Научная статья на тему 'Совершенствование допрофессиональной подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия)'

Совершенствование допрофессиональной подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова С. Д.

В статье открыта проблема необходимости организации качественной допрофессионалъной профориентационной работы в школах, ориентированной на сознательный выбор учащимися профессии педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF THE PREPROFESSIONAL PREPARATIONS OF THE STAFF IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

In this article is discussed the problem of the necessity in the organization of qualitative preprofessional orientational work at school, focused on a conscious pupils' choice a trade of the teacher.

Текст научной работы на тему «Совершенствование допрофессиональной подготовки педагогических кадров в Республике Саха (Якутия)»

ЛИТЕРАТУРА

1. Каримов М.Ф. Информационное моделирование - стержневая составляющая непрерывного образования // Тезисы докладов научно-практической конференции «Научно-методические и организационные вопросы использования ТСО в различных типах образовательных учреждений». - Омск: Изд-во Омского ИПКРО, 1994. - С. 41 - 42.

2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей - исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №4. - С. 108 -113.

3. Каримов М.Ф. Методологические основы подготовки будущих учителей-исследователей в информатизируемом обществе // Вестник Башкирского университета. - 2005. - № 3. - С. 122-126.

4. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал.- 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30-35.

5. Харрасов М.Х. Об одномерной модели Хаббарда. - Дубна: Изд-во ОИЯИ, 1975. - 11 с.

6. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика с неод-

нородностью состава в модели кластеров // Физика магнитных пленок. - Иркутск: Изд-во ИрГПИ, 1986.

- С. 8 - 11.

7. Гимаев Р.Н., Спивак С.И., Усманов С.М., Напалков В.В. Математики и интеграция // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеграции образования на пороге XXI века». - Бирск: Изд-во БирГПИ, 1999. - Часть I. - С. 148 - 153.

8. Каримов М.Ф. Температурная зависимость намагниченности насыщения аморфного магнетика // Тезисы докладов IX Всесоюзной школы - семинара «Новые магнитные материалы для микроэлектроники».

- Саранск: Изд-во МордГУ, 1984. - С. 20.

9. Каримов М.Ф. Вероятностные характеристики распределения намагниченности в блоховской доменной границе магнетика // Тезисы докладов XVII Всесоюзной конференции по физике магнитных явлений. -

Донецк: Изд-во ДонФТИ АН УССР, 1985. - С. 27 - 28.

10. Чанбарисов Ш.Х. Учить учиться и учить науке // Вестник высшей школы. - 1968. - № 11.- С. 10 - 14.

11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти тт. - М.: Педагогика, 1982 - 1984.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.

13. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками дей-

ствительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 38.

14. Каримов М.Ф. Роль истории физики в подготовке будущих исследователей природной и технической действительности // История науки и техники. - 2005. - № 3. - С. 103 - 115.

Поступила в редакцию 20.10.2006 г.

УДК 373.5.047 (571.56) ББК 74.200.52 (2 Рос.Яку)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Солдатова С.Д.

В статье открыта проблема необходимости организации качественной допрофессиональной профориентационной работы в школах, ориентированной на сознательный выбор учащимися профессии педагога.

Региональная система образования - это новый для современной России тип саморазвивающегося социального организма, приоритетной задачей, которого является удовлетворение образовательных потребностей республики.

Управление развитием такой системы относится к компетенции администрации региона, которая принимает и реализует решения, касающиеся адаптации образовательной системы к научнометодическим, экономическим и социокультурным

реалиям региона, выработки конструктивной позиции педагогической общественности по ключевым проблемам регионального образования, а также перехода к целостной, гибкой, соответствующей потребностям региона системы непрерывного педагогического образования.

Постановлением Правительства РС (Я) от 25 августа 1999 года № 423 была утверждена Концепция непрерывного педагогического образования (НПО) в Республике Саха (Якутия) с целью объе-

178

раздел ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

динения и координации усилий учреждений образования РС (Я), реализующих программу среднего и высшего педагогического образования, создание условий для непрерывной и многоуровневой подготовки высококвалифицированных педагогических кадров для образовательных учреждений системы общего и профессионального образования.

Основными её задачами являются: обеспечение единой государственной политики в области педагогического образования; формирование организационно-управленческой структуры и организационно-экономической модели НПО, развитие образовательных учреждений педагогического профиля, отвечающих современным требованиям; разработка нормативно-правового обеспечения и т.д.

Стратегия модернизации изменяет приоритеты российского образования от «знаниевой парадигмы» к «компетентностной», что предполагает организационную, технологическую, содержательную перестройку учебно-воспитательного процесса. Достижение целей модернизации зависит от профессионального уровня педагогического корпуса. Педагогическое же образование в его существующем виде фактически продолжает готовить вчерашнего учителя для современной школы.

В данной ситуации вопрос управления профессиональной ориентацией будущих педагогов является одной из приоритетных задач Министерства образования Республики Саха (Якутия) с учётом её региональных особенностей.

Согласно Концепции в республике сформирована многоуровневая система непрерывного педагогического образования: педагогические классы, группы - первая ступень, педагогические гимназии

- вторая ступень, педагогические колледжи - третья ступень, педагогическая академия, педагогический институт - четвертая ступень, институт повышения квалификации работников образования - пятая ступень и шестая ступень - подготовка научнопедагогических кадров (аспирантура, докторантура).

В 1999 г. Министерством образования республики совместно с Якутским государственным университетом была разработана Концепция допро-фессиональной подготовки будущих учителей -предметников в школах Республики Саха (Якутия), которая предполагает создание единой непрерывной профессионально-ориентированной системы подготовки педагогических кадров уже в школе.

В основе Концепции лежат гуманизация и гуманитаризация образования, право свободного выбора учащимися будущей профессии.При реализации ее основных положений выпускник школы, поступающий в вуз осознанно выбирает будущую профессию учителя и по окончании приходит, осознавая всю меру ответственность за свою деятельность.

Согласно Концепции, проанализировав результаты учебно-воспитательной работы, творче-

ский потенциал педагогических коллективов, социальный заказ родителей, требования времени педагогические коллективы школ республики стали создавать педагогические классы, педагогические общеобразовательные школы, при этом нужно помнить, что история развития педагогической профессиональной ориентации школьников в России начинает свой отсчёт с 1848 года. В различные исторические периоды этот процесс развивался по-разному, но задача подготовки педагогов, в частности учителей, всегда была одинаково актуальной.

Основываясь на современных трактовках профессиональной ориентации (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова), мы рассматриваем её как систему научно-практической деятельности различных социальных институтов: школа, семья и профессиональные учебные заведения. Как показало изучение психолого-педагогической литературы, успех осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии во многом зависит от правильного и своевременного выявления и развития их профессиональных интересов. Значительный вклад в разработку проблемы профессионального интереса внесли А.Е.Голомчток, А.Д. Сазонов,

Е.М.Степаненков, Н.К.Елаев, Е.К.Гроссу, Н.К.Котиленков, А.В.Мордовская, Л.И.Ювенская и др. Профессиональный интерес в данных исследованиях рассматривается как временное состояние, связанное с отношением к определенному объекту, устойчивая профессиональная направленность личности, познавательная, целевая устремленность.

Исследователи Е.П.Герасимчук, Е.П.Гроссу, Т.К.Панкратова и др. рассматривают профессиональный интерес как направленность личности на определенный вид деятельности, а А. А. Вайсбург, С.П.Крягдже, А.П.Сейтешев и др. - как отношение личности к определенной личности. Расхождения в определении профессионального интереса обусловлены, на наш взгляд, глубиной проникновения в сущность данного понятия, раскрытие личностного феномена, внутренней функциональной природы. Мы придерживаемся мнения исследователей, определяющих профессиональный интерес как устойчивое положительное эмоциональное отношение к конкретной профессии, связанное со стремлением глубже ознакомиться с ней, характеризующееся волевой установкой на овладение ею, потребностью в активной деятельности.

Для её реализации Концепция предлагает систему профориентационной работы среди учащихся, которая состоит из трёх этапов.

I этап - это 5-6 классы, где основное внимание уделяется воспитанию у школьников любви и уважения к труду учителя; развитию эмоционального отношения к миру профессий; формированию их познавательных интересов.

II этап - 7-9 классы. Основные направления работы: ознакомление школьников с миром педагогических специальностей, формирование потребно-

сти в выборе будущей профессии, мотивации выбора профессии педагога; помощь в овладении технологией профессионального самоопределения.

III этап - 10-11 классы. Основные направления работы: формирование у школьников отношения к себе как субъекту профессионального самоопределения, готовности к выбору педагогической специальности; развитие профессионального самосознания и профессионально важных качеств учителей. Разумеется, педагогическое самоопределение будущих учителей - сложный процесс, поэтому его следует начинать задолго до того, когда дипломированный молодой педагог придет в школу или откажется от учительской карьеры.

Группа преподавателей педагогического института: Мордовская А.В., Березовская Т.В., Панина С.В., Шкурко Н. С., Антонова В.Н. создали авторские программы по педагогическим дисциплинам - это игротехнология, риторика, мир детского чтения, валеология досуга, основы педагогического мастерства и другие. Занятия дают возможность не только ознакомиться с профессионально важными качествами, но и учат ребят организовывать учебно-воспитательную работу. Согласно анкетным данным, спецпредметы пользуются у учащихся большой популярностью, ребята оценивают их значимость, отмечают благоприятную атмосферу занятий, качество их преподавания.

Министерство образования уделяет большое внимание допрофессиональной подготовке будущих педагогов как начальной ступени непрерывного педагогического образования. Была разработана программа развития сети, где основная цель заключалась в построении системы допрофессиональной подготовки как демократической, т. е. открытой, саморазвивающуейся, действующей в соответствующей правовой среде, с учётом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, приоритетов и перспектив как региона в целом, так и личности.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) создана сеть общеобразовательных учреждений педагогического профиля: гимназии, школы, классы, состоящая из 44 образовательных учреждений.

Управление качеством допрофессиональной подготовки будущих учителей осуществляется путем воздействия субъекта управления на образовательный процесс через реализацию управленческих функций. Мы определили, как социальнопедагогическую категорию, характеризующую состояние и результативность процесса и результатов

формирования личности, его соответствие социально-обусловленным и нормативно-целевым

уровням. Управление подобными категориями, имеющими неустойчивое состояние на протяжении определенного промежутка времени, представляет, с одной стороны, определенные затруднения, так как имеются налицо неоднозначные пути развития. Вместе с тем, мы отмечаем, что структура личности стабильна в своей основе, а это значит, что можно прогнозировать и управлять качеством допрофес-сиональной подготовки будущих учителей.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) В. А.Штырова в 2003 году была принята Концепция государственной кадровой политики. Данная кон -цепция содержит единую систему ведущих идей и взглядов, раскрывающих цели и задачи, приоритеты и принципы государственного регулирования кадровых процессов и отношений.

Государственная кадровая политика в сфере образования обусловлена, прежде всего, развитием собственной республиканской программы в рамках общероссийского образовательного пространства, направленной на обеспечение кадровых потребностей в регионе. Особенности кадровой ситуации в республике, отмеченные в Концепции, присущи всей системе образования многих регионов России:

- структурная и территориальная несбалансированность на рынке труда: необеспеченность педагогическими кадрами в арктических и северных школах, малокомплектных сельских школах, сосредоточенность

востребованных специалистов в городах и поселках;

- отсутствие устойчивых механизмов, обеспечивающих услуг, гибкого и оперативного, корпоративного взаимодействия всех уровней системы профессионального образования;

- несоответствие педагогических кадров по количеству, номенклатуре профессий потребностям, острый недостаток специалистов с высшим образованием по отдельным профилям.

Будущее народов республики связано с новой постановкой дела обучения и воспитания подрастающего поколения и подготовкой учителя с широким, философским взглядом, с навыком аналитической деятельности, а таких учителей мы должны не искать, а взращивать со школьной скамьи.

Поступила в редакцию 30.01.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.