Научная статья на тему 'Совершенствование государственной политики наращивания ресурсного потенциала сельского хозяйства (на примере Пензенской области)'

Совершенствование государственной политики наращивания ресурсного потенциала сельского хозяйства (на примере Пензенской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСУРСЫ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / AGRICULTURE / RESOURCES / RESOURCE POTENTIAL / STATE SUPPORT / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ECONOMY OF RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Частухина Юлия Юрьевна

Переход России на инновационный тип развития обусловливает необходимость повышения эффективности использования ресурсов во всех сферах экономики, в том числе в АПК. Вступление России в ВТО усиливает риски, связанные с неконкурентоспособностью прежде всего сельскохозяйственной продукции в связи с высокими затратами на ее производство и низкой производительностью труда. Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции может быть достигнут благодаря либо увеличению используемых в отрасли производственных ресурсов, либо их эффективному использованию. Современный этап развития сельского хозяйства страны характеризуется ростом производственных ресурсов, что в значительной степени обусловлено государственной поддержкой аграрного сектора экономики. Однако она в основном направлена на совершенствование материально-технической базы и наращивание оборотного капитала за счет обеспечения доступности субсидируемых кредитов, выгодных условий лизинга. Большое внимание государство также уделяет воспроизводству и повышению эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв, стимулированию эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, решению проблем социального развития села в целях сохранения его трудового потенциала. Однако имеющийся у отрасли потенциал используется недостаточно эффективно, что связано с несовершенством мезанизма управления производственными ресурсами отрасли. В статье обоснованы приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма управления производственными ресурсами сельского хозяйства в Пензенской области. Особенности развития сельского хозяйства, такие как низкая доходность отрасли, высокая степень изношенности основных фондов, слабое развитие производственной инфраструктуры, обусловливают недостаточность усилий самих сельскохозяйственных предприятий по повышению эффективности использования производственных ресурсов. В связи с этим требуется активное участие органов региональной государственной власти в решении данной задачи. Для развития ресурсного потенциала предприятий аграрного сектора экономики и его эффективного использования необходима переориентация средств государственной финансовой поддержки на стимулирование инновационного развития отрасли и ресурсосбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE STATE POLICY IN ESCALATING RESOURCE POTENTIAL OF AGRICULTURE (IN TERMS OF THE PENZA REGION)

Transfer of Russia to innovative development stipulates the necessity of increasing efficiency of resource exploitation in all economic spheres, including agricultural sector. Russia’s entering the WTO increases risks of noncompetitiveness of agricultural products above all due to high production expenses and low labour productivity. Growth of agricultural production volumes may be achieved either through increase of productive resources used in the sector, or due to its efficient usage. Modern stage of country’s agriculture development is characterized by the growth of productive resources, which is to a large extent provided by the state support of agrarian sector of economy. However such support is mostly concentrated on improving material and technical base and escalating circulating capital by providing availability of subsidized credits and favourable conditions of leasing. The state devotes much attention to reproduction and increasing efficiency of agricultural usage of land resources, restoration and preservation of soil fertility, stimulation of efficient agricultural land management, solution of rural areas social development problems for preservation of local labour potential. However the potential of the said sector is used ineffectively due to imperfection production resources management mechanism. The article substantiates priority directions of improving organizational and economic mechanism of agricultural productive resources management in Penza region. Such peculiarities of agriculture development as high degree of capital funds wear, weak development of productive infrastructure, cause insufficiency of efforts by agricultural enterprises themselves to increase the efficiency of productive resources management. In this connection it is required to have regional bodies of state authority to be involved in solution of this problem. In order to develop the resource potential of enterprises of the agrarian sector of economy and to use it efficientlu it is required to reorientate state financial support to stimulate innovative development of the sector and resource-saving.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной политики наращивания ресурсного потенциала сельского хозяйства (на примере Пензенской области)»

УДК 338.246.2

Ю. Ю. Частухина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НАРАЩИВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Переход России на инновационный тип развития обусловливает необходимость повышения эффективности использования ресурсов во всех сферах экономики, в том числе в АПК. Вступление России в ВТО усиливает риски, связанные с неконкурентоспособностью прежде всего сельскохозяйственной продукции в связи с высокими затратами на ее производство и низкой производительностью труда. Рост объемов производства сельскохозяйственной продукции может быть достигнут благодаря либо увеличению используемых в отрасли производственных ресурсов, либо их эффективному использованию. Современный этап развития сельского хозяйства страны характеризуется ростом производственных ресурсов, что в значительной степени обусловлено государственной поддержкой аграрного сектора экономики. Однако она в основном направлена на совершенствование материально-технической базы и наращивание оборотного капитала за счет обеспечения доступности субсидируемых кредитов, выгодных условий лизинга. Большое внимание государство также уделяет воспроизводству и повышению эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв, стимулированию эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, решению проблем социального развития села в целях сохранения его трудового потенциала. Однако имеющийся у отрасли потенциал используется недостаточно эффективно, что связано с несовершенством мезанизма управления производственными ресурсами отрасли.

В статье обоснованы приоритетные направления совершенствования организационно-экономического механизма управления производственными ресурсами сельского хозяйства в Пензенской области. Особенности развития сельского хозяйства, такие как низкая доходность отрасли, высокая степень изношенности основных фондов, слабое развитие производственной инфраструктуры, обусловливают недостаточность усилий самих сельскохозяйственных предприятий по повышению эффективности использования производственных ресурсов. В связи с этим требуется активное участие органов региональной государственной власти в решении данной задачи. Для развития ресурсного потенциала предприятий аграрного сектора экономики и его эффективного использования необходима переориентация средств государственной финансовой поддержки на стимулирование инновационного развития отрасли и ресурсосбережение.

Ключевые слова: сельское хозяйство, ресурсы, ресурсный потенциал, государственная поддержка, инновационное развитие, ресурсосбережение.

Yu. Yu. Chastukhina

IMPROVEMENT OF THE STATE POLICY IN ESCALATING RESOURCE POTENTIAL OF AGRICULTURE (IN TERMS OF THE PENZA REGION)

Abstract. Transfer of Russia to innovative development stipulâtes the necessity of increasing efficiency of resource exploitation in all economic spheres, including agricultural sector. Russia’s entering the WTO increases risks of noncompetitiveness

of agricultural products above all due to high production expenses and low labour productivity. Growth of agricultural production volumes may be achieved either through increase of productive resources used in the sector, or due to its efficient usage. Modern stage of country’s agriculture development is characterized by the growth of productive resources, which is to a large extent provided by the state support of agrarian sector of economy. However such support is mostly concentrated on improving material and technical base and escalating circulating capital by providing availability of subsidized credits and favourable conditions of leasing. The state devotes much attention to reproduction and increasing efficiency of agricultural usage of land resources, restoration and preservation of soil fertility, stimulation of efficient agricultural land management, solution of rural areas social development problems for preservation of local labour potential. However the potential of the said sector is used ineffectively due to imperfection production resources management mechanism. The article substantiates priority directions of improving organizational and economic mechanism of agricultural productive resources management in Penza region. Such peculiarities of agriculture development as high degree of capital funds wear, weak development of productive infrastructure, cause insufficiency of efforts by agricultural enterprises themselves to increase the efficiency of productive resources management. In this connection it is required to have regional bodies of state authority to be involved in solution of this problem. In order to develop the resource potential of enterprises of the agrarian sector of economy and to use it effi-cientlu it is required to reorientate state financial support to stimulate innovative development of the sector and resource-saving.

Key words: agriculture, resources, resource potential, state support, innovative development, economy of resources.

Для укрепления производственно-ресурсного потенциала сельского хозяйства, адаптированного к потребностям сырьевых и продовольственных рынков, необходимо активизировать усилия государства в отношении финансовой поддержки отрасли, содействия в инновационном развитии, поощрения формирования сетей связей между предприятиями и производственно-социальной инфраструктурой села.

Центральную роль в этих усилиях должна играть инновационно-инвестиционная политика государства в аграрном секторе, обеспечивающая ключевую связь между наращиванием производственно-ресурсного потенциала и обеспечением конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

Опыт ряда стран, добившихся успехов в стимулировании экономического роста и развития аграрного сектора, формирования устойчивой и развитой структуры ресурсного потенциала отрасли в последние 20-30 лет (Польша, Чехия, Бразилия, Аргентина, Чили, Бангладеш), заключается в проведении активной и хорошо спланированной с точки зрения последовательности принимаемых мер политики, направленной на поощрение производственных инновационно-ориентированных инвестиций, развитие трудового потенциала и эффективной сельской инфраструктуры, укрепление институциональных основ, наращивание технологических возможностей и содействие развитию связей между крупным и малым аграрным бизнесом1.

Учитывая положительный опыт этих стран, а также положительные и отрицательные тенденции, сложившиеся в развитии сельского хозяйства Рос-

1 URL: www.asmarketing.ru/marketingovyie-issledowaniya/statistika-proizvodstva.-analiz-obema-i-dinamiki-proizvodstva.html

сии на современном этапе, считаем, что необходимо расставить приоритеты в формировании политики государственной поддержки отрасли, способствующей наращиванию ее ресурсного потенциала.

Для правильного определения таких приоритетов необходима объективная оценка их важности и значимости, основанная на мнениях ученых, специалистов, руководителей сельхозпредприятий.

Мы провели анкетирование 24 экспертов, среди которых присутствовали три специалиста государственной службы (Министерства сельского хозяйства Пензенской области), 12 ученых, занимающихся исследованием проблем экономики сельского хозяйства, восемь руководителей крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, один фермер. Их мнения в отношении приоритетов государственной политики в аграрном секторе распределились следующим образом.

Как показали результаты анкетирования и последующего опроса (с целью комментирования отдельных оценок) экспертов, большинство их считает, что современные меры по стимулированию инвестиций являются достаточными. Результаты реализации этих мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. показали высокую эффективность, цели, поставленные Проектом и Программой в части повышения инвестиционной активности и обновления основных фондов сельского хозяйства, достигнуты. Поэтому, по мнению большинства опрошенных, объемы и способы государственного стимулирования инвестиционной активности в аграрном секторе можно оставить на прежнем уровне. Также был получен комментарий, что дальнейшее наращивание финансовых «вливаний» в стимулирование инвестиционной активности на селе может привести к снижению их эффективности, прежде всего по причине отставания развития других направлений - качества трудовых ресурсов и социальной инфраструктуры села.

Последнее место в расстановке приоритетов отдается стимулированию развития малых форм хозяйствования. Эксперты поясняют, что развитие малого бизнеса характерно в основном для экономики в период кризиса. В современных же условиях, когда крупный бизнес за счет эффекта масштаба и снижения транзакционных издержек явно более конкурентоспособен на рынках сельхозсырья и продовольствия, нет смысла искусственно поддерживать малоэффективные формы хозяйствования.

Третье и четвертое место в рейтинге занимают развитие трудового потенциала села и сельской инфраструктуры. Следует отметить, что среди экспертов на эти проблемы обратили внимание специалисты Министерства сельского хозяйства Пензенской области и руководители предприятий. В органах государственного управления (правительством области и Министерством сельского хозяйства) с 2008 г. разработана стратегия устойчивого развития сельских территорий, в рамках которой реализуется план мероприятий по формированию эффективной сельской инфраструктуры и развития трудового потенциала села. В результате предпринятых усилий оптимизирована структура затрат на содержание объектов сельской инфраструктуры (снижение с учетом инфляционных параметров на 1,4 %), полностью завершена газифи-

кация сел, за период 2008-2010 гг. построено 1200 км дорог с твердым покрытием, центральным водоснабжением обеспечено более 900 домов, центральной канализацией - более 400. Было создано более 13,4 тыс. рабочих мест, в том числе: 1600 - за счет субъектов малого предпринимательства, 3300 - индивидуальных предпринимателей, 939 - К(Ф)Х. Большинство рабочих мест в коллективных предприятиях имеют сезонный или временный характер (табл. 1).

Таблица 1

Результаты опроса экспертов

Эксперт Стимулирование инвестиций Развитие трудового потенциала Развитие сельской инфраструктуры Инновационное развитие Развитие производственной инфраструктуры Содействие развитию малого бизнеса

1. Специалист госслужбы 5 2 1 3 6 4

2. Специалист госслужбы 4 3 2 1 6 5

3. Специалист госслужбы 6 1 2 3 5 4

4. Д.э.н., профессор ПГСХА1 5 2 1 3 6 4

5. Д.э.н., профессор ПГСХА 4 1 2 5 6 3

6. Д.э.н., профессор ПГСХА 4 3 1 5 6 2

7. К.э.н., профессор ПГСХА 5 3 4 2 1 6

8. К.э.н., доцент ПГСХА 4 5 6 3 2 1

9. К.э.н., доцент ПГСХА 4 5 6 2 3 1

10. Д.э.н., профессор ПГПУ2 2 4 5 1 3 6

11. Д.э.н., профессор ПГУ3 3 1 2 4 5 6

12. Д.э.н., профессор ПГУ 3 4 5 2 1 6

13. Д.э.н., профессор ПГУ 5 2 1 4 3 6

14. К.э.н., доцент ПГУ 5 4 3 2 1 6

15. К.э.н., доцент ПГУ 6 3 4 2 1 5

16. Руководитель агрохолдинга 5 2 4 1 3 6

17. Руководитель ООО 3 4 5 2 1 6

18. Руководитель ООО 6 3 4 2 1 5

19. Руководитель ООО 4 6 1 3 2 5

20. Руководитель ООО 4 1 2 3 5 6

21. Руководитель СПК 2 3 4 6 1 5

22. Руководитель СПК 3 4 1 5 2 6

23. Руководитель СППК 3 5 6 4 1 2

24. Фермер 1 6 5 4 3 2

Общее количество баллов 96 77 77 72 74 108

Приоритет по общему количеству баллов 5 3/4 3/4 1 2 6

1 Пензенская государственная сельскохозяйственная академия.

2 Пензенский государственный педагогический университет.

3 Пензенский государственный университет.

Однако реализуемые мероприятия не способствовали решению таких задач, как:

- обеспечение стабильной занятости сельского населения;

- формирование резерва рабочей силы определенной квалификации (инженеры-механизаторы, зоотехники, ветеринары, агрономы, экологи, технологи переработки сельскохозяйственной продукции, экономисты);

- удовлетворение Службой занятости населения Пензенской области заявок руководителей сельскохозяйственных предприятий на подготовку и трудоустройство работников запрашиваемых квалификаций и низкоквалифицированных работников (в 2010 г. было подано 233 заявки на 13 288 вакансий, удовлетворена 61 заявка на 1276 вакансий)1.

Решению существующих проблем может способствовать реализация идеи сельскохозяйственного образовательного кластера с учетом опыта Республики Татарстан.

Кроме того, мы согласны с мнением большинства руководителей сельскохозяйственных предприятий из числа привлеченных экспертов, что реализация программ самозанятости сельского населения в определенной степени противоречит решению проблем наращивания трудового потенциала села. Большинство граждан, получивших гранты на развитие ЛПХ, создание К(Ф)Х или ИП, занимаются традиционными видами производства, такими как выращивание овощей, разведение сельскохозяйственных животных. Они, как правило, не получают никакой квалификации или не повышают ее; имеющие профессиональные навыки работники теряют их, занимаясь трудом, не соответствующим их квалификации. Таким образом, программы самозанятости не способствуют, а, наоборот, препятствуют развитию трудового потенциала села.

Считаем, что нужно разработать механизм, в соответствии с которым средства (или их часть), направляемые в настоящее время на выделение грантов самозанятым гражданам (за 2008-2010 гг. правительством Пензенской области освоено в этом направлении более 1,1 млрд руб.), использовать как инструмент стимулирования по привлечению квалифицированных и неквалифицированных работников в коллективные предприятия.

Поскольку основной причиной непривлекательности сельскохозяйственного труда является его низкая оплата, могут быть установлены минимальные и рекомендуемые ставки оплаты труда для работников определенных квалификаций и должностей, а работодателям компенсирована часть затрат на оплату труда, составляющая разницу между верхней (рекомендуемой) и нижней (минимальной) границами.

Также средства могут выделяться в виде субсидирования предприяти-ям-работодателям затрат на обучение, переобучение, повышение квалификации работников, компенсацию дополнительного отпуска, санаторно-курортное лечение работников, улучшение их условий труда, формирование фондов материального стимулирования.

Проблемой сельского трудоустройства в отдельных муниципальных образованиях становится неравномерность в плотности населения. Так, неко-

1 Информационное письмо Службы занятости населения Пензенской области о ситуации на рынке труда Пензенской области на 1.01.2011.

торые предприятия находятся вдали от населенных пунктов, обеспеченных потенциальными трудовыми ресурсами. Решение проблемы для таких предприятий одно - организация транспортировки рабочих к месту работы. При этом работники могут жить в районных центрах, в городе, т. е. не нарушаются их желания и возможности в использовании доступной инфраструктуры. Роль государственной поддержки в этом случае можно определить в форме субсидирования части затрат на транспортные расходы, текущее техническое обслуживание и капитальный ремонт транспортных средств, задействованных в перевозке рабочих.

Развитие сельской инфраструктуры также занимает важное место в системе приоритетов государственной политики по наращиванию ресурсного потенциала аграрного сектора. В 2010 г. из 170 млрд руб., выделенных на АПК, только 5,5 млрд было направлено на развитие сельской инфраструктуры (на 2011 г. эта цифра составляет 7,7 млрд руб.). Между тем большинство руководителей сельскохозяйственных предприятий отметили, что причиной отсутствия кадров является отток сельских жителей в город прежде всего из-за неудовлетворительной инфраструктуры сельских поселений. Поэтому развитие инфраструктуры села должно стать одной из первоочередных задач привлечения в аграрный сектор работников, в первую очередь молодых специалистов, и закрепления их в сельской местности.

Как отдельный инструмент в системе организационно-экономического механизма управления ресурсами сельского хозяйства развитие социальной инфраструктуры подразумевает три аспекта: экономический, организационный и социальный (рис. 1).

Важнейшей проблемой сельского хозяйства, являющейся первопричиной нерационального использования части ресурсов, стала неразвитость производственной инфраструктуры отрасли и отсутствие систем логистического обеспечения аграрного производства (это отметили все руководители хозяйств и часть ученых-аграрников). Производственная инфраструктура призвана обеспечить вспомогательные процессы в агропромышленном комплексе - транспортировку, складирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт, строительство, маркетинг, связь и коммуникации и др.

В странах Евросоюза - Германии, Франции, Нидерландах, Дании, Швеции - систему аграрного производства обслуживают многочисленные предприятия, специализирующиеся на таких видах работ. Поддержка государства заключается в создании благоприятного экономического климата для таких организаций. В частности, в Германии пункты хранения, очистки и сушки зерна приравнены к сельскохозяйственным организациям, поэтому действуют в условиях льготного налогового режима. Немецкие машинные пулы, осуществляющие не только ремонт и техническое обслуживание техники фермеров, но и выполняющие часть работ по обработке почвы, уходу за посевами и уборке урожая, учитывают коммерческую деятельность только в части выполнения сельскохозяйственных работ; ремонт и техобслуживание в пределах доли каждого фермера в составе пула признается в бухучете некоммерческой деятельностью и не подлежит налогообложению (в том числе косвенному).

Налоговыми вычетами, а также прямым бюджетным субсидированием пользуются строительные организации Франции, приобретающие лицензию на осуществление строительных работ для фермеров.

Social sciences. Economics 135

Рис. 1. Направления государственной поддержки развития сельской инфраструктуры

№ 2 (26), 2013 Общественные науки. Экономика

В Швеции сельхозтоваропроизводители получают субсидии на транспортировку продукции, ее хранение, мойку, очистку, сортировку, расфасовку и упаковку, а также забой скота, что позволяет им не экономить на подобных операциях, заказывать их на стороне, у специализированных организаций. В результате рынок вспомогательных услуг и работ в этой стране сильно развит, у фермеров не возникает проблем, связанных с задержками при транспортировке, отсутствием складских мест, высокими потерями при хранении и т.п.

На сегодняшний день огромная проблема, касающаяся обеспечения отечественных сельскохозяйственных предприятий запчастями, специализированным техническим обслуживанием и ремонтом, состоит в отсутствии центров фирменного технического обслуживания. Запчасти покупаются в основном в магазинах по завышенным ценам, ремонт осуществляется своими силами. В результате страдает качество ремонтных работ, а как следствие -качество сельхозработ, их своевременность и полнота выполнения. Это ведет к потерям урожая, продуктивности, снижению качества сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Считаем, что в каждом районе в зависимости от потребности следует организовать машинно-технологические станции с участием государственного капитала (и, следовательно, участием в управлении), имеющие дилерские договоры с основными производителями тракторов, комбайнов, сельхозмашин и специализированного оборудования. Станции могут быть полностью частными или кооперативными, а государственная поддержка в таком случае будет заключаться в субсидировании затрат на обучение персонала (для получения дилерства), электроэнергию, уплату процентов по привлеченным кредитам, в предоставлении помещений из муниципального или регионального имущественного фонда с доступной арендной платой.

Повышение отдачи всех видов ресурсов невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, включающей систему племенных и семенных организаций, ветеринарных служб, предприятий агрохимии и защиты растений, информационно-вычислительных центров.

Кроме того, если для промышленности и торговли давно разработаны специализированные информационно-программные комплексы управления материальными потоками (логистические локальные и корпоративные информационные системы) на основе базовых стандартов MPS, SIC, MRP I и MRP II, ERP, то в сельском хозяйстве о таких методах управления материальными ресурсами руководители и не слышали. Наука также до настоящего времени обходит стороной разработку подобных комплексов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является низкая платежеспособность потенциальных покупателей подобных продуктов.

Роль государства в стимулировании разработки информационных систем логистического управления ресурсами в сельскохозяйственных организациях можно оценить как первостепенную. Эта работа должна быть выполнена научными институтами только при условии прямого финансирования из государственного бюджета. Поскольку этими системами сможет пользоваться любое предприятие, для обслуживания, адаптации и корректировки систем потребуются время и значительные ресурсы, задача невыполнима в рамках региона. Считаем, что это задача федерального уровня как по значимости, так и по объемам работ и финансирования.

Инновационное развитие отрасли как основной фактор, способствующий наращиванию ресурсного потенциала сельского хозяйства, отмечают не только эксперты в регионе, на федеральном уровне курс также взят на внедрение, стимулирование использования инноваций во всех сферах деятельности.

Инновационные процессы в сельском хозяйстве специфичны в отношении региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Некоторые условия негативно влияют на инновационное развитие отрасли, сдерживая его, другие, наоборот, способствуют ускорению инновационных процессов.

К основным факторам, тормозящим инновационное развитие сельского хозяйства, относятся: отсутствие прочного взаимодействия предприятий с научными институтами, ведомственная разобщенность последних (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК) [1], отсутствие прямой и косвенной финансовой поддержки научно-практических исследований в области инновационных разработок.

В то же время наличие свободных природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания, информационная обеспеченность способствуют инновационному развитию АПК.

Создание комплексного механизма государственной поддержки стимулирования инновационной деятельности в сельском хозяйстве - сфере, характеризующейся высокой степенью риска и неопределенности, - позволит активизировать научно-технический прогресс по всей цепочке, от фундаментальных исследований до внедрения разработок в производство, с учетом ограниченности ресурсов предприятий и государственных (общественных) приоритетов развития отрасли и обеспечить устойчивое развитие отрасли в перспективе.

Учитывая отраслевые и региональные особенности, считаем, что в Пензенской области в первоочередном порядке следует стимулировать следующие направления инновационного развития: селекционно-генетическое, технико-технологическое, экологическое и информационное.

Селекционно-генетическое направление включает выведение новых сортов и гибридов сельскохозяйственных растений (научно-производственный потенциал региона включает два НИИ селекции и семеноводства, восемь сельскохозяйственных предприятий, специализирующихся на производстве элитных семян сахарной свеклы, зерновых, картофеля); новых пород, типов животных и кроссов птицы (два племхоза крупного рогатого скота (КРС), один - птицы), создание растений и животных, устойчивых к болезням и вредителям, неблагоприятным факторам окружающей среды.

Технико-технологические инновации подразумевают совершенствование механизмов, используемых в сельском хозяйстве, и их адаптацию к конкретным производственным условиям, внедрение новой техники, технологий возделывания сельскохозяйственных культур, новых индустриальных технологий в животноводстве, применение новых видов удобрений, средств защиты растений, ресурсосберегающих технологий производства и хранения пищевых продуктов, направленных на повышение потребительской ценности продуктов питания.

Инновации в области экологии касаются прежде всего биологизации и экологизации земледелия, а также обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

Информационное направление целесообразно стимулировать по таким направлениям, как компьютеризация процессов производства и управления в сельском хозяйстве, внедрение пакетов прикладных программ управления предприятием на основе систем MRP и ERP, использование GPS-систем спутникового наблюдения и навигации в управлении производственными процессами, программы охвата сельской местности сетью Интернет.

В настоящее время приоритет отдан организационным инновациям, среди которых развитие кооперации и формирование интегрированных структур в АПК и создание инновационно-консультативных систем. Считаем, что эти направления следует интегрировать в новый механизм инновационного развития, дополнив их стимулированием новых форм технического обслуживания и обеспечения ресурсами АПК, организации и управления в АПК, маркетинга инноваций, так как организационные инновации усиливают синергетический эффект ресурсосбережения от внедрения селекционногенетических, технико-технологических, экологических и информационных инноваций.

Реализация этих мероприятий, безусловно, потребует существенной государственной поддержки федерального, регионального и местных бюджетов. Основными методами системы государственного финансового стимулирования инновационной деятельности являются:

- прямое государственное стимулирование путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов в соответствии с системой государственных приоритетов, формирования инновационной инфраструктуры, прогнозирования и планирования;

- косвенное государственное стимулирование освоения научных достижений посредством налоговой, амортизационной, патентной политики, льготного кредитования, страхования, финансового лизинга и т. д.

Кроме того, бюджетные средства целесообразно направлять на создание единого информационного пространства о рынке нововведений в отрасли и источников их инвестирования, выборочное стимулирование инновационной активности и процессов технико-технологического перевооружения, формирование «банка инноваций» с контролем эффективности и сроков их освоения.

В зависимости от степени инновационного развития возможны следующие сценарии развития отрасли: инерционное развитие, производственно-технологическая модернизация аграрного сектора, комплексное инновационное развитие АПК в целом. Первый сценарий предусматривает сохранение действующих тенденций восстановительного роста и слабого воздействия инновационных факторов, однако кризисная ситуация в отрасли относительно преодолена, поэтому можно говорить, что уже в настоящее время сельское хозяйство находится на пути производственно-технологической модернизации, при которой в качестве приоритетных направлений НТП выступает распространение ресурсосберегающих технологий.

Ресурсосберегающий подход предусматривает консолидацию усилий таких звеньев, как экономика, экология, техника и технологии (рис. 2).

Рис. 2. Звенья ресурсосберегающего подхода

Роль экономического звена определяется разработкой методов экономии и рационального использования земельных, материальных и трудовых ресурсов. Экономика осуществляет оптимизацию структур хозяйствующих субъектов с учетом потенциальных возможностей региона в отношении природноклиматических условий, состава трудовых ресурсов, инвестиционного климата. В ведении экономики - нормирование расхода топлива, тепловой и электрической энергии, учета, контроля и стимулирования экономии энергоресурсов, организация грамотной эксплуатации парка техники и оборудования.

В рамках технического направления ведутся разработки по снижению удельного расхода топливных и энергетических ресурсов, на базе внедрения принципиально новых машин и механизмов или их коренной модернизации. Техническое звено определяет возможности топливной экономичности сельскохозяйственной техники, обусловленной конструкционными, эксплуатационными, производственными и почвенно-климатическими факторами. В рамках этого звена рассматриваются перспективы замещения дефицитных энергоресурсов более дешевыми и доступными видами, применения альтернативных, нетрадиционных видов энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В технологическом звене предусматривается изменение привычных или привлечение современных, менее ресурсоемких технологий в части замены энергоемких операций, их сокращения и совмещения, вторичного использования сырья и использования отходов, применения комбинированных агрегатов, использования логистико-ориентированных схем.

Экологическое звено обеспечивает сохранность ресурсного потенциала в долгосрочном периоде, а также способствует производству безопасной сельскохозяйственной продукции.

Основные направления ресурсосбережения на современном этапе ведущими специалистами в этой области определены по пяти основным направлениям (рис. 3) [2]:

- в области механизации сельскохозяйственных работ (в основном в сфере проектирования и изготовления узлов, агрегатов, машин, механизмов и агрегированных комплексов);

- в сфере технического сервиса;

- в растениеводстве;

- в животноводстве;

- в сфере переработки сельскохозяйственной продукции.

140 University proceedings. Volga region

1 Т

Повышение

долговечности.

безотказности.

ремонтопригодности.

транспортабельности.

эр го ном ичности,

экологичности.

производительности.

топливной

экономичности.

унификации

и стандартизации

путем создания

блочно-модульных

конструкций,

комбинированных

машинно -тракторных

агрегатов, двигателей

внутреннего сгорания.

работающих

на альтернативных

видах топлива.

повышения КПД

рабочих органов

машин и механизмов.

автоматизации рабочих

процессов и их контроля

МЕХАНИЗАЦИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС

1 г

Совершенствование

режимов ремонта

и технического

обслуживания, средств

диагностики и контроля.

способов восстановления

деталей, методов экономии

топливно-смазочных

материалов, организации

МТС, механизированных

отрядов; использование

вторичных ресурсов

техники.

энергоэкономичного

оборудования;

применение обменных

узлов, агрегатов,

стационарных

и передвижных комплексов

диагностирования

оборудования;

поддержание оптимальных

тепловых режимов

двигателей внутреннего

сгорания, коробок

передач, мостов.

гидро пневмосистем

РАСТЕНИЕВОДСТВО

i

Применение

энергосберегающих

интенсивных технологий.

включающих совмещение

операций, нулевую

обработку почвы.

использование

ко мбиниро ванных

агрегатов, их оптимизация,

эффективных методов

машиноиспользования.

оптимальных скоростных

и энергетических режимов.

наилучших районированных

севооборотов, оптимального

ра змеще ни я се л ь хозку л ьту р.

дифференцированного

внесения удобрений;

повышение квалификации

механизаторов, доли

энергонасыщенной

техники, соблюдение

агротехнических сроков

выполнения

технологических процессов;

сокращение холостых

прогонов техники

ЖИВОТНОВОДСТВО

Внедрение

ресурсосберегающих

технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

энер го эко ном но го

оборудования;

использование

во зобновляс мых

и вторичных ресурсов,

интенсивных технологий,

теплоизоляции

производственных

помещений; оптимизация

микроклимата

животноводческих

помещений, унификация

кормления животных,

беспривязное содержание

КРС, устройство

естественной приточно-

вытяжной вентиляции,

оптимизация режимов

энергосбережения.

использование биогаза

в процессе отопления

и освещения

животноводческих

помещений

ПЕРЕРАБОТКА

Использование

возобновляемых

энергоресурсов, вторичных

энергоресурсов,

комбинированных

технологий, методов

рационального размещения

предприятий по переработке

се льхо зпроду кции,

технологий глубокой

переработки, шоковой

заморозки, способов

повышения качества

и сохранности

переработанной продукции;

организация

мелкоспециализированных

предприятий (мини-линий

и мини-цехов, модулей),

внедрение способов

переработки отходов

и очистки стоков,

кооперация крупно-

и малотоннажного

производств

по производству

и переработке

Рис. 3. Основные направления ресурсосбережения в сельском хозяйстве

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

Реализация указанных направлений ресурсосбережения в аграрном секторе позволит добиться существенной экономии горючего и топливно-смазочных материалов, электроэнергии, металла и металломатериалов, сократить трудоемкость процессов, повысить производительность труда, добиться повышения урожайности сельхозкультур и продуктивности животных, а также сохранности выращенной продукции. Кроме того, большинство технологий будет способствовать улучшению условий труда, а значит, и здоровья работников, защите окружающей среды, сохранению природных ресурсов и в конечном итоге повышению рентабельности производства и повышению конкурентоспособности отечественного аграрного производства и продовольственного рынка.

Выводы

1. Государственная политика по наращиванию ресурсного потенциала сельского хозяйства должна быть акцентирована на следующих направлениях: стимулировании инновационного развития отрасли, развитии производственной и социальной инфраструктуры села, развитии трудового потенциала аграрного сектора.

2. Главное направление государственной политики по наращиванию ресурсного потенциала сельского хозяйства в отношении инновационного развития должно быть сосредоточено на стимулировании ресурсосбережения в области механизации, технического сервиса, растениеводстве, животноводстве и переработке продукции.

3. Государственная поддержка наращивания инновационного потенциала АПК может осуществляться как в форме прямого финансирования научных исследований и практических испытаний, так и в виде косвенного стимулирования через налоговую, амортизационную, кредитную политику организаций, ведущих научные исследования в области инновационных разработок для аграрного сектора, так и в виде создания хозяйств, ориентированных на ресурсосбережение.

Список литературы

1. Тугушева, В. Р. Основные условия и факторы, способствующие развитию инновационной деятельности в АПК / В. Р. Тугушева, Р. Р. Юняева // Экономика и менеджмент в XXI веке : сб. ст. по материалам IV Международ. науч.-практ. конф. - Пенза : Профессионал, 2011. - С. 31-35.

2. Федоренко, В. Ф. Ресурсосбережение в агропромышленном комплексе: инновации и опыт / В. Ф. Федоренко, В. С. Тихонравов. - М. : Росинфорагротех, 2005. -С. 4-12.

References

1. Tugusheva V. R., Yunyaeva R. R. Ekonomika i menedzhment vXXI veke: sb. st. po ma-terialam IV Mezhdunarod. nauch.-prakt. konf [Economy and management in the XXI century: collected articles of the IV International scientific and practical conference]. Penza: Professional, 2011, pp. 31-35.

2. Fedorenko V. F., Tikhonravov V. S. Resursosberezhenie v agropromyshlennom kom-plekse: innovatsii i opyt [Resource-saving in agricultural sector: innovations and experience]. Moscow: Rosinforagrotekh, 2005, pp 4-12.

Частухина Юлия Юрьевна

кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: chastuhina@mail.ru

УДК 338.246.2 Частухина, Ю. Ю.

Совершенствование государственной политики наращивания ресурсного потенциала сельского хозяйства (на примере Пензенской области) / Ю. Ю. Частухина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2013. - № 2 (26). - С. 129-142.

Chastukhina Yuliya Yur'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management, Penza State University (Penza, 40 Krasnaya str.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.