Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалиста-хореографа из числа представителей коренных народов Севера'

Проблемы подготовки специалиста-хореографа из числа представителей коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалиста-хореографа из числа представителей коренных народов Севера»

требования гражданств [4].

Мультикультурное общество - это общество, в котором нет «господствующей культуры». Это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбора того, какие культурные образцы являются их «собственными».

Таким образом, можно утверждать, что культурное разнообразие - это не только и не столько этническое разнообразие. Это разнообразие жизненных стилей, культурных ориентаций и культурных тенденций. Культурный плюрализм состоит не в параллельном существовании автономных «идентичностей», а в их взаимодействии, что предполагает как их взаимное проникновение, так и взаимную трансформацию.

Примечания

1. Паин, Э. А. В России огромный ресурс этнической ненависти [Текст] / Э.А. Паин // Известия. - 2005. - 12 мая.

2. См.: Чукин, С. Г. К вопросу об основаниях современного философствования [Текст] / С.Г. Чукин // Размышления о философии на перекрестке второго и третьего тысячелетий: [сборник к 75-летию профессора М.Я. Корнеева]. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - (Серия «Мыслители»). - Вып. 11.

3. Тейлор, Ч. Демократическое исключение (и лекарство от него?) [Текст] / Ч. Тейлор // Мультикультурализм и трансформация постсоветского общества. - М., 2002.

4. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру [Текст]: пер. с англ. / С. Бенхабиб; под ред.

А.М. Гафт

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА ИЗ ЧИСЛА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В современных условиях развития национального самосознания народов России особое внимание педагогов в сфере искусства и культуры обращено на изучение и сохранение традиционного фольклора отдельных народов как основного фактора сохранения самобытной культуры. В решении задач развития и сохранения традиционного драматического и хореографического фольклора, в частности сохранения и трансформации фольклорной традиции коренных народов Севера, одним из важнейших направлений является целенаправленная подготовка специалистов данного профиля для работы с фольклорными и этнографическими коллективами, а также педагогов хореографов для работы с детьми из числа представителей коренных народов Севера, которые были бы в состоянии эффективно выполнять свою роль в учреждениях дополнительного образования, детских школах искусств, средних и высших учебных заведениях искусства и культуры. Создающиеся в них условия для развития и реализации учащимися их собственных творческих возможностей, потребностей, интересов приводят к осознанию важности и необходимости изучения и освоения хореографического искусства народов России и мира и традиционного хореографического фольклора коренных народов Севера.

Однако в последние десятилетия, несмотря на всеобще понимание важности задач сохранения и развития традиционного хореографического фольклора, в частности сохранения традиций, праздников, обрядов и традиционной культуры коренных народов Севера, проявленное и высказанное на многочисленных научно-практических конференциях и духовных сходах коренных народов Севера (гг. Москва, Санкт-Петербург, Улан-Удэ, Хабаровск, Владивосток, Магадан, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Иркутск, Нерюнгри, Хабаровск, Биробиджан, Ханты-Мансийск, Сургут, Тобольск, Томск, п. Троицкий, п.г.т. Ноглики), где поднимались проблемы современного развития педагогической теории хореографического искусства в целом и традиционного драматического и хореографического искусства коренных народов Севера в частности и предлагались варианты выхода из ситуации. В настоящее время традиционному драматическому и хореографическому искусству коренных народов Севера уделяется особое внимание, но процесс возрождения, развития и популяризации проходит крайне медленно. Отмечено также, что в типовых программах отделений хореографии по специ-

альным дисциплинам для школ искусств средних и высших заведений искусства и культуры не предусмотрено изучение традиционного драматического и хореографического искусства коренных народов Севера.

Это влечет за собой нехватку специалистов, знакомых с традиционным драматическим и хореографическим фольклором коренных народов Севера, обладающих достаточными знаниями в области этнографии, фольклористики, мифологии коренных народов Севера, а также хорошо знающих правила поведения в местах компактного проживания коренных народов, этикет.

Проблемы подготовки специалиста-хореографа из числа представителей коренных народов Севера обусловлены несколькими объективными и субъективными причин, среди них:

1. Удалённость друг от друга мест компактного проживания коренных народов Севера и практическая невозможность создания полноценных экспериментальных групп из числа лиц одной коренной национальности в одном определённом коллективе. Даже в школах-интернатах для представителей коренных народов Севера до 40% детей являются представителями не самой распространённой в данном регионе национальности. В Ханты-Мансийском автономном округе - ханты, манси, коми-зыряне, ненцы, эвены; на Камчатке - камчадалы, алеуты, коряки, ительмены, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты; на о. Сахалин - ороки, нивхи, орочёны, нанайцы, удэгейцы; в Хабаровском и Приморском крае - нивхи. нанайцы, негидальцы, айны, удэгейцы, ороки, орочёны; в Магаданской области - ороки, нивхи, чукчи, эскимосы, коряки, ительмены, эвенки и якуты. У каждого из этих народов есть свой язык и свои, кардинально отличающиеся от других традиционное хореографическое и драматическое искусство. Таким образом, поскольку в коллективе занимаются представители различных коренных народов Севера, от педагога, работающего с данным коллективом, требуется знание традиций драматического и хореографического фольклора представителей каждого народа и народности из числа участников коллектива.

2. До школьного возраста, а иногда и позже дети представителей коренных народов Севера проживают со своими родителями в родовых угодьях и не имеют возможности получить первоначальную хореографическую, музыкальную или какую-либо другую специальную подготовку в школах-студиях, а направление в родовые угодия и национальные посёлки узких специалистов (музыкантов, хореографов, режиссёров) с высшим специальным образованием не целесообразно. В результате мы теряем определённое количество учащихся, знакомых в основе с традиционным укладом жизни, праздниками и обрядами коренных народов Севера. Приходя в уже созданные коллективы или фольклорные группы, они отстают в знании специальных дисциплин и не всегда выдерживают конкуренцию с учащимися, которые раньше их начали заниматься определённым видом искусства.

3. Число специалистов, знающих традиционный хореографический, музыкальный и драматический фольклор коренных народов Севера и готовых преподавать данный предмет, ничтожно мало. Это должен быть или представитель коренного народа, или человек, увлечённый традиционным искусством коренных народов Севера, или приглашённый высококлассный специалист из числа представителей некоренной национальности, но имеющий определённый уровень профессиональной подготовки, позволяющий ему создать полноценный фольклорный или профессиональный коллектив. Заинтересованность органов культуры одних регионов позволила в полной мере сохранить традиционное хореографическое и драматическое искусство представителей коренных народов Севера в данных регионах, напротив, отсутствие такой заинтересованности в других регионах, отрицание возможности работы с традиционным искусством лиц некоренной национальности при отсутствии специалистов данного профиля из числа представителей коренных народов Севера, проживающих в регионе, приводят к утрате традиционной хореографического и драматического искусства, праздников и традиций.

4. Отсутствие специальной литературы по традиционному фольклору, аудио- и видеоматериалов, рекламы профессионального подхода к традиционному искусству, про-фориентационной работы по подготовке специалистов в сфере традиционного фольклора, многоступенчатого и непрерывного образования в сфере искусства и культуры, создаёт впечатление о непрестижности профессии хореографа в среде представителей коренных народов Севера. У представителей коренных народов Севера существует убеждение, что здоровый ребёнок нужен в тайге или тундре, он будущий охотник, оленевод, рыбак и ему не зачем обучаться «ненужным» в жизни профессиям. Такое отношение к

традиционному искусству представителей коренных народов Севера ведёт к потере у учащихся интереса к изучаемым дисциплинам и традиционному искусству в целом.

5. Время «становления шамана». Каждый представитель из числа коренных народов Севера (и не только) проживает определённый период жизни, в который его внутренние ощущения подсказывают ему, что он с успехом может разговаривать и общаться с духами, лечить больных или заниматься какой-либо другой сакральной деятельностью. Обычно такой период длиться от 0,5 до 2-х лет, в зависимости от того, чем в дальнейшем собирается заниматься человек. Не ограничены и возрастные рамки наступления этого периода от - 13 и до 30 лет. В этот период человек стремится как можно больше находиться наедине с природой, проверяет свои внутренние ощущения, выстраивает линию своего дальнейшего поведения и планирует свою дальнейшую творческую и трудовую деятельность. В этот период ни о каких систематических занятиях и интенсивном обучении мастерству речь не идёт, поэтому, особенно в хореографии теряются приобретённые навыки, прерывается система непрерывной подготовки специалиста, утрачивается приобретённый интерес к традиционному искусству, изменяется ценностное отношение к изучаемым дисциплинам. В результате, теряется контингент учащихся в средних и высших специальных учебных заведениях, где перерыв в изучении специальных дисциплин приводит к потере профессиональных навыков (хореография, музыка и т.п.), что приводит к невозможности подготовить полноценного специалиста.

6. Наличие в традиционных праздниках и обрядах представителей коренных народов Севера сакральных ритуалов и действий, на которые не допускаются лица мужского или женского пола, а также представители некоренной национальности. Отсутствие возможности изучить праздник или обряд целиком, а не в усечённом варианте, приводит к потере деталей праздника и при переносе праздничного действа на сценическую площадку или при изучении его с учащимися исполнители и зрители не имеют возможности увидеть целостное фольклорное произведение.

7. Отказ учащихся из числа представителей коренных народов Севера от изучения обязательных хореографических дисциплин (классического, народно-сценического, современного бального танца и др.) как дисциплин, не обязательных и не нужных, но по их мнению, для участника фольклорного этнографического коллектива, что в результате делает выпускников студий и ансамблей неподготовленными и неконкурентоспособными к поступлению в средние и высшие специальные учебные заведения.

В результате проведённых нами исследований и применённых методик выход из создавшегося положения видится нам в том, чтобы:

1. Обратить внимание на создание семейных этнографических коллективов, участниками которого являются близкие родственники или представители какой-либо одной коренной национальности. Создание таких коллективов прививает у участников устойчивый интерес к традиционному фольклору своего народа и создаёт предпосылки для получения наиболее талантливыми участниками профессионального образования в сфере традиционной культуры.

2. Создавать коллективы-спутники при уже действующих самодеятельных и профессиональных этнографических фольклорных и хореографических коллективах, что позволит посредством участия учащихся в праздничных представлениях и концертных программах привить у них устойчивый интерес к традиционному искусству коренных народов Севера, к дальнейшей профессиональной деятельности в сфере собирания, обработки и популяризации традиционного фольклора.

3. Создание сквозных учебных программ для детских хореографических коллективов, отделений хореографии при детских школах искусств. Ввести обязательное изучение традиционного фольклора коренных народов Севера в средних и высших специальных учебных заведениях культуры и искусства.

4. Правительственная поддержка на уровне региона, города, района, населённого пункта по проведению традиционных праздников и обрядов коренных народов Севера, целевому обучению в средних и высших учебных заведениях представителей коренных народов Севера, проведению конкурсов и фестивалей традиционного искусства, фольклорных экспедиций с привлечением к работе в экспедициях и высокопрофессиональных специалистов из числа лиц некоренной национальности, но имеющих опыт практической полевой работы и работы с фольклорными и этнографическими коллективами.

5. Популяризация традиционного фольклора коренных народов Севера через средства массовой информации; создание фильмов и учебных пособий по проведению тради-

ционных праздников и обрядов, хореографическому и драматическому искусству; создание постоянно действующих творческих лабораторий с привлечением специалистов фольклористов из других регионов или столичных профильных вузов; создание базы данных ныне здравствующих носителей традиционного фольклора и организация встреч с ними участников фольклорных коллективов и учащихся учреждений дополнительного образования, средних и высших специальных учреждений культуры и искусства.

6. Привлечение к работе с учащимися лиц из числа представителей коренных народов Севера, религиозных деятелей ( шаманов) для более полного и глубокого изучения традиционных праздников и обрядов, ритуальных действий, сакральных танцев и драматических действ.

7. Осуществить целенаправленную подготовку учащихся к поступлению в средние и высшие специальные учебные заведения культуры и искусства, подготовку к дальнейшей профессиональной деятельности по собиранию, обработке и популяризации традиционного фольклора коренных народов Севера.

8. Подготовка учащихся к дальнейшей педагогической деятельности в области преподавания хореографических дисциплин и традиционного искусства коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.