Научная статья на тему 'Нормативно-правовое основание деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей в России и пути их совершенствования'

Нормативно-правовое основание деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей в России и пути их совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОХРАНА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КОНТРАБАНДА / CULTURAL PROPERTY PROTECTION / CUSTOMS AUTHORITIES / SOURCES OF LEGAL REGULATION / SMUGGLING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хазова В. Е., Иванченко А. Г.

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования деятельности таможенных органов по охране и защите культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хазова В. Е., Иванченко А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASE OF THE CUSTOMS OFFICES ON THE PROTECTION AND PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN RUSSIA AND WAYS TO IMPROVE THEM

The paper discusses some issues of legal regulation of customs authorities to protect and preserve cultural values.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое основание деятельности таможенных подразделений по охране и защите культурных ценностей в России и пути их совершенствования»

«изменения» личности и ее «развития». Основным способом бытия личности является развитие. Именно оно выражает потребность человека в реализации функции воплощения родовой сущности в индивидуальной форме. Возникает сложный вопрос: развитие личности есть самостоятельный процесс или он включен в общее психическое развитие человека? Этот вопрос вызвал разногласия между В.В. Давыдовым, Д.Б. Эльконнным, А.В. Петровским, Д.Н. Леонтьевым и др. Одни исследователи считают, что развитие психики и развитие личности находятся в непрерывном единстве, что нет «раздельного психического и личностного развития». Именно на этом был основан личностный принцип, согласно которому исследование психических процессов и состояний должно рассматриваться как исследование процессов и состояний личности. Б.Ф. Ломов выразил эту же мысль, подчеркнув, что превращение психических процессов в психические свойства личности происходит в ходе онтогенеза.

Рассмотрение психического развития в единстве с развитием личности можно считать основной тенденцией, представленной в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, В.В. Давыдова. Однако это не означает, что ученые не различают специфику психического и личностного развития личности раздельно, но при этом ссылаются на позицию Э.В. Ильенкова, который рассматривал проблему психики вообще и индивидуальной психики, в частности, как проблему личности.

А.В. Петровский обратил внимание на то, что тради -ционный подход к проблеме личности не знал различения развития личности и развития психики. Исходя из того, что личность и психика не тождественны, хотя и находятся в единстве, он высказал мысль, что развитие и личности (как системного социального качества индивида, субъекта общественных отношений), и психики образуют единство, но не тождество. Методологически недопустимое неразличение понятий «развитие личности» и «развитие психики» оказалось одной из основных причин деформации понимания движущих сил развития личности.

Процессы развития психики А.В. Петровский считает важнейшим компонентом, стороной, аспектом развитии личности человека, включенного в систему социальных отношений, но ими это развитие не исчерпывается. Изменение статуса личности, обретение престижа и авторитета, изменения в исполнении разных социальных ролей, формирование порядочности, коллективистского самоопределения, интеграции в группах и т.п. не могут быть рассмотрены как стороны развития психики и не могут быть сведены к нему.

Основной движущей силой развития личности, по мнению А.В. Петровского, выступает возникающее в системе межиндивидных отношений противоречие между потребностью индивида в персонализации (потребность быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития и функционирования этих общностей.

А.В. Петровским выделены два типа закономерностей возрастного развития личности. Во-первых, это внутренние психологические закономерности развития личности, определяемые внутренними противоречиями в системе внутри- и межгрупповых отношений, субъектом которых является личность. Во-вторых, это социальные закономерности развития личности, обусловливающие ее формирование в процессе вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными. Порождаемые последним типом закономерностей переходы личности на новые этапы развития зависят от значительного числа разных факторов, которые подготавливают возможности этих переходов. Не являясь моментами самодвижения развивающейся личности, они детерминируются включением индивида в тот или иной институт социализации.

Таким образом, в современной отечественной педагогической психологии накоплен обширный теоретический материал по проблеме источников, закономерностей и факторов онтогенетического развития личности, однако многие аспекты этой проблемы продолжают оставаться дискутируемыми и требуют дальнейших исследований.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В.Е. ХАЗОВА,

кандидат юридических наук, МосУ МВД России

А.Г. ИВАНЧЕНКО, соискатель МосУ МВД России 12.00.00 - юридические науки archi-1982@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые проблемы правового регулирования деятельности таможенных органов по охране и защите культурных ценностей.

Ключевые слова: культурные ценности, охрана, таможенные органы, источники правового регулирования, контрабанда.

LEGAL BASE OF THE CUSTOMS OFFICES ON THE PROTECTION AND PROTECTION OF CULTURAL PROPERTY IN RUSSIA AND WAYS TO

IMPROVE THEM

V.E. KHAZOVA,

candidate of law sciences, Moscow University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia A.G. IVANCHENKO,

competitor of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The paper discusses some issues of legal regulation of customs authorities to protect and preserve cultural values.

Key words: cultural property protection, customs authorities, sources of legal regulation, smuggling.

Законодательная база по правовой охране культурных ценностей включает в себя Конституцию РФ, ТамК, ГК, УК, Основы законодательства РФ о культуре, Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и некоторые другие нормативные правовые акты. Можно выделить правомочия, возникающие у таможенных органов на основании этих законодательных актов. Конституция РФ гарантирует право граждан на доступ к культурным ценностям и обязывает заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ч. 2, 3 ст. 44). Эта норма посредством ТамК (п. 5 ст. 408), УПК (п. 5 ст. 151), УК (ст. 188, 190) и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 6 ст. 13) конкретизируется в совокупность правил, предписаний и ограничений, которыми руководствуются таможенные подразделения, осуществляя свою деятельность.

Источники правового регулирования деятельности таможенных органов являются составной частью правовых источников, регулирующих деятельность всех правоохранительных органов России, в части, касающейся их компетенции применительно к борьбе с контрабандой культурных ценностей, включая оперативно-розыскную деятельность.

Традиционно систему нормативных правовых источников, составляющих правовую основу определенной сферы общественной жизни (в нашем случае — связанную с перемещением культурных ценностей через таможенную границу), принято делить на следующие

пять уровней (групп): 1) Конституция РФ и федеральные конституционные законы; 2) положения ТамК; 3) другие федеральные законы; 4) нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, правовые акты Федерального Собрания РФ); 5) межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты государственных органов1. Самостоятельное значение имеют международные правовые акты, поскольку в соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, в совокупности регулируют отношения в сфере международного оборота культурных ценностей. На их основе строится контроль уполномоченных федеральных органов, они являются также правовой основой борьбы с контрабандой культурных ценностей всех заинтересованных в этом государственных органов и общественных организаций, в том числе таможенных органов.

Система норм права базируется на основных положениях Конституции РФ, провозгласивших и закрепивших права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Их признание, соблюдение и защита — обязанность государства (ст. 2). Права и свободы являются непосредственно действующими,

определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Конституция РФ возлагает на Правительство РФ перечень полномочий в основных сферах жизни нашего общества, в том числе осуществление мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (п. «е» ч. 1 ст. 114). Эта норма ориентирована прежде всего на создание условий для защищенности физических и юридических лиц, а не только на создание финансовой и материально-технической базы для нормальной и эффективной деятельности судов и правоохранительных органов, периодическим отчетам о состоянии законности в стране и борьбе с преступностью2. В случае нарушения прав физических и юридических лиц Конституция РФ ориентирует судебные и правоохранительные органы на обеспечение принципа неотвратимости наказания.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении России и субъектов Федерации находятся охрана памятников истории и культуры, общие вопросы культуры, а в ведении Правительства РФ — обеспечение единой государственной политики в области культуры (п. «в» ч. 1 ст. 114).

Являясь основным законом, Конституция РФ лишь определяет стратегические направления деятельности для всех государственных органов. На ее базе происходит «становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре»3. Стратегию деятельности таможенных органов по претворению в жизнь конституционных основ определяют правовые акты — законы России.

Основополагающее место среди источников правового регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей принадлежит уголовному закону. Во-первых, само существование этой отрасли права играет важную роль в борьбе с преступностью, которая отражена в задачах УК (ст. 2) и целях наказания (ст. 43). В ч. 2 ст. 43 определяется, что целью наказания является исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Нормы уголовного права выполняют правоохранительную функцию, т.е., с одной стороны, предостерегают от совершения необдуманных поступков, которые могут повлечь за собой уголовное наказание, а с другой — предупреждают их совершение.

Во-вторых, нормы УК определяют понятие преступления и его признаки, а именно против каких действий или бездействия должна быть направлена деятельность таможенных органов в соответствии с их компетенцией в целях решения ими своих задач (ст. 14).

В-третьих, в ч. 4, 5 ст. 15 УК дается понятие тяжкого и особо тяжкого преступления, знание чего позволя-

ет принять решение о возможности или невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища в случаях, не терпящих отлагательства, без предварительного получения судебного решения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

В-четвертых, конкретизируя виды преступного поведения (в нашем случае — контрабанды культурных ценностей) в нормах Особенной части УК, законодатель тем самым позволяет таможенным органам определить объекты, представляющие для них профессиональный интерес.

УПК определяет компетенцию таможенных органов по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с контрабандой культурных ценностей. В частности, ч. 5 ст. 151 «Подследственность» определено, что по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 УК, предварительное следствие может производиться следователями органа, выявившего это преступление. А ч. 2 ст. 158 «Окончание предварительного расследования» УПК возлагает на органы дознания и предварительного расследования внесение представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления. Кроме того, в гл. 2 «Принципы уголовного судопроизводства» УПК определены основополагающие начала, которыми должны руководствоваться органы дознания и предварительного следствия.

Таможенные органы являются субъектом оперативно-розыскной деятельности (п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности») и соответственно органом дознания (ст. 151, 157 УПК). Вместе с тем УПК определяет государственную необходимость и целесообразность осуществления оперативно-розыскной деятельности «в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших, а также для принятия всех необходимых мер по предупреждению и пресечению преступлений»4. Кодекс с полным основанием можно рассматривать как совокупность норм, определяющих главные цели и пределы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Эта позиция находит свое подтверждение в ст. 1 УПК, согласно которой уголовно-процессуальное законодательство определяет порядок уголовного судопроизводства, т.е. является правовой основой для проведения процессуальных действий органами предварительного следствия и органами дознания таможенных органов, которые, как известно, осуществляются исключительно гласными мерами.

УПК, ТамК определен ряд функций, в том числе ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере

таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу культурных ценностей (п. 6 ст. 403 ТамК). С целью реализации своих функций таможенные органы в соответствии с п. 5 ст. 408 ТамК имеют право осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности.

Более детально права и обязанности по осуществлению оперативно-розыскной деятельности таможенных органов прописаны в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», являющимся правовой основой оперативно-розыскной деятельности ее субъектов в России. Одновременно Закон служит источником правового регулирования осуществления таможенными органами их правомочий, к которым относится и оперативно-розыскная деятельность (ст. 408 ТамК).

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» является правовой основой, которая, по замыслу законодателя, должна непосредственно регулировать оперативно-розыскную функцию органов, ее осуществляющих, и служить правовым источником для издания ведомственных нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, включая вопросы борьбы с контрабандой культурных ценностей.

Нельзя не упомянуть и о Законе РФ «О безопасности», который к основным функциям системы безопасности относит те, реализация которых допускается с использованием в этой деятельности специальных сил и средств (ч. 1 ст. 9, ч. 3 ст. 12). При этом к основным объектам системы безопасности (ч. 3 ст. 1) он относит личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность).

К силам, обеспечивающим безопасность объектов, наряду с другими, Закон РФ «О безопасности» относит и таможенные органы (ст. 12), в полномочия которых входит осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции (ч. 3 ст. 10).

Основными функциями таможенных органов Закон РФ «О безопасности» называет «выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации» (ч. 1 ст. 9). Само понятие «безопасность» в Законе опреде-

ляется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» (ч. 1 ст. 1).

Большинство исследователей отмечают в этой формулировке ограниченную трактовку безопасности, которая в реальности представляет собой не только «состояние», т.е. статику, но и активную деятельность субъектов обеспечения безопасности, т.е. динамику. Закон РФ «О безопасности» также с полным основанием можно отнести к системе источников правового регулирования борьбы с контрабандой культурных ценностей. Но Закон в меньшей степени регулирует деятельность таможенных органов и по характеру своих норм в отношении нее является бланкетным.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой политических, правовых, экономических, организационных и иных мер, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Вопрос о предупреждении возможных угроз следует рассматривать в контексте экономического развития, политической, социальной и культурной систем, социальных ценностей и перемен, а также в контексте новых международных и экономических отношений.

Отдельно следует упомянуть такой важнейший для таможенного дела законодательный акт, как Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который упоминает в качестве одной из мер, не носящих экономического характера, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов, меры, применяемые для защиты культурных ценностей (подп. 4 п. 1 ст. 32). Установленный с соответствии с федеральным законодательством и международными договорами России порядок перемещения культурных ценностей и порядок действий по пресечению их незаконного оборота через таможенную границу являются нетарифными ограничениями, не носящими экономического характера.

Большую группу нормативных правовых актов, регламентирующих борьбу с контрабандой культурных ценностей, составляют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (см., например, постановления Правительства РФ от 27 апреля 2001 г. № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей», от 1 октября 2001 г. № 700 «О подписании Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей», Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации»).

Последнюю группу нормативных правовых источников регламентирования борьбы с контрабандой культурных ценностей составляют ведомственные и межведомственные акты (приказы, инструкции) ФТС (ГТК) России. Право их издания было закреплено в п. 8 Положения ГТК России (см. приказ Генеральной

прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и ГТК России от 25 января 1997 г. № 69/777/425/700 «Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России», указание ГТК России от 8 июля 1993 г. № 01-12/712 «О порядке вывоза культурных ценностей»).

ФТС России в соответствии с Положением о ней до 11 мая 2006 г. была не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам таможенного дела. В то же время согласно п. 9.12 Положения руководитель службы на основании и во исполнение Конституции РФ, актов федерального законодательства, актов Президента РФ, Правительства РФ, Минэкономразвития России, Минфина России и Банка России издает приказы. Кроме того, ФТС России предоставлено право самостоятельно регламентировать осуществление правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной, деятельности. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 483 «Вопросы Федеральной таможенной службы» ФТС России наделена полномочиями по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела.

В соответствии с имеющейся нормативной правовой основой оперативно-розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию хищений предметов, имеющих культурную ценность, и их контрабанды осуществляется в тесном взаимодействии с Росохранкультурой, ФСБ России и МВД России, коллегами из стран СНГ, с использованием возможностей Интерпола и партнеров дальнего Зарубежья, что повышает ее эффективность.

При осуществлении деятельности по борьбе с контрабандой культурных ценностей должностные лица таможенных подразделений вступают в определенные правоотношения с государственными и муниципальными органами, коммерческими и частными организациями, общественными формированиями и отдельными гражданами.

Правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности понимаются как урегулированные правовыми нормами общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в связи с применением средств и методов оперативно-розыскной деятельности в целях предотвращения и раскрытия преступлений.

Выделим общие аспекты, которые характерны для правоотношений, возникающих при реализации оперативно-розыскной функции органами — субъектами оперативно-розыскной деятельности. Во-первых, эти правоотношения возникают при наличии действий и состояний, требующих применения мер оперативно-розыскного характера.

Во-вторых, эти правоотношения возникают в связи с применением специальных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности и в основе своей

регламентируются ведомственными нормативными актами ограниченного использования. В-третьих, все правоотношения, возникающие между оперативными сотрудниками таможенных органов и лицами, совершившими преступление, являются односторонними. То есть достижение положительного результата связывается не с осознанными положительными действиями объекта воздействия, а с целенаправленным воздействием субъекта этой деятельности.

Таким образом, специфика использования сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности в борьбе с контрабандой культурных ценностей заключается в том, что она проводится, как правило, вне уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений, в связи с чем должны быть четко обозначены права и обязанности как субъектов, так и объектов, которые не могут быть определены ведомственным нормативным регулированием5.

В нормативных правовых актах уделено много внимания проблемам борьбы с контрабандой культурных ценностей. Вместе с тем отдельные положения этих актов трактуются неоднозначно, что предопределяет необходимость их совершенствования. Совершенствование правовых основ деятельности таможенных органов по борьбе с контрабандой культурных ценностей нельзя связывать исключительно с совершенствованием норм ТамК. В силу многочисленности субъектов, осуществляющих государственный контроль над перемещением культурных ценностей через таможенную границу и борьбу с их контрабандой (Росохранкультура, Генеральная прокуратура РФ, ФСБ России, МВД России), внесение изменений в ТамК не позволит учесть специфику деятельности того или иного органа6.

1 Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001. С. 166-169.

2 Конституция Российской Федерации: Комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 486-493.

3 Там же. С. 3.

4 Гребельский Д.В. Полнее использовать оперативно-розыскные средства в обеспечении принципа неотвратимости наказания // Оперативно-розыскная работа. 1970. № 57. С. 10.

5 Горяинов К.К.Оперативно-розыскная деятельность в контексте правовой реальности // Проблемы совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. М., 1991. С. 11.

6 Токарев Е.В. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»: основные положения и перспективы развития законодательства в этой сфере // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в свете нового законодательства. М., 1995. С. 3-9; Кваша Ю.Ф., Сурков КВ. Возможности оптимизации законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в свете нового законодательства. С. 42-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.