Научная статья на тему 'Совершенствование автоматизации функциональных процессов в налоговых органах'

Совершенствование автоматизации функциональных процессов в налоговых органах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме модернизации автоматизированной информационной системы в налоговых органах и оценке эффективности расходования бюджетных средств на ее введение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование автоматизации функциональных процессов в налоговых органах»

Раздел III. Информационные технологии и разработки

УДК 65.011.56 © Е. В. Иванова, 2012

Е. В. Иванова

совершенствование автоматизации функциональных

процессов в налоговых органах

Статья посвящена актуальной проблеме модернизации автоматизированной информационной системы в налоговых органах и оценке эффективности расходования бюджетных средств на

ее введение.

Комплексным решением по автоматизации функциональных процессов в налоговых органах России с 1991 г. является Автоматизированная информационная система «Налог» (АИС «Налог»). Развитие АИС «Налог» определяется приоритетными задачами налоговых органов, установленных налоговой политикой государства.

С 2011 в Федеральной налоговой службе (ФНС) начинается реализация концепции модернизации АИС «Налог-3» - развитие полноценных электронных сервисов становится приоритетной задачей ФНС России и становится наряду со знанием налогового законодательства и приоритетных направлений налоговой политики государства необходимым условием для успешного выполнения функций по налоговому администрированию.

Эксплуатация и модернизация АИС «Налог» требуют значительных ежегодных затрат средств федерального бюджета (2-4 млрд. руб. в год) [1], поэтому оценка эффективности используемых средств автоматизации функциональных процессов в налоговых органах, расчет экономии бюджетных средств после внедрения систем автоматизированной обработки данных, поиск способов оптимизации существующих решений - становятся актуальными и приоритетными вопросами в области автоматизации функциональных процессов в налоговых органах. Их решение позволяет определить направления совершенствования автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, ведущие к минимизации использования средств Федерального бюджета при увеличении качества налогового администрирования.

Программные комплексы в составе единой автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог») обеспечивают комплексную автоматизированную обработку данных, необходимых для должностных лиц налоговых органов при решении ими задач регистрации налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей, учета налогоплательщиков, проведения контрольной работы, формирования данных статистической налоговой отчетности и прочих составляющих налогового администрирования.

Цели функционирования АИС «Налог»:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

- совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

- улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

- получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота.

Автоматизированная информационная система налоговых органов России с 1991 г. и по настоящее время существовала в виде двух проектных решений: АИС «Налог» первой очереди 1991-2000 гг. (АИС «Налог-1») и АИС «Налог» второй очереди 2000-2011 гг. (АИС «Налог-2»).

АИС «Налог» второй очереди проектировалась как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем (федерального уровня, уровня федерального округа, регионального и местного уровней), каждая из которых, в свою очередь, состоит из ограниченного набора типовых программно-технических комплексов, которые реализуют стандартный набор информационных технологий. При этом каждая из взаимодействующих структурных подсистем АИС «Налог» также рассматривается как открытая система, удовлетворяющая некоторому набору стандартных соглашений (протоколов), реализация которых гарантирует возможность их взаимодействия.

Программные средства автоматизированной информационной системы ФНС России развернуты и функционируют в Центральном аппарате ФНС России, Межрегиональной инспекции ФНС России

по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД), Межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН), Межрегиональных инспекциях ФНС России по федеральным округам (МИ ФНС России по ФО), Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации (УФНС России), инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонных инспекциях ФНС России (ИФНС России), Межрайонных инспекциях ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД) [3].

Архитектура информационной системы АИС «Налог» представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу иерархической организации, соответствующей иерархии подразделений Федеральной налоговой службы России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру сбора, обработки и передачи информации, включающую три уровня: пользовательский уровень в виде автоматизированных информационных систем подразделений ФНС России центрального аппарата, управлений ФНС, инспекций ФНС; уровень обмена и обработки налоговой информации в виде центров обработки данных и аппаратно-программных комплексов УФНС; транспортный уровень, обеспечивающий информационно-коммуникационный сервис для обмена данными между подсистемами АИС «Налог».

Информацию, обрабатываемую в АИС «Налог», условно можно разделить на 3 категории:

1. Информация, поступающая от структурных подразделений ФНС с использованием WEB-технологий, сетевых возможностей операционных систем в составе \Р^сетей федерального и территориальных сегментов СТК ФНС России.

Для приема-передачи этой информации используются:

- Шлюз АИС «Налог» - программный комплекс, предназначенный для обеспечения централизованного доступа автоматизированных рабочих мест (АРМ) АИС «Налог» к федеральным информационным ресурсам, сопровождаемым МРИ по ЦОД ФНС (ЦОД) в закрытой сети налоговых органов, согласно «Схеме доступа АИС «Налог» местного и регионального уровней к информационным ресурсам ЕГРЮЛ, ЕГРИП федерального уровня».

- Программные средства «Автоматизация процессов обмена информацией между ПО местного, регионального и федерального уровней при формировании местных, региональных и федеральных информационных ресурсов (Система гарантированной доставки сообщений)» (СГДС), предназначенные для автоматизации процессов обмена информацией между ПО местного, регионального и федерального уровней при формировании местных, региональных и федеральных информационных ресурсов. Основными целями создания задачи «СГДС» явля-

ются: обеспечение гарантированной электронной доставки сообщений, идентификация и учет всей передаваемой информации, ведение журнала сообщений в БД ФЦОД, передача данных (файлов) между информационными системами (ИФНС-УФНС, УФНС-УФНС (обмен между регионами), ИФНС-ИФНС (обмен между ИНФС разных регионов) ИФНС-ФЦОД, УФНС-ФЦОД). Для полной реализации этой функции разработан Программный Комплекс «Система Гарантированной Доставки Сообщений» ПК СГДС. Основная цель разработки данного программного модуля - исключение процедур ручной обработки информации при обмене информацией между ПО местного, регионального и федерального уровней при формировании федеральных информационных ресурсов (см: приложение II).

- Система Электронного Документооборота ФНС (СЭД ФНС) - предназначена для автоматизации основных процессов управления документами в центральном аппарате, управлениях и межрегиональных инспекциях ФНС России, ИФНС России и обеспечения их эффективного взаимодействия между собой в процессе работы. СЭД ФНС России состоит из трех уровней, между которыми осуществляется информационное взаимодействие:

1-й уровень: СЭД ЦА ФНС

2-й уровень: СЭД УФНС (МРИ) (СЭД-Регион)

3-й уровень: СЭД ИФНС.

2. Информация, поступающая от федеральных органов представительной и исполнительной власти, правоохранительных органов, банков, муниципальных образований в виде выгрузок сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации, соглашениями по информационному обмену по защищенным каналам связи.

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу распоряжения, законодательные акты о введении местных налогов, сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

В ЦА ФНС России, управления ФНС России по субъектам федерации, межрегиональные инспекции соответствующая информация поступает с использованием защищенных каналов связи через специализированных операторов связи. От Управлений в инспекции поступившие сведения доводятся через VPN сеть регионального сегмента СТК ФНС России.

3. Информация, поступающая от налогоплательщиков, заинтересованных лиц по защищенным каналам связи, предоставленным специализированными операторами связи либо с использованием WEB-

технологии через официальные сайты налоговых органов, портал государственных услуг.

Основным системообразующим решением по информационному обеспечению АИС «Налог-2», представленным в рамках технического проекта, является концентрация отраслевых информационных ресурсов на местном, региональном и федеральном уровнях в составе интегрированных баз данных.

К основным отраслевым информационным ресурсам относятся:

- учетные данные налогоплательщиков, в том числе Единый Государственный Реестр Налогоплательщиков (ЕГРН), а также первичные документы налогоплательщиков;

- лицевые счета налогоплательщиков по всем видам налогов;

- информация о налогоплательщиках и объектах налогообложения, получаемая из других ведомств и органов государственной власти;

- нормативно-правовая и нормативно-справочная информация.

Интеграция информационных ресурсов обеспечивается:

- за счет применения единого профиля протоколов и процедур обмена данными - по горизонтали;

- за счет унификации программных процедур, общих для различных уровней подсистем АИС «Налог» в рамках одного делового процесса - по вертикали.

В составе интегрированной базы данных федерального уровня создается хранилище данных, обеспечивающее многомерную аналитическую и статистическую обработку налоговой информации в целях информационной поддержки принимаемых стратегических решений.

Единое информационное пространство ФНС России складывается из следующих главных компонентов:

- информационные ресурсы, содержащие данные, классификаторы и словари, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средства информационного взаимодействия налоговых органов и должностных лиц, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

С точки зрения технических средств каждая структурная подсистема реализована как трехуровневый комплекс.

Первый уровень - технические средства подсистемы в целом - компьютеры класса корпоративных серверов: серверы баз данных и функциональные серверы.

Логическое назначение сервера базы данных - размещение программных средств СУБД и интегрированной базы данных на дисковых накопителях, поддержка устройств архивирования базы данных на внешних накопителях, размещение программных средств сервера транзакций после перехода на трехуровневую клиент-серверную архитектуру приложений.

Логическое назначение функциональных серверов - размещение программных средств, реализующих общесистемные службы общего пользования: телекоммуникационный почтовый сервер «Дионис», WEB-сервера, сервера управления вычислительной сетью и др., прочие прикладные средства.

Второй уровень - технические средства структурных подразделений, обеспечивающих функционирование программных средств, общих для конкретного подразделения.

Третий уровень - компьютеры на рабочих местах пользователей.

Все технические средства объединяются в локальную вычислительную сеть.

Количество технических средств и их мощности (серверов и рабочих станций), а также перечень необходимых серверных программных средств определяется для каждой реализации каждой структурной подсистемы исходя из конкретных условий: численность сотрудников, объемы баз данных, объем эксплуатируемого ПО и др.

Основным системным решением в части структуры прикладного программного обеспечения является переход на его компонентное построение.

При компонентном построении приложений для реализации типовых функций создаются функциональные программные компоненты, которые многократно используются при решении комплексов задач. Такие функциональные компоненты имеют стандартный интерфейс вызова и запускаются в нужной последовательности управляющими (головными) компонентами, разрабатываемыми для каждого комплекса задач. В клиент-серверной архитектуре управляющие компоненты запускаются как клиенты на рабочих местах пользователей, а функциональные компоненты исполняются на сервере приложений, при необходимости обращаясь к серверу базы данных.

Достоинством компонентного подхода, помимо снижения трудоемкости разработки, является возможность независимого сопровождения и развития отдельных компонентов.

На современном этапе основными целями проекта модернизации АИС «Налог-3» являются оптимизация и снижение трудоемкости выполнения рабочих-процессов, повышение прозрачности и открытости налоговых органов, комплексное и эффективное использование накопленной в ФНС России информации и, как следствие, повышение уровня внутреннего контроля над деятельностью налоговых органов. Основные слагаемые процесса модернизации АИС «Налог-3»: создание централизованной

вычислительной инфраструктуры и устойчивых каналов связи с резервированием, централизация данных в рамках единого федерального хранилища, создание механизмов их интеграции и комплексного анализа налоговой информации.

В результате проведенной модернизации единое федеральное хранилище данных должно стать целостной структурой, которая будет содержать полную, непротиворечивую, очищенную, юридически значимую, актуальную информацию, необходимую налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования.

Перечислим проблемы и недостатки существующих проектных решений АИС «Налог»:

- устаревшая архитектура СЭОД (разработанная в 1997-1999 гг.), «позадачный» подход к автоматизации;

- формируемые информационные ресурсы разрознены, не всегда актуальны и востребованы;

- нет формализованных процедур отбора НП для камеральных и выездных проверок;

- фактическое отсутствие системы поддержки принятия решений по управлению налоговыми органами;

- сложности администрирования инфраструктуры и ПО, недостаточный уровень информационной безопасности.

Основные задачи, стоящие перед проектом АИС «Налог-3»:

- создать технологию налогового администрирования, которая бы гарантировала соблюдение регламентных процедур и сроков, полноту и досто-

верность информационных ресурсов;

- повысить эффективность налогового контроля над НП, повысить качество контрольной работы;

- обеспечить объективный мониторинг деятельности ИФНС и УФНС со стороны ЦА ФНС;

- создать недостающие аналитические и прогнозные инструменты;

- сделать налоговые органы более «открытыми» путем упрощения процедур взаимодействия с НП и перевода их в электронный вид;

- создать механизмы массового ввода и обработки данных, определить стратегию развития ЦОД и ЦОХД;

- повысить уровень информационной безопасности АИС «Налог».

Приблизительный расчет экономии бюджетных средств после внедрения программ автоматизированной обработки информации в налоговых органах будет основан на Федеральных законах Российской Федерации о бюджете на 2007 г., плановый период 2008-2010 гг., плановый период 2011-2013 гг., едином реестре государственных и муниципальных контрактов и Федеральном реестре контрактов (Реестре государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов).

Рассчитаем изменение объема финансирования Федеральной налоговой службы с 2007 по 2010 гг. (из единого реестра государственных и муниципальных контрактов выделены затраты на приобретение аппаратного и программного обеспечения для нужд ФНС без учета затрат на 1Р-телефонию и аудиовизуальные средства связи.):

Рассчитаем долю затрат на финансирование внедрения и эксплуатации средств автоматизированной обработки информации в Федеральной налоговой службе в общем объеме финансирования Федеральной налоговой службы с 2007 по 2010 гг.: 2007 г. - 2,3%; 2008 - 3,9; 2009 - 2,35; 2010 г. - 1,6%.

Полученные данные свидетельствуют о сокращении финансирования средств автоматизации в общем объеме финансовых ресурсов ФНС России.

С 2007 по 2010 гг. сокращение численности аппарата Федеральной налоговой службы в зависимости от уровня и субъекта Федерации варьируется от 15 до 20%, из них 1-4% за счет отмены 1 января 2010 г. единого социального налога. Если учесть, что

в затратах на обеспечение деятельности налогового органа фонд оплаты труда превышает 50%, сокращение численности налоговых органов посредством автоматизации функциональных процессов и развития системы телекоммуникаций можно справедливо назвать эффективным средством экономии бюджетных средств.

Произведем приблизительный расчет экономии бюджетных средств за счет внедрения программ автоматизированной обработки на основе сокращения фонда оплаты труда Федеральной налоговой службы. За основу возьмем процентный показатель сокращения численности налоговых органов 5% -2009 г., 10% - 2010 г. и процент финансирования фон-

Таблица

Оценка системы управления конкурентоспособностью микропредприятия туризма

по сравнению с конкурентами

Период Объем финансирования ФНС, тыс. руб. Темп роста, % Объем финансирования внедрения и эксплуатации САОИ ФНС, тыс. руб. Темп роста, %

2007 99 065 177,8 - 2 301 363,3 -

2008 102 429 080,7 103,4 4 008 640,2 174,19

2009 105 768 083,9 103,26 2 490 302,5 62,12

2010 108 887 446,4 102,95 1 765 055,8 70,88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

да оплаты труда ФНС от общего объема финансирования ФНС - 60%. Таким образом, в 2009 г. экономия средств федерального бюджета составила - 3 176 042 тыс. руб. при затратах на автоматизацию 2 490 302,5 тыс. руб.; в 2010 г. - 6 533 247 тыс. руб. при затратах на автоматизацию 1 765 055,8 тыс. руб.

Приведенный расчет показывает, что внедрение и использование средств автоматизации функциональных процессов в налоговых органах ведет к снижению затрат средств федерального бюджета на обеспечение деятельности ФНС России.

Внедрение информационной системы ФНС нового поколения должно обеспечить следующие результаты:

- повышение качества оказываемых услуг: переход на электронные налоговые платежи, мониторинг деятельности налоговых ор-

ганов, использование портальных технологий;

- снижение эксплуатационных расходов: на эксплуатацию информационных систем, на модернизацию ИТ-инфраструктуры, на обслуживание и разработку программного обеспечения, на обслуживание и закупку рабочих станций;

- повышение надежности информационной системы: снижение «человеческого фактора»; внедрение отказоустойчивых решений;

- формирование современной основы для приложений разнообразных архитектур: переход на модель облачных вычислений.

Внедрение и использование программ автоматизированной обработки данных в налоговых органах позволяют существенно сократить затраты федерального бюджета, вывести обслуживание налогоплательщиков на качественно новый уровень.

Библиографический список

1. Единый реестр государственных и муниципальных контрактов РФ. URL: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/ contracts/search/simple/run.

2. Положение по информатизации Федеральной налоговой службы, утвержденное приказом ФНС № САЭ-3-13/31 от 23 января 2006 г.

3. Об итогах коллегии ФНС России, посвященной вопросам развития электронных услуг ФНС России, концепции модернизации АИС «Налог-3» и планов ее реализации на2011-2014 года. URL: http://www.nalog.ru/rub_mns_news/3781766/.

Сведения об авторе:

Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий, e-mail: sano_uvr@mail.ru (г. Омск, Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.