны быть определены основные функции структурных подразделений (по направлению контрабанды, указанным в ст. 2261 УК РФ) ОВД и ТС, осуществляемые в ходе взаимодействия. Эти функции должны детализировать функциональные обязанности каждого субъекта в отдельности.

В четвертом отделе Положения («Организационные формы взаимодействия») должны быть указаны следующие организационные формы взаимодействия:

Взаимодействие органов внутренних дел и таможенных органов при проведении мероприятий по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов.

Отдельные мероприятия по раскрытию конкретных преступлений, требующих объединения усилий, проводятся по взаимной договоренности.

Обмен информацией по интересующим вопросам осуществляется по мере её поступления, как правило, в письменном виде, с соблюдением мер режима секретности и конспирации.

Координация взаимодействия ОВД и ТО при решении вопросов организации борьбы с уголовно-наказуемой контрабандой возлагается на специально-созданные совместные рабочие группы.

Анализ и обобщение результатов взаимодействия рабочей группы. По итогам обобщения, при необходимости, вносятся коррективы в организацию дальнейшей совместной деятельности.

Нами была предпринята на основании результатов проведенного исследования попытка осмыслить содержательную часть предлагаемого межведомственного нормативного акта, определяющего вопросы взаимодействия оперативных подразделений

ОВД и ТС в борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой, в этом числе оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Еще раз следует подчеркнуть, что подготовка нормативной правовой базы, а также разработка и подписание (утверждение) руководителями МВД и ФТС соответствующих документов о взаимодействии является той основой, по которой должна строиться совместная деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел и таможенной службы по борьбе с контрабандой оружия.

Такое Положение, на наш взгляд, отвечает интересам усиления борьбы с контрабандой оружия, так как современный уровень взаимодействия ОВД и ТС оценивается оперативными работниками обеих ведомств неудовлетворительно. Утверждая это мы исходим из результатов анкетного опроса оперативного состава обоих правоохранительных ведомств. На вопрос «Как Вы оцениваете современный уровень взаимодействия оперативных подразделений ОВД и ТС в борьбе с контрабандой оружия» ответили: удовлетворительным — 20%, неудовлетворительным — 40%, плохим — 40%, совершенно не отвечающим борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой — 10%, хорошим — 0%, воздержались от оценки -10%

Повышение уровня и результативности взаимодействия респонденты видят: в издание межведомственного нормативного документа о взаимодействии оперативных подразделений в борьбе с уголовно-наказуемой контрабандой — 40%, а также во внесении в УПК специальной статьи, определяющей специализацию субъектов ОРД и необходимость их взаимодействия при предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений смешанной компетенции — 50%.

1 Дьяков С.В. Проблемы совершенствования законодательства о борьбе с государствен-ными преступлениями. в кн. «Организованная преступность — 3» - М.: Инфа-М, 1996. С. 214-215; Дьяков С.В. , Игнатов А.А., Корпушин М.П. Ответственность за государственные преступления. М., 1980. С. 154-159.

2 См.: например, Приказ МВД России от 26 июня 2008 г. № 280 «Об утверждении Поло-жения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Россий-ской Федерации при расследовании преступлений»

3 См.: Приказ ФТС от 20 октября 2009 года № 177 «Об утверждении Положения о Глав-ном управлении по борьбе с контрабандой». Приказы ФТС России: от 02.11.2005 г. № 1041 «О реорганизации регионального таможенного управления специальных операций»; от 30.10.2006 г. № 1066 «Об утверждении главного управления по борьбе с контрабандой»; от 30.10.2006 г. № 1065 «Об утверждении Положения об Управлении таможенных расследований и дознания».

4 См. например: совместное указание от 10.04.1997 года № 15/7 Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, Федеральной службы безопасности РФ, ФСНП РФ, ГТК России «Об усиление координации и взаимодей-ствия в борьбе с преступлениями и нарушениями законов в сфере внешнеэкономической деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.