СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИЗЪЯТИЯ РЕНТЫ ЧЕРЕЗ НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
В настоящее время ситуация такова, что рентные доходы не получает ни сельское хозяйство, ни бюджеты, не смотря на то что их функционально-экономическое предназначение - оставаться в данной отрасли для её развития, ликвидации отставания от промышленности, стимулирования роста производства продовольствия до уровня растущих в нем потребностей. Эти доходы присваиваются посредническими структурами и перерабатывающими отраслями.
Размеры налога на землю сельскохозяйственного назначения с введением нового порядка его расчета с 2006 г. существенно возросли. Нет сомнений, что такой рост налога на землю негативно повлияет на экономику сельскохозяйственных предприятий, так как подавляющее большинство хозяйств находится в очень сложном финансовом состоянии. При этом некоторые землепользователи в Российской Федерации по результатам расчетов ГКОСХУ получили отрицательный дифференциальный доход, и лишь некорректные методические приемы позволили присвоить им положительные кадастровые стоимости.
Поэтому на данном этапе развития экономики, когда большинство предприятий убыточны в связи с диспаритетом цен, изъятие земельной ренты нужно осуществлять постепенно, с учетом финансово-экономического положения каждого сельхозтоваропроизводителя, а не в среднем по району (так как данная методика ставит хозяйства с низким уровнем рентабельности и рентного дохода в худшее положение по сравнению с хозяйствами с более высокой рентабельностью).
Хозяйства, не получающие прибыль, должны освобождаться от уплаты налога на землю, что способствовало бы росту прибыли при прочих равных условиях. Рентабельные хозяйства должны облагаться налогом на землю. При этом они должны получить дополнительную прибыль за счет использования большей массы земельного налога, которая должна быть им возращена через государственное перераспределение дифференциальной ренты I для расширения производства, сохранения и повышения плодородия почв. При этом данные хозяйства могут получать более высокую отдачу от дополнительных вложений за этот счет.
Поскольку по своей сути налог на землю в своей основе есть прямой инструмент распределения земельной ренты, его установление предполагает учет ряда факторов и условий. Так как налог на землю включает в
себя земельную ренту, то размер налога должен зависеть от того, кто является собственником земли, куплен или получен бесплатно данный земельный участок, то есть налогообложение земли должно быть дифференцированное в зависимости от форм собственности.
Государство должно изымать часть или всю дифференциальную ренту I у собственников и пользователей земли из-за использования её не по целевому назначению и перераспределять её в соответствии с функциональным предназначением. Соответственно, участки земли, находящиеся в частной или коллективной собственности, должны облагаться налогом, включающим в себя часть дифференциальной ренты I. При аренде земли дифференциальная рента I включается в арендную плату и передается собственнику, у которого государство изымает её через налог на землю. Если земля передана в собственность бесплатно (в случае, например, распределения её по среднерайонным нормам), то государство вправе включить в налог на землю всю величину дифференциальной ренты I.
Предприятия, которые используют государственные земли, помимо части дифференциальной ренты I, должны вносить государству абсолютную ренту, как плату за пользование землёй. В связи с тем, что по государственной кадастровой оценке величина абсолютной ренты - 12 рублей за гектар сельскохозяйственных угодий, то налоговая ставка на землю у государственных предприятий увеличивается на 12 рублей. Если государство участвовало в интенсификации сельскохозяйственных угодий, то оно имеет право на часть дифференциальной ренты II, которая должна включаться в земельный налог, поступающий в государственный бюджет.
Очевидно, что для того, чтобы дифференциация налоговых ставок на землю была объективной, создавала равные условия хозяйствования, исключала получение неоправданных доходов или вела для отдельных предприятий к заведомо нерентабельной деятельности, необходимо учитывать формы собственности на землю, различия в рентном доходе земли и в рентабельности товаропроизводителей. В этом случае, налог на землю более дифференцирован, чем рента (табл. 1). В таблице также представлены фактические ставки налога на землю сельскохозяйственного назначения, которые по новому закону не должны превышать 0,3 % кадастровой стоимости участка земли. В нашем примере ставка налога на землю составляет в среднем по району 107 рублей за гектар сельхозугодий.
Таблица 1
Расчет ставок налога на землю по индексу сопоставимой по кадастровой стоимости площади и с учетом уровня рентабельности для хозяйств Наро-Фоминского района Московской области
Сельскохозяйственные организации Соотношение фактической рентабельно-сти с нормативной Индекс сопоставимой по КС площади сельхозугодий Фактическая ставка налога на землю, руб/га (гр3*107) Расчетная ставка налога на землю с учетом рентного дохода, рентабельности и форм собственности на землю, руб/га (гр2*гр3*107)
ЗАО «Кузнецовский к-т» 0,56 1,020 109,1 61,1
СПК «Архангельский» 1,09 1,042 111,5 121,5
Совхоз «Г оловково» 1,96 1,058 113,2 221,9 + 12
ЗАО «Таширово» 0,82 1,167 124,9 102,4
ЗАО «Первомайское» 1,6 1,177 125,9 201,5
ГУП ППЗ «Птичное» 0,09 1,194 127,7 11,5 + 12
ГУП ППЗ «Т олстопальцево» 1,8 1,234 132,0 237,7 + 12
ООО «Ковригино» 0,65 1,034 110,6 71,9
ЗАО «Нара» 0,84 1,041 111,4 93,5
ООО «Новый мир» 1,05 0,966 103,4 108,5
Изъятие земельной ренты через налог на сельскохозяйственные угодья должно увеличить местный бюджет для дальнейшего целевого использования этих финансовых ресурсов: на рациональное использование земли, землеохранные мероприятия, землеустройство, расширение сельскохозяйственного производства. При этом предложенные нами ставки налога на землю не должны тормозить производства в сельском хозяйстве.