Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение будущих логопедов в университете'

Профессиональное самоопределение будущих логопедов в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДИСТАНЦИОННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ОЛИМПИАДА / БУДУЩИЕ ЛОГОПЕДЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / TEACHERS'' TRAINING / CAREER GUIDANCE / PRE-PROFESSIONAL EDUCATION / REMOTE CAREER-GUIDANCE OLYMPIAD / FUTURE SPEECH-LANGUAGE PATHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Суола Николаевна, Панина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения будущих специалистов-дефектологов. Представлен опыт непрерывной профориентированной подготовки логопедов в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Суола Николаевна, Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional self-determination of future speech-language pathologists in universities

The article discusses professional self-determination of future speech-language pathologists. The authors review the case of continuous career guidance of speech therapists in the North-Eastern Federal University.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение будущих логопедов в университете»

УДК 371.3

Архипова Суола Николаевна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры специального дефектологического

образования

Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

Панина Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Arkhipova Suola Nikolayevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Special (Defectology) Education Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

Panina Svetlana Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF FUTURE SPEECH-LANGUAGE PATHOLOGISTS IN UNIVERSITIES

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения будущих специ-алистов-дефектологов. Представлен опыт непрерывной профориентированной подготовки логопедов в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, педагогическое образование, профориентированная подготовка, допрофессиональная подготовка, дистанционная профориентационная олимпиада, будущие логопеды.

Summary:

The article discusses professional self-determination of future speech-language pathologists. The authors review the case of continuous career guidance of speech therapists in the North-Eastern Federal University.

Keywords:

professional self-determination, teachers' training, career guidance, pre-professional education, remote career-guidance Olympiad, future speech-language pathologists.

Подготовка поколения педагогических кадров нового формата, способных обеспечить высокий уровень образования, воспитания и развития подрастающих, является одним из приоритетных направлений деятельности современных отечественных вузов. Университеты реализуют широкий спектр образовательных программ высшего и дополнительного профессионального образования по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование», удовлетворяющих устойчивые потребности региона; формируется единое образовательное пространство, ориентированное на обеспечение непрерывности всех ступеней образования и вовлекающее в образовательный процесс будущих специалистов, их родителей, работодателей и широкую общественность [1].

А.В. Мордовская выделила следующие структурные компоненты профессионального самоопределения: ценностно-нравственный, когнитивный, эмоционально-волевой, проектировочный, конструктивный, организационно-практический, рефлексивный. С учетом вышеперечисленных компонентов определены три уровня процессуальной стороны профсамоопределения: потребительский, репродуктивный, творческий [2, с. 116]. Так, профессиональное самоопределение тесным образом связано с мотивами выбора профессии. Например, потребительский уровень характеризуется отсутствием аргументированных мотивов; репродуктивный - недостаточно аргументированной мотивацией самого старшеклассника, выбор направления трудовой деятельности основан исключительно на советах и наставлениях; творческий - четкими и аргументированными мотивами. Учет мотивов старшеклассников в выборе будущей профессии в довузовской профориентационной работе синтезируется с потребностями регионального рынка труда.

Современные реалии показывают, что количество детей с речевыми нарушениями ежегодно растет. Это обусловливает социальный заказ общества на подготовку учителей-логопедов.

В Республике Саха (Якутия) Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (СВФУ) с 2002 г. проводит подготовку студентов по специальности 0500715.65 «Логопедия», с 2011 г. - бакалавров по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», с 2016 г. в вузе реализуется магистерская программа

44.04.03 «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с проблемами в развитии».

На сегодняшний день качество профессионального образования зависит от многих факторов, в том числе и от набора в учебные заведения потенциальных обучающихся. В связи с этим учреждения высшего образования организуют разнообразные формы допрофессиональной подготовки. ФГОС общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы как социально активной и ответственной личности. Одной из основных характеристик выступает готовность к осознанному выбору профессиональной деятельности [3]. Большое внимание кафедра специального дефектологического образования (СДО) СВФУ уделяет профориентационной работе на всех этапах подготовки будущего специалиста: довузовском, вузовском и послевузовском.

В целях стимулирования интереса старшеклассников к профессиональному самоопределению, выявления творческих и активных учащихся, способных продемонстрировать внутренние личностные предпосылки к педагогической деятельности по обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, а также для пропаганды специального (дефектологического) направления кафедра СДО с 2012 г. организует Республиканскую дистанционную про-фориентационную олимпиаду «Мой выбор» для учащихся 11-х классов (координаторы - С.Н. Ар-хипова, Е.Н. Корнилова). Задания олимпиады включают в себя написание эссе о профессии педагога, миссии логопеда и изложение своих размышлений об инклюзивном образовании. Второй тур олимпиады - тестирование по русскому языку, биологии и педагогике.

За время проведения профориентационной олимпиады в ней были представлены все улусы республики. Ежегодно дополняются условия участия, сертификаты выдаются не только участникам, но и их руководителям, обновляется содержание заданий с учетом изменений правил приема в вузы. Так, с 2016/17 учебного года кафедра расширяет категорию участников олимпиады, привлекаются студенты педагогических колледжей.

В довузовский этап профориентационной работы кафедры СДО также входят профвыезды в школы и встречи со старшеклассниками, дни открытых дверей в Педагогическом институте, публикация статей в публицистических изданиях.

В целях совершенствования профессиональных компетенций обучающихся кафедрой СДО организуется вузовская профориентационная работа. Студенты помогают в организации ежегодной республиканской олимпиады по русскому языку среди учащихся 5-9-х классов специальных образовательных учреждений. Олимпиада проводится в Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учителя данной школы хорошо отзываются о работе студентов. Так, студенты 4-го курса проходят в данной образовательной организации производственную практику, где они учатся работать с детьми не только начального, но и среднего и старшего звена школы.

Весьма значимым профориентационным потенциалом обладает деятельность студенческого волонтерского отряда кафедры СДО «Солнечный зайчик» (руководитель - Е.Н. Корнилова), который не только дает студентам возможность формировать свои профессиональные компетенции, но и в большей степени воспитывает их нравственные качества. Волонтеры участвуют в благотворительных акциях, проводимых общественной организацией «Солнечный город», организуют работу в воспитательных мероприятиях с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 34 для детей с задержкой психического развития (со структурным подразделением классов для детей с умственной отсталостью).

Ежегодно организуются кураторские часы «Уроки мудрости», где студенты встречаются со старейшими работниками специального (коррекционного) образования. Так, во время встречи с заместителем директора по учебной работе Республиканской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи Светланой Сергеевной Захаровой студенты 1-го курса познакомились с направлениями работы вышеназванной образовательной организации, узнали о значимости профессии учителя-логопеда, о роли профессиональных компетенций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Стали традиционными круглые столы «Ступени педагогического мастерства», на которых выпускники кафедры рассказывают об опыте ведения научно-исследовательской деятельности в стенах Педагогического института, об особенностях трудоустройства, о своей работе. На встрече 2016 г. выпускники К.Г. Харитонова, П.П. Уларов, Т.И. Кардашевская рассказали о больших перспективах активного участия в научно-исследовательской работе студентов, вспомнили о своих выездах за пределы России с целью участия в конференциях, в результате чего они стали дипломантами XVI Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (К.Г. Харитонова, 6-13 мая 2012 г., Родос, Греция), Международной конференции «Талантливая молодежь -яркий студент - молодой ученый» (Т.И. Кардашевская, 7-14 октября 2012 г., Салоники, Греция),

XVII Международного фестиваля «Дети. Интеллект. Культура» (П.П. Уларов, 15 мая 2013 г., Мальта). Также выпускники сделали акцент на том, что наличие дипломов с международным участием дает преимущество при трудоустройстве.

При кафедре СДО функционирует Центр психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ «Сайдыы» (руководитель - Н.Э. Куликовская), формами деятельности которого являются практические и лабораторные занятия, подготовка курсовой работы. На лабораторных работах по дисциплине «Методы ТРИЗ в учебно-воспитательном процессе» студенты проводят с детьми с общим недоразвитием речи логопедические занятия в нетрадиционной форме с использованием методов фокальных объектов, синектики, обучая детей в занимательной форме правильной, грамотной речи, обогащая их словарный запас.

Послевузовская работа кафедры СДО состоит в анализе ситуации трудоустройства выпускников, организации встреч с выпускниками и студентами, анкетировании работодателей, проведении курсов профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика». Так, весьма востребованными среди педагогических работников являются курсы повышения квалификации «Обучение и воспитание младших школьников с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС». Педагогов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII вида, и педагогов общеобразовательных школ знакомят с основами дефектологических знаний, коррекци-онно-образовательной деятельности в общеобразовательной школе, особенностями организации и проведения психолого-педагогической диагностики детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В ходе данной подготовки рассматривается система коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии в Республике Саха (Якутия), а также анализируется современный этап образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Взаимодействие направлений профориентационной работы создает непрерывность всех звеньев образовательного процесса, способствует развитию не только профессиональных, но и личностных качеств будущих педагогов-логопедов.

Ссылки:

1. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе : монография / под науч. ред. Е.И. Михайловой. Якутск, 2015. 226 с.

2. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха). М., 2000. 175 с.

3. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение: современный аспект // Профессиональное образование. Столица. 2015. № 6. С. 2-6.

References:

Chistyakova, SN 2015, 'Professional self-determination: a modern aspect', Professional'noye obrazovaniye. Stolitsa, no. 6, pp. 2-6, (in Russian).

Mikhailova, EI (ed.) 2015, The concept and technology of continuous pedagogical education in modern high school: monograph, Yakutsk, p. 226, (in Russian).

Mordovskaya, AV 2000, Theory and practice of life and professional self-determination of senior pupils (using the Sakha people ethnopedagogics materials), Moscow, p. 175, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.