Научная статья на тему 'Правовое регулирование общих условий стандартизации в странах СНГ в целях стимулирования повышения качества товаров, работ и услуг'

Правовое регулирование общих условий стандартизации в странах СНГ в целях стимулирования повышения качества товаров, работ и услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
680
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ТОВАРОВ / РАБОТ / УСЛУГ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СТАНДАРТЫ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / QUALITY OF GOODS / WORKS / SERVICES / STANDARDIZATION / STANDARDS / TECHNICAL REGULATIONS OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

В статье рассмотрены основные положения нового Федерального закона«О стандартизации в Российской Федерации», определяющего направления государственной политики в области стандартизации, значение и виды стандартов в качестве правового средства повышения качества товаров, работ, услуг, а также вопросы унификации национального законодательства о стандартизации и Договора о создании Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation General terms standardization in the CIS countries in order to stimulate the improvement of quality of goods, works and services

The article describes the main provisions of the new Federal law «On standardization in Russian Federation», which defines directions of the state policy in standardization, the value and types of standards as a legal means of improving the quality of goods, works and services, as well as the harmonization of national legislation on standardization and to the Treaty establishing the Eurasian economic Union.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование общих условий стандартизации в странах СНГ в целях стимулирования повышения качества товаров, работ и услуг»

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Правовое регулирование общих условий стандартизации в странах СНГ в целях стимулирования повышения качества товаров, работ и услуг

АНДРЕЕВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА

Руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА им. О.Е. Кутафина

Аннотация: В статье рассмотрены основные положения нового Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», определяющего направления государственной политики в области стандартизации, значение и виды стандартов в качестве правового средства повышения качества товаров, работ, услуг, а также вопросы унификации национального законодательства о стандартизации и Договора о создании Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: качество товаров, работ, услуг, стандартизация, стандарты, технические регламенты, Евразийский экономический союз

Legal regulation General terms standardization in the CIS countries in order to stimulate the improvement of quality of goods, works and services

ANDREEVA LUBOV VASILIEVNA

Head of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration Institute of problems of safety of the CIS doctor of legal Sciences, Professor MSJU after name O.E. Kutafin

Abstract: The article describes the main provisions of the new Federal law «On standardization in Russian Federation», which defines directions of the state policy in standardization, the value and types of standards as a legal means of improving the quality of goods, works and services, as well as the harmonization of national legislation on standardization and to the Treaty establishing the Eurasian economic Union.

Key words: quality of goods, works, services, standardization, standards, technical regulations of the Eurasian economic Union

60

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Правовое регулирование стандартизации как фактор безопасности товарных рынков, повышения качества товаров и решения проблемы импортозамещения

Проводимая российским государством политика импортозамещения способствует решению важнейшей задачи - повышению качества производимых товаров российскими изготовителями, конкурентоспособных не только на внутреннем, но и на мировых рынках.

В современный период, в условиях экономической нестабильности ключевые факторы, как отмечает Д.А. Медведев, определяющие развитие глобальной экономики на протяжении предстоящего периода, обозначаются как «new normal» - новая нормальность, или новая реальность1. Такими факторами, определяющими развитие стран мира, как ведущих, так и развивающихся, являются и технологические, и экономические инновации, в том числе индивидуализация товаров и услуг, приходящая на смену стандартизированному массовому производству товаров.

В данных условиях принятие Федерального закона от 29.06.2015 г №162-ФЗ «О стандартизации», вступающего в силу с 1 июля 2016 г., должно способствовать выпуску высококачественной продукции, отвечающей лучшим мировым образцам1 2.

До принятия Закона о стандартизации основным законодательным актом, регулирующим и отношения по разработке и принятию технических регламентов, и отношения в области стандартизации был Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»3. Обязательные требования устанавливаются техническими регламентами только к безопасности готовых товаров и процессам их производства,

1 Медведев Д.А. «Новая реальность: Россия и глобальные вызовы» // Российская газета. 24 сентября 2015 г. № 214 (6785). С. 5.

2 СЗ РФ. 2015. №27. Ст. 3953; далее - Закон о стандартизации.

3 Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации», вступает в силу с 01.07.2016 г.

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, т. е. ко всему жизненному циклу товаров. Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования к товарам, работам, услугам для достижения целей, указанных в ст. 6 Закона о техническом регулировании (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения). Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. К настоящему времени принято уже достаточно много технических регламентов, причем как российских, так и общих для государств - участников Таможенного союза (например, Технический Регламент Таможенного союза 007/2011 (ТР ТС) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» и др.).

Вместе с тем, требования к качеству товаров, работ, услуг технические регламенты не предусматривают. Такие требования устанавливают различные документы по стандартизации (национальные стандарты, правила стандартизации, рекомендации в области стандартизации, стандарты организаций, и др.). Эти документы организации-производители, строительные организации, иные заинтересованные субъекты применяют на добровольной основе.

В качестве основных целей стандартизации Закон о техническом регулировании устанавли-

61

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

вает такие? как повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности (ст. 11). В Законе в качестве одной из целей стандартизации предусмотрено обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), но эта цель не является основной. Практика принятия национальных стандартов показывает, что в качестве основной цели стандартов рассматривается содействие соблюдению требований технических регламентов, что и предусмотрено в ст. 11 Закона о техническом регулиро-

вании. Более того, в Закон о техническом регулировании была введена ст. 16.1 «Правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов», и хотя в п. 3 данной статьи установлено, что в национальных стандартах и сводах правил могут указываться требования технических регламентов, для соблюдения которых на добровольной основе применяются национальные стандарты и (или) своды правил, по существу, применение национальных стандартов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов является для хозяйствующих субъектов обязательным.

Международно-правовые основы стандартизации

в Евразийском экономическом союзе

как фактор повышения конкурентоспособности

Следует отметить, что с заключением Договора о Евразийском экономическом союзе в г. Астане 29.05.2014 г.1 техническое регулирование в государствах - участниках ЕАЭС, регулируется данным Договором, в ст. 51 которого установлены принципы технического регулирования, включающие принципы, в соответствии с которыми осуществляется регулирование обязательных требований к продукции, и в области стандартизации. К числу последних относятся добровольность применения стандартов; разработка и применение межгосударственных стандартов; гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными стандартами. Таким образом, национальное законодательство о стандартизации должно быть унифицировано с соответствующими положениями Договора о ЕАЭС.

1 Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2012 г. №1762-р. http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

Основной целью принятия технических регламентов ЕАЭС, как предусмотрено в ст. 52 Договора о ЕАЭС, является выполнение требований технических регламентов. Для этого могут применяться международные, региональные (межгосударственные) стандарты, а в случае их отсутствия (до принятия региональных (межгосударственных) стандартов) - национальные (государственные) стандарты государств-членов. Документы по стандартизации применяются на добровольной основе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 г. №1762-р была одобрена Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г.2, в которой отмечено, что существующие проблемы в национальной системе стандартизации в значительной степени обусловлены тем, что в Федеральном законе «О техническом регулировании» стандартизация в ос-

2 Федеральный закон «О техническом регулировании». СЗ РФ. 2012. № 40. Ст. 5485.

62

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

новном рассматривается как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов. Между тем, стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции (работ, услуг).

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) в Концепции поставлены следующие задачи, которые необходимо решить:

• установить с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, позволяющим ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;

• создать условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов.

Установлены приоритетные направления стандартизации в отдельных отраслях промышленности и ряде сфер деятельности.

Кроме того, следует учитывать, что с присоединением России к ВТО возникла необходимость приведения всего российского законодательства в области стандартизации в соответствие с соглашениями ВТО, и прежде всего с Соглашением по техническим барьерам в торговле, в качестве приложения к которому предусмотрен Кодекс добросовестной практики ВТО применительно к разработке, утверждению и применению стандартов1.

1 Федеральный закон №162-ФЗ от 29 июня 2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации». СЗ РФ. № 37. 10.09.2012 г. (ч. VI).

Его использование в качестве одной из приоритетных мер совершенствования законодательного регулирования стандартизации предусмотрено в Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 г.

Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества независимых государств (МГС СНГ) принял решение о создании межгосударственного технического комитета по стандартизации (МТКС) «Электроэнергетика», базовой организацией которого стало ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Решение о создании нового МТКС СНГ принято на 48-м заседании МГС СНГ, прошедшем 10.12.2015 г. в Армении. Инициатором появления нового межгосударственного технического комитета по стандартизации в области электроэнергетики выступило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Решение о создании МТКС СНГ «Электроэнергетика» принято в связи с необходимостью комплексного обновления нормативно-технической базы и приведения ее в соответствие как с современным уровнем научно-технического прогресса, так и со сложившейся структурой электроэнергетики Содружества Независимых Государств.

63

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

В МТКС СНГ «Электроэнергетика» вошли представители национальных органов по стандартизации России, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Кыргизской Республики и Республики Азербайджан. Целью деятельности МТКС СНГ «Электроэнергетика» яв-

ляется стандартизация в области управления и развития электроэнергетических систем, магистральных и распределительных электрических сетей, тепловых электрических станции, гидроэлектростанций, распределенной генерации, включая возобновляемые источники энергии1.

Новый Федеральный закон Российской Федерации «О стандартизации» и его согласование с законодательством о стандартах стран СНГ

Принятие нового Федерального закона от 29.06.2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» означает, что государство намерено уделять особое внимание повышению качества российских товаров, работ услуг и их конкурентоспособности, техническому перевооружению промышленности, внедрению передовых технологий, о чем свидетельствуют поставленные цели и задачи в Законе о стандартизации (ст. 3) и правила главы 3, определяющие направления государственной политики в сфере стандартизации. Особо следует подчеркнуть, что в Законе о стандартизации впервые предусмотрено принятие специальной программы национальной стандартизации и перспективных программ стандартизации по приоритетным направлениям.

В этой связи требует, как представляется, решения проблема создания в перспективе евразийской межгосударственной системы стандартизации. Необходимо в данном случае учесть опыт наилучших мировых практик. Установление единых правил безопасности товаров, работ, услуг и стандартизации в ЕЭС позволит решить целый ряд проблем и, главное, обеспечит создание единого рынка товаров, работ, услуг и беспрепятственного их движения в рамках ЕЭС.

Евразийская Экономическая Комиссия

Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Он регулирует отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации. При этом применение документов по стандартизации для целей технического регулирования устанавливается в соответствии с Законом о техническом регулировании.

Применение международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, иных документов по стандартизации иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Законом о стандартизации.

Учитывая поставленную важную цель по интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера, в Закон включена специальная глава 8, в которой предусмотрены направления участия Российской Федерации в международном и региональном сотрудничестве в сфере стандартизации.

1 О создании межгосударственного технического комитета по стандартизации стран СНГ (МТКССНГ) «Электроэнергетика». http://www.ruscable.ru/news/2015/12/24/Sistemnyj_ operator_sposobstvuet_razvitiu_mezhgosud/

64

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

Международное и региональное сотрудничество СНГ в сфере стандартизации осуществляется в рамках деятельности международных и региональных организаций по стандартизации на основе международного многостороннего и двустороннего сотрудничества, а также в рамках международных договоров или меморандумов о взаимопонимании.

Основными направлениями международного и регионального сотрудничества стран СНГ в сфере стандартизации являются:

• обеспечение конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке;

• гармонизация национальных стандартов с международными стандартами и региональными стандартами;

• разработка и участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов;

• обмен опытом и информацией в сфере стандартизации;

• привлечение российских представителей к разработке международных стандартов, региональных стандартов и межгосударственных стандартов.

Ряд представителей крупнейших нефтяных и газовых компаний уже участвуют в работе Международной организации по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссии, что поможет им быть конкурентоспособными на международных рынках.

Необходимо сказать, что уже сейчас в таких отраслях, как строительство и электротехника, доля гармонизированных с международными стандартов близко к 100 Уо1. В Законе о стандартизации, как и в Законе о техническом регулировании установлено общее правило, что при разработке наиболее значимых стандартов - национальных - международные стандарты должны использоваться в качестве основы. 1

1 См.: Абрамов А.В. ГОСТы и хозяева // Российская газета. 12.11.2014 г. С. 6.

1№1

International Organization for Standardization

Главное, на что следует обратить внимание при изучении и применении Закона о стандартизации, это на оставшийся действующим основной принцип стандартизации - добровольность применения документов по стандартизации, за исключением государственного оборонного заказа и продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну (ограниченного доступа), продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии.

Законом предусмотрены различные виды документов по стандартизации, в том числе новые, ранее не предусмотренные в Законе о техническом регулировании. Так, помимо национального стандарта, который можно рассматривать как основной и наиболее значимый вид стандартов, будет разрабатываться и утверждаться основополагающий национальный стандарт, устанавливающий общие положения, касающиеся выполнения работ по стандартизации, а также виды национальных стандартов; правила стандартизации, содержащие положения организационного и методического характера, дополняющие или конкретизирующие отдельные положения основополагающих национальных стандартов, а также определяющие порядок и методы проведения работ по стандартизации; информационно-технический справочник - документ, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные и др.

65

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

Обязательное применение единых национальных стандартов и возможности самостоятельной разработки стандартов в рамках организаций, государственных корпораций, саморегулируемых организаций

Юридические лица, в том числе государственные корпорации, саморегулируемые организации, индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно разрабатывать стандарты организаций. При этом впервые Законом о стандартизации легализовано применение используемых еще в советский период технических условий. Технические условия (ТУ) были широко распространены и разрабатывались при отсутствии на товары утвержденных ГОСТов. ТУ входили в комплект технической документации на продукцию и должны были содержать все требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке.

В Законе о стандартизации ТУ рассматриваются как вид стандартов организации. Технические условия разрабатываются изготовителями товаров и исполнителями работ, услуг и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).

Принцип добровольности применения документов по стандартизации не означает возможность отказываться от их применения в любое время.

В Законе о стандартизации установлено, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.

В ГОСТе Р 1.0-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»1 разъясняется, что применение национального стандарта может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:

1 Утвержден и введен в действие Приказом Госстандарта от 23.11.2012 г. № 1146-ст. М.: Стандартинформ, 2013.

• организационно-распорядительного документа этой организации, или вышестоящей организации, или органа власти, которому подчиняется организация;

• нормативной ссылки на стандарт в собственных стандартах организации или технической документации;

• соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт;

• указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.

Процедура разработки и утверждения национальных стандартов, установленная Законом, максимально открытая, с публичным обсуждением и проведением экспертизы проектов.

Учитывая признаваемую государством значимость национальных стандартов, в Закон о стандартизации включено правило: нормативные правовые акты могут содержать ссылки на официально опубликованные национальные стандарты и информационно-технические справочники. Применение таких ссылок допускается в целях обеспечения выполнения технических и функциональных требований нормативного правового акта и в случае, если Правительство Российской Федерации, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные корпорации уполномочены на установление соответствующих требований.

В специальном государственном ресурсе -Федеральном информационном фонде ресурсов размещается информация о национальных стандартах и иных документах по стандартизации, международных стандартах, региональных стандартах, стандартах иностранных государств, которые приняты на учет федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, документах по стандартизации международных и

66

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№4 2015

региональных организаций по стандартизации, и иных документах по стандартизации иностранных государств, которая предоставляется заинтересованным лицам в установленном порядке.

Принятие Закона о стандартизации должно способствовать повышению заинтересованности бизнеса в участии в процессе разработки стандартов, в повышении качества и конкурентоспособности российских товаров. Данным целям будет способствовать и создание автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (Роскачество) во исполнение поручения Д.А. Медведева от 13.05.2013 г. № ДМ-П7-3437.

АО «Роскачество» будет осуществлять комплекс функций, обеспечивающих работу Системы подтверждения качества российской продукции - системы добровольной сертификации, в рамках которой будет присваиваться российский знак качества. Председатель рабочей группы по запуску Российской системы качества заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов считает, что «... проект по созданию Роскачества следует по праву назвать национальным. Фактически в нашей новейшей истории мы впервые начали говорить о качестве как о национальной стратегии. Маркировка российских высококачественных товаров специальным знаком позволит потребителям разобраться в большом ассортименте продуктов и сделать осознанный выбор в пользу отечественных. В итоге, ориентируясь на качественные российские товары, мы поддерживаем наших добросовестных производителей и защищаем себя от покупки низкопробных товаров»1.

Важным инструментом стимулирования производства безопасной продукции, высокого качества и конкурентоспособной выступают государственные закупки.

Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ о контрактной системе построен на новой концепции государственных и муниципальных закупок по сравнению с Законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ о размещении заказов, однако практика его применения и принимаемые подзаконные нормативные правовые акты по реализации его положений уже показали, что такой основной характеристике товаров (работ, услуг), как качество, заказчики уделяют недостаточное внимание. Во многом это объясняется недостатками самого Закона № 44-ФЗ, поскольку помимо указания целей осуществления закупок - реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации; выполнения функций и полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации и некоторых других, предусмотренных ст. 13 Закона № 44-ФЗ, - ни в одной из статей данного Закона не установлено, что заказчики должны закупать конкурентоспособные, высокого качества товары. Надо признать, что в основном правила Закона № 44-ФЗ направлены на предупреждение коррупционных проявлений и иных злоупотреблений в сфере закупок. Об этом свидетельствует и система провозглашенных в Законе № 44-ФЗ принципов (ст. 6), среди которых отсутствует принцип закупки конкурентоспособных, высокого качества товаров (работ, услуг).

Роль стандартов качества в обеспечении безопасности закупок для государственных и муниципальных нужд

Упоминание условий о качестве закупаемых товаров содержится в ч. 2 ст. 19, устанавлива-

1 Российская газета. 8.07.2015 г. № 147 (6718).

ющей требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам, и то среди иных требований к потребительским свойствам товаров В ст. 33 Закона «Правила описания объекта за-

67

№4 2015

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

купки» установлено, что здесь указывают функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Для обеспечения государственных и муниципальных нужд поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки (п. 7 ч. 1 ст. 33).

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 заказчики при описании объекта закупки должны использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Данное правило о применении законодательства о техническом регулировании сформулировано в качестве императивной нормы. Если же заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

И хотя в ст. 11 Закона о техническом регулировании указано в качестве одной из целей стандартизации применение стандартов при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг), специальных правил, направленных на достижение данной цели в сфере государственных

и муниципальных закупок Закон о техническом регулировании не содержит.

В целях обеспечения закупок товаров, работ, услуг высокого качества, реализации провозглашенной политики импортозамещения заказчики, оценивая представленные заявки, должны обращать внимание на качественные характеристики в представляемых заявках. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки указаны в ст. 32 Закона о контрактной системе в качестве одного из критериев оценки. В Постановлении Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» критерии оценки подразделены на стоимостные и нестоимостные, и отдельно качественные показатели объекта закупки не выделены, а в п. 25 в качестве показателей единого нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» указаны:

• качество товаров (качество работ, качество услуг);

• функциональные, потребительские свойства товара;

• соответствие экологическим нормам.

Таким образом, заказчику, по существу, предоставляется возможность выбора одного из указанных показателей. При этом в качестве предельных величин значимости нестоимостных критериев по товарам за исключением отдельных видов указаны по сравнению со стоимостными критериями значительно более низкие величины - 30, а по работам, услугам, за исключением отдельных видов, - 40 (из 100). Несколько повышены предельные величины значимости критериев по отдельным указанным в постановлении видам товаров, работ, услуг, но перечень таких видов объектов очень небольшой.

Тем самым действенного механизма стимулирования производства товаров, работ, услуг вы-

68

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО

№4 2015

сокого качества действующее законодательство о техническом регулировании и государственных и муниципальных закупках не содержит.

Установлено, что при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных

нужд применяются документы по стандартизации (п. 4 ст. 3). Следовательно, при разработке конкурсной и иной документации, проектов контрактов заказчики обязаны учитывать предусмотренные различными документами по стандартизации, положения о качестве товаров (работ, услуг).

Нормативно-правовые акты и литература

1. Модельный закон СНГ «О стандартизации». Принят на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Постановлением от 6.12.1997 г. №10-16/ http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=30972

2. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 27.09.2012 г. №1762-р http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.

3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ http:// base.garant.ru/71108018/

4. Федеральный закон «О техническом регулировании». СЗ РФ. 2012. №40. Ст. 5485. http://base. garant.ru/71108018/

5. О создании межгосударственного технического комитета по стандартизации стран СНГ (МТКССНГ) Электроэнергетика». http://www.ruscable.ru/news/

2015/12/24/Sistemnyj_operato r_sposobstvuet_ razvitiu_mezhgosud/

6. Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения. Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 г. № 1146-ст. М.: Стандартинформ, 2013.

7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ. https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW144624/

8. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». https://www.consultant. ru/document/cons doc LAW144624/

9. Абрамов А.В. ГОСТы и хозяева // Российская газета от 12.11.2014 г. С. 6.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.