Научная статья на тему 'К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования'

К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1611
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ТЕНДЕНЦИИ / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / SOCIAL TRANSFORMATIONS / BOLOGNA PROCESS / EDUCATIONAL PARADIGM / TRENDS / CONTINUITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Ольга Геннадьевна, Дыльнова Зоя Михайловна

Актуальность и цели. В статье анализируются основные тенденции развития российского высшего образования в условиях социальных трансформаций, происходящих в обществе под влиянием процессов глобализации. Цель исследования выявить характер данных тенденций, проблемы и перспективы модернизации российской системы образования. Материалы и методы. Изучение и анализ научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных авторов, статистических данных ВЦИОМ и Росстата, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ. Результаты. Начало ХХI в. характеризуется изменением парадигмы мышления и переоценки ценностей в образовании. Одно из важных направлений реформы образования изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Особенно это проявляется в высшей школе. Становление новой образовательной парадигмы российской системы высшего образования способствовало проявлению ряда тенденций, как позитивных, так и негативных. Такое состояние называют образовательным кризисом, что связано с поиском новой модели образования, введением гибких и проектных форм обучения. В связи с этим необходим осознанный подход к обновлению российской высшей школы. Выводы. Традиционные формы классического российского образования не соответствуют современным потребностям рынка труда и не способны обеспечить вхождение России в европейское образовательное пространство. В то же время игнорирование положительного национального опыта и копирование западных моделей без учета российских традиций способны вызвать негативные последствия для российской высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Ольга Геннадьевна, Дыльнова Зоя Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Background. The article analyzes the main trends of development of Russian higher education in conditions of social transformations which taking place in the society under the influence of globalization processes. The purpose of the study is to reveal the nature of these trends, problems and prospects for the modernization of the Russian education system. Materials and methods. Study and analysis of scientific literature on this subject, publications of domestic authors, statistical data of VCIOM and Rosstat, legal documents on education, journalistic articles and media materials. Results. The beginning of the XXI century is characterized by a paradigm shift in thinking and revaluation of values in education. One of the important areas of the education reform is the change in its aims, a reorientation to meet the needs of the individual. This is especially evident in higher education. The emergence of a new educational paradigm of the Russian system of higher education has contributed to a number of trends, both positive and negative. Such a condition is called an educational crisis, which is associated with the search for a new model of education, the introduction of flexible and projected forms of education. In this regard, an informed approach to the renovation of the Russian higher school is needed. Conclusions. Traditional forms of classical Russian education do not correspond to the modern needs of the labor market and are not able to ensure Russia’s entry into the European educational space. At the same time, ignoring the positive national experience and copying Western models without taking into account Russian traditions can cause negative consequences for the Russian higher school.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования»

УДК 316.4

DOI: 10.21685/2072-3016-2017-4-14

О. Г. Антонова, З. М. Дыльнова

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. В статье анализируются основные тенденции развития российского высшего образования в условиях социальных трансформаций, происходящих в обществе под влиянием процессов глобализации. Цель исследования - выявить характер данных тенденций, проблемы и перспективы модернизации российской системы образования.

Материалы и методы. Изучение и анализ научной литературы по данной проблематике, публикаций отечественных авторов, статистических данных ВЦИОМ и Росстата, правовых документов об образовании, журналистских статей и материалов СМИ.

Результаты. Начало XXI в. характеризуется изменением парадигмы мышления и переоценки ценностей в образовании. Одно из важных направлений реформы образования - изменение его целей, переориентация на удовлетворение потребностей личности. Особенно это проявляется в высшей школе. Становление новой образовательной парадигмы российской системы высшего образования способствовало проявлению ряда тенденций, как позитивных, так и негативных. Такое состояние называют образовательным кризисом, что связано с поиском новой модели образования, введением гибких и проектных форм обучения. В связи с этим необходим осознанный подход к обновлению российской высшей школы.

Выводы. Традиционные формы классического российского образования не соответствуют современным потребностям рынка труда и не способны обеспечить вхождение России в европейское образовательное пространство. В то же время игнорирование положительного национального опыта и копирование западных моделей без учета российских традиций способны вызвать негативные последствия для российской высшей школы.

Ключевые слова: высшее образование, социальные трансформации, Бо-лонский процесс, образовательная парадигма, тенденции, непрерывность образования.

O. G. Antonova, Z. M. Dyl'nova

ON THE ISSUE OF DEVELOPMENT TRENDS OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION

Abstract.

Background. The article analyzes the main trends of development of Russian higher education in conditions of social transformations which taking place in the society under the influence of globalization processes. The purpose of the study is to reveal the nature of these trends, problems and prospects for the modernization of the Russian education system.

Materials and methods. Study and analysis of scientific literature on this subject, publications of domestic authors, statistical data of VCIOM and Rosstat, legal documents on education, journalistic articles and media materials.

Results. The beginning of the XXI century is characterized by a paradigm shift in thinking and revaluation of values in education. One of the important areas of the education reform is the change in its aims, a reorientation to meet the needs of the individual. This is especially evident in higher education. The emergence of a new educational paradigm of the Russian system of higher education has contributed to a number of trends, both positive and negative. Such a condition is called an educational crisis, which is associated with the search for a new model of education, the introduction of flexible and projected forms of education. In this regard, an informed approach to the renovation of the Russian higher school is needed.

Conclusions. Traditional forms of classical Russian education do not correspond to the modern needs of the labor market and are not able to ensure Russia's entry into the European educational space. At the same time, ignoring the positive national experience and copying Western models without taking into account Russian traditions can cause negative consequences for the Russian higher school.

Key words: higher education, social transformations, Bologna process, educational paradigm, trends, continuity of education.

Социальные трансформации, происходящие в российском обществе с начала 90-х гг. прошлого века, привели к существенным переменам во всех сферах, в том числе в системе образования.

Сущность образования как важнейшего феномена культуры определяется ее ценностными, содержательными и мировоззренческими установками, а также спецификой социальных механизмов передачи культурного опыта, присущих конкретному этапу исторического развития общества. Понятие «образование» не является однозначным, имеется несколько подходов к его определению. Образование понимается как специфическая форма духовной и целенаправленной деятельности; трансляция дисциплинарных знаний; социальный институт.

Система образования имеет три компонента: содержание - чему учить, методы - как учить, цели - для чего учить. По своей сути, сфера образования является консервативной, поскольку главная ее функция заключается в трансляции накопленных знаний и опыта. В то же время цели, методы и содержание образования должны основываться на современных достижениях науки для того, чтобы сформировать соответствующее мировоззрение и подготовить индивида к профессиональной деятельности и жизнедеятельности с учетом требований данного исторического этапа развития.

Формирование новой парадигмы мышления способствовало переоценке ценностей в образовании, среди которых - изменение его целей, ориентация на потребности конкретных людей. Наиболее отчетливо это проявляется в высшей школе. Институт образования следует за динамикой общества, обусловливающей возникновение принципиально новых проблем. При этом в сфере образования возникает несоответствие его содержания и методов существующим традициям, потребностям сегодняшнего дня прежде всего в университетском образовании. Кризис образования носит общекультурный характер и отражается в кризисе его ценностей, смыслов и целей.

Непрекращающееся реформирование высшей школы, вызванное изначально вполне объективными причинами, на разных этапах в зависимости от текущей ситуации меняло свой характер. Проводимые преобразования, разумеется, всегда осуществлялись в целях улучшения, однако большинство ис-

следователей видят в происходящих изменениях негативные тенденции и обозначают современное состояние высшего образования как кризисное.

Современное состояние российского общества обусловлено процессом вхождения в мировое цивилизованное сообщество под влиянием глобализации. Глобализация носит общепланетарный характер и предполагает совершенно новое отношение к пространству и времени, когда общества нужно рассматривать лишь как систему в окружении других систем. Весь мир движется в направлении усиления его целостности во всех сферах функционирования.

Начиная с 1992 г. идея глобализации отражена во всех основных документах об образовании. Так, в 2000 г. российским правительством обозначены основные направления модернизации образования, нацеленной на интеграцию в единое европейское образовательное пространство. В 2003 г. Россией была подписана Болонская декларация, началось реформирование принципов российской высшей школы. Болонский процесс способствовал приведению к общему знаменателю уже существующих систем высшего образования.

Как известно, Болонская декларация содержит шесть основных принципов формирования европейской системы высшего образования: введение двухуровневого высшего образования; введение системы кредитов (зачетных единиц); обеспечение качества образования; расширение мобильности студентов и преподавателей; содействие трудоустройству студентов и увеличение конкурентоспособности европейского образования; формирование европейского подхода к развитию высшего образования.

Для решения перечисленных задач необходимы определенные механизмы. Очевидно, что особое внимание уделяется качеству образования, причем ответственность несет каждый из вузов, что является основой формирования национальных систем.

Многоуровневая структура предполагает, что высшее образование -это набор образовательно-профессиональных программ различной длительности, сложности, направленности. Однако в официальных документах отсутствует строгое определение понятия «высшее образование». Явным отличием между высшим и высшим профессиональным образованием служит сам факт подготовки специалистов. Если раньше специалист получал конкретные знания в одной сфере, то с введением многоуровневой программы обучения знания должны становиться более углубленными и обширными. В связи с этим много вопросов вызывает сегодня вузовская аспирантура как очередная ступень непрерывного образования. Известно, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалось воспроизводство научно-педагогических кадров, другими словами, подготовка университетских преподавателей. Сейчас же кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и т.д. Следовательно, комплексные изменения в системе аспирантуры, направленные на решение проблемы подготовки научных кадров, должны затрагивать в первую очередь совершенствование механизма, обеспечивающего непрерывное образование.

В развитии непрерывного профессионального образования сегодня наблюдаются следующие тенденции: становление университетов как центров непрерывного профессионального образования; повышение требований к по-

ступающим в высшие учебные заведения; изменение сроков обучения; повышение требований к качеству преподавания; наличие процессов фундамен-тализации знаний.

По результатам проводимых по данной проблематике исследований, среди целей и приоритетов вуза и администрация, и преподаватели, и студенты в первую очередь указывают на качество образования. В то же время оценка качества происходит по количественным параметрам [1]. Очевидным становится, что сегодня приоритет имеют формальные показатели. В образовании количественные показатели могут быть лишь условиями, предпосылками обеспечения качества. Абсолютизация их роли способствует тому, что основные усилия вузы направляют на достижение показателей, а реальная подготовка профессиональных кадров отходит на второй план. В сложившейся ситуации вузы вынуждены заниматься выработкой и реализацией стратегии выживания, причем как в образовательном, так и экономическом пространстве. Проблемы вузов решаются за счет усиления административного ресурса и совершенствования менеджмента, преподавателям отводится второстепенная, в основном консервативная роль. В итоге контроль качества высшего образования обеспечивается формальными, зачастую второстепенными показателями.

Тенденция возрастания роли и влияния административно-управленческого аппарата, универсализации применяемых им практик в деятельности вузов приводят к бюрократизации образовательного процесса. Нередко бюрократизацию определяют как процесс, развивающийся внутри организаций государственного или частного сектора, характеризующийся ростом численности служащих и уровней иерархии, узкой специализацией функций, усложнением формальной регламентации деятельности.

В результате обеспечение качества превращается в создание все большего количества отчетов. Об этом говорят и исследования на эту тему, и публикации, выступления, заявления ректоров и других руководителей многих вузов [2, 3]. Реальное качество профессиональной подготовки специалистов на деле снижается. В России, кроме того, это осложняется использованием устаревших принципов, форм и технологий в обучении, а также содержанием парадигм, значительно отстающих от состояния науки и практики. Разрыв между вызовами XXI в. и высшим образованием увеличивается.

Так, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного в 2016 г., большинство россиян невысоко оценивают качество современного высшего образования и поддерживают идею лишения неэффективных вузов государственной аккредитации. 56 % опрошенных россиян оценивают качество подготовки в российских вузах как среднее, среди работодателей так считают 55 %, а среди выпускников так думают только 36 %. Уровень подготовки в отечественных университетах оценили как высокий 22 % граждан, 58 % молодых специалистов и только 13 % работодателей. В низком уровне подготовки профессиональных кадров уверены 16 % россиян, 28 % работодателей и только 5 % вчерашних выпускников. Среди недостатков указано на отсутствие практических навыков у выпускников российских вузов, что признает и большая часть молодых специалистов (56 %), и абсолютное большинство работодателей (91 %) [4].

Очевидными проблемами нынешней системы образования и науки в России являются отсутствие их полноценной государственной поддержки, подмененной административным диктатом, застой в научных исследованиях, бюрократизация учебного и научного секторов, низкое качество учебно-методической базы вузов. Действующий закон «О науке и государственной научно-технической политике» неэффективен, как считают ученые, «забюрократизирован» и мешает работать [5].

Анализ официальных документов подтверждает, что приоритетами высшего образования стали экономические расчеты, принципы жесткого централизованного управления, унификации обучения в рамках единых стандартов, учебников, а не идеи развития образования как всеобщего блага, как необходимого условия гармоничного развития личности и прогрессивного изменения общества.

Особенными тенденциями развития высшего образования в России являются унификация и смена парадигмы образовательных технологий, стандартизация всего образования в целом как целостного явления, на текущем этапе - реструктуризация вузов, оптимизация (сокращение кадров), уход государства из сферы прямого влияния и т.д.

Например, законодатели видят в укрупнении вузов путь к решению многих проблем российской высшей школы, однако, скорее, это способ поддержания некоторых университетов. Сомнительно, что укрупнение университетов позволит ликвидировать причины снижения качества российского высшего образования.

В системе высшего образования все последние годы происходит сокращение доли государственных расходов на финансирование вузов. Это подтверждает факт отстранения государства от прямого участия в подготовке высококвалифицированных кадров для нужд национальной экономики. Явно проявляется тенденция «вымывания» средств на образование из бюджетов всех уровней. Это касается как доли расходов, напрямую направляемых на образование, так и размеров оплаты труда лиц, занятых в преподавании в вузах.

Так, анализируя структуру федерального бюджета, утвержденного Госдумой РФ на 2018 г., нетрудно заметить, что значительное место в структуре государственных расходов занимают расходы на содержание органов власти и управления. Сфера образования потребует финансирования в 626,3 млрд руб. в 2018 г., из них более 500 млрд руб. выделят на высшее образование [6]. Дискуссионность в общественной среде вызвал вопрос о соотношении средств, выделяемых на образование, в сравнении с другими расходными статьями бюджета. В этой связи недовольство многих политических деятелей вызвал тот факт, что около 40 % заложенного бюджета представляют расходы на чиновников и силовые структуры, в то время как доля расходов на образование и медицину в федеральном бюджете составляет менее 7 % [7].

Что касается проблемы средней заработной платы работников высшей школы, то, несмотря на «майские» указы президента от 2012 г., согласно которым к 2018 г. зарплата вузовских преподавателей и научных сотрудников должна превысить среднюю по региону вдвое, она, если опираться на данные Росстата, и по сей день остается ниже средней заработной платы работающих в экономике [8]. Низкий уровень оплаты труда преподавательских кадров вынуждает их к поиску дополнительных источников заработка, что неизмен-

но отражается на качестве преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Кроме того, сегодня в России расширяются сферы платного образования - коммерциализация высшего образования и рост уровня оплаты за обучение. Сюда же можно отнести тенденцию развития дополнительного профессионального обучения как в виде самостоятельных институтов, так и в виде всевозможных курсов и дополнительных программ обучения.

Многие авторы (С. В. Костюкевич, О. В. Купцов и др.) отмечают среди новых тенденций развитие сферы образования как сферы услуг, развитие образования как ключевого звена научно-технической и инновационной политики, непрерывность современного образования [9, 10]. Данные тенденции способствуют массовости высшего образования, его популярности среди населения. Отметим в этой связи, что массовизация высшего образования представляет собой противоречивый процесс. С одной стороны, растет доступность высшего образования среди различных слоев населения, способствует росту социальной мобильности и т.п. С другой стороны, массовизация неизбежно приводит к снижению академических стандартов в образовании, способствует коммерциализации высшего образования, что, в свою очередь, трансформирует традиционную роль университета как места по производству знаний в место по производству денег. Это приводит к изменению ценности высшего образования, утрачивается его элитарный характер.

Увеличение количества людей с высшим образованием, являющееся, на первый взгляд, положительной тенденцией, в то же время может способствовать деформации рынка труда и росту безработицы. В результате обозначилась негативная тенденция, когда выпускники все чаще вынуждены трудоустраиваться не по полученной в вузе специальности, а многие вынуждены работать в секторах, где в принципе не требуется высшее образование.

Кроме того, все чаще возникает проблема, что российские вузы готовят специалистов не по тем направлениям, которые действительно требуются на рынке труда. Несогласованность вузовских программ обучения с требованиями работодателей, их отставание от процессов, происходящих в реальных секторах экономики, зачастую приводят к ситуации, когда молодой специалист приходит на предприятие с уже устаревшими знаниями, полученными в вузе, и в результате вынужден переобучаться на рабочем месте.

Формирование постиндустриального общества формирует социальный заказ на креативную личность. Процесс становления новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической, связан с изменением представлений о человеке и его развитии через образование. Прежде всего меняется образовательная цель, которая заключается не в знаниевой подготовке, а в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности. Кризис образования ставит проблему новой образовательной миссии - чему, как и для чего учить.

Среди задач современного образования - умение работать с информацией не только из различных областей знания, но и представленной в различных форматах, креативный подход к анализу стереотипных ситуаций, умение применять знания и навыки для решения практических задач.

Сущность современного высшего образования носит информационно-коммуникативный характер. Социальным и культурным коммуникациям мо-

жет соответствовать человек, обладающий способностью к самоопределению, умением проектировать и продумывать предстоящие ходы, готовностью к риску. Это дополняется развитием таких личностных характеристик, как коммуникативная компетентность, способность ориентироваться в меняющемся мире и потоке информации, готовность менять профессию, культурные и жизненные ориентиры.

Современные тенденции развития высшего образования в развитых странах и в России вызвали, в том числе, и институциональные изменения. В частности, следует указать на противоречивые тенденции, касающиеся самих вузов как институтов. С одной стороны, вузы все больше из учебно-научных и культурных центров, финансируемых государством, превращаются в предприятия - субъекты рынка. С другой стороны, в сфере образования появляются новые субъекты: виртуальные университеты; корпоративные университеты; библиотеки, музеи и иные заведения. В настоящее время с вузами начинают конкурировать производители программного обеспечения, издательства, СМИ, предприятия, предлагающие бизнес-образование, тренинги и стремящиеся извлечь выгоду из услуг в сфере высшего профессионального образования [11].

Сложившийся социальный статус института образования прежде всего связан с особенностями его функционирования. Социальные функции, в свою очередь, отражают потребности общества. Очевидно, что в силу происходящих изменений под влиянием глобализационных процессов меняются потребности общества и личности. При этом в сфере образования возникает несоответствие его содержания и методов существующим традициям, потребностям сегодняшнего дня, прежде всего в университетском образовании, что требует необходимого механизма адаптации к объективным социально-экономическим условиям.

Таким образом, становление новой образовательной парадигмы российской системы высшего образования способствовало проявлению ряда тенденций, как позитивных, так и негативных. И хотя в представленном исследовании затронуты лишь некоторые, наиболее очевидные из них, тем не менее их обзор и анализ позволяют сделать вывод, что в сложившейся ситуации необходим осознанный подход к обновлению российской высшей школы. Этот процесс не может быть представлен прямым заимствованием западных моделей, а должен быть основан на изучении положительных аспектов, которые следует сохранить в традициях российского высшего образования.

Игнорирование положительного национального опыта и копирование западных моделей без учета российских традиций способны вызвать негативные последствия для российской высшей школы. Стремление стандартизировать высшую школу и унифицировать учебный процесс, заформатиро-вать и зарегламентировать творческую энергию преподавателей отрицательно сказывается на качестве образовательных услуг, оказываемых вузами студентам.

Непродуманные инновации в сфере высшего образования привели к тому, что была разрушена сложившаяся и десятилетиями успешно функционировавшая система. В то же время на ее месте пока не удалось построить новую модель образования, реализующую новые, отвечающие современным тенденциям принципы [12].

Библиографический список

1. Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. № 2267.

2. Садовничий, В. Университеты на пути к новому качеству образования /

B. Садовничий // Математика. - М. : Первое сентября, 2008. - № 22. - С. 2-6.

3. Карпенко, М. П. Эволюция управления качеством и задачи его реализации в современном российском высшем образовании / М. П. Карпенко // Инновации в образовании. - 2010. - № 2. - С. 21-38.

4. Высшее образование: контроль не ослаблять, качество повышать. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 3152. - URL: http://www.wciom.ru/ https://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=11577

5. Российской науке откроют новый закон // Коммерсант. - 2016. - 28 апреля. -URL: https://www.kommersant.ru/doc/2974897

6. Правительство одобрило проект федерального бюджета на 2018-2020 год // Право-300. - 2017. - 18 сентября. - URL: https://pravo.ru/news/view/144480/

7. Милов, В. Бюджет-2018: что с ним не так. - URL: https://echo.msk.ru/blog/milov/ 2083146-echo/

8. Овчинникова, Т. И. К вопросу об изменении оплаты труда вузовских работников / Т. И. Овчинникова, Г. В. Гостева, А. В. Скопенкова // Управление персоналом. - 2008. - № 11.

9. Костюкевич, С. В. Современные тенденции в сфере высшего образования и его классические ценности: актуальность баланса / С. В. Костюкевич // Вестник высшей школы. - 2013. - № 4. - С. 11-19.

10. Купцов, О. В. Непрерывное образование и его структура / О. В. Купцов // Высшее образование в Европе. - 1991. - Т. XVI, № 1. - С. 29, 30.

11. Ашмаров, И. А. К вопросу о формировании тенденций системы высшего образования в рамках современных глобализационных процессов / И. А. Ашмаров, Е. А. Волкова, Е. В. Фролова // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». - 2015. - № 1 (ч. 1). - URL: https://science-education.ru/

12. Лукащук, В. И. Инновационный бюрократизм как механизм управления современной системой высшего образования / В. И. Лукащук, В. В. Зотов // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Общественные науки. - 2017. - Т. 3, вып. 3 (11). -

C. 5-10.

References

1. Ob utverzhdenii kriteriev pokazateley, neobkhodimykh dlya opredeleniya tipa i vida obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo i srednego professional'-nogo obrazovaniya: Prikaz Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nau-ki ot 25 oktyabrya 2011 g. № 2267 [On approval of criteria for indicators required to determine the type and format of educational institution of higher professional and vocational education: the Order of the Federal Service for Supervision in Education and Science from 25th October 2011 № 2267].

2. Sadovnichiy V. Matematika [Mathematics]. Moscow: Pervoe sentyabrya, 2008, no. 22, pp. 2-6.

3. Karpenko M. P. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2010, no. 2, pp. 21-38.

4. Vysshee obrazovanie: kontrol' ne oslablyat', kachestvo povyshat'. VTslOM: Press-vypusk № 3152 [Higher education: maintain the control, improve the quality. All-Russian Public Opinion Research Center: Press-release № 3152]. Available at: http://www.wciom.ru/ https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=11577

5. Kommersant [Merchant]. 2016, 28 Apr. Available at: https://www.kommersant.ru/ doc/2974897

6. Pravo-300 [Law-300]. 2017, 18 Sept. Available at: https://pravo.ru/news/view/144480/

7. Milov V. Byudzhet-2018: chto s nim ne tak [Budget-2018: what's wrong with it?]. Available at: https://echo.msk.ru/blog/milov/2083146-echo/

8. Ovchinnikova T. I., Gosteva G. V., Skopenkova A. V. Upravlenie personalom [Personnel management]. 2008, no. 11.

9. Kostyukevich S. V. Vestnik vysshey shkoly [Bulletin of higher school]. 2013, no. 4, pp. 11-19.

10. Kuptsov O. V. Vysshee obrazovanie v Evrope [Higher education in Europe]. 1991, vol. XVI, no. 1, pp. 29, 30.

11. Ashmarov I. A., Volkova E. A., Frolova E. V. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya» [Online scientific journal "Modern problems of science and education"]. 2015, no. 1 (part 1). Available at: https://science-educa tion.ru/

12. Lukashchuk V. I., Zotov V. V. Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser.: Obshchestven-nye nauki [Bulletin of Tambov University. Series: Social sciences]. 2017, vol. 3, iss. 3 (11), pp. 5-10.

Антонова Ольга Геннадьевна доктор социологических наук, профессор, кафедра истории, теории и прикладной социологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: ogantonova@rambler.ru

Дыльнова Зоя Михайловна доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии регионов, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83)

E-mail: zmdccu@mail.ru

Antonova Ol'ga Gennad'evna

Doctor of sociological sciences, professor,

sub-department of history, theory

and applied sociology, N. G. Chernyshevsky

Saratov State University

(83 Astrakhanskaya street,

Saratov, Russia)

Dyl'nova Zoya Mikhaylovna Doctor of sociological sciences, professor, sub-department of regional sociology, N. G. Chernyshevsky Saratov State University (83 Astrakhanskaya street, Saratov, Russia)

УДК 316.4 Антонова, О. Г.

К вопросу о тенденциях развития российского высшего образования / О. Г. Антонова, З. М. Дыльнова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 127-135. БОТ: 10.21685/2072-3016-2017-4-14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.