Научная статья на тему 'Социологическая адаптация личности в профессиональном поле деятельности: методологический аспект'

Социологическая адаптация личности в профессиональном поле деятельности: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
674
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скрылева Ольга Владимировна

Авторская статья выполнена в рамках социологии адаптации и посвящена изучению вопросов социальной и профессиональной адаптации человека на современном этапе. В ней отражены теоретические методы, подходы, уточнены основные понятия и виды социальной и профессиональной адаптации в условиях современного промышленного производства. Названы факторы успешной профессиональной адаптации. Статья может быть интересна научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений, руководителям предприятий и всем, кто интересуется проблемами теории и практики управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическая адаптация личности в профессиональном поле деятельности: методологический аспект»

УДК 30 О. В. СКРЫЛЁВА

Казанский государственный технологический университет

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ_

Авторская статья выполнена в рамках социологии адаптаций и посвящена изучению вопросов социальной и профессиональной адаптации человека на современном этапе. В ней отражены теоретические методы, подходы, уточнены основные понятия и виды социальной и профессиональной адаптации в условиях современного промышленного производства. Названы факторы успешной профессиональной адаптации. Статья может быть интересна научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам высших учебных заведений, руководителям предприятий и всем, кто интересуется проблемами теории и практики управления.

В ситуациях стремительно развивающихся технологий производства, информационных революций и общественных переломов, различных общественных и личностных кризисов всё большую важность приобретают адаптационные процессы деятельности человека. В условиях современного производства процесс социальной адаптации человека является профессиональной адаптацией. Процесс профессиональной адаптации начинается в период получения определённых знаний и навыков по определённой специальности в учебном заведении. Однако становление личности как профессионала окончательно происходит в организации.

В современные науки термин «адаптация» пришёл из биологии (от лат. «adapto» — приспособляю). Этот термин был введён во второй половине XVIII века учёным Х. Аубертом и обозначал повышение или понижение световой чувствительности при изменении освещенности. Позднее он стал означать «приспособление органов чувств и всего организма к новым изменившимся условиям существования» [1, с. 29] или «совокупность морфофизических, поведенческих, популяционных особенностей биологического вида, обеспечивающих возможность специфического образа жизни особей в определённых условиях внешней среды, процесс привыкания» [2, с. 18]. За точку отсчёта появления категории «адаптация» в социологии принимают появление в XIX веке позитивистской концепции Г. Спенсера, в которой он отразил биологический принцип приспособления в одном из законов функционирования общества. Спенсер полагал, что в борьбе за выживание индивиды и группы индивидов приспосабливаются к условиям окружающей среды благодаря действию механизма естественного отбора. Адаптацию он определил как «непрерывное поддержание соответствия внутренних отношений к внешним отношениям» [3]. Такой подход акцентировал то, что у человека, в отличие от животного, физиологическое направление адаптационных процессов коренным образом отличается от приспособления.

Постепенно специфика предмета социологии адаптаций стала ассоциироваться с особой взаимозависимой и взаимоуправляемой системой «субъект. — социальная среда», обладающей набором определённых качеств и свойств. Если данная система на-

ходится в относительно уравновешенном состоянии (существует без конфликтов), мы можем говорить о достижении адаптированности системы.. Человек, находясь в данной системе, среди многочисленных правил, условий, а также различных кризисных ситуаций приспосабливает своё поведение к этим условиям. Он может сам активно изменять эти условия или попросту «уходить в сторону», предпочитая «быть как все, избегая свободы и ответственности» [4, с. 22].

Проявление любых социальных действий со стороны индивида на внешние раздражающие источники лежит в основе исследований теории социальной адаптации у функционалистов. Они утверждают, что «любая социальная активность рассматривается как рациональная адаптация средств к целям, причём цели выступают как конечные средства и условия действий» [5, с. 300]. Ограничение и контроль за адаптивными действиями индивидуума или социальной группы, как утверждают функционалисты, должны взять на себя определённые нормативные институты, задачей которых является определение степени вмешательства в любую деятельность, определение и установление нормативности и долженствования, определение модели поведения, моральных норм и социальных ролей человека. В условиях успешной адаптации нормируемые роли должны совпадать с реальными людьми, и тогда такое соответствие вознаграждается определёнными материальными и нематериальными благами. Однако в этом случае нам приходится констатировать, что функционалистская социальная адаптация подчинена жёстким рамкам, нормам, коллективным принципам. Такой «подгон» под единый стандарт исключает нравственное начало личности человека, порождая возникновение конфликтных ситуаций между личностью и социальной средой.

Существует и другое мнение — у последователей конфликтологического подхода, которое заключается в том, что человек начинает осуществлять адаптивные процессы только в тех случаях, когда оказывается в проблемных ситуациях, то есть при переживании любых конфликтных ситуаций. К примеру, Л. Козер пишет: «Важнейшей проблемой для них (для функционалистов) является сохранение существующих структур, а также способов и средств обеспечения спокойного функционирования. Дез-адаптация и на-

пряженность для них — промежуточный этап на пути к консенсусу» [6, с. 39]. Теория адаптации в рамках конфликтологического подхода основывается на выделении и приспособлении человека к различным видам конфликтов. Реалистичный вид конфликта характеризуется определенной целью, и процесс адаптации личности направлен на её достижение. Нереалистичный вид конфликта характеризуется «необходимостью достижения психологической разрядки у субъекта конфликта» [5, с. 299], которая может вылиться в форму острого конфликта отдельной личности, группы или даже целого народа.

Примиряя эти две точки зрения, можно утверждать, что своими адаптивными способностями человек пользуется повседневно, однако при возникновении конфликтных ситуаций эти способности обостряются. При использовании категории «социальная модель индивида», под которой подразумевается повторяющаяся картина типичного поведения в одной и той же жизненной ситуации, нельзя забывать об индивидуальности каждого человека. В информационном обществе первейшую роль играют творческие качества человека, индивидуальные характеристики, суверенитет личности. Способности к адаптации зависят как от физических, психических, так и от социальных характеристик человека. Исходя их этого, мы можем утверждать, что, находясь в конфликтной ситуации, разные люди будут вести себя по-разному и всякие социальные адаптационные модели могут блокироваться. Это подтверждают и многочисленные социологические исследования. Например, результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что «резкое снижение жизни, возрастание материальных проблем сопровождается тенденцией увеличения числа людей, усиливающих социальную активность, концентрирующих свои возможности и способности на решение личных вопросов» [5, с. 303]. В качестве конкретного примера можно привести ситуацию на трудовом рынке в России периода 90-х годов, когда разрушение промышленной структуры, особенно государственного сектора и многих жизненно важных отраслей, реорганизация военного и промышленного комплекса, сферы образования и науки привели к массовой безработице. Знания, навыки и профессиональный опыт, приобретённый ранее, многих трудоспособных работников оказались невостребованными. Поддержание и тем более сохранение уровня материального благосостояния потребовали от людей значительных усилий, связанных с выстраиванием «адаптационных стратегий, основанных на реализации имеющихся индивидуальных и семейных ресурсов» [7, с. 24]. Чтобы найти новую работу и достойно продолжить своё существование, многие работники переучивались заново, овладевали смежными профессиями, получали второе высшее образование. В конечном результате такое повышение профессионального уровня способствовало общему положительному подъёму населения страны.

Большое влияние на адаптационное поведение человека оказывают внешние факторы. Это положение лежит в основе интеракционистской концепции адаптации личности, которая утверждает, что «все разновидности адаптации обусловлены как внут-рипсихическими, так и средовыми факторами» [17, с. 294]. Согласно Л. Филипсу, адаптированность личности выражается двумя типами ответов на воздействия среды. В первом случае она выражена в принятии и эффективном ответе на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соот-

ветствии со своим возрастом и полом (посещение учебного заведения, овладение предметами, выбор профессии, установление дружеских отношений со сверстниками, брак и пр.). Во втором, в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм. Она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек не только принимает и подчиняется, но и успешно пользуется и изменяет создавшиеся условия для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Личность, которая опирается на эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, а использует их для реализации своих стремлений, целей, основных притязаний [17, с. 71]. Результатами успешной адаптации, с точки зрения интеракционистской концепции, могут быть: а) адаптированность в сфере внеличностной социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми.

В большей степени исход процесса адаптации зависит от наличия определённых человеческих качеств, которые он приобретает в течение жизни и, несомненно, от качеств, заложенных на генетическом уровне уже с самого рождения. Коммуникабельность, тип и сила характера — это качества, необходимые человеку для наиболее успешной адаптации. Обычно люди с волевыми чертами характера, попадая в среду «несправедливости», стремятся изменить мир «под себя». С другой стороны, наиболее мягкие, неконфликтные личности принимают мир как данность или вынуждены поступаться некоторыми своими убеждениями. Хотя и в первом, и во втором случае речь идёт о процессе адаптации. С социологической точки зрения, эти виды адаптации соответствуют двум уровням активности адаптационного процесса: активная адаптация (когда индивид стремится изменить среду) и пассивная адаптация (когда индивид не стремится изменить среду, а подстраивается под неё).

Современные отечественные авторы выделяют три направления развития адаптационных процессов человека: 1) в плане исследования профессиональной адаптации (адаптации к производственно-техниче ским факторам среды); 2) в плане приспособления человека к личностной среде предприятия (производственный и непроизводственный коллектив и его официальная и неофициальная части); 3) в плане приспособления человека к условиям внешней среды путём создания жилищ, одежды и различных технических сооружений и пр. [8, с. 148].

Для нашего исследования интерес представляет процесс социальной адаптации человека в условиях производства — производственная, или трудовая адаптация. Трудовая адаптация — «социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором в отличие от биологической адаптации и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптир ующимися системами» [9, с. 170]. Адаптация к производственной среде представляет собой активное или пассивное включение вновь принятого работника в новую для себя деятельность, коллектив; она имеет свои стадии: ознакомление — получение информации о предприятии; приспособление — признание системы ценностей предприятия; ассимиляция — полное

приспособление работника к среде; идентификация

— отождествление личных целей работника с целями трудовой организации. Однако в реальности не каждый работник проходит все эти стадии.

От результатов процесса трудовой адаптации зависят активность общественной и познавательной деятельности, удовлетворённость трудом, заработной платой, условиями труда работника. Однако понятие «производственная адаптация» не отражает специфику и индивидуальность профессиональной деятельности, принадлежность работника к какой-либо профессиональной группе. Ведь на самом деле, адаптируясь к производству, работник приобретает практические навыки именно в данной профессиональной сфере, совершенствуется в конкретной профессии (конструктор, технолог, токарь и пр.). Этой особенностью обладает профессиональная адаптация. Согласимся с Д.Ю. Минкиным, который отмечает, что сущность профессиональной адаптации заключается «в определении системы профессиональных, учебных и воспитательных мероприятий, проводимых руководителями и менеджерами организации, необходимых, с одной стороны, для успешного усвоения сотрудниками программы профессиональной и социально-психологической подготовки в конкретной организации, с другой стороны — для обеспечения оптимальных условий вхождения сотрудников в специфическую среду конкретного учреждения, предприятия, организации» [10, с. 3]. Однако добавим, что процесс профессиональной адаптации заключается в овладении сотрудником профессиональными знаниями и навыками, эффективном их применении на практике, формировании необходимых качеств личности, развитии положительного отношения к своей профессии. Цель профессиональной адаптации

— скорейшая интеграция нового сотрудника в организацию, создание у него мотивации для дальнейшей работы и тем самым повышение эффективности его деятельности [11, с. 100]. Успешная профессиональная адаптация приводит к уменьшению стартовых издержек, снижению у нового работника озабоченности и неопределенности, сокращению текучести рабочей силы, развитию позитивного отношения к работе и удовлетворению работой.

Профессиональная адаптация имеет две стратегии включения человека в организацию: 1) комфортная — стремление соответствовать нормам и требованиям профессиональной среды (идентификация работника с производственной средой). Работники, принимающие эту стратегию, часто бывают ответственными исполнителями; 2) творческая — стремление к самостоятельности, рационализации орудий и способов труда. Этой стратегии часто придерживаются молодые и перспективные работники, новаторы и прогрессивные руководители [12, с. 56].

На наш взгляд, профессиональная адаптация для работника должна преследовать цель достижения уверенности в выбранной профессии и совершенствования приобретенных знаний и навыков путём практического оттачивания мастерства на предприятии. Достижение этой цели соответственно приведёт к повышению производительности, необходимой для предприятия.

В сегодняшних экономических условиях развития отечественного рынка профессионализм является одной из важнейших составляющих качественной характеристики трудовых ресурсов, которая вмещает три основные группы характеристик: 1) психофизиологические — способности работника, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; 2) квалификационные — объ-

ем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способности работников к определенному труду; 3) личностные — уровень социальной зрелости, ценностные ориентации, потребности и интересы в сфере труда [13, с. 353].

Быть профессиональным работником — значит иметь квалификацию, соответствующую требованиям рынка, быть востребованным и конкурентоспособным. В этом заключается практическая сторона профессионализма — компетентность, которая проявляется не только в профессиональной деятельности, но и в умении решать любые поставленные задачи и проблемы [14, с. 15], а также в понимании своего места в общей структуре предприятия, развитии своих профессиональных качеств, участии в общественной жизни предприятия.

Появление термина «профессионализм» связано с определением термина «профессия», где профессия — «род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования» [1, с. 1035]. Современный исследователь проблемы поведения в рамках профессиональных производственных групп В.А. Томилов выделил более десяти значений слова «профессия», предложив подход к определению данного понятия как «логически связанному набору возможных работ» или как к «трудовой деятельности, которая невозможна без соответствующей теоретической (знания) и практической (умения) подготовки» [15].

У современных авторов нет единства в определении конкретных профессий и должностных достижений у профессионалов. К примеру, И.П. Попова к категории «профессионалы» относит руководителей высшего и среднего звена, специалистов с высшим образованием, военнослужащих, сотрудников МВД и прокуратуры [16]. В свою очередь, З.Т. Голенкова и Е.Д. Игитханян к категории «профессионалы» отнесли квалифицированных рабочих, специалистов высшей и средней квалификации, руководителей организаций и предприятий [17]. Очевидно, нужно согласиться с тем, что профессионалы есть в любой профессии. Профессиональным, с нашей точки зрения, является работник, достигший в своей профессии высшего квалификационного разряда, категории и т.д., обладающий современными знаниями, умениями и навыками. Кроме этого, профессионал должен обладать твёрдой жизненной позицией, быть социально адаптированным и востребованным в разных социальных группах (работа, семья, дружеский коллектив и пр.). В современном обществе быть профессиональным работником — значит иметь возможность достижения высокого уровня материального благосостояния.

Анализируя различные подходы к пониманию профессиональной адаптации, важно выделить несколько аспектов этого процесса. Во-первых, профессиональная адаптация — часть процесса социализации личности и является целостным, непрерывным, развивающимся системным процессом,, характеризующим взаимодействие человека с социальной средой в условиях производства с целью получения знаний, навыков, умений по определённой специальности (профессии). Во-вторых, для определения уровня развития адаптации необходимо дать оценку механизма соотношения взаимных интересов между системой «субъект, адаптации (работник) — внешняя среда (условия производства и внешние условия существования производственной организации)», в ходе которого личность использует приобретённые знания, навыки и умения, а также определённые модели поведения. В-третьих, успешным результатом, профессиональной адаптации в условиях производства является

достижение работником определенного уровня профессионализма (категории, должности, разряда и пр.) и признания его в трудовом коллективе, обществе. В-четвёртых, технологии регулирования профессиональной адаптацией на промышленном предприятии требуют значительного мастерства и специальных знаний со стороны менеджеров служб по развитию персонала. Если предприятие не учитывает интересы и предпочтения своих работников, это приводит к низкой заинтересованности в исполнении должностных обязанностей, выполнению работ с низкими показателями качества, оттоку персонала с предприятия в другие организации города. Успешность профессиональной адаптации современного человека можно оценивать по его месту в социально-профессиональной структуре, уровню материального положения, социальному статусу, психологическому состоянию, способностям к саморазвитию, субъективному чувству самоуважения и уважению со стороны других.

Библиографический список

1. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб: «Норист». - 2003. - 1536 с.

2. Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1456 с.

3. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Со-циол. исслед. — 2004. — № 1. — С. 37 — 44.

4. Кохановский В.П. Философия: Конспект лекций. — Ростов н/Д.: «Феникс». — 2002. - 192 с.

5. Духина Т.Н. Социальная адаптация и социологический дискурс // Социально-гуманитарные знания. — 2005. № 1. — С. 297 — 306.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Наука. — 2000. — 208 с.

7. Авраамова Е. М., Логинов Д. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности // Общественные науки и современность. — 2002. — № 5. — С. 24 — 34.

8. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация

и социальная адаптация // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 147-151.

9. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 320 с.

10. Минкин Д.Ю. «Методологические основы управления социально-психологической и профессиональной адаптацией персонала в коллективах». Автореф. дис. ... канд. техн. наук.

- СПб, 2006. - 51 с.

11. Шведова Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников // Справочник по управлению персоналом. - 2002.

- № 9. - С. 100- 106.

12. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

13. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под. ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 528 с.

14. Большедворская М. В. Становление ключевых компетенций в процессе профессионального обучения безработных. Автореф. дис. ...канд. соц. наук. - Иркутск , 2006. - 25 с.

15. Томилов В. А. Профессиональная деятельность человека и условия ее оптимизации в современном обществе. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ecsocman.edu. ru/db/msg/296145/Glava_1.459_KB.pdf.html, свободный.

16. Попова И.П. Профессионализм - путь к успеху? (социа льно-профессиональные характеристики богатых и бедных) // Социол. исслед.-2004. - № 2. - С. 31-43.

17. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Профессионал - портрет на фоне реформ // Социол. исслед. - 2005. - № 2. -С. 28-36.

18. Philips L. Human adaptation and his failures. - N.Y.; L., 1968.

СКРЫЛЁВА Ольга Владимировна, соискатель Казанского государственного технологического универ-

Дата поступления статьи в редакцию: 29.04.2007 г. © Скрылёва О.В.

Книжная полка

Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. — 208 с.

В учебном пособии раскрываются особенности классного руководства в современной школе, основные составляющие профессионального мастерства классного руководителя: исследовательская компетентность, медиаобразованность, коадаптационное мастерство, коммуникабельность, конкурентоспособность, мобильность. Показаны пути организации целостного педагогического процесса, составляющие которого - обучение и воспитание. Содержание работы классного руководителя рассмотрено через основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочную, организаторскую, гностическую деятельность.

Для студентов высших педагогических учебных заведений.

Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - 2-е изд., испр. - 192 с.

В авторской интерпретации раскрыто современное понимание сущности, структуры, развивающего влияния, принципов обучения. Приведены сравнительные характеристики современных систем обучения, даны рекомендации * о способах проектирования и реализации обучающей системы в рамках предметных и интегративных курсов. д Для студентов высших педагогических учебных заведений.

§ Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие: Допущено УМО.

ё - 2-е изд., стер. - 208 с.

2 В учебном пособии рассматриваются ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты

о профессионально-педагогической культуры, ее функции, критерии и уровни, дается историко-педагогический о анализ проблемы ее формирования, обосновываются тенденции, принципы и условия развития профессион ально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. 14М Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.