27. Malaya, O.G. Razvitie socialjnoyj kompetentnosti lichnosti v usloviyakh korporativnoyj kuljturih: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2005.
28. Pashkina, L.N. Socialjno-kuljturnihe usloviya vospitaniya iniciativnosti uchastnikov molodezhnihkh obthestvennihkh organizaciyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 20l0.
29. Novatorov, V.E. Marketing lichnosti. - M., 2006.
30. Arefjeva, N.G. Sinergetika kak metodologiya socialjno-kuljturnogo prognozirovaniya // Vestnik MGUKI. - 2009. - № 6(32).
31. Brizhatova, S.B. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovih razrabotki regionaljnihkh programm socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti. - Barnaul, 2008.
32. Abuzarova, E.N. Socialjnoe partnerstvo kak faktor formirovaniya imidzha uchathikhsya dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj: avtoref. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2009.
33. Volovik, A.F. Pedagogika dosuga: ucheb.posob. - M., 1988.
34. Korochenskiyj, A.P. Regulyativnaya rolj mediakritiki // Samoregulirovanie zhurnalistskogo soobthestva. Opiht. Problemih. Perspektivih
stanovleniya v Rossii: sb. stateyj. - M., 2004.
35. Fedorov, A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. - Rostov-na-Donu, 2001.
36. Khiljko, N.F. Pedagogika audiovizualjnogo tvorchestva v socialjno-kuljturnoyj sfere. - Omsk, 2008.
37. Likhachev, D.S. Ehkologiya kuljturih. - M., 2000.
38. Krasiljnikov, Yu.D. Metodika socialjno-kuljturnogo proektirovaniya: uch. posob. - M., 1993.
39. Khiljko, N.F. Osnovih socialjno-kuljturnoyj mediaehkologii. - Omsk, 2009.
40. Streljcova, E.Yu. Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo kak objhekt nauchnogo issledovaniya. - M. 2003.
41. Seregin, N.V. Metodologiya i metodika pedagogicheskogo issledovaniya v oblasti khudozhestvennogo obrazovaniya i socialjno-kuljturnoyj
deyateljnosti. - Barnaul, 2004.
Статья поступила в редакцию 12.04.13
УДК 378.183
Olenina G.V. SOCIAL STUDENTS CREATIVITY AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF PROJECTING LEISURE SPHERE. The article analyzes thevarious methodologicalapproaches to the definitionof social creativityin the humanities,including thepedagogyof social and culturalactivities inthe field of leisure, proposed the definition ofsocial creativityin the broad andnarrow sense, it is shown that the socio-cultural designis an effectiveeducationaltechnologyto optimizesocial creativityof today's collegeyouth.
Key words: social creativity, civic initiatives, students, youth, socio-cultural projecting inthe field ofculture and leisure sphere.
Г.В. Оленина, канд. пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА
В статье проанализированы различные методологические подходы к определению социального творчества в гуманитарных науках, включая педагогику социально-культурной деятельности в сфере досуга, предложено определение социального творчества в широком и узком значениях, доказывается, что социально-культурное проектирование является эффективной педагогической технологией оптимизации социального творчества современной студенческой молодежи.
Ключевые слова: социальное творчество, гражданские инициативы, студенческая молодежь, социально-культурное проектирование в сфере культуры и досуга.
Высшая школа России как значимая часть системы профессионального образования, пережив в 1990-е годы период снижения приоритетов воспитательной работы, на рубеже ХХ-ХХ1 веков вновь вернулась к необходимости систематизации, определения и реализации на практике концептуальных основ воспитательной работы со студенческой молодежью. Развитие воспитательной работы в российских вузах координируется межведомственной программой «Студенчество России» (2004-2008 гг.) [1], «Примерным положением о студенческом отряде» (2002 г.) Минобразования РФ [2]. Совет Российского Союза ректоров в декабре 2003 г. создал совместно с Минобразованием РФ Комиссию по внеучебной воспитательной работе в вузах.
Гуманистический смысл воспитания в социально-педагогическом аспекте заключается в помощи растущему человеку (в условиях общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования) и молодому человеку (в условиях ссу-за и вуза) в поиске смысла жизни, создании благоприятных условий для гармоничного, достойного бытия и общения с другими людьми, с окружающим миром [3]. Социально-культурный тип личности, который формируется в результате социального воспитания в современных условиях в системе профессионального образования, сочетает в себе современное мировоззрение, гражданственность, нравственные качества, профессионализм и творческую индивидуальность [4].
В студенческой среде растет понимание собственной роли и значимости в делах общества, об этом свидетельствует возрождение массового движения студенческих отрядов, формирование молодежных парламентов, органов студенческого са-
моуправления, отрядов добровольцев (волонтеров) и т.д. [5]. В таких условиях государственным структурам важно создать необходимые правовые, экономические и организационные условия для самореализации студенческой молодежи и развития студенческих объединений, движений и инициатив гражданской направленности. В этом смысле актуальность гражданской социализации российской учащейся молодежи как одного из направлений ее социализации и социального воспитания трудно переоценить. Но субъектную позицию молодежи, определяющую уровень гражданской активности и инициативы молодых людей, формирует социальное творчество.
В этом отношении важно определить сущность социального творчества, формируемого в сфере досуга технологиями социально-культурной деятельности.
Социальное творчество учащейся молодежи в сфере досуга на основе проектно-технологического подхода необходимо обществу потому, что оно позитивно изменяет качество социально-культурной сферы и развивает социально востребованные личностные качества лидеров и участников этого процесса. Социальное творчество возможно за счет деятельностного характера социально-культурного воспитания, осуществляемого в процессе социально-культурной деятельности, и является одним из направлений данной деятельности, наряду с творчеством техническим, художественным творчеством и любительством [6].
Кроме того, проектирование гражданских инициатив как педагогическая технология позволяет развивать социальное творчество лидеров учащейся молодежи, а это оптимизирует их
субъектную позицию в процессе институционализации гражданских инициатив. Включение учащейся молодежи в организационно-педагогический процесс проектирования социально-творческих инициатив в сфере организованного досуга позволяет квалифицированно руководить процессом развития социального творчества учащейся молодежи, стимулировать мотивацию данной социально-демографической группы, оптимизировать ее субъектную позицию в качестве проектировщиков и реализаторов своих социально-творческих инициатив. При этом социальное творчество рассматривается как интегративная характеристика деятельности личности с учетом этапов, уровней и критериев сформированности социального творчества студенческой молодежи и ее лидеров.
Разработка системы личностных качеств человека-гражда-нина в процессе гражданского образования и воспитания в сфере досуга как теоретических критериев эффективности процесса гражданской социализации личности представляется более корректной, нежели определение критериев гражданской соци-ализированности личности через систему соответствующих компетенций. Данные критерии дифференцируются в социальной педагогике в зависимости от методологической трактовки понятия «социализация», ее критериев и уровней развития гражданской социализации.
А.В. Мудрик трактует социализированность как баланс между адаптированностью и обособлением человека в обществе [7]. В данной статье важна эта точка зрения, поскольку здесь отражена сущность гражданственности как баланса между автономностью и конвенциональностью [8]. Основными критериями социализированности (зрелости) и воспитанности личности, по А.В. Мудрику и Г. Гмайнеру, являются: 1) уважение к себе (чувство собственного достоинства); 2) уважение к людям; 3) уважение к природе; 4) умение прогнозировать; 5) умение творчески подходить к жизни (креативность) и умение быть одновременно устойчивым и гибким в меняющихся ситуациях; 6) социальная зрелость, при которой взаимоотношения с согражданами отличаются уважением, готовностью помочь, терпимостью; 7) собственный взнос в дело дальнейшего развития общества [7]. Анализ данного комплекса критериев показывает, что их центром является: 1) устойчивая личностная позиция, основанная на уважении к себе и людям; 2) творческо-креативные умения, связанные с конвенциональными, солидаристскими нормами взаимодействия и социальной позитивной преобразовательной деятельностью. Необходимаоперационализация данных критериев в контексте подхода автора статьи к решению педагогической проблемы гражданской социализации учащейся молодежи и развития социального творчества ее лидеров.
Процесс гражданской социализации протекает на разных уровнях:
1) как стихийная гражданская социализация; 2) как гражданское образование и воспитание, являющиеся относительно управляемой частью процесса гражданской социализации; 3) как гражданская социализация на уровне личности, где на основе своих способностей, потребностей и интересов, благодаря или вопреки взаимодействию с социально-культурным пространством, его институтами и ментальными нормами, личность приобретает либо не приобретает качества гражданина [7].
Автор статьи обосновывает идею о том, что если процесс гражданской социализации протекает успешно, то его высшим уровнем является уровень социального творчества личности.
Понятие «социальное творчество» в гуманитарных науках не является однозначным. Оно исследуется в современной социальной философии, в философии творчества Н.А. Бердяева. Сущность и место социально-творческой деятельности в системе человеческой деятельности определено М.С. Каганом. Современная онтологическая трактовка творчества в социальной философии (В.Е. Кемеров) определяет сущность творчества на уровне личности и предстает как самореализация людей во взаимодействии с социализированными и предметными результатами этой реализации (контактами, событиями). Это значит, что проблема творчества не имеет общего плана решения, поскольку открытие человеком бытия достигается через акт самоизмене-ния, через процесс личностного развития [9]. Другой аспект творчества - его взрывную, прорывную сущность исследовал Н.А. Бердяев [10], что важно, поскольку определяет необходимость организации социально-творческой деятельности как комплекса новых для молодежи событий, «взрывающих» жизненные стереотипы, динамизирующих жизнь личности и ее социо-
культурного пространства. На основе системы человеческой деятельности М.С. Кагана [11] автором статьи определена сущность социального творчества как инновационно-преобразовательной человеческой деятельности, которой внутренне присущ такой признак, как проектность.
Опираясь на сущность инновационных технологий социально-культурной деятельности [12], автор статьи предлагает определение понятия «социальное творчество в широком и узком значении». В широком значении социальное творчество реализуется в сфере деятельности формализованных и неформальных объединений, организаций, ориентированных на научнопросветительную, экологическую, физкультурно-оздоровительную деятельность, а также деятельность на основе любительских интересов и художественно-творческую деятельность. В узком значении социальное творчество на формализованной и неформальной основах реализует социально-культурные инициативы и движения в форме инициативных клубов, объединений, ориентированных на решение политических, экологических, социально-защитных, национально-культурных и культурозащитных проблем.
Сущность социального творчества (СТ) молодежи в сфере досуга понимается в данной статье как активное отношение молодых людей к миру, их способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества и в силу возрастных и личностных стремлений молодежи к креативу и инновациям.
Социальное творчество, как любое творчество, имеет уровни своего развития, отличающиеся друг от друга разным качеством: 1) уровень репродуктивной социальной деятельности; 2) уровень социально-творческой деятельности; 3) уровень собственно социального творчества [13]. Социально-творческая деятельность, характеризуется в сфере досуга свободой ее выбора, позитивной общественной направленностью, духовно мотивированной личной инициативой, интересом, и достаточно высоким качеством инновационных, самостоятельных организаторских действий, направленных на проектирование и реализацию инициативы в форме социально значимых акций, объединений, организаций, движений.
Специфика развития социально-творческой деятельности учащейся молодежи состоит в том, что в современных условиях такая деятельность не может быть успешно реализована без ее проектной разработки. Это требует обучения лидеров учащейся молодежи основам проектирования социальных инициатив в сфере организованного досуга в системе внеучебной воспитательной работы вуза. В процессе обучения студентов социально-культурному проектированию гражданских инициатив необходим учет влияния на динамику социального творчества культурно-ментальных традиций, смены политических режимов общества и циклического характера эволюции социальных новшеств на этапе реализации социально-творческого проекта [14].
Автор статьи обосновывает идею оптимизации субъектнос-ти личности в процессе ее гражданской социализации. Субъек-тность достигается за счет включения личности и социальной группы в процесс практической социально-культурной деятельности, формирующей у личности гражданские качества в результате позитивно мотивированных, активных гражданских действий на основе постепенно осознаваемой позиции социального участия, социальной активности. Достигается это с помощью проектной разработки и реализации социально значимого дела, идеи, гражданской инициативы.
Проектные технологии в гражданском образовании и воспитании позволяют решать комплекс образовательных задач, связанных: 1) с вовлечением каждого участника проектной группы в активный познавательный процесс, в активную познавательную деятельность, направленную на применение приобретенных знаний на практике с четким осознанием того, где, для каких целей и как эти знания могут быть использованы;
2) с совместной работой в сотрудничестве при решении разнообразных социальных проблем, когда требуется проявлять соответствующие информационные и коммуникативные умения;
3) с широким общением со сверстниками из других учебных заведений и регионов; 4) со свободным доступом к необходимой информации на основе использования интернет-пространства для всестороннего исследования решаемой проблемы; 5) с постоянным испытанием своих интеллектуальных и нравственных сил с целью решения возникающих проблем, выполняя разные
социальные роли (лидера проектной группы, эксперта проекта, координатора проекта и т.д.) [15].
Личностно-формирующий эффект гражданского образования и воспитания увеличивается многократно, если личность не просто получает и усваивает политическую, правовую, экономическую, национально-культурную и общекультурную информацию, а вступает в деятельностный диалог с социально-культурным пространством, его институтами и ментальными нормами, вооруженная знаниями, умениями проектных способов реализации своих инициатив. Именно в этом случае личность (и малая социальная группа) оптимизирует свою субъектность и дей-
Библиографический список
ствует на уровне социального творчества, обладает проективным отношением к социально-культурной действительности. Это происходит поскольку человек-инноватор, инструментально оснащенный проектированием, решая социально и личностно значимую проблему: 1) знает, что и как будет делать, во имя чего и почему будет совершать эти действия; 2) внутренне готов и умеет самостоятельно, качественно и достаточно быстро осуществить разработку проекта своей идеи; 3) осознает культурные, экономические, правовые и т.д. последствия своих действий; 4) просчитывает варианты выхода из ситуации потенциального риска и прилагает к этому интеллектуальные и волевые усилия.
1. О межведомственной программе «Студенчество России» (2004-2008 гг.) / Министерство образования РФ // Официальные документы в образовании. - 2003. - № 35(декабрь).
2. Об утверждении примерного положения о студенческом отряде: Приказ Министерства образования Российской Федерации № 3216 от 05.09.2002 г. // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - 2002. - № 11.
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
4. Омеличкин, О.В. Гражданская культура: теоретико-методологические проблемы: монография. - Кемерово, 1996.
5. Роль студенческого самоуправления в подготовке конкурентоспособных специалистов: тезисы докладов участников всерос. конф. -Екатеринбург, 2005.
6. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие. - М., 2002.
7. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник. - М., 1999.
8. Коэн, Дж.Л. Гражданское общество и политическая теория. - М., 2003.
9. Кемеров, В.Е. Социальная философия: словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. - М., 2003.
10. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. - М., 1994. - Т. 1.
11. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М., 1974.
12. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 2004.
13. Смирнова, Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях: учеб.пособие. - М., 1983.
14. Белинская, О.Н. Развитие социального творчества студенческой молодежи в сфере досуга на основе проектных технологий: авто-реф. дис... канд. пед. наук. - Тамбов, 2009.
15. Слободчиков, В.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся. - М., 2002.
Bibliography
1. O mezhvedomstvennoyj programme «Studenchestvo Rossii» (2004-2008 gg.) I Ministerstvo obrazovaniya RF II Oficialjnihe dokumentih v obrazovanii. - 2003. - № 35(dekabrj).
2. Ob utverzhdenii primernogo polozheniya o studencheskom otryade: Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossiyjskoyj Federacii № 3216 ot 05.09.2002 g. II Byulletenj Ministerstva obrazovaniya Rossiyjskoyj Federacii. - 2002. - № 11.
3. Amonashvili, Sh.A. Lichnostno-gumanisticheskaya osnova pedagogicheskogo processa. - Minsk, 1990.
4. Omelichkin, O.V. Grazhdanskaya kuljtura: teoretiko-metodologicheskie problemih: monografiya. - Kemerovo, 1996.
5. Rolj studencheskogo samoupravleniya v podgotovke konkurentosposobnihkh specialistov: tezisih dokladov uchastnikov vseros. konf. -Ekaterinburg, 2005.
6. Streljcov, Yu.A. Kuljturologiya dosuga: ucheb.posobie. - M., 2002.
7. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika: uchebnik. - M., 1999.
8. Koehn, Dzh.L. Grazhdanskoe obthestvo i politicheskaya teoriya. - M., 2003.
9. Kemerov, V.E. Socialjnaya filosofiya: slovarj I sost. i red. V.E. Kemerov, T.Kh. Kerimov. - M., 2003.
10. Berdyaev, N.A. Filosofiya tvorchestva, kuljturih i iskusstva: v 2 t. - M., 1994. - T. 1.
11. Kagan, M.S. Chelovecheskaya deyateljnostj: opiht sistemnogo analiza. - M., 1974.
12. Kiseleva, T.G. Socialjno-kuljturnaya deyateljnostj: uchebnik I T.G. Kiseleva, Yu.D. Krasiljnikov. - M., 2004.
13. Smirnova, E.I. Teoriya i metodika organizacii samodeyateljnogo tvorchestva trudyathikhsya v kuljturno-prosvetiteljnihkh uchrezhdeniyakh: ucheb.posobie. - M., 1983.
14. Belinskaya, O.N. Razvitie socialjnogo tvorchestva studencheskoyj molodezhi v sfere dosuga na osnove proektnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis... kand. ped. nauk. - Tambov, 2009.
15. Slobodchikov, V.I. Metod proektov kak sredstvo razvitiya tvorcheskikh sposobnosteyj uchathikhsya. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 15.15.13
УДК 378
Seregin N.V. REALITIES OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL PROCESS AND DIAGNOSTICS OF INDIVIDUAL DISTINCTIONS IN PSYCHODIDACTICS. In the article the problem of formation of the identity of the professional musician on the basis of diagnostics of his individual qualities is analysed, approach to the organization of process of training and diagnostic techniques from the point of view of psychodidactics is presented.
Key words: musical-performing and musical-pedagogical activity, psychological-pedagogical diagnostics, abilities, inclinations, didactic techniques, professional and important qualities, optimum model of diagnostics.
Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования
АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РЕАЛИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОДИДАКТИКЕ
В статье проанализирована проблема формирования личности профессионального музыканта на основе диагностики его индивидуальных качеств, представлен подход к организации процесса обучения и диагностических методик с точки зрения психодидактики.