Научная статья на тему 'Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения'

Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НЕЛИНЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРИНЦИПЫ НЕЛИНЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ НЕЛИНЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / EDUCATIONAL PROCESS / NONLINEAR EDUCATION / PRINCIPALS OF NONLINEAR EDUCATION / FORMS OF NONLINEAR EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Н. Г., Пчелинцева И. Г.

В статье рассматриваются некоторые подходы по организации нелинейного образовательного процесса в вузе. Раскрывается необходимость организации нелинейного образовательного процесса в вузе. Предложены условия по совершенствованию образовательного процесса в современном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL ON THE BASIS OF NONLINEAR ORGANIZATION OF EDUCATION

The article considers some approaches to organization of nonlinear educational process in higher schools. The necessity of nonlinear educational process organization is revealed. The conditions of improvement of educational process in modern higher school are suggested.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательного процесса в вузе на основе организации нелинейного обучения»

УДК 378.14

Milovanova N.G., Pchelintseva I.G. IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL ON THE BASIS OF NONLINEAR ORGANIZATION OF EDUCATION. The article considers some approaches to organization of nonlinear educational process in higher schools. The necessity of nonlinear educational process organization is revealed. The conditions of improvement of educational process in modern higher school are suggested.

Key words: educational process, nonlinear education, principals of nonlinear education, forms of nonlinear education, individual educational programme.

Н.Г. Милованова, д-р пед. наук, проф. Тюменского государственного университета, г. Тюмень,

E-mail: natamil2004@mail.ru; И.Г. Пчелинцева, д-р пед. наук, проф. Тюменского нефтегазового университета, г. Тюмень, E-mail: igptmn@gmail.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА О ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЛИНЕЙНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются некоторые подходы по организации нелинейного образовательного процесса в вузе. Раскрывается необходимость организации нелинейного образовательного процесса в вузе. Предложены условия по совершенствованию образовательного процесса в современном вузе.

Ключевые слова: образовательный процесс, нелинейное обучение, принципы нелинейного обучения, формы нелинейного обучения, индивидуальный учебный план.

Сложная коммуникативная развивающаяся педагогическая система современного вуза включает в себя информационнообменное взаимодействие «человек - информация - человек» и способствует нелинейной организации образовательного процесса.

Совершенствование образовательного процесса вуза предполагает системную интеграцию процессов информатизации и гуманизации, обеспечивая максимальное проявление достоинств каждого из процессов при трансформации всех элементов педагогической системы, отвечающих на вопросы: чему учить, кто, кого, как, с помощью чего осуществляется образовательный процесс.

Процесс обучения, как нелинейный, обладает свойством деления на подпроцессы, включающие в свой состав, в частности, следующие - процессы деятельности - преподавание и учение; психические процессы - мыслительные, мотивационные, познавательные; процессы самоорганизации и саморазвития и др. Как отмечает О.В. Акулова, в основе нелинейного процесса - не только соответствующие принципы классической дидактики, но и принципы интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа [1].

Принцип интерактивности раскрывает требование дидактики, которое проявляется в предоставлении возможности обучаемым самим выстраивать свой образовательный маршрут, реально участвовать в учении при поддерживающей роли тьютора.

Принцип рефлексии требует, чтобы учебные задания, определяющие содержание и способы учебной деятельности обучающегося, ставили обучаемого перед необходимостью самостоятельного завершения работы по формированию определенной системы знаний, побуждая его, таким образом, активно и сознательно осмысливать те умственные схемы и правила, в согласии с которыми он действует.

Принцип нелинейности информационных структур и процессов предопределяет ведущие нормативные требования к проектированию и реализации технологий обучения в нелинейном обучении. При этом приоритет имеют те из них, которые оказывают непосредственное воздействие на механизмы самоорганизации и саморегулирования систем обучения, продуцированных данной технологией. Один из путей реализации на практике этого принципа связан с нелинейным структурированием процесса обучения на основе разветвленных программ дисциплин, предоставляющих возможность учесть мотивационные установки, интересы, познавательные и другие личностные особенности обучающегося. Это позволяет каждому студенту разработать свой собственный индивидуальный учебный план.

Принцип комбинированного использования различных форм обучения фактически признает нецелесообразным применение в системах нелинейного обучения классических форм организации учебных занятий (традиционных лекций, семинаров и т. д.). Наибольшую эффективность принимает возмож-

ность перехода в течение занятия от одной формы обучения к другой и обратно, что для каждого студента определяется его индивидуальным познавательным потенциалом и успехами в достижении целей занятия.

Принцип комплексного использования мультимедиа требует, исходя их характера учебной задачи, сбалансированного применения на каждом занятии словесных, наглядных и практических методов. При этом преподаватель выстраивает гибкую и мобильную систему обучения, привлекая студентов к выбору вариантов различных форм аудиторной и внеаудиторной работы, поддерживая их самостоятельность и активность интенсивными коммуникациями посредством информационной образовательной среды.

Нелинейная» организация учебного процесса с использованием системы кредитно-зачетных единиц предполагает блочно-модульный принцип построения и реализации (освоения и преподавания) основной образовательной программы, при котором студенты имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса в отличие от «линейной» организации, когда все студенты изучают дисциплины образовательной программы строго последовательно в соответствии с логикой обучения, традициями и удобством для вуза.

Для реализации «нелинейной» системы необходимо использовать три формы учебного плана по каждой специальности (направлению) [2]:

- стабильные учебные планы - общие по специальности (направлению), служат для определения трудоемкости учебной работы каждого студента;

- рабочие учебные планы - для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей;

- индивидуальные рабочие планы - могут быть различными для студентов; эти учебные планы определяют образовательную траекторию обучающихся.

Дисциплины, зафиксированные в федеральном компоненте учебного плана, имеют тип «а» и «б». Дисциплины групп «б» и «в» создают предпосылки для «нелинейной» организации учебного процесса, принципиально отличающейся от ныне действующей в вузах России.

Основными чертами нелинейной системы являются:

• большая свобода выбора обучающимися дисциплин, перечисленных в учебном плане;

• личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

• вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин;

• введение системы кредитно-зачетных единиц для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине;

• широкие полномочия факультета (кафедры) в организации учебного процесса, в том числе, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей;

• обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;

• обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

Необходимо подчеркнуть, что кредитная система обучения является нелинейной системой обучения, которая может рассматриваться как способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса.

Нелинейное обучение предполагает использование специальных методов обучения, которые формируют у человека способность воспринимать нужную информацию в нужном месте и в нужное время. Происходит не механическое накапливание знаний «впрок», человек получает лишь необходимые понятия. Остальные знания получает как «информационный пакет», которым он может воспользоваться при необходимости. В некоторых вузах разработаны положения о составе информационного пакета, который включает комплект информационных материалов. Информационный пакет для обучающихся может содержать информацию об образовательном учреждении; информацию о профессиональных образовательных программах с присвоением степеней; описание отдельных курсов образовательных программ. Образовательное учреждение отвечает за все методическое обеспечение учебного процесса. В частности для каждого направления (специальности) должны быть подготовлены:

• программы (содержание образования) по каждой дисциплине;

• материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине: тексты лекций, планы семинарских занятий, мультимедийное сопровождение аудиторных занятий;

• материалы для самостоятельной работы студентов: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, типовые модели рефератов и курсовых работ, учебные электронные материалы в электронной библиотеке вуза;

• материалы для контроля знаний: письменные контрольные задания, письменные и электронные тесты, экзаменационные билеты по каждой дисциплине;

• материалы для работы на практиках: планы и программы проведения практик, формы отчетной документации.

Очевидно, что для того, чтобы студент самостоятельно получал знания из различных источников, он должен получить к ним прямой и открытый доступ. Иными словами, вузовские библиотеки должны иметь в своих фондах большое и постоянно пополняющееся количество классической и современной литературы по преподаваемым дисциплинам, причем, сегодня достаточно ясно, что необходима и литература на иностранных языках. Это представляется важным не просто для того, чтобы обеспечить студента литературой, но и для того, чтобы учебные программы российских вузов были приняты БСТБ, признаны этой системой адекватными европейским стандартам и, соответственно, адекватными должны быть и списки рекомендуемой студентам литературы [3].

Можно говорить о том, то нелинейное обучение предполагает создание специальной информационно-образовательной среды учреждения, которая обеспечивает в том числе и возможность получения информации в виде неосознанных знаний, умений или навыков, возможность проявления полученной информации.

Основой реализации идей нелинейного обучения можно рассматривать разработку образовательных программ. Разработка образовательных программ дает студентам возможность понимания того, что стандарт (универсальные и профессиональные компетенции в избранной области профессионального образования) могут быть достигнуты различными путями. Выбор пути зависит от особенностей, интересов конкретного студента, а сама образовательная программа, обозначая индивидуальный образовательный маршрут продвижения студента, ориентирует преподавателя на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению студентами образовательного стандарта.

Ориентация стандартов на повышение доли самостоятельной работы и самообразовательной деятельности студентов является одним из факторов, требующих совершенствования (интенсификации) образовательного процесса. Поэтому в качестве варианта совершенствования нелинейного процесса обучения могут рассматриваться:

• блочно-модульная организация процесса обучения, которая позволяет осуществить проектирование учебного процесса как системы временных модулей;

• организация проектной, научно-исследовательской деятельности, социально-профессиональных и производственных практик. Использование проектно-исследовательских методов в организации учебной деятельности способствует становлению такой среды, в которой у студентов появляется потребность в обучении за счет погружения, свободы выбора и ответственности за принятое решение; активизируются навыки самоуправления знанием; расширяется спектр и интенсивность взаимодействий внутри области знаний; обеспечивается мобильность в выборе и смене дидактических систем, а сама среда развивается за счет обогащения ее знаниями субъектов образовательного процесса;

• составление динамичного расписания, позволяющего оптимизировать временной режим процесса обучения;

• реализация индивидуально-ориентированного образовательного процесса, которая предусматривает предоставление студентам возможности осваивать профессиональную образовательную программу на основе выбора учебных курсов, дисциплин группы «а» и «в», вариативных модулей; участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана; возможность выбора преподавателем части учебных курсов, дисциплин (необходим документ, определяющий возможность выбора преподавателя); а также сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе (академическое консультирование). Здесь необходимо подчеркнуть, что сегодня особо востребованными становятся: способность к самообучению, социализация субъектов образовательного проекта в динамичной и неопределенной социальной и профессиональной средах, повышение собственной ответственности и активности в приобретении и передаче знаний. Поэтому меняются акценты в деятельности преподавателя (усиление функций модератора, консультанта, советчика и др.).

Основными формами обучения в вузе остаются лекции, семинары и практические занятия, групповое и потоковое академическое консультирование, индивидуальные консультации, мастер-классы, защита курсовой и выпускной квалификационной работы, практикумы (лабораторные), самостоятельная работа. В работе казанских ученых [3] дано описание целей и результатов, которые достигаются в результате каждой из перечисленных форм обучения.

Лекция рассматриваются как аудиторная форма занятий, предполагающая изложение преподавателем основных тем учебного материала. Конечная цель лекций - достижение студентами необходимой для дальнейшей профессиональной деятельности степени овладения изучаемыми теоретическими знаниями.

Семинары и практические занятия - это аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), направленная на формирование у них навыков самостоятельного теоретического анализа рассматриваемых в курсе проблем, в том числе путем изучения текстов первоисточников, накопление практического опыта решения типовых профессиональных задач. Аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), направленная на формирование у них навыков самостоятельного теоретического анализа рассматриваемых в курсе проблем, в том числе путем изучения текстов первоисточников, накопление практического опыта решения типовых профессиональных задач.

Групповое и потоковое академическое консультирование. Основная задача академического консультирования - углубленное рассмотрение некоторых тем теоретического курса, освоение которых вызывает затруднение у части студентов. По желанию студентов возможно вынесение на обсуждение дополнительных тем, вызывающих у них особый интерес, которые не получают достаточного освещения в лекционном курсе. Данная форма занятий является обязательной для преподавателя,

студент имеет право не принимать участие в такой консультации в случае, если он самостоятельно успешно освоил данный раздел курса или же обсуждаемая дополнительная тема его не интересует.

Индивидуальные консультации. Внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным студентом, подразумевающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые оказались для студента неясными, или же вызванная желанием студента работать над написанием курсовой или выпускной квалификационной работы по изучаемому курсу.

Мастер-класс - это лекция и/или групповое консультирование приглашенного известного и высококвалифицированного зарубежного или отечественного ученого (либо практика в данной области). Задача - показать реальную сторону исследовательской и прикладной работы в науке и демонстрация студентам стандартов мышления профессионала в избранной ими специальности.

Защита курсовой и выпускной квалификационной работы. Рецензирование и публичное обсуждение результатов самостоятельного научного или практического исследования студента, выявляющее степень его промежуточной или итоговой (выпускной) профессиональной квалификации (должны быть разработаны Положение о курсовой работе и Положение о выпускной квалификационной работе).

Практикумы (лабораторные). Цель лабораторных занятий -формирование навыков самостоятельного проведения эмпирических исследований.

Учебные практики. Предусматриваются научная (получение навыков проведения самостоятельного исследования), педагогическая (освоение базовых приемов и методов преподавательской работы) и другие виды практик.

Самостоятельная работа. Чтение рекомендованной литературы (обязательной и дополнительной), подготовка к устным выступлениям, подготовка к письменным контрольным работам (рубежным, итоговым испытаниям), написание рефератов, эссе, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также иные виды работы, необходимые для выполнения учебной программы.

Библиографический список

К отличительным чертам организации нелинейного учебного процесса с использованием можно отнести следующие:

• большая свобода выбора учащимися дисциплин, перечисленных в учебном плане;

• личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана;

• вовлечение в учебный процесс академических консультантов, содействующих студентам в выборе образовательной траектории, в частности, в выборе изучаемых дисциплин;

• введение системы зачетных единиц для оценки трудозатрат студентов и преподавателей по каждой дисциплине;

• широкие полномочия факультета (кафедры) в организации учебного процесса, в том числе, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей;

• обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах;

• обязательное использование балльно-рейтинговых систем для оценки усвоения студентами учебных дисциплин.

Таким образом, для совершенствования образовательного процесса в вузе с учетом принципов нелинейного обучения необходимо выдержать следующие позиции:

• введение кредитной системы является одним из факторов организации нелинейного учебного процесса в вузе, может способствовать академической мобильности;

• при этом отступления от действующей «линейной» схемы организации образовательного процесса вводятся постепенно, без «революций» и нарушений целостности и качества обучения;

• факультеты и кафедры получают большую академическую свободу, но несут и большую ответственность (и перед администрацией, и перед потребителями образовательных услуг);

• студенты получают возможность активно участвовать в формировании своей образовательной траектории и влиять на качество образовательного процесса.

1. Акулова, О.В. Проблема построения нелинейного процесса обучения в информационной среде // Человек и образование. - 2005. - № 3.

2. Ефремов, А.П. Об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц [Э/р]. - Р/д: http://www.rudn.ru/files/org.htm

3. Балашова, Е.Я. Методические рекомендации к организации учебного процесса в Казанском государственном университете в системе зачетных единиц (кредитов) / Е.Я. Балашова, В.С. Бухмин, Л.А. Габдрахманова, С.В. Мокичев. - Казань, 2008.

Bibliography

1. Akulova, O.V. Problema postroeniya nelineyjnogo processa obucheniya v informacionnoyj srede // Chelovek i obrazovanie. - 2005. - № 3.

2. Efremov, A.P. Ob organizacii uchebnogo processa s ispoljzovaniem sistemih zachetnihkh edinic [Eh/r]. - R/d: http://www.rudn.ru/files/org.htm

3. Balashova, E.Ya. Metodicheskie rekomendacii k organizacii uchebnogo processa v Kazanskom gosudarstvennom universitete v sisteme zachetnihkh edinic (kreditov) / E.Ya. Balashova, V.S. Bukhmin, L.A. Gabdrakhmanova, S.V. Mokichev. - Kazanj, 2008.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК З7.012.З

Saurenko N.E. PROJECT MANAGEMENT IN HIGH SCHOOL. This article describes the functional capacity of the project approach in the Russian high school in case of its practice & theoretic adaptation to contemporary pedagogical situation. Conceptually designated the project management approach, its categorical bases and structural components. Have been identified ways of step-by-step instrumental interaction within the project.

Key words: pedagogy, project approach, project management, high school.

Н.Е. Сауренко, канд. пед. наук, Ростовский филиал ГОУВПО ««Российская таможенная академия», г. Ростов-на-Дону, Е-mail: nsaurenko@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассмотрен функциональный потенциал проектного подхода в российской высшей школе с точки зрения его практической и теоретической адаптации к современной педагогической ситуации. Концептуально обозначены подходы к управлению проектами, их категориальные основания, структурные составляющие и способы пошагового инструментального взаимодействия внутри проекта.

Ключевые слова: педагогика, проектный подход, управление проектами, высшая школа.

Образование как необходимый фактор достойного существования современного человека является одним из основных приоритетов в ценностной структуре личности и общества. В современной ситуации в качестве источника прибыли все чаще

выступают знания, инновации и способы их практического при менения. Знание начинает занимать ключевые позиции в эко номическом развитии, что радикально изменяет место образо вания в структуре общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.