Научная статья на тему 'Академическая мобильность студентов в вузах России'

Академическая мобильность студентов в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2986
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ / РОССИЯ / ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS / BOLOGNA PROCESS / INTERNATIONALIZATION / INTERNATIONAL ACTIVITY / PROGRAMME OF STUDENT MOBILITY / RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микова Ирина Митковна

Рассмотрены проблемам развития академической мобильности в вузах России. Выявлены основные нормативные документы, подтверждающие право вузов развивать и осуществлять академическую мобильность как одно из направлений образовательной деятельности. Приводятся цели, задачи, формы, методы и средства организации академической мобильности в вузах России. Представлен комплекс направлений работы, позволяющих расширять академическую мобильность студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problems of academic mobility development in Russian high schools. The basic documents confirming the right of high schools to develop and carry out the academic mobility as one of directions of educational activity are revealed. The purposes, problems, forms, methods and means of academic mobility organization in high schools of Russia are resulted. The complex of work directions is presented, allowing to expand academic mobility of students.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность студентов в вузах России»

УДК 378

И.М. Микова

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РОССИИ

Рассмотрены проблемам развития академической мобильности в вузах России. Выявлены основные нормативные документы, подтверждающие право вузов развивать и осуществлять академическую мобильность как одно из направлений образовательной деятельности. Приводятся цели, задачи, формы, методы и средства организации академической мобильности в вузах России. Представлен комплекс направлений работы, позволяющих расширять академическую мобильность студентов.

академическая мобильность студентов, Болонский процесс, интернационализация, международная деятельность, программа студенческой мобильности, Россия.

Академическая мобильность студентов - одна из ключевых идей Болонского процесса, а после подписания Россией Болонского соглашения становится неотъемлемой частью международной деятельности всех вузов России.

Будучи одной из форм организации обучения студентов, академическая мобильность студентов связана с перемещением их в другой вуз на ограниченный во времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения.

Организация академической мобильности студентов в вузах России регулируется рядом документов, которые определяют общий порядок сотрудничества вузов в этой сфере.

Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 в пункте 2 статьи 57 «Международное сотрудничество Российской Федерации» говорится о том, что органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями. В пункте 3 этой же статьи отмечается, что обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательных учреждениях Российской Федерации, равно как и граждан Российской Федерации в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации \

1 URL : www.ifea.spbu.ru/ru/for-students/student-exchange.html

Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предоставляет студентам возможность изучать отдельные дисциплины в других вузах и способствует развитию внутрироссийской мобильности 2.

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 1999 года № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности» направлен на создание новых коллективных форм взаимодействия образовательных учреждений регионов России с зарубежными партнерами, поддержку инициатив вузов в повышении эффективности реализации как автономных прав образовательных учреждений, так и их совместных действий по формированию сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности и способствующих упрочению позиций высшей школы России на мировом рынке образовательных услуг 3.

В Постановлении от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» отмечается, что система образования призвана обеспечить академическую мобильность учащихся 4

В рамках концепции «Долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одним из целевых ориентиров развития системы образования к 2012 году определен переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании, а к 2020 году - формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей 5.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2009 года № 128 «Об утверждении Порядка признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании» регулирует порядок признания и установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании 6.

Таким образом, основные документы подтверждают право вузов развивать и осуществлять академическую мобильность как одно из направлений образовательной деятельности.

На институциональном уровне О.О. Мартыненко, Н.В. Жукова, П.С. Кра-совский считают необходимым сосредоточиться на следующих направлениях работы 7:

2 Мартыненко О.О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса». Владивосток, 2007. С. 21. ШЬ : http://www.primgis.ru/UserFiles/File/bp/product/ ATT00010.doc.

3 ЦЯЬ : www.ifea.spbu.ru/ru/for-students/student-exchange.html

4 ЦЯЬ : www.consultant.ru

5 ЦЯЬ : www.consultant.ru

6 Там же.

7 Мартыненко О.О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Отчет по проекту... С. 25.

1) ввести в практику целевое выделение средств в бюджетах вузов для финансирования программ мобильности, реализуемых в рамках прямого межвузовского сотрудничества;

2) совершенствовать организационные механизмы и внутривузовское нормативно-методическое обеспечение академической мобильности;

3) развивать культуру формирования гибких образовательных траекторий, механизмов признания и перезачета дисциплин и периодов обучения в других вузах, в том числе иностранных;

4) развивать прямое межвузовское сотрудничество в образовательной и исследовательской сферах, активизировать разработку совместных образовательных и исследовательских программ;

5) развивать систему информирования студентов, преподавателей и сотрудников вузов по проблемам, связанным с академической мобильностью;

6) разработать механизмы мотивации к изучению иностранных языков, внедрить формы и методы обучения иностранным языкам, обеспечивающие существенное повышение уровня языковой подготовки студентов и преподавателей;

7) организовать курсы и подготовить программы для обучения студентов иностранным языкам;

8) обеспечить социально-бытовые условия и гарантии безопасности для иностранных граждан, пребывающих для обучения;

9) создавать инфраструктуру для адаптации иностранных студентов, развивать систему консультационных услуг, социальной и культурной поддержки для приезжающих студентов;

10) развивать дистанционные формы обучения иностранных студентов как наиболее экономически целесообразные в дополнение к традиционным.

Решение этих проблем должно осуществляться на нормативно-правовом, теоретико-методологическом, методическом и организационно-технологическом уровнях. В контексте нашего исследования рассмотрим данную проблему на методическом и организационно-технологическом уровнях.

В российских вузах академическая мобильность начинается с проектирования - разработки программ академической мобильности.

Основная цель этих программ состоит в развитии конкурентоспособности выпускников как специалистов в определенной профессиональной области 8.

Задача программ студенческой мобильности заключается в интернационализации высшего образования и культурной интеграции молодежи разных стран. Не менее важным является знакомство с культурой и системой образования другой страны, появление новых друзей, владение иностранными языками, приобретение профессионального опыта 9.

8 Галичин В.А., Карпухина Е.А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования. М. : Университетская книга, 2009. С. 305.

9 ЦЯЬ : www.ifea.spbu.ru/ru/for-students/student-exchange.html

Можно выделить следующие задачи вуза по организации международной академической мобильности на примере Московского государственного института международных отношений (МГИМО) 10:

- оптимизация системы планирования и управления потоками студенческой и преподавательской академической мобильности;

- диверсификация академической мобильности, в том числе за счет повышения доли студенческих стажировок и обменов со взаимным зачетом образовательных кредитов;

- расширение и совершенствование практики открытых конкурсов внутри вуза для участия в программах академической мобильности;

- увеличение доли практико-ориентированной составляющей в студенческой академической мобильности;

- развитие форм академической мобильности иностранных студентов в МГИМО (Study Abroad, летние школы, модульные курсы, курсы русского языка для иностранных студентов и др.);

- внедрение практики индивидуальных образовательных траекторий для иностранных студентов.

Развитие стратегических международных партнерств институт видит в решении следующих задач 11:

- развитие сотрудничества с образовательными учреждениями стран СНГ;

- развитие сотрудничества со структурами Болонского процесса и его участниками;

- расширение профилей сотрудничества с европейскими и американскими партнерами;

- активное участие в международных и европейских образовательных программах (SOCRATES, ERASMUS MUNDUS, DAAD и др.);

- развитие новых совместных программ с университетами стран Азии, Латинской Америки и Африки;

- расширение взаимодействия с зарубежными и международными организациями, поддерживающими образование и научные исследования.

Организация академической мобильности студентов в вузах России осуществляется в разных формах. Анализ опыта отечественных вузов позволил определить основные формы, методы и средства организации академической мобильности студентов.

Так, О.О. Мартыненко, Н.В. Жукова, П.С. Красовский отмечают, что во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса используются следующие формы организации академической мобильности студентов:

- обучение в течение семестра или года с условием перезачета изучаемых периодов и дисциплин в направляющем университете;

- летние школы;

10 Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015). URL : http://www.univolga.ru/ sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.

11 Там же. С. 16.

- конференции и семинары;

- исследовательская работа 12.

А.П. Ефремов выделяет следующие формы организации обучения иностранных студентов в Российском университете дружбы народов:

- аудиторные занятия (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, лабораторные работы);

- внеаудиторные занятия (индивидуальные консультации, «телеконференции», самостоятельная работа);

- рубежная аттестация (контрольные работы, тестирование по разделам (письменное или компьютерное), отчет по курсовым работам, защита практикумов);

- текущая аттестация (итоговое тестирование по дисциплине, письменный или устный экзамен);

- итоговая аттестация (защита выпускных работ, междисциплинарный экзамен).

- учебные практики 13.

Опыт организации учебного процесса в этом университете позволяет рекомендовать следующие формы обучения иностранных студентов:

1) групповое академическое консультирование (данная форма занятий является обязательной для преподавателя, для студента - занятием по выбору; основная задача группового академического консультирования - работа со студентами по основным целям лекций и семинарских занятий);

2) индивидуальные консультации (внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным студентом, включающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые требуют дополнительного пояснения или желания студента работать над курсовой или выпускной работой по изучаемому курсу);

3) мастер-класс (лекция и/или групповое консультирование приглашенного известного высококвалифицированного отечественного или зарубежного ученого либо практика в данной области с целью показать реальную сторону исследовательской и прикладной работы в науке и демонстрация студентам стандартов мышления профессионала в избранной ими специальности);

4) подготовка курсовой работы и ее защита (вид индивидуального консультирования; обсуждение темы и ее формулировки, разработка структуры и рабочего плана, подбор библиографии, выделение основной проблематики, постановка исследовательских задач);

5) практикумы (лабораторные);

6) семинары и групповые консультации;

7) практика (выработка навыков и умений на основе теоретических знаний);

12 Мартыненко О.О., Жукова Н.В., Красовский П.С. Отчет по проекту. С. 7.

13 ГОСТ 7.0.5.-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: Национальный стандарт Российской Федерации. М. : Стандартформ, 2008.

8) самостоятельная работа (чтение рекомендованной литературы (обязательной и дополнительной); подготовка к письменным контрольным работам; подготовка к рубежным испытаниям; написание рефератов, эссе);

9) лекции (аудиторная форма занятий, предполагающая монологическое изложение основных тем преподавателем учебного материала; основная цель лекции - постановка и освещение проблемы, достижение понимания студентами предоставляемой информации, стимулирование интереса к изучаемому предмету, контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, доклады, выступления, сообщения, опрос - круглый стол или конференция);

10) семинары (аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), имеющих трудности в понимании аспектов читаемого курса или первоисточников, либо связанная с углубленным интересом студентов к данной проблематике, а также контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, проверка конспектов, доклады, выступления, сообщения, опрос) .

В Российском университете дружбы народов используются, наряду с традиционными, инновационные методы и средства организации учебного процесса, в котором участвуют иностранные студенты: мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета, письменные и электронные тесты, доступ к глобальным сетевым образовательным ресурсам, учебно-электронные материалы, электронные методические пособия и учебники .

Анализ документов и исследований, посвященных академической мобильности студентов, показывает, что развивается нормативно-правовая база, которая регулирует академическую мобильность студентов, как российскую, так и международную.

Законодательные акты регулируют такие аспекты академической мобильности, как соглашения между странами о признании документов об образовании, финансирование, сотрудничество между странами в области образования, разработка программ развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Анализ работ по проблеме изучения опыта ведущих российских вузов показывает, что накоплен определенный багаж традиционных форм организации академической мобильности студентов: стажировки, летние и зимние школы, конференции, семинары, исследовательские работы, мастер-классы, индивиду-

14 Временное положение об организации учебного процесса на факультете гуманитарных и социальных наук в рамках эксперимента по переходу на обучение по системе зачетных единиц (кредитов) по направлениям «Философия», «Политология», «История», «Социология», «Искусства и гуманитарные науки». ЦЯЬ : http://www.rudn.ru/?pagec=686

15 ГОСТ 7.0.5.-2008. Библиографическая ссылка.

альные консультации, групповое академическое консультирование, практикумы, лекции, самостоятельные работы. К инновационным методам и средствам организации академической мобильности студентов можно отнести: мультимедийное сопровождение аудиторных занятий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета, письменные и электронные тесты, доступ к глобальным сетевым образовательным ресурсам, учебно-электронные материалы, электронные методические пособия и учебники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1. Временное положение об организации учебного процесса на факультете гуманитарных и социальных наук в рамках эксперимента по переходу на обучение по системе зачетных единиц (кредитов) по направлениям «Философия», «Политология», «История», «Социология», «Искусства и гуманитарные науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=686

2. Галичин, В.А. Академическая мобильность: в условиях интернационализации образования [Текст] : моногр. / В.А. Галичин, Е.А. Карпухина, В.В. Матвеев, А.П. Сугакова. - М. : Университетская книга, 2009. - 460 с.

3. ГОСТ 7.0.5.-2008. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления: Национальный стандарт Российской Федерации [Текст]. - М. : Стандарт-форм, 2008. - 10 с.

3. Ефремов, А.П. Об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=689

4. Мартыненко, О.О. Отчет по проекту «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса» [Электронный ресурс] / О.О. Мартыненко, Н.В. Жукова, П.С. Красовский. - Владивосток, 2007. - 80 с. - Режим доступа : http://www.primgis.ru/UserFiles/File/bp/product/ATT00010.doc.

5. Общая стратегия развития МГИМО (2009-2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.univolga.ru/sites/univolga.ru/files/mgimo.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.