Научная статья на тему 'Социокультурный аспект функционирования региональных СМИ в контексте идеологической глобализации'

Социокультурный аспект функционирования региональных СМИ в контексте идеологической глобализации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
909
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СМИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хлыстунов Сергей Юрьевич

Институт средств массовой информации представляет собой важнейший элемент социальной организации современного общества, от эффективной работы которого зависят все прочие сферы общественной жизни. Средства массовой информации это прежде всего арена общественной жизни, концентрирующая в себе общественное мнение и гражданское общество. Причем наиболее близкими к интересам населения являются региональные средства массовой информации, функционирующие в условиях противоречивого процесса глобализации. Как на национальном, так и на региональном уровне средства массовой информации достаточно эффективны лишь в сферах политической и экономической коммуникации. Однако в социокультурной сфере ситуация иная. В данном аспекте средства массовой информации не предпринимают практически ничего, чтобы защитить традиционный ценностно-символический мир российской цивилизации от процесса культурной вестернизации, осуществляемой в рамках проекта идеологической глобализации мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный аспект функционирования региональных СМИ в контексте идеологической глобализации»

С. Ю. Хлыстунов

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Институт средств массовой информации представляет собой важнейший элемент социальной организации современного общества, от эффективной работы которого зависят все прочие сферы общественной жизни. Средства массовой информации это прежде всего арена общественной жизни, концентрирующая в себе общественное мнение и гражданское общество. Причем наиболее близкими к интересам населения являются региональные средства массовой информации, функционирующие в условиях противоречивого процесса глобализации.

Как на национальном, так и на региональном уровне средства массовой информации достаточно эффективны лишь в сферах политической и экономической коммуникации. Однако в социокультурной сфере ситуация иная. В данном аспекте средства массовой информации не предпринимают практически ничего, чтобы защитить традиционный ценностно-символический мир российской цивилизации от процесса культурной вестер-низации, осуществляемой в рамках проекта идеологической глобализации мирового сообщества.

136

S. Khlystunov

SOCIO-CULTURAL ASPECT OF REGIONAL MASS MEDIA'S FUNCTIONING IN THE CONTEXT OF IDEOLOGICAL GLOBALIZATION

The mass media institute is the most important element of the modern society's social organization. Social life depends on the efficiency of the mass media's work. The mass media is a stage of the social life concentrating social opinion and civil society. Regional mass media are the closest to the population's interests, especially in the context of the globalization process.

The mass media are rather effective in the sphere of politic and economic communications both at the national and regional levels. However the situation is different in the socio-cultural sphere. The Russian mass media do practically nothing to defend the traditional values of the Russian civilization's symbolic world from the process of cultural westernization.

Попытка интерпретации явлений социальной реальности требует от исследователя понимания точных контуров, в которые заключен привлекший внимание феномен. Региональные российские СМИ могут быть проанализированы только в рамках общего контекста, представляющего собой комплекс фундаментальных процессов задающих параметры современности, среди которых есть один, предопределяющий глубинные сдвиги социальной структуры системы современных обществ, получивший в 90-х годах ХХ века название глобализации.

К концу XIX века на планете сложилась система международного разделения труда, охватившая даже самые отдаленные и труднодоступные регионы. Она замкнула в собственных рамках и подчинила себе все значимые аспекты материальной жизни. Колонизация периферийных геоэкономических зон странами ядра мировой экономики была окончена, а возможности экстенсивного роста системы — исчерпаны.

XX век стал историческим примером фундаментальных трансформаций. Во-первых, между странами центра мировой капиталистической экономики борьба за доминирование приняла наиболее кровопролитные за всю историю формы. Во-вторых, Россия как полупериферийная страна обрела параметры сверхдержавы, сформировала социалистический лагерь и установила паритет. И лишь поражение в холодной войне вновь позволило интегрировать Россию в капиталистическую систему на условиях полупериферийной державы.

Процесс глобализации, открыто проявивший себя после распада Советского Союза, представляет собой совокупность трансформационных тенденций, вызванных стремлением доминирующих в настоящее время сил, в данном случае США, сохранить, упрочить и расширить свой контроль над системой мирового разделения труда и обеспечить возможность ее дальнейшего существования.

Достижение упомянутой цели требует целого комплекса военно-политических, экономических и культурно-идеологических мер, реализация которых позволит принудить каждую геоэкономическую зону к выполнению возложенной на нее функции в интересах системы международного разделения труда в целом.

Это осуществимо лишь в том случае, если в ментальном и демографическом аспектах население каждого региона будет адекватно предписанной ему роли. В свете вышесказанного, глобализация представляется как процесс геополитического, экономического и социокультурного переструктурирования. Причем в социокультурном плане это выглядит как идеологическая глобализация, где на первый план выходит ценностная составляющая общественного сознания, а значит, и такой механизм воспроизводства ценностных миров, как СМИ.

Воспроизводство в общественном сознании определенных ценностных систем всегда было и остается идеологическим инструментом управления наряду с адми-

нистративным и экономическим принуждением, осуществляемыми как на глобальном, так и на региональном уровнях, которые находятся в состоянии антагонизма.

Именно процесс глобализации, перешедший после 1991 года в открытую фазу, стимулировал процессы регионализации, особенно в периферийных зонах мировой системы разделения труда. Причем ярко выраженными становятся две формы регионализации. Одна из них является следствием распада крупных геополитических образований, а именно стран входящих в социалистический блок. Другая — представляется попыткой сопротивления новому мировому порядку. Можно констатировать, что сегодня мир разделился на тех, кто инициирует и возглавляет процесс глобализации, тех, кто следует за лидерами и подчиняется им, и тех, кто еще пытается сопротивляться.

С позиции структурных изменений, очевидно, что глобализация современного мира означает экспансию, которая осуществляется во всех сферах жизнедеятельности по направлению от центра к периферийным зонам, по-разному реагирующим на воздействие извне. Именно эта реакция на экспансионные импульсы и составляет сущность стратегий региональных СМИ, напрямую столкнувшихся в постсоветский период с реалиями глобализующегося мира, и по-своему воспринимающих попытку навязывания колониальных вариантов массовой культуры и ценностей. Очевидно, что именно СМИ становятся сегодня одним из важнейших механизмов, обеспечивающих функционирование региональных административных и общественных структур.

Институт СМИ является одним из важнейших элементов социальной организации любого современного общества. От эффективности его функционирования зависят практически все основные сферы жизнедеятельности: и социальная сфера, и культура, и экономика, и политика.

Несмотря на то, что прошло уже семнадцать лет в России с момента начала либе-

ральных реформ, инфраструктура и нормативная основа СМИ все еще находится в процессе становления. Российские СМИ в течение всего постсоветского периода так до конца и не сложились в структуру, которая могла бы эффективно выполнять свои функции в интересах государства и общества. Следовательно, по-прежнему актуальной остается необходимость продолжения выработки комплекса медиаполити-ческих стратегий, осуществление которого позволит качественно улучшить эффективность работы всех медиаструктур страны.

В современных условиях региональные СМИ пытаются проводить собственную медиаполитику. Реализуются различные медиапроекты, совершенствуется инфраструктура, растет интенсивность коммуникативных процессов, внедряются новые информационно-коммуникативные технологии. Однако если региональные СМИ и проявляют самостоятельность, то лишь в политической, экономической и досуговой сферах коммуникации, где и реализуются наиболее эффективные медиастратегии.

В социокультурной сфере ситуация принципиально иная. В области культуры и идеологии не предпринимается практически ничего, чтобы защитить традиционный ценностный универсум российской цивилизации от культурной вестерниза-ции, осуществляемой в процессе идеологической глобализации планеты.

Российские СМИ как на федеральном, так и на региональном уровне практически не создают символической медиапро-дукции, конкурентоспособной в рамках глобального информационно-коммуникативного пространства. Очевидно, что сложившаяся ситуация связана с проблемой цензуры. С одной стороны, официальная власть отказалась от функции государственной цензуры, что привело к настоящей «оргии» свободы слова и в конечном итоге к информационному террору над населением России. С другой стороны, власть активно пользуется механизмами косвенной цезуры, но в основном лишь в сфере

политических коммуникации, предоставив доминирующим в российском информационном пространстве субъектам практически полную власть над социокультурной сферой.

В обоих случаях механизмы, воспроизводящие ментальные структуры населения, контролируются медиасубьектами, стимулирующими дальнейшее разрушение традиционных ценностных систем российского населения начавшееся после 1991 года.

Проблема заключается в том, чтобы в сложившихся в современной России условиях выработать основные параметры ме-диаполитики региональных СМИ в социокультурной сфере. Потому как сегодня именно в регионах сложились более приемлемые, по сравнению с федеральным центром, условия для корректировки ме-диаполитических стратегий таким образом, чтобы региональные СМИ стали реальным фактором всестороннего развития региона в одном из наиболее фундаментальных аспектов его жизнедеятельности, а именно в плане сохранения и развития ценностного универсума российского общества.

Объективно нас интересует процесс идеологической глобализации планеты, выраженный в медиаполитической стратегии, сущностью которой является навязывание колониальных вариантов массовой культуры и ценностей, стимулирующих и легитимизирующих глобализацию военно-политической, экономической и других сфер жизнедеятельности системы современных обществ, в целях установления нового мирового порядка. В частности, социокультурный аспект функционирования региональных СМИ, и основные направления их дальнейшего развития.

Целью данной статьи является попытка выявить некоторые особенности деятельности региональных СМИ в социокультурной сфере и наметить базовые положения региональной медиаполитики, которые позволили бы в перспективе повысить эффективность функционирования СМИ и

привести их в состояние адекватности стратегиям развития региона.

В процессе достижения поставленной цели мы будем стремиться решить ряд взаимосвязанных задач. Во-первых, показать специфику функционирования национальных СМИ, возникшую в связи с процессом глобализации. Во-вторых, осмыслить социальную сущность проекта идеологической глобализации как медиаполи-тической стратегии мировых СМИ. В-третьих, проанализировать проводимую официальной властью региональную медиапо-литику, с позиции ее эффективности по отношению к развитию региона. В-четвертых, кратко охарактеризовать влияние федеральных и региональных СМИ на социализацию молодежи в условиях идеологической глобализации. В-пятых, сформулировать основные положения медиаполити-ческой стратегии повышения эффективности функционирования региональных СМИ в контексте трансформации российского общества.

В второй половине ХХ века произошел стремительный прогресс в сфере информационно-коммуникативных технологий, который послужил толчком к централизации и вертикальному структурированию идеологических механизмов (национальных СМИ) отдельных стран в единую инфраструктуру глобального уровня. Можно утверждать, что появился глобальный идеологический механизм (мировые СМИ) как инфраструктура планетарного масштаба, где национальные СМИ отдельных стран и блоков этих стран расположены в виде жесткой иерархической системы, а отношения между отдельными субъектами укладываются в схему «центр — периферия».

Данная система имеет жесткую иерархию и состоит из десятков тысяч учреждений, агентств, специальных центров и сотен тысяч сотрудников. Вершину этой структуры составляет группа транснациональных корпораций и агентств. На более низких уровнях находятся национальные СМИ отдельных стран, также, в свою оче-

редь, доминирующие над еще более низким уровнем региональных СМИ.

В современных условиях командные штабы глобального идеологического механизма поставили под свой контроль практически все значимые информационные потоки на планете, получив возможность осуществления цензуры на мировом рынке СМИ и подчинив своим интересам процессы создания, совершенствования и распространения всего спектра средств массовой коммуникации.

Глобализация современного мира представляет собой целенаправленный процесс иерархического переподчинения стран и народов в целях создания единой социальной организации планетарного масштаба, с жесткой централизованной системой власти, управления и контроля, международного разделения труда, финансовой системы и глобальной инфраструктуры всех видов коммуникации.

Процесс глобализации протекает одновременно во всех наиболее значимых сферах жизнедеятельности людей, особенно в политической, экономической и социокультурной сферах. Идеологическая глобализация осуществляется на мировоззренческой основе идеологии глобализма, представляющего собой частную конструкцию в рамках евроцентризма и концентрирует в себе его суть в наиболее жесткой форме.

В данном случае мы согласны с позицией А. А. Зиновьева, который утверждал, что сущность идеологической глобализации, это прежде всего стремление навязать населению периферийных регионов мировой капиталистической системы колониальные варианты массовой культуры и системы ценностей, оправдывающие и легитимизирующие процесс глобализации в целом и представляющие его как стихийный и объективный социальный процесс1.

Одной из наиболее значимых составляющих идеологической глобализации является стратегия социокультурной трансформации. Это долгосрочный идеологический проект, который осуществляется в виде

культурно-идеологической гегемонии в интересах доминирующих на планете сил, с целью трансформации ментальных структур населения отдельных геоэкономических зон (в частности России) таким образом, чтобы качественное и количественное состояние данных эксплуатируемых общностей стало адекватным выполняемой ими хозяйственной функции в мировой системе разделения труда.

Смысл стратегии социокультурной трансформации заключается в осуществлении ментальной деконструкции, т.е. интеллектуального и морального разложения, а также навязывания искусственных потребностей и ценностей, освобождающих человека от усилий над собой. Это приводит к тому, что ментальный аспект населения периферийных геоэкономических зон деградирует до уровня, соответствующего сложности выполняемых функций по обслуживанию определенных уровней сфер мировой экономики и снабжения ее всеми необходимыми ресурсами.

Процесс глобализации настолько глубоко затронул социальные структуры системы современных обществ, что привело к активизации тенденций к регионализации. Процессы регионализации охватили планету. С одной стороны, это попытки сопротивления глобализационным тенденциям, с другой — следствие распада крупных геополитических образований.

Сегодня российские регионы пытаются проводить собственную политику во всех областях жизнедеятельности. На региональные СМИ сегодня возложена функция повышения уровня информатизации региона, с которой они успешно справляются. Однако как важнейший институт социализации молодых поколений региональные СМИ — неэффективны. Более того, уже существующая инфраструктура используется для обеспечения функционирования глобальных механизмов ментальной деконструкции, которые представляют собой информационно-коммуникативный аспект индустрии зрелищ.

Главными методами функционирования этих механизмов является манипуляция сознанием и прямая пропаганда, с помощью которых в сознании молодежи насаждается новая гедонистическая и индивидуалистическая система ценностей, потребностей, и, как следствие, стиль жизни, неадекватный российским условиям.

В данном случае индустрия зрелищ с ее соблазнами массовой культуры и элитарного стиля жизни становятся по отношению к российскому населению, и особенно молодежи, эффективным инструментом, стимулирующим моральную и интеллектуальную деградацию. Массовый отказ от традиционных ценностей уже привел к разрушительным последствиям в общественном сознании.

Поэтому на первый план выходит проблема совершенствования уже существующей медиаполитики СМИ, прежде всего региональной, с целью обеспечения в социокультурном аспекте такого информационного климата в каждом конкретном регионе, который бы способствовал его развитию, а не стимулировал тенденции к инволюции.

На Западе индустрия зрелищ стала настолько всеохватной и всепроникающей, что приверженцы постмодернистской парадигмы мышления назвали данный феномен «Обществом спектакля»2. Однако это естественный результат модернизацион-ных усилий исключительно западных стран. В прочие регионы этот несвойственный для их эволюции феномен был привнесен искусственными методами.

«Общество спектакля» — это крайне опасное состояние информационного пространства прежде всего потому, что оно крайне разрушительным образом сказывается на ментальной сфере социальных общностей. Учитывая, что менталитет это социально-психическое ядро самосознания общности, определяющее характер мировоззрения и мироощущения людей, можно утверждать, что ментальные структуры изначально определяют глубинную

специфику каждого культурно-исторического типа.

Глобальная реализация идеологического проекта социокультурной трансформации, который включает в себя комплекс мер, начиная моральным и интеллектуальным разложением и заканчивая навязыванием искусственных потребностей и образа жизни, неадекватных реальности, разрушая при этом остатки удерживающей от деградации национальной традиции. Это позволит «отдать» психологически «размягченных», поддатливых и интеллектуально беззащитных людей под власть капиталистической системы.

Сегодня Россия в отличии от других стран совершенно беззащитна перед продолжающим усиливаться процессом идеологической глобализации. Ситуация информационной оккупации и продолжающейся социокультурной колонизации обусловлена прежде всего двумя факторами: запретом на государственную цензуру и запретом на государственную идеологию.

Представляется, что само понятие государственной медиаполитики уже подразумевает наличие государственной идеологии и цензуры. Однако запрет на традиционно ориентированную государственную идеологию, как показывает российский опыт последних семнадцати лет, провоцирует идеологический хаос, массовую дезориентацию, психологическую демобилизацию сознания населения страны.

Кроме того, запрет на государственную цензуру отнюдь не приводит к истинному плюрализму мнений и свободному доступу к объективной информации, однако создает ситуацию, при которой право селекции информационных потоков переходит к доминирующим в данный момент, на рынке массовых коммуникаций и информационных технологий, медиаструктурам. Ведь сам факт цензуры отменить невозможно, потому, как он возникает из принципа селекционного отбора информации, т. е. наиболее фундаментального метода работы с ней.

В современных условиях подавляющее количество медиасубьектов, находящихся в информационном поле России, практикуют рыночную цензуру. Информация фильтруется в соответствии с законами рыночной рентабельности и прочими условиями мирового медиа-рынка. К этому состоянию российские СМИ двигались с начала 1990-х годов, пережив несколько этапов собственного развития.

Очевидно, что Россия, ставшая полупериферией мировой капиталистической системы, уже семнадцать лет является объектом социокультурной колонизации со стороны Запада. И региональные СМИ в большинстве случаев являются инструментом насаждения глобалистских ценностей, потому как не имеют собственной эффективной медиаполитики в данной сфере.

Ситуация, при которой отсутствуют механизмы регулирования социокультурной составляющей информационных потоков сложилась потому, что после 1991 года так и не была сформулирована национально-ориентированная государственная информационная политика. Государственная цензура запрещена и сменилась рыночной.

Сегодня на региональные СМИ возложена функция повышения уровня информатизации региона, и она, безусловно, выполняется. Однако воспитательно-просветительская функция, обеспечивающая процесс эффективной социализации молодых поколений, которая в начале ХХ века позволила Советской России справиться с постреволюционным культурно-идеологическим и морально-духовным хаосом, сегодня отсутствует не только в практике СМИ, но и крайне редко декларируется в программных документах, касающихся как федеральной, так и региональной медиаполитики.

Очевидно, что прогрессирующая аномия российского общества есть следствие неэффективной работы СМИ как механизма традиционно-ориентированной социализации. Сложилась ситуация, когда инфраструктура российских СМИ используется как фундамент для функционирования

механизмов, деятельность которых нацелена на социокультурную трансформацию существующего в России культурно-исторического типа. Эта ситуация складывалась в течение последних семнадцати лет, и обусловлена в первую очередь существованием определенной медиаполитики как на федеральном, так и на региональном.

Ситуация в стране требует немедленного прекращения всех попыток окончательно навязать массовую культуру западного образца. Государству в целях собственного выживания ввиду геополитических обстоятельств необходимо тратить средства на подготовку собственной молодежи, воспитывая сильных, здоровых, психологически адекватных людей.

Российские СМИ должны стать активным участником накопления символического капитала коренных народов России как суперэтнической общности. Коллективный символический капитал — это фундаментальный элемент, способствующий как образованию, так и сохранению социума в качестве единого целого. Экономические и политические отношения таким эффектом не обладают. Для того чтобы люди объединились и существовали как полноценная человеческая общность им нужна общая духовная собственность, т. е. система ценностей, которые их объединяют без принуждения и которые они готовы сообща защищать.

В плане социокультурной организации человеческих сообществ выигрывают те, которые меньше времени тратят на взаимное согласование действий и разъяснение коллективных целей, в результате чего общественно полезные действия совершаются с минимальным психологическим напряжением. Для России с ее перманентно тяжелым геополитическим положением это актуально вдвойне, потому как ее геополитическое пространство может удерживать только идеологически мобилизованный человек.

Очевидно, что «оргия» свободы слова и зрелища начавшаяся в 1990-х годах оказа-

лась слишком тяжелым бременем для населения. Наступил эффект пресыщения, который рано или поздно оборачивается психоэмоциональной перегрузкой. Выход из этой ситуации видится в восстановлении государством функции цензуры в социокультурной сфере, не затрагивая при этом политических и экономических коммуникаций. Этот шаг позволит контролировать всю продукцию национальных СМИ, включая кино и музыку, с позиции накопления коллективного символического капитала. Без подобного контроля над всей инфраструктурой российских СМИ как на федеральном, так и на региональном уровнях мобилизовать деградирующее в ментальном и культурном аспектах население России невозможно.

Инволюционные тенденции проявляются прежде всего в разрушении культурно-символического мира российской культуры, в результате чего нарастают тенденции отрицательной идентичности, апатии, идеологического хаоса, депопуляции, аномии и маргинализации3. Государствообра-зующий этнос теряет этническую энергию и демонстрирует не столько падение уровня пассионарности, сколько изменение ее модуса в плане массовой переориентации с государственных интересов на частные. Поэтому для России крайне актуальной становится необходимость социокультурной мобилизации пока еще сохранившегося человеческого потенциала.

Из понимания данного факта становится очевидным, что основная задача медиа-политики на любом уровне социальной системы заключается в том, чтобы обеспечить оптимальный для ее развития информационный климат (медиасреду), если под этим термином понимать общий эффект, производящийся конкретной инфраструктурой СМИ в конкретном регионе.

Информационный климат есть результат циркулирования всех информационных потоков и их содержательного аспекта. Здесь может быть два варианта. Или информационный климат региона адекватен

условиям его существования и способствует его развитию во всех сферах жизнедеятельности, или он таков, что способствует регрессивным тенденциям, стимулируя процессы деградации, прежде всего в ментальной сфере. Тот искусственно созданный идеологический хаос, который сегодня присутствует в общественном сознании, особенно молодежном, во многом результат существующей в стране медиаполитики.

Представляется что действующие ныне механизмы социализации, где ведущим являются СМИ, неадекватны тем задачам, которые необходимо решать в целях ее выживания и развития. Следовательно, на первый план выходит проблема оптимизации уже существующей региональной ме-диаполитики с целью обеспечения такого информационного климата в каждом конкретном регионе, который бы способствовал его развитию и эффективному функционированию такого фундаментального процесса социального воспроизводства, как социализация молодых поколений.

Представляется, что трансформировать существующую медиаполитику необходимо в рамках двух основных направлений. Первое из них ориентировано на соотнесение дискурса информационных потоков во всех четырех формах СМИ (телевидение, радио, пресса, Интернет), затрагивающих социокультурную сферу общества, с общепризнанными социальными нормами, утверждающими традиционную для России систему ценностей и символов. Что, безусловно, означает цензуру как запрет на массовое позиционирование в информационном пространстве страны следующих типов медиаматериалов.

Во-первых, видеоматериалов, связанных с порнографией, эротикой, фильмами жанра «экшн» и «триллер», компьютерных игр, разрушающих традиционный менталитет и ценностные системы.

Во-вторых, теле- и радиопередач, направленных на осмеяние, вульгаризацию и опошление традиционных моральных устоев, навязчивую рекламу контрацепции,

спиртных напитков, развлечений и роскошного образа жизни богатых и праздных слоев населения, а также медиаматериалов, создающих позитивно-героические образы бандитов, убийц, террористов, боевиков, сутенеров, проституток, представителей сексуальных меньшинств и формирующих негативный имидж страны, унижающий национальное достоинство коренных народов, очерняющий историю и великие исторические личности. В целом необходимым является прекращение рекламы гедонизма, человеческих пороков, инфантилизма и постмодернистского взгляда на мир.

В-третьих, это недопущение в эфир видеоматериалов, вызывающих массовые страх, депрессию, психоз и панику (военные потери и террористические акты, а также их последствия).

Однако совершенно перекрыть волну вестернизированной информации невозможно, поэтому вторым направлением, дополняющим первое, является ориентация на создание альтернативной и конкурентоспособной продукции. В информационном поле должны доминировать традиционные ценности и традиционный культурно-символический мир. Необходима ориентация на традицию и классику, в рамках которой можно было бы пропагандировать традиционные российские ценности, атрибуты традиции, духовные символы, авторитеты, героику войны, трудового этоса, аскетизма, жертвенных мотивов служения, долга, чести и религиозного воодушевления.

Очевидно, что назрела потребность в создании своей традиционной массовой культуры, музыки, стилей жизни. Для этого имеет смысл обращение к героическому эпосу, прославляющему и олицетворяющему величие истории страны, поощрение интереса к нему с помощью фильмов, книг,

теле- и радиопередач. Уже назрела необходимость ревизии культурного наследия с тем, чтобы выделить наиболее ценные направления и сместить на периферию второстепенные, не соответствующие духу традиции.

Вероятной представляется ситуация, при которой будет осуществляться стимулирование творчества деятелей кино, искусства, музыки и культуры в рамках традиционных социальных норм по созданию медиаматериалов, мобилизующих массы, создающих воодушевляющий на жизненную активность информационный климат.

Крайне важным, на наш взгляд, является соблюдение образовательной и воспитательной направленности деятельности СМИ. Было бы целесообразным, если бы даже развлекательные программы несли в себе содержание, направленное на воспитание чувство долга, социальной ответственности и традиционных моральных устоев. Все девиантные формы поведения должны подвергаться публичному остракизму.

Таким образом, ценностное ядро российской культуры может быть восстановлено, а дискредитированные ценности вновь получат свое алиби. В целом российские СМИ должны выражать интересы населения страны и, учитывая тот факт, что «идеология побеждает тиражами», должны хорошо финансироваться.

Представляется, что если все вышеизложенные меры будут регулярно осуществляться в виде целенаправленной медиапо-литики, это будет способствовать установлению оптимального для развития регионов меди-климата, вместо существующего сегодня культурно-идеологического хаоса, способствующего деградации всей ментальной сферы населения как страны в целом, так и в каждом регионе в отдельности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. — СПб., 2004. — С. 228.

2 Дебор Г. Общество спектакля. — М., 1997.

3 Российская молодежь: проблемы и решения. — М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.