Научная статья на тему 'Социокультурная деятельность как фактор социализации детей с ограниченными возможностями'

Социокультурная деятельность как фактор социализации детей с ограниченными возможностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
618
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / SIGHTSEEING / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Ксения Андреевна

В статье рассмотрены сложности воспитания, адаптации и социализации детей с ограниченными. Изучены возможности и специфика использования туризма и экскурсий в адаптации таких детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural activities as a factor for socialization of children with disabilities

The article discusses the complexity of training, adaptation and socialization of children with disabilities. Author explains the possibilities and specific usage of tourism and sightseeing in adapting these children.

Текст научной работы на тему «Социокультурная деятельность как фактор социализации детей с ограниченными возможностями»

УДК 376

SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES AS A FACTOR FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Ponomareva Ksenia Andeevna, assistant lecturer, Departament of social pedagogy and social work, Shadrinsk State Pedagogical Institute, Shadrinsk

Abstract. The article discusses the complexity of training, adaptation and socialization of children with disabilities. Author explains the possibilities and specific usage of tourism and sightseeing in adapting these children.

Key words: children with disabilities, socialization, sightseeing, social and cultural activities.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Пономарева Ксения Андреевна, ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы, Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск

Аннотация. В статье рассмотрены сложности воспитания, адаптации и социализации детей с ограниченными. Изучены возможности и специфика использования туризма и экскурсий в адаптации таких детей.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, социализация, туризм, экскурсии, социокультурная деятельность.

Актуальность исследования обусловлена существующими и не решенными проблемами адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями ребенка. Несмотря на научный интерес к данной теме, вопрос социализации детей с ограниченными возможностями требует пристального внимания.

Цель исследования - изучить социокультурную деятельность в аспекте организации туризма и экскурсий как важный фактор социализации детей с ограниченными возможностями.

По мнению Т.В. Егоровой, дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания [4]. В процессе социализации ребенка с отклонениями в развитии важная роль отводится адаптации, а также 48

принятию и усвоению образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе [1].

Создание оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации ребенка, независимо от уровня его психофизического развития, выступает сегодня одной из приоритетных социальных задач во всех развитых странах [3].

Процесс социализации ребенка, его социального развития происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством социальных факторов: общественная среда, деятельность ребенка (игра, учение и труд), в процессе которой он постепенно усваивает общественный опыт. Ребенок овладевает языком окружающих, перенимает их опыт, правила поведения [8].

Поэтому мы считаем, что социально-культурная деятельность с детьми-инвалидами - это большой вклад в становление личности ребенка и успешного формирования адекватного представления об окружающем мире.

Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций [4]. Нарушение, недостаток развития у ребенка может возникнуть внезапно после травмы, несчастного случая, болезни, либо развиваться и усугубляться на протяжении длительного времени, например, из-за воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социально-культурными средствами или уменьшаться в своем проявлении. Таковыми средствами могут выступать уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга и т.д.

У детей с ограниченными возможностями из-за дефектов развития затруднено взаимодействия с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования.

Они испытывают трудности достижения своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонениям в поведении. В тоже время, опыт специальных образовательных учреждений показывает, что такие дети тем не менее способны овладеть принятыми в обществе нормами поведения. Особо важное значение имеет социально-культурная ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями [7].

Программа социализации детей с ограниченными возможностями должна строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должна обеспечивать:

• охрану, укрепление, развитие физического и психического здоровья детей;

• эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• интеллектуальное, нравственное, психологическое, экономическое, правовое развитие;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям [7].

Интеграция детей и подростков с ограничениями в жизнедеятельности в социокультурную среду сверстников возможна при проведении массовых мероприятий, таких как: утренники, творческие выставки, конкурсы и культурно-познавательные экскурсии.

Соответственно, социально-культурное обслуживание детей -инвалидов предполагает и организацию культурного досуга. Широкие социализирующие и воспитательные возможности, на наш взгляд, организация экскурсий для детей.

Так, например, Кирюханцев К.А. в докладе «Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования» описывает возможности, которые дают туризм, и экскурсия [5]. Экскурсия помогает освоить многомерный социокультурный опыт представлений, символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности, позволяет ребенку понять картину мира, которая присуща данному конкретному социуму, удовлетворить чувство культурной идентичности стране, народу, краю.

Прежде, чем проводить экскурсии для детей с ограниченными возможностями, необходимо изучить их специфику и требования [5]. Мы полагаем, что все вышеописанное может иметь значение и для адаптации детей с ограниченными возможностями.

Особенности проведения туристических маршрутов определены в государственном стандарте ГОСТ Р 53998 от 2010 года

«Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования» [2]:

• предусматривать для туристов с ограниченными физическими возможностями условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности при совершении путешествий;

• учитывать особенности физического и психологического состояний туристов с ограниченными физическими возможностями;

• при планировании туристских маршрутов отдавать предпочтение районам с благоприятными климатическими и природными условиями (избегать горные районы, районы Севера и т.п.);

• создавать удобства для ориентирования во время туристских путешествий и на экскурсионных маршрутах;

• в обязательном порядке обеспечивать транспортную доступность объектов туристской индустрии для людей с ограниченными физическими возможностями;

• обеспечить комфортность предоставления туристских услуг для маломобильных групп населения [2].

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что организация туризма и экскурсионных программ может внести важный вклад в социализацию детей с ограниченными возможностями. Туризм сам по себе способствует социализации ребенка, формированию опыта общения и сплоченности коллектива. Применение и адаптация этого метода позволяет применять его в непростой задачи социализации детей с недостатками здоровья. В тоже время, организация туризма, трудоемкая сама по своей сути, требует особой внимательности и подготовки при работе с детьми с ограниченными возможностями.

Итак, мы делаем вывод, что проведение экскурсий для детей с ограниченными возможностями необходимо для обеспечения их социализации, адаптации, самореализации, могут являться составляющими учебно-воспитательного процесса, но при этом требуют особого подхода к подготовке и апробации экскурсионного обслуживания.

Библиографический указатель:

1. Акайкина Е.Г. Проблема социализации дошкольников с отклонениями в развитии: статья для педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности. 2013. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/statya-problema-socializacii-doshkolnikov-s-otkloneniyami-v-razvitii

2. ГОСТ Р 53998-2010 Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования. официальное издание. М.: Стандартинформ, 2011

3. Грачева И.А. Коррекционно-развивающее пространство как оптимальное условие адаптации младших подростков с нарушениями речи при интегрированном обучении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Грачева Инна Александровна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1539

4. Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2000 172 с. РГБ ОД, 61:00-13/1436-5

5. Кирюханцев К. А. Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования [Текст] / К. А. Кирюханцев, И. А. Гизатова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 79-81.

6. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ограниченнми возможностями здоровья // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/165/6343 (дата обращения: 26.06.2014).

7. Усачева Л.В. Формирование социального воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями в условиях ДДИ. 2013. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/formirovanie-socialnogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi

8. Щербакова Е.Я., Саврыкина Л.Г. Программа социализации обучающихся "Академия успеха" // Справочник классного руководителя, №5, 2013. URL:http://www.menobr.ru/materials/729/44010/

Статья поступила в редакцию 11.04.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.