Научная статья на тему 'Интеграция правовых, социально-культурных и организационно-методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности'

Интеграция правовых, социально-культурных и организационно-методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / AN INDIVIDUAL'S CIVIL-LEGAL CULTURE / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ИНТЕГРАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР / INTEGRATION OF INSTITUTIONAL STRUCTURES / КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / AN INDIVIDUAL'S CULTURAL SELF-DETERMINATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / CIVIL-LAW ACTIVITY / SOCIOCULTURAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина В.

Освещаются методические основы формирования гражданско-правовой культуры личности в условиях многоуровневой и многоступенчатой интеграционной системы на основе концептуального содержания предложенного подхода, который базируется на детерминации ценностных аспектов зон гражданско-правовой активности личности, обеспечивающих стратегию внедрения различных системных направлений ее воспитания. Рассматривается система формирования активной гражданской, социальной и правовой ответственности у личности в процессе накопления практического опыта, отражены принципы деятельности общественных организаций по работе с личностью в системе социально-культурной практики как институциональной структуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF LEGAL, SOCIO-CULTURAL AND ORGANIZATIONAL METHO-DOLOGICAL REQUIREMENTS FOR FORMATION AN INDIVIDUAL’S CIVIL LEGAL CULTURE

The article describes the methodological foundations of the formation of the individual’s civil-legal culture in the conditions of a multilevel and multi-step integration system based on the conceptual content of the proposed approach, which is based on the determination of the value aspects of the zones of civil-law individual’s activity, providing a strategy for introducing various systemic directions of her upbringing. The article includes the system of formation individual’s active civil, social and legal responsibility in the process of accumulating practical experience, as well as the principles of the activity of public organizations in working with the individual in the system of socio-cultural practice as an institutional structure. The optimization of cultural processes associated with the socio-integration forms of personal development is disclosed. On the basis of individualization, in the system of constructing algorithms for the socio-cultural design of educational and creative processes, social and cultural changes of modern society affecting the development of an individual with a high professional and personal culture are disclosed and oriented toward socially significant success and positive self-realization in all spheres of society, capable of adapting to the surrounding world and creatively transforming it; the basic reference points of the socio-cultural orientation of the state and departmental institutions’ activities to satisfy the individual’s needs in the formation of civil-law thinking and behavior are substantiated.

Текст научной работы на тему «Интеграция правовых, социально-культурных и организационно-методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности»

Таким образом, важнейшими показателями структуры реализации досуговой потребности в системе социального и культурного развития молодежи являются социальные ценности, реализуемые в конкретном досуговом проекте, традиции и обычаи, культурные нравы страны, индивидуальные решения, инновационные техногенные направления и материально-техническая база организации мероприятий для молодежи, а также групповая социальная активность.

Литература

1. Жарков АД.Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: Учебник. [Текст] -М.:МГУКИ, 2012- 456 С.

2. «Закон Республики Татарстан о молодежи и государственной молодежной политике в республике Татарстан» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mc-orion.ru/zakon_rt_o_mol.html

3. Исаева ТВ. Эстетическое воспитание участников духовых оркестров учреждений дополнительного образования детей в условиях праздника [Текст]: Дисс...кандпеднаук - Москва, 2013. - 223 с.

4. Кравчук Т.А.,Флянку П.И. Структурно-функциональная модель процесса организации культурно-досуговых мероприятий для молодежи [Электронный ресурс] научная статья - Международный научно-исследовательский журнал - Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-processa-organizacii-kulturno-dosugovyx-meropriyatij-dlya-molodezhi/

5. Шарковская Н.В. Социально-культурные основы педагогики досуга [Текст] // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств - 2017 - 2 (76) - С. 122-129

References

1. Zharkov AD.Teoriya, metodika i organizatsiya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti: Uchebnik. [Tekst] -M.:MGUKI, 2012- 456 S.

2. «Zakon Respubliki Tatarstan o molodezhi i gosudarstvennoy molodezhnoy politike v respublike Tatarstan» [Electronic resource]. - Access mode: http://mc-orion.ru/zakon_rt_o_mol.html

3. Isayeva T.V. Esteticheskoye vospitaniye uchastnikov dukhovykh orkestrov uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obra-zovaniya detey v usloviyakh prazdnika [Tekst]: Diss.kand.ped.nauk - Moskva, 2013. - 223 s.

4. Kravchuk T.A.,Flyanku P.I. Strukturno-funktsional'naya model' protsessa organizatsii kul'turno-dosugovykh meropriyatiy dlya molodezhi [Electronic resource]. - nauchnaya stat'ya - Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal - Access mode: https://research-journal.org/pedagogy/strukturno-funkcionalnaya-model-processa-organizacii-kulturno-dosugovyx-meropriyatij-dlya-molodezhi/

5. Sharkovskaya N. V. Sotsial'no-kul'turnyye osnovy pedagogiki dosuga [Tekst] / / Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - 2017 - 2 (76) - S. 122-129

УДК 008:316:12

Дарина В. Шамсутдинова

ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОВЫХ, СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Освещаются методические основы формирования гражданско-правовой культуры личности в условиях многоуровневой и многоступенчатой интеграционной системы на основе концептуального содержания предложенного подхода, который базируется на детерминации ценностных аспектов зон гражданско-правовой активности личности, обеспечивающих стратегию внедрения различных системных направлений ее воспитания. Рассматривается система формирования активной гражданской, социальной и правовой ответственности у личности в процессе накопления практического опыта, отражены принципы деятельности общественных организаций по работе с личностью в системе социально-культурной практики как институциональной структуры

Ключевые слова: гражданско-правовая культура личности, гражданско-правовая активность, социально-культурная деятельность, интеграция институциональных структур, культурное самоопределение личности, социально-культурная практика, молодежь.

Darina V. Shamsutdinova INTEGRATION OF LEGAL, SOCIO-CULTURAL AND ORGANIZATIONAL METHODOLOGICAL REQUIREMENTS FOR FORMATION AN INDIVIDUAL'S CIVIL LEGAL CULTURE

The article describes the methodological foundations of the formation of the individual's civil-legal culture in the conditions of a multilevel and multi-step integration system based on the conceptual content of the proposed approach, which is based on the determination of the value aspects of the zones of civil-law individual's activity, providing a strategy for introducing various systemic directions of her upbringing. The article includes the system of formation individual's active civil, social and legal responsibility in the process of accumulating practical experience, as well as the principles of the activity of public organizations in working with the individual in the system of socio-cultural practice as an institutional structure. The optimization of cultural processes associated with the socio-integration forms of personal development is disclosed. On the basis of individualization, in the system of constructing algorithms for the socio-cultural design of educational and creative processes, social and cultural changes of modern society affecting the development of an individual with a high professional and personal culture are disclosed and oriented toward socially significant success and

positive self-realization in all spheres of society, capable of adapting to the surrounding world and creatively transforming it; the basic reference points of the socio-cultural orientation of the state and departmental institutions' activities to satisfy the individual's needs in the formation of civil-law thinking and behavior are substantiated.

Keywords: an individual's civil-legal culture, civil-law activity, socio-cultural activity, integration of institutional structures, an individual's cultural self-determination, socio-cultural practice, youth.

Развитие гражданских и правовых отношений личности - это высшая форма проявления гражданско-правовой культуры, которая отличается целенаправленностью в участии в общественной жизни на основе понимания законов развития политической, социальной и гражданской жизни страны. Известно, что изменения в личности проходят на основе моделирования процессов социально-дифференцированного подхода, развития высоких социальных потребностей в результате влияния объективных и субъективных факторов, обновления содержания гражданско-правового воспитания, изменения направления социально-культурной сферы в организации досуговой деятельности, привлечения инновационных технологий работы, применения способов мотивационной системы воздействия на личность, интенсивного внедрения инновационных форм организации досуга, использования информационных, сетевых и интернет-технологий, мультимедиа, реализации социально значимых проектов, сотрудничества с различными государственными органами и учреждениями.

Формирование гражданско-правовой культуры личности базируется на внедрении эффективных педагогических условий, которые позволили спроектировать воспитательное пространство, направленное на расширение усвоения гражданско-правовых знаний. Контроль и управление процессом основывался на моделировании стратегий преобразования социально-культурной деятельности в целях повышения ее эффективности, а также в использовании реальных возможностей решения педагогических проблем при планировании конкретных результатов.

Обеспечение условий функционирования многоуровневой и многоступенчатой интеграционной системы было реализовано за счет развития базовых личностных характеристик гражданско-правовой культуры и связано с организационной, педагогической и социально-культурной направленностью внедрения различных системных направлений воспитания. Реализация разноуровневых этапов формирования гражданско-правовой культуры участников социокультурного процесса произошла за счет синхронизации теоретического и практического использования образовательных и досуговых ресурсов современного пространства, соответствующей их образовательным потребностям в условиях детерминации ценностных аспектов зон гражданско-правовой активности.

Социально-культурная практика, организованная в работе с молодежью, включала в себе изучение следующих разделов: флеш-моб «Все на выборы: голосование и закон»; молодежно-правовой квест «Основные права и свободы» с обсуждением в сети он-лайн; инновационный конвент «Международные документы о правах человека» с включением в участие иностранной студенческой молодежи; мультимедийная презентация с хэш-тэгом «Право на свободу и личную неприкосновенность» с участием представителей органов власти; инновационный проект «Право на государственную защиту материнства, детства и семьи» с привлечением к участию органов здравоохранения; инновационный квест-семинар локального действия «Нарушение прав человека и их защита» с применением наглядного материала и оформлением стендов; кросс-культурный групповой тренинг на тему «Как защитить свои права» с использованием образцов исковых заявлений о восстановлении на работе; деловая игра «Личность и государство», инновационный тайм-менеджемент «Основы республиканского гражданства», были реализованы также различные социально-культурные программы разной направленности.

Оптимизация социально-культурной практики происходит за счет реализации социально-педагогической системы, связанной с взаимодействием государственных учреждений и институтов, социальных и общественных организаций, ведомств и министерств. Кроме этого, социально-правовое, гражданское и культурное самоопределение личности связано с реализацией культурных интересов человека и повышением его культурных запросов. В условиях практики было обеспечено воспитание культуры демократического поведения, которая проявилась в обсуждении проектов законов, участия в выборах, стремлении обсуждать общественные проблемы, стремлении к справедливости и свободе слова и дела, а также в реализации альтруистической установки по отношению к своему государству. Участники получали направление развития особого типа гражданской социокультурной активности, понимаемой как новой системы связей в социуме, которая характеризует новые социальные взаимодействия между людьми и обществом. В связи с этим, было осуществлено моделирование решения педагогических проблем, обеспечивающих

поэтапную форму интеграции правовых, социально-культурных и организационных методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности: в основе формирования гражданско-правовой культуры современной личности лежит идеология информационного и техногенного общества; была осуществлена постановка новых целей в соответствии с современными формами государственного развития; применен учет новых возможностей в развитии социального мышления; применен учет закономерностей глобального экономического и культурного развития мира; применен учет государственной идеологии воспитания молодежи.

Гражданско-правовая культура формируется в условиях социального развития личности на основе конструктивного и последовательного расширения опыта организации социальных навыков и умений при реализации целесообразных способов их воплощения в различных социальных ситуациях, а также на базе социально-культурной и правовой практики. Эффективные технологии формирования гражданско-правовой культуры опираются на новейшие достижения в области коммуникаций, психологии и деятельности личности. Это позволило изменить гражданско-правовые позиции наших участников в условиях процесса внедрения альтернативных инновационных технологий.

Взаимодействие множества культурных факторов, привлечение инновационных мультимедиа привело к новым гражданским и социальным инициативам личности в процессе различных социально-культурных мероприятий. Это произошло в результате проведения республиканских молодежных акций, молодежных интернет-марафонов, семинар-тренингов, интеллектуальных игр, конференций, декад правовых знаний, творческих конкурсов, правовых лекториев, Дней молодого избирателя, акций, тематических площадок, экспресс-викторин и конкурсов, заседаний дискуссионных клубов, встреч с интересными людьми, использования медиаконтента в сети Интернет, социально-значимых мероприятий.

Социально-культурная практика организуется за счет переориентации воспитательных и творческих процессов для того, чтобы определённые области знания получили новые направления в развитии, изменилась и расширилась сфера профессионального мышления личности. Основные виды гражданско-правового развития связаны с обобщением нового опыта и реализовались на основе межкультурного и адаптационного направлений организаций работы.

Типизация и персонификация современных социально-культурных процессов определяет гражданскую позицию современной личности, где гражданско-правовая культура обусловлена социальными фактами и общественными явлениями с позиции гражданских ценностей - чести и достоинства, как гражданина России, его высокого звания и ответственности. Социально-культурная пра-ктика связана с включением личности в деятельность различных социально-культурных обществ и объединений, что позволяет объединить различные уровни продуктивного общественного взаимодействия и реализовать многообразие новых типов социальных отношений. Многоступенчатая интеграционная система процесса формирования гражданско-правовой культуры - это взаимодействия субъектов и объектов педагогического процесса, направленных на теоретические и практические формы образовательной стратегии, связанной с организуемым воздействием на человека в новых социокультурных условиях.

Так, С.Т.Мугадова считает, что на основе теоретического анализа уровня развития гражданско-правовой культуры молодежи осуществляется разработка качества процесса формирования гражданско-правовой культуры личности, как фактора ее успешной социализации [4]. Научные дискуссии направлены на целый ряд задач, в ходе которых решаются организационные, инновационные и деятельностные педагогические задачи, обеспечивающие развитие личности в системе усвоения новых гражданско-правовых понятий. ААОстапенко пришел к выводу, что модели гражданско-правового поведения проектируются на основе развития социальной активности в системе разноуровневого, компилятивного и дифференцированного подходов организации гражданско-правовой практики [5]. Е.В.Левкина считает, что критериями и показателями, характеризующими уровень гражданской культуры молодежи являются: знание истории развития идеи гражданского воспитания и её значения в современном российском обществе; отношение к Родине, к своему народу и его культуре, к представителям других национальностей и их культуре; к политико-правовой сфере государства; к обществу, общечеловеческим проблемам; участие в социальных и благотворительных акциях вуза; в общественно-полезной деятельности [3].

Деятельность общественных организаций по формированию гражданско-правовой культуры личности связана с ее адаптацией в современном правовом пространстве, становлением необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность в условиях современного российского демократического общества. В процессе организации формирования гражданско-

правовой культуры реализуется развитие следующих знаний, умений и навыков: понимание значения происходящих событий в мире, развитие гражданско-правовых знаний, формирование основ гражданской позиции; повышение социальной активности, развитие эмоционально-ценностного отношения к событиям; стремление участвовать в общественных и государственных мероприятиях; понимание гражданско-патриотических ценностей и их значения в жизни общества; стремление воплотить в поведении гражданские качества; реализация различных форм гражданского поведения; реализация различных способов закрепления основ правовой культуры; формирование гражданско-право-вого мировоззрения, связанного с высоким осознанием своих прав и обязанностей; стремление к сознательной социально-значимой деятельности; повышение интереса к участию в гражданско-пра-вовых проектах; понимание проблем, связанных с защитой гражданских прав; понимание значения государственности и его устоев, усиление интереса к общественным проблемам и событиям.

Л.В.Абрамова отмечает, что сегодня деятельность социально-общественных объединений, государственных и общественных структур определяется современными технологическими и культурологическими процессами в соответствии с целостными задачами по развитию личности гражданина России [1].

Интересна научная позиция С.КЦеевой, которая обосновала понятие «гражданская культура» с позиции системы относительно устойчивых установок и убеждений, которые находят свое отражение в четкой гражданской позиции, чувстве национального достоинства, патриотизме, исполнении конституционных прав и обязанностей, принятии традиционно демократических ценностей, исполнении прав и обязанностей гражданина, участии в политической и общественной жизни страны, владении профессиональными умениями и навыками, совершенствовании профессионального мастерства [6].Т.В.Козловская пришла к заключению, что система воспитания студентов должна базироваться на патриотических идеях становления гражданской культуры российского общества, а также интеграции когнитивного, нравственно-волевого уровней личности (осмысление и осуществление гражданских феноменов студенческой жизни) с эмоционально-чувственным уровнем (сопереживание и соучастие в патриотических и интернациональных учебных и межличностных взаимодействиях) [2].

По нашему мнению, интеграция правовых, социально-культурных и организационных методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности должна быть направлена на создание нового социально-культурного пространства и обеспечения условий для формирования установок гражданского сознания, удовлетворения разнообразных индивидуальных интересов, запросов и предпочтений личности, ее готовности действовать в интересах государства. Применение альтернативных инновационных технологий должно быть связано с взаимодействием множества культурных факторов, интенсификацией процессов самореализации личности, привлечением инновационных мультимедиа, новыми гражданскими и социальными инициативами, реализацией современных проектов социокультурного развития личности.

Для этого реализовывались различные программные мероприятия за счет установления социальных связей вузов с культурно-досуговыми и социально-культурными учреждениями района и области, осуществлялся обмен опытом по вопросам гражданско-правового развития молодежи. Это связано с реализацией возможностей ресурсов регионально-культурной среды за счет интенсификации педагогических функций социально-культурной деятельности, усиления интеграционных процессов «по вертикали» в системе самообразования молодежи на основе устойчивых внутрифакультетских и межвузовских связей с общественностью, координации перспективных технологий социально-культурной деятельности, текущих комплексных планов, структуры воспитательной системы вузов, информационной базы на основе расширения потенциального научного контента вуза, функционировании общественных организаций в системе гражданско-правового развития личности в условиях централизованного характера организационно-управленческой структуры социально-культурной практики.

Современная российская социально-культурная и экономическая ситуация связана с новыми общественными и гражданско-правовыми отношениями, способствующими реализации новых норм гражданско-правовой жизнедеятельности демократического общества. Принципы деятельности общественных организаций по работе с личностью в системе социально-культурной практики как институциональной структуры базируются сегодня на следующем положении: систематическая и целенаправленная деятельность по воспитанию гражданственности молодежи на основе развития

их активной гражданской позиции, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор.

Разработанная современная методология базируется на детерминации ценностных аспектов зон гражданско-правовой активности человека, обеспечивающих стратегию внедрения различных системных направлений его воспитания. Она опирается на систему научных принципов, методов, объектов, подходов, процессов, теорий научного познания процесса формирования гражданско-правовой культуры. Система научных взглядов сферы реализации педагогического процесса, его закономерностей и результатов при обозначении различных научных подходов к организации гражданско-правовой культуры, выявления общественных потребностей личности, определения социальных задач, определения путей социально-культурного совершенствования личности, возможностей реализации ее потенциалов и ценностных ориентаций связана с целостными структурными единицами выстраивания технологического процесса социально-культурной практики.

Можно сделать вывод, что модификация предложенных правовых, социально-культурных и организационных методических требований к формированию гражданско-правовой культуры личности должна базироваться на понимании ценностей современной социокультурной ситуации. Социокультурный процесс социализации современного человека, осуществляемый в интересах личности и общества, связан с принципом классификаций гражданско-правовых понятий и терминов в соответствии с современными общественными тенденциями формирования гражданского общества. Аспекты социального и гражданско-правового развития личности базируются на принципах ориентации на культурно-ценностные отношения в условиях реализации мер, формирующих установки гражданственности личности. С этих позиций, методология построения алгоритмов социокультурного проектирования воспитательных и творческих процессов позволяет использовать ее в работе учебных образовательных учреждений, центров дополнительного профессионального образования, клубов, центров молодежного досуга, ведомственных учреждений, общественных молодежных объединений, общественных молодежных организациях, государственных бюджетных учреждениях, поисковых движениях, гражданско-правовых центрах, муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования.

Литература

1. Абрамова Л.В. Гражданское и патриотическое воспитание студентов средних профессиональных заведений на уроках гуманитарного цикла // Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования - Казань, 2001- с. 371-372.

2. Козловская Л.И. Моделирование культурно-досуговых программ в социокультурной деятельности / Материалы международной научно-практической конференции «Педагогические и рекреационные технологии в современной индустрии досуга». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism /kozlovskaya.htm

3. Левкина Е.В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе: Автореф...кандпеднаук. Н/Новгород 2009. 19 с.

4. Мугадова С.Т. Технология педагогического моделирования // Теория и практика общественного развития. Вып. 1. М.: 2011. с. 155 - 157

5. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология [Текст] - М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. 384 с.

6. Цеева С.К Формирование гражданской культуры будущих юристов в процессе профессиональной подготовки: Дисс.кан.педнаук. Майкоп, 2007. 204 с.

References

1. Abramova L.V. Civil and patriotic education of students of secondary vocational schools at the lessons of the humanitarian cycle / / Psychological and pedagogical foundations of spiritual and moral education of the individual in the education system - Kazan, 2001- p. 371-372

2. Kozlovskaya L.I. Modeling of cultural and recreational programs in socio-cultural activities / Materials of the international scientific and practical conference "Pedagogical and recreational technologies in the modern leisure industry". [Electronic resource] - Access mode: http://tourlib.net/statti_tourism/kozlovskaya.htm

3. Levkina E.V. Civil education of students in a modern pedagogical university: Synopsis ... Cand. of ped. Sciences. N/Novgorod, 2009. p. 19

4. Mugadova S.T. Technology of pedagogical modeling / / Theory and practice of social development. Issue. 1. M : 2011. p. 155 - 157

5. Ostapenko A.A. Modeling multidimensional pedagogical reality: theory and technology [Text] - M.: Public education; Research Institute of School Technology, 2005. p. 384

6. Tseeva S.K Formation of civil culture of future lawyers in the process of professional training: Thesis.Cand. of ped. Sciences. Maikop, 2007. p. 204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.