Научная статья на тему 'Межкультурная компетентность педагога как условие подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной среде'

Межкультурная компетентность педагога как условие подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
889
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетентность / компоненты межкультурной компетентности / комплексный подход / поликультурная среда / intercultural competence / intercultural competence components / integrated approach / multicultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гримовская Людмила Михайловна

Поликультурный контекст современной действительности обусловливает новые задачи подготовки студентов к педагогической деятельности. Необходимо формировать межкультурную компетентность выпускников вуза, что позволит им продуктивно решать актуальные образовательные проблемы в поликультурной среде. В статье раскрыт компонентный состав понятия «межкультурная компетентность педагога», такие его компоненты, как: когнитивный знания о многообразии культур как источнике развития личности и общества и способах деятельности, которые обеспечивают использование этих знаний в образовательном процессе; личностный профессионально значимые личностные качества и мотивы деятельности; аксиологический система профессиональных и общечеловеческих ценностей, выработка которой достигается созданием условий, способствующих осознанию ценностей каждой культуры, равноценности всех этнических и социальных групп; деятельностный профессиональные умения и навыки, необходимые для самореализации в практике поликультурного образования. Рассматриваются конкретные пути формирования и развития межкультурной компетентности у будущих педагогов. Особое внимание уделяется проведению поэтапной диагностики уровня межкультурной компетентности личности, определению содержания учебного материала, созданию банка новых образовательных технологий, организации образовательного процесса на основе учета субъектной позиции студента. Подчеркивается, что межкультурная компетентность является важным условием подготовки педагога к качественному решению профессиональных задач в современной поликультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гримовская Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural Competence of Teachers as a Condition of Preparation to Professional Work in a Multicultural Environment

Multicultural context of contemporary reality determines new tasks of preparation of students to educational activity. The intercultural competence of graduates is necessary. It lets them solve actual educational problems in the multicultural environment efficiently. The article reveals the component compound of the concept «the intercultural competence of teachers» and such its components as: cognitive (the knowledge of the cultural diversity as a source of individuel and social development and the modes of activity that ensure the use of this knowledge in the educational process); personal (professionally significant personal qualities and motives of activity); axiological (a system of professional and universal values, the development of which is achieved by creating conditions to aware the values of each culture, the equivalence of all ethnic and social groups); actionable (the professional skills necessary for self-realization in the multicultural education). This article discusses the specific ways of the formation and development of intercultural competence of future teachers. Particular attention is paid to phased diagnosis of the level of individual's intercultural competence, to determination of the content of educational material, the creation of the bank of new educational technologies, the organization of educational process on the basis of the account of student's subject position. The emphasis is placed on the fact that intercultural competence is an important condition of the teacher's preparation to solve qualitatively the professional tasks in a modern multicultural environment.

Текст научной работы на тему «Межкультурная компетентность педагога как условие подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной среде»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14.015.62

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Гримовская Людмила Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Смоленский государственный университет. E-mail: zayceva-ludmi-la@mail.ru

Поликультурный контекст современной действительности обусловливает новые задачи подготовки студентов к педагогической деятельности. Необходимо формировать межкультурную компетентность выпускников вуза, что позволит им продуктивно решать актуальные образовательные проблемы в поликультурной среде. В статье раскрыт компонентный состав понятия «межкультурная компетентность педагога», такие его компоненты, как: когнитивный - знания о многообразии культур как источнике развития личности и общества и способах деятельности, которые обеспечивают использование этих знаний в образовательном процессе; личностный - профессионально значимые личностные качества и мотивы деятельности; аксиологический - система профессиональных и общечеловеческих ценностей, выработка которой достигается созданием условий, способствующих осознанию ценностей каждой культуры, равноценности всех этнических и социальных групп; деятельностный - профессиональные умения и навыки, необходимые для самореализации в практике поликультурного образования. Рассматриваются конкретные пути формирования и развития межкультурной компетентности у будущих педагогов. Особое внимание уделяется проведению поэтапной диагностики уровня межкультурной компетентности личности, определению содержания учебного материала, созданию банка новых образовательных технологий, организации образовательного процесса на основе учета субъектной позиции студента. Подчеркивается, что межкультурная компетентность является важным условием подготовки педагога к качественному решению профессиональных задач в современной поликультурной среде.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, компоненты межкультурной компетентности, комплексный подход, поликультурная среда.

001: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-343

В современных условиях актуализируется проблематика поликультурного образования, формирования и развития межкультурной компетентности личности. Это связано с процессами глобализации в мире, усилившейся миграцией населения, интеграцией в образовательном пространстве, невысоким в целом уровнем межкультурной компетентности людей. Формирование и развитие межкультурной компетентности имеет важное значение на уровне высшего образования и особенно - в процессе профессиональной подготовки педагога, который должен быть готов решать актуальные образовательные проблемы, связанные с необходимостью обучения и воспитания детей - представителей разных этнических и социальных групп, придерживающихся разных культурных ценностей, традиций и образа жизни.

Целью данной работы является поиск конкретных путей формирования и развития межкультурной компетентности у будущих педагогов. Материалом послужили педагогические источники и многолетний опыт работы автора со студентами. Основные методы: системный подход, анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный анализ, индуктивный и дедуктивный методы.

© Гримовская Л. М, 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3

Тематика поликультурализма отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Согласно ФГОС ВО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», у выпускника вуза должна быть сформирована способности толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития [1]. Указанные требования подчеркивают насущность и необходимость формирования межкультурной компетентности у студентов.

Научный интерес к проблемам межкультурной компетенции и компетентности проявляется в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Так, в работах А. П. Садохина выявлена сущность межкультурной компетентности как свойства субъектов межкультурной коммуникации, позволяющего им «эффективно взаимодействовать друг с другом, с контекстами разных культур, а также с субкультурами и между отдельными индивидами внутри одной этнической или национальной группы или мультикультурной общности» [2, с. 11].

Исследователями Ю. Ю. Коротких, Ю. В. Мещерской, Г. М. Тарбаевой и др. определены педагогические условия формирования данного свойства личности на уровне общего образования. Разные аспекты развития межкультурной компетентности личности в условиях профессиональной подготовки изучены О. И. Михеевой, А. Н. Писаренко, Г. Н. Слепцовой, Д. Ю. Титовой, Ю. Б. Финиковой, Н. В. Янкиной и др.

Тем не менее задача поиска конкретных путей формирования и развития межкультурной компетентности личности остается одной из актуальных и сложных, в первую очередь, в связи с тем, что реальная образовательная практика отстает от научно-теоретической рефлексии ценностей современного образования с позиций поликультурализ-ма. Решение данной задачи требует рассмотрения понятия «межкультурная компетентность».

Мы ориентировались на ученых, которые в рамках компетентностного подхода отмечают, что компетенция - это социально заданное требование к образовательной подготовке человека, выраженное совокупностью взаимосвязанных ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и практического опыта, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности. Компетенция формулируется в нормативных документах как задача образования. Компетентность формируется в процессе обучения. Компетентность - это «вла-

дение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей отношение к ней и предмету деятельности» [3].

Существуют разные подходы к определению структуры межкультурной компетенции, в частности, встречается точка зрения, согласно которой состав рассматриваемой компетенции представлен аффективным, когнитивным и стратегическим компонентами [4, с. 24]. Аффективный компонент включает в себя толерантность и эмпатию, в основе когнитивного - синтез знаний о родной культуре и культуре страны изучаемого языка, а также общие знания о культуре и коммуникации вообще. Стратегический компонент составляют вербальные, учебные и исследовательские стратегии учащегося.

Опираясь на теорию организации содержания образования, Н. В. Янкина отмечает, что межкультурная компетентность студента университета представляет собой «образовательный результат процесса личностной интеграции знаний, умений и ценностных ориентаций, обеспечивающий готовность студента продуктивно решать задачи межкультурного взаимодействия» [5, с. 6].

Рассмотрим эти элементы более подробно, принимая во внимание, что формирование и развитие межкультурной компетентности у будущих педагогов может осуществляться при обучении в рамках ряда учебных предметов (например, «Иностранный язык», «Инклюзивное образование», «Этнопедагогика»), а ключевой характер в этом процессе имеет изучение специальной дисциплины «Поликультурное образование». Преподавание этой учебной дисциплины на протяжении ряда лет осуществляется автором данной статьи.

Первым элементом предмета «Поликультурное образование» являются знания о многообразии культур как источнике развития личности и общества и способах деятельности, обеспечивающих использование этих знаний в образовательном процессе (когнитивный компонент). Современный педагог сможет успешно решать профессиональные задачи в поликультурной среде образовательной организации, владея и используя в своей деятельности фундаментальные и инструментальные знания, включающие основные понятия и категории, методологические, знания теорий и концепций, современных технологий поликультурного образования.

Компонент «умения» (деятельностный) предполагает формирование у будущих педагогов способов деятельности, воплощенных в умениях и навыках, необходимых для самореализации в практике поликультурного образования. Это - умения использовать традиции российского многокультурного общества в образовательном процессе; в

этом контексте ориентироваться в педагогических проблемах, определять способы их решения; осуществлять и аргументировать психолого-педагогический анализ процесса обучения и воспитания с позиций учета культурных различий участников образовательного процесса и потребностей российского поликультурного общества, учитывать их при организации образовательного процесса; осуществлять прогноз развития личности в поликультурной среде; использовать современные методы и технологии психолого-педагогической поддержки представителям разных культурных групп в образовательном процессе.

Знания нравственных норм отношений в многокультурном окружении и практических навыков соблюдения данных норм, которые отражаются в профессионально значимых личностных качествах и мотивах деятельности, составляют личностный компонент межкультурной компетентности.

Опираясь на структурно-иерархическую модель личности педагога, разработанную Л. М. Мити-ной [6, с. 19-21], мы выделили личностные свойства, которые в наибольшей степени определяют мотивы деятельности педагога в поликультурной образовательной среде. К ним относятся: вдумчивость, внимательность, гибкость поведения, гуманность, доброта, доброжелательность, наблюдательность, отзывчивость, общительность, тактичность, чуткость. На успешность профессиональной деятельности в рассматриваемом аспекте оказывают влияние эмпатия и толерантность, которые представляют собой особую комбинацию личностных свойств.

Потребности и мотивы обусловливают отношение человека к миру, систему его ценностей, что достигается созданием таких условий, которые способствуют осознанию ценностей каждой культуры, равноценности всех этнических и социальных групп (аксиологический компонент). Выделенные компоненты дают целостное представление о межкультурной компетентности, могут служить критериями ее развития, являются теоретической предпосылкой для выявления условий ее формирования.

Поэтапное изучение уровня межкультурной компетентности студентов является одним из путей повышения эффективности работы. В современных условиях у педагогов высшей школы имеются большие возможности для изучения уровня межкультурной компетентности студентов и соотнесения с этим уровнем своей учебной и воспитательной деятельности. Наш опыт преподавания учебной дисциплины «Поликультурное образование» показывает, например, важность исследования уровня толерантности как составляющей межкультурной компетент-

ности у будущих педагогов на разных этапах обучения. Для реализации данной цели мы используем, в частности, следующие методики: 1) экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой - для изучения общего уровня толерантности у будущих педагогов; 2) методику диагностики профессиональной педагогической толерантности Ю. А. Маркова.

Для подтверждения важности диагностики толерантности у студентов приведем данные, полученные в 2016 г., в начале изучения учебной дисциплины «Поликультурное образование». В исследовании приняли участие 58 студентов 4-5-х курсов очного и заочного отделений направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

Изучение толерантности будущих педагогов показало, что низкий уровень ее сформирован-ности, характеризующийся высокой интолерант-ностью и выраженными интолерантными установками по отношению к окружающему миру и людям, наблюдается у 8,6% респондентов.

К среднему уровню толерантности относится большинство (91,4%) студентов: у них сочетание как толерантных, так и интолерантных черт: в одних социальных ситуациях они могут вести себя толерантно, в других нет. Исследование показало также, что выраженными чертами толерантной личности, соответствующими высокому уровню толерантности, не обладает ни один из участвовавших в исследовании будущих педагогов.

Для качественного анализа аспектов толерантности мы использовали разделение на субшкалы:

«социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп и процессов;

«толерантность как черта личности» диагностирует личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к любым различиям;

«этническая толерантность» выявляет отношение к представителям других этнических групп.

Мы обнаружили, что среди испытуемых преобладают студенты со средним уровнем толерантности как черты личности (91,4%), этнической толерантности (70,7%) и социальной толерантности (65,5%). Достаточно выражен низкий уровень социальной (32,8%) и этнической толерантности (29,3%). Незначительно количество респондентов с высоким уровнем толерантности как черты личности (5,2%) и социальной толерантности (1,7%) (таблица).

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3

Результаты исследования уровня толерантности студентов, количество человек, %

Уровни толерантности Субшкалы

Этническая толерантность Социальная толерантность Толерантность как черта личности

Высокий 0 (0) 1 (1,7) 3 (5,2)

Средний 41 (70,7) 38 (65,5) 53 (91,4)

Низкий 17 (29,3) 19 (32,8) 2 (3,4)

Полученные данные убеждают в необходимости развития у будущих педагогов социальной восприимчивости, доверия, особой чуткости и ответственности, без которых невозможно реализовать практику поликультурного образования и которые учитываются при построении модели наиболее оптимального формирования и развития межкультурной компетентности студентов.

В преподавании учебной дисциплины «Поликультурное образование» мы реализуем комплексный подход к организации образовательного процесса, направленного на формирование межкультурной компетентности у будущих педагогов, заключающийся в следующем:

1) определение содержания учебного материала по дисциплине, его направленность на формирование знания о многообразии культур как источнике развития личности и общества, осмысление задач и содержания поликультурного образования детей;

2) реализация лекционно-семинарских технологий, отказ от преимущественно репродуктивного характера их изложения; переход к продуктивным способам присвоения информации; акцент на использовании лекций с разбором конкретных ситуаций, лекций-дискуссий;

3) создание банка новых образовательных технологий. На практических занятиях мы акцентируем внимание на таких технологиях, которые помогают:

сместить акценты с передачи знаний на обеспечение условий, побуждающих к поиску информации;

организовать образовательный процесс на основе партнерства субъектов образовательных отношений;

побудить к целеполаганию, самоорганизации деятельности, рефлексии;

осуществить постепенный переход студента в режим саморазвития;

обеспечить контекстность обучения, которое, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные цели обучаемого, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой - строится с учетом его будущей профессиональной деятельности;

реализовать практикоориентированный подход в обучении;

обеспечить возможность выбора каждым студентом собственного пути решения образовательных задач и продвижения по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии со своими образовательными потребностями, психофизиологическими и когнитивными особенностями.

Главными составляющими таких технологий являются активные методы обучения. Нами используются: педагогические задачи-ситуации «Вера. Религия. Церковь», «Беженцы и их дети», «В класс пришел ребенок из семьи мигрантов» и др.; упражнения «Толерантность и интоле-рантность», «Ломка стереотипов», «Позитивное мышление», «Толерантный педагог», «Чемодан в дорогу», «Дерево толерантности» и др.; разработка студентами собственных упражнений для тренинга толерантности, состоящего из четырех тематических блоков: 1) понятие толерантности; 2) формирование позитивного отношения к себе и своей группе; 3) развитие толерантности по отношению к любым отличиям; создание будущими педагогами моделей формирования межкультурной компетентности у детей; выполнение научно-исследовательских заданий разного уровня сложности и др.; 4) организация образовательного процесса на основе учета субъектной позиции студента при выполнении творческих заданий, самостоятельной работы. Это способствует выработке личностного знания студента, его мнения, мировоззрения, собственного стиля и структуры профессиональной деятельности, обеспечивает становление опыта субъективирования.

Подводя итоги, отметим следующее: поликультурный контекст современной действительности обусловливает необходимость формирования межкультурной компетентности у будущих педагогов в условиях высшего образования. Структура такой компетентности может быть представлена когнитивным, личностным, деятельностным, аксиологическим компонентами. Целесообразны следующие пути формирования и развития межкультурной компетентности у студентов:

проведение поэтапной диагностики уровня межкультурной компетентности личности;

определение содержания учебного материала, раскрывающего многообразие культур как источник развития человека и общества;

акцент на продуктивных способах присвоения информации;

создание банка новых образовательных технологий;

организация образовательного процесса на основе учета субъектной позиции студента.

Данные пути позволяют более эффективно организовать подготовку педагогов к качественному решению насущных проблем обучения и воспитания в современной поликультурной среде.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению

подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://www.fgosvo.ru/440302 (дата обращения: 20.01.2017).

2. Садохин А. П. Межкультурная компетентность : сущность и механизмы формирования : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М., 2009. 42 с.

3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. URL: http://www.eidos.ru/ journal/2002/ (дата обращения: 25.01.2017).

4. СупруноваЛ. Л., СвиридченкоЮ. С. Поликультурное образование. М., 2013. 240 с.

5. Янкина Н. В. Формирование межкультурной компетентности студента университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Оренбург, 2006. 40 с.

6. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994. 216 с.

Образец для цитирования:

Гримовская Л. М. Межкультурная компетентность педагога как условие подготовки к профессиональной деятельности в поликультурной среде // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 339-343. БО!: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-343.

Intercultural Competence of Teachers

as a Condition of Preparation to Professional Work

in a Multicultural Environment

L. M. Grimovskaya

Smolensk State University

4, Przhevalskogo str., Smolensk, 214000, Russia

E-mail: zayceva-ludmila@mail.ru

Multicultural context of contemporary reality determines new tasks of preparation of students to educational activity. The intercultural competence of graduates is necessary. It lets them solve actual educational problems in the multicultural environment efficiently. The article reveals the component compound of the concept «the intercultural competence of teachers» and such its components as: cognitive (the knowledge of the cultural diversity as a source of individuel and social development and the modes of activity that ensure the use of this knowledge in the educational process); personal (professionally significant personal qualities and motives of activity); axiological (a system of professional and universal values, the development of which is achieved by creating conditions to aware the values of each culture, the equivalence of all ethnic and social groups); actionable (the professional skills necessary for self-realization in the multicultural education). This article discusses the specific ways of the formation and development of intercultural competence of future teachers. Particular attention is paid to phased diagnosis of the level of individual's intercultural competence, to determination of the content of educational material, the creation of the bank of new educational technologies, the organization of educational process on the basis of the account of student's subject position. The emphasis is placed on the fact that intercultural competence is an important condition of the teacher's preparation to solve qualitatively the professional tasks in a modern multicultural environment. Key words: intercultural competence, intercultural competence components, integrated approach, multicultural environment.

References

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 44.03.02 «Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovani-ye» (The federal state educational standard of higher education in the field of training 44.03.02 «Psychological and pedagogical education»). Available at: http:// www.fgosvo.ru/440302 (accessed 20 January 2017) (in Russian).

2. Sadokhin A. P. Mezhkulturnaya kompetentnost: sushch-nost i mehanizmy formirovaniya: avtoref. dis....d-ra kulturologii [Intercultural competence: essence and mechanisms of its formation: autoref. diss. ... doct. of culturology]. Moscow, 2009. 42 p. (in Russian).

3. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatel-nye standarty (Key competencies and educational standards). Available at: http://www.eidos.ru/journal/2002/ (accessed 25 January 2017) (in Russian).

4. Suprunova L. L., Sviridchenko Yu. S. Polikulturnoye obrazovaniye [Multicultural education]. Moscow, 2013. 240 p. (in Russian).

5. Yankina N. V. Formirovaniye mezhkulturnoy kompetent-nosti studenta universiteta: avtoref. dis.... d-raped. nauk [Formation of the intercultural competence of a university student: autoref. diss. ... doct. of pedagogy]. Orenburg, 2006. 40 p. (in Russian).

6. Mitina L. M. Uchitel kak lichnost i professional (psi-khologicheskiye problemy) [The teacher as a person and a professional (psychological problems)]. Moscow, 1994. 216 p. (in Russian).

Cite this article as:

Grimovskaya L. M. Intercultural Competence of Teachers as a Condition of Preparation to Professional Work in a Multicultural Environment. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2017, vol. 17, iss. 3, pp. 339-343. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-3-339-343.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.