ОСПИТАНИЕ , СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
О. Б. Даутова
(Санкт-Петербург)
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на качество школьного образования и определяющие изменения процесса обучения и учебно-познавательной деятельности современного школьника. Автор определяет риски и процедуры преодоления этих рисков как педагогически обоснованные стратегии
Современное образование требует от современного обучающегося - выпускника школы -готовности к непрерывному образованию и саморазвитию. Познавательная деятельность выступает как фактор непрерывного развития человека на всех этапах жизненного пути, именно в школьные годы она имеет устойчивый характер, становится способом познания и во многом определяет личностное и профессиональное самоопределение.
Современная социокультурная ситуация порождает новые тенденции развития образования: уменьшение роли формального образования и увеличение роли образовательного воздействия жизненного окружения.
Возрастает роль информационных технологий и средств массмедиа, массмедийные институты становятся репликаторами новых форм образования. Возрастает роль сети Интернет, все большее развитие получает система дистанционного, открытого образования. Школа утрачивает свою монополию, школьник оказывается сегодня вовлеченным в образование повсеместно, из жизни он черпает информацию, как быть успешным в современном обществе.
Шведский ученый Торстэн Хусэн утверждает, что школа утратила свое былое влияние, поскольку помимо прямой информации от учителя учащиеся имеют доступ к широкому диа-
пазону знаний за счет таких источников, как пресса, телевидение, путешествия. Школа не в состоянии устранить последствия общественного воздействия. В краткой формуле «Школа не может компенсировать общество» выразилось мнение, что эффект воздействия школы должен всегда рассматриваться в связи со всеми остальными общественными факторами, многие из которых гораздо сильнее, чем сама школа. Возникает взгляд на школу как на одно из конкурирующих воздействий на жизнь ребенка, недостаточно мощное, чтобы перевесить все остальные влияния (генетические, семейные, социальные, финансовые).
Исследование социокультурной обусловленности образования проводилось на основе следующих признаков изучения социокультурных изменений:
1) увеличение веса социокультурных переменных как факторов социокультурного изменения;
2) придание особой роли имманентным, или внутренним, силам каждой данной социокультурной системы в ее жизнедеятельности;
3) отказ от применения естественных методов и методик (статистических методов и др.), не учитывающих «значащую составляющую» социокультурных явлений [5].
В нашем исследовании обосновывается
принцип социокультурной динамики в образовании, означающий, что эволюция образования должна соответствовать эволюции культуры и общества, утрата образованием культуросозидающей функции может привести к хаосу и деструкции общественных отношений. Новые черты развития современной цивилизации: неопределенность будущего, динамичное изменение жизни, появление новых технологий и средств связи, множественность культуры, интеграция в общественных процессах и связях и др. - определяют необходимость системного изменения образования, процессов обучения и воспитания.
Рассмотрим существенные факторы, оказывающие влияние на личность современного школьника.
Культура является значимым фактором влияния на развитие подрастающего поколения. Мозаичность культур, отсутствие культурных канонов, отвержение правил, абсурд и безобразное в культуре, манипуляция сознанием являются прямой угрозой развитию нравственной личности современного школьника. Сегодня подросток более открыт разнообразию культурных влияний, чем подросток середины ХХ века - и он нуждается в защите. Этот «охранный пояс» призвано создать образование нового типа.
Мозаичность культур создают риски мозаичности образования, а в конечном итоге и «мозаичности мышления». Преодолением риска может быть учение, выстраивающееся на основе конструирования ценностно-смыслового контекста, что требует от учителя учета духовного фактора в образовании - обращения к внутреннему миру обучающегося, содействия в становлении системы «я - Мир» и конструирования этапа смыслового пространства согласования, конструирования ценностно-смыслового контекста учебной деятельности.
Революция средств масс-медиа позволяет констатировать усиливающееся влияние различных культур, норм, ценностей на сознание подрастающего поколения, на формирование его картины мира и поведения, что создает риски нелинейности, оборванности синтаксиса, так называемого «потока сознания» современного человека. Преодолением риска может быть переход от линейного процесса обучения, характерного для индустриального развития общества к нелинейному, характеризующемуся совершенно иной стилистикой и методикой.
Отсутствие канонов в культуре, искусстве, поведении создает значительные риски в пове-
дении современных школьников. Обучающиеся сопротивляются диктату обучающих, в сознании утверждаются такие ценности, как автономность и независимость. Преодолением риска выступает принцип реализации свободы в обучении: право на свободу выбора, индивидуального образовательного маршрута, учет потребностей и образовательных запросов школьников, создание условий для самоопределения личности обучающимся. В результате самоопределения у школьника формируется полифоническая идентичность как понимание себя, своих внутренних миров (национальная, религиозная и др.). В противном случае у учащихся формируется негативная идентичность.
Следующим фактором выступает утверждение нового типа научной рациональности, характеризующегося гуманитарностью мышления. Преодолением риска может выступать расширение гуманитарного знания в содержании образования, что требует конструирования и реализации гуманистически-рефлексивных методов познания и самопознания.
В мире изменений - в постиндустриальную эпоху - происходит содержательное преображение самого знания, его реструктуризация, учащихся необходимо учить не только в большей степени самостоятельно приобретать новые знания, но и освобождаться от ненужных устаревающих знаний, стереотипов, образцов поведения. Преодолению риска могут выступать целевые установки на развитие личностного ресурса обучающегося, понимание педагогами того, что знание сегодня рассматривается как вторичный продукт образования, а основным -первичным - результатом образования выступает развитие личностного ресурса.
Интенсивное развитие информационнокоммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение глобальных компьютерных сетей приводят к тому, что современный человек погружается в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду. При этом информация носит «калейдоскопный» характер, поскольку состоит из разнородных сведений, которые включают человека в единый информационный континуум, составляющий социокультурный контекст общества. Отсутствие или дефицит семиотической компетентности могут приводить к информационному неврозу, низкой устойчивости к манипулятивным воздействиям, информационной агрессии или информационной зависимости. Риском будет выступать овладение
Таблица 1
Социокульурные факторы, влияющие на изменение учения современного школьника
Факторы Ученик Как преодолеть риски. Что изменить в учении
Культура в целом: «Культуры утратили свою замкнутость», «многообразие стилей» Риски - мозаичность образования + Образованность, целостность картины мира школьника, целостность мышления - «Мозаичность мышления» Учение выстраивается на основе конструирования ценностно-смыслового контекста.
Революция массмедиа, появление «второй действительности», постмодернистская эстетика. Риски - нелинейность, оборванность синтаксиса + Образованность - «Поток сознания» Линейный процесс обучения сменяется совершенно иной стилистикой и методикой. Учение выстраивается на основе совмещения различных процедур: объяснения, понимания, проектирования, коммуникации и рефлексии.
Отсутствие канонов в культуре, искусстве и поведении. Риски - отвержение всяких правил, абсурд, безобразное в культуре и в поведении + Множественная / полифоническая идентичность как понимание себя, своих внутренних миров (национальная, религиозная и др.) - Негативная идентичность Реализация принципа свободы в обучении, создание условий для самоопределения
Утверждение нового типа научной рациональности. Риски - технократизм и прагматизм мышления + Гуманитарность мышления - Технократизм и прагматизм мышления Расширение гуманитарного знания. Учение выстраивается на основе конструирования гуманистически-рефлек-сивных методов познания и самопознания
Содержательное преображение самого знания -реструктуризация знания. Риски - овладение обучающимися устаревшими знаниями + Незавершенность знаний и образования, мотивация и готовность к непрерывному образованию - Конечность знаний и образования Развитие личностного ресурса обучающегося, мотивации, способности и готовности к непрерывному образованию. Знание рассматривается как вторичный продукт / результат образования; основным выступает развитие личностного ресурса обучающегося
Динамичное изменение жизни: новые технологии и средства связи. Риски - овладение обучающимися устаревающими способами деятельности + Мобильность как готовность к внутренним и внешним изменениям - Консерватизм Развитие способов деятельности в разных сферах: теоретической, практической, духовно-преобразовательной и т.д. Учение выстраивается как опыт присвоения способов деятельности.
Интеграция в общественных процессах и связях. Риски - низкий уровень коммуникативной культуры, толерантности и коммуникабельности. + Толерантность и коммуникабельность - Нетерпимость и закрытость Формирование различных видов идентичности в системе «я - Мир» посредством конструирования инновационной образовательной среды как средства выстраивания новых видов коммуникации и обмена межпоколенными фондами. Учение выстраивается как опыт различных видов коммуникации: в обучающихся сообществах, в клубных объединениях, ассоциациях, новых образовательных структурах.
Таблица 1 (продолжение)
Неопределенность будущего.
Риски - неспособность к самоопределению и самореализации, отсутствие творчества
+ Творчество как способ жизни, самостоятельность, активность, самодетерминация, ответственность как качества характера, необходимые для самоопределения и самореализации
- Неспособность к самоопределению и самореализации, отсутствие творчества
Понимание и проектирование учения как фактора самоопределения личности, превращение учебной деятельности в процесс творческий. Процессы це-леполагания приобретают новый смысл - появляется этап совместного целеполагания, совместного планирования в обучении и разрабатываются рефлексивные практики от цели до результата в учении и самообразовании
обучающимися устаревающими способами деятельности, неготовность к изменениям. Стратегиями преодоления рисков будет развитие способов деятельности обучающихся в разных сферах: теоретической, практической, духовнопреобразовательной и т.д. в процессе учения.
Для современного общества также характерна все усиливающаяся интеграция в общественных процессах и связях. Риском является низкий уровень коммуникативной культуры, толерантности и коммуникабельности которым отличаются современные выпускники школ. Стратегией преодоления данного риска может быть создание педагогических условий с целью формирования различных видов идентичности в системе «я - Мир» посредством конструирования инновационной образовательной среды как средства выстраивания новых видов коммуникации и обмена межпоколенными фондами. Учение выстраивается как опыт различных видов коммуникации: в обучающихся сообществах, в клубных объединениях, ассоциациях, новых образовательных структурах.
Возрастание скорости жизни связано и со скоростью изменения самого человека, человек не способен выжить в мире изменений, если он не будет готов к постоянному изменению и преображению самого себя. Такой фактор как неопределенность будущего, не позволяет сегодня давать точные прогнозы. Риском являются неспособность к самоопределению и самореализации, отсутствие творчества. Стратегией преодоления риска будут являться понимание и проектирование учения как фактора самоопределения личности, превращение учебной деятельности в процесс творческий. При таком учении процессы целеполагания приобретают новый смысл: появляется этап совместного целепола-гания, совместного планирования в обучении, и разрабатываются рефлексивные практики от цели до результата в учении и самообразовании.
Социокультурный анализ факторов, влияющих на учение современного школьника, потребовал не только определения рисков и разработки стратегий преодоления этих рисков, но и понимания качеств личности школьника как положительных характеристик, они представлены в таблице 1.
В исследовании нами представлен обобщенный образ современного человека в поликуль-турном мире: множественная/полифоническая идентичность как понимание себя, своих внутренних миров (национальная, религиозная и др.); мобильность как готовность к изменениям
- внутренним и внешним; готовность к свободному выбору и самоопределению; множественность поведенческих моделей; толерантность как следствие понимания множественности и многообразия мира, понимания Других и способность идти навстречу Другому; активность и самодетерминация личности, внутренний мотивационный настрой на самоактуализацию во всех сферах жизни, включая труд; гуманитар-ность мышления; образованность и профессионализм, готовность к восприятию нового, готовность к самообразованию; ответственность; способность к творчеству [3].
Таким образом, обобщенный образ современного человека в поликультурном мире позволяет наметить ориентиры результатов современного образования и констатировать необходимость системных целенаправленных изменений процесса обучения и учения в целом. Современное образование должно быть направлено на развитие жизненного ресурса человека. Отсюда - обучение должно стать субъектнодеятельностным, ориентированным на формирование готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и продуктивной деятельности.
Литература
1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Дубна: Феникс-плюс, 2001. - 208 с.
2. Гуревич П. С. Психология и педагогика : учеб. для вузов. - М.: Проект, 2004. - 352 с.
3. Даутова О. Б., Лаптев В. И., Богословский В. И. и др. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий : учеб.-ме-тодич. пособие / под. науч. ред. проф. В. В. Лаптева. - СПб.: Академия исследования культуры, 2008. - 174 с.
4. Пинский А. Образование свободы и несвобода в образовании. -М.: Изд-во УРАО, 2001. - 232 с.
5. Сорокин П. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С.372-392.
-------^----------