Научная статья на тему 'Социокультурная детерминация отношения к разводам в современном поликультурном обществе'

Социокультурная детерминация отношения к разводам в современном поликультурном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3852
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВОД / СОВРЕМЕННОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / ОТНОШЕНИЕ К РАЗВОДАМ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К РАЗВОДАМ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / DIVORCE / MODERN MULTICULTURAL SOCIETY / THE ATTITUDE TO DIVORCE / SOCIO-CULTURAL DETERMINATION OF RELATIONSHIP TO DIVORCE / SOCIO-CULTURAL FACTORS / GLOBALIZATION / RELIGION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Камышова Екатерина Викторовна

В статье представлены результаты анализа основных социокультурных факторов, детерминирующих отношение современного поликультурного общества к актуальной проблеме разводов. Определены специфические черты отношения к ним в отдельных культурах, проявляющиеся под влиянием данных факторов, а также его общие характеристики в современных условиях интеграции разных культур в мировое сообщество. Это важно для определения ориентиров дальнейших научных исследований обозначенной проблемы, для расширения представлений о возможностях и способах управления общественным мнением о разводах как одним из важнейших детерминантов их роста в современном поликультурном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL DETERMINATION OF CONTEMPORARY VIEWS ON DIVORCES IN A MULTIETHNIC SOCIETY

The article analyzes the major sociocultural factors determining the attitude of a modern multiethnic society to divorces. The author discusses types and examples of views of different ethnic groups on the phenomenon. Identify specific features relations to them in separate cultures, which appear under the influence of these factors, as well as its General characteristics in modern conditions of integration of different cultures in the world community. It is important to identify guidelines for further research identified problem, to expand the understanding of the possibilities and ways of managing public opinion on divorce as one of the most important determinants of growth in the modern multicultural society.

Текст научной работы на тему «Социокультурная детерминация отношения к разводам в современном поликультурном обществе»

УДК 316.3 : 314.554 Камышова Екатерина Викторовна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ОТНОШЕНИЯ К РАЗВОДАМ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Kamyshova Ekaterina Viktorovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Work Department, Ogarev Mordvinian State University

SOCIOCULTURAL DETERMINATION OF CONTEMPORARY VIEWS ON DIVORCES IN A MULTIETHNIC SOCIETY

Аннотация:

В статье представлены результаты анализа основных социокультурных факторов, детерминирующих отношение современного поликуль-турного общества к актуальной проблеме разводов. Определены специфические черты отношения к ним в отдельных культурах, проявляющиеся под влиянием данных факторов, а также его общие характеристики в современных условиях интеграции разных культур в мировое сообщество. Это важно для определения ориентиров дальнейших научных исследований обозначенной проблемы, для расширения представлений о возможностях и способах управления общественным мнением о разводах как одним из важнейших детерминантов их роста в современном поликультурном обществе.

Ключевые слова:

развод, современное поликультурное общество, отношение к разводам, социокультурная детерминация отношения к разводам, социокультурные факторы, глобализация, религия, средства массовой информации.

Summary:

The article analyzes the major sociocultural factors determining the attitude of a modern multiethnic society to divorces. The author discusses types and examples of views of different ethnic groups on the phenomenon. Identify specific features relations to them in separate cultures, which appear under the influence of these factors, as well as its General characteristics in modern conditions of integration of different cultures in the world community. It is important to identify guidelines for further research identified problem, to expand the understanding of the possibilities and ways of managing public opinion on divorce as one of the most important determinants of growth in the modern multicultural society.

Keywords:

divorce, modern multicultural society, the attitude to divorce, socio-cultural determination of relationship to divorce, socio-cultural factors, globalization, religion, mass media.

Многолетний рост разводов, то есть расторжения брака по решению суда или во внесудебном порядке при жизни обоих супругов - одна из самых заметных тенденций, характеризующих развитие современного поликультурного общества, под которым нами понимается исторически сложившаяся в границах одного государства (в узком смысле) или на уровне мирового сообщества (в широком смысле) система конкретных взаимоотношений и взаимосвязей, возникающих в процессе сосуществования людей, принадлежащих к разным этносам, культурам, религиям, разговаривающих на разных языках, организующих свою жизнедеятельность под влиянием разных традиций, ценностных установок, жизненных стилей и способов мышления.

Радикальная трансформация отношения к разводам от преимущественно негативного в истории человечества в сторону рефлекторного, дифференцированного, а зачастую и просто лояльного - один из основных факторов, влияющих на их широкое распространение в современном полиэтническом обществе. Проблема в том, что общество, с одной стороны, допускает, а, по сути, еще и провоцирует разводы, а, с другой - предлагает крайне мало действенных мер для их профилактики и решения вызываемых ими проблем, что осложняет как его собственное развитие, так и жизнедеятельность семьи как социального института, как малой социальной группы, а также разведенных (разводящихся) супругов и их детей. Актуальность данной проблемы очевидна, что нацеливает науку на серьезные междисциплинарные исследования.

Цель данной статьи - анализ основных социокультурных факторов, влияющих на отношение к разводам в современном поликультурном обществе, и определяющих, с одной стороны, специфические черты данного отношения в отдельно взятых культурах, с другой - его общие характеристики в условиях интеграции культур в мировое сообщество в процессе глобализации. При этом под социокультурными факторами, детерминирующими отношение современного поликультурного общества к разводам, нами понимаются некие движущие силы (различные социальные и практические потребности, культурные и этнические традиции, ценности и

нравственные предписания, идеолого-политические установки, нормативно-правовые установки и другие), определяющие его характер или отдельные черты.

Научно-практическая значимость изучения подобных факторов в том, что он позволяет определить дальнейшие ориентиры научных исследований обозначенной проблемы, а также расширяет представления о возможностях и способах управления общественным мнением о разводах как об одном из важнейших детерминантов их широкого распространения в современном поликультурном обществе. Это важно, учитывая, что общественное отношение к расторгнутым бракам, становящееся в большинстве культур все более терпимым, стремительными темпами утрачивает свои профилактические и контролирующие функции, столь развитые прежде.

Действительно, отношение к явлению с позиции поликультурного общества с развитием цивилизованности, отношения к женщине, национальных традиций и других факторов претерпело серьезные изменения. В истории имело место и однозначно негативное, и более или менее лояльное отношение к ним. Все же, несмотря на то, что человеческие культуры, по меткому утверждению Э. Гидденса, «замечательно разнообразны» [1, с. 50], до середины ХХ в. развод в силу многочисленных социокультурных стереотипов и запретов не был широко распространенным явлением.

В современном же поликультурном обществе расторгнутые браки, осколочные семьи, воспитание детей без одного из родителей (чаще без отца) стали привычными явлениями. Во многих социальных, национальных, этнических группах широко распространены и продолжают закрепляться представления о легкости расторжения брака, о многочисленных «допустимых» его причинах. Современные исследования доказывают, что «нормы обязательного брака вообще невыполнимы для огромного числа мужчин и женщин» [2, с. 134]. Настораживает то, что большинство представителей социума к этому привыкло, и общественное мнение, значимость которого многие склонны недооценивать, весьма нейтрально в этом вопросе. К тому же «разводы теперь уже не несут на себе позорного клейма, и в какой-то степени это их стимулирует» [3]. В результате в современном поликультурном обществе семья все больше напоминает «дом, где разбиваются сердца» (Б. Шоу).

В числе факторов, влияющих на изменение общественного отношения к разводам, одним из первых следует назвать глобализацию, под которой мы понимаем процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации, вследствие которого отмечается «рост взаимозависимости между различными регионами и странами в мире» [4], а также усиления взаимовлияния разных культур. Современный социум «стал воистину единой социальной системой в результате усиления отношений взаимозависимости, затронувших сегодня практически каждого человека. <...> Социальные, политические и экономические связи пересекают границы государств и властно вторгаются в судьбы живущих в них людей» [5]. Вследствие влияния радикальных глобальных социальных, политических, экономических, культурных и других трансформаций разводы все настойчивее проникают в разные субкультуры и становятся серьезной проблемой для поликультурного общества в целом.

Отношение к разводам в современном обществе находится также под сильным влиянием брачно-семейного законодательства в отдельных государствах. Так, в зависимости от категоричности запрета разводов на законодательном уровне современные государства можно разделить, как минимум, на 6 групп:

1) Расторжение брака возможно по требованию любого из супругов. К этой группе стран относится, например, Россия, которая традиционно занимает второе место в мире (после США) по количеству ежегодно фиксируемых разводов [6, с. 50-51]. Российское семейное законодательство предусматривает лишь один момент, ограничивающий право на предъявление мужем требования о расторжении брака: он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о разводе во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка [7, ст. 17].

2) Развод допускается при наличии определенных, закрепленных в законе причин. Например, действующее законодательство Франции допускает развод по следующим основаниям: измена; жестокое обращение, начиная с нанесения ударов и до покушения на жизнь; тяжкие оскорбления; осуждение одного из супругов за совершенное им преступление к уголовному наказанию. В Швейцарии развод допускается в случае измены, покушения на жизнь, грубого обращения, тяжких оскорблений, психического заболевания супруга.

3) Развод возможен при соблюдении определенных условий. Например, в Бельгии иск о разводе по согласию супругов не может быть предъявлен не ранее истечения 2-х лет со дня заключения брака; в Германии, если развода требует один из супругов, суд уточняет, не противоречит ли это расторжение брака интересам детей и не является ли оно серьезным ударом для одного из супругов. В некоторых странах развод осуществляется на основе «принципа виновности», то есть суд должен доказать виновность одного из супругов в разрушении брака.

4) Расторжение брака допускается только при обоюдном согласии супругов.

5) Юридическое расторжение брака невозможно. Юридический развод из-за сильного влияния католических традиций даже в начале XXI в. невозможен в Аргентине, Ирландии, Испании, Италии, Колумбия и в других странах [8, с. 20].

6) Законы, регламентирующие процесс расторжения брака, отсутствуют вообще. Ряд стран Африки и Океании [9].

Безусловно, важным фактором, влияющим на отношение к разводам в современном поликультурном обществе, является допущение или, наоборот, запрет их религией - особой формой осознания мира, обусловленной верой в сверхъестественное, включающей в себя в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Например, в христианстве отношение к рассматриваемому явлению как к чрезвычайно нежелательному поступку, допустимому только в крайних случаях, ясно выражено в Евангелии: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. <...> Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; женившийся на разведенной прелюбодействует» [10]. Между тем в рамках христианства существуют большие различия между отношением к разводу католиков, православных и протестантов.

Католическая церковь категорически отрицает расторжение брака, рассматривая это как величайший грех. Получить право на развод католик может только с разрешения Папы Римского [11, с. 324]. При этом католицизм допускает аннулирование брака в случаях слишком близкого родства между женихом и невестой, принуждения к вступлению в брак и некоторых других экстраординарных обстоятельств, что, по мнению некоторых исследователей, является «замаскированным разводом» [12, с. 83]. Использование светских юридических процедур для получения развода между католиками считается никак не сказывающимся на его действительности.

Православная церковь, по-прежнему придерживающаяся позиции, что основой семьи выступает православный брак, а развод - это греховный поступок, тем не менее (в отличие от католицизма) формально допускает некоторые причины супружеского разрыва. Например, Русская православная церковь в качестве таких причин называет: прелюбодеяние, неспособность к деторождению, неспособность к брачному сожитию, безвестное отсутствие супруга, покушение на жизнь супруга или жестокое обращение, двоебрачие, совершение аборта женщиной втайне от супруга, хронический алкоголизм супруга, заболевание СПИДом. Хотя священнослужители и делают акцент на подобных фактах разводов как на трагическом исключении из общего незыблемого правила о нерушимости брака, многие представители общества склонны видеть в этом лишь то, что им выгодно видеть, а именно, якобы, допустимость развода в православии.

Протестантизм также разрешает расторжение брака, если на это есть серьезные причины (измена, отсутствие детей и другое).

В исламе отношение к разводу отличается своей поразительной легкостью и отсутствием каких-либо формальностей. При этом характерно, что в деле развода мужчина более свободен в своих действиях, чем женщина, хотя формально аналогичное право дается и последней [13]. Единственные условия, которые шариат ставит перед мужчиной, желающим развестись, - он должен быть в здравом уме и никем не принуждаем к разводу [14]. Также по шариату в мусульманских государствах причиной расторжения брачного договора могут служить физические и умственные недостатки. Учитывая этические нормы и психологические факторы, шариат требует, чтобы разводы по причинам физических и умственных недостатков не афишировались. Следует отметить, что во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены физическими и умственными недостатками мужа, права женщины ущемляются.

В свою очередь, у буддистов религия, хотя и не поощряет разводы, серьезного вмешательства в семейные дела не совершает.

Вместе с тем нужно отметить, что в настоящее время в условиях упомянутой выше глобализации во многих культурах происходит разрушение религиозной основы брака. Это отрицательно сказывается на ответственном отношении к брачно-супружеским обязанностям, приводит к дальнейшему распространению в разных социокультурных группах установок на восприятие развода в качестве чуть ли не оптимального способа разрешения затяжных конфликтов между супругами.

Серьезное влияние на изменение отношения к расторжению брака в поликультурном обществе оказывает усиливающаяся роль средств массовой информации (далее - СМИ), которые представляют собой средства систематического сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовой аудитории. СМИ сегодня - это фактически «распространитель социальных установок» [15]. Именно они являются тем основным субъектом, который культивирует точку зрения, что развод перестает быть исключительным и становится

обычным, ординарным явлением. Обладая невероятной силой воздействия на огромную аудиторию читателей, телезрителей, слушателей, интернет-пользователей, именно СМИ фактически пропагандируют в социуме «моду на развод», предлагая многочисленные хит-парады «звездных разводов», смакуя подробности супружеских конфликтов в семьях известных людей, предлагая скандальные ток-шоу по проблемам раздела имущества и спора о детях после развода и т.д. К сожалению, в основе подобной позиции СМИ зачастую заложены идеи гонки за рейтингом, сенсациями и, в конечном итоге, за получением прибыли, ведь в современных условиях массовые печатные издания, телевидение, сеть Интернет - это огромный бизнес, причем сверхвыгодный, если акценты делаются на пороках. С учетом этого обстоятельства многие известные люди, опираясь на СМИ, используют развод как PR-средство с целью привлечь к себе внимание, повысить свою популярность, показать окружающим свое умение идти в супружеском конфликте до конца, не «сдавая позиции» и т.д. Подобные антисемейные ценности усваиваются многими супругами, которые транслируются ими и на собственные семьи.

На трансформацию отношения к разводам в современном поликультурном обществе влияют также и другие факторы, которые отражают в себе «радикальный характер социальных перемен, совершающихся в современную эпоху» [16]. В их числе: кризис традиций; ускорение и радикализация трансформаций семейных ценностей и супружеских отношений; ускоренный ритм жизни, ее динамичность; закрепление в обществе установок на нормы индивидуализации, в том числе индивидуализации в семье; высокая степень вовлеченности женщин в общественное производство и рост их экономической самостоятельности; урбанизация; влияние рыночных отношений; снижение ценности и количества детей в семье; непомерное распространение чувственной системы ценностей и т.д.

Таким образом, в результате влияния названных и многих других факторов в современном поликультурном обществе происходит процесс «размывания» системы поведенческих норм в сфере брака и семьи, изменяются виды брачно-семейных отношений, иными становятся

роли и функциональная зависимость супругов. Это в конечном итоге порождает распростране-

ние все более лояльного отношения к разводам и превращение их поистине в глобальную проблему современного поликультурного общества.

Ссылки:

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

2. Введение в гендерные исследования: учеб. пособие для студ. вузов / под общ. ред. И.В. Костиковой. М., 2005.

3. Гидденс Э. Указ. соч. С. 375.

4. Там же. С. 665.

5. Там же. С. 483.

6. Россия и страны мира. М., 2012.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 25.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 29.11.2013 г.) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/popular/family/ (дата обращения: 12.01.2014).

8. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. М., 2014.

9. Там же. С. 20.

10. См.: Евангелие от Матфея. 19:6,9.

11. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. СПб., 2013.

12. Синельников А.Б., Медков В.М., Антонов А.И. Семья и вера в социологическом измерении (результаты межрегионального и межконфессионального исследования). М., 2009.

13. Расторжение брака и его виды в мусульманском обществе. URL: http://www.uznaem-kak.ru/rastorzhenie-braka-i-ego-vidy-v-musulmanskom-obshhestve/ (дата обращения: 12.01.2014).

14. Там же.

15. Гидденс Э. Указ. соч. С. 419.

16. Там же. С. 482.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.