Научная статья на тему 'Социокультурные аспекты проблем мультикультуразма'

Социокультурные аспекты проблем мультикультуразма Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
91
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные аспекты проблем мультикультуразма»

Результаты анкетирования учителей школ-интернатов и преподавателей показали, что система взаимодействия школ-интернатов с семьями, воспитывающими детей с нарушенным слухом, нуждается в преобразовании. Родители воспитанников специальных школ большую часть времени не имеют возможности общаться с детьми, особенно это касается семей из вьетнамских провинций. В каникулы подавляющее большинство родителей стараются привлекать детей к помощи в хозяйственных работах или к элементарному участию в семейном бизнесе. Для того, чтобы изменить сложившуюся систему взаимоотношений, необходимо проводить большую просветительскую работу с родителями: организовывать собрания, индивидуальные консультации, лекции и семинары, дни открытых дверей, обеспечивать родителей научно-популярной литературой, посвященной проблемам людей с нарушениями слуха. В настоящее время глобальная компьютеризация, которая затронула практически все, даже самые отдаленные районы Вьетнама, может способствовать решению ряда проблем взаимодействия школы и семьи. Использование электронной почты может способствовать увеличению возможностей общения ребенка с семьей, а также расширению контактов педагогов с родителями детей с нарушениями слуха.

Таким образом, содержание и организация специального образования во Вьетнаме должны предусматривать создание условий для развития интеллекта детей с нарушениями слуха, что в свою очередь является составной частью подготовки к жизни в обществе. Результатами этого развития являются освоение культуры, социокультурных норм и ценностей, общение и взаимодействие в контексте данной - вьетнамской - культуры, а также в контексте соприкасающихся сней субкультур. Речь идет о принятии материальных и духовных аспектов культуры, эстетических, этических и других норм и ценностей данного социума. Специальное образование является инструментом содействия развитию личности человека сособыми образовательными потребностями, зависящим от уровня развития науки и культуры, социально-экономической обстановки, существующей в конкретном государстве.

Примечания

1. «Защити меня!» [Текст]: [материалы, иллюстрирующие положение Конвенции ООН о правах ребенка]. - М., 1995.

2. Специальная педагогика [Текст]: в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2008. -Т 2. Общие основы специальной педагогики.

Л.В. Арутюнова

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЗМА

Говоря о мультикультурном обществе наших дней, необходимо вспомнить, каким образом оно сформировалось. Классические общества прошли путь от государства к нации или от нации к государству. Несмотря на то, что в странах третьего мира, куда импортировались европейские формы государственности, процесс формирования национального самосознания еще не завершился, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что национальное государство оказалось убедительным ответом на вызов истории и стало эффективной формой социальной интеграции.

В настоящее время в рамках мирового сообщества активизируются интеграционные межкультурные процессы. В связи с этим постепенно актуализируется вопрос о феномене взаимодействия культур, о степени и механизмах их влияния друг на друга, о роли и месте отдельных культур в мировом сообществе.

Анализ современного мультикультурного общества показывает, что проблемы сосуществования и связанные с ней философские проблемы толерантности, солидарности и справедливости продолжают оставаться актуальными. Национально-этнические конфликты, периодически возникающие в разных точках мирового сообщества, напоминают нам о неотложности решения этих проблем.

Например, отечественный политолог Э.А. Паин считает, что в процессе развития общества действует теория этнополитического транзита, суть которой в том, что все обще-

ства в своем развитии проходят три стадии: 1) этнократическую, в основе которой поглощение или вытеснение одного народа другим; 2) имперскую, при которой государство, расширяясь, не претендует на народ, не «съедает» его, а устраивает между подвластными народами границы, делит население на «главный народ» и «второстепенные народы»; 3) стадию формирования мультикультурного общества, где нет «главных» и «неглавных», пришлых и новых, а все основано на равенстве прав и культур. Следовательно, современное мультикультурное общество должно представлять собой общность, основанную на равноправии [1, с. 2].

Поиски выходов из существующих конфликтов требуют согласованных решений, основанных на последовательной моральной позиции всего человечества или, по крайней мере, большей его части.

Мультикультурализм - это, с одной стороны, политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, а с другой -аргументирующая такую политику теория, или идеология.

Главный вопрос «мультикультурализма» - это возможность интеграции мигрантов, которая не сопровождалась бы их ассимиляцией. Объективные и субъективные препятствия на пути к социальной интеграции побуждают мигрантов формировать собственные этнические сообщества, в рамках которых удерживаются язык и определенные культурные образцы. Подобные сообщества существуют сегодня практически во всех европейских странах. Такие группы характеризуются общностью социально-экономической позиции, что придает каждой группе четкую маркировку. Именно в таком качестве эти группы предстают для остальных членов общества. Относительная изолированность мигрантов переживается (и окружением, и ими самими) как культурная особость. Их культурное отличие от остального населения тем самым закрепляется. Государство, на наш взгляд, не может рассчитывать на превращение мигрантов в полноправных членов общества, если не признает за ними права на различие.

В наше время в рамках тенденций всеобщей глобализации и интеграции основные изменения наблюдаются практически во всех сферах общественной жизни: политической, социально-культурной, этно-национальной, демографической. Положительное влияние этих тенденций в том, что движения наций возрастают, происходит размывание государственных границ, но есть и негативные моменты: наблюдаются этнические разобщенность и сепаратизм.

За последние годы политическая карта мира пережила глобальные изменения. Многие разноэтнические страны, ранее дружественные, распались на множество автономных и нередко враждебных единиц (СССР, Югославия, Чехословакия).

С одной стороны, европейские страны, более единообразные по составу наций, объединяются в новое политическое пространство - Евросоюз.

Миграция в России имеет весьма специфичные черты по сравнению с миграцией в странах Запада. В российском случае - как, кстати, и в случае других постсоветских государств - культурная дистанция между мигрантами и основным населением принимающей страны гораздо меньше, чем в странах Западной Европы или Америки. Единая система образования, существовавшая на территории бывшего СССР на протяжении более чем полувека и охватывающая несколько поколений, обеспечивает практически безукоризненное владение русским языком тем мигрантам, которые получили образование в одном государственном пространстве - СССР. Однако многие из мигрантов - молодые люди, чьи школьные годы пришлись на период после распада советской системы образования и советского типа социализации, а это значит, что их культурные отличия от основного населения принимающих регионов гораздо существеннее, чем у их родителей. Не следует забывать, что среди мигрантов есть люди из Северной Кореи, Китая, Афганистана, из курдских областей Турции и Ирака, для которых незнание или неполное знание русского языка, культуры и др. затрудняет проблему их интеграции. Их количество исчисляется сегодня сотнями тысяч, и далеко не все они рассматривают Россию как временное пристанище. Крупные российские города по своей этнической, языковой, конфессиональной и жизненно-стилевой пестроте все более напоминают мегаполисы Запада, и проблема ассимиляции мигрантов здесь встает остро. Нет сомнения, что национально-культурная разнородность российского населения под влиянием миграции будет только возрастать. Судя по темпам убыли населения, в будущем все острее встанет проблема нехватки демографических ресурсов, что ещё более усилит миграционные процессы.

Тема мультикультурализма как возможного варианта решения этнонациональных

проблем современной России все чаще звучит в выступлениях и исследованиях отечественных социологов, политологов и культурологов. Диапазон мнения о правомерности применения на практике идей мультикультурализма в нашей стране колеблется от полного, весьма эмоционально излагаемого неприятия этого «чужеродного» явления до призывов распространить либеральную по своей сути концепцию существования полиэт-ничного государства на практику межэтнических отношений в Российской Федерации, коль скоро она провозгласила устами своих лидеров приверженность либерально-демократическим принципам.

Проблема взаимодействия культур присуща всем поликультурным обществам. Часто возникающие межнациональные конфликты в рамках одного государства подтверждают актуальность проблемы взаимодействия между национальностями и между культурами в рамках полинациональных, поликультурных государственных образований. Противостояние Ирландии и Англии в рамках Великобритании; курдские конфликты в Турции и Ираке; противоречия между басками и испанцами; цепь конфликтов на Балканском полуострове - примеры межкультурных конфликтов, поднимающие вопрос о способах достижения культурного единства и гомогенности внутри поликультурных и полинациональных обществ.

Для России мультикультурализм так же реален, как и для других государств с множественной культурой и этнически разнообразным населением. Российское государство, в этом случае представляющее культуру большинства, с одной стороны, и культурные меньшинства - с другой, принимает на себя определенные обязательства и достигает соглашения. Для успешного функционирования мультикультурной системы важно соблюдать основное правило: самоидентификация в рамках определенной этнической культуры не должна нарушать права других этносов и законы государства в целом. Только в этом случае мультикультурализм сможет способствовать развитию и закреплению общенациональной идеи, которая по сути своей будет многонациональна.

Проблема межкультурных взаимодействий - неизменная тема теоретико-гуманитарной мысли русских исследователей. Россия - изначально полиэтничная страна, несущая в себе традиции не только русской культуры, что всегда порождало необходимость рефлексивного осмысления феномена. Что касается современного мира, то и лево-, и право-либеральное мировоззрение, если отбросить частности, признает принцип равных возможностей как следствие постулата об изначальном равенстве людей. Разногласия между ними касаются в первую очередь принципов равноценности и равноправия. Распространение практики мультикультурализма рассматривается некоторыми исследователями как исключительно разрушительная идея, грозящая расколом единому культурному пространству страны на мозаичные, не связанные друг с другом фрагменты, после чего не будет никакого смысла в попытках создания и привития гражданам России «великой национальной идеи». Как справедливо отмечает отечественный исследователь С. Чукин, проблема конфликтов не в разных культурных ценностях, а в том, что они напрямую связаны с распределением жизненных благ внутри культуры [2, с. 83].

Распространение практики мультикультурализма рассматривается некоторыми исследователями как исключительно разрушительная идея, грозящая расколом единому культурному пространству страны на мозаичные, не связанные друг с другом фрагменты, после чего не будет никакого смысла в попытках создания и привития гражданам России «великой национальной идеи».

Как пишет канадский исследователь Ч. Тейлор, ушло чувство признательности по отношению к государствам, предоставившим убежище и жизненные возможности [3, с. 27]. С. Бенхабиб, профессор политологии и философии Йельского университета, одна из самых ярких исследователей культуры в современных политических процессах, также считает основным фактором, стимулирующим мировые процессы плюрализации, децентрализации, возникновение теории и политики мультикультурализма - новой глобальной стадии хозяйственного прогресса, и вводит термин «обратная глобализация». По её мнению, вследствие либерализации представлений о гражданстве в принимающих странах, происходящей под влиянием усилившегося мультикультурализма, иммигранты попадают в общества, где давление, побуждающее их натурализоваться и уподобиться местным жителям, существенно ослабло. До тех пор, пока крупным державам будет необходима дешевая рабочая сила, заключает С.Бенхабиб, процесс обратной глобализации, при которой периферия перемещается в центр, продолжится, а вместе с ней продолжится и ослабление правил постоянного проживания, культурной идентичности и

требования гражданств [4].

Мультикультурное общество - это общество, в котором нет «господствующей культуры». Это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбора того, какие культурные образцы являются их «собственными».

Таким образом, можно утверждать, что культурное разнообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных «идентичностей», а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.

Примечания

1. Паин, Э. А. В России огромный ресурс этнической ненависти [Текст] / Э.А. Паин // Известия. - 2005. - 12 мая.

2. См.: Чукин, С. Г. К вопросу об основаниях современного философствования [Текст] / С.Г. Чукин // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий: [сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева]. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - (Серия «Мыслители»). - Вып. 11.

3. Тейлор, Ч. Демократическое исключение (и лекарство от него?) [Текст] / Ч. Тейлор // Мультикультурализм и трансформация постсоветского общества. - М., 2002.

4. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру [Текст]: пер. с англ. / С. Бенхабиб; под ред.

А.М. Гафт

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА ИЗ ЧИСЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В современных условиях развития национального самосознания народов России особое внимание педагогов в сфере искусства и культуры обращено на изучение и сохранение традиционного фольклора отдельных народов как основного фактора сохранения самобытной культуры. В решении задач развития и сохранения традиционного драматического и хореографического фольклора, в частности сохранения и трансформации фольклорной традиции коренных народов Севера, одним из важнейших направлений является целенаправленная подготовка специалистов данного профиля для работы с фольклорными и этнографическими коллективами, а также педагогов хореографов для работы с детьми из числа представителей коренных народов Севера, которые были бы в состоянии эффективно выполнять свою роль в учреждениях дополнительного образования, детских школах искусств, средних и высших учебных заведениях искусства и культуры. Создающиеся в них условия для развития и реализации учащимися их собственных творческих возможностей, потребностей, интересов приводят к осознанию важности и необходимости изучения и освоения хореографического искусства народов России и мира и традиционного хореографического фольклора коренных народов Севера.

Однако в последние десятилетия, несмотря на всеобще понимание важности задач сохранения и развития традиционного хореографического фольклора, в частности сохранения традиций, праздников, обрядов и традиционной культуры коренных народов Севера, проявленное и высказанное на многочисленных научно-практических конференциях и духовных сходах коренных народов Севера (гг. Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Иркутск, Нерюнгри, Хабаровск, Биробиджан, Ханты-Мансийск, Сургут, Тобольск, Томск, п. Троицкий, п.г.т. Ноглики), где поднимались проблемы современного развития педагогической теории хореографического искусства в целом и традиционного драматического и хореографического искусства коренных народов Севера в частности и предлагались варианты выхода из ситуации. В настоящее время традиционному драматическому и хореографическому искусству коренных народов Севера уделяется особое внимание, но процесс возрождения, развития и популяризации проходит крайне медленно. Отмечено также, что в типовых программах отделений хореографии по специ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.