Научная статья на тему 'Диагностические и классификационные задачи в автороведческой экспертизе блогов'

Диагностические и классификационные задачи в автороведческой экспертизе блогов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1134
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / АВТОРОВЕДЕНИЕ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздова Т. Н.

This article states features of the decision of diagnostic and classification questions of avtorovedcheskaya expertise on the object of blogs. A blog (a contraction of the term «web log») is a type of website, usually maintained by an individual with regular entries of commentary, descriptions of events, or other material such as graphics or video. Blogs are one of the newest objects of research in expertise. The urgency of such research is indisputable. Blogs have the specificity which, certainly, should be considered in expert's examination. At the present time there are more than 10 million blogs in the Russian-speaking segment of the Internet and their number continues to grow. It is necessary to notice that the important problem of modern avtorovedenie is the establishment of an author under web communications texts. The given examination is perspective because development of avtorovedcheskaya expertise of blogs there is a development of the avtorovedenie as a whole. It can be used in avtorovedcheskaya expertise for decision standard and non-standard questions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностические и классификационные задачи в автороведческой экспертизе блогов»

Т.Н. Дроздова *

Диагностические и классификационные задачи в автороведческой

экспертизе блогов

Ключевые слова: судебная экспертиза, автороведческая экспертиза, ав-тороведение, диагностические задачи, классификационные задачи

This article states features of the decision of diagnostic and classification questions of avtorovedcheskaya expertise on the object of blogs. A blog (a contraction of the term «web log») is a type of website, usually maintained by an individual with regular entries of commentary, descriptions of events, or other material such as graphics or video. Blogs are one of the newest objects of research in expertise. The urgency of such research is indisputable. Blogs have the specificity which, certainly, should be considered in expert's examination. At the present time there are more than 10 million blogs in the Russian-speaking segment of the Internet and their number continues to grow. It is necessary to notice that the important problem of modern avtorovedenie is the establishment of an author under web communications texts. The given examination is perspective because development of avtorovedcheskaya expertise of blogs there is a development of the avtorovedenie as a whole. It can be used in avtorovedcheskaya expertise for decision standard and non-standard questions.

Один из блоггеров так написал об известном деле Саввы Терентьева: «Ведь дело бышо действительно выигрышным. Достаточного бышо одного — отрицать авторство самого текста. «Да, блог мой, но я этого не писал. Кто писал? Не знаю. Взломали, забыл выйти из ЖЖ, отходил» и т.д. У нас нет ответственности за потерю контроля над блогом, это не средство повышенной опасности. Да и пользователей блога может быть миллион. И доказать то, что именно он набирал этот текст, если конечно за руку не поймали, просто невозможно».

А так ли это? И, главное, возможно ли выдвинуть какие-либо предположения о социально-биографических характеристиках автора записи в блоге, если предположительный автор неизвестен? Именно на этот вопрос я и попыталась дать ответ в своей работе.

В данной статье освещается специфика решения диагностических задач автороведческой экспертизы на объекте блогов. Ведь блоги, как, пожалуй, и любой объект экспертного исследования, обладают своей спецификой, которая, конечно же, должна учитываться при производстве автороведческой экспертизы.

© Дроздова Т.Н., 2010

* Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [drzverrr@rambler.ru]

В настоящее время в русскоязычном сегменте Интернета насчитывается более 10 миллионов блогов, и их количество не прекращает расти. Блоги являются самым быстрорастущим сегментом Сети, а общение в формате блога становится одним из самых популярных, существенно опережая такие коммуникативные сервисы Сети, как чаты, форумы или же персональные страницы. Поэтому не является удивительным и то, что возрастает и количество преступлений, совершаемых посредством блога (от клеветы (ст. 129 УК РФ) и оскробления (ст. 130 УК РФ) до заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ) и возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ)). «Средний срок же, который получает осужденный блоггер, составляет 15 месяцев. А самое значительное наказание, к которому приговорили автора интернет-дневника, — 8 лет тюрьмы»1.

Также стоит заметить, что важной проблемой современного автороведе-ния является установление автора по текстам веб-коммуникации. «Преступный мир активно использует виртуальный мир в своих целях. Интернет сегодня — это не только информационная, но и криминогенная среда, где совершаются преступления и осуществляются социальные контакты преступников.

Как известно, для привлечения к ответственности за такие правонарушения необходимо установить не только лицо, их распространившее, но и автора конфликтогенного текста»2.

Блог и его характеристики. «Блог (сокращенное от веблог) представляет собой достаточно часто обновляемую веб-страницу, состоящую из датированных записей, расположенных в обратном хронологическом порядке»3. «Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т.н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами»4.

Блог подобно форуму является несинхронным форматом коммуникации. Авторы оставляют друг другу сообщения «до востребования», поэтому «разговоры» часто получаются растянутыми во времени на один или несколько дней, месяцы и даже годы. Это дает возможность продумать свои реплики, что делает такой способ общения более осмысленным, чем, например, чатовский5.

1 http: // www.baltinfo.ru/news/OON-45-arestovannykh-v-mire-zhumalistov--bloggery

2 Галяшина Е.И. Автороведческая экспертиза http: // isemgua.ru/info/avtor.htm (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

3 Горошко Е.И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) // http: // www.textology.ru/article.aspx?aId=75 (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

4 http: // ru.wikipedia.org/wiki/Блог (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

5 См.: Горошко Е.И. Гендер и блоггика Интернета (психолингвистический анализ) http: // www.textology.ru/article.aspx?aId=75 (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

В структуру блога входят:

1. Информация о пользователе (ник; аватара; интересы; друзья; сообщества, в которых состоит пользователь, и т.д.)

2. Информация о блоге (дата создания, количество записей, количество комментариев и т.д.).

3. Посты (основные записи).

4. Комментарии к постам.

«Большинство посетителей блогов — это читатели, их примерно в 30 раз больше, чем активных блоггеров. Среди пишущих явно выделяются две категории: люди, которые оставляют только записи (26%), и люди, которые оставляют только комментарии (21%). Эти две категории не пересекаются. Остальные 53% пишут и посты, и комментарии. Впрочем, эти доли сильно зависят от хостинга. Например, на Live Journal только пишущих и только комментирующих примерно поровну, а на Live Internet чистых писателей в 12 раз больше, чем чистых комментаторов»1.

«Обычно в структуру ЖЖ2 входят следующие тематические рубрики: Имя пользователя, аватар, название дневника, интересы, антиинтересы. Иногда в блоге может присутствовать строка с названием Статус или Подпись. К факультативным рубрикам блога может относиться информация о дне рождении его автора, месте жительства, поле, возрасте, увлечениях и роде занятий, номере ICQ, адреса URL персональной странички в Интернете. По желанию автор может разместить и свое фото. Ряд исследователей сети «разводит» понятие самопрезентация на два уровня: докомму-никативный и коммуникативный. К докоммуникативному относятся Имя пользователя (ник), Картинка пользователя (аватар), Название дневника, Подпись (статус). Иногда к ним добавляют рубрики Интересы и Антиинтересы. К коммуникативному уровню относится собственно текстовая информация и комментарии к ней»3.

В структуру поста входят:

1. Заголовок.

2. «Тело» поста.

3. Реквизиты поста (дата и время создания, тэги, рубрики, настроение).

«Средняя длина поста — 101 слово. Средний заголовок состоит из двухтрех слов. 5,5% записей вообще не содержат слов — если разделить все по-

1 Бюллетень «Блогосфера Рунета» (весна 2GG9 г.) http:||clck.yandex.ru|redir|dtype=stred|pid= l62|cid=224l|*download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2GG9.pdf (последнее посещение — l августа 2GG9 г.).

2 Живого Журнала (livejournal.com). На данный момент это наиболее популярный блог-сервис.

3 Горошко Е.И. «Гендер и блоггика Интернета» (психолингвистический анализ) http: || www.textology.ru|article.aspx?aId=75 (последнее посещение — l августа 2GG9 г.).

сты на группы в зависимости от их длины, то эта группа окажется самой многочисленной»1.

Реквизиты поста можно подразделить на постоянные и по выбору пользователя. К постоянным относятся дата и время создания поста, так как они будут указаны независимо от желания пользователя. К реквизитам по выбору пользователя относятся строки «Настроение», «Местонахождение», «В колонках играет» и т.д. Если данные строки не заполнены, в посте они не отображаются.

«Реквизиты по выбору пользователя» делятся на свободные и зависимые. «Свободные реквизиты» каждый раз вводятся пользователем заново. К ним относятся строки «Местонахождение», «В колонках играет» и т.д. «Зависимые реквизиты» могут быть общими для нескольких постов. Они могут быть выбраны из уже имеющихся, а могут быть заданы новые. К ним относятся тэги, рубрики и т.д.

В структуру комментария входят:

1. Заголовок (не обязателен).

2. Текст сообщения (в текст сообщения может входить обращение к пользователю).

3. Дата и время создания.

Комментарии можно подразделить на комментарии с обращением к автору поста или автору другого комментария и на комментарии без такого обращения.

Комментарии могут быть как анонимными, так и от имени пользователя.

Существует множество разновидностей блогов. В данной работе рассматриваются личные (по авторскому составу), общие (по содержанию), текстовые (по наличию / виду мультимедиа), контентные (по особенностям содержания) блоги на блог-платформе.

Блог как объект исследования. Блог является одним из наиболее новых объектов исследования в экспертизе. Актуальность такого рода исследований является бесспорной, ведь по данным Поиска по блогам Яндекса на весну 2009 г. в русскоязычной блогосфере 7,4 миллиона блогов: 6,9 миллионов личных дневников и более полумиллиона сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад.

Всего в мире, по данным Technorati за 2008 год, более 133 миллионов блогов — русскоязычные дневники составляют 5% мировой блогосферы.

Доля активных блогов (таких, которые содержат хотя бы пять записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца) продолжает снижаться

1 Бюллетень «Блогосфера Рунета» (весна 2GG9 г.) http: || clck.yandex.ru|redir|dtype=stred|pid= 162|cid=22411*download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2GG9.pdf (последнее посещение — 1 августа 2GG9 г.).

— сейчас их всего 12%. Год назад регулярно обновлялся каждый пятый блог, а два года назад — каждый второй. Доля активных сообществ немного выше — 16%. Хотя бы раз в неделю обновляются всего 5% блогов и сообществ. Впрочем, несмотря на снижение доли активных блогов, их абсолютное число за последний год выросло с 760 тысяч до 890 тысяч 1.

Основными видами экспертиз, объектом которых может выступать блог, являются: автороведческая и лингвистическая экспертизы. «Практика показывает, что специальные лингвистические познания нередко необходимы для установления самого факта преступного деяния по многим видам преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, например: преступлений против чести и достоинства — ст. 129, 130 УК РФ; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина — ст. 146 УК РФ; преступлений против собственности — ст. 163 УК РФ; и т.д.2.

Требования к записи в блоге как объекту диагностической автороведческой экспертизы:

— запись должна быть представлена полностью, будь то пост или комментарий;

— объем исследуемого текста должен составлять не менее 100 словоформ;

— текст должен представлять собой свободное высказывание автора, не подвергшееся корректуре и редактированию3.

Кроме автороведческой и лингвистической экспертиз, также может быть назначена, например, социогуманитарная экспертиза. «Но отношение к социогуманитарной экспертизе как к особой области со своими методами и средствами еще не сформировалось. Сегодня она существует без должного методологического и методического обеспечения»4.

Определение гендерной принадлежности автора блога. Мною было исследовано более 1000 блогов и выделены критерии, по которым представляется возможным определить гендерную принадлежность автора блога, проверено соответствие результатов исследований на объекте простых письменных текстов и результатов исследований на объекте блогов. Естествен-

1 Бюллетень «Блогосфера Рунета» (весна 2009 г.) http: // clck.yandex.ru/redir/dtype=stred/ pid=162/cid=2241/*download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

2 См.: Галяшина Е.И. Использование специальных лингвистических знаний в судопроизводстве // http: // www.gdf.ru/books/books/cena_slova3/018.htm (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

3 С опорой на: Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. Методические рекомендации. МВД России. Экспертно-криминалистический центр. М., 2007.

4 Узунова В.Г. Проблемы, возникающие в связи с привлечением ученых для дачи экспертных заключений по делам, связанным с разжиганием межнациональной розни // http: // www.memo.ru/hr/referats/hatespch/pro_uzu.htm (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

но, для более всестороннего изучения гендерного фактора в электронной коммуникации требуется квотная пропорциональная выборка, отражающая намного более «пестрый» состав пользователей Интернета. Также для каких-либо фундаментальных выводов, естественно, требуется расширение как эмпирической базы исследования, так и изучение различных национальных сегментов Сети с учетом гендерного разрыва в доступе к коммуникативным ресурсам Интернета.

Исследовались блоги мужчин и женщин в возрасте от 18 до 23 лет, проживающих в России. Блоги, расположенные на сервисах Ь1уе.)оигпа1 и Ыует1егпе1 с длинной поста от 130 до 500 слов.

Были выявлены следующие особенности:

1. В качестве заголовка поста женщины чаще всего используют тему написанного ниже текста, его идею, причину, дату написания или название поста отсутствует. А мужчины в качестве заголовка поста используют нейтральные фразы из текста и характеристики текста. Также часто название поста отсутствует. И если название постов женщин довольно образно и расплывчато характеризует текст, у мужчин же — все точно, ясно, недвусмысленно.

2. Тематика блогов тоже различна. Мужчины в основном пишут о работе, технических новинках, своих достижениях, музыке, литературе. А женщины — о личном (переживания, мысли, вопросы к себе и аудитории).

3. По длине посты женщин практически всегда превосходят мужские посты.

4. В блогах женщин намного чаще, чем в блогах мужчин, встречаются вставки-стихотворения.

5. И мужчины, и женщины часто используют в посте форму диалога. Но диалоги в женских постах значительно короче.

6. Текст в блоге у мужчин четко структурирован: организован внутренне, логически и внешне (четкое деление на абзацы). А женщины пишут «сплошным» текстом, не делят пост на абзацы, часто встречается отступление от темы и возврат или невозврат к первоначально заданной теме.

7. В женских записях часто присутствуют вводные слова и сочетания, выражающие различную степень уверенности говорящего, ссылки на собственное или какое-либо другое мнение.

8. Мужчины крайне редко используют «зачеркивание» и начертание «курсив», чтобы заострить на чем-то внимание, а женщины наоборот. Мужчины же для этой цели используют такую функцию, как жирный шрифт.

9. Количество неологизмов и средств языковой выразительности в мужских и женских блогах практически одинаково.

10. Мужчины используют больше вульгарной и табуированной лексики. Жаргонизмы и сленг встречаются в постах как мужчин, так и женщин.

Мужчины чаще, чем женщины, используют инвективы и нецензурную лексику, но количественный перевес небольшой 1.

11. Женщины чаще мужчин пишут в блоге на иностранных языках (в большинстве случаев на английском). И в основном это названия постов, цитаты, тексты песен.

12. Мужчины значительно чаще, чем женщины, вставляют в пост ссылки на другие сайты. Часто используют гиперссылки.

13. Также в текстах женщин присутствует значительное количество элементов эмотикона (например, смайлы).

14. Также женщины действительно «в большей степени, чем мужчины, используют престижные формы слов»2.

15. Предложения в постах женщин длиннее, чем в постах мужчин. В них часто встречается большое количество перечислений.

16. Женщины-блоггеры нередко включают в свой пост вопросы к аудитории.

17. Женщины часто не отвечают на комментарии в своих блогах. А мужчины отвечают не только на вопросы, но и на похвалу.

18. А инициируемые женщинами темы часто «повисают» в электронном пространстве, не находя поддержки и продолжения среди остальных участников электронного общения, либо встречают прямую и не всегда справедливую критику.

Получили свое подтверждение на объекте блогов следующие результаты исследований Горошко Е.И.:

19. В речи женщин было зарегистрировано большее количество употребления глаголов, в том числе наблюдалась явная преференция к употреблению глаголов несовершенного вида пассивного залога. А вот при рассмотрении категории наклонения, было замечено, что мужчины используют чаще повелительное наклонение, а женщины сослагательное (по-видимому, в силу более вежливого характера речи).

20. При построении сложных предложений с подчинительной связью мужчины «конструируют» больше придаточных времени, места и цели. У женщин преобладают, в основном, придаточные степени и уступительные.

21. Гораздо чаще в речи у женщин можно встретить предложения с инвертированным порядком слов.

22. Большая эмоциональность женщин в письменной речи выражается в более частом употреблении восклицательных и вопросительных предложений, а также в превалировании в их речи неполных предложений и эллиптических конструкций3.

1 http: // galerist.livejournal.com/ (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

2 Потапова Р.К., Потапов В.В. Язык, речь, личность. М., 2006. С. 164.

3 См.: Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1996.

Из-за недостатка информации об авторах не удалось проследить влияние уровня образования на проявления полового диморфизма в речи.

Решение других неидентификационных задач. При производстве диагностической автороведческой экспертизы, кроме гендерной принадлежности автора текста, может быть установлено тождество\различие автора и исполнителя текста, может быть определен примерный возраст автора текста, выявлен факт имитации речи лица противоположного пола, а также могут быть решены и некоторые другие задачи.

Вопрос об авторе-исполнителе текста. Задача определения тождества/различия автора и исполнителя анонимного текста возникает на начальном этапе производства диагностической автороведческой экспертизы. Суть исследования составляет изучение соотношения функций автора и исполнителя в анонимном документе. Здесь возможны 2 варианта решения:

— разделение функций автора и исполнителя (автор и исполнитель — разные лица);

— совмещение функций автора и исполнителя (автор и исполнитель — одно лицо).

Если в результате проведения автороведческой экспертизы делается вероятный вывод, что автор и исполнитель — одно лицо, то дальнейшие предположения о чертах личности автора и исполнителя суммируются; если делается вероятный вывод, что автор и исполнитель — разные лица, то составляются два облика (автора и исполнителя документа).

Вопрос об авторе и исполнителе текста анонимного документа в рамках диагностической автороведческой экспертизы можно решить на основании следующих критериев.

1. Если автор и исполнитель текста документа — одно лицо:

— орфографические, пунктуационные особенности (уровень грамотности) соответствуют лексическим, стилистическим и синтаксическим особенностям (уровень культуры речи) письменной речи автора 1.

Результаты исследований подтвердили существование корреляционной зависимости между орфографическими, пунктуационными, синтаксическими, лексическими навыками в письменной речи индивида, что позволяет в определенной мере прогнозировать степень развития одних навыков на основании знания степени развития других: степень развития пунктуационных навыков сочетается лишь с такой же или более высокой степенью развития всех остальных навыков. Иначе говоря, высокой степени развития пунктуационной грамотности соответствует только высокая степень развития всех иных навыков. Не может быть орфографическая, синтаксическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. Методические рекомендации.

или лексическая правильность письменной речи человека ниже правильности пунктуационной1;

— отсутствует редактирование стиля изложения.

Остальные критерии для исследования блогов не подходят.

2. Если автор и исполнитель — разные лица:

— низкий уровень грамотности (орфографические, пунктуационные особенности) не соответствует высокому уровню развития культуры речи (лексическим, стилистическим, синтаксическим особенностям) автора анонимного документа;

— высокий уровень грамотности (орфографические, пунктуационные особенности) не соответствует низкому уровню культуры речи (лексикостилистическим, синтаксическим особенностям) автора анонимного документа 2;

— в тексте имеются явные следы правки другим лицом, а также редактирование стиля изложения, замена фрагментов текста3.

Остальные критерии для исследования блогов не подходят.

Определение возраста автора текста. Приблизительный возраст автора текста обычно устанавливается по особенностям его языковых навыков. Наиболее распространенные элементы лексики и фразеологии обычно устойчиво закрепляются в речи (в том числе и в письменной), поэтому с выявлением в тексте признаков, допустим, школьного или студенческого арго, характерного для конкретного временного интервала, может свидетельствовать и о возрасте автора текста. Допустимо также использование признаков, отображающих свойства восприятия и мышления (интеллектуальные навыки), например, известны различия восприятия человека человеком, оценок событий и социально-психологических позиций по отношению к объектам и авторитетам и т.п.4.

Следует помнить, что главной задачей эксперта-автороведа является не определение конкретного возраста пишущего, а обоснованное отнесение его к той или иной возрастной группе: юношеской (17—25 лет), средневозрастной (25—50 лет) или пожилой (50—65 лет).

Вероятный вывод о возрасте автора текста высказывается экспертом-автороведом только после проведения системного анализа письменной ре-

1 См.: Баранов Ю.Н. Теоретические основы применения лингвистических знаний в криминалистике при производстве фоноскопических и автороведческих экспертиз: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2004. С. 202; Вул С.М. Теоретические и методологические вопросы криминалистического исследования письменной речи: мет. пос. М., 1977. С. 52.

2 См. обоснование выше.

3 См.: Комплексная методика производства автороведческих экспертиз: методические рекомендации.

4 См.: Галяшина Е.И. Методологические основы судебного речеведения: дис. ... д-ра фил. наук. М., 2003.

чи: выделения смысловых, текстологических, языковых, психолингвистических признаков письменной речи автора1.

Также необходимо принять во внимание, что, по данным Поиска по блогам Яндекса на весну 2009 г., средний блоггер последние два года — москвичка 22 лет. Среднестатистические блоггеры с хостингов Livelnternet или на Diary.ru чуть моложе — им 20—21 год. А средний пользователь Ya.ru или LiveJournal — это мужчина, и ему двадцать шесть лет 2.

По результатам исследований экспертов-автороведов Института криминалистики ФСБ России, достаточное количество выделенных признаков, на основании которых можно решить вопрос о возрасте автора текста в рамках диагностической автороведческой экспертизы, — от 10 до 15 3.

Вопрос об имитации речи лица противоположного пола. Имитация речи лица противоположного пола являет собой распространенную в преступной среде тактику. Для решения вопроса об имитации речи лица противоположного пола необходимо выяснить, каким образом можно установить сам факт имитации, какие признаки текста эксплицируют фальсификацию. Очевидно, что для решения этой задачи необходимо иметь четко верифицируемый набор признаков мужской и женской речи.

Особого внимания заслуживает исследование Т.В. Гомон (1990 г.), которая комплексно исследовала случаи искажения письменной речи путем подражания речи лица противоположного пола. На основе анализа реальных документов исследовательница выделила два комплекса признаков мужской и женской речи: к первому комплексу она отнесла признаки, легко поддающиеся имитации, т.е. те, исказить которые легко; второй же комплекс составили признаки более устойчивые, менее заметные, затрагивающие глубинные механизмы речепорождения, которые поддаются имитации гораздо сложнее. К последним автор относит более частое употребление мужчинами вводных слов (со значением констатации), абстрактных существительных, бедность лексики при передаче эмоций и т.д., а также предпочтения женщинами модальных конструкций со значением неуверенности, употребления ими чаще книжной лексики, престижных форм, речевых клише и штампов, а также коннотативно нейтральных слов и эвфемизмов4.

1 См.: Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. Методические рекомендации.

2 Бюллетень «Блогосфера Рунета» (весна 2009 г.) http: // clck.yandex.ru/redir/dtype=stred/ pid= 162/cid=2241/*download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2009.pdf (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

3 См.: Комплексная методика производства автороведческих экспертиз. Методические рекомендации.

4 См.: Гомон Т.В. Исследование документов с деформированной внутренней структурой: дис. ... кан,д. юрид. наук. М., 1990. С. 96—97; Горошко Е.И. Судебно-автороведческая классификационная экспертиза http: // www.textology.ru/article.aspx?aId=98 (последнее посещение — 1 августа 2009 г.).

Такие признаки могут быть относительно легко сфальсифицированы. Общим же глубинным признаком имитации автор считает «наличие в тексте, составленном от лица женщины (мужчины), характеристик, в большей мере отражающих психолингвистические навыки мужской (женской) письменной речи»1.

Вместе с тем ряд авторов, исследовавших данный вопрос, отмечают отсутствие данных об эффективности использования модели идентификации, изложенной выше. В любом случае, речь идет о первой попытке создания комплексной теоретической модели описания мужской и женской речи для носителей русского языка.

Е.Н. Жуковская *

Правовое положение российских туристов, находящихся за границей

Ключевые слова: турист, права и обязанности туриста, правовое положение туриста за границей, страхование в сфере туризма, правовой статус туриста

The presented work contains definition of a legal status of overseas tourists of Russia. The conceptual framework used in the field of tourism is analyzed, and it's also pointed out the lack of proper definition of «a tourist» in the legislation of foreign countries serving as a barrier to the conclusion of the international agreements in the field of tourism.

Considering the situation in the field of tourist activities, the author lists the problem situations which the tourist faces, and gives recommendations and councils concerning their permission.

The author defines those actions which should be made by the tourist at various stages of the rest, beginning with the first compellation to travel company and finishing drafting of a claim to quality of the tourism services.

The article also carries material about questions of entrance and departure from the territory of Russia, that is reception of the visa and customs regulations, as well as the basic schemes of insurance applied in the field of tourist activities.

In the conclusion the author identifies the main problems in the field of tourism and offers measures on increasing of conscientiousness and responsibility of travel companies.

1 Гомон Т.В. Указ. дис. С. 96.

© Жуковская Е.Н., 2010

* Студентка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. [аmantes2007@rambler.ru]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.