Научная статья на тему 'Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство'

Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5978
805
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ВЕБ-САЙТ УЧИТЕЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ДИДАКТИКА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES / PERSONAL WEB SITE TEACHER / E-DIDACTICS / INTERACTIVE DIDACTIC TOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кырчикова Д. А., Смольникова Н. С.

В публикации поставлен вопрос о расширения предмета дидактики в связи с внедрением в деятельность образовательных учреждений информационно-компьютерных технологий. Представлено обоснование персонального веб-сайта учителя как современного дидактического средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL WEB SITE OF THE TEACHER AS A MODERN DIDACTIC TOOL

The publication deals with the enlargement of the didactics subject in connection with the implementation of information and computer technologies in the activity of educational institutions. The personal web site of the teacher is argued as a modern didactic tool.

Текст научной работы на тему «Персональный web-сайт учителя как современное дидактическое средство»

УДК 373.1

Д. А. Кырчикова, Н. С. Смольникова

Екатеринбург, Россия

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ WEB-САЙТ УЧИТЕЛЯ КАК СОВРЕМЕННОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационно-компьютерные технологии, персональный веб-сайт учителя, электронная дидактика, интерактивное дидактическое средство

АННОТАЦИЯ: В публикации поставлен вопрос о расширения предмета дидактики в связи с внедрением в деятельность образовательных учреждений информационно-компьютерных технологий. Представлено обоснование персонального веб-сайта учителя как современного дидактического средства.

D. A. ^r^kova,

N. C. Smolnikova Yekaterinburg, Russia

PERSONAL WEB SITE OF THE TEACHER AS A MODERN DIDACTIC TOOL

KEY WORDS: information and computer technologies, personal web site teacher, e-didactics, interactive didactic tool

ABSTRACT: The publication deals with the enlargement of the didactics subject in connection with the implementation of information and computer technologies in the activity of educational institutions. The personal web site of the teacher is argued as a modern didactic tool.

Информатизация общества - глобальный процесс, доминирующим видом деятельности в котором становится сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Традиционные методы, формы, средства обучения не соответствуют реалиям модернизационных процессов в системе отечественного образования. Необходимо принципиальное обновление образовательной среды учебных заведений на основе использования комплекса информационных образовательных ресурсов, применения всей совокупности информационно-

компьютерных (мультимедиа) технологий: компьютеров, иного информационного оборудования, коммуникационных каналов. Обновленная информационно-

образовательная среда должна обеспечивать как планирование, так и информационно-методическую поддержку процесса обучения и воспитания школьников, мониторинг его результатов.

В действующем Федеральном Государственном образовательном стандарте (ФГОС) сформулированы требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения школьником образовательной программы основного общего образования. Он должен овладеть ценностно-смысловыми ориентирами гражданина России, универсальными учебными действиями и способностью применять их на практике, выработать основы научного типа мышления [9, разд. 2-й].

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29 декабря 2012 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освое-

ния основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» В статье 16 этого документа указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (информационных технологий, технических средств, информационнотелекоммуникационных сетей, передающих эту информацию по линиям связи и осуществляющих взаимодействие обучающихся и педагогических работников).

Остроактуальной становится проблема разработки теоретических аспектов дидактики как теории обучения с учетом современных реалий, обоснования активного внедрения в систему образования принципиально новых дидактических средств, в том числе персонального веб-сайта школьного учителя как средства интерактивного дистанционного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В последние годы появилось немало публикаций, в которых учителя-предметники описывают собственный опыт создания и использования персональных веб-сайтов [2]. Однако теоретические аспекты педагогической инноватики в этом направлении недостаточно изучены. Нуждается в разработке и методическое обеспечение применения сайта учителя с учетом специфики учебных предметов и возрастных особенностей учащихся.

Общетеоретические аспекты внедрения информационных технологий в деятельность образовательных учреждений, анализ и обобщение практического опыта в этом направлении плодотворно разрабатываются В. П. Беспалько,

А. М. Новиковым, Г. К. Селевко,

Д. В. Чернилевским. Исследователи правомерно утверждают, что технический прогресс дает педагогу совершенно новые дидактические средства, эффективность которых подтверждена практикой. Наряду с традиционными средствами обучения -

приборами, оборудованием, инструментами, учебно-наглядными пособиями, в процесс обучения и воспитания школьников и студентов активно внедряются компьютеры, информационно-телекоммуника-

ционные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Эти инновации свидетельствуют о расширении предмета дидактики (дидактика - от греч. didaktikos - поучающий) как теории образования. Пока нет единого подхода в понятийно-терминологическом аппарате, фиксирующем инновации, связанные с внедрением в образовательную деятельность электронных средств обучения. Так, Б. Е. Стариченко, указывая на необходимость объединения педагогических усилий в решении научно-методических и организационных проблем применения современных технологий в образовании во всей их полноте, употребляет термин «информационная дидактика» [6. С. 117.].

Е. Н. Рогановская указывает на необходимость разработки «компьютерной дидактики» [3. С. 14]. Е. В. Ширшов пишет: «Для подготовки и реализации образовательных процессов в новых информационных средах необходима разработка новой области дидактики, которая условно носит название «электронная дидактика» [10. С. 15].

Процесс обучения представляет собой функционирующую дидактическую систему, важным компонентом которой являются средства обучения (дидактические средства). Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака. Авторитетный специалист в области современной дидактики А. В. Хуторской характеризует средства обучения как материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Он осуществляет классификацию дидактических средств по следующим основаниям:

- по составу объектов: материальные

(помещения, оборудование, компьютеры) и идеальные (знаковые модели, мысленные эксперименты);

- по отношению к источникам появления: искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);

- по сложности: простые (образцы, модели, карты) и сложные (аудио-видео техника, компьютерные сети);

- по способу использования: динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);

- по особенности строения: плоские (карты), смешанные (модель Земли) и виртуальные (мультимедийные программы);

- по характеру воздействия: визуальные (диаграммы), аудиальные (магнитофоны, центры) и аудиовизуальные (видеофильмы, телевидение);

- по носителю информации: бумажные (учебники, раздаточные материалы), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы) и лазерные (CD-Rom, БУБ);

- по уровням содержания образования: средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), средства обучения на уровне предмета - (учебники) и на уровне всего процесса обучения -учебные кабинеты;

- по отношению к технологическому прогрессу средства обучения представляют собой совокупность традиционных (наглядные пособия, музеи, библиотеки), современных (СМИ, мультимедийные средства, компьютеры) и перспективных (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети) средств обучения [9. С. 432-434].

Опираясь на представленную классификацию, мы относим веб-сайт школьного учителя к современным перспективным дидактическим средствам, наряду с компьютерными учебниками и учебными пособиями, тренажерами, контролирующими программами, мультимедиа презентациями, справочно-информационными системами.

В работах А. И. Башмакова и И. А. Башмакова, В. С. Тоискина,

В. В. Красильникова и ряда других авторов по вопросам методологии и методики разработки и внедрения современных дидактических средств доказательно обоснованы их существенные преимущества по сравнению с традиционными [1; 8].

Графика, анимация, фото, видео, звук в интерактивном использовании формируют интегрированную информационную среду, которая создаёт оптимальные условия для обучающегося в овладении компетенциями, необходимым для будущей профессиональной деятельности, позволяет реализовать индивидуальный подход в обучении.

Веб-сайт (англ. site - «местоположение», «строительная площадка») - это элемент распределенной всемирной системы объединенных компьютерных сетей. «Всемирная паутина» - World Wide Web, представляющей собой огромное количество веб-серверов, то есть компьютеров, на которых установлено специальное программное обеспечение и которые объединены в сеть Интернет. Он представляет собой совокупность объединённых общим содержанием веб-страниц, размещённых на одном веб-сервере под определённым доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете

В системе образования используются федеральные, областные, муниципальные образовательные веб-сайты, сайты отдельных учреждений образования, персональные веб-сайты учителей. К веб-сайту учителя применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, эргономические, психологические, информационные и иные.

Однако сфера образовательной деятельности предъявляет специфические требования к конструированию школьных сайтов, и педагогическая составляющая в данном случае является доминирующей. В настоящее время, как мы отметили ранее, в сети Интернет информация о персональных веб-сайтах школьных учителей не является

редкостью. Каждый из них отличается по степени содержательности, структурированности, авторскому почерку и способу создания. По содержанию веб-сайты учителей представлены несколькими типами.

Сайт-визитка наиболее удачно представляет имидж учителя и содержит общие сведения о нем. Сайт-портфолио может включать следующие разделы: общие сведения об учителе, результаты педагогической деятельности, представление научнометодических работ, разработки уроков, материалы по внеурочной деятельности. Это наиболее часто встречающийся тип ресурсов, созданных учителями.

Следующий тип сайта - предметный сайт. Он наполняется разнообразной информацией в соответствии с предметом (видео, аудио, мультимедиа). Обычно структура сайта определяется или предметными линиями курса, или классно-урочной системой. Информацию, как правило, предназначенную для учителей, можно не только прочитать, но и скачать на свой персональный компьютер.

Еще один тип - это образовательный сайт (сайт учитель - ученик). Назначение сайта - помочь ученикам через его странички получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте располагаются дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации. Кроме того, здесь размещаются работы учащихся. Комбинированный сайт имеет в своей структуре компоненты двух и более типов сайта, перечисленных выше [5. С. 12]. Как правило, в таких сайтах представлены визитная карточка педагога, его методические разработки, информация для родителей, работы учащихся.

В условиях реализации деятельностного и личностно-ориентированного подходов в образовании, востребована концепция интерактивного обучения, которая возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет.

Персональный веб-сайт учителя обладает не только потенциалом осуществления образовательного диалога за пределами школы в режиме дистанционного обучения. Он является интерактивным дидактическим средством, благодаря которому становится возможной организация взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса - учителем, учениками, их родителями.

Интеракция (в психологии) - это способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с кем-то (чем-то), беседы. Интеракция (в социологии) - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. С. Б. Ступина трактует интеракцию в педагогике как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, когда все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, решают проблемы совместно, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [7. С. 12].

Интерактивные средства обучения создают ситуацию «живого» диалога, активного обмена сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени. Потенциал интерактивности персонального веб-сайта учителя обусловлен его структурой и содержанием.

Разработанная нами авторская модель персонального веб-сайта учителя музыки основной общеобразовательной школы относится к сайтам комбинированного типа. Мы разработали структурную схему сайта, в наибольшей степени нацеленную на осуществление принципа интерактивности, которая включает следующие составляющие:

Главное меню, представленное следующими компонентами. Категория «Об учителе» содержит информацию об образовании, квалификационной категории,

наградах, сведения о повышении квалификации учителя музыки. Категория «Работы учеников» имеет в своем содержании мультимедиа проекты, созданные учащимися, как по личной инициативе, так и в процессе выполнения домашних заданий. В данной категории есть возможность рейтинговой оценки размещенных материалов, а значит, осуществима идея организации конкурсов с голосованием. Категория «Родителям» создана для публикации ответов на наиболее интересные вопросы, заданные родительской общественностью.

Меню «Помощь ученикам». Категории «Урок музыки» и «Урок МХК» выполняют идентичные функции. В их содержании представлены различные материалы (документы Word, презентации, книги PDF и др.) для подготовки к контрольным урокам, индивидуальным заданиям. В категории «Гитара для начинающих» представлены вспомогательные материалы для тех учеников, которые посещают кружок дополнительного образования «Акустическая гитара» - разработанное преподавателем мультимедийное пособие, а также статьи по настройке инструмента и тексты песен с аккордами.

«Организационное» меню представлено двумя категориями «Расписание», где имеется информация по времени организации образовательного процесса учителем, и «Домашнее задание» с пояснениями и, если требуется, с примерами выполнения заданий.

Пункт меню «Тесты» содержит тестовые задания, доступные только для зарегистрированных пользователей. С помощью этого меню в отдельных классах реализуется текущий контроль по предметам, а так же организация школьного этапа олимпиады по МХК. Для реализации данного меню в структуру сайта был установлен компонент - ARI Quiz Lite.

Меню «Это интересно». Категория «Музыкальные новости» создана для представления творческих работ учащихся. Категория «Афиша» дублируется на главную страницу сайта. Здесь размещается информация о наиболее интересных собы-

тиях культурной жизни города и школы. Категория «Видео» и «Фотоотчеты» содержит фото и видео материалы с выступлений и мероприятий, посещаемых учениками вместе с учителем музыки, их отзывы о мероприятиях.

Меню «Вопросы-ответы» имеет в структуре две категории «Гостевая книга» и «Контакты». Функционально обе категории обеспечивают возможность дистанционного общения между участниками образовательного процесса; в первом случае - через сайт с помощью дополнительно расширения - phoca Guestbook, во втором - приватно, через электронную почту. Для реализации интерактивного взаимодействия в структуру сайта дополнительно был установлен модуль jcomments, позволяющий посетителю оставлять свои комментарии по представленным материалам.

Такая структура персонального вебсайта учителя нацелена на выполнение организационной, мотивационной, просветительской и образовательной функций. Сайт позволяет, с одной стороны, раскрыть содержание предмета «Музыка» (как и других учебных предметов) через включение различных источников информации (текст, аудио и видео материалы); с другой - наиболее полно вовлечь школьников в самостоятельную работу, реализовать их творческие способности. Кроме того, он развивает умение пользоваться различными информационными источниками на электронных носителях как самому автору сайта, так и его пользователям.

Персональный веб-сайт учителя решает не отдельную частную задачу, а выступает средством организация интерактивного взаимодействия всех участников педагогического процесса посредством организации он-лайн олимпиад, конкурсов и голосований.

Изложенное выше позволяет определить персональный веб-сайт учителя как интерактивное полифункциональное электронное дидактическое средство. Внедрение авторских сайтов школьных учителей, разработка их методического сопровождения позволяют повысить качество образо-

вания, информационно-коммуникативную воспитательного процессов, создать инте-

культуру участников образовательного и рактивную среду обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.

2. Гиряев Д.Ю. Рекомендации авторам образовательных сайтов. и^Ь: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-1120.

3. Горлова Н.Л. Сайт и блог учителя - новый инструмент в образовании. URL: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/personalnyi-sait-v-rabote-uchitelya.

4. Рогановская Е.Н. Компьютерная дидактика: теория и практика разработки школьного электронного учебника // Школьные технологии : науч.-практ. журн. 2008. № 4. С.114-120.

5. Сапожкова А.Ю. Создание и развитие персонального сайта учителя: методические рекомендации. - Вологда: ВИРО, 2012/

6. Стариченко Б.Е. Настало ли время новой дидактики? // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО : журн. теорет. и приклад. исследований. 2008. №4.

С.117-126.

7. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учеб.-метод. пособие. - Саратов: Наука, 2009.

8. Тоискин В.С. Красильников В.В. Теоретические основы разработки электронных образовательных изданий (антропологический подход): Учебное пособие. - Ставрополь: Издательство СГПИ, 2010.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2013.

10. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2007.

11.Ширшов Е. В. Педагогические условия проектирования электронных учебнометодических комплексов: Монография. - 2-е изд. - М.: Издательство «Палеотип», 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.