Научная статья на тему 'Социокультурная адаптация учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности'

Социокультурная адаптация учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / SOCIALIZATION / SOCIO-CULTURAL ADAPTATION / TOURIST AND LOCAL LORE ACTIVITY / TOURISM / LOCAL LORE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Близнюкова Наталья Викторовна

В статье освещаются проблема социализации детей и подростков в поликультурной среде современной России и влияние поликультурной среды на систему воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования. Рассматриваются различные формы и средства туристско-краеведческой деятельности с детьми, их социализирующий потенциал по данной проблеме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Близнюкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural adaptation of students by instruments of tourism and local lore activities

Article considers the problem of socialization of children and teenagers in a multicultural environment of modern Russia and the impact of multicultural environment on the system of education and training of children in additional education. Discusses the various forms and instruments of tourist and local lore activities with children, their socializing potential on this.

Текст научной работы на тему «Социокультурная адаптация учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности»

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ

УДК 371.8.061:371.8.062.2

Н. В. Близнюкова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье освещаются проблема социализации детей и подростков в поликультурной среде современной России и влияние поликультурной среды на систему воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования. Рассматриваются различные формы и средства туристско-краевед-ческой деятельности с детьми, их социализирующий потенциал по данной проблеме.

Article considers the problem of socialization of children and teenagers in a multicultural environment of modern Russia and the impact of multicultural environment on the system of education and training of children in additional education. Discusses the various forms and instruments of tourist and local lore activities with children, their socializing potential on this.

Ключевые слова: социализация, социально-культурная адаптация, ту-ристско-краеведческая деятельность, туризм, краеведение.

Keywords: socialization, socio-cultural adaptation, tourist and local lore activity, tourism, local lore.

В современном городе смешались многие этносы и народности, наши традиции дополнили друг друга. Уже никого не удивишь проведением католического праздника святого Валентина или языческой Масленицы. Достаточно спокойно встречаем прохожих в облачении буддистов. Мы заимствуем друг у друга элементы одежды, прически, жесты, национальные блюда. Хачапури, кумыс, суши ныне легко сочетаются с пельменями.

В большом городе даже взрослому человеку легко потеряться в разнообразии взглядов, традиций и обычаев, этносов и религий. Что уж говорить о детях, подростках, особенно когда они всерьез задумываются о себе как о личности?

Отвечая на эти и множество других подобных вопросов, мы всматриваемся в процессы социокультурной адаптации детей и подростков, в процесс становления личности ребенка в современном мире.

Социокультурная адаптация - это процесс и результат интеграции личности в современные ему природные, социальные, культурные и политические условия для комфортного существования и успешного взаимодействия с социумом. И от того, насколько успешно этот процесс пройден, зависит жизнь человека. Социокультурная адаптация ребенка начинается с рождения и продолжается всю жизнь, но наблюдаются особые кризисные этапы, когда особенно остро проявляются противоречия общества и личности и/или оказывают влияние на дальнейший сценарий жизни.

Одним из таких кризисных периодов принято считать подростковый возраст, когда ребенок отстаивает свою личность и свои убеждения, взгляды перед самим собой и обществом, и юношество, когда определяется профессиональная направленность и начинает реализовываться жизненный сценарий.

Мало кто из представителей подросткового и юношеского возраста может без потерь и искажений личностных качеств пройти это кризисное для него время. Хорошо, когда рядом оказывается взрослый/родитель/наставник/старший товарищ, который выслушает, направит, объяснит, чаще им приходится самим пробираться сквозь нормы, правила, законы общества, узнавать чужие взгляды на общественные явления, осознавать ценность того или иного предмета - в итоге совершаются ошибки, которые могут исковеркать всю жизнь или повернуть ее в совершенно другую сторону.

А современный мир предоставляет для неоформившейся личности спектр политических взглядов, общественных мнений, поликультурность общества, природных объектов и явлений, событий в мире и стране, общественный резонанс на них. Как же тут определиться? Как ввести ребенка/подростка/юношу в социум?

Мы в статье рассмотрим данную проблему в рамках возможностей туристско-краеведческой деятельности в условиях дополнительного образования.

Возможности дополнительного образования в становлении ребенка шире, чем у школы, которая жестко ограничена рамками образовательных стандартов и планов. Поэтому потенциал дополнительного образования в социокультурной адаптации ребенка

достаточно высок - есть ресурсы (образовательные, воспитательные, творческие), есть материально-техническая база, педагоги и воспитатели, методические разработки, ориентация на способности и желание ребенка.

Особой универсальностью среди направлений дополнительного образования детей отличается туристско-краеведческая деятельность: добровольная основа посещений занятий по туризму и краеведению, учет индивидуальных особенностей каждого участника объединения, трансляция опыта, норм и правил через коллектив, комфортный психологический климат и творческая атмосфера, безоценочное отношение к ребенку, насыщенный план мероприятий. Также каждый участник имеет возможность внести свою лепту в общее дело, даже можно сказать, что без его участия это дело просто может развалиться; осознавать свою важность для коллектива. Каждый участник туристско-краеведческого объединения -это личность со своими особенностями, талантами, знаниями и опытом, со своим индивидуальным отношением к событиям, явлениям и людям.

Какой же вклад туристско-краеведческая деятельность вносит в социокультурную адаптацию ребенка? Рассмотрим подробнее возможности основных форм работы в объединении данной направленности.

Туристско-краеведческая деятельность включает в себя следующие формы работы с детьми: походы, экспедиции, экскурсии, туристские слеты, туристские соревнования, проектную деятельность, конкурсы.

Как известно, в поход идут не сразу - ему предшествует подготовка, определяющая успешность туристского мероприятия. В процессе подготовки затрагивается множество социальных и культурных, экономических и правовых аспектов.

Выбор места и района похода: изучаются транспортная сеть района, его культурно-историческое наследие, интересные краеведческие объекты, традиции и обычаи района похода, а также геополитика региона, религиозный состав населения.

Подготовка документов к походу: необходимо научить участников группы правильному оформлению заявочных и маршрутных книжек, разрешений на выход, запросов в МЧС района похода. В процессе оформления документов необходимо взаимодействовать с Маршрутно-квалификационной комиссией, отделами МЧС и По-

исково-спасательной службой в месте района похода, получить разрешение от Управления образования - взаимодействие административно-правового уровня. Получение страховых полисов -взаимодействие со страховыми фирмами - предоставление услуг.

Необходимы снаряжение, закупка и подготовка его к походу. На первый взгляд, это обычное дело, но несет в себе ряд взаимодействий экономического характера - поиск, выбор по цене/качеству, эксплуатационным характеристикам, покупку, то есть участник начинает вникать в разнообразие фирм и брендов туристского снаряжения, историю его создания и совершенствования, технологические особенности, разнообразие снаряжения для различных эксплуатационных условий. Правовой аспект - правовые основы сделки «купля-продажа», условия обмена (права потребителя). Поиск сопряжен с использованием информационных технологий.

Требуют особого внимания транспорт, переезды: нормы и правила поведения в общественном транспорте, в поездах пригородного и дальнего следования, правовые основы пользования транспортом, приобретение билетов и прохождение транспортного контроля, условия возврата билетов, права потребителей, ценообразование.

Немаловажны продукты питания: выбор и закупка продуктов в соответствии с составленным меню, умение отличать качественный продукт, знание ГОСТ, прав потребителя, условий возврата и обмена продуктов, правил и норм хранения продуктов.

И конечно же, в каждом походе есть свое экспедиционное задание - оно чаще всего касается исследования в области истории и культуры района/региона похода.

Сам поход формирует у участников группы навыки взаимодействия и нормы, правила поведения и социальных отношений с другими участниками похода и руководителями, взаимоответственность, происходят обмен опытом социализации внутри группы и взаимное проникновение социокультурных форм общения, взаимодействия, восприятий.

Еще одна форма туристско-краеведческой деятельности с исследовательской целью - экспедиция, которая, так же как и поход, дает базовые знания по историко-культурному, социальному и политическому, экономическому и правовому аспектам жизни.

Цели в экспедиции могут самые разнообразные - от изучения состава воды в источнике до глобального влияния конкретного

района на мировую экономику. Но часто область исследования лежит в районе истории, культуры, геополитики, изучаются уникальный объект или явление, природные объекты района. Но что-то конкретное изучать можно только в комплексе всех аспектов прошлого, настоящего и будущего, выявляя причинно-следственные связи событий или явлений. Проводя исследования в означенной теме экспедиции, группа погружается в целый ряд исторических событий, социальных процессов, политических решений, этнокультурных особенностей, топонимики, влияний природы и рельефа региона, традиционных видов деятельности и экономики.

Следующая форма туристско-краеведческой работы - это экскурсия. Экскурсия не пассивное получение знаний, а мотивированная и активная форма обучения и воспитания детей. Это выражается в том, что перед экскурсией они получают задания, выполнение которых возможно только на объекте экскурсии, а также готовят отчетные материалы по итогам - делают презентации, участвуют в конференциях, готовят краеведческие проекты, участвуют в конкурсных программах. То есть идет активное освоение экскурсионного материала - социокультурный опыт передается от старших участников группы к младшим, формируется индивидуальное отношение к полученному материалу, к происходящему вокруг объектов экскурсии, например сносу исторических памятников, переоценке событий, поступков и распоряжений исторических лиц, решений администрации. Особый опыт - участие в конкурсах и защита проекта - показ своей осведомленности, широты кругозора, владение материалом и демонстрация своего взгляда и мнения.

Экскурсия проводится не только с позиции экскурсовод-взрослый и экскурсанты-дети, но и когда дети сами проводят экскурсии. Они с помощью руководителя готовят материал, вникают во все вышеперечисленные аспекты, выделяют главное (рассказывать надо кратко, ярко и интересно, но всегда может быть задан вопрос, касающийся более глубоких слоев знаний), подбирают раздаточный или наглядный материал - фотографии, рисунки, портреты. В роли экскурсовода ребенок/подросток вынужден подстраиваться под группу, с которой он работает: возраст, уровень образования, настроение группы - он через это получает социальный опыт общения с разными людьми, после серии экскурсий появляется ряд коммуникационных навыков, что облегчает адаптивные процессы в дальнейшем.

В этой форме работы наиболее ярко представлены историческая, культурная и социальная составляющие современной жизни.

Туристские слеты и туристские соревнования позволяют познакомиться с другими группами - из других районов, округов, даже городов. Такие соревнования и слеты дают детям и подросткам широкий опыт взаимодействия и общения, условия для передачи опыта и культурных традиций: например кухни, организации быта в лагере, навыков туристско-краеведческой деятельности. При организации и проведении туристских соревнования и слетов группа учится внутренней саморегуляции и создается определенный туристско-краеведческий социум, объединенный общими целями и интересами.

Интересны в туристско-краеведческой работе проектная деятельность и конкурсы. Когда группа и/или отдельный участник ту-ристско-краеведческого объединения готовятся к конкурсу или создают проект, то приходится изучать и анализировать массу материала и проверять данные, сравнивать. Невозможно изучать заявленную тему без знания причинно-следственных связей, без знакомства с деятелями науки, культуры, истории и изучения их трудов, относящихся к данной теме, исследования историко-культурной и социальной, политической жизни изучаемого периода. Часто темами конкурсов и проектов становятся события и явления, которые стали поворотными для нашей страны - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, Отечественная война 1812 года, изгнание поляков в 1612 году, время революции 1917-го. Следующие лидирующие темы - это работы по культуре: изучение биографии, деятельности писателей, художников, архитекторов, деятелей науки (проект «Космос»); изучение объектов религиозного значения (проект «Монастыри Москвы»); изучение определенного отрезка времени и эпохи; социальные темы - влияние тех или иных факторов на жизнь и восприятие детей и подростков, явлений - на жизнь страны, города, одной семьи (проект «Родословная»). Темы экологии и природоохраны - создаются проекты по изучению конкретных природных объектов, планы мероприятий по очистке, сохранению и развитию национальных парков, заказников, водоемов.

Проектная деятельность требует хорошего знания предмета изучения, причинно-следственных связей, сопутствующих тем. В процессе подготовки ребенок/подросток получает знания не только по заданной теме, но и учится, как и где найти те или иные ответы

на поставленные вопросы - зачастую ведь самое сложное не рассказать, а найти информацию. Задействуются личные связи, формируются новые социальные взаимодействия - с очевидцами, с представителями научных и культурных направлений, с библиотеками, музеями, архивами. При этом транслируются морально-нравственные установки, правила поведения, нормы и формируется личностное отношение к событиям, явлениям.

Конкурсы в туристско-краеведческой деятельности тоже имеют свою специфику - чаще всего это конкурсы по итогам экскурсий, экспедиций и походов, например боевых листов, отчетов, фотографий. Группа или представитель команды готовят и защищают свою работу, то есть не только сами усваивают материал конкурсной работы, но и знакомят с ней других - передают опыт. Также участники конкурсов различных уровней получают знания того, как готовиться к конкурсам, какие условия являются общими для всех, а публичное выступление - это еще один этап освоения коммуникативных навыков. Формируются понятия «честные соревнования», «спортивное поведение».

При подготовке к конкурсам, так же как и проектной деятельности, ребенок/подросток берет не просто тему, а интересную для него, в которой он заинтересован непосредственно, он хочет рассказать о своей работе и деятельности - личное отношение к данному вопросу обогащает его внутреннюю культуру, формирует самостоятельность мышление и собственное мнение.

Также туристско-краеведческая деятельность включает элементы профессиональной ориентации. Палитра профессий представлена не только теми, что непосредственно связаны с туризмом и краеведением: краевед, историк, геолог, археолог, инструктор по туризму, педагог, альпинист, проводник, лесник, эколог и т. д., - но и более далекими по своему функционалу: медик (первые медицинские знания как медика в группе), повар, профессии, связанные с изготовлением снаряжения, биолог, метеоролог, гид-экскурсовод, менеджер по туризму, а также те профессии, с которыми туристы ознакомились в процессе экскурсионной деятельности на предприятия и в учреждения. Многие выпускники туристско-краеведчес-кого объединения, повзрослев, туризм не бросают и регулярно присоединяются к нашим мероприятиям.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что возможности туристско-краеведческой деятельности для социокультурной

адаптации достаточно широки, она охватывает почти все спектры жизни общества: историко-культурное наследие, социальную и политическую динамику, многообразие религий, спортивно-оздоровительный комплекс, навыки бытового самообслуживания, формирует множество общественных связей, знания, умения, навыки в сфере права, экономики, первичную профессиональную ориентацию, совершенствует коммуникативные навыки, расширяет кругозор и географию жизни ребенка/подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.