Научная статья на тему 'Модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности'

Модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЁЖЬ / ДОСУГ МОЛОДЁЖИ / ЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CIVIL LAW CULTURE / YOUTH / LEISURE OF YOUTH / CENTRIC MODEL / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Дарина Венировна

В статье обосновано применение метода теоретического моделирования в решении задач педагогической теории социально-культурной деятельности. Представлена центрическая модель социально-культурного процесса в системе формирования гражданско-правовой культуры молодёжи. Принципиальное отличие центрической модели от других моделей состоит в использовании так называемых колец, которые состоят из научно-практических дидактических единиц определённой области знания. Логика проектирования такой модели основана на дроблении информации на отдельные блоки с целостным и завершённым содержанием. Автором предложена трактовка формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности как системной совокупности инновационных процессов, определяющих качество гражданско-правовой культуры, базирующейся на общесистемном принципе дифференцированного подхода и представляющей собой взаимосвязь целевого, содержательного, парадигмального, центрического и результативного компонентов-колец, определяющих воспитание навыков гражданско-правового поведения молодёжи. При этом социально-культурная деятельность отражает всю совокупность применения инновационных технологий и структурирования небольших зон ближайшего развития, позволяющих личности усваивать гражданско-правовые ценности при наличии оптимального баланса индивидуального и социального уровней культуры личности молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF CIVIL LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

The article substantiates the application of the method of theoretical modeling in solving the problems of pedagogical theory of social and cultural activity. The centric model of social and cultural process in system of formation of civil culture of youth is presented. The principal difference between the centric model and other models is the use of so-called “rings”, which consist of scientific and practical didactic units of a certain field of knowledge. The logic of designing such a model is based on the fragmentation of information into separate blocks with a complete and complete content. The author proposes the interpretation of the formation of civil culture of youth in the conditions of social and cultural activity as a system of innovative processes that determine the quality of civil culture, based on the system-wide principle of a differentiated approach and is a relationship target, meaningful, paradigm, centric and effective components-rings that determine the education skills of civil behavior of youth. At the same time, social and cultural activity reflect the whole set of innovative technologies and structuring of small zones of immediate development, allowing the individual to assimilate civil and legal values in the presence of an optimal balance of individual and social level of culture of the young person.

Текст научной работы на тему «Модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности»

Ж,

ОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 37.017.4:379.8 Д. В. Шамсутдинова

Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации

В статье обосновано применение метода теоретического моделирования в решении задач педагогической теории социально-культурной деятельности. Представлена центрическая модель социально-культурного процесса в системе формирования гражданско-правовой культуры молодёжи. Принципиальное отличие центрической модели от других моделей состоит в использовании так называемых колец, которые состоят из научно-практических дидактических единиц определённой области знания. Логика проектирования такой модели основана на дроблении информации на отдельные блоки с целостным и завершённым содержанием. Автором предложена трактовка формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности как системной совокупности инновационных процессов, определяющих качество гражданско-правовой культуры, базирующейся на общесистемном принципе дифференцированного подхода и представляющей собой взаимосвязь - целевого, содержательного, парадигмального, центрического и результативного компонентов-колец, определяющих воспитание навыков гражданско-правового поведения молодёжи. При этом социально-культурная деятельность отражает всю совокупность применения инновационных технологий и структурирования небольших зон ближайшего развития, позволяющих личности усваивать гражданско-правовые ценности при наличии оптимального баланса индивидуального и социального уровней культуры личности молодого человека.

Ключевые слова: гражданско-правовая культура, молодёжь, досуг молодёжи, центрическая модель, социально-культурная деятельность.

D. V. Shamsutdinova

Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation, Magistralnaya str., 35, 420108, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

MODEL OF FORMATION OF CIVIL LEGAL CULTURE OF YOUNG PEOPLE IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

The article substantiates the application of the method of theoretical modeling in solving the problems of pedagogical theory of social and cultural activity. The centric model of social and cultural process in

ШАМСУТДИНОВА ДАРИНА ВЕНИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации

SHAMSUTDINOVA DARINA VENIROVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

e-mail: shamsutdinova.darina@bk.ru © Шамсутдинова Д. В., 2018

system of formation of civil culture of youth is presented. The principal difference between the centric model and other models is the use of so-called "rings", which consist of scientific and practical didactic units of a certain field of knowledge. The logic of designing such a model is based on the fragmentation of information into separate blocks with a complete and complete content. The author proposes the interpretation of the formation of civil culture of youth in the conditions of social and cultural activity as a system of innovative processes that determine the quality of civil culture, based on the system-wide principle of a differentiated approach and is a relationship - target, meaningful, paradigm, centric and effective components-rings that determine the education skills of civil behavior of youth. At the same time, social and cultural activity reflect the whole set of innovative technologies and structuring of small zones of immediate development, allowing the individual to assimilate civil and legal values in the presence of an optimal balance of individual and social level of culture of the young person.

Keywords: civil law culture, youth, leisure of youth, centric model, social and cultural activity.

Для цитирования: Шамсутдинова Д. В. Модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 5 (85). С. 111-120.

Формирование гражданско-правовой культуры молодёжи обусловлено появлением новых гражданских институтов, выявлением специфики деятельности социально-культурных учреждений, которые стремятся сегодня к взаимодействию с различными коммерческими учреждениями и государственными органами и ведомствами, реализующими программы гражданско-правового образования и воспитания. В современной теории социально-культурной деятельности сегодня накоплен достаточный потенциал для осмысления педагогических закономерностей взаимодействия социальных институтов, ориентированных на формирование гражданско-правовой культуры молодёжи. Однако сегодня требуется уточнение содержания и выявление структурных особенностей данного процесса, рассматриваемых прежде всего на уровне теоретической рефлексии. Одним из эффективных методов такого анализа является метод теоретического моделирования.

Модель процесса формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности рассматривается нами как системное струк-

турирование его компонентов, расположенных в логической взаимосвязи. При этом особенности реализации потенциала социально-культурной деятельности, её образовательных и досуговых ресурсов, адекватных потребностям молодёжи, наиболее полно раскрывает центрическая модель процесса формирования гражданско-правовой культуры.

Центрическая модель - это системное и структурированное образование, связанное с разработкой самостоятельных компонентов-колец, обеспечивающих концептуальное раскрытие содержания исследуемого процесса на основе выявления связующих компонентов. Применение центрической модели как средства формирования гражданско-правовой культуры остаётся мало-разработанной областью, поэтому центрическая модель - явление редкое для теории социально-культурной деятельности. Однако её использование оправданно, так как её принципиальное отличие от других моделей состоит в использовании так называемых колец, которые состоят из научно-практических дидактических единиц определённой области знания.

Логика проектирования такой модели основана на дроблении информации на отдельные блоки с целостным и завершённым содержанием.

Так, Е. А. Маралова считает, что проблемно-центрическая модель - это модель, представленная укрупнением дидактическим единиц, где концентрически «кольцом» охватывают актуальную проблему и раскрывают её с ракурса обзора, продиктованного методологическим подходом ключевой - для конкретного «кольца» - науки. По её мнению, в модели вокруг проблемы концентрически расположены«кольца», в которых сосредоточены: анализ причин и факторов возникновения негативных особенностей развития учебных возможностей; психолого-педагогическая диагностика реальных отклонений траектории развития и учебной деятельности; обзор мирового педагогического опыта в образовательном процессе для решения подобных проблем в контексте индивидуализации на основе психолого-педагогической диагностики; стратегия освоения и инновационной переработки имеющихся позитивных образцов мирового опыта для переноса идей в индивидуальную педагогическую практику [5].

В статье Е. В. Радыгиной представлена полицентрическая модель социокультурного развития региона с внешними и формирующимися внутренними центрами. Полицентрическая модель характеризует этап перехода от зависимой к относительно самодостаточной стратегии освоения территории региона и отличается мощными внутренними и сменившимися внешними центрами, характером развития самодостаточной стратегии, реализацией системы базовых ценностей, этических взаимоотношений в обществе, реализацией исторической памяти и различных перспектив [8].

Таким образом, центрическая модель -это модель, рассматривающая исследуемый процесс с разных точек зрения для формирования разностороннего, многопланового представления о педагогической реальности и стратегии оптимизации социально-культурной деятельности в каждом конкретном случае.

На наш взгляд, центрическая модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности - это системная совокупность инновационных процессов, определяющих качество гражданско-правовой культуры, которая базируется на общесистемном принципе дифференцированного подхода и представляется собой взаимосвязь целевого, содержательного, парадигмально-го и результативного компонентов-колец, связанных тенденциями развития социально-культурного процесса и направленных на реализацию навыков гражданско-правового поведения молодёжи (см. схему 1).

Рассмотрим первое связующее «кольцо» - системную совокупность инновационных процессов, определяющих качество гражданско-правовой культуры. По нашему мнению, они состоят в следующем:

1. Первый процесс - век глобализации является открытой системой, так как предоставляет возможность каждому участнику, используя информационные, компьютерные, телекоммуникационные технологии, построить индивидуальную траекторию социокультурного развития.

2. Второй процесс - урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, обширные информационные связи с социальной средой обеспечивают постоянный информационный контакт участников с обществом, имеющим гражданско-правовые проблемы.

Схема 1. Центрическая модель формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности

3. Третий процесс - необходимость реализации новых социально-культурных и педагогических механизмов, зависимость от оптимального функционирования социальных субъектов различного уровня сложности влияют на особенности формирования общественного и личного мышления молодёжи.

4. Четвертый процесс - фундаментальная основа развития гражданско-правовой культуры молодёжи базируется на интеграции социально-культурных, гражданско-правовых и педагогических технологий формирования личности в социуме.

5. Пятый процесс - новые организационные формы развития гражданско-правовой культуры молодёжи развиваются на основе новых коммуникационных технологий, системы управления информационными потоками.

6. Шестой процесс - развитие современной цивилизации связано с повышением значения деятельности социальной, культурной и политической направленности.

Рассмотрим второе связующее «кольцо» - тенденции развития социально-культурного процесса, связывающие кольца-компоненты исследуемой модели:

1. Многочисленные исторические и социально-культурные процессы обусловлены перерастанием процессов социокультурного развития из региональных в глобальные, становлением мультикультурной цивилизации, разрушением многих основ традиционного жизненного уклада, переносом интереса науки с человека делающего на человека развивающегося.

2. Ценностно-нормативная структура государства служит ориентиром мотивации социального развития личности.

3. Система объективных смыслов и ценностных ориентаций молодёжи складыва-

ется в результате реализации государственной культурной политики, приоритетных направлений деятельности высших и средних учебных заведений.

4. Социально-дифференцированный подход в формировании гражданско-правовой культуры молодёжи обеспечивает развитие высоких социальных потребностей молодёжи.

5. Идея государственной ответственности осуществляется непосредственно в учебных заведениях.

Цель центрической модели - сформировать гражданско-правовое сознание молодёжи, обеспечивающее чёткую гражданско-правовую позицию, связанную с усвоением ценностей и норм общества и направленную на гармоничное соотношение социальной и культурной идентичностей, обеспечивающих процесс роста личности в результате влияния объективных и субъективных факторов.

Концептуальные основы разрабатываемой центрической модели:

1. Понятийно-категориальный аппарат процесса формирования гражданско-правовой культуры базируется на содержании, результатах теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

2. Функциональная специфика исследуемого процесса дополняется субъективными и объективными факторами, связанными с преобразованием педагогических объектов.

3. Система научных взглядов базируется на изучении гражданско-правовых потребностей молодёжи, специфики их удовлетворения в социально-культурной деятельности.

4. Разрешение противоречий в системе личных и общественных отношений обусловлено необходимостью соединения со-

циально-культурной деятельности с жизнью общества.

5. Сложность социально-культурной деятельности определяется необходимостью применения различных социально-культурных технологий в формировании гражданско-правового сознания молодёжи.

6. Система формирования гражданско-правовой культуры молодёжи направлена на реализацию структурных компонентов педагогического и социокультурного процессов.

7. Цель реализации исследуемых задач зависит от целенаправленной организации культурной и социальной деятельности молодёжи.

8. Результативность воздействия педагогических процессов на формирование гражданско-правовой культуры молодёжи определяется системой проектирования результатов социально-культурной деятельности.

9. Совокупность используемых форм и методов формирования гражданско-правового сознания молодёжи обеспечивается за счёт применения инновационных технологий.

10. Системное моделирование исследуемого процесса зависит от комплексного программирования и проектирования путей построения эффективной социально-культурной сферы для реализации заявленных задач исследования.

Содержательный компонент направлен на определение путей качественного формирования гражданско-правовой позиции молодёжи в условиях формирования единого социально-культурного пространства через фундаментальную основу социального функционирования механизмов социализации личности. Содержательный компонент модели связан с определёнными аспектами и проблемами:

• с повышенным интересом молодёжи и гражданского общества, а также СМИ к проблемам гражданско-правового решения проблем общества, способности государства выполнять свои функции, законности и обоснованности его действий, влияющих на восприятие гражданского общества;

• с усилением криминализации общества, нарастающей наркоугрозой и алкоголизацией населения, попытками неправового влияния на различные сферы государственной общественной жизни со стороны различных структур, социальными и экономическими катаклизмами;

• с перспективами обострения общественно-правовой ситуации в свете нарастания последствий экономического кризиса и попыток деструктивного влияния на положение дел в стране со стороны международных экстремистских и террористических организаций;

• со всё ещё недостаточным уровнем готовности специалистов социально-культурной деятельности к участию в процессе формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в силу экономических и социальных причин, проблем организации обучения молодёжи в условиях досуга.

Парадигмальный компонент направлен на реализацию социально-культурного развития личности по следующим направлениям:

• осмысление социально-культурного процесса, направленного на взаимодействие между субъектами досуга в процессе достижения культурно-досуговых целей;

• применение инновационных методов преобразования педагогической действительности, соответствующих прогрессивным тенденциям в социально-культурной сфере;

• реализация педагогических парадигм при наличии причинно-следственных свя-

зей, порождающих различные философские, педагогические теории, культурно-воспитательные системы, педагогические и социально-культурные явления;

• отбор образовательных моделей, социально-культурных технологий, систематизация педагогического знания о существующих путях и способах социально-культурного процесса, выработка определённых теорий формирования гражданско-правовой культуры в конкретно-исторических и социокультурных условиях;

• выявление базовых моделей социально-культурного процесса в условиях гармонизации личных и общественных интересов;

• создание эффективного социально-культурного пространства в условиях субъективированного и персонифицированного знания, отражающего уникальный и индивидуальный опыт участников;

• реализация основополагающей идеи гражданско-правового развития личности на основе целостного понимания сущности этого процесса;

• разработка соответствующей теории на основании совокупности теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретные ценности и направление педагогического процесса

• применение социально-культурных технологий, рассчитанных на передачу культурно-исторического опыта или на развитие личностного потенциала участника.

Парадигмальный компонент модели позволяет рассматривать процессы формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в русле концепций формирования гражданственности и гражданского поведения с учётом интеграции целей разного уровня и системы организации социально-культурной деятельности.

Проектный компонент - это компонент, обеспечивающий широкое структурированное проектирование на основе преемственности уровней и ступеней социально-культурного развития молодёжи.

Нами выделены пять уровней социально-культурного развития молодёжи в процессе формирования её гражданско-правовой культуры.

Первый уровень социально-культурного развития молодёжи связан с развитием мировоззрения, влияющего на эффективность процесса формирования гражданско-правовой культуры как результата личностного развития.

Второй уровень социально-культурного развития молодёжи связан с преодолением социального и духовного кризиса, обеспечением высокого качества гражданско-правовой позиции, созданием условий для воспитания патриотизма, обеспечением гражданского участия в условиях правового, демократического государства.

Третий уровень социально-культурного развития молодёжи связан с многообразием типов и видов социокультурного поведения, обеспечивающих индивидуализацию личности.

Четвёртый уровень социально-культурного развития молодёжи - это овладение навыками гражданско-правового поведения в условиях привлечения к различным гражданским акциям, мероприятиям, праздникам, фестивалям, культурно-массовым событиям.

Пятый уровень социокультурного развития молодёжи - личность выражает свою гражданскую позицию, опираясь на систему норм, ценностей, целей, стандартов, обычаев, образцов, технологий, регулирующих взаимоотношения индивида или социальной группы с обществом и властью и зафик-

сированных в виде социально-психологических стереотипов.

Также в рамках проектного компонента выделено три ступени социально-культурного развития молодёжи в процессе формирования её гражданско-правовой культуры.

Первая ступень связана с принципом открытости, призванным обеспечить молодёжи более широкий диапазон новых гражданско-правовых знаний, различных форм социального развития путём обогащения социокультурного пространства средствами различных образовательных и досу-говых ресурсов. Эта ступень обеспечивает полифункциональность социально-культурной среды, которая направлена на развитие гражданско-правовых навыков, стимулирование гражданско-правовой деятельности и гражданско-правового поведения молодёжи. В условиях реализации принципа мобильности обеспечивается свободная трансформация гражданско-правового поведения личности, связанная с изменяемостью окружающей действительности, динамикой развития в социуме, новизной и сложностью социального формирования.

Вторая ступень социально-культурного развития молодёжи в процессе формирования её гражданско-правовой культуры связана с принципом функционального зонирования, который призван создать небольшие зоны определённой гражданско-правовой деятельности молодёжи в социокультурной среде, доступные для дея-тельностного их освоения личностью, учитывающие наклонности и интересы к различным видам гражданско-правовой деятельности. На этой стадии происходит развитие социальной активности личности в условиях сознательной, целенаправленной деятельности, ориентированной на преобразование социальных условий, форми-

рование социальных качеств собственной личности, активной жизненной позиции, отражающей степень реализации и развития социальных стремлений.

Третья ступень связана с гражданско-правовой активностью молодёжи, которая может осуществляться в различных формах, не только как индивидуальная, но и как групповая, коллективная, организационная, направленная на реализацию возможностей и интересов. Гражданско-правовая активность определяется содержанием, направленностью и тем, насколько она отвечает объективным интересам, потребностям общества. Основными сферами гражданско-правовой активности являются общественно-политическая и гражданская деятельность, предоставляющая наиболее широкие возможности для формирования новых социальных норм и ценностей. Особое значение играет сфера социально-культурной деятельности, обеспечивающая приобщение молодёжи к общественным идеалам, что проявляется в повышении социальной удовлетворённости и социальной активности, неравнодушии к общественно-политическим проблемам.

Результативный компонент центрической модели связан с обоснованием уровней гражданско-правовой культуры молодёжи и критериев её эффективности. В рамках модели выделены социально-ценностный, со-циально-деятельностный, локально-репродуктивный уровни гражданско-правовой культуры молодёжи, а также критерии формирования гражданско-правовой культуры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности: операционно-мыслительный критерий; деятельностно-поведенческий критерий; социально-правовой критерий.

Таким образом, центрическая модель формирования гражданско-правовой куль-

туры молодёжи в условиях социально-культурной деятельности направлена на осмысление проблем социально-культурного развития личности и использование досу-говых и образовательных ресурсов социально-культурной деятельности. Её принципиальное отличие от других моделей заключается в том, что она предлагает исследуемый процесс рассматривать с позиции выявления:

• связующих компонентов-колец, обеспечивающих динамику исследуемых процессов с позиции функционального совершенствования качества социально-культурной деятельности, её системного структурирования и программного обоснования;

• сущностной взаимосвязи форм, методов, приёмов развития гражданско-правового менталитета молодёжи в условиях

ценностного и культурно-содержательного смыслового наполнения колец-компонентов.

Применение метода теоретического моделирования, рассмотренного в данной статье, показывает, что социально-культурная деятельность, как условие формирования гражданско-правовой культуры молодёжи, является сложным социальным феноменом, направленным на реализацию социальной и гражданской активности личности. При этом социально-культурная деятельность отражает всю совокупность применения инновационных технологий и структурирования небольших зон ближайшего развития, позволяющих личности усваивать гражданско-правовые ценности при наличии оптимального баланса индивидуального и социального уровней культуры личности молодого человека.

Примечания

1. Агапова Н. Г. Парадигма: культурологическое содержание понятия и особенности его применения к сфере образовательной деятельности // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2007. № 5 (сентябрь - октябрь). С. 114-120.

2. Ариарский М. А. Новый этап в развитии теории социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 102-109.

3. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций // Педагогика. 2004. № 10. С. 23-31.

4. Лабушкина И. Е. Роль воспитательного пространства вуза в формировании гражданской позиции и политической культуры первокурсников в поликультурной среде: на примере СевероКавказского региона : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Лабушкина Инна Евгеньевна. Владикавказ, 2010. 22 с.

5. Шарапова Е. А. Методология и технология проблемно-центрированного построения образовательного процесса в системе непрерывного профессионального обучения педагогов [Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Выпуск 1. URL: http://lll21.petrsu. ru/journal/article.php?id=1948. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1948

6. Максютин Н. Ф. Педагогические ресурсы досуга. Казань : Медицина, 1996. 140 с.

7. Осипенкова Н. А. Социально-культурная деятельность как фактор социальной адаптации студентов : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05, 13.00.08 / Осипенкова Нина Авенировна. Санкт-Петербург, 2007. 193 с.

8. Радыгина Е. В. Методика моделирования стратегий социокультурного развития региона [Электронный ресурс] // Культура народов Причерноморья. 2006. № 79. С. 20-24. URL: http://8800. org.ua/getlink.php?linkID=24050

9. Раковская Е. Л. Формирование правовой культуры студенческой молодёжи в процессе взаимодействия вузов и учреждений культуры : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Раковская Елена Леонидовна. Тамбов, 2013. 156 с.: ил.

10. Свиридов А. А. Социально-культурная деятельность вузов по профилактике экстремизма в молодёжной среде : дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Свиридов Алексей Алексеевич. Тамбов, 2014. 225 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Agapova N. G. Paradigma: kul'turologicheskoe soderzhanie ponyatiya i osobennosti ego primeneniya k sfere obrazovatel'noy deyatel'nosti [Paradigm: the cultural content of the concept and features of its application to the field of educational activity]. Observatory of Culture. 2007, no. 5, pp. 114-120.

2. Ariarsky M. A. Novyy etap v razvitii teorii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [New stage in the development of the theory of social and cultural activity]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, no. 1 (51), pp. 102-109.

3. Bondarevskaya E. V., Kulnevich S. V. Paradigmal'nyy podkhod k razrabotke soderzhaniya klyuchevykh pedagogicheskikh kompetentsiy [Paradigm approach to the development of the content of key pedagogical competencies]. Pedagogika. Scientific-theoretical journal of the Russian Academy of Education. 2004, no. 10, pp. 23-31.

4. Labushkina I. E. Rol' vospitatel'nogo prostranstva vuza v formirovanii grazhdanskoy pozitsii i politicheskoy kul'tury pervokursnikov v polikul'turnoy srede: na primere Severo-Kavkazskogo regiona. Avtoreferat diss. cand. ped. Nauk [The role of the educational space of the university in the formation of citizenship and political culture of freshmen in a multicultural environment: the example of the North Caucasus region. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Vladikavkaz, 2010. 22 p.

5. Maralova E. A. Metodologiya i tekhnologiya problemno-tsentrirovannogo postroeniya obrazovatel'nogo protsessa v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obucheniya pedagogov [Methodology and technology of the problem-centered construction of the educational process in the system of continuous professional education ofteachers]. Lifelong Education: the XXI Century. 2013. Issue 1. Available at: http://lll21.petrsu. ru/journal/article.php?id=1948. DOI: 10.15393/j5.art.2013.1948

6. Maksyutin N. F. Pedagogicheskie resursy dosuga [Pedagogical resources of the leisure]. Kazan, 1996. 140 p.

7. Osipenko N. A. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' kak faktor sotsialnoy adaptatsii studentov. Diss. kand. ped. nauk [Social and cultural activity as a factor of social adaptation of students. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, 2007. 193 p.

8. Radygina E. V. Metodika modelirovaniya strategiy sotsiokul'turnogo razvitiya regiona [Methods of modeling strategies for social and cultural development of the region]. Available at: http://8800.org.ua/ getlink.php?linkID=24050

9. Rakovskaya E. L. Formirovaniepravovoy kul'tury studencheskoy molodozhi vprotsesse vzaimodeystviya vuzov i uchrezhdeniy kul'tury. Diss. kand. ped. nauk [Formation of the legal culture of student youth in the process of interaction of universities and cultural institutions. Cand. ped. sci. diss.]. Tambov, 2013. 156 p.

10. Sviridov A. A. Sotsial'no-kul»turnaya deyatel'nost' vuzovpo profilaktike ekstremizma v molodozhnoy srede. Diss. kand. ped. nauk [Social and cultural activity of Universities for the prevention of extremism

among young people. Cand. ped. sci. diss.]. Tambov, 2014. 225 p.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.