Научная статья на тему 'Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы'

Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4721
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / SOCIAL FUNCTIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / EDUCATIONAL PARADIGM / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ольга Геннадьевна

Актуальность и цели. В статье анализируются социальные функции образования и тенденции развития российской высшей школы в условиях перехода к новой образовательной парадигме. Цель исследования выявить характер изменений функций высшего образования под воздействием процессов модернизации. Материалы и методы. Изучение и анализ классической и современной научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных и зарубежных авторов, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ. Результаты. Модернизационные процессы в образовании вызваны сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций. Одно из важных направлений современного образования изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Наряду с сохранением традиционных функций, присущих образованию изначально, приоритетной становится функция социальной и культурной адаптации индивида в условиях стремительно происходящих социальных перемен. Личностно ориентированная направленность современного образования усиливает его гибкость и динамичность. Образование превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, способную предоставить каждому человеку индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с его образовательными потребностями и способностями. Кризисные процессы в системе российского высшего образования обусловлены противоречием между необходимостью внедрения новой модели и особенностями процесса модернизации в обществе. Особое значение имеет социокультурный механизм смены парадигм. Выводы. В современной концепции образования ценности образования определяются потребностями субъекта, а не внешними целями. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками образовательных учреждений, сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации. Следовательно, функцией современного образования является формирование нового субъекта развития, способного функционировать в условиях постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 316

Б01 10.21685/2072-3016-2018-1-11

О. Г. Антонова

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Аннотация.

Актуальность и цели. В статье анализируются социальные функции образования и тенденции развития российской высшей школы в условиях перехода к новой образовательной парадигме. Цель исследования - выявить характер изменений функций высшего образования под воздействием процессов модернизации.

Материалы и методы. Изучение и анализ классической и современной научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных и зарубежных авторов, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ.

Результаты. Модернизационные процессы в образовании вызваны сменой типов общества, изменением научных парадигм, культурных ценностей и ценностных ориентаций. Одно из важных направлений современного образования - изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Наряду с сохранением традиционных функций, присущих образованию изначально, приоритетной становится функция социальной и культурной адаптации индивида в условиях стремительно происходящих социальных перемен. Личностно ориентированная направленность современного образования усиливает его гибкость и динамичность. Образование превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, способную предоставить каждому человеку индивидуальную образовательную траекторию в соответствии с его образовательными потребностями и способностями. Кризисные процессы в системе российского высшего образования обусловлены противоречием между необходимостью внедрения новой модели и особенностями процесса модернизации в обществе. Особое значение имеет социокультурный механизм смены парадигм.

Выводы. В современной концепции образования ценности образования определяются потребностями субъекта, а не внешними целями. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве, не замыкается рамками образовательных учреждений, сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации. Следовательно, функцией современного образования является формирование нового субъекта развития, способного функционировать в условиях постиндустриального общества.

Ключевые слова: высшее образование, социальные функции, образовательная парадигма, модернизация, информационное общество, непрерывное образование.

O. G. Antonova

SOCIAL FUNCTIONS OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF A NEW EDUCATIONAL PARADIGM

Abstract.

Background. The article analyzes the social functions of education and the development trends of the Russian higher school in conditions of transition to a new educational paradigm.The purpose of research - to identify the nature of changes in functions of higher education under the influence of modernization processes.

Materials and methods. Study and analysis of classical and modern scientific literature on this subject, publications of domestic and foreign authors, legal documents on education, journalistic articles and media materials.

Results. Modernization processes in education are caused by a change in the types of society, a change in scientific paradigms, cultural values and value orientations. One of the important areas of modern education is a change in its goals, a reorientation to meet the needs of the individual. Along with preserving the traditional functions inherent in education from the outset, the priority is the function of social and cultural adaptation of the individual in the face of rapidly changing social changes. The personality-oriented orientation of modern education enhances its flexibility and dynamism. Education is transformed into a differentiated and open to the change educational services, able to provide each individual individual educational trajectory in accordance with his educational needs and abilities. Crisis processes in the system of Russian higher education are caused by the contradiction between the need to introduce a new model and the features of the modernization process in society. Of particular importance is the socio-cultural mechanism for changing paradigms.

Conclusions. In the modern concept of education, the values of education are determined by the needs of the subject, and not by external goals. The educational process unfolds in the cultural space, is not confined to the framework of educational institutions, accompanies the subject throughout the process of socialization. Consequently, the function of modern education is the formation of a new subject of development that can function in a postindustrial society.

Key words: higher education, social functions, educational paradigm, modernization, information society, continuing education.

Образование как социокультурный феномен представляет собой сложное, многоаспектное явление. Выступая фактором развития общества и являясь в то же время составным компонентом культуры, образование отражает приоритеты общества и выполняет функции, определяемые целями и задачами общества на конкретном этапе его развития.

Становление новой образовательной парадигмы кардинально меняет представления о сущности и функциях высшего образования. Прежде всего это связано с определением его места и роли в обществе, так как институт образования неизбежно испытывает все изменения, происходящие в обществе.

Сложившийся социальный статус института образования прежде всего связан с особенностями его функционирования. Социальные функции, в свою очередь, отражают потребности общества. Это следует учитывать при анализе трансформации функций высшего образования в современном российском обществе. Функция высшего образования сопряжена с задачами высшей

школы и отражается в директивном характере стандартов и форм организации учебного процесса.

Социальные функции образования связаны в первую очередь с формированием интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциалов общества и государства.

Среди традиционных функций образования, как правило, называют идеологическую, духовную, интеллектуальную, социально-политическую, социального контроля и селекции, воспроизводства социального опыта и исторической преемственности. Сегодня выполнение всех этих функций системой высшего образования осуществляется противоречиво, что воспринимается как глубокий кризис, вызванный социально-экономическими условиями и, соответственно, сменой социальных ориентаций и приоритетов.

Ряд важнейших функций образование выполняет в отношении социальной структуры общества, например функцию гомогенизации общества через организованную социализацию индивидов. Формирование образовательных стратегий связано с практической включенностью всех субъектов различного уровня в образовательные процессы и особым ценностным отношением к образованию. Одной из наиболее очевидных и признаваемых большинством исследователей всегда считалась функция активизации социальной мобильности, как правило восходящей, ведущей индивидов к более сложным видам труда, более высоким доходам и престижу.

В научной литературе существуют различные теории о содержании функций образования и их систематизации. Согласно Л. М. Когану, функции образования представлены трансляционной (передача знаний и опыта от поколения к поколению), ценностно-ориентировочной, гуманистической, адаптационной. П. О. Кенкманн выделяет следующие функции: социальную (воспроизведение социальной структуры общества), профессиональную (подготовка членов общества к выполнению профессиональных обязанностей), гуманистическую (передача знаний и культуры новым поколениям), идеологическую (формирование идейной направленности и жизненной позиции). В. Т. Лисовский дополнительно выделяет моральную, направленную на освоение норм морали, и политическую, заключающуюся в воспитании политической культуры [1].

Анализ существующих в научной литературе точек зрения позволяет разделить основные функции образования на социально-культурные, включающие развитие духовности общества (гуманистическая, социальный контроль, распространение культуры в обществе, воспроизводство социальных типов культуры, инновации в сфере культуры, формирование и воспроизводство общественного интеллекта, формирование ценностных ориентаций, воспитательная функция, обучающая функция, социализация личности), социально-экономические, формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества (формирование профессиональной среды, перераспределение ресурсов, социальная селекция, профессиональный отбор, активизация социальных перемещений, функция социального и культурного изменения, профориентационная работа), социально-политические, позволяющие обеспечить безопасность и устойчивое развитие общества.

Модернизационные процессы в образовании вызваны в первую очередь сменой типов общества и, соответственно, изменением научных парадигм,

культурных ценностей и ценностных ориентаций. Наряду с сохранением важнейших традиционных функций, присущих образованию изначально, современная система образования должна способствовать успешной и быстрой социальной и культурной адаптации индивида в условиях стремительно происходящих социальных перемен.

Господствующая продолжительное время классическая парадигма образования основана, как известно, на передаче готового знания с вполне конкретным объемом и определенными границами от обучающего субъекта обучаемому объекту. Данная модель сформировалась на этапе индустриального развития общества и достаточно полно отражала его потребности и приоритеты. Главной функцией классической парадигмы являлась, таким образом, подготовка специалиста, могущего выполнять строго определенные функции. Причем узкая специализация способствовала установлению и закреплению хорошо зарекомендовавшего себя алгоритма в учебном процессе: знания -умения - навыки. От обучаемых требовалось точное воспроизведение полученных знаний и применение их в заранее известных условиях будущей профессиональной деятельности.

Как указывает исследователь А. А. Вербицкий, классическая образовательная парадигма формируется в XVII в. в ответ на потребности капиталистического промышленного производства, которое требовало широкого распространения грамотности. На первый план выходила функция полезности, проявляющаяся в подготовке людей, способных обслуживать расширяющееся производство. Основную миссию образования в тех условиях ученый видит в передаче ученикам, студентам практических знаний, умений, навыков, приобретение ими полезной для общества профессии, подготовку к труду [2].

Переход к информационному обществу обозначил качественно новую -постиндустриальную - стадию развития, с характерными для нее ценностями освобождения от ручных операций и обеспечения широких возможностей творческого труда, утверждения самоценности личности и здоровья человека, его индивидуальности, самоактуализации и саморазвития.

Если в классической (традиционной) модели образования нашли отражение принципы конвейерной организации труда и массового производства, когда работники рассматривались прежде всего как исполнители и в массовом порядке получали образование, то необходимость перехода к новой образовательной парадигме вызвана самим изменением фундаментальных представлений о человеке и роли образования в его развитии.

В первую очередь меняется цель образования, которое теперь представляет собой не передачу знаний и их использование в готовом виде, а обеспечение условий для развития, совершенствования и самореализации личности. Условия самоопределения личности не могут рассматриваться как постоянные и известные, они все более связаны с социальными изменениями, происходящими в обществе под влиянием научно-технического прогресса, а также воздействием процессов глобализации и информатизации. Образование все больше будет становиться самообразованием, т.е. образованием самого себя. Главной задачей образовательных учреждений становится создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности, взаимообразования.

Основные принципы новой образовательной модели закреплены в Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (от 29.12.2012),

вступившем в силу с 1 сентября 2013 г. [3], и нашли отражение прежде всего в изменениях в терминологии, о чем до сих пор ведутся споры как среди представителей академической среды, так и широкой общественности.

Среди наиболее обсуждаемых - вопрос об исчезновении слова «профессиональное» из аббревиатуры вузов в определении «высшее профессиональное образование». Так, согласно п. 3 ч. 5 ст. 108 указанного Федерального закона, образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования. Этим правовым положением законодатель подчеркивает, скорее всего, что цель образования - организация процесса обучения (реализация образовательных программ), а профессиональное применение полученных знаний - теперь дело личное, т.е. новая система образования позволяет профессионально самореализоваться, но это не означает, что выпускник обязательно будет реализовывать полученные знания в данной профессии или вообще работать по специальности, возможно, он пришел за новыми знаниями для саморазвития.

Не случайно в этой связи в новой терминологии появилось понятие «формирование компетенций» вместо традиционного «знания - умения - навыки». Понятие «компетенция» намного шире понятия «знание». Компетенции включают в себя, кроме собственно знаний, умений и навыков, способность применять полученные знания для решения конкретных задач как в профессиональной деятельности, так и в жизненных ситуациях, кроме того, это и ряд жизненных навыков, а также способность развивать и использовать нужные личностные и межличностные качества, в том числе познавательный, творческий, коммуникативный потенциал и т.п.

Становление постиндустриального общества формирует новый социальный заказ на «креативную личность». Но в данном контексте под креативностью понимаются инструментальные и поисковые (менеджерские) характеристики личности, умеющей находить нужную информацию, нужные алгоритмы решения задач, принимать нужные решения и т.п.

Изменение отношения к человеку как сложной системе и к знанию, которое должно быть обращено в будущее, а не в прошлое, в новой образовательной парадигме закреплено термином «обучающийся» вместо привычного «обучаемый». Ученик, студент из объекта обучения (педагогического воздействия) становится субъектом познавательной деятельности, а процесс обучения из субъект-объектных отношений превращается в субъект-субъектное взаимодействие как равноценное сотрудничество двух субъектов (учителя и ученика), направленное на достижение нужного результата.

Характерными чертами и новыми функциями современной образовательной системы выступают гуманизация, гуманитаризация, информатизация, экологизация и др. [4]. Особое значение в этой связи приобретает установка на непрерывное образование, использование возможностей дополнительного высшего образования, развитие гибких форм обучения, дистанционных технологий, а также внедрение индивидуальных алгоритмов планирования учебного процесса для обучающихся с предоставлением индивидуального плана.

Большинство исследователей уверенно заявляют, что дистанционные технологии будут все более развиваться и расширять свои возможности и

значение в системе образования. Дистанционное образование, представляя собой технологии индивидуальной подготовки, в том числе, способствуют погружению учащихся в интерактивную технотронную обучающую среду, что, в свою очередь, обеспечивает контроль учащегося, индивидуальное планирование учебного процесса и тестирование на расстоянии.

Отвечая требованиям современной жизни, дистанционное обучение, помимо выполнения собственно образовательных функций, способствует развитию самостоятельной поисковой деятельности студентов и переходу от репродуктивного метода обучения к творческому (креативному) освоению знаний студентами. Выполняет оно и ряд социально-экономических функций, если учитывать транспортные расходы и расходы на организацию учебного процесса, а также экономию временных затрат и возможности совмещения с другими видами деятельности.

Таким образом, модернизация системы высшего образования предполагает изменение самого его статуса, предъявляет новые требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. Образование становится сферой взаимодействия потребителя и продавца соответствующих услуг. Кроме того, сегодняшняя ситуация в обществе, в образовании требует учета тесной связи с процессами информатизации и глобализации.

Глобализация есть результат важных процессов обмена информацией со всем миром. Одним из противоречий информационного общества выступает противоречие между глобализацией мира и самобытностью конкретного общества. Глобализация означает интенсификацию социальных отношений всемирного масштаба, происходящую благодаря развитию средств массовой (глобальной) коммуникации. Однако культурная идентичность общества связана с понятием традиции как преемственностью между прошлым и настоящим. Отсюда вытекает противоречие между инновациями и преемственностью в функционировании института образования как системы.

Образование - это временной феномен, оно постоянно разворачивается во времени, внутренне синтезируя разные временные пласты, связывает историческую память с днем сегодняшним, неизменно ориентируется на день завтрашний. Образование процессуально, оно «несет в себе свойства человеческой событийности, реализуя одну из своих функций - соединение поколений в общем пространстве, для которого характерна бытийность каждого из его участников и выстраивание общей событийности» [5].

Поиск новых, альтернативных форм обучения и ориентация на экономические потребности, достижение научно-технического и социального прогресса сопровождаются неизбежным расширением институциональных функций. Самым ярким проявлением модернизации и расширения функций института образования является его многоукладность.

Посредством научных исследований и открытий реализуется функция социального и культурного изменения, которая заключается в создании базы знаний для дальнейшего непрерывного образования. Гуманистическая, лич-ностно ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность.

Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг, способную

предоставить каждому человеку «индивидуальную образовательную траекторию» в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями [6].

В современном мире образование понимается как социально значимая сфера с высокой общественной ценностью. Образование формирует определенную культурную среду, способствующую развитию нравственного, интеллектуального, научного, духовного, экономического потенциала общества.

По своей сути сфера образования является консервативной, поскольку главная ее функция заключается в трансляции накопленных знаний и опыта. В то же время цели, методы и содержание образования должны основываться на современных достижениях науки для того, чтобы сформировать соответствующее мировоззрение и подготовить индивида к профессиональной деятельности и жизнедеятельности с учетом требований данного исторического этапа развития.

Формирование новой парадигмы мышления способствовало переоценке ценностей в образовании, среди которых - изменение его целей, ориентация на потребности конкретных людей. Наиболее отчетливо это проявляется в высшей школе. Институт образования следует за динамикой общества, обусловливающей возникновение принципиально новых проблем. При этом в сфере образования возникает несоответствие его содержания и методов существующим традициям, потребностям сегодняшнего дня, прежде всего в университетском образовании. Кризис образования носит общекультурный характер и отражается в кризисе его ценностей, смыслов и целей [7].

Новая образовательная парадигма нацелена на формирование мотивации к непрерывному образованию и самообразованию; выявление и развитие способностей и талантов, умения поиска и систематизации информации; обучение взаимопониманию и коммуникативной компетентности; способности действовать в условиях неопределенности и др. Современному образованию должна быть присуща способность к количественному и качественному развитию и совершенствованию, адекватному ответу на социальные вызовы и потребности общества и личности.

Становление новой парадигмы - исторически длительный и противоречивый процесс. Основные противоречия связаны непосредственно с самим механизмом наследования и доминирующим традиционным способом передачи прошлого социального опыта последующим поколениям. Особое значение имеет социокультурный механизм смены парадигм, который дает возможность его реализации на основе эволюции социальных практик.

Также тенденция возрастания роли и влияния административно-управленческого аппарата, универсализации применяемых им практик приводят к бюрократизации образовательного процесса. Процесс бюрократизации определяют как процесс, развивающийся внутри организаций и характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением формальной регламентации деятельности. В результате качество образования измеряется количественными, зачастую второстепенными, показателями.

Особенными тенденциями развития высшего образования в России являются унификация и смена парадигмы образовательных технологий, стандартизация всего образования в целом как целостного явления, уход государства из сферы прямого влияния и т.д. Это способствует формированию в Рос-

сии новой образовательной социокультурной стратегии, которая проявляется в усилении дискриминации региональных вузов по мере их удаления от центральных информационных и финансовых потоков. Также отмечается снижение интенсивности и устойчивости функционального взаимодействия с разнообразными общественными структурами, в частности рынком труда и занятости.

Общественное развитие и образование тесно взаимосвязаны. Особенности модернизации российского общества вызвали кризисное функционирование высшей школы на современном этапе. Проблемы высшей школы в России состоят в недостаточной эффективности формирующегося свободного рынка образовательных услуг, отсутствии его реальных возможностей и необходимости вмешательства государства в отраслевую экономику образования [8].

Образование в нашей стране продолжает оставаться скорее государственным учреждением, чем социально-экономическим институтом. Традиционные административно-бюрократические способы управления системой высшего профессионального образования в России, установленные жесткие принципы организации структур, ориентация на техсознание, на потребительский подход не способствовали решению проблем развития и воспроизводства в системе образования, и процесс дальнейшего огосударствления российского образования набирает обороты, особенно после санкций 2014 г. [9].

Таким образом, функциональная сущность современного высшего образования может пониматься в различных аспектах: как институт социализации молодого поколения; как сфера услуг населению; как ресурсный потенциал развития общества; как механизм воспроизводства социальной структуры и др.

В современной концепции образования ценности образования определяются потребностями субъекта, а не внешними целями. Это означает, что современная система высшего образования ориентируется на потребности институтов гражданского общества и конкретных людей. Образовательный процесс разворачивается в культурном пространстве и не замыкается рамками образовательных учреждений. Он сопровождает субъекта на всем протяжении процесса социализации, образовательные институты выступают лишь как трансляторы культурных ценностей и норм. Следовательно, функцией современного образования как раз и является формирование нового субъекта развития, способного активно функционировать в изменяющихся условиях постиндустриального (информационного) общества.

Главной функцией высшего образования, таким образом, была и остается функция воспроизводства общественного интеллекта, формирование которого включает в себя распространение знаний через обучение и привитие индивидам познавательных навыков, развитие личности с интеллектуальным сопровождением развития общества. Этим и определяются в конечном счете функции высшего образования на современном этапе.

Библиографический список

1. Образовательная система России // Функции и структура современной образовательной системы. - URL: https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/obrazovatelnaya_ cistema_rossii/funkcii_i_struktura_sovremennoy_obrazovatelnoy_sistemy/

2. Вербицкий, А. А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании / А. А. Вербицкий // Образование и наука. - 2012. - № 6 (95).

3. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Сорокина, Н. Д. Изменения в российском образовании в условиях новых вызовов / Н. Д. Сорокина // Социология образования. - 2013. - № 11.

5. Мухамед, Т. В. Основные функции образования в системе современной культуры / Т. В. Мухамед // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2015. - № 2 (17).

6. Антонова, О. Г. Двухуровневое образование: проблемы и перспективы в современных российских условиях / О. Г. Антонова, Е. Н. Васильева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. - 2012. -Т. 12, вып. 2.

7. Козлов, И. И. Функции и дисфункции вузов в ценностях преподавательской корпорации и студентов / И. И. Козлов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2014. - № 1 (29).

8. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М., 2010.

9. Эркин, А. Ф. Уточнение социальных функций образования в контексте государственной образовательной политики / А. Ф. Эркин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2015. - № 3 (26).

References

1. Funktsii i struktura sovremennoy obrazovatel'noy sistemy [The functions and structure of the modern educational system]. Available at: https://author24.ru/spravochniki/ pedagogika/obrazovatelnaya_cistema_rossii/funkcii_i_struktura_sovremennoy_obrazo vatelnoy_sistemy/

2. Verbitskiy A. A. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2012, no. 6 (95).

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ [On education in the Russian Federation: the Federal Law from 29.12.2012 № 273-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

4. Sorokina N. D. Sotsiologiya obrazovaniya [Sociology of education]. 2013, no. 11.

5. Mukhamed T. V. Kul'tura i obrazovanie: nauchno-informatsionnyy zhurnal vuzov kul'-tury i iskusstv [Culture and education: scientific and informational journal of culture and arts universities]. 2015, no. 2 (17).

6. Antonova O. G., Vasil'eva E. N. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Ser.: Sotsiologiya. Politologiya [Proceedings of Saratov University. New series. Series: Sociology. Political science]. 2012, vol. 12, iss. 2.

7. Kozlov I. I. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestven-nye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences]. 2014, no. 1 (29).

8. Modernizatsiya rossiyskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy [Modernization of the Russian education: problems and prospects]. Eds. M. K. Gorshkov, F. E. Sheregi. Moscow, 2010.

9. Erkin A. F. Nauchnye i obrazovatel'nye problemy grazhdanskoy zashchity [Scientific and educational problems of civil protection]. 2015, no. 3 (26).

Антонова Ольга Геннадьевна

доктор социологических наук, профессор, кафедра истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: ogantonova@rambler.ru

Antonova Ol'ga Gennad'evna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of history, theory and applied sociology, Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

УДК 316 Антонова, О. Г.

Социальные функции высшего образования в контексте новой образовательной парадигмы / О. Г. Антонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 1 (45). -С. 89-98. - БО! 10.21685/2072-3016-2018-1-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.