Научная статья на тему 'Мониторинг эффективности распространения методических разработок педагогов в сети Интернет'

Мониторинг эффективности распространения методических разработок педагогов в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аттестация / авторское право / публикация / Интернет. / certification / copyright / publication / Internet.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — С. Ж. Додуева

В статье рассматриваются организационно-методические условия публикации результатов интеллектуальной деятельности педагогов в сети Интернет. Приведены результаты многокритериального анализа специализированных веб-сайтов. Рекомендованы критерии выбора веб-сайтов для публикации уникальных авторских методических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — С. Ж. Додуева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF EFFECTIVENESS OF DISTRIBUTION OF PEDAGOGUES’ METHODICAL WORKS IN THE INTERNET

The author of the article considers the organizational and methodological conditions for publishing the results of intellectual activity of teachers on the Internet. The author presents the results of a multi-criteria analysis of specialized websites. The author recommended the criteria for selecting websites for the publication of unique author's methodological developments.

Текст научной работы на тему «Мониторинг эффективности распространения методических разработок педагогов в сети Интернет»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373

МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПЕДАГОГОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье рассматриваются организационно-методические условия публикации результатов интеллектуальной деятельности педагогов в сети Интернет. Приведены результаты многокритериального анализа специализированных веб-сайтов. Рекомендованы критерии выбора веб-сайтов для публикации уникальных авторских методических разработок.

Ключевые слова: аттестация, авторское право, публикация, Интернет.

В контексте нашей статьи мы рассмотрим глобальную сеть Интернет как возможность для педагогических работников общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений распространить свой уникальный педагогический опыт, поделиться практическими результатами профессиональной деятельности. Благодаря широкому спектру возможностей для публикации в сети Интернет — учитель получает неограниченные возможности для профессионального роста в эпоху продолжающегося реформирования российского образования.

Публикации дают:

- дополнительные баллы при прохождении аттестации на первую или высшую квалифика-

С. Ж. Додуева

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории управления инновационными проектами и интеллектуальной собственностью ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» E-mail: 9263501114@ mail.ru

Sara Zh. Dodueva

PhD (Philology), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Как цитировать статью: Додуева С. Ж. Мониторинг эффективности распространения методических разработок педагогов в сети Интернет // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 83-97. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10019

ционную категорию;

- возможность претендовать на получение дополнительных стимулирующих выплат;

- возможность распространения уникального педагогического опыта и получения признания в профессиональном сообществе.

Модернизация образования в первую очередь и в большей степени касается кадрового потенциала общеобразовательных учреждений — учителей. Ключевая идея всех преобразований и реформ, на наш взгляд, — это объединить, вовлечь учителей в непрерывный процесс улучшения преподавания, обучения посредством профессионального роста, в том числе с использованием широкого спектра возможностей в сети Интернет.

В рамках реализации Национального проекта «Образование» этой цели подчинено создание национальной системы учительского роста, изменение модели аттестации учителей, в том числе порядка оценки профессиональных компетенций. В настоящее время модель проходит апробацию, а действующим документом федерального уровня, определяющим порядок проведения аттестации учителей, является Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [2].

Практика аттестации педагогических работников развивается с середины 80-х годов прошлого века. С этих пор требования к профессиональной деятельности учителя постоянно возрастают и этому способствуют высокие технологии, которые прочно вошли во все сферы жизнедеятельности человека в ХХ1 веке. Цифровизация, информатизация образовательного процесса предоставляют мотивированному, целеустремленному педагогу неограниченные возможности для саморазвития и самореализации, для повышения своего профессионального уровня, для демонстрации своих педагогических наблюдений и открытий в виртуальном профессиональном сообществе. В действующей модели аттестации учителей при оценке профессионального развития педагога учитывается наличие опубликованных авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий. Как правило, интернет-публикации в этом случае приравниваются к публикациям в научных и методических журналах. Подчеркнем, что «исключительное право на результат интеллектуальной деятельности,

созданный творческим трудом, первоначально появляется у его автора» [1].

Интернет-ресурсов, предоставляющихпедагогусертификатопубли-кации авторского методического материала (сценария урока или внеклассного мероприятия, презентации к уроку, результатов обобщения профессионального опыта по различным аспектам обучения и воспитания) великое множество. В рамках мониторинга обеспечения правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере образования и педагогической науки, проведенного Институтом стратегии развития образования РАО в 2016-2019 гг. [3] (далее — мониторинг), нами изучены сервисы 100 веб-сайтов, в том числе сетевых средств массовой информации, осуществляющих обнародование авторских методических разработок учителей и оформление сертификата о публикации (далее — веб-сайт). Сертификаты о публикациях на этих специализированных веб-сайтах могут выдаваться как бесплатно, так и платно.

Исходя из своих профессиональных задач, целей, потребностей, педагог имеет возможность сделать выбор — как и где разместить свой авторский методический материал. Заказать экспертизу на свой авторский методический материал (платная услуга) и получить сертификат экспертного заключения (дополнительно к сертификату о публикации). Оплатить сертификат или получить бесплатный. Опубликовать свою авторскую методическую разработку на веб-сайтах, где есть возможность профессионального обсуждения на форумах с коллегами, стать активным участником педагогического интернет-сообщества, стать экспертом веб-сайта в своей предметной области и т.д.

Первичная классификация веб-сайтов проведена по критериям наличия предварительной экспертизы как условия публикации материала и стоимости сертификата о публикации. Выборочные данные, приведенные в Таблице 1, демонстрируют существенный разброс показателей по указанным критериям.

Таблица 1

Классификация веб-сайтов по критериям наличия предварительной экспертизы как условия публикации материала и стоимости сертификата о публикации (выборочные данные, февраль-март 2019 г.)

Адрес веб-сайта Название веб-сайта Стоимость публикации методической разработки или статьи (min-max) Возможность получения электронного сертификата (да/нет) Наличие предварительной экспертизы публикуемого материала (да/нет)

Адрес Название Стоимость Сертификат Экспертиза

https://prosveshhenie.ru «Просвещение» 199-749 да нет

ИПрэ:// almanahpedagoga.ru «Альманах педагога» 200-250 да нет

http://pedgorizont.ru «Горизонты педагогики» 100 да нет

http://edu-time.ru «Время Знаний» 150 да нет

https://portalpedagoga. ш «Портал педагога» 200-290 да нет

http://ya-uchitel.ru «Я — Учитель!» 130-610 да нет

http://pedmir.ru «Педагогический мир» 150 да нет

https://kopilkaurokov.ru «Копилка уроков — сайт для учителей» - да нет

11^:// stranaobrazovaniya.ru «Страна образования» 200 да нет

Адрес Название Стоимость Сертификат Экспертиза

http://dlyapedagoga.ru «Для педагога» 200-300 да нет

http://pedprospekt.ru «Педпроспект» 200-250 да нет

1пИр8://урок.рф Педагогическое сообщество «УРОК. РФ» - да нет

https://infourok.ru «Инфоурок» - да нет

https://sertifikatsrazu.ru «Публикации для педагогов с получением сертификата бесплатно» - да нет

http://www.metodichka. org «Живой журнал Методичка» 195 да нет

https://proshkolu.ru ПроШколу.ру 600 да да

http://pedgazeta.ru «Педагогическая газета» 0-150 да нет/да

https://www.pedm.ru «Педагогическое мастерство» 196-260 да нет

https://nsportal.ru Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 90 да нет

https://www.prodlenka. org «Продленка» 0-360 да нет

https://www.uchportal.ru Сообщество учителей - предметников «Учительский портал» - да нет

http://metodsovet.su «Методсовет» - да да

https://edupres.ru «Учебные презентации» 0-197 да нет

http://ped-kopilka.ru «Учебно-методический кабинет» - да нет

https://koncpekt.ru koncpekt.ru - да нет

http://pedsovet.su pedsovet.su 0-200 да нет

https://solncesvet.ru/err «Солнечный свет» 100 да нет

http://publikac¡ja-sertifikat.ru publikacja-sertifikat.ru - да нет

Адрес Название Стоимость Сертификат Экспертиза

http://www.inno-edu.ru «Инновации в образовании» 400 да нет

http://www. qualityeducation.ru «Качество образования» 400 да нет

1пИр://д1оЬа1^иса^оп. опПпе «Глобальное образование» - да нет

http://easyen.ru «Современный Учительский Портал» - да нет

Бесспорно, главное достоинство большинства проанализированных веб-сайтов — это возможность оперативно получить сертификат о публикации. Руководство образовательной организации и аттестационная комиссия признают и учитывают сертификат как документ, подтверждающий факт распространения педагогического опыта и соответствия требованиям профессионального стандарта.

По данным мониторинга, требование оплаты публикации не дает никаких дополнительных преимуществ или более качественного, персонального подхода к подготовке и размещению материала со стороны администрации веб-сайта. Средняя стоимость платной публикации составляет 100-300 рублей, что финансово необременительно для учителей с учетом того, что сертификат дает дополнительные баллы не только при аттестации, но и для начисления стимулирующих надбавок. Понятно, что при этом ни о какой профессиональной экспертизе не может быть и речи. Если размещаемый материал соответствует предъявляемым техническим требованиям, то, как правило, он автоматически будет опубликован вне зависимости от содержания, а автор получит оплаченный сертификат.

Подчеркнем, на сегодняшний день нигде не прописаны критерии качества к «свидетельствам», «сертификатам», которые учитель получает как документальное подтверждение публикации своего авторского методического материала в глобальной сети Интернет. Но мотивированный учитель, педагог-новатор всегда сможет опубликовать свой авторский материал, распространить свои уникальный педагогический опыт на сайтах, где есть профессиональные форумы учителей и где сами же учителя являются экспертами в оценке публикуемых методических разработок. В такой помощи, профессиональной поддерж-

ке, одобрении, в получении «обратной связи» нуждаются не только начинающие учителя, но и опытные педагоги.

В связи с этим мы провели углубленный анализ веб-сайтов, изучив доступность опубликованных материалов для других пользователей и возможность организации общественно-профессионального обсуждения этих материалов; выборочные результаты проведенного анализа приведены в Таблице 2. Кроме того, нами проанализированы предусмотренные администрацией веб-сайтов условия передачи прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. В соответствии с действующим законодательством, использование (в том числе интернет-публикаций как формы доведения до всеобщего сведения) объектов авторских прав должно осуществляться на основе лицензионного договора. Как показано в Таблице 2, это условие соблюдается далеко не всегда.

Таблица 2

Классификация веб-сайтов по критериям доступности опубликованных

материалов, возможностей организации общественно-профессионального обсуждения, соблюдения нормативных требований к порядку использования объектов авторских прав (выборочные данные, февраль-март 2019 г.)

й СЕ --

и и о ^

н д р

а V и е ^ £ 2 го

>, а 2

б с Я ^

> ю -с -ии

с о Ф ^ £

2 О х

а о я

т I ч

с _0 '—( иб

^ е т ^ т ГО о X ^ ^ > ^ с з о

Адрес веб-сайта Название веб-сайта V ат о го ^ ^ ср тв о. го ер

¡5 - ! се ет ■е-« о 2 а X 1= 3 - 1 ■е- ■= о ГО ГО 1 а. 2 о о в.

о о са о т н

° £ О т ®

нв 8 £ 1Е 1 о * £ § * 2 <о х Ф иаа ^ аЧ ^ о '—(

2 > 2 > 5 со го

о а о с о ^

со ч со о X ¡г го

Адрес Название Доступ Об-суж-де-ние Договор

https://prosveshhenie.ru «Просвещение» да нет да

11^:// almanahpedagoga.ru «Альманах педагога» да нет да

http://pedgorizont.ru «Горизонты педагогики» да нет нет

http://edu-time.ru «Время Знаний» да нет да

https://portalpedagoga.ru «Портал педагога» да нет да

http://ya-uchitel.ru «Я — Учитель!» да да да

http://pedmir.ru «Педагогический мир» да нет нет

https://kopilkaurokov.ru «Копилка уроков — сайт для учителей» да нет нет

stranaobrazovaniya.ru «Страна образования» да нет да

http://dlyapedagoga.ru «Для педагога» да нет да

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://pedprospekt.ru «Педпроспект» да нет да

https://урок.рф Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» да да да

https://infourok.ru «Инфоурок» да нет да

https://sertifikatsrazu.ru «Публикации для педагогов с получением сертификата бесплатно» нет нет Да

http://www.metodichka. org «Живой журнал Методичка» да нет да

https://proshkolu.ru ПроШколу.ру нет/да да да

http://pedgazeta.ru «Педагогическая газета» да нет да

https://www.pedm.ru «Педагогическое мастерство» да нет да

https://nsportal.ru «Социальная сеть работников образования «Наша сеть» да да нет

https://www.prodlenka. org «Продленка» да да нет

https://www.uchportal.ru Сообщество учителей - предметников «Учительский портал» да да нет

http://metodsovet.su «Методсовет» да да нет

https://edupres.ru «Учебные презентации» да нет да

Адрес Название Доступ Об-суж-де-ние Договор

http://ped-kopilka.ru «Учебно-методический кабинет» да нет да

https://koncpekt.ru koncpekt.ru да нет да

http://pedsovet.su pedsovet.su да да да

https://solncesvet.ru «Солнечный свет» нет нет да

http://puЫikacja-sertifikat.ru/ publikacja-sertifikat.ru нет нет нет

http://www.inno-edu.ru «Инновации в образовании» да нет нет

http://www. qualityeducation.ru «Качество образования» Да нет нет

http://global-education. online «Глобальное образование» да нет нет

http://easyen.ru «Современный Учительский Портал» да да да

По итогам проведенного исследования на основе наиболее значимых критериев были выделены веб-сайты, предлагающие оптимальный спектр сервисов и создающие условия для профессионального педагогического роста пользователя.

Экспертиза профессионального сообщества, бесплатный сертификат

Сообщество учителей-предметников «Учительский портал», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» предоставляют возможность учителям разместить свои авторские методические разработки бесплатно и получить свидетельство, которое подтверждает публикацию результата интеллектуальной деятельности. Немаловажный факт, что педагогические разработки, авторские методические материалы, размещенные на двух перечисленных интернет-ресурсах, находятся в свободном доступе и любой желающий может не только прочитать и сделать копию материала, но и скачать материал полностью. Под каждой размещенной работой можно увидеть количество посетителей, которые просмотрели именно эту публикацию. Также можно написать сообщение автору материала, задать вопрос, обсудить все интересующие нюансы публикации, консультировать друг друга по всем актуальным моментам. Форум профессионального сообщества педагогов, который

предоставляет возможность обсуждения в реальном времени не только публикации, но и все актуальные профессиональные вопросы образования, что позволит учителю расширить свой кругозор, обсудить все аспекты профессиональной жизнедеятельности общеобразовательного учреждения на фоне постоянно модернизирующихся требований к среднему общему образованию в России. Интернет ресурс — методический портал для учителей «Методсовет» также предоставляет возможность профессионального общения, обмена опытом на форуме на своем сайте, где активные и мотивированные учителя могут стать модераторами, экспертами и оценивать публикуемые материалы в своей предметной области и не только. Отличия сайта «Методсовет» от остальных сетевых изданий — любые три публикации одного автора, если они соответствуют правилам оформления (четко и внятно прописаны на сайте), которые прошли публичную, общественную, профессиональную экспертизу с обязательным участием самого автора, впоследствии материал размещается в свободном доступе, автор получает бесплатный сертификат. Получить одобрение профессионального со-общества—это мощный стимул для саморазвития, профессиональной самореализации учителя.

«Современный учительский портал» отличается от всех сайтов, которые мы проанализировали. Публикуя на этом портале свои авторские методические материалы, учитель может получить сертификат о публикации бесплатно, но только в том случае, если опубликованный материал был просмотрен на сайте не менее 150 раз или скачан с сайта не мене 50 раз. «Современный учительский портал» выгодно отличается от большинства представленных сетевых изданий так же как и «Учительский портал», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ», «Методсовет», предоставляя возможность профессиональному сообществу учителей обсуждать не только авторские методические разработки друг друга, но и все аспекты жизнедеятельности общеобразовательного учреждения.

К перечисленным выше интернет-ресурсам, которые предоставляют возможность учителям бесплатно получить сертификат о публикации авторского методического материала при размещении на сайтах добавим: «Инфоурок», «Учебно-методический кабинет», Koncpekt.ru, Рublikacija-sertifikat.ru, «Публикации для педагогов с получением сертификата бесплатно», «Копилка уроков — сайт для учителей». Процесс

размещения материала на этих сайтах и автоматическое формирование электронного, именного сертификата занимает нескольких минут. На этих сайтах понятный и простой интерфейс, который не требует какой-либо специальной технической подготовки. Вся ответственность за публикуемый материал и соблюдение авторских прав лежит на педагоге, который прошел регистрацию на сайте и тем самым согласился с условиями публикации на нем. Бесспорно, положительным фактором такой простой, доступной и быстрой публикации служит формирование гражданской ответственности учителя, педагога, который несет персональную ответственность за соблюдение авторских прав при использовании в своей публикации чужих авторских материалов.

Опубликовать материал и оплатить сертификат

Далее проанализируем интернет-ресурсы, которые предоставляют возможность получения сертификата на публикацию авторского материала за фиксированную плату. Цены за публикации варьируются от 100 до 749 рублей. Количество таких общедоступных интернет ресурсов великое множество, мы перечислим некоторые из них: «Просвещение», «Альманах педагога», «Горизонты педагогики», «Время Знаний», «Портал педагога», «Я — Учитель!», «Педагогический мир», «Страна образования», «Для педагога», «Педпроспект», «Живой журнал Методичка», ПроШколу.ру, «Педагогической газеты», «Педагогическое мастерство», социальная сеть работников образования «Наша сеть», «Продленка», «Учебные презентации», pedsovet.su, «Солнечный свет», «Инновации в образовании», «Качество образования», «Глобальное образование». Эти сайты в массе своей предлагают одну и ту же услугу— опубликовать авторский материал и получить сертификат без регистрации, и каких-либо дополнительных требований.

Среди перечисленных интернет-ресурсов есть немало сайтов, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии средства массовой информации (СМИ) выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Такая лицензия выдается бессрочно.

Например: сетевое международное сообщество педагогов «Я — Учитель!» осуществляет свою деятельность на основании регистрации СМИ и выдает не только сертификаты (бесплатные и платные), но и выпускает всероссийский ежемесячный электронный журнал «Я —

Учитель!». Это издание выгодно отличается от многих перечисленных платных ресурсов ответственным отношением к публикуемым материалам. Перед публикацией материал проверяет (вычитывает) редактор и на основании его заключения администрация сайта принимает решение о его публикации, направляет автору предложение о доработке или сообщает об отказе от публикации.

Вышеперечисленные интернет-ресурсы не требуют от учителя регистрации или каких-либо других действий для подтверждения своего авторства, но без промедления выдают электронный сертификат (свидетельство, диплом и т.д.) по факту оплаты и размещения «авторского» методического материала («Просвещение», «Альманах педагога», «Портал педагога», «Страна образования», «Для педагога») Такие сайты не нарушают действующее законодательство о СМИ. Пользователь, учитель при размещении материала автоматически соглашается с условиями публикации на данном конкретном интернет-ресурсе.

Минимизировать риски нарушения авторских прав

Публикация авторской методической разработки в сети Интернет сопряжена с существенным риском нарушения авторских прав. В цифровом пространстве пока не существует достаточно надежных средств для подтверждения приоритета в сроках создания результата интеллектуальной деятельности. При этом нормы интернет-взаимодействия между автором и лицом, использующим объект авторского права, не отличаются от общих норм, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ). Для получения прав на доведение объекта авторского права до всеобщего сведения владелец веб-сайта должен заключить с автором лицензионный договор. Далеко не все веб-сайты, в том числе оказывающие платные услуги по выдаче сертификата о публикации, выполняют это условие. Лишь в редких случаях на страницах веб-сайтов размещены документы, хотя бы отчасти подтверждающие готовность владельцев интернет-ресурсов соблюдать права авторов:

- пользовательское соглашение;

- политика конфиденциальности;

- публичный договор-оферта о предоставлении услуг;

- правила публикации;

- условия публикации;

- условия использования.

Не углубляясь в юридические термины и тонкости, отметим, что договоры на сайтах имеют право быть, так как в той или иной степени регулируют предоставление товаров и услуг. Именно договор устанавливает основные условия сделки, порядок оплаты и т.д. Согласие с «договором» на сайте не означает, что все права на публикацию передаются владельцу интернет-ресурса. Все вышеперечисленные «договоры» с момента их заключения защищают владельцев сайта от «рисков», если опубликованный ими материал не являлся авторским. В этом случае ответственность за плагиат несет лицо, предоставившее к публикации на сайт неоригинальную авторскую разработку. На сегодняшний день нет отдельного понятия, отделяющего результаты творческой деятельности педагога от других видов интеллектуальной собственности. При этом учитель не всегда осознает, что он не только автор, но собственник (правообладатель) результата творческой деятельности и на законных основаниях может получать материальное вознаграждение за использование объекта авторских правах—часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). «Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» [1, с. 434]. «Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы, искусства и т.д. независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения» [1, с. 435].

Рискнуть и довериться громкой рекламе

Отдельного внимания, на наш взгляд, требует международное сетевое издание «Глобальное образование», которое предоставляет возможность публикации статей, разработок уроков, новых методик, ноу-хау в преподавании, мастер-классов и т.д. всем желающим, вне зависимости от должности, регалий, национальности, места проживания. Издание сотрудничает с авторами из Великобритании, Германии, Испании, Италии, США, Франции и др. Сайт работает на основании «свидетельства СМИ» — бланк, который доступен на сайте (на английском языке с дословным переводом), выдан International Media Center Registration 7 февраля 2014 года. На основании чего международная организация имеет право выдавать сертификат о регистрации в СМИ и имеется ли у нее аккредитация в РФ? Почему на сайте международ-

ного сетевого издания «Глобальное образование» нет ни одной публикации на иностранном языке, а главное, нет версии сайта на английском языке как языке международном общения? Если материал все же опубликован на сайте, то он доступен (достоверность не подтвердить) для скачивания в течение очень короткого времени (примерно в течение двадцати дней). Также непонятно, почему на сайте международного сетевого издания нет ни одной публикации автора из дальнего или ближнего зарубежья, с которыми, по информации на сайте, он сотрудничает. Это не единственный интернет-ресурс, деятельность которого вызывает вопросы.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на риски, с которыми сопряжена интернет-публикация объекта авторского права, для учителей важно иметь эту возможность. Публикация авторской разработки в сети Интернет имеет существенное преимущество перед публикацией статьи в научном или научно-методическом журнале: она гораздо доступнее для педагога. При выборе из множества веб-сайтов, предоставляющих услуги по размещению авторских методических материалов, педагогам следует избегать ресурсов, работающих по принципу интернет-магазина и торгующих электронными сертификатами о публикации. Для обеспечения собственного профессионального роста следует учитывать не только возможность получения сертификата о публикации, но и общий научно-методический уровень ресурса, который проявляется в широте охвата аудитории, в проведении общественно-профессиональной экспертизы и обсуждения публикуемой разработки, в соблюдении авторских прав со стороны администрации веб-сайта. Доля таких ресурсов невелика, именно поэтому важно обеспечить им информационную поддержку в педагогическом сообществе.

Статья подготовлена в рамках государственного задания № 07300086-19-00 по теме «Научно-методические основы создания отраслевой стратегии развития образования в Российской Федерации и механизмов ее реализации (в сфере ведения Минпросвещения России)».

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Статья 1257. Авторское право (в редакции от 12.03.2014 №35-ФЗ). Новосибирск: Норматика, 2016. 576 с.

2. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников орга-

низаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2014 № 32408) // КонсультантПлюс: справочная правовая система [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163666 (дата обращения: 29.04.2019).

3. Пустыльник М. Л., Власова Ю. Ю., Додуева С. Ж. Результаты мониторинга обеспечения правовой охраны и использования интеллектуальной собственности в сфере образования и педагогической науки. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019.

4. Франклин Б. Цитаты [Электронный ресурс]. URL: https://tsitaty.com/цитата/176200 (дата обращения: 29.04.2019).

MONITORING OF EFFECTIVENESS OF DISTRIBUTION OF PEDAGOGUES' METHODICAL WORKS IN THE INTERNET

The author of the article considers the organizational and methodological conditions for publishing the results of intellectual activity of teachers on the Internet. The author presents the results of a multi-criteria analysis of specialized websites. The author recommended the criteria for selecting websites for the publication of unique author's methodological developments.

Keywords: certification, copyright, publication, Internet.

References

• Franklin B. Citaty [Elektronnyj resurs]. URL: https://tsitaty.com/citata/176200 (data obrashcheniya: 29.04.2019). [In Rus].

• Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii. Stat'ya 1257. Avtorskoe pravo (v redakcii ot 12.03.2014 №35-FZ). Novosibirsk: Normatika, 2016. 576 s. [In Rus].

• Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushchest-vlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost': Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.04.2014 № 276 (zaregis-trirovan v Minyuste Rossii 23.05.2014 № 32408) // Konsul'tantPlyus: spravochnaya pravovaya sistema [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163666 (data obrashcheniya: 29.04.2019). [In Rus].

• Pustyl'nik M. L., Vlasova Yu. Yu., Dodueva S. Zh. Rezul'taty monitoringa obespecheniya pravovoj ohrany i ispol'zovaniya intellektual'noj sobstvennosti v sfere obrazovaniya i pedagogicheskoj nauki. M.: FGBNU «Institut strategii razvitiya obrazovaniya RAO», 2019. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.