Научная статья на тему 'Социальный педагог в сельской школе: специфика, содержание и профессионализация деятельности'

Социальный педагог в сельской школе: специфика, содержание и профессионализация деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2737
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальный педагог в сельской школе: специфика, содержание и профессионализация деятельности»

Особое место в реализации координационной функции адаптивной школы занимает социально-педагогическая работа.

Выделенные нами функции адаптивной школы находятся во взаимосвязи. Их можно реализовать при условии, что все они осознаются педагогическим коллективом.

1. Барашникоеа Н. «Восхождение» - программа реабилитации так называемых «трудных» // Директор школы. 1998. № 7. С. 9-16.

2. Большая книга афоризмов / Составил К. Ду-шенко. М., 2000.

3. Гордеева A.B. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе. М., 1995.

4. Ирхин В. H., Ирхина И. В. Валеологически обоснованный урок в современной школе. Барнаул, 1998.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.

6. Кунин В., Казанцева Н. Дети - моя поэзия и любовь // Директор школы. 1998. № 3. С. 55-60.

7. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: психолого-педагогический

аспект / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1995.

8. Петровский A.B. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. - Воронеж, 1996.

10. Психология: Словарь / Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.

1 Х.Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения. М., 1995.

12. Щедровицкий П.Г. Траектория образования // Семья и школа. 1998. №9-10.

13. Якиманская U.C. Технология личностно-ориентированного образования / Библиотека журнала «Директор школы». М., 2000.

\4.Ямбург Е. Школа для всех // Народное образование. 1998. №3. С. 98-103.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ: СПЕЦИФИКА, СОДЕРЖАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.А. Монастырский

Социальный педагог - новая, востребованная жизнью, задачами современного этапа общественного развития и воспитания подрастающего поколения профессия, которая сегодня еще находится в стадии становления, утверждения в ряду смежных профессий, апробации своих возможностей. 2Иго понятно, так как десять лет, прошедших со дня ее официальной регистрации, - срок небольшой. Однако уже сейчас можно сказать со всей определенностью, что объектом со-циально-педагогической деятельности является человек в системе его социальных взаимосвязей, а основным содержанием - социальное воспитание, понимаемое как целенаправленное социальное формирование личности, содействие позитивной социализации индивидуума на всех этапах его жизненного пути, а также оказание ему помощи и поддержки в трудных, проблемных ситуациях.

Выделение понятия «социально-педагогическая деятельность» достаточно условно, так как любая педагогическая деятельность носит социальный характер, обеспечивая социокультурное воспроизводство человека,

преемственность поколений и поступательное развитие общества. И все же разграничение педагогической деятельности в рамках целостного образовател ьно-воепитательного процесса на дидактическую и социальнопедагогическую имеет несомненный практический смысл, позволяя более целенаправленно и организованно использовать возможности внеурочной сферы развития и становления личности.

В основе социально-педагогической деятельности, осуществляемой школой, - регулирование процесса социализации учащихся, носящего во многом стихийный и потому не всегда позитивный по результатам характер; превентивная работа, направленная на предупреждение «сбоев» в этом процессе; защита, помощь и поддержка воспитанников в проблемных ситуациях и, наконец, коррекция возникших нарушений и отклонений.

Бесспорно, что важнейшим фактором социализации в условиях школы является образование, роль которого заключается в освоении учащимися накопленного человечеством за тысячелетия развития цивилиза-

ции социального опыта, закрепленного в знаниях, способах деятельности и ценностных ориентациях. При этом содержание образования, носящее изначально заданный и регламентированный характер, реализуется непосредственно в процессе школьного обучения. Результаты образовательной деятельности зависят, прежде всего, от ее качества, от компетентности и методической умелости учителей. Социально-педагогическая же деятельность не ограничивается непосредственным взаимодействием со школьниками, важнейшей ее задачей является опосредование многообразных и зачастую разнонаправленных влияний на детей социальной среды. Положительные влияния должны быть поддержаны, усилены, одобрены, отрицательные - блокированы, нейтрализованы, вытеснены положительными.

Основой социально-педагогической деятельности является социальное воспитание - целенаправленная организованная и контролируемая часть процесса социализации. Однако социальное воспитание включает не только формирование морально одобряемых и общественно значимых человеческих качеств, но и, что не менее важно, защиту и поддержку индивидуума или группы подопечных в сложной, кризисной ситуации, помощь в преодолении и компенсации неблагоприятных условий социализации (бедственное материальное положение семьи, ее низкий нравственный и культурный уровень, ограниченные физические и умственные возможности ребенка, инвалидность, сиротство и др.). Эта деятельность способствует выравниванию стартовых возможностей детей и создает предпосылки для их успешной социальной адаптации.

В условиях сельской школы особенно важно найти источники, которые хотя бы отчасти компенсировали отставание от информационно-образовательных и культурных возможностей города. В то же время, и село, и сельское учебное заведение всегда будут иметь свою специфику. Ее нужно видеть, учитывать и умело использовать. Не следует из сельской школы делать типовую городскую, у нее собственный путь развития, не ‘альтернативный городу, но обусловленный ее особенными, по-своему уникальными возможностями.

Социальное воспитание - это воспитание в определенном социальном контексте, формируемом совокупностью особенностей макро-, мезо- и микросреды. В силу этого предметом социально-педагогической деятельности в условиях школы является взаимодействие учащихся с социальной средой и его регулирование в целях их успешной социализации. интеграции в общество и полноценного в нем функционирования. Понятие социальной среды выступает в данном случае в двух аспектах: как сельский социум, в котором находится учебное заведение (населенный пункт с его инфраструктурой, сельская община, семьи учащихся, доступные в данном поселении СМИ и др.), и как сама школа, которая, в свою очередь, представляет собой некую специфическую микросреду (совокупность учащихся разного возраста, объединенных в формальные и неформальные группы, учителя и обслуживающий персонал), где жизнь протекает по своим внутренним законам, по своему укладу. Этим объясняется, что социально-педагогическая деятельность одновременно направлена и на регулирование отношений с внешней социальной средой (ее преобразование, внесение в нее начал педагогической целесообразности, использование ее социокультурного потенциала), и на организацию, упорядочение внутришкольной среды (гармонизация ее разнородных компонентов, создание благоприятных условий жизнедеятельности и др.). При этом важно отметить, что сегодня школа не сможет успешно решать свои воспитательно-образовательные задачи, если попытается замкнуться в себе, отгородиться (какими бы благими намерениями она не руководствовалась) от внешнего - несовершенного, неустроенного, неблагополучного мира. Напротив, современная школа должна быть институализирована (особенно в селе!) как открытая социальная система, органично связанная с социальным окружением, укорененная в нем, интегрирующая его экономический, культурный и воспитательный потенциал со своими школьными организационно-педагогическими возможностями.

Естественно, что основным пространством социально-педагогической деятельности является вторая (внеурочная) половина дня.

когда школа выполняет функции воспитательной организации, учреждения дополнительного образования, клуба, объединяющего различные группы учащихся для досуговой деятельности по интересам, выступает в роли генератора социальных инициатив, культурно-просветительных акций в масштабах как самой школы, так и в целом села.

Полезно в этой связи вспомнить опыт Яснополянской школы для крестьянских детей, созданной Л.Н. Толстым, в частности, ее послеобеденных и вечерних занятий, имевших «совершенно особенный от утренних характер», когда дети, затаив дыхание, слушали рассказ учителя, с удовольствием занимались пением, опытами и экспериментами. Особенно они любили коллективное чтение и беседы.

Фактически Яснополянская школа была школой полного дня. В 70-е годы эту идею плодотворно разрабатывал в нашей педагогике Э.Г. Костяшкин. Обратим внимание, что речь шла не о группах продленного дня, а о насыщении второй половины школьного дня различными видами развивающей деятельности: информационно-познавательной, игровой, общественно-полезным трудом, спортом, художественным творчеством, занятиями по интересам. В условиях сельской школы подобная деятельность может хоть в какой-то мере восполнить дефицит информации, ярких впечатлений, неразвитость культурной среды. В то же время, крайне важно, чтобы она не ограничивалась стенами школы, а имела выход в сельский социум, отвечала его специфике и по1ребностям, использовала его ресурсы и опыт.

Основываясь на сказанном, попытаемся очертить основные направления социальнопедагогической деятельности сельской школы.

I. Реализация социально-педагогических возможностей школы:

- организация жизнедеятельности школы, вовлечение учащихся в рамках внеурочного времени в разнообразные виды деятельности (познавательную, общественную, трудовую, художествен но-гворческую, спортивную, культурно-досуговую, ИфОВую), способствующие их разностороннему развитию и социальному становлению;

- стимулирование ученического самоуправления и самодеятельности, поддержка

и развитие детских и молодежных инициатив, общественных объединений, клубов по интересам и др.;

- формирование у учащихся позитивного опыта социального поведения и обществен-но-значимой деятельности, в том числе опыта профессиональной деятельности сельскохозяйственного профиля; опыта взаимодействия с другими людьми, общения и сотрудничества, ответственности за общее дело; опыта самоорганизации и самопомощи в проблемных жизненных ситуациях и др.;

- развитие гуманных отношений в школьной среде, создание атмосферы доброжелательности и защищенности, реализация прав и свобод учащихся, культивирование здорового образа жизни;

- индивидуальная, адресная работа с неблагополучными учащимися, в той или иной мере являющимися жертвами неблагоприятных условий социализации (детьми из семей «группы риска»; дезадаптированными школьниками; детьми с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, аномалиями; сиротами; девиантами; делинквентами и др.), социальная защита и представление интересов детей в различных учреждениях, ведомствах и административных органах.

II. Социально-педагогическая деятельность в сельском социуме:

- интеграция воспитательных возможностей окружающей школу социальной среды (сельской общины, администрации, социальных и культурных учреждений), координация усилий всех субъектов воспитания и специалисте социальной сферы (педагогов, психологов, врачей, юристов, социазьных работников, организаторов культурно-досуговой деятельности);

- работа с семьями учащихся:

а) педагогическое просвещение, консультирование;

б) общественно-педагогическое воздействие на семьи «группы риска» (социально ущербные, криминогенные и др.);

в) оказание помощи и поддержки социально уязвимым семьям (малообеспеченным, многодетным, неполным, с родителями-инвалидами или безработными);

г) привлечение родителей к сотрудничеству - организации совместного с детьми досуга, участию в общественнополезных делах и общем труде, передаче младшему поколению накопленного опыта (профессиональное мастерство, народные ремесла, фольклор);

- организация социокультурных акций в масштабах села, направленных на гуманизацию, оздоровление, преобразование окружающей социальной среды (благоустройство, благотворительность, культурно-досуговые мероприятия, праздники, историкокраеведческая работа, возрождение традиционных и создание новых обрядов и обычаев).

Подчеркнем, что во всех этих случаях школа выступает как источник и центр развития сельского социума, его культурного преобразования, как социальный институт, консолидирующий всех образованных и неравнодушных жителей села разных поколений, включая самое юное. Это необходимо, прежде всего, самой школе, чтобы уже в период обучения дети включались в актуальную социальную жизнь, решая ее насущные проблемы, что является одним из базовых условий их эффективной социализации.

Взаимодействие школы с социальной средой подобно улице с двусторонним движением: школа - селу, село - школе. В школе рождаются социальные инициативы, которые затем при поддержке активной части населения воплощаются в жизнь. Дети участвуют в этом процессе с огромной пользой для других и для себя: они успешно развиваются, взрослеют, приобретают бесценный жизненный опыт, а сельский социум, в свою очередь, тоже преобразуется, духовно обогащается, накапливает силы, постепенно становясь все более действенным фактором позитивной социализации подрастающего поколения.

Естественно, что весь очерченный выше объем работы по всем указанным направлениям не может быть выполнен одним человеком, даже если это социальный педагог, чья профессиональная деятельность по определению является социально-педагоги-ческой. Школа и до появления социального педагога как особой профессии занималась этой работой и по сей день занимается независимо от того, есть ли в ее штатном распи-

сании такая единица. И даже если есть, лишь при условии сотрудничества и координации совместных усилий всего педагогического коллектива, включая педагогов дополнительного образования, руководителей кружков и спортивных секций и др., весь комплекс социально-педагогических задач может быть решен успешно.

Поскольку многие учебные заведения и сегодня существуют без социального педагога (одна часть его функций дублируется представителями смежных специальностей -педагогом-организатором, психологом, старшим вожатым, другая - выполняется на общественных началах, распределяясь между работниками школы, третья же - попросту игнорируется или реализуется эпизодически), возникает вопрос: а так ли уж он нужен школе? Практика показывает, что нужен, так как без него социально-педагогическая работа по ряду направлений осуществляется неполно, бессистемно, а главное - недостаточно профессионально. Ее успех в решающей мере зависит от специальной подготовки, которой обладает именно социальный педагог. Она предполагает психолого-педагоги-ческую, юридическую, медико-социальную, социокультурную компетентность; владение технологиями социальной диагностики, профилактики, коррекции, анимации, реабилитации, социальной защиты и поддержки, включая работу в социуме как с населением, так и различными социальными институтами, организациями и ведомствами. Последняя в наибольшей степени отражает специфику его профессиональной деятельности, объектом которой, как уже отмечалось, является человек в его социальном окружении. Следует признать, что другие педагоги школы к подобной работе недостаточно подготовлены и не могут в должной мере обеспечить ее эффективность. В системе социально-педагогической деятельности школы социальному педагогу принадлежит особое место и в силу того, что он является специалистом, интегрирующим ее основные функции и координирующим воспитательные возможности ее субъектов как в рамкам самого учебного заведения, так и окружающего его социума.

Серьезной помехой на пути профессионализации деятельности школьного социаль-

ного педагога является сохраняющееся дублирование, пересечение должностных обязанностей ряда рабогников учреждений народного образования и по этой причине их, довольно часто, невнятное толкование. Понятно, что гармонизация социальной сферы образовательного учреждения, создание в нем благоприятной микросреды и морально-психологического климата для каждого обучающегося - это задача, над решением которой трудятся все педагоги школы. Однако их усилия нуждаются в объединении, подчинении единому замыслу и пониманию. Или возьмем такую должностную обязанность, как реализация и охрана прав и свобод учащихся. При некоторых различиях в формулировках она вменена и педагогу-психологу, и педагогу-организатору, и педагогу дополнительного образования, и классному воспитателю, и социальному педагогу. С одной стороны, действительно, лишь совместными действиями можно обеспечить защиту прав ребенка в школе и обществе, но с другой, -достаточно часто срабатывает эффект «семи нянек»: когда все за что-то отвечают, то в результате не отвечает никто. Безусловно, классный руководитель обязан соблюдать права своих подопечных, но в роли омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в школе может и должен выступать именно социальный педагог как представитель ученика, а не администрации. Этим определяется его особое положение в педагогическом коллективе, членом которого он является, сохраняя известную независимость в качестве адвоката учащихся, посредника между ними и учителями, эксперта по их правам. Не случайно в США школьные социальные работники состоят в штате не школы, а местного департамента образования.

Еще раз подчеркнем, что социально-педагогическая деятельность школы осуществляется всеми участниками воспитально-образовательного процесса и отнюдь не все ее функции являются прерогативой социального педагога, хотя в условиях села его деятельность, как правило, отличается именно многофункциональностью. Нередко социальному педагогу сельской школы приходится совмещать обязанности психолога, организатора культурно-досуговой деятельно-

сти, старшего вожатого. Разносторонность его профессиональной подготовки делает его, без преувеличения, универсальным специалистом. На практике же в силу как объективных (тип школы, ее штатное расписание, состав и количество учащихся, местные экономические, социальные, культурные условия), гак и субъективных обстоятельств (уровень квалификации, наличие дополнительного образования, личные склонности и способности) складываются различные модели его профессиональной деятельности. Но в любом случае ее основой, инвариантной и специфической составляющей является работа в социуме, посредничество между школой и социальной средой, между учеником и его семейным окружением, различными учреждениями (включая саму школу), социальными службами, ведомствами и административными органами.

Содержание деятельности социального педагога определено его должностными обязанностями (см. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, установленные Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством образования Российской Федерации от 31 августа 1995 г. № 463/1268). Однако накопленный за прошедшие пять лет практический опыт, нашедший отражение как в научных публикациях, так и в газетной периодике, позволяет конкретизировать и дополнить лаконичные формулировки названного документа, представить содержание деятельности социального педагога, в частности, в условиях сельской школы более многогранно и обстоятельно, распределив его по нескольким блокам.

Итак, социальный педагог:

1 .Изучает психолого-медико-педа1 оги-ческие особенности личности обучающихся и их микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся. Составляет социальную характеристику микросреды и оценивает влияние различных ее факторов на социализацию школьников. Определяет задачи, формы и методы социачьно-педагогической работы, планирует ее этапы и содержание.

2.0существляет социальное воспитание учащихся, регулируя процесс их социализации, придавая ему педагогически целенаправленный, организованный и контролируемых характер. Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых, благоприятных для развития личности отношений в школе и социальной среде, использует воспитательные возможности сельского социума и координирует деятельность различных субъектов воспитания. Организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении. Стимулирует и поддерживает детско-молодежные общественные инициативные движения, ученическое самоуправление и самодеятельность. Направляет и ведет работу по организации свободного времени школьников и их вовлечению в разнообразную культурно-досуговую деятельность.

3.Оказывает социальную помощь и социальную поддержку учащимся с личными и социально обусловленными проблемами, способствует реализации и осуществляет защиту их прав и свобод в обществе, семье и учебном заведении. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся. Обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Выступает посредником между личностью и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

4,Осуществляет социально-педагогическую работу, направленную на профилактику среди школьников отклоняющегося, антисоциального и саморазрушающего поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, суицид и др.), на противодействие их вовлечению в преступные сообщества. Ведет коррекционную работу с «трудными» подростками, заботится о сохранении контингента учащихся, предупреждая их уход из школы. Содействует школьникам в их жизненном и профессиональном самоопределении, формировании ценностных ориентаций и здорового образа жизни. Выступает в качестве посредника между

детьми и учителями-предметниками, способствуя устранению у обучающихся социальных помех в учебе, укреплению положительной мотивации учения, преодолению школьной дезадаптации.

5.Ведет в условиях внешкольной социальной среды работу по трудоустройству, патронату, обеспечиванию жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

6.Проводит социально-педагогическую работу с семьями учащихся, организует просвещение родителей, оказывает помощь в совершенствовании внутрисемейных отношений, преодолении конфликтов, создании условий, необходимых детям для успешного развития. Уделяет особое внимание многодетным, малоимущим, неполным семьям, а также работе с семьями «группы риска», осуществляя контроль за положением в них детей и обеспечивая последним защиту от жестокого обращения и асоциального влияния.

Профессионализация института социальных педагогов происходит сегодня одновременно в двух аспектах: с одной стороны, более четко определяются их функции, должностные обязанности, содержание работы, а с другой - постепенно расширяется проблемное поле их деятельности, что является свидетельством открытого, динамичного, действительно востребованного жизнью, новыми тенденциями ее развития характера этой профессии.

Назовем некоторые из ставших актуальными или осознанных, наконец, в качестве таковых направлений социально-педагогической деятельности.

1. Педагогика межнациональных отношений. В условиях притока в село беженцев, переселенцев из других регионов стра-

ны, людей некоренной национальности важным участком социально-педагогической работы должны стать помощь в их социальной адаптации на новом месте жительства в ино-этническом окружении и одновременно воспитание у местного населения толерантности, осуждение проявлений ксенофобии и нетерпимости по отношению к приезжим. Особое внимание следует уделять формированию гуманных межнациональных отношений в школьной среде, установлению в ней атмосферы дружелюбия и товарищества.

2. Защита прав ребенка в условиях школы. Если задача защиты детей от семейного деспотизма и социального неблагополучия осознана школой в рамках своей ответственности и включена в сферу социально-педагогической деятельности, то с реализацией прав ребенка в условиях самой школы дело у нас до сих пор обстоит, мягко говоря, проблематично. Как считает омбудсмен Московского УВК № 1832 Л.М. Непо-виннова, 80 процентов всех конфликтов в школе происходит по вине учителей. В то же время сама постановка вопроса о необходимости защитить ребенка от школьного авторитаризма и бесправия, публичных унижений и подрывающих его здоровье немыслимых учебных перегрузок свидетельствует о несомненном росте педагогического самосознания, его гуманизации и демократизации, о преодолении цехового эгоизма и стремлении развиваться в русле мировых процессов. Это создает основу для действительной реализации как в обществе в целом, так и в каждой отдельной школе положений принятой Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребенка, к которой присоединилась и наша страна.

О том, что в качестве уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в школе должен выступать социальный педагог, было сказано выше. Добавим лишь, что это одно из самых сложных и ответственных направлений социально-педагогической работы, где требуются не только высокая психологопедагогическая и правовая компетентность, но и сочетание таких качеств, как принципиальность, непредвзятость и в то же время деликатность. В данном случае социальных педагог выполняет одновременно и роль посредника во взаимоотношениях учащихся и

педагогического коллектива, и роль адвоката ученика, защитника его интересов и прав, и роль конфликтолога, помогающего преодолеть возникшее противостояние, и роль эксперта, способного дать объективную и аргументированную оценку правомочности того или иного действия, хотя в какой-то конкретной ситуации его «вердикт» может оказаться и не в пользу ученика. Защиту прав последнего не следует понимать как автоматическое признание его правоты в любом конфликте с учителем или администрацией школы.

3. Социально-педагогическая помощь учащимся в их жизненном и профессиональном самоопределении. Значение этого аспекта социально-педагогической деятельности определяется, помимо магистральной цели содействия учащимся в их самореализации и интеграции в общество в качестве полноценно и успешно функционирующих его членов, задачей социальной защиты выпускников, заботой об их будущем в условиях высокого уровня безработицы, вероятности социальной дезадаптации при неадекватных их реальным возможностям притязаниям в сфере продолжения образования или трудовой деятельности, опасности маргинализации в случае жизненной неудачи, формирования девиантного поведения или вовлечения в криминальные группировки.

Основное содержание данного направления социально-педагогической работы может быть конкретизировано как помощь учащимся в самопознании и реалистической оценке своих возможностей и перспектив, содействие в выработке жизненных целей, планов и программ, профессиональная ориентация, забота о трудоустройстве выпускников, а также учащихся, оставивших школу по причинам объективного характера. Для сельских школьников важным фактором их социальной защиты является допрофессио-нальная подготовка к сельскому труду. Особым аспектом работы по рассмотренному направлению является помощь в жизненном и профессиональном самоопределении детям с ограниченными возможностями, с аномалиями развития (нарушения интеллекта, слуха, зрения, моторные нарушения). Особенностью села является то, что такие дети, как правило, учатся в обычной школе (специали-

зированные учебные заведения здесь крайне редки). Несмотря на равноправное положение среди остальных учащихся, они требуют повышенной чуткости и заботы.

Одной из базовых особенностей деятельности социального педагога является ее полифункциональность, что очевидно исходя из содержания его работы и круга должностных обязанностей. В сельских условиях многогранность социально-педагогической деятельности возрастает уже в силу того, что школа является, если не единственным, то, во всяком случае, ведущим образовательновоспитательным и социально-культурным институтом, влияние которого охватывает весь сельский социум. Этому способствует и «стихийная интегративность» (М.П. Гурьянова) сельской школы: в селе невозможна селекция детей ни по их способностям, ни по имущественному положению родителей, ни по состоянию здоровья. Ребенок-инвалид является членом сельской общины и учеником единственной в селе школе. Поэтому социальный педагог должен овладеть спецификой взаимодействия с этой категорией учащихся, даже если их в школе лишь несколько человек. Точно так же он должен уметь найти общий язык и решение специфических проблем других контингентов учащихся, причем не только неблагополучных. В качестве одного из них можно указать на одаренных детей, которые в условиях села особенно нуждаются в поддержке, что связано с ограниченными возможностями развития их способностей вне школы. Кроме того, как и всякие неординарные люди, они могут испытывать проблемы во взаимодействии со своим окружением и в школе среди сверстников, и в семье.

Вот почему профессионализация деятельности социального педагога в условиях сельской школы предполагает освоение им всего многообразия профессиональных ролей, функций, содержания и технологий со-циально-педагогической работы. Это исходное требование как к подготовке специалистов данного профиля в процессе их профес-

сионального образования, так и к их переподготовке, повышению квалификации. Поэтому учебные планы и программы подготовки социальных педагогов должны основываться на принципе универсальности, а не узкой специализации. Более того, социальному педагогу, как никому другому, желательно овладение в системе дополнительного образования смежными областями знаний (практическая психология, социально-культурная деятельность, валеология и др.). Причем данное положение не отменяет необходимости более четкого разграничения полномочий и должностных обязанностей среди работников школы, преодоления расплывчатости, дублирования, несогласованности их функций, а также координации действий всех субъектов воспитательно-образователь-ного процесса. Оно лишь подчеркивает по-лифункциональный, интегративный и многоаспектный характер профессиональной деятельности социального педагога в сельской школе и ее социальном окружении.

Практика убеждает в необходимости усиления социокультурной подготовки сельского социального педагога как в историко-теоретическом плане (история родного края, народные традиции, фольклор, религия), так и в практическом - овладение навыками организации культурно-досуговой деятельности, освоение той или иной ее сферы (краеведение, праздники и обряды, народные ремесла).

И все же главное направление профессионализации института социальных педагогов в условиях сельской школы - это определение их статуса (в школе - среди педагогического коллектива и учащихся, в селе - у жителей и администрации) и утверждение в общественном мнении как специалистов со специфическим и в то же время понятным кругом обязанностей. И школьники, и их родители, и сельская общественность должны знать, когда и зачем они могут обратиться к социальному педагогу и чем он им может помочь. Это и есть главный результат и показатель профессионализации его деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.