Научная статья на тему 'Социологический анализ групповой идентичности спортивной команды'

Социологический анализ групповой идентичности спортивной команды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1271
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
командная идентичность / спортивная команда / социально-психологический климат / групповая сплоченность / направленность деятельности / ценностные ориентации / эмпирическое измерение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ групповой идентичности спортивной команды»

УДК 316.354.2

СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ГРУППОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СПОРТИВНОЙ КОМАНДЫ

е-таіі:

уігої 0@rambler.ru

Институт социально-политических исследований РАН

Е.В. ШАПКИНА

В статье рассмотрена юношеская спортивная команда через призму понятия командная идентичность. На основе анализа работ ведущих социологов, психологов и антропологов XIX — XX в.в. выработаны показатели измерения командной идентичности, к которым относятся групповая сплоченность, направленность деятельности игрока на «процесс — результат», ориентация «на себя — команду», общность ценностей. При помощи, как авторских методик, так и стандартных методов исследования малых групп описана командная идентичность юношеской хоккейной команды, на основании которой выработаны и предложены рекомендации по развитию командной идентичности и повышению результативности данного коллектива.

Ключевые слова: командная идентичность, спортивная команда, социально-психологический климат, групповая сплоченность, направленность деятельности, ценностные ориентации, эмпирическое измерение.

Основная нагрузка по подготовке спортсменов высокого класса ложиться на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Причем освоение профессии спортсмена в ДЮСШ неразрывно связанно с формированием у ребенка основополагающих человеческих навыков, таких как, типы общения с другими людьми, формы контроля за собственным поведением и эмоциями, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д. Это заложено в определении ДЮСШ1 и связанно с процессами социализации, протекающих в рамках данного учебного заведения.

«Тренировка в хоккее — процесс спортивного совершенствования игроков, опирающийся на определенные научно-педагогические принципы. Планомерное и систематическое развитие врожденных и приобретенных способностей и качеств должно привести игрока к относительно высоким результатам. Совершенствование игрока всегда должно исходить из единства обучения и воспитания»2.

Для повышения результативность команд в игровых видах спорта, которая не всегда зависит только от физических и технико-тактических умений и навыков, интересна и актуальна проблема изучения групповой идентичности спортивной команды. Победа в игровых видах спорта во многом зависит от «командного духа», который основывается, в первую очередь, на сходстве ценностей, целей и социальных установках и только потом на психологическом сходстве членов команды. Изучение специфики и развитие «командного духа» в конкретном коллективе, а в научной терминологии групповой идентичности спортивной команды — необходимый компонент, как повышения результативности отдельной команды, так и развития моральноустойчивой личности в рамках общества.

Так как в данной статье речь пойдет о групповой идентичности спортивной команды, то допустимо употреблять понятие командная идентичность, как синоним групповой идентичности, и интерпретировать данное понятие, как социальнопсихологический групповой феномен, объективно выражающийся в сыгранности, а субъективно в чувстве общности членов команды, обозначаемым оппозицией «Мы» — «Они».

Одной из составляющей командной идентичности выступает групповая сплоченность, которая означает, что данный состав группы интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая сте-

1 См: Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ: М-во образования РФ. - М., 1995

2 Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: ФиС, 1981 - С.7

пень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связанны с этой деятельностью, т.е. они осознают свое членство и принадлежность к данной группе3.

Для изучения особенностей межличностных отношений в команде, в частности определения уровня сплоченности группы и выявления потенциальных лидеров, использовалась социометрическая методика. Для выявления особенностей восприятия и понимания спортсменами друг друга в спортивном общении, отражающих свойства командной сплоченности использовался опросник Ф.Филдера.

Для изучения структуры спортивной команды с позиции социокультурных составляющих, мы нашли необходимым ввести эталонные переменные, которые наилучшим образом отражают степень групповой идентичности и ее особенности. Согласно Т. Парсонсу, «эталонные переменные - это дихотомии, одну сторону которых должен выбрать актор, прежде чем значения ситуации станет для него определенным, и, следовательно, прежде, чем он сможет действовать с учетом этой ситуации»4.

Изучая структуру социального действия, Т. Парсонс выделил ряд моментов, при которых человек, встречаясь с объектами в ситуации, сталкивается с дилеммой о том, как решиться их рассматривать5. Рассматривать ли их с точки зрения того, чем они являются сами по себе, или же с точки зрения того, что они могут сделать или как они могут повлиять своими действиями. Эта дилемма может быть разрешена посредством отдания предпочтения, в релевантных моментах выбора, аспекту «качество» социальных объектов как фокусу этого выбора или деятельности этих объектов и ее результатам.

Для реализации цели данной работы более удобным является разделение эталонной переменной не на «качество — результативность», а разделение на «ориентация на процесс - ориентация на результат». При этом под «ориентацией на процесс» подразумевается осознание индивидом совокупности действий, обусловливающих переход к качественно новому состоянию, связанных, в спортивной практике, с более опосредованными мотивами занятий спортом: любовь к хоккею, удовольствие от самого занятия спортом (движение, игра, соперничество), удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или школы, общаться с товарищами) и т.д.

Под «ориентацией на результат» понимается осознание индивидом своих спортивных целей, стремление к достижению высоких результатов, к самовыражению и самоутверждению через спорт, желание получить материальные блага и т.д.

Вторая пара эталонных переменных, обозначаемая как «ориентация на себя — ориентация на команду», встречается в ситуации, когда существует дисгармония интересов, порождающая проблему выбора между действием в пользу собственных или в пользу коллективных целей. Эту проблему индивид может разрешить, либо отдавая предпочтение интересам, целям и ценностям, которые общи у него с другими членами данного сообщества, либо отдавая предпочтение собственным личным, частным интересам, не рассматривая того, как они сочетаются с интересами коллективными.

Соответственно, «ориентация на себя» предписывает допустимость для индивида в данном типе ситуации отдать предпочтение возможности осуществить личные интересы независимо от того, какого содержание этих интересов и какого направление интересов других членов данного сообщества, т.е. без учета возможности конфронтации, тем или иным путем, с интересами коллектива, членом которого он является.

«Ориентация на команду» предполагает, что индивид в ситуации данного типа непосредственно учитывает в своем выборе те ценности, которые общи для него и других членов коллектива. Этим определяется его чувство долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде.

С целью выявить доминирующую направленность деятельности игроков была разработана методика эмпирического измерения, которая состоит из двух блоков индикаторов и позволяет определить ориентацию игрока на процесс - результат и ориентацию на себя или команду. В целом инструментарий включает 24 пары суждений.

3 Андреева Г.М. Социльная психология. - М., 2004. - С.212.

4 Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2002. - С. 505.

5 Там же: С. 506.

Для получения более объективной информации суждения в анкете повторялись дважды. В первом случае сопоставлялись подгруппы материальный стимул - референтная группа (подразумевает стремление и желание делать что-либо в данном коллективе) и социальный престиж - любовь к спорту, а во втором случае сопоставлялись подгруппы материальный стимул - любовь к спорту, социальный престиж - референтная группа. Это было сделано с учетом, что один фактор может иметь разную значимость при сопоставлении с различными условиями.

Для определения доминирующей направленности игроков по отношению к команде респонденту также предлагалось из пары суждений выбрать то, которое ближе ему по духу и которое в большей степени отражает его взаимоотношения с партнерами по команде и отношение к команде в целом. Из двух пар суждений одно содержало направленность личности на команду, а второе - ориентацию человека на себя и на индивидуальные действия.

При дальнейшей разработке данной проблемы, мы пришли к выводу, что важно знать не только доминирующий тип направленности, как отдельного игрока, так и команды в целом, но и важно знать, насколько значима данная ориентация как самоценность для личности (без ситуации выбора), насколько человек стремиться к ее реализации. Поэтому команде выдавалась еще одна анкета, в которой, в отличие от выше описанной, игрокам предлагалось ответить на вопрос (выразить в количественных показателях), ради чего они так упорно занимаются спортом, что и в какой мере им особенно ценно из предложенного в опроснике списка суждений. Данные суждения также отражают ориентации на процесс и результат.

На основе методики «Ценностные ориентации» М. Рокича была разработана анкета, которая включала список терминальных (ценности-цели) и список инструментальных (ценности-средства) ценностей. В отличие от основной методики список ценностей был сокращен с 18 до 8. Проводимые ранее исследования по изучению ценностных ориентаций подростков, определили наиболее актуальные ценности для данной возрастной группы, что позволило нам сократить предлагаемый список в анкете6. Разработанный бланк опроса содержал только те ценности, которые, по нашему мнению и по мнению тренерского штаба, наиболее актуальны как для возраста, так и для деятельности опрашиваемых. Сначала респондентам предлагалось проранжировать (определить позиции с первого места по восьмое место) отдельно терминальных и инструментальных ценностей по степени их значимости. Затем респондентам было предложено расположить ценности по их степени значимости на данный этап жизни (в 1-ю очередь, во 2-ю очередь и т.д.), причем в данном случае все ценности были сведены в одну таблицу.

Для эмпирического определения факта осознания личностью себя как принадлежащей группе, в социальной психологии используется особая методика - тест М. Куна и Т. Макпартленда, известного под название «Тест 20 ответов»7. Суть методики заключается в том, что человеку на вопрос «Кто Я?» надо дать не менее 20 ответов. Как установлено в ряде исследований, пропорция ответов, упоминающих группу принадлежности, весьма велика (по сравнению с упоминанием личностных качеств), что свидетельствует о значимости для человека ощущать себя членом группы.

Учитывая, что в рамках проводимого социологического анализа, надо было выявить отношение личности к принадлежности к конкретной группе (спортивной команде), осознание личностью себя как члена данного коллектива и определить степень тождества всех членов данной команды по отношению к своей группе и к членству в ней, то методика «Тест 20 ответов» не совсем соответствовала целям данной работы. Поэтому, на основе выше описанной методики, была разработана авторская анкета. В нашем опросе респонденту после объемной преамбулы, повествующей о том, что команды отличаются не только цветом формы, но и по стилю игры, определенным традициям и ритуалам и что человек, принадлежащей к какой-либо группе, как правило, осознает себя частью этой группы и имеет представление об особенностях, отли-

6 Попова М. В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. -М., 2002. - С.95.

7 Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2004. - С..305

чающих его группу от других, задавался вопрос. Респондента просили написать, что значит для него его команда, что в ней особенного, и чем она, по его мнению, отличается от других команд данной возрастной группы. На вопрос «Динамо-90 - это ...» игрок должен был дать не больше пяти ответов. Предложенный вопрос направлен на определение степени идентичности членов спортивной команды, а также на выявление особенностей групповой идентичности данной команды.

Во втором блоке анкеты респонденту предлагалось ответить, чтобы он изменил (в тренировках, в играх, в отношениях между ребятами и т.д.) для улучшения результативности своей команды. При интерпретации ответов предполагалось получить информацию о тех проблемах, которые беспокоят команду, а также сведения о том, насколько схожи мнения игроков относительно существующих в клубе проблем. Вторая часть вопроса, к тому же, является косвенным показателем командной идентичности.

Для получения информации о прошлом, настоящем и будущем изучаемых людей, субъективной и поведенческой информации в предлагаемом исследовании использовался метод интервью, который можно обозначить как свободное, т.е. максимально неформализованное и неунифицированное8. Подобная практика позволила исследовать интересующую проблему с точки зрения респондента, на его языке и определила не иерархический, не властный, диалоговый, субъект-субъектный характер отношений между исследователем и изучаемым человеком, группой.

В качестве еще одного метода сбора информации использовалось включенное наблюдение. Включенное наблюдение использовалось 1) при общении в свободное от тренировок и опросов времени; 2) при раздаче анкет игрокам в раздевалке. Цель использования наблюдения в данном исследовании - стремление понять точку зрения исследуемых, реконструировать субъективный смысл, которые игроки вкладывают в свои поступки для того, что бы представить опыт изучаемых членов команды, их видение ситуации.

Так как данный вид наблюдения относиться к включенному бесструктурному наблюдению, то для регистрации событий использовался дневник наблюдения, в котором в свободной форме записывались наблюдаемые события, реплики, обрывки разговоров, фрагменты интервью, а также личные впечатления и аналитические пометки.

По степени включенности исследователя в изучаемый процесс роль исследователя можно обозначить как «участник-наблюдатель»9. Это форма наблюдения, при которой исследователь не скрывает своей роли и с согласия коллектива наблюдает его жизнь в течение определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами, принимать участие в обсуждении проблем коллектива.

Никто не утверждает, что без спортивной субкультуры человек не станет полноценной личностью, но если он все же попал в данное сообщество, пропустил через себя ее особенности на первом этапе инкультурации, то его жизнь определенным образом будет структурирована в рамках социокультурных аспектов спортивного сообщества, даже по окончанию спортшколы без продолжения профессиональной деятельности.

Поэтому социология, не выпуская из поля зрения человека, должна выработать представление о структуре конкретного сообщества, с целью более детального изучения спортивной деятельности, ее особенностей, влияния на каждого конкретного человека (с его особенностями); для разработки рекомендаций по оптимизации культурно-нравственных аспектов тренировок; для плодотворного и безболезненного соотнесения общечеловеческой и спортивной культур (как на уровне профессионального, любительского, детского спорта, так и на уровне зрительской аудитории).

В результате социометрического опроса, направленного на выявление эмоциональных отношений в команде и ее социально-психологической структуры, получены следующие результаты10. Изучаемая группа, как целое, отличается невысоким уровнем

8 Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. - Самара, 2004. - С. 209.

9 Там же.

10 Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. В.Г. Осипова. - М., 2003. - С..329.

сплоченности, т.е. теснотой связей между ее членами. Это объясняется, в первую очередь, тем, что внутренняя структура команды поделена на две подгруппы, а, во-вторых, команда неоднородна по физическому развитию и техническим навыкам игроков.

При составлении социограммы с произвольным расположением членов элементов структуры явно прослеживается разнокачественность эмоциональных ядер в группе по различным критериям. В социограмме, отражающей структуру неформальных взаимоотношений, четко выделяется ядро, состоящее из взаимно и положительно связанных членов (8 человек) и периферия, которую также можно объединить в подгруппу.

Первую подгруппу можно обозначить как лидерское ядро или лидерская подгруппа, т.к. она наиболее сплоченна, ее образуют ребята, обладающие (в большинстве случаев) высоким статусом в команде и высокими показателями результативности. По результатам социометрического опроса, как и по результатам наблюдения, прослеживается, что на данную подгруппу, ее эмоциональное состояние и деятельность, ориентируется остальная часть команды.

Вторая подгруппа состоит из слабо связанных между собой членов, но отличается крепкими диадными связями. Члены первой подгруппы не выбирают членов второй подгруппы. При чем обращает на себя внимание тот факт, что во вторую подгруппу входят практически все ребята, которые начинали свою спортивную деятельность в СДЮШОР «Динамо», а первая подгруппа состоит из игроков, которые сменили свои спортивные школы на «Динамо», причем их появление в команде было не одновременно.

В результате социометрического опроса в изучаемой спортивной группе прослеживалось наличие изолированных членов. Результаты наблюдения эти данные опровергают - в эмоциональных взаимоотношениях участвуют все члены команды, но контакты некоторых из них могут ограничиваться границами той подгруппы, к которой они принадлежат. Наличие изолированных членов по социометрическим данным может быть вызвано тем, что количество выборов было ограниченно (не более 4х человек).

При интерпретации данных по формальным критериям была получена информация, которая заслуживает пристального внимания со стороны руководства команды. На вопрос «С кем из товарищей по команде ты хотел бы разучивать технику упражнений в паре» были получены неоднозначные результаты. С одной стороны, желания ребят не совпадали с формальной структурой команды (в большинстве случаев выбирались партнеры не из своего звена или не было взаимных выборов в рамках одной пятерки), а с другой стороны - выбор партнера для упражнений так же не всегда совпадал с привычным кругом общения в рамках команды (т.е. дружу с одними, а тренироваться предпочитаю с другими).

Позиция капитана команды совпадает с позицией формального лидера. Так же в команде имеются игроки, обладающие высоким неформальным статусом и которых, в свою очередь, можно поделить на «спортивных» (деловых) лидеров и «дружеских» (эмоциональных или внедеятельностных) лидеров. Капитан команды, помимо высокого формального статуса, обладает еще и высоким неформальным статусом среди ребят второй подгруппы.

Обобщив результаты социометрического опроса, наблюдения за игроками на тренировках и в свободное время перед тренировками и играми, а также на основе беседы с ребятами, можно сделать вывод, что наличие двух подгрупп в команде не приводит к межличностным конфликтам, но и не делает команду более сыгранной. В команде не наблюдается межгрупповое соперничество, лидерское ядро существует относительно независимо от второй подгруппы, не включает ее в свои эмоциональные отношения, но и не притесняет членов другой подгруппы. В свою очередь вторую подгруппу вполне устраивает данное положение, она не стремится слиться воедино с лидерским ядром, но в эмоциональном плане очень зависима от первой подгруппы. При этом визуально наблюдается, что одни члены второй подгруппы легко общаются с ребятами из первой группы, в то время как другие игроки из этой же подгруппы предпочитают контактировать с ребятами первой подгруппы только в случае необходимости.

Для более полного изучения восприятия спортсменами своей команды и атмосферы в ней, которая непосредственно отражается на групповой идентичности, игрокам был предложен опросник Ф. Филдера. Результаты этого опроса показали, что ребята благоприятно оценивают атмосферу в команде. Причем в целом по команде атмосфера по отношению к себе лично оценивается более благоприятно (64,6%), чем атмосфера в группе вообще(62,5%). Необходимо отметить, что менее благоприятно атмосферу в команде оценивали лидеры команды и наиболее результативные игроки.

Выявляя ориентацию игроков относительно их направленности на «процесс — результат» и «на команду — на себя» мы получили данные, свидетельствующие об удивительной однородности команды по отношению к данным аспектам. Как отмечает Мальчиков А.В. «однородной группа может быть названа тогда, когда все члены группы обладают одним из полярных признаков. Это составляет очевидное и крайнее условие однородности группы. На практике может применяться более «мягкое» условие — однородной группу можно считать, если избранным признаком обладает большинство членов группы. Границу этого большинства, за пределами которой группу уже нельзя назвать однородной, определяет сам исследователь, исходя из задач исследования, размерности признака и величины группы»11.

В нашем случае 84% составляет направленность на команду и 16% личностноориентированная направленность. Соответственно, 68,3% - процессуальная направленность и 31,7% — направленность на результат.

Проведя повторный опрос на выявление направленности личности, где респондентам предлагалось не выбирать наиболее подходящее им суждение, характеризующее направленность, а оценивать в баллах то, к чему они стремятся, мы получили следующие результаты (рис. 1).

100

90

80

70

60

2

£ 50 ф

о 40

С

30

20

10

0

84,2

80

74,3

72

63 62

61

□ Высокие спортивные результаты

□ Удовольствие от занятий

□ Достижение материальных благ

□ Самосовершенствование

□ Повышение авторитета

□ Дальнейшая работа в спортивной сфере

□ Установление дружеских контактов

Рис. 1. Ради чего ты так упорно занимаешься спортом, что и в какой мере тебе особенно ценно

Источник: данные автора, хоккейная команда, N=23, 15 лет.

Проанализировав результаты первого и второго опросов, направленных на выявление ориентации личности спортсмена, и конкретизировав особо интересующие нас исследовательские позиции непосредственным общением с игроками, мы убедились, что по команде в целом доминирует процессуальная направленность.

11 Опрос проводился в хоккейной команде, средний возраст игроков 15 лет, N=23.

Высокие процентные показатели по критериям «достижение высоких спортивных результатов» и «достижение материальных благ», как следствие спортивных побед, отражают направленность игроков на будущие спортивные победы не связанные с достижениями на данном временном отрезке. В настоящий момент ребят-спортсменов больше интересует получение удовольствия от занятий спортом (движение, игра, соперничество) и стремление к самосовершенствованию через спорт.

Повышение авторитета в глазах других людей рассматриваемое игроками, как следствие спортивных достижений, в настоящий момент не играет никакой роли по сравнению с возможностью проверять свои силы на деле и чувствовать себя членом единой команды.

Анализируя полученные данные нельзя не обратить внимания на тот факт, что по команде отмечается невысокое стремление к возможности устанавливать многочисленные дружеские контакты, интересно и приятно проводить время.

Определение направленности ценностных ориентаций также позволяет выявить доминирующую ориентацию личности. Попросив проранжировать предлагаемые респондентам ценности по их значимости, мы получили следующие результаты (см. табл. 1).

Таблица 1

Ценностные ориентации игроков хоккейной команды (возраст 15 лет).

Ценности-цели. Ценности-средства.

1) Уверенность в себе. 1) Трудолюбие.

2) Здоровье. 2) Честность.

3) Наличие верных хороших друзей. 3) Ответственность.

4) Общественное признание. 4) Твердая воля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Активная деятельная жизнь. 5) Воспитанность.

6) Получение удовольствий. 6) Жизнерадостность.

7) Материально обеспеченная жизнь. 7) Самоконтроль.

8) Любовь. 8) Независимость.

Как видно из представленной выше таблицы, ребята-спортсмены на первые места среди ценностей-целей ставят уверенность в себе, здоровье и наличие верных друзей, а из ценностей-средств отдают предпочтение трудолюбию, честности и ответственности. Наименьшее предпочтение получили такие ценности как любовь, материально обеспеченная жизнь, независимость и самоконтроль.

Проведенное в 1997 году исследование школьников Москвы и московской области показало, что в рейтинге подростковых ценностей такие понятия как «уверенность в себе» и «наличие верных друзей», как и в нашем случае, занимают лидирующие позиции12. Учитывая специфику исследуемой группы — направленность на достижение определенного результата, как группового, так и индивидуального, — представленные инструментальные ценности отражают способы достижения поставленных целей. При этом надо оговориться, что при ранжировании терминальных ценностей по команде просматривается относительная однородность — ценности «уверенность в себе», «здоровье» и «наличие верных хороших друзей» занимают практически у всех ребят высокое рейтинговое положение в определенном соотношении. При позиционировании инструментальных ценностей подобной однородности не просматривается. Так же не просматривается распределение ценностей по подгруппам или по показателю результативности.

Предложив игрокам проранжировать ценности по степени их значимости на данный этап жизни, мы получили результаты, согласно которым ценности-средства, инструментальные ценности, превалируют над ценностями-целями, терминальными ценностями, что, в свою очередь, отражает направленность деятельности на процесс.

Получив общее представление о структуре команды, ее социальнопсихологическом климате, основных установках игроков относительно спортивной

12 Мальчиков А.В. Психологическая однородность и разнородность спортивных команд как фактор и результат сыгранности (на материале спортивных игр). — Диссер. на ... канд. пси-хологич. наук, - Л., 1983. - С.17.

деятельности, как составляющих командной идентичности и образующих такой аспект как сыгранность, можно приступить к непосредственному рассмотрению групповой идентичности. При интерпретации ответов на открытые вопросы «Динамо-90 — это ...» и «что бы ты изменил (в тренировках, в играх, в отношениях между ребятами и т.д.) для улучшения результативности вашей команды» были получены результаты, которые позволяют сделать следующие выводы.

Групповая идентичность изучаемой команды слабо развита относительно тождества «Мы» и, соответственно, противопоставления «Мы» - «Они». Из общего числа опрошенных 68% отождествляют свою команду со старым девизом школы и команды мастеров «Динамо — сила в движении», а 15% наравне с этим девизом отдают предпочтение и новому девизу школы. Таким образом, у некоторых игроков «Динамо-90» — это «традиция воспитывать смену». Полученные результаты свидетельствуют о том, что ребята отождествляют себя в большей степени со всей школой, а не с конкретной командой.

Прослеживается тенденция сводить представление о команде к конкретным личностям. Так 53% опрошенных считали, что «Динамо-90» — это «наш тренер; лучший тренер; опытный тренер; прекрасные тренера». 11% ответили, что «Динамо-90» — это «сильные хорошие вратари». К данным 11% относятся игроки, которые находятся с вратарями в хороших дружеских отношениях (это видно, как по результатам социометрии, так и на основе наблюдения и непосредственной беседы).

Среди опрошенных 47% отмечают, что «Динамо-90» — это «будущий чемпион России и будущий чемпион Москвы». Причем подобные ответы характерны для ребят из первой подгруппы. К этим же ответам можно отнести высказывания типа «Динамо-90» — это «сборная мира по хоккею; лучшая игра Москвы».

Самый распространенный ответ среди игроков заключает в себе мысль, что изучаемая нами команда представляет собой очень дружный коллектив, хорошо сплоченный с прекрасной внутренней атмосферой. 79% опрошенных в бланке для ответов указали, что, по их мнению, «Динамо-90» — это «хороший коллектив; дружный коллектив; лучший коллектив».

Анализируя результаты ответов на второй вопрос — что бы ты изменил (в тренировках, в играх, в отношениях между ребятами) для улучшения результативности вашей команды — были получены относительно одинаковые ответы, касающиеся, по преимуществу, условий тренировок. При этом ребята первую часть вопроса «если бы ты мог, то чтобы ты изменил.» игнорировали и предпочитали отвечать «нам надо, нам не хватает», часто встречались ответы «все Okay!». С одной стороны — это хороший показатель выраженности групповой идентичности относительно однородности проблем, но с другой стороны — это либо проявление группового конформизма, либо не желание отвечать на поставленный вопрос, что может быть связанно или со страхом ответственности за ответ или с простым не знанием ситуации и существующих проблем в команде.

Обобщая все представленные выше результаты, можно оформить основные выводы исследования.

Изучаемая команда отличается однородностью направленности деятельности на процесс, т.е. основные мотивы занятий в спортивной школе связанны с желанием самосовершенствоваться, проверять свои силы на деле при помощи тренировок и игр, получать удовольствие от игры, движения, соперничества. С одной стороны — это нормальное явление, что в подростковом возрасте, а именно в таком возрасте находятся изучаемые ребята, ориентация на процесс превалирует над ориентацией на резуль-тат13. Но с другой стороны явное доминирование одной направленности над другой может привести к негативным последствиям, а именно - к низкой потребности в достижении успеха и отсутствию четко поставленных целей. В нашем случае тестирование игроков на потребность в достижении успеха показало низкий уровень потребности в достижении успеха по команде, что соответствует невысокому месту, занимаемому командой в турнирной таблице чемпионата. Кроме этого, игроки не помнили поставленной перед ними задачи на сезон, которая, к тому же, не была выполнена.

13 Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. — М., 2002. - С. 98.

Соотнеся эти данные с результатами опроса, где определялась ориентация деятельности как самоценность, мы можем утверждать, что на данный момент времени действия игроков изучаемой команды преимущественно ценностно-рациональны, т.е. основаны на убеждении о долге, «красоте спорта» и т.д. По отношению к дальнейшим спортивным перспективам действия целерациональны, т.е. ориентированы на побочные результаты от спортивных побед — материальные блага, престиж и т.д.

Однородность спортивной группы также просматривается в ориентации игроков на команду, которая проявляется в стремлении к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Надо отметить, что для мальчиков подросткового возраста это наиболее значимая ориентация спортивной деятельности14.

Но в нашем случае, как уже было отмечено выше, команда в целом отличается слабой сплоченностью вследствие наличия двух подгрупп. Причем разнородность социально-психологической структуры команды прослеживается не только по результатам социометрии, но и в разговоре ребят. Фразы типа «Вы хотите знать, есть ли среди нас психи, так это и так ясно, что есть» или «.потому что здесь «армейцы» сидят, а вот «крылышко» пошло» демонстрируют внутригрупповую разобщенность. Кроме этого, результаты, свидетельствующие о том, что для игроков команды характерно невысокое стремлении устанавливать многочисленные дружеские контакты, интересно и приятно проводить время, наталкивают на предположение о том, что спортивная группа рассматривается игроками как средство для реализации своих потребностей и целей. Поэтому столь высока направленность на командные действия и невысоко стремление к дружеским отношениям.

Тот факт, что 79% опрошенных сказали, что «Динамо-90» - это хороший дружный коллектив, может быть связан с желанием игроков показать свою команду в лучшем свете. Доказательством этому можно считать, то что, во-первых, в эти 79% вошли и те игроки, которые менее благоприятно, чем остальные, оценивали атмосферу в команде; во-вторых, 21% опрошенных все же указали в анкете, что хотели бы поменять отношения между ребятами: «.и чтобы ребята были еще дружней и сплоченней», «.но, а насчет отношений в команде, можно было бы выбрать хорошего капитана, именно голосованием»; в-третьих, во многих ответах прослеживается желание выделить свою команду: «Динамо-90 — это отличная хорошо сбалансированная команда, не то, что «Лада» (актуально после финала профессиональных клубов «Динамо» -«Лада»), «Динамо-90 — это. Все игроки — лидеры команды».

Заявление части ребят о том, что «Динамо-90» — это «будущий чемпион России и будущий чемпион Москвы», тоже требует особого внимания с той точки зрения, что это высказывание столько же сильное, сколько и безосновательное. Его можно приравнивать к встречающимся в анкете ответам следующего содержания «Динамо-90» — это «сборная мира по хоккею; будущие победители Олимпиады».

Отождествление игроками себя, как команды, с тренером может служить почвой для перенесения ответственности за все игровые неудачи на конкретное лицо — тренера, что, в свою очередь, может привести к скрытому конфликту. Это притом, что в команде уже наблюдается перенесение ответственности за поражение в играх на вратарей (как правило).

Анализируя указанные в ответах проблемы, которые волнуют ребят, мы не обнаружили тех факторов, которые реально могут влиять на результативность команды. Проблемы со льдом, раздевалками, бортами, на которые чаще всего указывали игроки, можно обозначить, согласно двуфакторной модели Герцберга, как гигиенические факторы и, соответственно, устранение которых не вызовет повышение результативности. К тому же, в аналогичных условиях хоккеисты других возрастных категорий достигают высоких результатов.

Для повышения результативности изучаемой команды, через развитие групповой идентичности, мы рекомендовали принять следующие меры.

Для улучшения социально-психологического климата в команде, желательно организовывать деятельность игроков в двух направлениях. Во-первых, сплачивать игроков соответственно их делению на подгруппы, а, во-вторых, развивать межгруп-

14 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2002. — С. 286 — 296.

повую симпатию за счет организации совместной деятельности игроков из двух подгрупп. Можно обратить внимание на спонтанное распределение игроков во время выполнений упражнений и, опираясь на данную информацию, строить экспериментальные звенья.

Так же для сплочения команды желательно выработать какой-нибудь общекомандный девиз или традицию. У игроков были попытки обниматься во время игры в момент пробития буллита в их ворота, но в этом ритуале участвовала только половина команды, по преимуществу образующая первую подгруппу. Сплачивающий компонент для команды подростков можно позаимствовать у команды мастеров, т.к. для любой группы, наряду с тенденциями к обособлению, к осознанию и подчеркиванию собственной отличимости свойственны стремление быть составной частью и чувствовать свою принадлежность к некой более широкой социальной общности и потребность в обращении к значимой внешней группе, которая выступает, как носитель определенных ценностей и норм, либо выполняет роль «зеркала»15. В частности, отождествление игроками своей команды со спортивной школой реализует данную потребность в принадлежности к более широкому спортивному сообществу.

С целью повышения командной потребности в достижении успеха и изменения мотивационных установок игроков желательно стандартизировать процедуру постановки целей. Необходимо, чтобы игроки знали к чему им стремиться не только на уровне турнирной таблицы и конкретного матча, но и на уровне осознания своей спортивной деятельности, т.е. чтобы спортсмены, в частности подростки, знали какие навыки спортивной деятельности им надо развивать для достижения спортивного результата, зачем и как их развивать, укреплять и отрабатывать.

Учитывая, что каждый тренер — это специалист, владеющий методиками тренировок и, как правило, прошедший аналогичную школу спортивного обучения, т.е. имеющий возможность опираться на реальный опыт предшествующего поколения практикующих тренеров, то мы сочли необходимым перечислить только те действия, направленные на повышения эффективности команды, которые тренер-педагог может игнорировать при реализации задач обучения.

Любая спортивная команда имеет цель, к которой стремятся все ее члены. Она обеспечивает единую направленность и преданность всех членов команды общему делу, служит объединяющим импульсом. Необходима четкая формулировка видения основной цели и передача его способом, обеспечивающим донесение его до каждого члена команды. Должно присутствовать стремление реализации данной цели на протяжении всего сезона, анализ игр при игроках с учетом достижения общей задачи, постоянное напоминание и мотивация к достижению широкой общекомандной цели.

В нашем случае игроки не помнили поставленную перед ними на сезон цель — занять место в турнирной таблице не ниже того, которое было в прошлом сезоне — а также не реализовали ее.

Помимо определения общей задачи для команды, необходимо разрабатывать конкретные индивидуальные цели для каждого отдельного члена группы, что поможет повысить интенсивность работы команды в целом. Каждому игроку желательно индивидуально объяснить поставленную перед ним задачу, для чего она нужна, какой технический или тактический навык она поможет развить и укрепить. Подобная информация поможет повысить мотивацию подростка к более качественному выполнению упражнения, через осознание его значимости.

Так же при постановке конкретных целей игрокам допускается напоминание, что от развития их индивидуальных навыков зависит достижение основных целей команды. Подросток должен четко знать, каких действий ждет от него тренер и партнеры, за что он отвечает и что надо для достижения поставленных перед ним индивидуальных задач, какой вклад он тем самым делает в команду в целом.

Рассматривая саму возможность развития групповой идентичности, мы исходили из того, что данный социально-психологический феномен понимается как динамическая структура, развивающаяся на протяжении всей жизни человека. Она соотноситься с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я». Причем это развитие нелинейно и неравномерно, а проходит через преодоление кризисов идентичности и может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении.

15 Там же: С. 286 — 296.

Учитывая, что подростковый возраст связан с резкими качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития личности, то мы, при планировании сборов игроков команды, предлагаем предусматривать время для проведения социально-психологического тренинга с подростками. При организации тренинга желательно исходить из того, что члены команды с развитой групповой идентичностью проявляют обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, как командных, так и индивидуальных, свободны и открыты в профессиональнокоммуникативных позициях (спортивная деятельность в данном случае приравнивается к профессиональной), готовы напряженно трудиться ради командных целей, проявляют уважение к личности другого. Соответственно, социально-психологический тренинг и психогимнастические упражнения, входящие е его состав, должны воздействовать как на состояние группы как целого, так и на каждого подростка в отдельности. Основные направления работы с ребятами-спортсменами включают в себя:

• формирование интереса к другому человеку как к личности;

• развитие интереса к себе, стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

• развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

• развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Развитие перечисленных навыков способствует не только укреплению «командного духа» игроков, их взаимопониманию и взаимоподдержке в рамках спортивной группы и спортивной деятельности, но и предусматривает развитие способностей необходимых для контакта с различными группами людей и безболезненного прохождения кризиса подросткового возраста.

Еще одним способом развития групповой идентичности, который способствует усилению взаимопонимания между игроками с одной стороны и развитию самостоятельной творческой деятельности в другой стороны, выступает организация репродуктивно-творческого способа обучения16.

Организация данного вида обучения состоит из четырех этапов, способствующих плавному переходу ребят-спортсменов от репродуктивной ступени познания к творческой.

На первом этапе тренер формулирует тему, цель занятия, вводит воспитанников в систему упражнений, ставит перед ними спортивную задачу, дает фактологический материал для работы (комбинация игры, средства и способы введения игры), указывает методы, с помощью которых воспитанники должны решать эту спортивную задачу, обращает их внимание на узловые моменты в содержании спортивной задачи, ориентирует их в каком направлении искать связи. Юные спортсмены решают поставленную перед ними задачу, т.е. сравнивают средства и способы ведения игры, находят признаки сходства и отличия, отыскивают связи, устанавливают отношения, доказывают их, формулируя выводы.

На втором этапе тренер формулирует тему, цель занятия, вводит воспитанников в формы ведения игры, формулирует спортивную задачу, дает фактологический материал для работы, обращает внимание юных спортсменов на узловые моменты в содержании спортивной задачи, особое внимание уделяет тому, как подростки планируют свой день, неделю, спортивный сезон, планируют ли самостоятельные тренировки, сочетают ли занятия спортом с какой-либо еще деятельностью (например, рациональная организация досуга). Юные спортсмены самостоятельно выбирают методы решения спортивной задачи, раскрывают связи, доказывают их, формулируют выводы.

На третьем этапе тренер формулирует тему, цель занятия, вводит юных спортсменов в проблему, ставит общую задачу, задает границы поиска, указывает узловые моменты в ее решении. Юные спортсмены самостоятельно выбирают фактологический материал для работы, по заданному направлению отыскивают путь решения за-

16 Федорова Е.В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности личности: Дис-сер. канд. психологич. наук. — Ярославль, 2004. — 240 с.

дачи, выбирают или конструируют методы ее решения, с их помощью решают ее, формулируют выводы, осуществляют проверку.

На четвертом этапе тренер сообщает тему, цель занятия, вводит воспитанников в проблему, ориентирует их на постановку общей задачи, задает границы поиска. Всю остальную работу (формулирование спортивной задачи, выбор фактологического материала, методов ее решения, формулирование вывода, проверку решения) юные спортсмены выполняют самостоятельно.

Развитие групповой идентичности спортивной команды желательно не только с позиции улучшения результативности группы, но и с позиции воспитательной функции спортивного коллектива. Как считают большинство ученых, процесс развития социальной идентичности и, соответственно, групповой идентичности, как ее составляющей, является важнейшим процессом социализации. Следовательно, позитивное развитие командной идентичности спортивной группы основанное на положениях о том, что мы — команда, мы стремимся к победе, мы играем честно, мы уважаем соперника, мы не выражаемся не культурно, мы умеем совмещать тренировки и учебу в школе и т.д. способствует развитию всесторонней личности, социально адоптированной к взаимодействию с представителями различных социальных сообществ, имеющей представление о себе как об индивидуальности и умеющей ценить других людей как индивидуальностей.

1. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ: М-во образования РФ. — М., 1995

2. Горский Л. Тренировка хоккеистов. — М.: ФиС, 1981

3. Андреева Г. М. Социльная психология. - М., 2004.

4. Парсонс Т. О структуре социального действия. — М., 2002.

5. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. — М., 2002.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 2004.

7. Готлиб А. Качественное социологическое исследование: познавательные и экзистенциальные горизонты. — Самара, 2004.

8. Рабочая книга социолога/ Под общ. ред. В.Г. Осипова. — М., 2003.

9. Мальчиков А.В. Психологическая однородность и разнородность спортивных команд как фактор и результат сыгранности (на материале спортивных игр). — Диссер. на ... канд. психологич. наук, - Л., 1983.

10. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. — М., 2002.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2002.

12. Федорова Е. В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности личности: Диссер. канд. психологич. наук. — Ярославль, 2004.

13. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. — М.: ФиС, 1982.

Список литературы

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF SPORTS TEAM GROUP IDENTITY

e-mail:

ytro10@rambler.ru

Russian Academy of sciences institute of socio-political research

E. V. SHAPKINA

The paper presents a study of a youth sports team in terms of the concept of team identity. An analysis of research done by leading sociologist, psychologist and anthropologists in the 19th and 20th centuries helped to develop criteria of team identity, which include group solidarity, player’s orientation towards “process — result”, “oneself or the team” and common values. Using the methods developed by the author, as well as standard procedures of studying small groups, we have described team identity of a youth hockey team which helped suggest certain recommendations for developing team identity and improving team performance.

Key words: team identity, sports team, socio-psychological climate, group soli darity, performance orientation, values, empirical measurement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.