Научная статья на тему 'Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования'

Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8915
805
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петровичев В. М.

Рассматриваются описание и анализ одной из малоизученных проблем процесс профессиональной адаптации, суть которого приспособление специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE YOUNG SPECIALISTS AS THE OBJECT OF THE SCIENTIFIC RESEARCH

The article dedicates with the problem of the process of professional adaptation which is devoted to the adaptation of the specialist to the changing conditions of the professional sphere, which is characterized by complex of the forming qualities.

Текст научной работы на тему «Процесс профессиональной адаптации молодых специалистов как объект научного исследования»

Среди основных причин отказа от воинской службы указываются низкий уровень организации (34,7 %), состояние здоровья (28,2 %). 23 % респондентов из числа отказавшихся служить в армии не наделяют ценностным содержанием воинскую службу.

Таким образом, содержательные характеристики патриотических ориентаций, включающие приверженность к национальным ценностям, выбор стратегий поведения, особенности повседневных практик, свидетельствуют о доминировании аффективного типа патриотизма в молодежной среде Тульского региона, что обусловлено несформированностью социального капитала и незначительным опытом самоорганизации молодого поколения. Распространение согласительных практик, культуры толерантности, повысит интегративный потенциал патриотизма, переведет его из идеологической в инструментальную плоскость, окажет влияние на выбор молодежью поведенческих стратегий, основанных на актуализации гражданской позиции.

L.A. Konstantinova, O.E. Shumilova

REGIONAL PECULIARITIES OF THE PATRIOTIC GUIDELINES OF TULA

YOUTH

The article considers informative characteristics of the patriotic guidelines of Tula youth including adherence to the national values, the choice of behavior strategies as well the realities of everyday life.

Key words: patriotism, patriotic guidelines, civil stand, national identity.

Получено 14.01.2012 г.

УДК 331.108.38-053.81.001.5

В.М. Петровичев, д-р пед. наук, проф., 8(910)582-22-36, kafedra timpo@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются описание и анализ одной из малоизученных проблем - процесс профессиональной адаптации, суть которого - приспособление специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала..

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, специалист,

профессионал.

B coврeмeннoм oбщeствe будущему социалисту oсoбeннo важш найти свoe мeстo, адаптирoваться, млучить навыки быстрoгo вхoждeния в пpoфeссию, мэтому прoблeма прoфeccиoнальнoй адаптации являeтся актуаль^й в нашe вpeмя. Для того чтобы тотрудник мoг макcимальнo эффeктивнo испoльзoвать свoи знания, умeния и omrr, eму нeoбхoдимo

умeть присмсабливаться к спeцифике oрганизации, прoникнуться ee цeлями и задачами, найти oбщий язык c кoллeгами и рукoвoдcтвoм. Вce этo oбoбщаeтся в тeрминe «профeccиональная адаптация».

В cамoм oбщeм видe пpoфeccиoнальная адаптация (лат. adaptio-пpиспoсoбляю) - пpoцесс пр^ш^блення pабoтника к уcлoвиям внeшнeй и внутpeннeй сpeды. Тepмин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не

замыкается на производстве, а производственная включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т.п.).

По мнению Д. Занько, различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной). Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы.

Выделяют основные стадии адаптации, соответствующие процессу врастания человека в социальную среду. Среди них:

- уравновешивание как установление равновесия между средой и индивидом, которое проявляется во взаимной терпимости к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга;

- псевдоадаптация как сочетание внешней приспособленности к обстановке с внутренними отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

- приноравливание как признание и принятие системы ценностей новой ситуации, взаимные уступки; осуществление психологической переориентации индивида, трансформации прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.

Результат адаптационных процессов - адаптированность - требует обязательного анализа человеком собственных взаимосвязей с миром, осознания и понимания своей роли в нем.

Адаптивный подход получает все более широкое распространение в медицине при объяснении причин соматических и психосоматических заболеваний. Адаптация человека к экстремальным ситуациям находится в центре внимания медицины, психологии и экологии.

Во взаимоотношениях с миром человек реализует свою целостность, единство своей биологической и социальной сущности. Сложность и противоречивость соотношения биологических и социальных структур приводят к возникновению разновекторных целей адаптации, к

неоднозначности ее проявлений на разных уровнях человеческой организации.

На современном этапе развития психологического и педагогического знания изучают:

- адаптацию как жизнедеятельность в измененных условиях существования;

- адаптацию как приспособление к измененным условиям среды;

- адаптацию как достижение устойчивости в измененной среде;

- адаптацию как потенциал к самораскрытию личности.

В своих многочисленных исследованиях С.Т. Посохова утверждает, что традиционно цель адаптации сводится к необходимости восстановления нарушенного равновесия между организмом и средой или к созданию такого взаимодействия со средой, которое адекватно измененным условиям. Адаптация требует введения еще одной цели - установления гармоничных отношений человека с самим собой.

Совершенно обоснованно исследователи выделяют несколько уровней адаптации.

Физиологическая адаптация (соматический уровень), проявляющаяся в поддержании динамического постоянства внутренней среды организма.

Психическая адаптация (внутриличностный уровень), включающая в себя индивидуально-личностные (в том числе конституциональные) и интеллектуальные особенности. Психическая адаптация предполагает наличие определенного уровня развития личностных качеств и свойств интеллекта, лежащих в основе интегрированного социально одобряемого поведения. При этом внутриличностная адаптация выступает как сбалансированность внутренней структуры личности.

Социальная адаптация (поведенческий уровень - социальная успешность личности), предполагающая определенную степень социализации личности (нормативность социальных установок), характеризующаяся ценностными ориентациями, направленностью личности, социальным статусом, социально-ролевыми структурами. Данная адаптация проявляется в процессе деятельности и неразрывно связана с профессиональной адаптацией.

Возможно выдвинуть предположение, что адаптация сопровождает эволюционный процесс человека.

Дж. Симпсон выделил эволюционные фазы адапатции:

1. Инадаптация - выход из равновесия, патология.

2. Преадаптация - интенсивное давление отбора и продвижение к равновесию.

3. Адаптация - новое приспособление и новая форма.

В соответствии с этой позицией следует рассмотреть три типа защитных реакций человеческого организма, которым приписывается определенный адаптивный смысл:

- общее снижение психической активности;

- уменьшение притока информации;

- ослабление или полное отсутствие восприятия эмоциональных компонентов информации.

Так, адаптивный эффект депрессии, отражающей крайнюю выраженность снижения психического темпа, заключается в обеспечении сохранности организма в наиболее острый травмирующий момент жизни.

Защитная реакция, связанная с ограничением информации, в предельной форме раскрывается в аутизме. Адаптивный эффект аутизма усматривается в возможности ограничения взаимодействия с окружающим миром, с повседневной жизнью, с ее стрессами и нагрузками, в погружении в более спокойный и комфортный внутренний мир.

Способность не воспринимать эмоциональное содержание информации соответствует проявлениям деперсонализации. Адаптивная роль деперсонализации заключается в сохранении организма при чрезмерных психических травмах, в защите личности после перенесенных утрат.

Переход от нормы к патологии, как полагает Р.М. Баевский, может осуществляться через ряд фаз адаптации:

- полная или частичная адаптация (соответствует минимальному напряжению регуляторных механизмов организма);

- кратковременное приспособление (состояние напряжение);

- недостаточность компенсаторно-приспособительных механизмов (состояние перенапряжения);

- срыв адаптации, или предболезнь (сначала истощение механизмов регуляции с преобладанием неспецифических элементов, затем специфические изменения).

Соответственно, учеными описывается и феномен дезадаптации, признаком которого А.А. Налчаджан считает внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможностей разрешения. Говоря о проблеме уровней дезадаптированности предполагают существование двух ее вариантов - временной ситуативной и устойчивой ситуативной. Первая устранима с помощью адаптивных действий. Вторая сохраняется долго, поскольку личность не находит путей

и средств адаптации в определенных социальных ситуациях, хотя предпринимает попытки, оказывающиеся малоуспешными.

Выражением общей устойчивой дезадаптированности личности признается состояние «перманентной фрустированности», которое активизирует ставшие патологическими защитные механизмы. Вследствие их многократного включения возникают неврозы и психозы. Переход же о временной ситуативной дезадаптированности к временной ситуативной адаптированности и обратно, видимо, происходит относительно легко.

Адаптационным потенциалом личности принято считать паттерн следующих характеристик:

- нервно-психическая устойчивость;

- самооценка личности;

- уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих);

- способность разрешать конфликты;

- опыт общения;

- ориентация на общепринятые нормы поведения и требования коллектива.

Чем более выражены перечисленные характеристики, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Адаптированность отражает уровень и содержание фактических достижений человека во взаимодействии с окружающей средой. Специалисты склонны дифференцировать высокую, среднюю и низкую адаптированность.

Согласно Л. Филиппсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

- первый тип - принятие тех социальных ожиданий, с которыми встречается каждый в соответствии со своим полом и возрастом, и эффективный ответ на них, что можно считать выражением конформности к требованиям и нормам, предъявляемым обществом к поведению личности;

- второй тип - гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление, успешно пользоваться создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляет преимущественно эту форму адаптации, использует возникающие ситуации для реализации своих стремлений, целей, притязаний.

А.Б. Георгиевский на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации предложил свое обобщенное понятие адаптации:

«Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия». Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует проявление адаптации в трудовой и профессиональной деятельности. Ф.Б. Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека.

М.А. Дмитриева развивает и конкретизирует понятие психической адаптации, рассматривая проявление этого психологического феномена в профессиональной деятельности. Под психологической профессиональной адаптацией исследователь понимает процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда».

Профессиональная среда включает в себя объект и предмет труда, средства труда, цели и профессиональные задачи, условия труда и социальную среду. Адаптивность как способность человека к адаптации связывается с согласованием целей и результатов профессиональной деятельности.

Традиционно адаптация рассматривается как процесс и как результат. При рассмотрении адаптации как процесса выделяют его временные характеристики, стадии адаптации, рассматривают их протяженность. В рамках этого направления происходит выявление основных элементов адаптационного процесса, связанных в единую логическую и временную последовательность. М.А. Дмитриева в процессе адаптации человека к профессиональной деятельности выделяет ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, возможная дезадаптация, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей.

Результативный аспект адаптации используется как основной элемент при оценке успешности адаптационных процессов в целом. Ф.Б. Березин формулирует три критерия оценки психической адаптации в условиях определенной профессиональной деятельности:

1) успешность деятельности (выполнение трудовых заданий, рост квалификации, необходимое взаимодействие с членами группы и другими лицами, оказывающее влияние на профессиональную эффективность);

2) способность избегать ситуаций, создающих угрозу для трудового процесса, и эффективно устранять возникшую угрозу (предотвращение травм, аварий, чрезвычайных происшествий);

3) осуществление деятельности без значимых нарушений физического здоровья.

Общим показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. Дезадаптация может возникнуть вследствие кратковременных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация проявляется в различных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Физиологические и психологические признаки дезадаптации соответствуют признакам стресса.

П. Медавар к двум традиционным аспектам рассмотрения адаптации (как процесс и как результат) добавил еще один: адаптация есть нечто такое, что организм или популяция вырабатывают у себя, чем они обладают в потенциале для успешного существования в условиях, которые изменяются в будущем. Это позволило А.А. Реану с соавторами рассматривать адаптацию не только как процесс и результат, но и как основание для формирования новообразований психических качеств.

Аспект рассмотрения адаптации, связанный с формированием в ходе нее различных новообразований, в определенном смысле интегрирует два выделенных ранее подхода (процессуальный и результативный). Здесь объектом рассмотрения является совокупность психических свойств, которые сформировались (развились) в процессе адаптации и привели к тому или иному результату. При этом в состав новообразований включаются не только совокупность знаний, умений и навыков, полученных и сформированных у себя субъектом адаптации, но и сложная система межличностного взаимодействия с профессиональным и социальным окружением. Выделение формируемых при адаптации новообразований человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) позволяет полнее рассмотреть адаптационный процесс в его развитии. Как справедливо отмечал Т.В. Кудрявцев, развитие на любом уровне - это всегда порождение существенно нового.

При рассмотрении профессиональной адаптации следует выделять три взаимосвязанные аспекта: а) адаптация как процесс приспособления специалиста к изменяющимся условиям профессиональной среды, характеризующийся своими пространственно-временными механизмами; б) как результат этого процесса, характеризующийся степенью итоговой адаптированности человека; в) как источник новообразований, характеризующийся комплексом формируемых качеств профессионала. От соответствия этих трех компонентов зависит характер поведения специалиста, степень эффективности его взаимодействия в системе «человек - профсреда», психологические состояния человека в труде и др.

Обычно исследователи при рассмотрении профессиональной (или социально-профессиональной, подчеркивая при этом роль социального

взаимодействия) адаптации выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся, соответственно:

1) преобладанием пассивного, конформного принятия ценностных ориентаций;

2) с преобладанием активного воздействия человека на профессионально-социальную среду.

Сам процесс адаптации включает в себя два аспекта - это собственно профессиональная адаптация и социально-психологическая. Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Социальнопсихологическая адаптация заключается в освоении социальнопсихологических особенностей организации, вхождений в сложившуюся в нем систему отношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений организации с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.

Профессиональная адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в организацию будущего специалиста, когда имеется в основном теоретическое представление о том, как происходит рабочий процесс. Социально-психологическая адаптация в ситуации с молодым специалистом происходит более сглаженно, поскольку на первом месте стоит освоение профессиональных навыков и рабочих отношений. И здесь межличностные отношения формируются в большинстве случаев под влиянием опеки и обучения молодых специалистов более опытными.

Ф.З. Меерсон уточняет, что невозможность адаптироваться может выступать и как дезадаптивность - в случае постоянной неуспешности попыток реализовать цель или же при наличии двух и более равнозначимых целей. Это может свидетельствовать о незрелости личности, невротических отклонениях, дисгармонии в сфере принятия решений; или же может быть следствием экстремальности ситуации.

Профессиональная адаптация - процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды. Таким образом, при всех различиях во взглядах на сущность и критерии адаптации исследователи сходятся на том, что для успешной адаптации необходимо создать сотруднику достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо исследовать его психологические качества, уровень подготовки, уровень притязаний и соответствие уровня притязаний его потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации и механизмы подготовки сотрудников к работе в реальных коллективах с их проблемами и традициями.

Обычно при профессиональной деятельности на человека воздействует комплекс адаптогенных факторов, специфика, интенсивность

и продолжительность которых определяются содержание профессиональной деятельности и условиями среды, в которых эта деятельность осуществляется.

Сам процесс вхождения в трудовую деятельность является для ряда выпускников вузов новым и не совпадающим с их априорной оценкой как характера трудового процесса, так и ожиданий, связанных со своим местом и ролью в этом процессе.

М.С. Яницкий указывает на тот факт, что процесс профессиональной адаптации молодых специалистов развивается нормально, если устанавливается соответствие между подсистемами следующих характеристик: комплекс требований, предъявляемых современным

производством к личности специалиста и связанных с его готовностью к профессиональной деятельности (высокий уровень профессиональных знаний, любовь к своей специальности, инициативность, самостоятельность, организованность и другие профессионально значимые качества), и комплекс ожиданий и требований со стороны специалистов к будущему месту работы. Это ожидания, связанные как с самой деятельностью (актуальность, разнообразие, сложность решаемых задач, возможности профессионального роста, актуализации творческих способностей), так и более широкими возможностями работы: общения с коллегами,

должностного роста, материальной обеспеченности, улучшения социально -бытовых условий.

Таким образом, при изучении профессиональной адаптации молодых специалистов необходимо придерживаться такой структуры, которая отражала бы основные, наиболее общие ее аспекты примерно одного уровня значимости, была четкой и достаточно простой. В нее входят: 1) адаптация к содержанию конкретного вида профессиональной деятельности -профессиональная адаптация; 2) адаптация к системе взаимоотношений в коллективе - социально-психологическая адаптация; 3) адаптация к комплексу различных, специфически проявляющихся факторов -собственно производственная адаптация. Важно понять, что выделение отдельных видов адаптации имеет элемент условности, реально же они протекают в тесной динамической взаимосвязи.

Адаптация будущего специалиста к профессиональной деятельности начинается при определенном опыте социальной активности, что представляет собой потенциал адаптированности. Отметим, что термин «адаптированность» отражает определенное качественное состояние личности как результат процесса адаптации, а термин «адаптация» адекватен для обозначения самого процесса взаимодействия личности и среды.

Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить: отношение к выполняемой работе; самооценка степени освоения специфики работы; установка на продолжение работы по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

специальности в будущем; оценка руководителем: качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста; структура деловых качеств; оценка руководителем перспективности молодого специалиста; наличие поощрений.

Список литературы

1. Дмитриева М.А. Социально-психологическая профессиональная адаптация // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / под ред. Г.С. Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб: Речь, 2001.

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Адаптация в коллективе, или как грамотно себя зарекомендовать. СПб: Альфа-Пресс, 2006

3. Реан А.А. Проблемы социальной адаптации личности. СПб: «Нева», 2004.

4. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: теоретико-

методологический аспект. Новосибирск: Наука; Сиб. издательская фирма РАН, 2002.

5. Яницкий М. С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учебное пособие. Кемерово, 2007.

V. M. Petrovichev

PROBLEM OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF THE YOUNG SPECIALISTS AS THE OBJECT OF THE SCIENTIFIC RESEARCH.

The article dedicates with the problem of the process of professional adaptation which is devoted to the adaptation of the specialist to the changing conditions of the professional sphere, which is characterized by complex of the forming qualities.

Key words: adaptation, professional adaptation, specialist, professional.

Получено 20.01.2012 г.

УДК 371.81

В.М. Петровичев, д-р пед. наук, проф., 8(910)582-22-36, kafedra timpo@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СОВРЕМЕННОЕ СТУДЕНЧЕСТВО: ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

Рассматриваются проблемы социокультурной самоидентификации

студенчества. Приводится социокультурный портрет современного студента.

Ключевые слова: студент, социокультурная самоидентификация, социальный статус.

На основе существующих определений студенчества как социальной, социокультурной, социально-профессиональной, социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.