№4(22)2009
В. С. Гудковский
Социология блога как перспективное направление обществоведческой науки
Интенсивное проникновение в социальную сферу информационно-коммуникационных технологий — прежде всего, сети Интернет — актуализирует необходимость научного исследования их социальных эффектов. Одной из самых популярных инновационных технологий в рамках Интернет является персональный веб-дневник, или блог.
Актуальность исследования социальных аспектов блога обусловлена несколькими причинами.
Первая причина — это широта использования блогов среди интернет-пользователей. Так, по данным поисковой системы Yandex.ru (blogs.yandex.ru), количество онлайн-дневни-ков в российском сегменте Сети (Рунет) на февраль 2009 г. составило 6,4 млн. В мире же количество блогов уже стало сопоставимым с численностью населения крупной страны — 103,6 млн (по данным blogpulse.com).
Вторая причина — это возможности, которые предоставляют блоги рядовым пользователям. На сегодня онлайн-дневники являются наиболее быстрым и эффективным средством донесения собственного мнения до широкой интернет-общественности, а также удобным коммуникативным средством. В этом аспекте блоги обладают серьезными перспективами в качестве одной из платформ коммуникационных взаимодействий в виртуальных сетях.
Третья причина — «пластичность» блогов, возможность расширения их возможностей и превращение в мультиинформацион-но-коммуникационные центры. Среди основных перспектив развития блогов можно выделить:
• возникновение микроблогов (блоги, основанные на коротких текстовых заметках);
• развитие видео- и аудиоподкастов (текстовое содержание блогов заменяется или дополняется медиа-контентом);
• появление в рамках блогов агрегированных сводок периодически меняющихся дневниковых записей (РББ);
• использование возможностей блогов в качестве эффективной площадки, презентующей в виртуальном сообществе реальную социальную личность.
Широта распространения и социально-коммуникационные возможности, которые предоставляет блог, способствуют активному развитию веб-дневников в качестве ведущего источника формирования общественного мнения в рамках интернет-сообщества и за его пределами. Появление всевозможных топов и рейтингов дневниковых записей в рамках блог-статистики позволяет отслеживать в режиме реального времени возникновение, расширение и спад общественного интереса к тем или иным актуальным социальным вопросам.
Таким образом, социальная значимость, которую приобретает блог как информационно-коммуникационный канал и виртуальное социальное сообщество, актуализирует необходимость научных поисков в исследовании социальных аспектов веб-дневников. Отметим основные направления таких научных поисков.
Антропология веб-блога. В рамках антропологии блога перед социологической наукой стоят задачи исследования особенностей виртуальной личности, ведущей и читающей он-лайн-дневники. Сюда можно отнести особенности самоконструирования личности [5], те-
129
Некоммерческие 1Т # Веб 2.0
№4(22)2009
I «
>а §
£
«о о «о
0 <и 3
1
со «
& «
О!
о X
«о 3
8" с
s
а
S £ IS
N
I
a »
,o
лесные особенности виртуальных блоггеров, множественность виртуального индивида, пластичность создаваемых идентификационных образов. Представляется, что основной упор антропология должна делать в том числе на изучение интеракции как основания существования виртуального «тела» блоггера.
Исследование социокультурных оснований онлайн-дневников. Данное направление исследования блога предполагает изучение культурных особенностей сетевых дневников, особенностей построения гипертекстовых единиц в качестве разметки социокультурного пространства [5]. Отдельный блок исследований — особенности системы норм и ценностей участников дневникового пространства.
Социолингвистика блога. Направление исследований, изучающее особенности блог-языка, т. е. используемые в коммуникациях лингвистические конструкты, семиотику текста, вспомогательные символо-языковые средства (например, смайлы, аватары, теги), а также искусственные языки вроде языка разметки гипертекста HTML.
Особенности виртуальных сообществ в рамках веб-дневников. В рамках указанного направления социологических исследований интерес представляет изучение социальной структуры блог-сообщества, размера и особенностей функционирования, специфики социальных связей внутри и вне сообщества. Появление таких инновационных механизмов, как перекрестные связи (линки) между блоггерами, заведение друзей («френдов»), система комментариев («комментов») — все это свидетельствует, прежде всего, о сетевом характере организации виртуальных дневниковых сообществ.
Закономерности формирования и функционирования общественного мнения в рамках веб-блогов. В данном направлении перед социологической наукой стоят задачи исследования особенностей формирования и функционирования общественного мнения в рамках веб-дневников, синергетического эффекта формирования общественного мнения в рамках всей системы блогов (блогосферы), возможностей конструирования и управления
общественным мнением в блогосфере, особенностей политических коммуникаций в веб-бло-ге [8].
Структура системы блогов (блогосферы). В основе изучения системы блогов перед социологией стоят исследования блогосферы каксоциально недетерминированной динамической системы. Перспективными направлениями исследований в рамках системной социологии и теории систем представляются кластерный и гранулярный подходы, математики «нечетких» графов и «нечетких» множеств, построение виртуальных е-систем [2].
Обозначенные направления позволяют говорить о более комплексном подходе к изучению блога, результатом которого может стать формирование социологии блога в качестве составного элемента теории коммуникации и социологии Интернета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ализар А. Психология блоггера: научное исследование [Электронный ресурс] /Webplanet.ru. 2004. 23 марта. Режим доступа: http:Zwebplanet.ru/news/ internet/2004/3/23/blog_survey.html.
2. Давыдов А. А. Социология изучает блогосфе-ру // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 92-101.
3. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]/ Flogiston.ru. 1999.19 февраля. Режим доступа: http:/ flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.
4. КастельсM. Галактика Интернет. Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А.Матвеева; под ред. В.Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. (Академический бестселлер).
5. ХитровА. Блог как феномен культуры / Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 66-76.
6. blogpulse.com (Nielsen BuzzMetrics'BlogPulse).
7. blogs.yandex.ru (Яндекс. Поиск по блогам).
8. Johnson, T. J., etc. Every blog has its day: Politically-interested Internet users' perceptions of blog credibility// Journal of Computer-Mediated Communication. № 13. Art. 6. URL: http:Zjcmc.indiana.edu/vol13/ issue1/johnson.html.
130
Некоммерческие IT # Веб 2.0