Научная статья на тему 'Социокультурный потенциал музейной педагогики в контексте изобразительной грамотности детей дошкольного возраста'

Социокультурный потенциал музейной педагогики в контексте изобразительной грамотности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ / ART LITERACY / MUSEUM EDUCATION / MUSEUM PEDAGOGY / AESTHETIC EDUCATION / PRESCHOOLER / CULTURE OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

Статья раскрывает проблему формирования изобразительной грамотности детей дошкольного возраста. Под влиянием музейной педагогики у дошкольников формируется изобразительный замысел, расширяется сенсорный опыт, отрабатывается техника изобразительной деятельности, формируются эстетические представления, вырабатывается стиль деятельности. Музейная педагогика позволяет формировать культуру межличностных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кахнович Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural potential of museum pedagogy in the context of preschool children's art literacy

The article reveals the problem of preschool children's art literacy development. Museum pedagogy makes possible to develops preschoolers' art intentions, to extend their sensory experience, improve techniques of fine work, to form some aesthetic ideas, to works out a certain activity style, and to promote interpersonal relationship culture.

Текст научной работы на тему «Социокультурный потенциал музейной педагогики в контексте изобразительной грамотности детей дошкольного возраста»

В

оспитание, социализация, общекультурное развитие личности

С. В. Кахнович

(Саранск)

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В КОНТЕКСТЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает проблему формирования изобразительной грамотности детей дошкольного возраста. Под влиянием музейной педагогики у дошкольников формируется изобразительный замысел, расширяется сенсорный опыт, отрабатывается техника изобразительной деятельности, формируются эстетические представления, вырабатывается стиль деятельности. Музейная педагогика позволяет формировать и культуру межличностных отношений.

В условиях, когда перед каждым новым поколением встает проблема освоения и присвоения всего накопленного человечеством духовного опыта, становится важным нахождение новых путей познания окружающего мира. Эстетическое воспитание позволяет ребенку познавать окружающий мир, в том числе и отношения между людьми, в художественных образах.

Музейная педагогика ассимилирует в себе весь накопленный адаптированный социальный опыт человечества, представляя материал для сенсорной перцепции детей. Изобразительное искусство, как специфическая форма отражения окружающей жизни, как педагогически адаптированный опыт человечества, позволяет развивать у дошкольников практически все познавательные психические процессы: восприятие, память, речь, мышление, воображение и др., необходимые для дальнейшего совершенствования личностных качеств и творческих способностей.

Ребенок появляется на свет беспомощным, но с огромным потенциалом развития, которое происходит наиболее интенсивно в младенческом и раннем возрастах. Для появления новообразований в поведении ребенка становится важным каждый день его жизни. Причем потери в развитии в этот период являются невосполнимыми. Новорожденный развивается быстрыми темпами. Первый год

жизни ребенка - это путь от полной беспомощности к умениям ходить, общаться с окружающими близкими людьми. При анализе психического развития новорожденного учитывают каждый день. Наиболее широко используемый тест «Шкала оценки поведения новорожденного (ШОПН)» [1, с. 230-231] предполагает изучение рефлексов младенца, отслеживание изменений в его состоянии и определение особенностей его реакций на физические и социальные стимулы. Анализ результатов применения этого теста, широко распространенного во всем мире, показывает важность периода новорожденности для психического становления ребенка. Так, мать в Южной Африке на протяжении всего дня носит своего ребенка, фиксируя его на спине, в результате чего малыш получает богатую сенсорную стимуляцию. Уже через неделю после рождения ранее неотзывчивый младенец становится активным, удовлетворенным существом. Известны факты «синдрома гос-питализма», когда в силу объективных причин ребенок находился в среде, в которой отсутствовало общение с близкими взрослыми. За ребенком ухаживали формально, мало общались и практически не обогащали его сенсорный опыт. Чаще всего такая ситуация случается с новорожденными, оставленными в государственных учреждениях, роддомах и больницах.

Сенсорный опыт предполагает не чрезмерное стимулирование органов чувств ребенка раннего возраста, а именно возможность проявить любовь и внимательное отношение взрослых к нему. Взрослый не должен забывать о том, что младенец видит окружающий его мир впервые и ему всё интересно. Взрослому следует любое совместное с ребенком действие сопровождать словом: «Вот мяч. Он круглый. Он красивый и красного цвета. Он может катиться». Чем чаще общается взрослый с ребенком, тем интенсивнее идет его развитие. Общение должно носить личностно-ориентированный, ситуационный характер и сопровождать любые действия ребенка. Ситуационный характер общения выражается в непосредственной обстановке, когда сама ситуация имеет воспитательные и обучающие признаки. Ребенок заинтересовался объектом окружающего его мира, а взрослый заметил данную ситуацию и пояснил ребенку назначение предмета, его внешние признаки и внутренние свойства.

С детьми дошкольного возраста, начиная с 3 лет, можно посещать музеи, в частности выставки художественных работ, останавливаясь на доступном для них дидактическом материале, а также использовать репродукции картин для рассматривания. При восприятии произведений изобразительного искусства дети дошкольного возраста не только знакомятся с индивидуальным стилем и техникой художника, но и с его личностными особенностями, получают библиографические сведения, проникаются мыслью о безграничности человеческих возможностей в искусстве, приобретают важные личностные качества -уважение к творческой самобытности человека, умение понимать других людей.

Под музейной педагогикой мы понимаем педагогику, ставящую обучающие, воспитательные и развивающие цели при организации восприятия произведений широко признанных мастеров изобразительного искусства, декоративного, прикладного искусства. Народное изобразительное искусство наиболее близко детскому творчеству своей яркостью красок и простой формой.

Музейная педагогика, в целом изобразительное искусство оказывают воздействие на развитие познавательных способностей и творческую активность ребенка, так как затрагивают эмоциональную сферу. Л. Г. Савенкова отмечает: «С помощью современного оборудования удалось зафиксировать «эмо-

ции» и «голоса» мозга. Оказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды деятельности. В мозге действуют некие системы и конструкции, звенья которых находятся как в коре, так и в подкорке. Они постоянно меняются: к уже жестким (привычным) подключаются новые - гибкие, необходимые для нетипичных действий, появляющихся впервые. Следовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, постоянно увеличивается. Важную роль в этом процессе играет эмоционально-чувственная сфера и творческая активность личности, развитие которых напрямую зависит от занятий искусством» [7, с. 18].

Влияние музейной педагогики на сенсорный опыт ребенка является очевидным. Под сенсорным опытом мы понимаем совокупность перцептивных действий восприятия свойств и признаков предметов, объектов, явлений. Восприятие окружающего мира осуществляется с помощью органов чувств ребенка и сопровождается словесным пояснением близкого взрослого, педагога.

Наиболее удачными в плане накопления сенсорного опыта являются картины Бориса Михайловича Кустодиева, в частности «Голубой домик» (http://www.belygorod.ru/ img2/RusskieKartinki/Used/000Kustodiev_Golu boyDomik.jpg - Прим. ред.). Ребенок рассматривает картину по частям, отмечая все нюансы. На первых этапах восприятия он может просто перечислить действия персонажей. Педагогу следует обратить его внимание на яркость красок, которые использует художник. Яркость и свежесть красок Б. М. Кустодиева характеризует его индивидуальную технику, создает радостное и приподнятое настроение у зрителя. Сам художник по поводу своих картин говорил: «Вот ягоды прячутся в траве, а как насобираешь их целое лукошко, тут и видно, какие они яркие да красивые. Так и я собираю в картину, как в лукошко, самое лучшее и интересное из того, что увидел и запомнил, стараюсь передать эту радость» [2, с. 6]. Герои картин Б. М. Кустодиева близки русскому фольклору, они гораздо раньше, чем в станковой живописи, оживали в деревянных и глиняных игрушках, в декоративных росписях по дереву, в лаковых миниатюрах народных умельцев. Работы «веселого художника» (так часто характеризуют Б. М. Кустодиева специалисты в области изобразительного искусства) дарят радостное впечатление, хотя он был тяжело боль-

ным человеком, не мог ходить, ездил в коляске, у него правая рука была ограничена в движениях. Но, как его охарактеризовали в одной детской книжке, «... А чем шибче болеет, тем веселее картины пишет» [2, с. 10].

Социокультурный потенциал музейной педагогики заключается не только в подходе воспитателей к ребенку как субъекту воспитания, но и в обогащении знаний и опыта воспитанников о человеке, человечестве и человечности. Культурологическая концепция содержания образования, разработанная сотрудниками лаборатории общих проблем дидактики НИИ общей педагогики РАО, рассматривает социокультурный компонент образования как «педагогически адаптированный социальный опыт человечества, соответствующий человеческой культуре во всей ее структурной полноте» [5, с. 37].

Важное значение в культурологической концепции образования придается региональным условиям. Дети, проживающие в Республике Мордовия, знакомятся с произведениями всемирно известного мордовского скульптора С. Д. Э рьзи (Нефедова), узнают факты из его биографии. Для формирования нравственных качеств у детей, в особенности любви к родному краю, предлагаем знакомить их с ремеслами, которые традиционно имели место в Мордовии, т. е. с вышивкой на мордовских костюмах. Знакомство с изобразительным искусством Мордовии происходит в Музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи.

Посещая музей, ребенок знакомится с художественным образом, легко находит сходство изображения с реальным и радуется такому открытию. Результатом сенсорного опыта у детей является представление. После действия на органы чувств ребенка определенного раздражителя или стимула, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остаются нервные следы (связи), которые при вербальном упоминании активизируются (оживляются). Накапливая представления, ребенок имеет возможность создавать художественный образ по памяти.

На основе восприятия художественных образов, созданных признанными мастерами изобразительного, прикладного и народного искусства, у детей формируется личностное отношение к собственному творчеству, развивается образное мышление. Основные способы и приемы развития образного мышления средствами изобразительного искусства

находим в трудах Т. С. Комаровой [4]. Образное мышление влияет на развитие функций правого полушария головного мозга ребенка. Одна из главных функций правого полушария - холистическая, или нелинейная, особенно развита у художников. Суть ее в том, что человек способен охватить проблему целиком. Так, запоминая черты лица, человек запоминает лицо не частями, а в целом, образно. Развивая правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую деятельность к формированию интуиции. Интуиция (от лат. тШШо) означает созерцание, комби-нировку образов, способность постигать истину средствами ее непосредственного усмотрения без логических доказательств.

Восприятие произведений искусства обогащает детский сенсорный опыт и подводит к пониманию сущности техники выполнения тех или иных художественных работ. Рассматривая работы признанных художников, дети стараются подражать. Подражание как первичная деятельность, направленная на приобретение опыта, является весьма развитой у дошкольников. Сюжетно-ролевая игра в основном строится на подражании деятельности взрослых, и данную возрастную особенность необходимо учитывать. В практике мы нередко наблюдали, что после посещения выставки художественных работ интерес ребенка к изобразительной деятельности усиливался. У детей возникает изобразительный замысел, в особенности в сюжетном рисовании. Многие дети испытывают желание нарисовать сюжеты, подобные увиденным картинам. Так, к примеру, репродукция картины Б. М. Кустодиева «Голубой домик» вызвала у детей желание создавать рисунки с подобным сюжетом. Дети часто на этапе анализа творческих работ предлагают устроить выставку самых лучших произведений и пригласить родителей, детей из других групп. Некоторые из них берут на себя роль экскурсовода. Получается сюжетно-ролевая игра «Музей», причем активность, как правило, исходит от самих детей. В процессе такой игры у них формируется важное личностное качество - культура межличностных отношений. Дети обращаются друг к другу, используя местоимение «вы», с уважением относятся к творческим работам своих товарищей, приобретают способности разделять точку зрения другого человека, посмотреть на окружающий их мир глазами художника, отмечая его эстетическую привлекательность.

В процессе художественно-творческой деятельности дети самостоятельно создают художественный образ, рисуют, у них происходит становление письменной речи (письмо).

Рисование, лепка, аппликация развивают руку ребенка и зрительное восприятие, подготавливая его психические процессы к дальнейшему обучению, например, письму и чтению. Развивая умелость руки, мы подготавливаем ребенка к письму, его рука окрепнет, и он легко будет выполнять графические упражнения любой сложности. Ребенок, создавая изобразительный образ в рисовании, передает его отличительные особенности, так как он должен напоминать реальный объект, предмет или явление. При чтении необходимо уметь расчленять слова на буквы и затем соединять их в слоги, получая звучание написанного слова. Таким образом, эти два вида деятельности - чтение и рисование являются близкими по уровню включения в процесс зрительных анализаторов. Знакомство с формой букв и ее запоминание происходит за счет опредмечивания малышом начертаний, то есть он играет с буквами. В начертаниях букв дети находят различные знакомые предметы. Например, буква «А» напоминает крышу у деревенского домика, «О» - круглая, как озеро. Мы полагаем, что изобразительная деятельность относится к первой образовательной деятельности, с которой ребенок знакомится.

Средством овладения изобразительной деятельностью является грамотность исполнения изображения. Важной будет являться

не только грамотность исполнения изображения, но в большей степени его смысловая нагрузка. Дети в рисунках, поделках и аппликации передают свой социальный опыт, чувства и эмоции, которые у них появились при восприятии реального объекта, а изобразительная грамотность лишь позволяет расширять их художественные и технические возможности.

Под изобразительной грамотностью в нашем исследовании понимаются умелость руки и владение приемами работы с различными материалами, сформированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий, умения различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знаниями о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знаниями об основах теории и истории изобразительного искусства.

Музейная педагогика обеспечивает психологическую поддержку детского творчества. Рекреативная функция музейной педагогики заключается в создании психологической ситуации комфорта при обучении. В таких условиях дети чувствуют себя более уверенно, эффективнее овладевают знаниями и приобретают умения и навыки. Ведь не секрет, что создавать художественный образ всегда легче, когда есть благодарные зрители и замечательные учителя.

Литература

1. Берг Л. Е. Развитие ребенка : моногр. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.

2. Ветрова Г. В. Сказка о веселом художнике. Кустодиев : книга для чтения взрослыми детям. - М.: Белый город., 2003.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь : сб. избр. соч. - М. : Хранитель, 2008. - 668 с.

4. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду. - 3-е изд. - М.: Пед. общество России, 2005. - 176 с.

5. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 400 с.

6. Мастера русской живописи: энциклопедия мирового искусства / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов и др. - М.: Белый город, 2007. - 384 с.

7. Савенкова Л. Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества // Педагогика. - 2006. - №5. -С. 17-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.