Научная статья на тему 'Социо-кросс-культурные критерии гармонизации гражданского воспитания в России'

Социо-кросс-культурные критерии гармонизации гражданского воспитания в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРА / КРОССКУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РОДНОМ И ЧУЖОМ СОЦИУМАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ферапонтов Геннадий Алексеевич

Новый этап формирования демократического гражданского обще ства в современной России сегодня позволяет педагогам по-новому, с позиции социально личностного ори ентированного подхода, взглянуть на эффективные педагогические инструменты гражданского воспитания и культурного само определении их воспитанников. В статье представлены результаты исследования гармонизирующего влияния социо-кросс-культурного феномена на гражданское воспитание в школах разного уровня. Рассмотрен ряд содержательных критериев на базе культурно-исторического и кросскультурного подходов для духовно-нравственного и гражданского воспитания на разных этапах становления национального духовно-нравственного пространства России за четырнадцать веков. Исследование показало, что демократический вектор развития гражданского воспитания в потенциале социо-кросс-культурного феномена обозначает переход от ранее одномерного, закрытого, монокультурного мира, монокультурной социальной реальности, скрепленной, прежде всего, идеологическим единством, к соци о-кросс-культурному измерению, основанному на многомерности или поликультурности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ферапонтов Геннадий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социо-кросс-культурные критерии гармонизации гражданского воспитания в России»

УДК 370 + 008

Ферапонтов Геннадий Алексеевич

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета, genferapontov@mail.ru, Новосибирск

социо-кросс-культурные критерии гармонизации гражданского воспитания в россии

Аннотация. Новый этап формирования демократического гражданского общества в современной России сегодня позволяет педагогам по-новому, с позиции социально личностного ориентированного подхода, взглянуть на эффективные педагогические инструменты гражданского воспитания и культурного самоопределении их воспитанников. В статье представлены результаты исследования гармонизирующего влияния социо-кросс-культурного феномена на гражданское воспитание в школах разного уровня. Рассмотрен ряд содержательных критериев на базе культурно-исторического и кросскультурного подходов для духовно-нравственного и гражданского воспитания на разных этапах становления национального духовно-нравственного пространства России за четырнадцать веков. Исследование показало, что демократический вектор развития гражданского воспитания в потенциале социо-кросс-культурного феномена обозначает переход от ранее одномерного, закрытого, монокультурного мира, монокультурной социальной реальности, скрепленной, прежде всего, идеологическим единством, к социо-кросс-культурному измерению, основанному на многомерности или поликультурности.

Ключевые слова: гражданское воспитание, гражданственность, нравственное воспитание, социокультура, кросскультура, социально ориентированная личность, адаптация личности в родном и чужом социумах

Ferapontov Gennady Alexeyevich

Candidate of pedagogical sciences, head of the department of foreign languages of the Institute of Natural and Socio-economic Sciences at the Novosibirsk state pedagogical university, genferapontov@mail. ru, Novosibirsk

socio-cross-cultural criteria of civil education harmonization in russia

Abstract. The new stage of formation of a democratic civil society in modern Russia allows today teachers in a new way, from a position of socially and personal centered approach, to look at effective pedagogical instruments of civil education and cultural self-determination of their pupils. Results of research of harmonizing influence of the socio-cross-cultural phenomenon on civil education at schools of different level are presented. A number of substantial criteria on the basis of cultural and historical and cross-cultural approaches for spiritual and moral and civil education at different stages of formation of national spiritual and moral space of Russia for fourteen centuries is considered. Research shows that the democratic vector of potentially socio-cross-cultural phenomenon designates transition from earlier one-dimensional, closed, monocultural world with the single-crop social reality fastened, first of all, by ideological unity, to socio-cross-cultural most educated world based on multidimensionality or multicultural activity.

Keywords: multicultural medium, civil upbringing system, socio-cross-cultural education, socio-cross-cultural competence.

Время «адаптивной инерционности» национального самосознания, ставшее своеобразным приспособительным барьером и способствующее устойчивости дезадаптивных процессов в российском обществе» втечение

двух последних десятилетий, как отмечал М. В. Ромм, подходит к концу [1, с. 224]. Болезненный «адаптивный синдром, поражавший все сферы общества, по мнению ряда социологов, стал ослабевать. Несмотря на

охлаждение к процессам демократизации в стране и изменения в представлениях о демократии, сами демократические ценности все же остаются приоритетными в стране. Новый этап формирования демократического гражданского общества в современной России сегодня позволяет педагогам по-новому, с позиции социально-личностно-ориентированного подхода, взглянуть и на эффективные педагогические инструменты гражданского воспитания и культурного самоопределении их воспитанников.

Это не означает, что, лишенная органических системных связей многоканальной культурологической модели приобщения к демократическим ценностям, современная отечественная школа не испытывает трудности. Тем не менее в стране накопилось немало практико-ориентированных концепций и практик, адекватных объективному развитию российского социума, для организации целенаправленной учебно-воспитательной работы, сочетающей в себе элементы интегрированного гражданского образования (Б. Г. Корнетов, О. Г. Прикот, И. Г. Фомичева и др.). В качестве примера представляем разработанный нами в научной лаборатории НГПУ социо-кросс-культурный феномен гражданского воспитания (термин автора -Г.Ф.), представляющего собой баланс социокультурного и кросскультурного контекстов в воспитании гражданской личности. Данный феномен включает в себя понятие единства развития и саморазвития человека

как гражданина в культурно-образовательном пространстве двух условных социумов педагогического влияния (этнокультурного и кросскультурного) в преемственной образовательной вертикали. Здесь мы также видим диалектику развития социокульту-ры и кросскультуры гражданской личности как дуальной оппозиции и единства и борьбы противоположностей, способствующих формированию гражданина демократического типа. Слаженность действий указанных контекстов, их гармония и противодействие позволяют субъекту гражданского развития на себе претерпевать возрождение гражданской культуры и становиться как бы ее мотором (Рисунок).

Социо-кросс-культурный феномен

гражданского воспитания представляет собой гармонизирующий педагогический инструментарий целенаправленного и систематического гражданского воспитания, опирающегося на единство трех теоретико-методологических подходов: аксиологического как основы духовности и национального самосознания; социально-личностного как социальной интеграции и гражданской адаптации; социо-кросс-культурного как общенаучной основы социальной интеграции.

Если рассматривать данный феномен с позиции относительной управляемости, то можно выделить две закономерности, которыми необходимо руководствоваться в целях педагогического влияния на повы-

^^ Единое ^^^^

^ Социо-кросс-культурное гражданское образовательное ^

пространство

Этнокультурный-Субъект-► Кросскультурный

социум _гражданского _социум

развития

Этнокультурный этап развития Кросскультурный этап развития

Рисунок - Действие социокультурного и кросскультурного контекстов воспитания на процесс гражданского развития субъекта

шение эффективности процесса гражданского воспитания.

Первая закономерность. Цель гражданского воспитания в образовательной вертикали (семья-школа-вуз) зависит от социо-кросс-культурной интеграции гражданского опыта, действующего на всех этажах целого: от личности до большого общества. Гражданский опыт - это опыт, включающий знания о нравственных и гражданских ценностях, умения жить в условиях гражданского общества, привычки гражданского поведения. С изменением социокультурных условий (смена ценностных, экономических, политических ориентиров) потребности общества меняются, объективно меняется процесс и содержание гражданского воспитания. Гражданское воспитание со всеми элементами, входящими в него, зависит от интегративных возможностей гражданского общества и от условий, в которых оно протекает. Из данной закономерности социо-кросс-культурной интеграции вытекают следующие принципиальные положения.

Принцип конструктивного разрешения социо-кросс-культурного противоречия носит стимулирующий для субъекта характер, создавая некоторый уровень напряжения и новые возможности в строительстве гражданской личности: переход от этнокультур-ности к поликультурности позволяет субъекту гражданского развития включить новый механизм действенной интеграции внутренних и внешних связей современного гражданского общества.

Принцип гармоничного сочетания целей социокультурного и кросскультурного контекстов гражданского воспитания отражает взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития гражданского социума семьи, школы, вуза. В гражданском воспитании гармонизируется совокупность педагогических факторов и средств, базирую-щихсянаэтническихосновахразвитияличности с факторами и средствами, базирующимися на полиэтнических основах. В качестве приоритета принимаются гражданские потребности человека демократического типа, его право на свободу выбора, развитие, реализацию личностного потенциала.

Принцип личной и гражданской ценностной направленности. Педагогическое воздействие на процесс гражданского воспи-

тания призвано помочь индивиду не только познать духовно-нравственные и гражданские ценности родного и неродного социумов, но и овладеть этими ценностями.

Вторая закономерность. Формирование гражданской личности, которой присущи духовно-нравственные и гражданские качества, возможно в ходе включения ее в определённые виды социальных отношений через гражданскую деятельность и гражданскую адаптацию. В процессе формирования у субъекта гражданских знаний, умений и навыков формируется адаптационная система, овладение которой позволяет повысить действенность знаний, развивать, корректировать, предвосхищать результаты гражданской деятельности. Из данной закономерности вытекают следующие принципы.

Принцип сочетания дифференциации и интеграции в процессах гражданской адаптации предполагает сначала обособление индивида на основе учета его индивидуальных особенностей, а затем в социокультурном адаптивном пространстве включение его в гражданский социум (этнокультурный и кросскультурный) с последующей интеграцией в жизнь гражданского общества.

Принцип толерантности предполагает признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении и ценностных ориентациях других людей.

Принцип педагогического деятельност-ного сопровождения процесса социо-кросс-культурного гражданского воспитания. Данный принцип означает, что гражданское воспитание будет протекать более успешно, если в его процессе присутствует педагогическая социо-кросс-культурная система гражданского воспитания, опирающаяся на социо-кросс-культурную деятельность субъекта в гражданском социуме и оказывающая целесообразное и своевременное педагогическое влияние.

Для полного представления психолого-педагогического механизма данного феномена и его социо-кросс-культурной гармонизации воспитания нами был проведен анализ взаимосвязей развития педагогической мысли в становлении воспитательного пространства нашей родины на основе вы-

деления ряда содержательных критериев, включающих в себя культурно-исторический и кросс-культурный аспекты духовно-нравственного и гражданского воспитания на разных этапах становления национального духовно-нравственного пространства России за четырнадцать веков. Под термином «духовно-нравственное пространство России» мы принимали самобытное соборное сознание субъектов единой русской общности, сформированное на базе славянских, христианских, общечеловеческих духовно-нравственных и гражданских ценностей и закрепленное как «коллективное бессознательное» в русских нравах, обычаях и традициях старого и нового времени национального развития.

В результате данного анализа мы обнаружили, что направление гражданского воспитания в родном социуме в УНХ вв. (дохристианский период), включало в себя в основном только социокультурный контекст, т.е. воспитание человека в социуме общинно-родовых патриотических отношений племенного славянства в процессе освоения традиций и стереотипов восточнославянского сознания на ценностях славянской мифологии.

Время принятия христианского идеала (Х-ХУШ вв.), избрание православия как мировоззрения, близкого стереотипам народного сознания, приводит к новой модели педагогического процесса социо- и лич-ностно-ориетированного характера. На первый план выходит воспитание христианской нравственности на базе духовно-нравственных идеалов и ценностей православия как необходимого условия становления человечности и личности. Здесь мы видим первую интеграцию социокультурного и кросскуль-турного контекстов: социальную адаптацию в освоении не только своего «родного», но и «чужого» социумов. Происходит воспитание духовных ценностей христианства на базе книжного образования и церковно-сла-вянского языка с учетом патриархального коллективизма (соборности).

В поздние эпохи (ХУШ-Х1Х вв.) эта интеграция только усиливается, теперь воспитываются духовно-нравственные ценности христианства параллельно с гуманистическими идеями человечества. Выбор ценностей учитывает особенности национального менталитета: добросердечность, любовь

(как принцип воспитания), справедливость, прямодушие, общность, культ знания и книги. Происходит учет социальной ситуации и перспективы социального, гражданского и культурного развития: активность и творчество, свобода и ответственность, критичность и самостоятельность ума.

Даже строгий классово-пролетарский подход к воспитанию, уничтожение гуманистических достижений, чрезмерная идеологизация в условиях тоталитарного режима не смогли полностью разрушить интегра-тивный социо-кросс-культурный процесс гражданского воспитания в России.

В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод, что, несмотря на неоднородность духовно-нравственного пространства страны и социо-кросс-культурной дисгармонии в разные эпохи, в России сохраняется тенденция творческого духовно-нравственного гражданского искания, о котором писал еще В. С. Соловьев [3, с. 646 - 649]. Россия стремится войти в мировое демократическое пространство и обрести демократическое пространство внутри себя в собственном суверенном гражданском строительстве. Демократический вектор в потенциале социо-кросс-культурного феномена обозначен следующим образом: переход от ранее одномерного, закрытого, монокультурного мира, монокультурной социальной реальности, скрепленной, прежде всего, идеологическим единством, к социо-кросс-культурному измерению, основанному на многомерности или поликультурности, когда «полисубъективность социализации приводит к полисубъективности воспитания» [2, с. 29-30].

Библиографический список

1. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект.- Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.

2. Ромм Т. А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. -2013. - № 2. - С. 26-31.

3. Соловьев В. С. Спор о справедливости: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. - 749 с.

4. Фомичева И. Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.