Научная статья на тему 'Социология блога как перспективное направление обществоведческой науки'

Социология блога как перспективное направление обществоведческой науки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
411
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гудковский Вадим Степанович

The width of distribution and information-communication possibilities which web-blog gives stimulate active studying of the blogs. The basic directions of scientific research of the blogs are: web-blog anthropology; the research of socio-cultural aspects of online diaries; studying of the virtual communities within the limits of blogs; conformities of occurrence and functioning of public opinion within the limits of blogs to natural laws; blog sphere structure. Блог / web-blog Социология/ sociology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The width of distribution and information-communication possibilities which web-blog gives stimulate active studying of the blogs. The basic directions of scientific research of the blogs are: web-blog anthropology; the research of socio-cultural aspects of online diaries; studying of the virtual communities within the limits of blogs; conformities of occurrence and functioning of public opinion within the limits of blogs to natural laws; blog sphere structure. Блог / web-blog Социология/ sociology

Текст научной работы на тему «Социология блога как перспективное направление обществоведческой науки»

№4(22)2009

В. С. Гудковский

Социология блога как перспективное направление обществоведческой науки

Интенсивное проникновение в социальную сферу информационно-коммуникационных технологий — прежде всего, сети Интернет — актуализирует необходимость научного исследования их социальных эффектов. Одной из самых популярных инновационных технологий в рамках Интернет является персональный веб-дневник, или блог.

Актуальность исследования социальных аспектов блога обусловлена несколькими причинами.

Первая причина — это широта использования блогов среди интернет-пользователей. Так, по данным поисковой системы Yandex.ru (blogs.yandex.ru), количество онлайн-дневни-ков в российском сегменте Сети (Рунет) на февраль 2009 г. составило 6,4 млн. В мире же количество блогов уже стало сопоставимым с численностью населения крупной страны — 103,6 млн (по данным blogpulse.com).

Вторая причина — это возможности, которые предоставляют блоги рядовым пользователям. На сегодня онлайн-дневники являются наиболее быстрым и эффективным средством донесения собственного мнения до широкой интернет-общественности, а также удобным коммуникативным средством. В этом аспекте блоги обладают серьезными перспективами в качестве одной из платформ коммуникационных взаимодействий в виртуальных сетях.

Третья причина — «пластичность» блогов, возможность расширения их возможностей и превращение в мультиинформацион-но-коммуникационные центры. Среди основных перспектив развития блогов можно выделить:

• возникновение микроблогов (блоги, основанные на коротких текстовых заметках);

• развитие видео- и аудиоподкастов (текстовое содержание блогов заменяется или дополняется медиа-контентом);

• появление в рамках блогов агрегированных сводок периодически меняющихся дневниковых записей (РББ);

• использование возможностей блогов в качестве эффективной площадки, презентующей в виртуальном сообществе реальную социальную личность.

Широта распространения и социально-коммуникационные возможности, которые предоставляет блог, способствуют активному развитию веб-дневников в качестве ведущего источника формирования общественного мнения в рамках интернет-сообщества и за его пределами. Появление всевозможных топов и рейтингов дневниковых записей в рамках блог-статистики позволяет отслеживать в режиме реального времени возникновение, расширение и спад общественного интереса к тем или иным актуальным социальным вопросам.

Таким образом, социальная значимость, которую приобретает блог как информационно-коммуникационный канал и виртуальное социальное сообщество, актуализирует необходимость научных поисков в исследовании социальных аспектов веб-дневников. Отметим основные направления таких научных поисков.

Антропология веб-блога. В рамках антропологии блога перед социологической наукой стоят задачи исследования особенностей виртуальной личности, ведущей и читающей он-лайн-дневники. Сюда можно отнести особенности самоконструирования личности [5], те-

129

Некоммерческие 1Т # Веб 2.0

№4(22)2009

I «

>а §

£

«о о «о

0 <и 3

1

со «

& «

О!

о X

«о 3

8" с

s

а

S £ IS

N

I

a »

,o

лесные особенности виртуальных блоггеров, множественность виртуального индивида, пластичность создаваемых идентификационных образов. Представляется, что основной упор антропология должна делать в том числе на изучение интеракции как основания существования виртуального «тела» блоггера.

Исследование социокультурных оснований онлайн-дневников. Данное направление исследования блога предполагает изучение культурных особенностей сетевых дневников, особенностей построения гипертекстовых единиц в качестве разметки социокультурного пространства [5]. Отдельный блок исследований — особенности системы норм и ценностей участников дневникового пространства.

Социолингвистика блога. Направление исследований, изучающее особенности блог-языка, т. е. используемые в коммуникациях лингвистические конструкты, семиотику текста, вспомогательные символо-языковые средства (например, смайлы, аватары, теги), а также искусственные языки вроде языка разметки гипертекста HTML.

Особенности виртуальных сообществ в рамках веб-дневников. В рамках указанного направления социологических исследований интерес представляет изучение социальной структуры блог-сообщества, размера и особенностей функционирования, специфики социальных связей внутри и вне сообщества. Появление таких инновационных механизмов, как перекрестные связи (линки) между блоггерами, заведение друзей («френдов»), система комментариев («комментов») — все это свидетельствует, прежде всего, о сетевом характере организации виртуальных дневниковых сообществ.

Закономерности формирования и функционирования общественного мнения в рамках веб-блогов. В данном направлении перед социологической наукой стоят задачи исследования особенностей формирования и функционирования общественного мнения в рамках веб-дневников, синергетического эффекта формирования общественного мнения в рамках всей системы блогов (блогосферы), возможностей конструирования и управления

общественным мнением в блогосфере, особенностей политических коммуникаций в веб-бло-ге [8].

Структура системы блогов (блогосферы). В основе изучения системы блогов перед социологией стоят исследования блогосферы каксоциально недетерминированной динамической системы. Перспективными направлениями исследований в рамках системной социологии и теории систем представляются кластерный и гранулярный подходы, математики «нечетких» графов и «нечетких» множеств, построение виртуальных е-систем [2].

Обозначенные направления позволяют говорить о более комплексном подходе к изучению блога, результатом которого может стать формирование социологии блога в качестве составного элемента теории коммуникации и социологии Интернета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ализар А. Психология блоггера: научное исследование [Электронный ресурс] /Webplanet.ru. 2004. 23 марта. Режим доступа: http:Zwebplanet.ru/news/ internet/2004/3/23/blog_survey.html.

2. Давыдов А. А. Социология изучает блогосфе-ру // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 92-101.

3. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]/ Flogiston.ru. 1999.19 февраля. Режим доступа: http:/ flogiston.ru/articles/netpsy/refinf.

4. КастельсM. Галактика Интернет. Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А.Матвеева; под ред. В.Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. (Академический бестселлер).

5. ХитровА. Блог как феномен культуры / Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. Спецвыпуск. С. 66-76.

6. blogpulse.com (Nielsen BuzzMetrics'BlogPulse).

7. blogs.yandex.ru (Яндекс. Поиск по блогам).

8. Johnson, T. J., etc. Every blog has its day: Politically-interested Internet users' perceptions of blog credibility// Journal of Computer-Mediated Communication. № 13. Art. 6. URL: http:Zjcmc.indiana.edu/vol13/ issue1/johnson.html.

130

Некоммерческие IT # Веб 2.0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.