Научная статья на тему 'Вариативность содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере социального воспитания'

Вариативность содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / SOCIAL EDUCATION / FUTURE SPECIALIST TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З. А.

Раскрываются аспекты профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к решению частных задач, возникающих в социальном воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY OF THE MAINTENANCE OF VOCATIONAL TRAINING OF THE FUTURE EXPERTS IN SPHERE OF SOCIAL EDUCATION

In today's world experts of the social sphere should be prepared to address specific problems arising in social education. In pedagogical science and practice variation of training relates to controversial issues. Remain open and the selection criteria options names.

Текст научной работы на тему «Вариативность содержания профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере социального воспитания»

важнейший объективный механизм функционирования, сохранения стабильности и новообразования, прорыва систем к высшему уровню, в том числе появления и развития психических систем.

Литература:

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,

2008.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб: Издательство «Союз», 2006

3. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Монография. - М., Изд-во РАГС, 1999.

4. Дятлов С.А. Принципы информационного общества. - Информационное общество, 2000, вып. 2, с. 77 - 85

5. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. - М.: НИИ школьных технологий, 2010.

© Цымбаленко С.Б., 2011

З.А. Аксютина

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Ключевые слова: социальное воспитание, будущий специалист, профессиональная подготовка

Keywords: social education, future specialist training

Быстро растущая потребность в многообразных социальных службах выдвинула в нашей стране подготовку профессионалов для социальной сферы на одно из приоритетных мест в системе социального образования. Особую значимость приобретает тот факт, что представители этой профессии работают в настоящее время в сфере семьи, общины, социальной защиты и поддержки различных групп населения; в учреждениях здравоохранения, культуры и образования; в сфере безопасности и правоохранительных органов; на производстве и в службах трудоустройства; в центрах реабилитации, в пенитенциарных учреждениях; в религиозных и общественных организациях и др.

Становится очевидным, что социальный работник, социальный педагог, специалист по работе с молодежью, педагог-психолог нужен и в детских больницах и санаториях; и в медицинских реабилитационных центрах для детей и молодежи с ограниченными возможностями, а также центрах различной направленности (сегодня они во множестве создаются по инициативе общественных и религиозных организаций, частных лиц, родителей детей-инвалидов); и в наркологических диспансерах для несовершеннолетних; и в исправительных учреждениях, значительную часть контингента которых составляет молодежь; и во многих других учреждениях и организациях, которые уже существуют или появятся в ближайшем будущем в ответ на потребности активно развивающейся социальной сферы.

Таким образом, реальная и перспективная область профессиональной деятельности специалистов социальной сферы чрезвычайно широка и многообразна. Она включает множество специфических разновидностей профессиональной деятельности, в зависимости от объекта, на который она направлена (учащиеся общеобразовательных

58

школ или воспитанники детских домов и школ-интернатов, дети и молодежь с ограниченными возможностями или с отклоняющимся поведением, имеющие психологические проблемы во взаимоотношениях с окружающими или лишенные элементарных условий для полноценного развития и т. д.). И каждый из этих столь разных видов профессиональной деятельности должен быть обеспечен соответствующими, адекватными содержанию работы методами, методиками, технологиями.

Широкий диапазон профессиональных функций диктует необходимость их подготовленности к продуктивному выполнению своих профессиональных обязанностей в определенной, очень конкретной, а подчас и весьма специфичной области деятельности. Учитывая определенную инерционность любой образовательной системы, следует принимать во внимание прогностические оценки развития социальных проблем региона и соответственно работать на перспективные потребности конкретного региона в специалистах. Наиболее типичными проблемами для большинства стран является нужда и бедность, инвалидность и одинокая старость; этнические и национальные конфликты, кризисные стрессовые ситуации; алкоголизм и наркомания; безработица, профессиональная и социальная дезадаптация; бездомность; преступность и правонарушения, жестокость, девиантное и делинквентное поведение.

Для стран с хорошо отлаженной системой подготовки специалистов социальной сферы характерна достаточно узкая специализация будущих профессионалов, позволяющая отследить практически все болевые точки в социальной проблематике отдельных категорий клиентов, разноуровневых социумов, общества в целом. Однако, как признают представители сферы практической деятельности США, такое дробление по направлениям деятельности кроме неоспоримых плюсов (например, высокая квалификация специалистов) имеют и свои минусы - специалисты одного профиля, одной специализации слабо ориентируются в проблематике даже пограничных сфер деятельности.

Наиболее актуальным вопросом углубленной профессиональной подготовки является содержательная ее сторона. В социально-педагогической науке идут дискуссии относительно подходов выделения наименований программ углубленной подготовки. Этой проблемой в рамках социальной педагогики и социальной работы занимается ряд исследователей: В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Ю.Г. Грибанова, Р.А. Литвак и др. Поэтому рассмотрим вариативность содержания профессиональной подготовки к социальному воспитанию в условиях многоступенчатого образования на примере социальных педагогов и социальных работников.

ГОС ВПО рекомендует определять наименование специализаций путем выделения категории детей (одаренные, педагогически запущенные и т. д.), целей деятельности (социальная изоляция, воспитательная работа в семье и др.), видов социальных институтов (социальные службы, детские дома и т. д.).

Ф.А. Мустаева пишет о том, что специализация может определяться региональноэтническими особенностями, потребностями конкретного социума (города, района, села), а также личностными и профессиональными возможностями специалиста. Она полагает, что можно различать специализации по профилю деятельности социального педагога: социальный педагог по работе с семьей, социальный педагог-руководитель детских объединений и организаций, социальный педагог-валеолог, социальный педагог-дефектолог, социальный педагог-эколог, социальный педагог-этнолог, социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности, социальный педагог -организатор физкультурно-оздоровительной деятельности, социальный педагог -организатор технического творчества и др.

По мнению автора, основанием специализации может служить определенная категория людей, на работу с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют, например, специализации: социальный педагог по работе с подростками-девиантами, социальный педагог по работе с инвалидами, социальный

педагог по работе с сиротами, социальный педагог по работе с беженцами, социальный педагог - геронтолог и др.

Специализация может быть связана и с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог, социальный педагог

учреждения дополнительного образования, социальный педагог в детском доме и т. д. [7, с. 8].

Ю.Г. Грибанова выделяет следующие критерии специализаций:

1. Профиль деятельности: социальный педагог - семейный педагог; социальный педагог-руководитель детских объединений, социальный педагог - этнолог, социальный педагог-эколог, социальный педагог -геронтолог, социальный педагог - аниматор.

2. Отдельная категория населения, на работу с которой сориентирован социальный педагог, например, на работу с инвалидами, сиротами, беженцами, наркоманами и т. д.

3. Обостряющиеся социальные проблемы (детская беспризорность, алкоголизм и

др.).

4. Возрастная группа, с которой работает социальный педагог (дети, молодежь, престарелые и т. д.).

5. Место работы: лицей, гимназия, детский дом, жилой дом и микрорайон, армия, милиция, исправительно-трудовая колония, центр досуга и т. д. [6].

Позиции Ю.Г. Грибановой и Ф.А. Мустаевой близки относительно выделения профиля деятельности социального педагога. Однако оба автора выделяют такие специализации, которые определяются как специальности.

В.Г. Бочарова, рассматривая родственную социальной педагогике сферу -социальную работу, выделяет спектр специализаций по следующим показателям:

1. По определенному профилю: социальный педагог - психолог семейного профиля, этнолог, специалист по социальной работе в сфере управления, социальный юрист, эколог, валеолог, культуролог и др.

2. В определенных учреждениях: школьный социальный работник, социальный работник в службе занятости, учреждениях культуры, спорта.

3. По определенной возрастной группе: социальная работа с молодежью, детьми, пожилыми людьми.

4. В специфических сферах микросреды: социальный работник в общине, на селе, в военной среде, в местах заключения [2].

При выявлении ведущего критерия выделения специализации может произойти ситуация, при которой в разных обстоятельствах основополагающим может быть любой из вышеперечисленных критериев. Данные критерии недостаточны для выделения специализаций и требуют дальнейшего осмысления и дополнения.

К настоящему моменту в России сложился определенный спектр специализаций социальных педагогов, обусловленный многими основаниями: возрастом клиентов, которым требуется социально-педагогическая поддержка (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры), спецификой проблем клиентов (отклоняющееся поведение, алкоголизм, наркомания, утеря личностной ориентации при безработице и вынужденной миграции и др.); производственно-территориальными аспектами работы этих специалистов (работа в микро- и макросоциумах, в школе, приюте, службах психологической поддержки и др.), особенностями конкретного региона.

Сложившаяся ситуация разрешается в рамках национальной и региональной программ, причем в сферу компетенции социальных педагогов входит осуществление воспитательных, реабилитационных компонентов этих программ. На их долю выпадает морально-этическая, воспитательная, духовная работа, проводимая среди семей как единого целого и в разных возрастных параллелях клиентов (пенсионеры, трудоспособные взрослые, молодежь, дети). Готовность к такой деятельности должна предусматривать овладение различными формами и методами работы, включающими широкий спектр мероприятий и программ (от проведения индивидуальной работы до

создания клубов, посредничестве при поиске места работы, переквалификации или повышении квалификации, организации вечеров встреч и отдыха и т. д.). При этом социальный педагог выступает как проводник духовного совершенства, умеющий снять стрессовые состояния, как помощник в преодолении чувства безысходности и неуверенности, посредник между клиентом и новой для него инфраструктурой психологической, социальной, юридической, медицинской помощи.

Необходимо отметить, что социальным педагогам приходится считаться с суровой реальностью, в которой живут их клиенты, участвовать в решении практически всего спектра возникающих у них проблем. Поэтому при выборе конкретных специализаций социальных педагогов, важно, чтобы выбор этот при имеющемся в регионе арсенале экономических, этнических, профессиональных ресурсов, выступил в качестве оптимального.

В ряде работ, связанных с исследованием различных аспектов специализации, приводится классификация специализаций по таким критериям, как административный, возрастной, проблемный и деятельностный (Ю.Н. Егорова, М.Ф. Черкасова, Е.Б. Балыдина, Е.Н. Сорочинская).

Однако необходимо обратить внимание на то, что данные классификации в полной мере не отражает истинное состояние дел с критериями выделения специализаций. Анализ наименований специализаций позволяет кроме критериев, выделенных ранее, обозначить и новые.

Среди специализаций можно выделить те, которые включают в себя вопросы теории, практики и методики чего-либо. Например: «Теория и методика социальнопедагогической работы», «Теория и практика социальной педагогики», «Теория и методика нравственного воспитания школьников». По-нашему мнению, такие специализации можно классифицировать как путь познания.

Критерий «сфера воздействия» определен в связи с необходимостью выделения тех сфер жизнедеятельности, которые оказывают влияние на социализацию личности. Так, в перечне специализаций, имеются специализации, связанные с досуговой, деловой, социальной и др. сферами. Эти две условные единицы нами выделены как дополняющие критерии выделения специализаций.

Относительно выделения статусного критерия хотелось бы отметить, что под статусом нами понимается «положение человека в системе внутригрупповых отношений...» [8, с. 490]. Поэтому данный критерий предполагает выделение не только школьников и семьи, но и других субъектов социально-педагогического взаимодействия. Классификация критериев выделения специализаций отображена в таблице 1.

Деятельность социального педагога имеет ярко выраженную направленность на защиту прав несовершеннолетних, на развитие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды.

Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, беженцы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.

Таблица 1

Критерии выделения специализаций в профессиональной подготовке

социальных педагогов

Критерий Практическое наполнение наименования специализации

Проблемный Дети с недостатками развития

Дети с девиантным и делинквентным поведением

Дети, оставшиеся без попечения родителей и т. д.

Возрастной Молодежь

Взрослые

Пожилые и т. д.

Административный Тип учреждения

Министерство, ведомство

Деятельностный Защита

Профилактика

Коррекция и т.д.

Сфера воздействия Социально-педагогическая

Социально-психологическая

Социальная

Досуговая

Деловая

Статусный Школьники

Семья и т. д.

Путь познания Теория

Практика

Методика

Нельзя отрицать роль социального педагога в организации воспитательной работы с детьми в самых разнообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального педагога, работающего с детьми, — это социальная защита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки [5, с. 119].

По мнению Тюменских ученых, существуют самые разнообразные направления деятельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурнодосуговой деятельности, социальный педагог — организатор спортивно-оздоровительной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физкультурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руководитель педагогического класса и др. По существу

многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педагог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений [5, с. 119].

По мнению В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, практика показывает, что сфера социальной работы в России расширяется год от года. И хотя социальная работа — единая профессия, ей свойствен широкий спектр специализаций. Наиболее сложившиеся специализации социальных педагогов в стране, как показывает анализ В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, следующие: социальный семейный педагог или работник семейного профиля; общинный (сельский) социальный педагог или социальный работник; специалист по социальной работе с детьми и молодежью (молодежный социальный работник); специалист по организации культурного досуга; валеолог, специалист по охране здоровья; медицинский социальный работник; социальный эколог; социальный работник, специализирующийся на проблемах занятости; социальный этнолог; социальный педагог-дефектолог; социальный работник, специализирующийся по вопросам работы с инвалидами (в том числе с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями); социальный работник-геронтолог; школьный социальный педагог; социальный педагог (работник), специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям; специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог [9, с. 19 - 23].

Рассматриваемый перечень специализаций, разработанный В.Г. Бочаровой и М.П. Гурьяновой, не имеет подтверждения в списке зарегистрированных УМО специализаций и не отвечает современным подходам к организации социальной и социально-педагогической помощи населению. Отметим, что приведенный перечень имеет некоторое смешивание профессиональной деятельности социального работника и социального педагога. Подтверждением этого является перечень специализаций для специальности социальная педагогика.

М.В. Шакурова отмечает, что могут быть выделены, например, социальные педагоги — организаторы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно социальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, социальный педагог-дефектолог и др.

По мнению М.В. Шакуровой, в нынешних условиях наиболее востребованы обществом специалист по социальной работе с семьей, оказывающий разностороннюю помощь вне стен какого-либо учреждения, а также сельский социальный педагог.

Составляющими «семейной» специализации социального педагога являются:

- планирование семьи, укрепление семейных взаимоотношений, воспитание, развитие, образование, социальная защита детей, укрепление их здоровья, уход за детьми, ведение домашнего хозяйства, организация семейного досуга, повышение культурного и образовательного уровня родителей;

- помощь в преодолении семейных конфликтов, в оформлении опекунства, усыновления, в заботе о детях с отклонениями в умственном и физическом развитии;

- вмешательство в случае жестокого обращения с детьми, физического или психического насилия над ними;

- работа с неблагополучными семьями;

- помощь семьям в кризисных ситуациях (развод, воспитание в неполной семье, повторный брак, появление нежеланного ребенка, насилие в семье, бедность, безработица, неспособность родителей к воспитанию, пьянство, наркотическая зависимость, проституция, рэкет в отношении семьи, принуждение неблагополучной семьи к продаже квартиры за долги);

- помощь семьям, имеющим межэтнические, межпоколенные проблемы, проблемы на религиозной почве.

Специфика работы сельского социального педагога, как полагает М.П. Гурьянова, определяется той ролью, которую он играет в жизни села, набором требований, предъявляемых к нему сельским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанным на традициях сельской, во многом общинной жизни, условиями жизни сельского населения [4, с. 384 - 387].

Сельский социальный педагог работает в условиях жесткого социального контроля, локальной, довольно замкнутой социальной общности, на виду у всей общественности. Люди оценивают его не только как специалиста, эксперта в своей области знаний, но прежде всего как человека, семьянина, труженика. В силу постоянно существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы социальный педагог вынужден быть многопрофильным и универсальным специалистом, совмещая в большинстве случаев обязанности социального педагога и социального работника [10, с. 12 - 14].

Мы согласны с мнением Р.М. Куличенко, высказанном в диссертационном исследовании «Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России» (1998 г.): «При подготовке социальных педагогов нельзя

"зашориваться" делением их всех по специализациям, необходимо, во-первых, предусмотреть подготовку специалистов широкого профиля, во-вторых, всем дать свободу выбора сферы приложения сил, так как каждый регион имеет свои особенности и они должны быть учтены при формировании социального заказа».

А.М. Панова и Е.И. Холостова описали профессиональные роли социального работника, которые по нашему мнению в полной мере подходят и для социального педагога. При этом данные роли могут стать отправной точкой и для наименования углубленной подготовки или выделения объекта и предмета его углубленной подготовки. Перечислим их:

- определить клиента (Outreach Worker): устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель - обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

- брокер (Broker): направляет людей в существующие службы, решающие проблемы клиента. Цель - скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

- посредник, буфер (Mediahion): находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель - снять разногласия и научить людей работать продуктивно вместе;

- адвокат, защитник (Advocate): борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель - повысить качество обслуживания, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

- оценивать (Evaluator): собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель - помощь в принятии решений для действия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мобилизатор (Mobilizer): организует действие уже существующих или новых групп людей для решения проблем;

- учитель (Teacher): передает людям информацию и знания. Цель - помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

- корректор поведения (Behaviour Change): вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп;

- консультант (Consultant): оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель - помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

- проектант сообществ (Commynity Plannet): помогает планированию групп, агентств, служб, правительства в разработке и реализации программ их деятельности;

- менеджер информации (Data Manager): собирает, классифицирует и анализирует полученные о клиентах данные;

- администратор (Administrator): обеспечивает конкретную, постоянную

физическую, бытовую, финансовую. Помощь учреждению или сообществу [11, с. 17 - 18].

Перечень специализаций будет расширяться в связи с развитием социальной педагогики как науки и как практики. В настоящее время в научных исследованиях нашли отражение не все специализации. Работ, раскрывающих особенности специализаций, весьма недостаточно. Описание специализаций, которые используются в практике подготовки социальных педагогов, можно найти в трудах Е.Б. Балыдиной (социальный педагог семейного типа), Ю.Н. Егоровой (социальный педагог в учреждениях дополнительного образования), Е.Б. Кириченко (работа с детьми-сиротами), Е.Н. Сорочинской (теория и практика подготовки социальных педагогов детско-юношеских объединений), М.Ф. Черкасовой (социальный педагог в физкультурно-оздоровительных учреждениях).

Как показала Р.М. Куличенко в своем диссертационном исследовании «Профессиональное становление и развитие института социальных педагогов в России», выполненном в 1998 г., при формировании пакета конкретных специализаций, необходимо учитывать специфику экономической, этнической, экологической и других ситуаций того региона, для которого эти специалисты готовятся, его "болевые" точки. Не может быть оставлено без внимания и то, для каких именно учреждений (то есть для работы с какими категориями клиентов, какими проблемами) готовятся специалисты. Также следует принимать во внимание насыщенность социальной сферы специалистами смежных специальностей (педагогов, медицинских работников, юристов), степенью их невостребованности по основной специализации и готовность переквалифицироваться по одной из дефиниций социальной педагогики.

Анализ ГОС ВПО первого поколения показал, что в обязательном минимуме содержания образовательно-профессиональной программы в блоке предметной подготовки под индексом ПР 12 указывалось: «Дисциплины специализации (включают вопросы организации внеучебной деятельности с детьми, обучения с учетом конкретных возрастных периодов развития личности, а также связанные с психофизическими и социальными факторами, например, девиантное поведение и др.)» [3].

Выбор специализации - достаточно сложная и многоаспектная задача. Несомненно, что в основу специализации по какому-либо конкретному направлению должен быть положен приоритет определенных личностных качеств, овладение которыми необходимо для успешного выполнения профессиональных задач.

Приведем слова Л.Е. Никитиной из диссертационного исследования «Развитие социальной педагогики в России», выполненного в 2001 г., где она пишет: «В различных вузах России введены различные специализации по профессии «социальный педагог», что зависит прежде всего от социального заказа на региональном уровне».

^циальный заказ это определенная, имеющая внутреннюю иерархию система разнообразных социально-педагогических задач по социализации и профессионализации различных групп населения, поставленных перед образовательными институтами социальными субъектами различного ранга, в качестве которых выступает и социум в целом, и государственные институты, и, практически, любые (социальнодемографические, производственно-экономические, территориальные, этнокультурные, профессиональные, сословные, общественно-политические) сообщества и индивиды. Опираясь на иерархию социального заказа образованию, можно выделить три основных уровня социального заказа в образовании: государственный, общественный (социальногрупповой) и индивидуальный .

Социальный заказ всегда существует в двух ипостасях: во-первых, в виде декларируемых лозунгов и ценностей («все для человека, все во имя человека», «от каждого по способностям, каждому по труду», «народ - движущая сила общества, а бюрократия - слуги народа» и т. д.) и, во-вторых, в виде предлагаемой системы реальных, фактических действий. От того, как сформулирован социальный заказ, зависит быстрота, точность и полнота его выполнения.

Социальные заказы в образовании в действительности всегда противоречивы и многоплановы, как и спектр социальных интересов в конкретном обществе. Такая многоплановость связана с множественностью источников заказа. Ими могут служить и государственные, и территориальные, и групповые, и индивидуальные интересы. Но в любом случае в этом многообразии, так или иначе, выделяется ведущий социальный заказ, выражающий в большей степени либо интегральный (национальный) интерес, либо интерес доминантных социальных групп. Именно ведущий социальный заказ служит основным ориентиром для концептуализации и практического руководства общественной системой образования.

Изучение социального заказа в социально-педагогическом контексте включает:

- рассмотрение в теоретическом аспекте специфики возникновения социального заказа системе образования;

- осмысление его роли как в истории общества, так и в функционировании системы образования, вплоть до конкретного учебного заведения и любого другого субъекта образовательной политики;

- анализ механизмов формирования, структуры и способов его презентации системе образования;

- педагогическую интерпретацию и конкретизацию социального заказа;

- анализ его соотношения с содержанием образования и технологией обучения и воспитания;

- исследование деятельности разных субъектов педагогического процесса.

Такой подход позволяет составить более четкое представление о том, какие изменения необходимо внести в программы углубленной подготовки, ориентированные на новый качественный уровень в соответствии с современным социальным заказом и предполагающие: развитие педагогического творчества и инициативы; изменение

содержания подготовки и повышения компетентности будущих специалистов.

Обновление социального заказа происходит в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программой развития народного образования и «Конвенцией о правах ребенка». В этих документах образование характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, направленный на развитие индивида, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Общий кризис современного образования заключается в медленной адаптации к динамике социальных условий, несоответствии качества конкретного продукта образовательного процесса во всем его пространстве (на федеральном, региональном и других уровнях) ожиданиям и заказам личности, общества, государства, т. е. в отставании системы образования от динамично меняющегося социума, замыкании образования в рамках устаревшей парадигмы механизма передачи знания от поколения к поколению.

Переход образования на новую, социально-педагогическую парадигму, государственно-общественную систему управления предполагает расширение самостоятельности субъектов управления образованием на различных уровнях. В то же время не утрачивается значимость осуществления единой стратегии в управлении образованием. Демократические процессы обусловили обострение противоречия между проявляемой субъектами управления образованием самостоятельностью и необходимостью обеспечения единства образовательного пространства. Образование всегда выполняло и продолжает выполнять ключевую роль в истории человеческих

цивилизаций. Вместе с этим проблемы образования, в том числе и социальнопедагогического, его качественного развития детерминированы социальными, социокультурными условиями, процессами модернизации общества в целом.

В контексте задач модернизации образования, социальных заказов и проведенного исследования были разработаны образовательные программы углубленной подготовки социальных педагогов. Для специалистов были разработаны и реализованы программы специализаций «031334 - Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов» и «031335 - Социально-педагогическая работа с детьми, оставшимися без попечения родителей», зарегистрированных в УМО по специальностям педагогического образования №01-17/140/1 и №01-17/140 от 16.02.2005 г. Реализация указанных специализаций осуществлялась вплоть до 2008 г., однако, в связи с переходом на многоуровневую образовательную модель в ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» необходимость в их реализации была исчерпана. Результаты проведенного исследования были обобщены [1].

В процессе реализации образовательных программ многоуровневой подготовки осуществляемой с 2003 г., возникла необходимость в реализации новых программ углубленной подготовки. С 2004 по 2010 гг. для бакалавров были разработаны программы, учитывающие региональные социально-педагогические проблемы. Так, ситуация связанная с устройством детей-сирот вызвала необходимость реализации программы углубленной подготовки «Социально-педагогическая поддержка детей в детских домах». Развитие детских общественных организаций в г. Омске и Омской области привело к разработке программы «Взаимодействие социального педагога с детскими общественными организациями». Необходимость совместных усилий педагогов и правоохранительных органов по профилактике нарушений поведения у детей послужило инициацией разработки программы «Взаимодействие социального педагога с правоохранительными органами при профилактике девиантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних». Актуальность организации досуга детей способствовало разработке программы углубленной подготовки «Анимационная деятельность социального педагога».

Будет уместным привести замечание сделанное Л.Е. Никитиной в диссертационном исследовании «Развитие социальной педагогики в России», выполненном в 2001 г.: «До тех пор пока не произойдет превращение российской ведомственной службы в социальное агентство универсального типа мирового уровня и достижения определенной точности попадания профессионального обучения в вузах по профилям (специализациям) на востребованность именно этих специалистов в конкретном регионе радиуса обслуживания вузом, вопрос о технологичности должен решаться в пользу универсальности».

На этапе формирования блока дисциплин углубленной подготовки наибольшее внимание должно быть уделено выбору таких образовательных программ углубленной подготовки, выпускники которых смогли бы работать в рамках превентивных концепций.

Содержание учебных планов разрабатывалось с учетом нормативных требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для указанного профиля. Образовательные программы учебных дисциплин углубленной подготовки базировались на основных образовательных дисциплинах, обеспечивающих более глубокую профессиональную подготовку бакалавров и магистров. Разработанные дисциплины, базируются на учебном материале, изложенном в программах, и поддерживаются ранее изученными дисциплинами. Результатом реализации образовательных программ выступает ориентация на высокое качество образования. Углубленная подготовка предполагает овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми в деятельности социального педагога, а также формирование представлений о специфике своей профессиональной деятельности и профессиональных компетенций, которые требуют более пристального исследовании.

Подводя итоги, отметим, что в ряде работ (Ю.Н. Егорова, М.Ф. Черкасова, Е.Б. Балыдина, Е.Н. Сорочинская и др.) приводится классификация специализаций по таким критериям, как административный, возрастной, проблемный и деятельностный. Однако данные классификации в полной мере не отражают современное состояние педагогической науки и практики. Анализ наименований специализаций позволяет кроме критериев, выделенных ранее, обозначить и новые: путь познания, сфера воздействия и статусный критерий.

Полноценное осмысление и обоснованная педагогическая интерпретация социального заказа органично взаимосвязаны с процессами модернизации и развития образования, повышения его качества. Социальные заказы в образовании в действительности противоречивы и многоплановы, что связано с множественностью источников заказа: государство, общество, личность.

Литература:

1. Аксютина З.А., Маврин С.А. Углубленная профессиональная подготовка социальных педагогов: монография - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - 152 с.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994. - 208 с.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995. - 25 с.

4. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. - Минск, 2000. -

448 с.

5. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 160 с.

6. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики: Межвузовский сб. науч. трудов. - Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 1988. - 136 с.

7. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 416 с.

8. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

9. Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред.

В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. - М., 1995. - 196 с.

10. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М Пановой, Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 1997. - 168 с.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

© Аксютина З.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.