Научная статья на тему 'Социокультурная компетентность личности'

Социокультурная компетентность личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1804
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самохвалова И. Г.

Анализируется понятие «общая культура», дается определение общей культуры человека как способа его социальной жизнедеятельности. Рассматривается понятие компетентности в целом и социальной компетентности личности в частности. Вводится понятие «социокультурная компетентность», которое понимается как качество личности, владеющей культурообразным способом поведения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурная компетентность личности»

УДК 316.61 ББК С5 3

ГСНТИ 14.35.01

Код ВАК 13.00.01; 19.00.07

И. Г. Самохвалова

Екатеринбург

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общая культура; компетентность; социальная компетентность; социокультурная компетентность.

АННОТАЦИЯ. Анализируется понятие «общая культура», дается определение общей культуры человека как способа его социальной жизнедеятельности. Рассматривается понятие компетентности в целом и социальной компетентности личности в частности. Вводится понятие «социокультурная компетентность», которое понимается как качество личности, владеющей культурообразным способом поведения в социуме.

I. G. Samokhvalova

Ekaterinburg

SOCIO-CULTURAL COMPETENCE OF A PERSONA

KEY WORDS: general culture; competence; social competence; socio-cultural competence.

ABSTRACT. In this article the concept of «general culture» is analyzed, the author gives definition of general culture of a person as a way of his/her social life. The concept of competence in general, and social competence of a person, in particular, are examined. The concept of a socio-cultural competence, which is understood as the quality of a person owning cultural-shaped way of behavior in society are analyzed.

Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 г. ), в котором отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве...» [3. С. 7]. В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

В последнее десятилетие во всем мире и в России требования к результату общего и особенно высшего профессионального образования в силу целого ряда причин формулируются исключительно в категории компетенции/компетентности, поэтому необходимо соотнести определенные показатели общей культуры человека с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Во многих современных регламентирующих образование документах имплицируются положения, которые систему образования считают той средой, где происходит дальнейшее (после семьи)

«взращивание» человека, осуществляется «вхождение» внешнего, социального во внутреннее, психическое, т. е. интернализация основного содержания культуры, ее присвоение обучающимся. По определению А. С. Запесоцкого, происходит «референтация» образовательного пространства [4. С. 191]. При этом, как справедливо отметил В. П. Зинченко, «человек может находиться в культуре и оставаться вне ее, может быть таким же пустым местом, как для него культура, смотреть на нее невидящими глазами, проходить сквозь нее как сквозь пустоту, не «запачкавшись» и не оставив на ней своих следов» [10. С. 185]. Как справедливо отмечает на основе глубокого системного анализа множества подходов к рассмот-

рению культуры А. С. Запесоцкий, существует несколько сотен ее определений [4. С. 149]. Анализ их содержания позволил автору зафиксировать феноменологическую сущность культуры «...как совокупности ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества» [Там же. С. 150—151]. Это общая социальная характеристика культуры, тогда как для ее собственно психологического толкования необходимо включение самого человека как субъекта культуры, как субъекта ее присвоения и развития. Поэтому в приведенное определение культуры необходимо добавить следующее: культура — это .совокупность ценностей, норм и идеалов... присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми. При этом большинством исследователей культуры отмечается активная, деятельностная сущность присвоения этой «совокупности» человеком в процессах ее опредмечивания и распредмечивания.

Исходя из такого толкования сущности общей культуры человека, И. А. Зимняя разработала ее понимание [7; 8; 9] на основе личностнодеятельностного подхода [6; 9]. Общую культуру человека она понимает как единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной. С позиций личностно-деятельностного подхода в содержании общей культуры И. А. Зимняя выделяет шесть основных направлений, которые представляют три глобальных плана рассмотрения этого понятия: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия человека с другими людьми. Эти шесть направлений, представляющие три плана

© Самохвалова И. Г., 2012

общей культуры, суть следующие: культура отношения и культура саморегуляции — культура личности; культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности — культура деятельности; культура поведения и культура общения — культура социального взаимодействия.

Явно видна их разновекторная направленность. Так, культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего.

Такова в целом предлагаемая И. А. Зимней трактовка общей культуры человека.

Рассмотрим теперь понятия «компетентность» в целом и «социальная компетентность личности» в частности. Придерживаясь трактовки компетенции, предложенной еще Н. Хомским [20], и разграничивая понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное — актуальное, когнитивное — личностное, под компетентностью мы понимаем актуальное, формируемое личностное качество как основывающуюся на знаниях, интеллектуально и лично-стно обусловленную социально-профессиональную характеристику человека, его личностное качество.

К пониманию социальной компетентности отечественные ученые подходят по-разному. Одни авторы, определяя социальную компетентность, отдают предпочтение социальным знаниям, другие — освоению умений и выработке различных поведенческих сценариев, третьи считают важным дополнить необходимые знания и умения вполне определенными психологическими качествами и способностями. Ряд авторов в содержании социальной компетентности на передний план выдвигают определенные свойства личности.

Итак, часть авторов, определяя социальную компетентность, отдают предпочтение социальным знаниям, умениям и навыкам. Так, Д. А. По-чебут понимает социальную компетентность как способность к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков для успешного создания системы формальных и неформальных социальных связей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию в системе социальных взаимоотношений [См. : 12].

Подобной точки зрения придерживается Г. Э. Белицкая, по мнению которой, понятие «социальная компетентность» концептуализирует высший уровень социальной активности личности — освоения и развития социальной действительности, достигаемый в процессе деятельности, поведения, общения, созерцания и т. п. [1].

Другие авторы, как было отмечено выше, определяя социальную компетентность, отдают предпочтение освоению умений и выработке различных поведенческих сценариев. Так, в своих трудах В. Н. Куницина определяет социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности и о себе, систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сце-

нариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств, действуя по принципу здесь, сейчас и наилучшим образом. Социальная компетентность трактуется ею как оперативное понятие, которое имеет временные, исторические рамки [14].

Согласно Г. И. Сивковой, социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, которое реализуется различными автоматизированными навыками, позволяющими человеку гибко менять свое поведение в зависимости от складывающейся ситуации. Еще более определенно эта мысль выражена В. Г. Ромеком, который включает в состав социальной компетентности возможности гибко менять стратегию поведения человека с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекстов его деятельности [16].

Можно выделить еще одну позицию отечественных авторов к пониманию социальной компетенции, которая заключается в том, что они считают важным дополнить необходимые знания и умения вполне определенными психологическими качествами и способностями. Так, в диссертационном исследовании Е. В. Коблянской социальная компетентность рассматривается как понимание отношения «Я — общество», как умение выбрать в своей деятельности правильные социальные ориентиры, умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами [12].

Е. М. Ефимова социальную компетентность считает неотъемлемой составляющей, основой процесса социализации личности и понимает ее как социальную активность, готовность к изменениям, к самоопределению, а также как совокупность личностных качеств человека, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющейся социокультурной среде [2].

По мнению В. В. Цветкова, социальная компетенция — это вполне определенное качество личности, которое нужно рассматривать с позиции теории социальных ролей: социальная компетентность — это социально-педагогическая категория, обозначающая интегративное качество личности, позволяющее индивиду активно взаимодействовать с социумом, выполнять различные социальные роли, устанавливать контакты с различными группами и индивидами, участвовать в социально значимых проектах.

Подобное понимание приводится и в работах Н. И. Белоцерковец, О. Н. Мачехиной, которые в социальной компетентности, кроме знаний о социальной действительности, социальных умений и навыков, выделяют социально-личностные характеристики. Уровень сформированности всех перечисленных этими автороми компонентов социальной компетентности у каждого человека позволяет успешно выполнять различные социальные роли [См. : 15].

И. П. Гладилина, М. В. Жирова, О. С. Михно также в понятие социальной компетентности наряду с социальными знаниями и умениями включают личностные качества человека и рассматривают его как совокупность качеств личности, социальных знаний и умений, которые обес-

печивают положительную интеграцию в социум в процессе творческого решения социальных задач и выполнения социальных ролей [См. : 17].

Ряд авторов в содержании социальной компетентности на передний план выдвигают определенные свойства личности. Например, А. В. Спирин понимает социальную компетентность как сложную динамическую интегральную систему личностных качеств, обеспечивающих способность действовать в социуме с учетом позиций других людей.

О. П. Кракаускене трактует понятие социальной компетентности как владение такими компетенциями, которые обеспечивают готовность к социальному взаимодействию в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности и осуществления сложных видов действий в социуме при разрешении проблем на основе осознания ценности и смысла социокультурной деятельности и способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с социальными партнерами и нести ответственность за результаты совместно принимаемых решений [См. : 17].

И. А. Зимняя представляет социальную компетентность как собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности; моральную и правовую зрелость личности; личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к самому себе как к личности, субъекту жизнедеятельности, отношения к обществу, проявляющееся во взаимодействии человека с другими людьми, отношения к деятельности [5].

Т. В. Смолеусова считает, что с понятием социальной компетентности непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций. По мнению этого автора, высокая социальная компетентность отражается в следующих характеристиках: в готовности участвовать в совместном принятии решений; способности брать ответственность на себя, способности самостоятельно принимать решения; регулировании конфликтов ненасильственным путем; участии в функционировании общественных институтов [18].

Можно заметить, что авторы, определяя социальную компетентность и выделяя в ее структуре знания, умения и способы деятельности, определенные психологические качества, способности и свойства личности, вычленяют в психологической структуре социальной компетенции наряду с деятельностно-поведенческой сотавляю-щей (умения и навыки поведения, деятельности и общения) компоненты когнитивно-интеллектуального (знать, понимать, представлять, анали-

зировать, оценивать и т. п. ) и мотивационноаксиологического характера (направленность, ценности).

Итак, социальную компетентность человека можно определить как некоторое целостное социальное качество, позволяющее ему успешно выполнять различные социальные роли, взаимодействовать с другими людьми. Социальная компетентность личности формируется в процессе образования и подразумевает активную, деятельностную позицию человека.

Представленное выше содержание общей культуры человека, включающее внутреннюю культуру и образованность как освоенность знаний и социальной компетентности личности позволяет дать их сопоставительное определение. Общая культура человека — это способ его социальной жизнедеятельности, социального бытия, выявляющий всю совокупность присвоенных им знаний, ценностей, традиций в процессе и результате их распредмечивания и последующего опредмечивания и проявляющийся во всех формах его поведения. Социальная компетентность — это сформированное на основе общей культуры человека качество, обеспечивающее возможность решения социальных задач адекватно возникающим штатным и нештатным ситуациям. При этом социальная компетентность проявляет весь потенциал общей культуры человека. Другими словами, если общая культура человека — это социально детерминированный способ жизнедеятельности человека, то социальная компетентность есть способность взаимодействовать с другими людьми культурообразным способом.

Обобщая вышеизложенное о понятиях общей культуры человека и социальной компетентности, мы предлагаем ввести понятие «социокультурная компетентность», под которым будем понимать качество личности, владеющей культурообразным способом социальной жизнедеятельности, обеспечивающее возможность решения социальных задач адекватно возникающим штатным и нештатным ситуациям.

Если, по В. П. Зинченко, «сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях.» [10. С. 184], то очевидно, что обеспечить такую преемственность культуры в обществе в значительной мере должно именно образование и особенно высшее профессиональное образование, первостепенная задача которого — формирование социокультурной компетентности, овладение которой позволит человеку успешно решать разнообразные социальные задачи культурообразным способом.

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕЛИЦКАЯ Г. Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995.

2. ЕФИМОВА Е. М. Социальная устойчивость личности как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде. URL : http: //www.sgu.ru/files.

3. ЗАКОН Российской Федерации «Об образовании». М. : Ось-89, 2002.

4. ЗАПЕСОЦКИЙ А. С. Образование, философия, культурология, политика. М. : Наука, 2002.

5. ЗИМНЯЯ И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

6. ЗИМНЯЯ И. А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. №5.

7. ЗИМНЯЯ И. А. О модели преемственности поэтапных требований к развитию общей культуры личности в системе непрерывного образования // Политика качества образования и проблема квалиметрического мониторинга в сфере образования : науч. докл. 7-го симпозиума «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Проблемы измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга образова-

ния» : Кн. 1 / под науч. ред. д-ра тех. наук, проф. Н. А. Селезневой и д-ра филос. наук, д-ра экон. наук А. И. Су-бетто. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.

8. ЗИМНЯЯ И. А., БОЙДЕНКО Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.

9. ЗИМНЯЯ И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : Изд. корпорация «Логос», 2000.

10. ЗИНЧЕНКО В. П. Живое знание / СГПУ РАО. Самара, 1998.

11. КАЛИНИНА Н. В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде : технологопедагогическое сопровождение. Ульяновск : УИПК ПРО, 2004.

12. КОБЛЯНСКАЯ Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности : дис. .канд. психол. наук / СПбГУ. СПб., 1995.

13. КУЛЬТУРА. Образованность. Профессионализм специалиста (к проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании : сб. науч. ст. / под общ. ред. д-ра тех. наук, проф. Н. А. Селезневой и канд. пед. наук В. Г. Казановича. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.

14. КУНИЦИНА В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии : тез. докл. научно-практической конференции. СПб., 1995.

15. МАЧЕХИНА О. Н. Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников : проектноконтекстный подход : дис. .канд. пед. наук. М., 2007.

16. РОМЕК В. Г. Психологические особенности уверенной в себе личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие / под. ред. проф. В. А. Лабунской. М. : Гардарики, 2000.

17. РОТОТАЕВА Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.

18. СМОЛЕУСОВА Т. В. Формирование социальной компетентности на уроке. URL : http://www. zipsites. ги.

19. ХАЗОВА С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту : моногр. М. : Изд-во «Академия естествознания», 2010.

20. ХОМСКИЙ Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. С. А. Минюрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.