Научная статья на тему 'Совершенствование государственного управления в области стандартизации в условиях экономической интеграции'

Совершенствование государственного управления в области стандартизации в условиях экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC ADMINISTRATION / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ / NATIONAL SYSTEM OF STANDARDIZATION / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ADMINISTRATIVE-LEGAL MECHANISMS / COMPETITIVE CAPACITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уткин Владимир Владимирович

В статье рассмотрены основные механизмы государственного управления в сфере стандартизации и способы их применения для повышения конкурентоспособности участников отечественного бизнеса в условиях экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF THE PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF STANDARDIZATION IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC INTEGRATION

The article deals with basic mechanisms of the public administration in the sphere of standardization. The author studies ways of application of these mechanisms for raising the competitive capacity of the Russian business in the conditions of economic integration.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственного управления в области стандартизации в условиях экономической интеграции»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

УДК 342.951:351.82

Совершенствование государственного управления в области стандартизации в условиях экономической интеграции

В статье рассмотрены основные механизмы государственного управления в сфере стандартизации и способы их применения для повышения конкурентоспособности участников отечественного бизнеса в условиях экономической интеграции.

Ключевые слова: государственное управление, стандартизация, административно-правовое регулирование, конкурентоспособность, национальная система стандартизации, административно-правовые механизмы.

В.В. Уткин

В современных условиях экономической глобализации для каждого государства стандартизация становится важным ресурсом не только экономического развития государства, но и ключевым фактором жизнеспособности и конкурентоспособности национальной экономики, дополнительной возможностью достижения конкурентных преимуществ субъектов бизнеса. Как показывает и отечественный, и зарубежный опыт, в условиях рыночной экономики именно необходимость применения государственного воздействия, государственных публично-правовых, прежде всего административно-правовых, ре-гулятивов в экономическом сегменте, в том числе и в области стандартизации, является определяющей. При этом мировой опыт свидетельствует, что усилия государства в сфере стандартизации дают больший прирост ВВП, чем действия в сфере тарифного регулирования [2].

Общепризнанными правовыми формами государственного (административно-правового) регулирования экономики и социальной сферы выступают законы, подзаконные и судебные акты. В работах известных ученых отмечено, что без правовой системы, без власти закона немыслимо промышленное общество, которое предполагает иметь свободу выбора в рыночных отношениях [1]. Вопросы совершенствования норм законодательства в области государственного управления стандартизацией ис© Уткин В.В., 2015

53

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

следовались в работах Брославского Л.И., Малышевой И.Д., Парций Я.Е., Пановой А.С.

Основные усилия по совершенствованию государственного управления в сфере стандартизации в условиях экономической интеграции должны быть сконцентрированы на приведении российского законодательства в сфере стандартизации в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле [4], а также на создании административно-правового нормативного базиса управления в сфере стандартизации, способствующего модернизации сегментов экономики, внедрению инновационных технологий в производство конкурентоспособной продукции.

В этой связи именно на федеральном законодательном уровне необходимо установить административно-правовые основания регулирования деятельности в сфере стандартизации, которые по содержанию должны носить обязательный характер для федеральных органов, органов власти субъектов Федерации, для местного самоуправления, для всех юридических и физических лиц, саморегулируемых организаций, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Анализ имеющейся нормативной правовой базы, а также практики применения нормативных правовых актов в области стандартизации показал, что глава 3 действующего Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которая посвящена стандартизации, не обладает системностью — важнейшей характеристикой, необходимой для регулирования в управленческой сфере стандартизации. Фрагментарный характер норм, регулирующих деятельность в сфере стандартизации, в этом законе позволяет решать лишь ограниченный круг государственных задач развития национальной системы стандартизации в целом, отводя национальным стандартам лишь вспомогательные обеспечительные функции при соблюдении требований технических регламентов. В законодательстве многих стран (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония и др.) содержатся специальные отдельные законы о стандартизации, регламентирующие развитие национальных систем стандартизации как стратегической функции государства. При этом некоторые законы (Франция, США, ФРГ, Великобритания) содержат нормы, регулирующие правовой компетенционный статус национальных организаций по стандартизации. В ряде государств (ФРГ, Великобритания, Франция) меморандумами о взаимопонимании регулируются отношения между правительством и национальными организациями по стандартизации.

Примеры законотворчества в сфере стандартизации экономически развитых государств в условиях возрастающей конкуренции национальных экономик на мировом рынке указывают на настоятельную необходимость разработки специального федерального закона «О стандартизации».

54

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

В соответствии с современным уровнем законотворческой техники в законопроекте необходимо четко сформировать базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, установить правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определить полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации, решить вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации, отвечающей наилучшей международной практике и международным соглашениям в данной сфере, исключить из сферы правового регулирования Федерального закона «О техническом регулировании» вопросы разработки и принятия стандартов национальной системы стандартизации, а оставить в его предметной области только вопросы применения стандартов.

Административно-правовые нормы нового закона «О стандартизации» должны закреплять основные направления государственной политики в области стандартизации, определять роль и место работ по стандартизации в деятельности всех уровней органов государственной власти, государственных корпораций, и обеспечивать координацию такой работы. Должны получить правовую регламентацию вопросы участия в международных, региональных и межгосударственных работах по стандартизации. Важное место должны занять административно-правовые нормы, поддерживающие и стимулирующие участие бизнес-сообщества в работах по стандартизации, нормы, регулирующие государственное материальное и финансовое обеспечение таких работ.

Необходимо на федеральном законодательном уровне закрепить вошедшую новую характеристику стандартизации как наиболее эффективного административно-правового регулятива, который обеспечивает мировую конкурентоспособность отечественной промышленности и является ключевым фактором поддержки проводимой государственной социально-экономической политики. Такая оценка значительно повысит статус и роль стандартизации в экономике страны.

В этих нормах должны быть заложены новые выработанные правоприменительной практикой основные принципы проведения работ в области стандартизации, связанные с открытостью и прозрачностью планирования работ по стандартизации. К таким принципам можно отнести необходимость достижения консенсуса всех участников разработки и принятия стандартов, а также недопустимость создания больших препятствий, чем это необходимо при производстве и обращении продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Современная законотворческая практика должна предусмотреть новую терминологическую базу, значительно расширяющую понятийный аппарат в области стандартизации, чем это было в прежнем законодательстве.

На федеральном законодательном уровне необходимо, наконец, закрепить уже давно и широко применяющиеся определения таких терминов,

55

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

как «международные», «региональные», «межгосударственные», «отраслевые», «стандарты СРО», «предварительные стандарты» и др.

Такая необходимость четкой терминологической определенности возникает потому, что перечень документов по стандартизации должен иметь закрытый характер. В этот перечень должны быть включены национальные стандарты; своды правил; международные стандарты; региональные стандарты; межгосударственные стандарты; государственные военные стандарты и другие документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; правила, нормы и рекомендации в области стандартизации; предварительные стандарты; стандарты организаций, в том числе саморегулируемых; отраслевые стандарты, которые пока применяются на добровольной основе до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил.

Организационно-функциональная структура национальной системы стандартизации нуждается в значительном административном совершенствовании, ее состав необходимо дополнить новыми подсистемами, государственными корпорациями, общественными советами по стандартизации при органах государственной власти; структурными подразделениями в организациях и на предприятиях, отвечающими за работы по стандартизации. Эти новые участники должны войти в структуру национальной системы стандартизации Российской Федерации помимо национального органа по стандартизации и федеральных органов исполнительной власти, субъектов Федерации и местного самоуправления, а также положительно зарекомендовавших себя технических комитетов. Такая необходимость расширения субъектного состава административных правоотношений в области стандартизации связана с объективной необходимостью расширения полномочий и функций участников национальной системы стандартизации в условиях экономической интеграции. Предложения автора по созданию подсистем национальной системы стандартизации обосновываются и необходимостью значительно повысить активность отраслевых промышленных предприятий в работе по стандартизации, что обеспечит повышение конкурентоспособности их продукции. Участие юридических и физических лиц в подсистемах национальной системы является добровольным. Национальным органом по стандартизации утверждаются планы работ по стандартизации в подсистемах и устанавливаются правила функционирования подсистем.

Основным регулятором управленческой деятельности в сфере стандартизации должен быть национальный орган по стандартизации, призванный формировать и реализовывать политику в области стандартизации, координировать работу федеральных органов и совещательных органов по стандартизации. На национальный орган по стандартизации должно быть

56

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

возложено правовое обеспечение проектов, федеральных, целевых программ, разработка, утверждение программ работ по национальным, международным, региональным и межгосударственным стандартам, проведение и координация научно-исследовательских работ. Кроме того, он выступает государственным заказчиком по стандартизации специальной продукции.

В сферу компетенций национального органа по стандартизации должны входить функции по установлению общих правил по организации проведения работ по стандартизации, по установлению способов взаимодействия всех участников системы. Он привлекает для этих работ технические комитеты и отраслевые научно-исследовательские институты.

Важные компетенционные функции национального органа по стандартизации связаны с различного рода проектами (национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил и т.д.), их экспертизами, утверждением, а также регистрацией.

Национальный орган по стандартизации учитывает и хранит эти документы, обеспечивая их доступность для всех заинтересованных лиц через организацию работы Единой информационной системы по техническому регулированию и через национальную справочную службу стандартизации.

Представительские функции национального органа по стандартизации связаны с продвижением национальных стандартов и национальных правовых документов по их разработке в качестве международных. Важное место в деятельности национального органа по стандартизации должна занимать и профессиональная подготовка, и переподготовка кадров в области стандартизации. Национальный орган по стандартизации единолично утверждает знак соответствия национальным стандартам. Ежегодно национальный орган по стандартизации должен отчитываться перед Правительством Российской Федерации по всем вопросам развития стандартизации в специальном докладе. Административно-правовые нормы, расширяющие полномочия и ответственность национального органа по стандартизации, должны найти отражение в новом федеральном законе и стать важным фактором в развитии стандартизации.

Для повышения эффективности административно-правового воздействия на управление в сфере стандартизации должны значительно расширяться полномочия и функции федеральных органов исполнительной власти с эффективной дифференциацией полномочий с органами исполнительной власти субъектов Федерации. Расширение и дифференциация полномочий в области стандартизации необходимы потому, что в последнее время в регионах проявляется значительный рост заинтересованности в повышении качества продукции и улучшении в связи с этим окружающей среды и развития регионов.

Для решения этих задач должны формироваться региональные и местные программы, предусматривающие внедрение инновационной продук-

57

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

ции, не имеющей мировых аналогов. Такие программы должны обеспечить привлечение местных предприятий к работам по стандартизации.

Эффективность административно-правовой работы органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере стандартизации может значительно повыситься в следующих направлениях: создание и координация деятельности общественных советов по стандартизации; применение национальных стандартов в ходе организации государственных закупок; разработка предложений по созданию технических комитетов и работа в этих комитетах.

Совершенствованию управления в сфере стандартизации в условиях экономической интеграции должно способствовать и расширение роли уже функционирующих технических комитетов по стандартизации, цель деятельности которых состоит в проведении работ в каждой определенной области национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации. В состав технических комитетов должны входить не только представители органов исполнительной власти различного уровня, но и представители научных, профессиональных, коммерческих, общественных организаций, а также физические лица.

По-нашему мнению, нормы предлагаемого закона должны регулировать деятельность технических комитетов по стандартизации в заявленном сегменте стандартизации в связи с формированием программ по стандартизации различного уровня подведомственности и финансирования; разработкой национальных стандартов, предстандартов и изменений к ним, а также предложений по отмене устаревших стандартов; проведением экспертиз проектов документов по стандартизации в его области деятельности; участием в международных и региональных организациях в установленной области и подготовке предложений по международным, региональным и межгосударственным стандартам. Технические комитеты по стандартизации должны быть подконтрольны национальному органу по стандартизации.

Особое значение вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности национальной экономики приобретает в наши дни. Президент Российской Федерации В.В. Путин дал оценку возможностям страны, отметив, что у нас есть емкий внутренний рынок и природные ресурсы, капиталы и научные заделы, есть талантливые, умные, трудолюбивые люди, способные быстро учиться новому, чтобы создавать новые технологии и конкурентную продукцию, формировать запас прочности в промышленности и финансовой системе. Увеличение доли России в глобальной экономике, соответствующей ее геополитической и исторической роли, в укреплении хозяйственной независимости должны помочь вырваться из ловушки нулевых темпов роста [7].

Таким образом, по нашему мнению, предлагаемые нормы в законопроект «О стандартизации» позволят сформировать современный механизм

58

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

административно-правового регулятивного воздействия на государственное управление в сфере стандартизации, направленный на повышение вклада стандартизации в экономику Российской Федерации. Применение административно-правовых норм законопроекта обеспечит ускоренное техническое переоснащение всех отраслей экономики, модернизацию производства и внедрение инновационных технологий.

Введение в действие предлагаемых мер совершенствования государственного управления в сфере стандартизации позволит повысить уровень его эффективности в условиях экономической глобализации, будет способствовать ускоренному формированию инновационного потенциала страны и повышению конкурентоспособности российской экономики.

Литература

1. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги / Пер. с англ, под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с.

2. Переверзева Ю.В. Реформирование системы технического регулирования в России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 Ростов н/Д, 2005. 164 с.

3. Панова А.С. Особенности технического регулирования как правовой формы государственного регулирования предпринимательства // Законодательство и экономика. 2009. № 12. С. 18—35.

4. Приложение № 3 к Соглашению Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле. Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации (Марракеш, 15 апреля 1994 год). Электронный ресурс. 1994. Режим доступа: http://base.garant.ru/2541158/ #ixzz3e0hLECCl (дата обращения 4 июня 2015 года).

5. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: http://base.consultant.ra/cons/cgi/onHne.cgi?req=doc;base=PRJ;n=120 407 (дата обращения 4 июня 2015 года).

6. Проект Федерального закона № 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации». Электронный ресурс. 2014. Режим доступа: http:// www.garant.ru/hotlaw/federal/550527/ (дата обращения 4 июня 2015 года).

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2014 года // Российская газета. 2014. 5 декабря. № 6550.

References

1. Popper K.R. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi [The open society and its enemies] Moscow: Feniks Publ., 1992, Vol.1, p. 448 (in Russian).

2. Pereverzeva Yu.V. Reformirovanie sistemy tekhnicheskogo regulirovaniya v Rossii [Reform of the system of technical regulation in Russia] Rostov on Don Publ., 2005, p.164 (in Russian).

59

Совершенствование государственного управления в области стандартизации...

3. Panova A.S. Features technical regulation as a legal form of State regulation of business. Zakonodatel’stvo i ekonomika [Legislation and economic], 2009, vol. 12. pp. 18-35 (in Russian).

4. An. No. 3 to the World Trade Organization Agreement on technical barriers to trade. Marrakesh Agreement establishing the World Trade Organization (Marrakesh, April 15, 1994) Available at: http://base.garant.ru/254n58/ #ixzz3e0hLECCl (accessed 4 June 2015) (in Russian).

5. Explanatory note to the draft Federal Act “On standardization in Russian Federation “ Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=PRJ;n=120407 (accessed 4 June 2015) (in Russian).

6. Draft Federal Act No. 555391-6 “On standardization in the Russian Federation” Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/550527/ (accessed 4 June 2015) (in Russian).

7. Message from the President of the Federal Assembly of the year 2014. Rossiyskaya Gazeta No. 6550. December 5, 2014 year (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.