Научная статья на тему 'Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона'

Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЭКОНОМИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОДПРОГРАММЫ / AGRICULTURE / STATE SUPPORT / STATE PROGRAM / TARGET INDICATORS / ECONOMICALLY SIGNIFICANT REGIONAL SUBPROGRAMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А.

Предмет. Государственное регулирование сельского хозяйства в 2014-2017 гг. на примере Пензенской области. Цели. Определение приоритетов выделения государственных средств, эффективности расходования бюджетных ресурсов, выраженной в достижении целевых показателей Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы». Методология. Применялись методы научной абстракции, функционального и статистического анализа, графических изображений. Результаты. Выявлены тенденции существенного роста производства продукции сельского хозяйства. Значения целевых показателей достигнуты по всем направлениям Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы». Недостаточная эффективность государственной поддержки развития сельских территорий обусловливает отток жителей из села, что отрицательно сказывается на развитии трудового потенциала агропромышленного комплекса. Выводы. Сельское хозяйство отрасль, характеризующаяся высокой зависимостью от внешних факторов. Возникает необходимость создания эффективной системы поддержки отрасли важнейшего механизма государственного регулирования национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of the system of State regulation of the development of regional agriculture and rural areas

Subject This article discusses the issues of State regulation of agriculture of the Penza Oblast in 2014-2017. Objectives The article aims to determine the priorities of allocation of public funds and the efficiency of expenditure of budgetary resources in achieving the targets of the State program The Development of Agro-Industrial Complex of the Penza Oblast for 2014-2020. Methods For the study, we used the methods of scientific abstraction, functional and statistical analysis, and graphics. Results The article reveals tendencies of significant growth of agricultural production. At the same time, the article says about insufficient efficiency of the State support of rural areas' development that causes outflow of inhabitants from the areas and negatively affects the development of workforce of the agro-industrial complex. Conclusions Agriculture is an industry that is highly dependent on external factors, so there is a need to create an effective system of support for the industry.

Текст научной работы на тему «Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона»

pISSN 2073-1477 Агропромышленный комплекс

eISSN 2311-8733

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

Юлия Юрьевна ПРОНИНА3', Гульсина Ислямовна ДУБИНАЬ, Альбина Александровна КНЯЗЬКИНАС

а кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность»,

Пензенский государственный университет,

Пенза, Российская Федерация

chastuhina@mail.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: 6307-7370

ь старший преподаватель кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность»,

Пензенский государственный университет,

Пенза, Российская Федерация

gulia0302@rambler.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

с аспирантка кафедры «Менеджмент и экономическая безопасность»,

Пензенский государственный университет,

Пенза, Российская Федерация

albinakna@yandex.ru

ORCID: отсутствует

SPIN-код: отсутствует

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 08.08.2018 Получена в доработанном виде 30.08.2018 Одобрена 10.09.2018 Доступна онлайн 15.10.2018

УДК 338.242.2 018

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, государственная программа, целевые показатели, экономически значимые региональные подпрограммы

Аннотация

Предмет. Государственное регулирование сельского хозяйства в 2014-2017 гг. на примере Пензенской области.

Цели. Определение приоритетов выделения государственных средств, эффективности расходования бюджетных ресурсов, выраженной в достижении целевых показателей Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы».

Методология. Применялись методы научной абстракции, функционального и статистического анализа, графических изображений.

Результаты. Выявлены тенденции существенного роста производства продукции сельского хозяйства. Значения целевых показателей достигнуты по всем направлениям Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы». Недостаточная эффективность государственной поддержки развития сельских территорий обусловливает отток жителей из села, что отрицательно сказывается на развитии трудового потенциала агропромышленного комплекса.

Выводы. Сельское хозяйство - отрасль, характеризующаяся высокой зависимостью от внешних факторов. Возникает необходимость создания эффективной системы поддержки отрасли - важнейшего механизма государственного регулирования национальной экономики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А. Анализ системы государственного регулирования развития сельского хозяйства и сельских территорий региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16, № 10. - С. 1929 - 1940. https://doi.org/10.24891/re. 16. 10.1929

Улучшение ситуации в экономике страны, а также постепенная ликвидация диспропорций в агропромышленном комплексе обусловили преодоление финансового кризиса большинством сельскохозяйственных предприятий (табл. 1).

Реализация государственных региональных программ «Развитие сельского хозяйства Пензенской области на 2009-2013 годы» и «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы», реализуемых в рамках государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009-2012 и 2013-2020 годы, а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, в немалой степени способствовала тому, что за последние годы в сельском хозяйстве региона наметилась устойчивая тенденция развития предприятий отрасли и территорий [1, 2].

В рамках реализации мероприятий государственной и региональных программ принимаются меры по развитию и совершенствованию производства зерна, овощей, молока, мяса, улучшению жизни сельчан. Мероприятия ориентированы на освоение интенсивных технологий в растениеводстве, базирующихся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, внесение минеральных удобрений в большем объеме, мелиорацию сельхозугодий, переход на посев перспективных высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, введение и распространение новых сортов и гибридов растений. Существенное внимание уделяется активной работе по вводу в севооборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель1.

Основными задачами государственного регулирования развития отрасли и сельских территорий в регионе являются:

- обеспечение продовольственной безопасности;

1 Как работает господдержка АПК: Мнение игроков рынка. URL: https://agrovesti.net/news/indst/kak-rabotaet-gospodderzhka-apk-mnenie-igrokov-rynka.html

- стабилизация доходности сельского хозяйства в условиях колебания рыночной конъюнктуры;

- стимулирование инвестиционной привлекательности отрасли и сельских территорий;

- поддержание демографической ситуации на селе;

- комплексное развитие социальной сферы села [3, 4].

В настоящее время реализуются экономически значимые региональные подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства», «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства», «Поддержка малых форм хозяйствования», «Техническая и те х н о л о г и ч е с ка я м од е р н и з а ц и я , инновационное развитие», «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», «Развитие мелиорации земель с е л ь с кохо з я й с тв е н н о го н а з н ач е н и я Пензенской области на 2014-2020 годы», в рамках которых предусмотрена государственная поддержка по ряду направлений2.

Основной целью подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» является повышение конкурентоспособности региональной продукции растениеводства на внутреннем и внешнем рынках3. Подпрограмма призвана решить следующие задачи:

- рост объемов производства и переработки основных видов продукции растениеводства;

2 Государственная программа Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 20142020 годы». URL: http://mcx.pnzreg.ru/gospodderzhka-apk/gosprogramma/

3 Годовой доклад о реализации государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы»

за 2017 год. URL: http://mcx.pnzreg.ru/gospodderzhka-

apk/gosprogramma/godovoy-doklad-ob-ispolnenii-meropriyatiy-

gosprogrammy/

- увеличение экспортного потенциала продукции растениеводства и продуктов ее переработки4.

Стратегия развития мясного скотоводства в области основана, в первую очередь, на формировании племенной базы

чистопородного скота мясного направления абердин-ангусской породы, поголовье которого уже насчитывает около пяти тысяч голов. Также стимулируется разведение специализированного и помесного скота; обращается внимание на использование низкозатратных беспривязных технологий его содержания. Стратегия реализуется в рамках целевой подпрограммы «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». Программа должна способствовать обеспечению продовольственной безопасности региона, в первую очередь, благодаря реализации стратегии становления и устойчивого развития отрасли производства говядины в промышленных масштабах.

Подпрограмма была принята в связи с ситуацией 2012 г., когда темпы падения производства говядины достигли критических границ. В области практически не осталось животных на выращивании и откорме на крупных сельскохозяйственных предприятиях и в частных подворьях. В связи с этим были запланированы мероприятия, предполагающие субсидирование закупок племенного крупного рогатого скота в хозяйствах области. Результатом проведения указанных мероприятий стало существенное увеличение поголовья скота на откорме; в хозяйствах осуществляется его разведение. Около двадцати хозяйств области в настоящий м о м е н т п р е д л а г а ю т д р у г и м агроформированиям молодняк племенного крупного рогатого скота [5].

В планах Министерства сельского хозяйства Пензенской области - открытие производственного кластера, объединяющего производителей мяса и его переработчиков.

4 Клеманова И.В. Особенности государственной поддержки АПК Пензенской области в современных условиях // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 5-3. С. 131-135.

Создаются самые благоприятные условия, позволяющие сформировать маточное поголовье и приобрести технику для заготовки кормов5.

В молочном производстве основная цель -переход предприятий на промышленное производство молока. Этому будут способствовать реализация в регионе крупных инвестиционных проектов, эффективное развитие малого и среднего агробизнеса, который органы государственной власти намерены поддерживать, так как на долю малых форм хозяйствования в области приходится более 53% всего объема полученного молока и более 14% производства мяса [6, 7].

Развитие прудового рыбоводства в Пензенской облас ти с п о с об ствов ало наи б ол ее эффективному использованию искусственно созданных водоемов, привлечению инвестиций на ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений, развитию малого и среднего предпринимательства в сельской местности, созданию новых рабочих мест.

В период реализации государственной программы намечено достижение следующих результатов:

- рост объемов инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;

- преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для н а р а щ и в а н и я п р о и з в о д с т в а и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;

- ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на основе восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения;

- экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе

5Абросимова Е. Мясная индустрия: будущее за кластерами? // Животноводство России. 2015. № 6. С. 42-43.

применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Для выполнения указанных задач в государственных программах предусмотрены мероприятия, касающиеся соответствующих направлений. Так, в региональной программе «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» обеспечение продовольственной безопасности и стабилизация доходности сельского хозяйства в условиях колебания рыночной конъюнктуры обозначены как цели мероприятий в рамках подпрограмм по развитию растениеводства и животноводства, мясного скотоводства, поддержке малых форм хозяйствования.

Инвестиционную привлекательность аграрного производства и сельских территорий призваны обеспечить мероприятия в рамках подпрограмм «Техническая и технологическая модернизация,

инновационное развитие», «Устойчивое развитие сельских территорий». В документах отражены направления, способные повлиять на демографическую ситуацию на селе, в том числе посредством комплексного развития социальной сферы.

Целевые показатели региональной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» относятся к производству продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в том числе в растениеводстве и животноводстве, производству пищевых продуктов,

физическому объему инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, производительности труда, рентабельности производства, уровеню среднемесячной номинальной заработной платы, созданию высокопроизводительных рабочих мест в сельском хозяйстве (табл. 2).

В 2014-2015 гг. все целевые показатели государственной программы были

достигнуты, в 2016 г. отмечено отставание на 4,1 пункта от планового уровня рентабельности сельскохозяйственных предприятий (рис. 1), а в 2017 г. достигнутые показатели по производству растениеводческой продукции были несколько ниже плановых в связи с неблагоприятными погодными условиями (рис. 2)6.

Фактором отставания от индекса производства продукции растениеводства в 2017 г. стало то, что одними из целевых показателей подпрограммы были объемы производства муки из зерновых, овощных и других растительных культур, а также из их смеси. На снижение объемов производства муки повлияло прекращение выпуска данной продукции ЗАО «Башмаковский мукомольный завод» - основным производителем. В настоящее время организация осуществляет заготовительную деятельность - приемку, сушку, подработку, хранение и отгрузку зерна; работают два элеватора общей емкостью более 150 тыс. т7.

Существенного роста удалось добиться в отношении уровня заработной платы на селе. В период реализации государственной программы он был существенно выше запланированных показателей и незначительно отставал от средней заработной платы по региону в целом (рис. 3).

Наряду с государственной поддержкой отдельных направлений приоритетными направлениями государственного регулирования сельского хозяйства и развития сельских территорий в Пензенской области остаются:

- развитие логистических центров по производству, переработке, фасовке, хранению и сбыту картофеля, овощей, бахчевых культур, плодов, ягод и прочей сельскохозяйственной продукции;

6 Годовой доклад о реализации государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы» за 2017 год. URL: http://mcx.pnzreg.ru/gospodderzhka-apk/gosprogramma/godovoy-doklad-ob-ispolnenii-meropriyatiy-gosprogrammy/

7 Там же.

- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве;

- развитие мелиорации [8, 9].

Устойчивая положительная динамика развития сельского хозяйства способствует сохранению высокой инвестиционной привлекательности отрасли. Так, в 2018-2020 гг. в регионе планируется реализация 8 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 22 млрд руб8. Отрасль сохраняет инвестиционную привлекательность благодаря наличию земельных ресурсов, где удельный вес черноземов достигает 68%, в том числе пашни - 71%; выгодному экономико-географическому положению

относительно потенциальных рынков сбыта, развитой транспортной и инженерной инфраструктуре, стабильной общественно-политической ситуации, реализации комплекса мер государственной поддержки аграрного сектора [10].

Существенное внимание уделяется стимулированию развития малого бизнеса, доля которого составляет 34% от общего объема производства валовой продукции сельского хозяйства региона [11]. Объем производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах,

индивидуальными предпринимателями и ЛПХ населения за последние пять лет вырос в 1,29 раза благодаря грамотно проводимой политике региональных властей в отношении малого сельского предпринимательства9. Основными проблемами в этом направлении остаются административные барьеры и сложности конкуренции малого бизнеса с крупным10, поэтому Министерство сельского хозяйства Пензенской области планирует создание условий для формирования соответствующей конкурентной среды всех уровней бизнеса посредством реализации кластерной политики. Немаловажными остаются мероприятия по сокращению оттока населения из сельской местности и созданию благоприятных условий для привлечения молодых специалистов и их семей на постоянное место жительства в село.

Таким образом, в обеспечении устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий Пензенской области используются как финансовые (государственная поддержка), так и административные меры государственного регулирования, ориентированные на достижение главной цели: привлекательности аграрного бизнеса и сельских территорий ради обеспечения продовольственной безопасности страны и устойчивого развития национальной экономики.

8 Бурлаков А. Инвестиционный климат региона привлекателен // Животноводство России. 2016. № 9. С. 2-5. URL: http://www.zzr.ru/sites/default/files/zzr-2015-09-001.pdf

9 Фомичева Н. Малый и средний бизнес Пензенской области: только факты. URL:

http://forum.penzainform.ru/viewtopic.php?f=3&p=2537696

10 Подсошкин П.Г. К вопросу о повышении эффективности государственной поддержки малых форм хозяйствования // Молодой ученый. 2018. № 9. С. 92-95.

URL: https://moluch.ru/archive/195/48506/

Таблица 1

Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области

Table 1

The financial results of agricultural enterprises of the Penza Oblast

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Общее число сельскохозяйственных 282 260 226 200 224

предприятий, ед.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число прибыльных хозяйств, ед. 226 211 184 170 191

Число убыточных хозяйств, ед. 56 49 42 30 33

Удельный вес убыточных хозяйств 19,86 18,85 18,58 15 14,7

в общем их числе, %

Прибыль (+), убыток (-), млн руб. 575,8 3 787,7 5 514,5 3 397,3 6 123,4

Уровень рентабельности (+) или убыточности (-) по всей отрасли 2,8 16,3 18,4 8,9 17,3

Уровень рентабельности (+) или 10,3 11,2 14,7 4,2 7,8

убыточности (-) в растениеводстве

Уровень рентабельности (+) или 18,1 24,4 23,4 17,8 22,5

убыточности (-) в животноводстве

Источник: авторская разработка на основе данных:

URL: http://pnz.gks.ru^wps/wcm/connect;/rosstat_ts/pnz/ru^statistics/enterprises/agriculture/

Source: Authoring, based on: URL: http://pnz.gks.ru^ps/wcm/connect;/rosstat_ts/pnz/ru^statistics/enterprises/agriculture/

Таблица 2

Целевые показатели реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы»

Table 2

Targets for implementation of the State program The Development of Agro-Industrial Complex of the Penza Oblast for 2014-2020

Наименование целевого показателя Единица измерения 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Индекс производства продукции % к предыдущему году 102,9 115,5 101,7

сельского хозяйства в хозяйствах всех

категорий (в сопоставимых ценах)

Индекс производства продукции % к предыдущему году 105,5 125,2 101,7

растениеводства (в сопоставимых ценах)

Индекс производства продукции % к предыдущему году 99,8 104,1 101,6

животноводства (в сопоставимых ценах)

Индекс производства пищевых % к предыдущему году 105,7 112,8 101,7

продуктов, включая напитки

(в сопоставимых ценах)

Рентабельность сельскохозяйственных % 15,4 17,6 13

организаций

Среднемесячная номинальная заработная Руб. 19 972,9 22 548 18 334

плата в сельском хозяйстве

(по сельскохозяйственным организациям,

не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

Индекс производительности труда % 101,9 102,7 100,1

Прирост высокопроизводительных рабочих мест % к предыдущему году 5,3 5,4 5,5

Продолжение

Наименование целевого показателя Единица измерения 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Индекс производства продукции сельского % к предыдущему году 100,4 100,5 100,8 101

хозяйства в хозяйствах всех категории

(в сопоставимых ценах)

Индекс производства продукции % к предыдущему году 100,1 100,2 100,7 100,8

растениеводства (в сопоставимых ценах)

Индекс производства продукции % к предыдущему году 100,8 100,9 100,9 101,2

животноводства (в сопоставимых ценах)

Индекс производства пищевых продуктов, % к предыдущему году 101,1 101,5 102 102,5

включая напитки (в сопоставимых ценах)

Рентабельность сельскохозяйственных % 13 13,9 14,8 14,9

организаций

Среднемесячная номинальная заработная Руб. 23 195 23 790 24 628 25 326

плата в сельском хозяйстве

(по сельскохозяйственным организациям,

не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

Индекс производительности труда % 100,1 100,3 100,5 100,9

Прирост высокопроизводительных рабочих мест % к предыдущему году 8,5 8,6 8,7 8,8

Источник: [6] Source: [6]

Рисунок 1

Выполнение плана по достижению показателя уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций Figure 1

Implementation of the plan to achieve the profitability indicator of agricultural organizations

19

7 i i r i

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Уровень выполнения плановых показателей Государственной программы по индексам производства сельхозпродукции

Figure 2

Implementation of the planned indexes of State program by agricultural production index

I I I ■■

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Динамика роста заработной платы по плану Государственной программы, фактически в сельском хозяйстве и в среднем по экономике Пензенской области (руб.)

Figure 3

Changes in the wage growth according to the State program plan, actually in agriculture and the average in the economy of the Penza Oblast, RUB

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Список литературы

1. Частухина Ю.Ю., Дубина Г.И., Князькина А.А. Эффективность государственной поддержки как инструмента кредитно-инвестиционного механизма АПК // Аграрная наука. 2014.

№ 7. С. 9-10.

2. Пронина Ю.Ю., Дубина Г.И. Модель определения эффективности выбора объекта государственной поддержки в АПК // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. № 1. С. 95-105.

URL: https://mss.pnzgu.ru/files/mss.pnzgu.ru/mcc_1_2016.pdf

3. Коваленко Е.Г. Устойчивое развитие сельских территорий - основа продовольственного обеспечения населения // Управленческие науки в современном мире. 2017. № 1.

С.296-301.

4. Семенова Н.Н., Бусалова С.Г. Государственная финансовая поддержка устойчивого развития сельских территорий в регионе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. Т. 12. Вып. 5. С. 46-56.

URL: https://cyberleninka.ru/artide/v/gosudarstvennaya-finansovaya-podderzhka-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-regione

5. Филиппова И.А., Красильникова Е.Э. Перспективы импортозамещения в АПК

и промышленности: точки роста и «тормоза» // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 4. С. 647-659. URL: https://doi.Org/10.24891/ni.13.4.647

6. Столярова О.А., Столярова Ю.В. Совершенствование государственной поддержки молочного скотоводства региона // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 6. С. 1148-1161. URL: https://doi.Org/10.24891/re.15.6.1148

7. Столярова Ю.В. Развитие рынка молока и молочной продукции в условиях импортозамещения // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. Вып. 4. С. 717-728. URL: https://doi.org/10.24891/re.15.4.717

8. Частухина Ю.Ю. Совершенствование государственной политики наращивания ресурсного потенциала сельского хозяйства (на примере Пензенской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 2. С. 129-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-politiki-naraschivaniya-resursnogo-potentsiala-selskogo-hozyaystva-na-primere-penzenskoy-oblasti

9. Частухина Ю.Ю., Сенаторов Д.В., Давыдкина О.А., Князькина А.А. Стратегические приоритеты развития организационно-экономического механизма стимулирования инвестиционной активности в АПК // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6. С. 304-309.

URL: https://vek21.penzgtu.ru/wp-content/uploads/2017/12/2015_28_1.pdf

10. Самыгин Д.Ю., Келейникова С.В. Моделирование эффективности инвестиционных вложений в аграрном бизнесе // Финансы и кредит. 2018. Т. 24. Вып. 7. С. 1609-1620. URL: https://doi.org/10.24891/fc.24.7.1609

11. Кривцова И.Х., Чурсин А.И. Государственная поддержка малых форм хозяйствования

в Пензенской области // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 6. С. 1242-1245. URL: https://fundamental-research.ru/pdf/2015/2-6/37012.pdf

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-1477 Agro-Industrial Complex

elSSN 2311-8733

AN ANALYSIS OF THE SYSTEM OF STATE REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURE AND RURAL AREAS

Yuliya Yu. PRONINA3-, Gul'sina I. DUBINAb, Al'bina A. KNYAZ'KINAc

a Penza State University, Penza, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

chastuhina@mail.ru

ORCID: not available

b Penza State University, Penza, Russian Federation

gulia0302@rambler.ru

ORCID: not available

c Penza State University, Penza, Russian Federation

albinakna@yandex.ru

ORCID: отсутствует

• Corresponding author

Article history:

Received 8 August 2018 Received in revised form 30 August 2018 Accepted 10 September 2018 Available online 15 October 2018

JEL classification: 018

Keywords: agriculture, State support, State program, target indicators, economically significant regional subprograms

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Pronina Yu.Yu., Dubina G.I., Knyaz'kina A.A. An Analysis of the System of State Regulation of the Development of Regional Agriculture and Rural Areas. Regional Economics: Theory and Practice, 2018, vol. 16, iss. 10, pp. 1929-1940. https://doi.org/10.24891/re.16.10.1929

References

1. Chastukhina Yu.Yu., Dubina G.I., Knyaz'kina A.A. [Efficiency of government support as a tool of credit-investment AIC mechanism]. Agrarnaya nauka = Agrarian Science, 2014, no. 7,

pp. 9-10. (In Russ.)

2. Pronina Yu.Yu., Dubina G.I. [Model for determining the efficiency selecting an object state support in agribusiness]. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, Systems, Networks in Economics, Engineering, Nature and Society, 2016, no. 1,

pp. 95-105. URL: https://mss.pnzgu.ru/files/mss.pnzgu.ru/mcc_1_2016.pdf (In Russ.)

3. Kovalenko E.G. [Sustainable development of rural areas is the basis of food security of the population]. Upravlencheskie nauki v sovremennom mire = Managerial Sciences in the Modern World, 2017, no. 1, pp. 296-301. (In Russ.)

Abstract

Subject This article discusses the issues of State regulation of agriculture of the Penza Oblast in 2014-2017.

Objectives The article aims to determine the priorities of allocation of public funds and the efficiency of expenditure of budgetary resources in achieving the targets of the State program The Development of Agro-Industrial Complex of the Penza Oblast for 2014-2020. Methods For the study, we used the methods of scientific abstraction, functional and statistical analysis, and graphics.

Results The article reveals tendencies of significant growth of agricultural production. At the same time, the article says about insufficient efficiency of the State support of rural areas' development that causes outflow of inhabitants from the areas and negatively affects the development of workforce of the agro-industrial complex.

Conclusions Agriculture is an industry that is highly dependent on external factors, so there is a need to create an effective system of support for the industry.

4. Semenova N.N., Busalova S.G. [State financial aid to sustainable development of rural areas in the region]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2016, vol. 12, iss. 5, pp. 46-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/gosudarstvennaya-finansovaya-podderzhka-ustoychivogo-razvitiya-selskih-territoriy-v-regione (In Russ.)

5. Filippova I.A., Krasil'nikova E.E. [Import substitution prospects for the Agricultural-Industrial Complex: points of growth and stagnation]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 4, pp. 647-659. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/nLl3A647

6. Stolyarova O.A., Stolyarova Yu.V. [Improving public support of dairy cattle breeding in the region]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol., 15, iss. 6, pp. 1148-1161. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/re.15.6.1148

7. Stolyarova Yu.V. [The development of the milk and dairy product market in terms of import substitution]. Regionalnaya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 4, pp. 717-728. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/re.15A717

8. Chastukhina Yu.Yu. [Improvement of the State policy in escalating resource potential of agriculture (in terms of the Penza region)]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki = University Proceedings. Volga Region. Social Sciences, 2013, no. 2, pp. 129-142. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sovershenstvovanie-gosudarstvennoy-politiki-naraschivaniya-resursnogo-potentsiala-selskogo-hozyaystva-na-primere-penzenskoy-oblasti (In Russ.)

9. Chastukhina Yu.Yu., Senatorov D.V., Davydkina O.A., Knyaz'kina A.A. [Strategic priorities

of the organizational-economic mechanisms to stimulate investment activity in the agribusiness]. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego plyus = XXI Century: Resumes of the Past and Challenges of the Present Plus, 2015, vol. 1, no. 6, pp. 304-309. URL: https://vek21.penzgtu.ru/wp-content/uploads/2017/12/2015_28_1.pdf (In Russ.)

10. Samygin D.Yu., Keleinikova S.V. [Modeling of efficiency of investments in agrarian business]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2018, vol. 24, iss. 7, pp. 1609-1620. (In Russ.)

URL: https://doi.org/10.24891/fc.24.7.1609

11. Krivtsova I.Kh., Chursin A.I. [State support of small farms in the Penza region]. Fundamentalnye issledovaniya = Fundamental Research, 2015, no. 2, part 6, pp. 1242-1245.

URL: https://fundamental-research.ru/pdf/2015/2-6/37012.pdf (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.