Научная статья на тему 'Социальные образовательные сети с проактивной мотивацией пользователей'

Социальные образовательные сети с проактивной мотивацией пользователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / EDUCATIONAL INTERNET PROJECTS / МОНИТОРИНГ / MONITORING / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORKING / МЕДИАДЕПОЗИТАРИЙ / MEDIADEPOZITARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балыбердин Ю.А.

Предлагается методология «РАДАР», применяемая для проектирования и реализации различных социальных и образовательных проектов в интернете, которая объединяет преимущества социальных сетей, интерактивных медиадепозитариев с использованием предметно-ориентированных онтологий и проактивной мотивации пользователей. Использование этой методологии позволяет начать активный мониторинг и целенаправленное управление деятельностью образовательных и профессиональных сообществ, а также повысить их эффективность и жизнеспособность различных интернет-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION WITH SOCIAL NETWORKS WITH PROACTIVE MOTIVATION FOR USERS

We propose a new methodology, «Radar» (english version SCANER (Social Community Adaptive Network of Education Resources), used for designing and implementing various social and educational projects on the Internet, which combines the advantages of social networking, interactive media depository using domain-specific ontologies and proactive motivation for users. This methodology allows you to startactive monitoring and management of targeted educational and professional communities, as well as increase effectiveness and viability of various Internet projects.

Текст научной работы на тему «Социальные образовательные сети с проактивной мотивацией пользователей»

УДК 004, 37, 519.1, 519.9

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ С ПРОАКТИВНОЙ МОТИВАЦИЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Балыбердин Ю.А., к.т.н., Федеральный институт развития образования, Москва, Россия

E-mail:info_gcpp@mail.ru

Аннотация Предлагается методология «РАДАР», применяемая для проектирования и реализации различных социальных и образовательных проектов в интернете, которая объединяет преимущества социальных сетей, интерактивных медиадепозитариев с использованием предметно-ориентированных онтологий и проактивной мотивации пользователей. Использование этой методологии позволяет начать активный мониторинг и целенаправленное управление деятельностью образовательных и профессиональных сообществ, а также повысить их эффективность и жизнеспособность различных интернет-проектов.

Ключевые слова: образовательный интернет-проект, мониторинг, социальная сеть, медиадепозитарий.

EDUCATION WITH SOCIAL NETWORKS WITH PROACTIVE MOTIVATION

FOR USERS

Balyberdin Yuri, Ph.D., Federal Institute for Education Development, Moskow, Russia E-mail:info_gcpp@mail.ru

Abstract We propose a new methodology, «Radar» (english version - SCANNER (Social Community Adaptive Network of Education Resources), used for designing and implementing various social and educational projects on the Internet, which combines the advantages of social networking, interactive media depository using domain-specific ontologies and proactive motivation for users. This methodology allows you to startactive monitoring and management of targeted educational and professional communities, as well as increase effectiveness and viability of various Internet projects.

Key words: educational Internet projects, monitoring, social networking, mediadepozitary. 1. Введение

Современные требования к обучению и воспитанию учащихся, а также бизнес-образования для взрослых в условиях новой и быстро меняющейся информационной среды требуют подхода, способного оперативно и адаптивно реагировать на новые реалии жизни общества без ущерба для качества образования.

Появление и развитие социальных сетей активно меняет облик интернета и создает новые инструменты в деятельности профессиональных сообществ, сферы образования, а также для самореализации личности.

Массовое развитие и доступность информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), достаточные навыки пользователей из числа детей, молодежи, педагогов и родителей, развитие домашнего интернета, а также доступный практически

без ограничений аудиовизуальный контент массового потребления, создали базис новых возможностей:

• для учебных заведений всех уровней образования;

• для корпоративных университетов;

• для профессиональных сообществ и др.

Одновременно с этим, существуют системные противоречия на пути к информационному обществу и обеспечению гарантий качества обучения, описанные в [7]. В рамках проведенного исследования была проанализирована деятельность представителей интернета, в т.ч.:

• Сетевые сообщества педагогов (например, «OpenClass», «Сеть творческих учителей» и др.)

• Электронные библиотеки, энциклопедии и каталоги образовательных ресурсов (например, Википедия, «Единая коллекция ЦОР», «ФЦИОР», Энциклопедия «Кирилла и Мефодия», Реферат^и и др.)

• Электронные каталоги кинофильмов, музыки, стихов (например, www. kinozal.tv, www.mp3.ru,www.stihi.ru,www.classic-online.ru и др.);

• Социальные сети (например, «Мой мир», «В контакте», «Facebook» и др.)

• Порталы землеописания (например, Yandex «Карты», Google «Планета Земля»);

• Игровые порталы (например, www.gamering.ru и др.)

Широта охвата типов интернет-ресурсов продиктована тем, что в явном виде прослеживается увеличение возможностей и активности пользователей за счет усложняющейся функциональности информационных систем. Провайдеры подобных интернет-сервисов всерьез убедились, что организационная и творческая активность пользователей становятся «социальным капиталом», который может быть задействован тем или иным образом, поэтому для управления активностью пользователей используется все больше времени администрации, средств и технологий.

В отличие от традиционных «бумажных» СМИ, которые также стараются внимательно относиться к голосам своих читателей, информационные ресурсы интернета имеют неоспоримое преимущество в виде возможности быстрой интерактивности взаимодействия между самими пользователями, а также с администрацией ресурса. «Мобильность» пользователей при смене провайдера контента может быть весьма высока, поэтому цена, которую платит провайдер за некачественное оказание услуг доступа к контенту может быть потеря не только одного

недовольного, но и целой группы сочувствующих пользователей, которые при наличии гласности и открытости становятся значимой социальной силой.

Рассмотрим подробно сферу ИКТ и цифровых ресурсов для образования, для которой характерными оказались следующие свойства:

• имеющиеся развитые каталоги образовательных ресурсов, содержащие большое количество цифровых образовательных ресурсов, не обладают полнотой и ориентированы, как правило, на педагогическое сообщество и практически не мотивируют учеников и родителей на их широкое использование;

• сайты для широкой аудитории, но при этом решающие образовательные задачи, практически отсутствуют;

• социальные сети предусматривают совместную деятельность участников внутри великого количества специализированных, не связанных общими целями групп;

• творчество, возможно проявляемое учениками в интернете, как правило, связано с их социализацией, а не достижением целей обучения и воспитания;

• поддержка реализации совместной целенаправленной творческой деятельности в интернете не просматривается;

• пользователи в интернете, как правило, намного больше берут, чем отдают.

Реализованные механизмы стимулирования творчества, публикации и передачи прав использования авторских произведений далеко не исчерпаны;

• вики-сайты хорошо структурированы, имеют отлаженные механизмы публикации и модерации, широкую аудиторию, но их пользователи - это, как правило, потребители информации и технологии поддержки образовательной деятельности находятся в зачаточном состоянии.

• нарушение авторских прав является широко распространенной ситуацией, но задача воспитания уважения к авторству и правам правообладателей практически не решается;

• мониторинг активности пользователей и их групп, их мотивация к деятельности, как правило, находятся в зачаточном состоянии;

• задача использования культурного наследия России как основы и катализатора творческой деятельности, воспитания и формирования национальной идентичности современных детей и молодежи через интернет практически не решена;

• задача активного вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания своих детей с использованием технологий и ресурсов Интернета практически не решена;

• государственное финансирование подобных проектов зачастую носит эпизодический характер и дает несистемный результат.

В связи с этим, можно утверждать, что при проектировании и практической реализации будущих социально-образовательных интернет-проектов необходима методология, которая в большей степени отвечает требованиям развития человеческого и социального капитала, как основы инноваций в сфере образования [1, 2]. Предлагаемая нами методология названа «РАДАР» и подробно описана ниже на примере учащихся по предметам гуманитарного цикла. 2. Описание методологии «РАДАР» 2.1. Общие сведения

Методология «РАДАР» обладает новизной, которая обеспечивается синергетикой от объединения ряда элементов. Основные элементы этой методологии включают:

• социальную образовательную сеть для совместного тематического общения и деятельности обучающихся, родителей, учителей, методистов, ученых и др. [5];

• интерактивный предметно-структурированный медиадепозитарий содержащий возможно большее начальное количество цифровых образовательных ресурсов, созданных в соответствии с существующими стандартами образования. Медиадепозитарий пополняется самими пользователями на постоянной основе;

• систему проактивной мотивации для перехода интернет-пользователей от пассивного созерцания к активному творчеству по индивидуальному и совместному созданию новых произведений на основе уже известных и представленных в медиадепозитарии.

Практическая реализация методологии включает:

• создание социальной образовательной сети для поддержания в состоянии активной совместной деятельности учеников, педагогов, родителей, ученых и др.;

• создание системы мотивации пользователей к творчеству и самореализации в областях на стыке культуры, образования и ИКТ;

• создание пользователями, хранение и предъявление цифрового образовательного контента в медиадепозитарии для его последующего практического использования;

• поддержка обучения по программам русского языка, литературы, музыки, искусства, МКХ, истории, краеведения и др.;

• содействие воспитанию патриотизма и любви к родному краю;

• выявление и поддержка наиболее способных и одаренных участников сети;

• поддержка внеклассной, факультативной и проектной деятельности;

• формирование у пользователей основ для уважения и соблюдения авторских прав;

• создание основ для последующего саморазвития социальной сети.

К аудитории социальной образовательной, использующей методологию «Радар» сети могут относиться как группы, так и отдельные пользователи, такие как:

• учащиеся учреждений общего среднего образования;

• студенты профильных учреждений НПО/СПО/ВПО;

• педагогическое сообщество;

• родители обучающихся;

• эксперты;

• молодые ученые, аспиранты;

• представители научной общественности;

• представители творческих профессий;

• представители рекламных агентств;

• представители издательств, масс-медиа, СМИ;

• учащиеся учреждений коррекционного образования;

• граждане с ограничениями по здоровью, мобильности и пр. ;

• граждане, адаптирующиеся к жизни вне мест лишения свободы. 2.2. Цифровые ресурсы

Цифровыми ресурсами, которые размещаются в медиадепозитарии могут быть: стихи, проза, статьи, рефераты, песни, литературно-музыкальные образовательные композиции, партитуры, видео-фильмы, сценарии, мультимедиа, изображения, тесты и их результаты, дидактические и методические разработки, нормативные документы, экспертные заключения и др., см. Рис. 1.

Цифровой ресурс обладает рядом свойств: название, тип, автор и правообладатель, дата публикации; аннотация; целевая аудитория; предметная область; стоимость скачивания; стоимость отчисления автору; количество просмотров; количество скачиваний; место публикации ресурса; ссылки на связанные ресурсы, информация об экспертизе и др.

Рис. 1 Пример цифрового ресурса от нескольких авторов при создании составного произведения

В основе жизнеспособности интернет-ресурса, реализованного по методологии «РАДАР» - деятельность пользователей, различные виды которой представлены на Рис. 2

Участие в конкурсах

Рис. 2 Пример видов деятельности пользователей сети

Деятельность пользователей может осуществляться индивидуально и в группе, а в распоряжении их могут быть практически все созданные ранее ресурсы, которые были опубликованы, прошли экспертизу и (или) апробацию.

2.3. Медиадепозитарий цифровых образовательных ресурсов

Ядро интернет-портала составляет специальное хранилище: медиадепозитарий цифровых образовательных ресурсов, который обладает следующими свойствами:

• в медиадепозитарии размещаются цифровые ресурсы, прошедшие модерацию и экспертизу, доступные пользователям в соответствии с их правами и возможностями;

• для описания, поиска и представления цифровых ресурсов используются предметно-ориентированные онтологии и тезаурусы;

• любой ресурс может являться объектом обсуждения, голосования, участия в конкурсе, просмотра или скачивания;

• ресурсы депозитария ссылаются друг на друга, образуя семантическую сеть;

• ресурсы медиадепозитария привязаны к разделам каталога-рубрикатора.

• ведение рейтинга ресурса позволяет судить о его востребованности участниками сети;

• ресурс, хранящийся в медиадепозитарии имеет номинальную стоимость для вычитания ее из содержимого копилки пользователя-потребителя и прибавления ее в копилку пользователя-автора;

• ресурсы могут быть найдены при различных видах поиска;

• для каждого раздела каталога-рубрикатора может быть определена норма ресурсов для контроля достижения тематической широты и полноты;

• представление данных об объектах предполагает учет рекомендаций, предусмотренных стандартам OWL, RDF и др., а также использование различных моделей для последующей автоматической обработки данных в процессе принятия управленческих решений [3, 4, 8, 9].

Социальная образовательная сеть [5], реализуемая средствами интернет-портала,

должна обладать следующими характеристиками:

• социальная образовательная сеть позволяет организовать тематическое общение учащихся, родителей, педагогов, экспертов и др. ;

• деятельность осуществляется на основе четко определенных целей, задач и принципов;

• модерация и экспертиза цифровых ресурсов позволяет избежать «замусоривания» медиадепозитария;

• экспертами могут быть пользователи сети, прошедшие профессиональный отбор;

• индикаторы работы сети позволяют принимать взвешенные управленческие решения;

• технологии социальной сети позволяют привлечь пользователей к культурному и историческому наследию России, повысить уровень национальной идентичности;

• сеть должна выявлять лучшие образцы ресурсов, примеров деятельности, пользователей и создавать условия для их роста.

В процессе эксплуатации интернет-портала пользователи могут проходить

следующие фазы вовлечения в его деятельность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Пассивная (например, слушание, просмотр ресурсов, наблюдение за деятельностью других пользователей и др.)

• Активно-деятельностная (например, собирание, создание, загрузка созданных ресурсов или их элементов на интернет-портал, участие в конкурсах и др.)

• Экспертная (например, руководство группой пользователей, создание и проведение мастер-классов, конкурсов и пр.)

2.4. Проактивная мотивация участников

Очевидно, что для каждой категории пользователей должна быть предусмотрена своя система мотивации. В отличие от имеющихся в настоящее время интернет-порталов, предлагается проактивная мотивация участников, которая на примере учащегося включает в себя следующее:

• понимание коллективного характера труда пользователей интернет-сайта над созданием Целого.

• постмодерирование и фильтрация информации на интернет-сайте для создания комфортных условий работы пользователей, для избегания недостойной лексики, письма и поведения.

• участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях сети.

• доверие к материалам, размещенным в депозитарии, которые прошли модерацию и экспертизу.

• Формирование рейтинга и ведение «копилки» для каждого пользователя.

• поддержка игровых форм взаимодействия для мотивации пользователей.

• управление проектом на основе данных мониторинга состояния медиадепозитария, рейтинга и кошелька пользователей.

• содействие поступлению способных учащихся в учебные заведения.

• рост известности и социального статуса пользователя среди других пользователей интернет-сайта, а также всего Интернета, профессионального сообщества и СМИ.

• содействие и рекомендация авторского продукта к изданию на компакт-дисках, бумажных носителях и др.

Подробнее остановимся на описании рейтинга пользователя и ресурса, а также

копилки пользователя.

2.5. Рейтинг пользователя

Рейтинг пользователя задает количественную меру для дифференциации пользователей в части объективного показателя активности их деятельности и репутации на интернет-сайте. Рейтинг пользователя измеряется в баллах. Диапазон изменения рейтинга колеблется от 0 и не ограничен сверху. Общая логика использования рейтинга пользователя такова, что пользователь с более высоким рейтингом имеет бОльшие функциональные возможности на интернет-сайте. События и действия пользователя, которые приводят к повышению рейтинга, могут быть, например, следующие:

• результат голосования за ресурс;

• номинация за участие в конкурсе;

• успешно сданные тесты оценки знаний и умений;

• другие.

• События и действия пользователя, которые приводят к уменьшению рейтинга могут быть, например, следующие:

• не успешно сданные тесты оценки знаний и умений;

• нарушение правил пользования интернет-сайтом;

• подтвержденные жалобы пользователей;

• другие.

Методика расчета рейтинга пользователя включает многопараметрический расчет, на пример, на основе весовых коэффициентов, назначаемых экспертным путем, например описанную в [6].

2.6. Рейтинг цифрового ресурса

Рейтинг цифрового ресурса предназначен для задания количественной меры

востребованности ресурса, а также для суммарной оценки его значимости среди

пользователей интернет-сайта, которая может зависеть от следующих факторов:

количество просмотров; количество скачиваний; динамика просмотров;

результаты голосования пользователей за данный ресурс; количество ссылок на данный ресурс от других ресурсов; количество замечаний (жалоб) пользователей; оценка экспертизы; другие.

Информация о рейтинге ресурса и его изменениях сохраняется на интернет-сайте и могут быть предоставлены в виде графика изменений рейтинга ресурса во времени.

2.7. «Копилка» пользователя

«Копилка» пользователя предназначена для описания количественной меры собственных возможностей, за которые может нести ответственность лично пользователь-владелец. Для измерения содержимого «Копилки» используется единица измерения в виде, например, символа (символ). Содержимое копилки целочисленное, может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательное значение содержимого копилки означает, что пользователь превысил свои расходы над доходами.

Средства «Копилки» пользователя могут пополняться и расходоваться. Пополнение происходит путем начисления средств за активность пользователя на сайте в соответствие с таблицей начислений. Расходование происходит в виде списания средств за пользование ресурсами и услугами интернет-сайта согласно их объявленной стоимости.

Стоимость скачивания ресурса или пользования услугой на интернет-сайте является одним из атрибутов ресурса (услуги) и указывается таким образом, чтобы пользователь имел возможность беспрепятственно ознакомиться с тем, какая стоимость будет списана с его «копилки». Если средства в копилке вышли за установленный предел отрицательного значения, то происходит отказ в скачивании файла ресурса.

Начисление и списание средств может осуществляться как по факту некоторого действия пользователя или события, так и по окончании некоторого отчетного периода, например недели, месяца или другого оговоренного наперед периода. Приведем основания для начисления средств в копилку по действиям пользователя или событиям:

• загрузка нового ресурса, созданного пользователем, на личную страницу пользователя;

• загрузка ресурса, созданного пользователем, и прошедшего экспертизу в медиа-депозитарий ресурсов;

• присуждение пользователю номинации по итогам конкурса и др.;

• участие пользователя в конкурсе;

• проведение мероприятия;

• публикация новости;

• публикация сообщения (на форуме, блоге и др.);

• установление контакта с другим пользователем;

• отчисление пользователю-автору за скачивание ресурса иным пользователем из медиа-депозитария ресурсов;

• другие действия или события.

Приведем основания для начисления средств по окончании некоторого отчетного периода:

• пребывание пользователя в группе пользователей в течение одного месяца;

• руководство деятельностью группы пользователей;

• пребывание пользователя на интернет-сайте не менее заданного времени в течение суток;

• предоставление отчета пользователя о работе в группе за календарный месяц;

• другие действия или события.

Основания для списания средств по действиям пользователя или событиям:

• скачивание ресурса с интернет-сайта;

• оплата за проведение экспертизы ресурса пользователя автора;

• размещение объявления рекламного характера по теме интернет-сайта;

• использование иной платной услуги;

• другие действия или события.

• Основания для списания средств по окончании некоторого отчетного периода:

• оплата разработки ресурса, выполненной иным пользователем или группой;

• использование иной платной услуги;

• размещение объявления рекламного характера по теме интернет-сайта;

• другие действия или события.

Пользователь имеет возможность просматривать информацию о текущем состоянии, а также истории начисления и списания средств собственного «копилки». Просмотр реализуется с использованием фильтров, позволяющих выбрать информацию по следующим критериям, включая их сочетание:

• отчетный период «с» и «по»;

• начисление или списание средств;

• вид начисления или списания средств;

• другие действия или события.

Виды и значения начисляемых (списываемых) сумм являются настраиваемыми переменными информационной системы интернет-портала. Их конкретное значение определятся в процессе опытной эксплуатации и публикуется как справочная информация.

Измерение активности пользователей является одной из ключевых функций, отличающих данный интернет-проект от аналогов. Наличие объективной меры активности пользователя позволяет дифференцировать пользователей по уровням активности и осуществлять мониторинг их реальной активности. Это позволит диагностировать такие тенденции в жизни интернет-сайта, как увеличение/уменьшение активности и позволит администрации принимать более взвешенные управленческие решения.

В числе прочих целевых индикаторов, диапазон изменения активности пользователей может быть задан в пределах допустимого минимума или максимума, что позволит инициировать систему оповещений администрации интернет-сайта о значимых событиях.

Активность пользователя может быть рассчитана как интегральный показатель для ряда отдельных индикаторов, связанных со значимыми проявлениями его деятельности на интернет-сайте, которые частично описаны для «Копилки». Отличие состоит в том, что при расчете активности можно учитывать значения весовых коэффициентов, учитывающих значимость индикатора. Значения весовых коэффициентов назначаются путем экспертного оценивания.

2.8. Модерация и фильтрация загружаемой информации На интернет-портале, использующем методологию «РАДАР», должна быть предусмотрена модерация и фильтрация загружаемой информации, которые используются для того, чтобы:

• избежать публикации нецензурных и запрещенных выражений;

• избежать публикации запрещенной информации;

• повысить вероятность того, что опубликованная информация, является проверенной и актуальной.

Модерация предполагает такую цепочку действий в отношении информации, когда прежде, чем информация будет опубликована на интернет-сайте, она должна быть согласована пользователем, который имеет соответствующие права и роль «модератор». Пользователь-модератор имеет возможность просмотреть и (или) модифицировать присланную для модерации информацию и принять решение о ее публикации или отказе в публикации с указание причины отказа. В силу того, что модерация требует участия пользователя из числа административного персонала, то для высокой оперативности публикации информации уже проверенной пользователем необходимо, чтобы данный тип пользователей в достаточном количестве был нанят и был в онлайне в режиме 24 часа на 7 дней. Исключением для оперативной модерации в данном случае может быть как нерабочее время и не рабочие дни, так и отсутствие достаточной компетенции у пользователей-модераторов, которые в режиме онлайн могут дать профессиональную оценку на предоставленный пользователем ресурс или публикацию.

В отличие от модерации, фильтрация может происходить практически мгновенно и круглосуточно, т.к. происходит в автоматическом режиме, не требуя участия пользователя. Фильтрация информации предполагает процедуру, когда любая текстовая информация, прежде чем быть сохраненной в базе данных проходит проверку на наличие слов, которые принадлежат к числу ругательных и запрещенных для использования в интернете. Данный список запрещенных к использованию слов загружается в настройки фильтра, а при нахождении запрещенных слов, они изымаются и заменяются на заданный в настройках программы текст-шаблон, например [изъято при фильтрации].

Уведомление об использовании пользователем запрещенных слов направляется как администрации интернет-сайта, так и самому пользователю с предупреждением о нарушении «Правил использования интернет-сайта», а также такой пользователь автоматически фиксируется в журнале аудита по нарушениям правил пользования интернет-сайта.

2.9. Противодействие плагиату

Для противодействия плагиату помимо организационных мер, которые включают декларацию пользователя о том, что загружаемые им материалы являются авторскими, могут применяться программные средства. Программное обеспечение систем антиплагиата разрабатывается соответствующими производителями и может быть использовано через прикладной интерфейс программирования.

2.10. Полученные результаты

В режиме апробации методологии в сетевой инновационной площадке работали четыре учреждения общего и дополнительного образования гор. Москвы. Учащимися созданы цифровые ресурсы: литературно-музыкальные композиции, подготовлены и обработаны тексты стихов и биографий более 200 российских поэтов, обработаны и подготовлены около 1000 фотографий поэтов, профессионально записаны более 500 песен: (по программе общеобразовательных учреждений под ред. Курдюмовой Л.Ф., по программе Коровиной В.Я., по программе для общеобразовательных учреждений под ред. Чалмаева В.А. и Зинина С.Я. Созданный для апробации предложенной методологии непубличный пилотный интернет-сайт с более 100 пользователями показал свою жизнеспособность, объективное улучшение оценочных показателей для учащихся, а также консолидацию пользователей в эффективное социальное сообщество для целей обучения и воспитания детей и молодежи.

3. Выводы

Проектирование и практическая реализация новых социальных образовательных проектов в интернете рекомендуется базировать на методологии «РАДАР», которая включает синергетику от объединения преимуществ социальных сетей, интерактивных предметно-ориентированных медиадепозитариев и проактивной мотивации пользователей, что позволит начать активный мониторинг и целенаправленное управление деятельностью сетевых сообществ. Данная методология позволит повысить эффективность реализации образовательных программ, уменьшить долю интернет-сайтов, обреченных на вымирание и, в итоге, увеличить эффективность затрачиваемых инвестором средств, что в условиях экономии бюджетов всегда является актуальной задачей.

Методология «РАДАР» достаточно универсальна, применима для разных уровней образования и возрастных категорий пользователей, включая решение задач управления корпоративными знаниями, бизнес-образования и др. Дальнейшее развитие методологии может быть связано со спецификой применения «РАДАР» для различных предметных областей, что требует разработки и реализации соответствующих моделей данных, программной среды и интерфейсов.

Список литературы

1. Зыков М.Б. Человеческий капитал и социальный потенциал как основной ресурс развития России / М.Б. Зыков // Сборник «Ресурсы инновационного развития образовательных систем. - М.: Веллтон, 2008.

2. Каргин Н.Н. Инновации в социальных и образовательных системах. Монография - М.: ФГУ «ФИРО», 2008.

3. OWL, язык веб-онтологий. Краткий обзор. // sherdim.ru: Сайт Дмитрия ЩербиньI.20П.URLhttp://sherdim.m/pts/semantic_web/REC-owl-features-20040210_ru.html (дата обращения: 02.02.2011).

4. Resource Description Framework (RDF): Concepts and Abstract Syntax // www.w3.org. Сайт Консорциума W3C. URL.http://www.w3.org/TR/2002/WD-rdf-concepts-20021108 (дата обращения 14.12.2010).

5. Социальные сети // ru.wikipedia.org. Сайт Википедии. URL http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Социальные_Сети (дата обращения 20.01.2011).

6. Балыбердин Ю.А. Многопараметрическая модель адаптивного развития человеческого капитала сотрудников предприятия / дисс. ... канд. технич. наук (05.13.06 - автоматизация и управление технологическими процессами и производствами) / Ю.А.Балыбердин; рук. работы С.В.Алексахин. -М.: МАДИ, 2010. -210с.

7. Балыбердин Ю.А. Существующие противоречия на пути к информационному обществу и гарантии качества e-Learning / Тезисы докладов Международной конференции Moscow Education Online 2009. -М., 2009.

8. Губанов Д.А. и др. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д.А.Губанов, Д.А.Новиков, А.Г.Чхартишвили. Под редакцией Д.А.Новикова // М.: Издательство физико-математической литературы, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Инструменты для сетей Semantic Web // http://www.semantictools.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.