Научная статья на тему 'Совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции на основе изучения личностно-психологического статуса больных СПИДом'

Совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции на основе изучения личностно-психологического статуса больных СПИДом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО / ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СТРЕССА / СТИГМАТИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ СПИДОМ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СПОСОБНОСТИ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / PSYCHOLOGY OF THE PATIENT / HIGH LEVEL OF STRESS / STIGMATIZACIA / PERSONAL FEATURES OF PATIENTS AIDS / MEANING OF THE LIFE / ABILITIES OF LIFE-SUPPORT / SATISFACTION A LIFE / PSYCHOPREVENTIVE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Н. В.

в статье рассматриваются вопросы исследования психологического статуса больных СПИДом, личностные особенности ВИЧ-инфицированных, стратегии адаптационного поведения. Проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований личности ВИЧ-инфицированных пациентов. Обосновывается специфика отечественной выборки пациентов данной нозологической группы. Предлагаются пути совершенствования методов психологической профилактики ВИЧ-инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improved methods of HIV prevention based on the study of personal-psychological status of patients with AIDS

The summary: in article questions of research of the psychological status of patients AIDS, personal features of a HIVinfected, strategy of adaptable behaviour are considered. The comparative analysis of foreign and domestic researches of the person of a HIV the infected patients is carried out. Specificity of domestic sample of patients given nozologicheskoi groups is proved. Ways of perfection of methods of psychological preventive maintenance of a HIV-infection are offered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции на основе изучения личностно-психологического статуса больных СПИДом»

Совершенствование методов профилактики ВИЧ-инфекции на основе изучения психологического статуса больных СПИДом

Н. В. Яковлева

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы исследования психологического статуса больных СПИДом, личностные особенности ВИЧ-инфицированных, стратегии адаптационного поведения. Проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований личности ВИЧ-инфицированных пациентов. Обосновывается специфика отечественной выборки пациентов данной нозологической группы. Предлагаются пути совершенствования методов психологической профилактики ВИЧ-инфекции. Ключевые слова: психология больного, высокий уровень стресса, стигматизация, личностные особенности больных СПИДом, смысл жизни, способности жизнеобеспечения, удовлетворенность жизнью, психопрофилактика. The summary: in article questions of research of the psychological status of patients AIDS, personal features of a HIV-infected, strategy of adaptable behaviour are considered. The comparative analysis of foreign and domestic researches of the person of a HIV— the infected patients is carried out. Specificity of domestic sample of patients given nozologicheskoi groups is proved. Ways of perfection of methods of psychological preventive maintenance of a HIV-infection are offered. Keywords: psychology of the patient, high level of stress, stigmatizacia, personal features of patients AIDS, meaning of the life,

abilities of life-support, satisfaction a life, psychopreventive maintenance.

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к резкой смене привычных стереотипов, дестабилизации финансового положения, к чрезвычайной остроте социальных конфликтов, сформировала ощущение безысходности, крушения надежд, неуверенности в завтрашнем дне.

Резкий рост наркоманий и суицидальной активности, ВИЧ-инфекции и СПИДа обусловили необходимость выживания общества в критической жизненной ситуации, решение которой требует максимального напряжения имеющихся ресурсов жизнеспособности в экстремальных условиях, срочного формирования навыков преодоления стресса и социальных проблем.

По заключению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России отмечаются самые высокие в мире темпы заболевания ВИЧ-инфекцией, при этом 90% заражений ВИЧ-инфекцией происходит через инъекции наркотиков. С момента регистрации первого случая заражения ВИЧ-инфекцией в России умерло от СПИДа более 22 тысяч человек, ВИЧ-инфицированными являются 0,3% населения—416 тысяч человек.25 Основной возрастной группой

25 http://news.woops.ru/35/610-skorost-razvitija-i-smertnosti-v-rossii.html.

среди ВИЧ-инфицированных являются молодые люди социально продуктивного возраста 19-29 лет.

Изучение социально-психологических проблем больных с ВИЧ-инфекцией в настоящее время особенно актуально. Способы преодоления проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, более полно изучались в популяции взрослых пациентов (Александрова, 2000). При обследовании 108 ВИЧ-инфицированных взрослых исследовались взаимосвязи между стратегиями преодоления проблем и психосоциальными факторами (Grassi, Righi, Sighinolfi, Makoui & Ghinelli, 1998). У 43% участников исследования отмечались неэффективные стратегии преодоления и неспособность адаптироваться к ВИЧ-инфекции. Обследование проводилось с помощью четырех параметров «Шкалы психической адаптации к онкологическому заболеванию» (Mental Adjustment to Cancer Scale): низкий боевой дух, выраженное чувство безнадежности, тревожная озабоченность и фаталистические ожидания.26 Неэффективные стратегии преодоления коррелировали с психологическим стрессом, подавлением гнева, внешним локусом контроля и недостаточной социальной поддержкой. Данные этого исследования подтверждают гипотезу, что процесс совладания с ВИЧ-инфекцией является сложным феноменом, который связан с психологическим стрессом, личностными факторами и социальной поддержкой. Результаты других исследований взрослых показывают, что стратегии преодоления являются одним из факторов, который может влиять на начало

эмоциональных нарушений, вторичных по отношению к СПИДу (Fleishman & Fogel, 1994).

Дети и подростки, инфицированные ВИЧ, вынуждены находить выход из различных конфликтных ситуаций. Дисфорические чувства могут быть обусловлены физиологическими эффектами СПИДа. Кроме того, им приходится преодолевать душевную боль, связанную с социальной стигматизацией, изоляцией и безнадежностью, вынужденным разглашением факта заболевания, тревогу, вызываемую медицинским прогнозом, утратами и скорбью, а также внешним видом и образом своего тела (вследствие истощения и поражений кожи) (Lewis et al., 1994). Попытки справиться с последствием ВИЧ-инфекции могут спровоцировать социальную отчужденность, депрессию, одиночество, гнев, спутанность, страх, оцепенение или чувство виновности (Fanos & Wiener, 1994).

Различные стрессы и обстоятельства, связанные со СПИДом, по-видимому, способствуют появлению множества способов адаптации и преодоления. Например, у матерей ВИЧ-инфицированных детей чаще отмечается фантазийное мышление, чем у матерей здоровых детей и у матерей детей, которые больны раком (Hardy, Armstrong, Routh, Albrecht & Davis, 1994). Поскольку надежных методов лечения СПИДа не существует, фантазийное мышление может быть одним из защитных механизмов для матерей больных детей.

Многими пациентами известие воспринимается как вынесение смертно-

26 Данная шкала использовалась как средство анализа отношения больного к заболеванию с высокой степенью летального исхода.

го приговора, поскольку сопровождается «социальной запятнанностью» или «стигматизацией». ВИЧ-инфекция привела к появлению в обществе предубеждения по отношению к инфицированным людям, так же как к психически больным (Кабанов, 1992), к представлению о том, что СПИД поражает наименее «благонадежную» часть общества, «клеймит» людей с недостойным поведением (Lawrence, Kelly, Hood, 1987). Феномен «стигматизации» неразрывно связан с понятием комплайенс (Кабанов, 1999), актуальность которого несомненна по отношению к ВИЧ-инфицированным больным, впервые появился термин «истерическое отношение» (Morin, Charles, Malyon, 1984). Существует сходство проблем больных при ВИЧ-инфекции и онкологических заболеваниях: представляют опасность для жизни, могут обнаруживаться в молодом возрасте, способны нарушать привычный круг общения, сопровождаются тревогой, подавленностью (Wolcott, Fawy, 1985) и переживаниями горя (Василюк ,1984).

Обобщая исследования разных авторов, можно сказать, что психологические особенности ВИЧ-инфицированных проявляются как минимум в двух аспектах:

• высокий уровень стресса;

• стигматизация.

Высокий уровень стресса. ВИЧ-инфицированные пациенты обнаруживают высокий уровень стресса. Это проявляется в нарушении общения, отчуждении от окружающих. Многие пациенты испытывают изменение настроения, подавленность, снижение значимости собственной личности, чувство уязвимости. Их психологическое состояние во многом определяется наличием не-

разрешимого конфликта между правом на жизнь и наличием неизлечимого заболевания. Пациенты отмечают выраженное ощущение беспомощности перед болезнью. Угнетает их и необходимость давать отчет о своей интимной жизни, с которой они часто сталкиваются при обнаружении ВИЧ-серопози-тивности. К симптомам стресса относят дисфорию, чувство безнадежности, озабоченность своим заболеванием, а также нарушения образа своего тела. У некоторых ВИЧ-инфицированных наблюдается сексуальное поведение с высоким риском, поведенческое или гиперкинетическое расстройство. Многие пациенты, страдающие СПИДом, отмечают в своей биографии негативные жизненные события, например, принудительное разглашение факта заболевания, потеря родителей, братьев и сестер, болевших СПИДом, жестокое обращение.

Изучение путей передачи ВИЧ, обусловленных особенностями культуры, является важным фактором в оказании помощи ВИЧ-инфицированным пациентам.

Стигматизация. Стигматизация представляет собой сложный процесс социально-психологического взаимодействия, который ведет к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. Стигма это свойство, рассматриваемое как порочащее, неуместное, отличающее человека от социально определяемой нормы. В случае инфекции ВИЧ таким свойством или признаком является зараженность ВИЧ. Эпидемия ВИЧ-инфекции привела к появлению в обществе предубеждения по отношению к зараженным людям. Некоторые авторы использовали термин истерическое отношение (Аттапп, 1994). Не-

достаточная информированность населения о путях передачи и клинических проявлениях инфекции ВИЧ, представление о том, что СПИД является закономерным результатом аморального и антисоциального поведения, привели к тому, что диагноз инфекции ВИЧ стал клеймом. Результаты немногочисленных исследований, проведенных на российской выборке, подтверждают этот вывод (Киселев, 1999, Бовина, 2002, Тухтарова, 2002). Р. Гудвин с коллегами, исследуя две профессиональные группы (медицинского персонала и предпринимателей) в пяти странах Восточной и Центральной Европы, выявили биполяр-ность представлений российских респондентов о СПИДе. Один полюс (значительно преобладающий в общественном сознании) характеризуется беспомощностью, «спидофобией», фатализмом, страхом за будущее (по Bovina I., Butera F., 2001). Подобные мнения фиксировались зарубежными исследователями на заре эпидемии СПИДа (Douglas, Calvez, 1990, Ammann, 1994, Joffe, 1996). Другой полюс отражает оптимизм, веру в то, что проблема СПИДа преувеличена и вскоре ее удастся разрешить. В результате стигматизации часто происходит девальвация заразившегося человека, снижается его социальный статус.

ВИЧ-инфекция создала целую группу неблагоприятных социально-психологических факторов, способствующих более глубокому социальному отчуждению и стигматизации лиц, инфицированных ВИЧ, по сравнению с онкологическими больными: социальная отверженность и изоляция; страх разглашения диагноза; затруднения при трудоустройстве; страх заражения членов семьи; чув-

ство вины. В этих условиях разные личности по-разному перестраивают свою приспособительную тактику: наиболее устойчивые сохраняют прежний уровень адаптации, другие обнаруживают деза-даптивные формы поведения. В тех случаях, когда известие об инфицирован-ности ВИЧ падает на измененную почву, психосоциальная дезадаптация приводит к качественным изменениям приспособления ( Тухтарова, 2002). Серьезную озабоченность вызывает учащение депрессивных расстройств и суицидальных тенденций среди взрослых больных СПИДом. Показатели распространенности депрессивных расстройств в течение жизни среди ВИЧ-инфицированных взрослых колеблются от 32 до 56% (Ferrando, Goldman & Chamess, 1997). Кроме того, обнаружена высокая частота случаев, когда у ВИЧ-инфицированных возникают суицидальные идеи (Kelly et al., 1998).

Актуальность общей проблемы психологического исследования больных СПИД состоит в отсутствии на сегодняшний день системных представлений о психологических особенностях ВИЧ-инфицированных. Существуют ли специфические черты, присущие таким больным, учитывая инфекционную природу и особенности течения заболевания, или личностная деформация данных пациентов укладывается в закономерности динамики заболевания с высокой степенью летального исхода? Решение этого вопроса принципиально для построения модели психопрофилактической работы.

Цель работы: разработка нормативно-оценочной модели индивидуального здоровья ВИЧ-инфицированных и совершенствование на этой основе тех-

нологий психологической профилактики ВИЧ-инфекции.

Экспериментальный план и методы исследования. Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование на базе Рязанского областного клинического кожно-венерологи-ческого диспансера. Структура выборки была следующей:

• объем выборки — 115 ВИЧ-инфицированных пациентов РОККВД;

• средний возраст пациентов М(х)=26,7+6,39. Возраст исследуемых колебался в интервале от 18 до 46 лет;

• выборка была уравновешена по полу—42,52% мужчин, соответственно. — 57,48% женщин;

• 60,91% исследуемых женаты или замужем.

В качестве контрольной была использована выборка студентов 1-4 курсов Рязанского государственного медицинского университета. Выборка была репрезентативна по возрасту и полу исследуемой экспериментальной выборке.

В качестве методов психологического исследования личности использовался психодиагностический комплекс СТАТУС ПСИ, разработанный авторским коллективом под руководством Н.В. Яковлевой (2000-2005гг). В соответствии с методологией данного психодиагностического комплекса, пациенты исследовались в течение периода до 30 минут по тестовой тетради СТАТУС ПСИ (экспресс-вариант) и проходили процедуру специального интервьюирования. Полустандартизованное интервью «Индивидуальные модели здоровья» и тестовые задания проводились непосредственно в ходе индивидуального контакта с пациентом.

Для исследования были важны следующие диагностические критерии:

• цели и ценности жизни;

• способности жизнеобеспечения;

• жизненная удовлетворенность.

Для обработки результатов использовались статистические программы СТАТИСТИКА 6.0.

Результаты исследования

Цели и ценности жизни ВИЧ-инфицированных пациентов. Распределение форм общей смысловой ориентации своей жизни во времени у ВИЧ-инфицированных не отличаются от данной характеристики здоровых людей. ВИЧ-инфицированные пациенты также ориентированы преимущественно на будущее, в меньшей степени на настоящее и еще меньшей—прошлое. При исследовании контрольной выборки здоровых людей данной репрезентативной демографической группы были получены сходные по профилю, но значительно выше по значениям данные по показателям ориентаций во времени. Таким образом, соотношение лиц, ориентированных на прошлое, настоящее и будущее в экспериментальной и контрольной выборке сходно, но у ВИЧ-инфицированных выраженность этих свойств смысловой организации достоверно снижена (рис. 9).

Условную «нормальность» выборки подтверждают и данные по общей самооценке здоровья. 56,7% пациентов исследуемой выборки считают себя «здоровыми», из них 6,8%—«абсолютно здоровыми». Все это ставит под сомнение выводы зарубежных исследователей о неизбежной стигматизации и сопровождающем ее внутриличностном кризисе ВИЧ-инфицированных. Практически половина обследованных испытуемых

Г* Л

|В <Яг № 11^4 Ш И Ч1Г Я М ЩЕТСгЧЦДг □ ^ТЧТа^Д ч) ррОЦ#10в |

Рис. 9. Распределение смысловой ориентации во времени ВИЧ-инфицированных и здоровых испытуемых

не указывает на значительные изменения в восприятии жизни с момента информирования о заболевании. Причиной этого, на наш взгляд, могут служить как общемировоззренческие установки на жизнь и смерть в контексте российской «постсоветской» ментальности, так и сугубо утилитарные причина—наличие сопутствующей ВИЧ-инфекции наркозависимости.

Статистически достоверные различия наблюдаются только в частоте встречаемости вариантов «болен» и «абсолютно болен». 43,3% по выборке ВИЧ-инфицированных характеризуют свое состояние как болезнь (тяжелую болезнь), в то время как в условно здоровой выборке так характеризуют свое состояние суммарно 26,2% людей (рис 10).

Рис. 10. Оценка уровня здоровья ВИЧ-инфицированных и здоровых испытуемых

При планировании психотерапевти- опираться при работе с самосознанием. ческих и психопрофилактических проце- Поэтому особенно важны результаты ис-дур всегда важно знать, на что можно следования общей осмысленности здо-

ровья. Полученные данные свидетельствуют о серьезном изменении в структуре осмысленности здоровья. Ведущие позиции занимает ценность жизни вообще. «Быть здоровым, чтобы жить, насыщать эмоции и удовлетворять потребности» (65,5%). На втором месте—ценность продолжения рода и воспитания детей (19,5%). Счастье, работа, достижение целей, самосовершенствование и общественный прогресс—ценности наиболее характерные для здоровой выборки—

Наиболее наглядно расхождение в критериях здоровья представлено на рис. 11. Для ВИЧ-инфицированных выявлены два основных критерия здоровья: физический комфорт и «здоровое» (предписанное) поведение. В то время

в смысловой сфере ВИЧ-инфицированных практически не представлены и в сумме составляют 15%. В то же время известно, что именно эти ценности являются традиционно основными мишенями психотерапевтического воздействия.

Подтверждает предыдущий вывод и результат исследования критериев здоровья. Модель здоровья значительно сенсуализирована. Главный признак здоровья (48,3%)—отсутствие болевых ощущений (табл. 4).

как эмоциональный настрой, работоспособность, положение в обществе для них практически не являются эталонными характеристиками здоровья. Таким образом, модель здоровья лапидарна. «Здоровье—это отсутствие боли и вы-

Таблица 4. Эталонные характеристики здоровья

№ Эталонная характеристика Типовые характеристики % доля в здоровой выборке % доля в выборке ВИЧ-инфицированных

1 Физический комфорт Ничего не болит, хорошее самочувствие, ничего не беспокоит, нет болезненных ощущений 31,4% 48,3%

2 Эмоциональный настрой Хорошее настроение, радость, оптимизм, жизнерадостность, жизнелюбие 28,7% 14,8%

3 Высокая работоспособность Энергичность, активность, хорошая работоспособность, малая утомляемость выносливость 25,2% 3,4%

4 Высокий социально-психологический статус Дружелюбие, привлекательность, открытость, общительность 7,4% 3,4%

5 Хорошая саморегуляция Спокойствие, умение не застревать на проблеме, уравновешенность 5,5% 8,0%

6 «Здоровое» поведение Здоровый образ жизни, придерживается диеты, занимается спортом, нет вредных привычек 1,8% 17,1%

полнение предписаний». Главным фактором, определяющим здоровье, ВИЧ-

Интересные данные были получены о периоде оптимального здоровья. Практически у подавляющего большинства ВИЧ-инфицированных это период с 10 до 20 лет. Эти данные отличаются от выборки условно здоровых, где период оптимального здоровья определяется с рождения до 20 лет. Можно предположить, что период раннего детства оценивается ВИЧ-инфицированными как неблагополучный период. Данный вывод имеет большое значение для организации психотерапевтического воздействия и психопрофилактической работы.

Способности жизнеобеспечения ВИЧ-инфицированных пациентов. Подробное изучение способностей жизнеобеспечения не являлось основной задачей исследования, т.к. говорить о психосоматическом генезе болезни не приходится. Исследование этого интегрального компонента психического статуса было необходимо для составления целостного представления о личности ВИЧ-инфицированных. Исследование практического интеллекта

инфицированные называют материальное положение.

и познавательных характеристик показали, что выборка ВИЧ-инфицированных имеет несколько сниженные показатели интеллектуальных способностей. Это подтверждают и данные зарубежных авторов (Taylor S.E., Kemeny M.E., Aspinwall L.G., et al., 1992, Schoeneman T.J., Schoeneman K.A., Obradovic J., 2002). Однако причина снижения интеллектуальных способностей может быть скрыта в самой ситуации тестирования (низкая мотивация исследования, высокий уровень стресса). Учитывая, что значительная часть ВИЧ-инфицированных имеет дополнительно наркозависимость, сниженная интеллектуальная продуктивность может являться следствием и этой причины. В любом случае в технологиях психопрофилактических бесед, рациональной психотерапии ВИЧ-инфицированных должен быть сделан акцент на контроль понимания пациентом содержания беседы.

Эмоциональная напряженность по группе статистически достоверно высокая в сравнении с группой условно здоровых. При этом у женщин она выше, чем у муж-

Рис. 11. Различие в эталонных характеристиках здоровья условно здоровых и ВИЧ-инфицированных

чин.27 Это подтверждает данные многих зарубежных авторов о высоком стрессе ВИЧ-инфицированных. Возникает только один вопрос: что вызывает этот высокий стресс, если в смысловой сфере здоровья мы не обнаружили выраженный страх смерти? Вероятно, согласно полученным выше результатам, стресс вызван необходимостью выполнять множественные предписания и страх физической боли.

Интересные данные были получены при исследовании адаптивности характера ВИЧ-инфицированных. В данной характеристике инфицированные ВИЧ не отличались от условно здоровой выборки. Более адаптивным свой характер оценивают ВИЧ-инфицированные пациенты-мужчины. Женщины оценивают себя как менее адаптивные, более конфликтные. Опираясь на данные по эмоциональной напряженности, эти различия вполне объяснимы различием в уровне эмоциональной напряженности. В целом показатели по адаптивности свидетельствуют о том, что трудности социальной адапта-

ции ВИЧ-инфицированных скорее социальные, нежели психологические. ВИЧ-инфицированные пациенты имеют такой же ресурс психологической адаптации, как и условно здоровые, но использовать его им гораздо сложнее.

По данным теста СЖО у ВИЧ инфицированных в сравнении с условно здоровой группой снижена интерналь-ность (личная ответственность за происходящее). Экстернальность (приписывание ответственности за происходящее внешнему миру) практически соответствует условно здоровой выборке (рис. 12). Таким образом, при контроле своего поведения у ВИЧ-инфицированных пациентов меньше психологических ресурсов саморегуляции, чем у условно здоровых лиц. Локус контроля смещен в область социальных норм и групповой ответственности. Поэтому методы психотерапии, основанные на самоанализе, духовно-нравственной оценке событий могут иметь неоптимальные результаты.

■ »тосчапыккть а эксте^апмм-тъ

Рис. 12. Выраженность интернальности и экстернальности у ВИЧ-инфицированных и условно здоровых

Жизненная удовлетворенность В области жизненной удовлетворенности ВИЧ-инфицированных пациентов. у ВИЧ-инфицированных наблюдаются

27 Значение р не достигает области статистически значимого, но стремится к нему при значении вероятности 0,1.

самые значительные изменения в сравнении с выборкой условно здоровых. Также наблюдается значительный половой диморфизм в результатах исследования жизненной результативности пациентов, имеющих ВИЧ-инфекцию. Жизнен-

В группе ВИЧ-инфицированных могут встречаться значения удовлетворенности жизнью выше, чем в группе условно здоровых испытуемых. Доверительный интервал показателя жизненной удовлетворенности у инфицированных пациентов [94,5; 16,3]. В то же время как у условно здоровых этот интервал — [64,7; 81,1]. Таким образом, усредненный показатель уровня жизненной удовлетворенности в группе ВИЧ-инфицированных низкий, что полностью соответствует социально-психо-биологическому пространству заболевания, но при этом крайне неоднороден. Данное обстоятельство может затруднить попытки стандартизации методов психотерапевтического воздействия на пациентов. Образ мира и жизни, оценка его личностью ВИЧ-инфицированного может серьезно рас-

ная удовлетворенность ВИЧ-пациентов в среднем сопоставима с данными условно здоровой выборки, но дисперсия полученных результатов (55,4+39,1 и 72,9+8,2) почти в пять раз выше, чем в условно здоровой выборке (рис. 13).

ходиться со стандартно-усредненными представлениями о психологических реакциях данного типа больных.

У ВИЧ-инфицированных мужчин показатель удовлетворенности несколько выше, чем у женщин, но выше и дисперсия результатов по выборке. ВИЧ-инфицированные мужчины выше оценивают благополучие своей жизни, чем ВИЧ-инфицированные женщины. Однако именно среди мужчин встречаются варианты самой низкой удовлетворенности жизнью.

По фактору проживания в семье мы обнаружили, что дисперсия удовлетворенности значительно выше у пациентов, проживающих в семье.

Семья больного является важнейшим фактором, определяющим качество жизни пациента. Нижняя граница доверительного интервала средних

Рис. 13. Усредненные показатели М(Х)+сг для выборки ВИЧ-инфицированных и условно здоровых

значений у семейных пациентов ниже, чем у пациентов, не имеющих семью, но возможности роста удовлетворенности жизнью в данном случае выше.

По возрастному параметру наблюдается заметное снижение удовлетворенности жизнью в зависимости от возраста инфицированного ВИЧ. Чем старше пациент, тем ниже его удовлетворенность жизнью. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для а > 0,05) между возрастом и удовлетворенностью г = 0,23, что достоверно для данного объема выборки.

Выводы

Использование психодиагностического комплекса СТАТУС ПСИ при изучении особенностей больных разных нозологических групп позволяет понять целостную психическую реакцию личности на болезнь и сформировать целостные представления о психологическом статусе больных. Исследование психического статуса ВИЧ-инфицированных пациентов показало, что наибольшая спецификация наблюдается в области показателей жизненной удовлетворенности, наименьшая—в области способностей жизнеобеспечения.

Профессиональная помощь при работе с ВИЧ-инфицированными пациентами надо направить на активизацию собственных ресурсов человека.

Целенаправленно формируя результативность данных пациентов и развивая жизненную удовлетворенность в структуре индивидуальной метаком-петентности, мы можем создавать эффективные модели социально-психологической реабилитации ВИЧ-инфицированных пациентов.

Литература:

1. Adam P., Delmas M-C., Brunei J-B. Impact des nouveaux traitements antiretroviraux sur les attitudes et les comportements preventifs des lecteurs de la presse gay. De l'impact percu par les individus a la mesure d'une influence effective//Seropositivite, vie sexuelle et risque de transmission du VIH. Paris: Agence Nationale de Recherches Sur le Sida, 1999. P. 43-58.

2. Ammann, A.J. (1994). Human immunodeficiency virus infection/AIDS in children: The next decade. Pediatrics, 93, 930935.

3. Bovina I., Butera F. Willingness to engage in AIDS-related social activism as a function of minority status and consequent social representations. Paper presented at the conference «Promoting public health: A social psychological perspective. Questioning existing models of prevention and developing new paths that promote health». Chambery. 2001. 1012 May/Social Psychology Laboratory. Chambery, 2001. P. 36.

4. Douglas M., Calvez M. The self as risk-taker: A cultural theory of contagion in relation to AIDS// Sociological Review. 1990. Vol. 38. P. 445-464.

5. Joffe H. AIDS research and prevention: A social representational approach//British Journal of Medical Psychology. 1996. Vol. 69. P. 169-190.

6. Joffe H. Social representations of AIDS: Towards encompassing issues of power//Papers on Social Representations. 1995. Vol. 4. №1. P. 29-40.

7. Joffe H. The shock of the new: A psycho-dynamic extension of the social representational theory// Journal for the Theory of Social Behaviour. 1996. Vol. 26. №2. P. 197-219.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lagrange H., Lhomend B., et al. Condom use among 15 to 18 year-olds in France: Changes in behaviour over time/Ed. by J-P. Moatti, Y. Souteyrand, A. Prieur, et al//AIDS in Europe: New challenges for the social sciences. London: Routledge, 2000. P. 103-118.

9. Lupton D. Archetypes of infection: People with HIV/AIDS in the Australian press in the mid 1990s// Sociology of Health and Illness. 1999. Vol. 21. №2. P. 39-53.

10. Markova I., Power K. Audience response to AIDS health education messages// AIDS: A communication perspective/Ed. by T. Edgar, M.A. Fritzpatrick, V. Frei-muth. New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1992. P. 111-130.

11. Markova I., Wilkie P. Concepts, representations and social change: The phenomenon of AIDS// Journal for the Theory of Social Behaviour. 1987. №17. P. 398-409.

12. Schoeneman T.J., Schoeneman K.A., Obradovic J. Social representations of AIDS: Pictures in abnormal psychology textbooks, 1984-2001. Paper presented

at the annual meeting of the American Psychological Society, June 9-12, 2002. New Orleans, LA., 2002.

13. Taylor S.E., Kemeny M.E., Aspinwall L.G., et al. Optimism, coping, psychological distress, and high risk behavior among men at risk for Acquired Immunodeficiency Syndrome (AIDS)//Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 63. №3. P. 460-473.

14. Бовина И.Б., Власова Е.В. Особенности представлений молодежи о СПИДе и раке//Мир психологии. 2002. №3. С. 35-47.

15. Доклад о скорости развития и смертности от ВИЧ/СПИД в России. Доклад о глобальной эпидемии ВИЧ/СПИДа. ЮНЭЙДС. 2009.

http://news.woops.ru/35/610-skorost-razvitija-i-smertnosti-v-rossii.html.

http://www.unaids.org/ru/KnowledgeCentre/ HIVData/GlobalReport/2008/2008_Global_report. asp.

16. Киселев М.Ю. Страх и стигма: о социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом и жертв радиационных катастроф// Вопросы психологии. 1999. №4. С. 40-47.

17. Кон И.С. Сексуальная революция в России: клубничка на березке. М: ОГИ, 1997.

18. Культурные аспекты профилактики и борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа в России/Под ред.

B.В. Колкова. М: Права человека, 2003.

19. Тухтарова И.В. Исследование механизмов психологической защиты у лиц с ВИЧ-инфекцией// Сб. науч. трудов по медицине. В. 1. Тула, 2002.

C. 115-117.

20. Тухтарова И.В., Дремков Д.Ю. Механизмы со-владания со стрессом у лиц с ВИЧ-инфекцией// Материалы симпозиума «Актуальные проблемы адаптации к природным и экосоциальным условиям среды»/Под ред. О.П. Модникова. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2002. С. 157-158.

Выбор профессии как компонент профессионального самоопределения личности

А. А. Аксенов

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных теоретических подходов к проблеме профессионального выбора, мотивации выбора профессии. В ней приведены теоретические данные по исследованию структуры и динамики мотива выбора профессии психолог. Ключевые слова: профессиональный выбор, мотивация выбора профессии, учебные и профессиональные мотивы. The summary: the article considers the main theoretical approach to the problem of professional choice and professional choice motivation. Theoretical data on studying the structure and dynamics of the motive of choice of such profession as a psychologist are given. Keywords: professional choice, professional choice motivation, educational and professional motives.

Профессиональный выбор является одной из фундаментальных проблем многих наук, исследующих особенности личности как субъекта профессиональной деятельности, что объясняется ее связью с изучением побудительных сил активности человека в простраивании своего будущего, закономерностей формирования личности. Без изучения психологических аспектов профессионального становления личности представления о человеке как субъекте труда были бы неполными. В настоящее время вопросы выбора профессии рассматриваются в рамках общей, социальной, специальной, возрастной и педагогической психологии, психологии труда. При этом исследователи дифференцируют несколько подходов.

• Генетический подход, связанный с профессиональным развитием, с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.