Научная статья на тему 'Социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции'

Социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2047
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ / ТЕХНИКА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК (ПСИХОЛОГИЯ) / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТАТУСНО-РОЛЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / 'I AM' CONCEPTION / REPERTOIRE LATTICE TECHNIQUES (PSYCHOLOGY) / SOCIAL COMPARISON / CONCEPTION OF PERSONAL CONSTRUCTS / PSYCHOLOGICAL STUDIES / STATUS AND ROLE CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Курышева Ольга Васильевна, Нужных Кристина Валерьевна

В статье обосновывается представление о том, что самохарактеристика и самооценка людей основаны на сравнении, составляют часть квинтэссенции современного социально-психологического знания. Вместе с тем в существующих подходах к изучению социального сравнения акцентируется его роль в построении прежде всего аффективного компонента Я-концепции. Когнитивная составляющая Я-концепции при этом отходит на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social comparison as a means of cognitive component formation in «I am» conception

The author of the article states that personal self-description and self-esteem is based on comparison and constitutes a part of quintessence of modern social and psychological knowledge. Existing approaches to social comparison research focus its role in forming of affective component in 'I Am' Conception. The cognitive component itself moves to the background.

Текст научной работы на тему «Социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции»

© О.В. Курышева, К.В. Нужных, 2008

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 316.61 ББК 60.027.9

СОЦИАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА Я-КОНЦЕПЦИИ

О.В. Курышева, К.В. Нужных

В статье обосновывается представление о том, что самохарактеристика и самооценка людей основаны на сравнении, составляют часть квинтэссенции современного социально-психологического знания. Вместе с тем в существующих подходах к изучению социального сравнения акцентируется его роль в построении прежде всего аффективного компонента Я-концепции. Когнитивная составляющая Я-концепции при этом отходит на второй план.

Люди считают себя талантливыми или бесталанными, богатыми или бедными, здоровыми или больными, сравнивая себя с другими.

Tesser, 1980

Ключевые слова: социальное сравнение, Я-концепция, концепция личностных конструктов, техника репертуарных решеток (психология), психологические исследования, статусно-ролевые характеристики.

Социальное сравнение выступает неотъемлемым и необходимым компонентом повседневной жизни каждого человека. Мы постоянно сравниваем свой облик, свои способности, свой статус, занятия с теми же характеристиками окружающих нас людей.

Как отмечают Bram P. Buunk и Thomas Musswieler, стремление и способность к социальному сравнению - соотнесению своих собственных свойств со свойствами других людей с целью получения информации о собственных атрибутах и их точного самооценивания -

являются имманентной и «одной из важнейших, если не самой важной, характеристикой социальной жизни человека» [10, р. 467].

Основоположник теории социального сравнения L. Festmger полагал, что, сравнивая себя с другими, индивид получает возможность само-диагностирования и дифференциации сведений о своих личностных чертах, внешней привлекательности, корректности поведения и обоснованности взглядов, и таким образом, строит субъективные представления о самом себе. Исходя из этого, социальное сравнение следует рассматривать как один из ведущих механизмов построения Я-концепции [11, р. 117-140].

Я-концепция определяется как относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о

своих физических, характерологических, интеллектуальных, социальных свойствах. Она включает и эмоционально-оценочные компоненты этих представлений. Согласно модели Р. Бернса, в структуре Я-концепции выделяют когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент содержит образ собственных качеств человека, его способностей, внешности, статуса, ролевых характеристик и т. д. Аффективный компонент связан с отношением к себе или к отдельным своим качествам. К этому компоненту можно отнести такие понятия, как самооценка, принятие себя, самоотношение, самоуважение, ощущение собственной значимости. Третья, поведенческая составляющая Я-концепции, характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении, и направлена на их подтверждение [2].

Теоретический анализ социально-психологических исследований, посвященных проблеме социального сравнения, показал, что в существующих подходах акцентируется его роль в построении, прежде всего, аффективного компонента Я-концепции.

Так, было установлено, что в функции социального сравнения входят самоутверждение, компенсация сниженного самоуважения, стимулирование ощущения собственной значимости и субъективного благополучия [9, р. 149186], достижение и поддержание позитивной социальной идентичности [12, р. 5-34]. Кроме того, было доказано, что социальное сравнение используется как способ получения информации, которая позволяет людям оценить степень собственной правоты и справедливости своих субъективных установок [3].

В этом контексте анализируются, прежде всего, объекты сравнения, главным образом - их похожесть/непохожесть на субъект сравнения. Кроме этого, предметом изучения являются стратегии сравнения - восходящая и нисходящая, и эмоциональные переживания, связанные с ними, удовлетворение собой или, напротив, разочарование в себе.

Когнитивная составляющая Я-концепции в рассмотренных нами работах отходит на второй план. Как правило, исследователи констатируют, что в процессе сравнения оцениваются положение, личностные качества и суждения, но при этом они не раскрывают в

должной степени содержание этих характеристик и их соотношение.

Исходя из этого, мы определили предмет настоящего исследования следующим образом: социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-кон-цепции. Исходя из этого, наш интерес был сосредоточен не на стратегиях социального сравнения, а на системе критериев, выступающих основанием для социального сравнения: их содержании и соотношении. При этом соотношение критериев мы рассматривали относительно двух возрастов - юношеского (1721 лет) и среднего (40-60 лет).

В качестве метода исследования была использована техника репертуарных решеток. Теоретические основы данного метода были заложены Дж. Келли.

Согласно концепции личностных конструктов Дж. Келли, личность индивида образована системой его конструктов. Келли исходит из того, что «человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности» [цит. по: 8, с. 438]. Именно эти понятийные системы, или модели Келли определил как личностные конструкты. Конструкт - это особое субъективное средство, созданное (сконструированное) самим человеком, проверенное (валидизированное) им на практике, помогающее ему воспринимать и понимать окружающую действительность, прогнозировать и оценивать события. Другими словами, конструкт представляет собой способ интерпретации мира, понятие, которое использует индивид, чтобы разнести события по категориям и наметить курс поведения [7].

Понятие конструкта легло в основу метода репертуарных решеток («Реп-тест»).

Главная цель применения репертуарных решеток - проникнуть в «личную теорию» мира испытуемого, реконструировать его собственную систему представлений, не приписывая и не навязывая ему конструктов, разработанных исследователем. Данная техника предназначена для определения содержания и структуры индивидуальной системы понятий и суждений человека. Метод репертуарных решеток характеризуется колоссальной гибкостью. Он может быть «настроен»

на реконструкцию самых разных областей субъективного опыта человека, на выявление смысловых конструктов различного уровня обобщенности и значимости [там же].

В самом общем виде «Реп-тест» состоит из двух процедур.

Во-первых, происходит формирование ролевого списка. Ролевой список - это перечень названий ролей, которые предположительно являются значимыми для всех людей. Можно привести примеры таких ролей: мать, отец, учитель, сосед. Как правило, предлагается порядка 20-30 ролей, и испытуемого просят назвать подходящего для каждой роли конкретного человека, которого он хорошо знает и который эту роль исполняет.

Во-вторых, на основании ролевого списка в ходе структурированного интервью с респондентом формулируются соответствующие предмету исследования личностные конструкты.

Настоящее исследование проходило в два этапа.

Целью первого этапа было составить общий ролевой список. Для этого респондентам было предложено назвать не менее трех персонажей - реальных людей или выдуманных героев, знакомых или незнакомых, отдельных индивидов или целые группы - с которыми им приходилось сравнивать себя по каким-либо признакам. Все названные персонажи были упорядочены в рейтинг по частоте встречаемости. 24 наиболее часто упоминаемых объектов сравнения составили итоговый ролевой список.

На втором этапе исследования выявлялись конструкты. В нашем случае они представляли собой критерии социального сравнения. Выявление конструктов проходило по диадическому принципу методом самоидентификации, то есть в диаду сравнения включался элемент «я сам».

Процедура выглядела следующим образом. Каждому респонденту предъявлялся ролевой список, составленный на предыдущем этапе исследования. Ему нужно было выбрать из него 5 лиц, с которыми он чаще всего сравнивает себя в повседневной жизни, и назвать черты сходства и/или различия между собой и каждым названным человеком/группой. Количество критериев по каждой роли ограничено не было.

Выборку испытуемых составили 60 респондентов, из них 30 юношеского возраста (19-20 лет), 30 - среднего возраста (4148 лет). Гендерные различия при формировании выборки и анализе результатов не учитывались.

Для обработки полученных данных применялись контент-анализ и методы математической статистики (частотный анализ, процедуры описательной статистики, вычисление /-критерия Стьюдента, кластерный анализ).

Анализ результатов позволил нам прийти к следующим выводам.

В процессе социального сравнения люди ориентируются на довольно широкий круг критериев, которые можно объединить в 4 смысловые категории:

1. «Внешние признаки». Они включают пол, возраст, общую характеристику внешнего вида, описания стиля одежды, мимики, речи.

2. «Личностные особенности». К ним относятся интеллектуальные способности, характеристики эмоциональной и мотивационноволевой сфер, социально-психологические свойства, общая активность.

3. «Ценностные предпочтения». К этой категории были причислены жизненная позиция, отношение к жизни в целом и к отдельным ее сферам, акценты при расстановке приоритетов, сформированность целей и жизненных планов, моральные и нравственные ориентиры, интересы и увлечения.

4. «Статусно-ролевые характеристики». Их представляют материальная обеспеченность, сферы занятости, степень реализации в профессии, карьерный статус, жизненный опыт и компетентность, успешность и продуктивность, признание окружающих, уважение, автономность, семейное положение.

Соотношения данных категорий в процессе социального сравнения различаются в зависимости от возраста.

Представители юношеского возраста чаще всего используют личностные особенности как критерии социального сравнения; реже - ценностные предпочтения и статусные характеристики, и практически не прибегают к внешним признакам. Люди среднего возраста в качестве основных ориентиров в социальном сравнении выбирают статусно-ролевые характеристики, далее - ценностные и

личностные характеристики, и также как юноши, в последнюю очередь обращают внимание на внешние признаки.

Вместе с тем описанная картина значительно упрощает реальную ситуацию, поскольку отражает средние по выборке значения, в то время как в ходе проведения «Реп-теста» обнаруживались совершенно другие сочетания параметров сравнения. С целью уточнить все возможные варианты был проведен кластерный анализ. В результате внутри каждой возрастной группы было выделено несколько подгрупп, или, как мы их условно обозначили, ориентаций в социальном сравнении.

Респондентов юношеского возраста можно разделить на 3 подгруппы.

Самой многочисленной (63 %) является подгруппа, представители которой в ходе сравнения себя с другими людьми ориентируются на личностные особенности и ценностные предпочтения. Данную тенденцию мы условно обозначили как «личностно-ценностная ориентация в социальном сравнении». Объектами сравнения для них выступают члены семьи и лица из близкого круга.

20 % респондентов юношеского возраста составляют группу, которая сравнивает себя с другими людьми преимущественно по статусно-ролевым показателям, и иллюстрируют «статусно-личностную ориентацию в социальном сравнении». Наиболее значимыми объектами сравнения для них являются обобщенный образ успешного человека, близкие друзья и родные.

17 % респондентов юношеского возраста в процессе социального сравнения используют исключительно личностные характеристики. Соответственно, эта тенденция получила название «личностная ориентация в социальном сравнении». В качестве объектов сравнения представители данной группы склонны выбирать родственников, близкий круг общения и героев книг/фильмов.

Люди среднего возраста могут быть распределены в 2 подгруппы.

К первой (55 %) относятся люди, которые в ходе сравнения себя с другими ориентируются на статусные показатели, личностные особенности, ценностные предпочтения примерно в равной степени, с небольшим преобладанием первой категории. Поскольку в

этом варианте критерии сравнения распределены относительно равномерно (исключая внешние признаки), он получил название «гармоничная ориентация в социальном сравнении».

Представители второй группы (35 %), сравнивая себя с другими, исключительную роль отводят статусно-ролевым характеристикам. Это соотношение было обозначено как «статусная ориентация в социальном сравнении».

Объектами сравнения для обеих групп среднего возраста выступают коллеги, члены семьи, лица из близкого круга общения и обобщенная категория «люди моего возраста».

Используя дополнительные переменные, мы выяснили, что при одинаковой интенсивности социального сравнения у представителей двух выборок, у юношей наблюдается явная склонность акцентировать различия между собой и другими людьми (соотношение «сходства - различия» равно 1:3), в то время как люди среднего возраста констатируют сходства и различия в равной степени (1 : 1).

Выявленные различия между группами юношеского и зрелого возраста в когнитивном аспекте социального сравнения могут быть проинтерпретированы с точки зрения существующих представлений об особенностях Я-концеп-ции, характеризующих тот и другой возрасты.

Так, И.С. Кон отмечает, что юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции и мировоззрения как совокупности взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Юноша строит свою систему убеждений, переживание которых сопровождается чувством их истинности, правильности. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста, согласно И.С. Кону, является становление устойчивого образа Я; формирование модели собственной личности, с помощью которой юноши определяют свое отношение к себе и другим. При этом усиливается внимание к личностным, внутренним, собственно психологическим качествам, а интерес к внешности, одежде, манерам, свойственный подросткам, снижается. На первый план в образе «Я» постепенно выходят умственные способнос-

ти, волевые и моральные качества, свойства характера, жизненные планы и мечты [5].

Кроме того, в этом возрасте отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, уникальность, ценность и значимость собственной личности. Э. Эриксон полагал, что юности соответствует кризис идентичности, позитивный исход которого характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других - чувства эго-идентичности [1, с. 212-242].

Мы видим, что в ходе социального сравнения юноши стремятся подчеркнуть свои отличия от других людей, непохожесть на окружающих, ориентируясь главным образом на личностные и ценностные особенности. Можно предположить, что первая категория критериев связана с достижением личностной идентичности, вторая - с решением смысложизненных и морально-этических проблем.

Итак, в юношеском возрасте социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции - представлений о себе - основан на подчеркивании своих отличий по линии личностных и ценностных характеристик. При этом юноши выделяют себя из семейного и близкого дружеского окружения.

В этом ключе интересна группа респондентов юношеского возраста, акцентирующих исключительно личностные особенности. На наш взгляд, это скорее «подростковый» вариант «поиска себя», который пока не включает решение мировоззренческих вопросов (с чем связано отсутствие ценностных критериев сравнения), а нацелен только на личностное самоопределение. Особое внимание обращает на себя «герой книги/фильма» как объект сравнения, который встречается только в этой подгруппе. Его присутствие указывает на некую «виртуальность» социального сравнения.

Также следует обратить внимание на группу юношей, которая сравнивает себя с другими людьми преимущественно по статусно-ролевым показателям. Этот факт не соответствует описанным выше особенностям юношеского возраста. Однако ключевым моментом здесь, на наш взгляд, является обобщенный образ успешного человека как объект сравнения. Перечисляя свои отличия от ус-

пешного человека по статусным показателям («богатый», «хорошая должность», «собственная семья», «уважаемый»), юноши часто отмечали, что «пока у меня этого нет», «на данный момент я этого не достиг», подразумевая, что в будущем положение успешного человека для них вполне реально. Таким образом, успешный человек выступает здесь идеалом, к которому нужно стремиться, а сравнение себя с ним задает основные векторы развития.

Таким образом, социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции в юношеском возрасте основано на дифференциации себя и других по личностным и ценностным характеристикам (реже - только по личностным), а также на выстраивании дальнейшей перспективы развития.

Переход от юности к взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением, кристаллизацией чувства своей личной идентичности. И.С. Кон отмечает, что люди среднего и пожилого возраста гораздо реже задают себе вопрос «Кто же я такой в действительности?» Стабилизация основных психических структур, ценностных ориентаций и уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. Однако соотношение и степень значимости его компонентов зависят, прежде всего, от ценностной иерархии деятельностей, в которых индивид усматривает преимущественную сферу самореализации (труд, семейная жизнь, общественная деятельность и т. д.), и специфических критериев, которыми он измеряет свои жизненные успехи и поражения [4].

И.С. Кон полагает, что реальная жизнедеятельность и мотивационная система взрослого включает две главные сферы: труд в самом широком смысле слова, включая всякую предметную деятельность, и общение, включая все межличностные отношения, любовь, эмоциональные привязанности, семейные, родительские, дружеские и иные чувства. Хотя человеческая жизнь не сводится к этой дихотомии, любое описание человеческой личности предполагает два главных вопроса: 1) что человек делает, какова его предметная деятельность и как он сам к ней относится: 2) ка-

ковы его взаимоотношения с окружающими людьми, кого он любит, отвечают ли ему взаимностью, насколько он способен к самораскрытию и пониманию другого? Этими вопросами и определяется в конечном счете содержание его рефлексивного «Я» и степень удовлетворенности жизнью [там же].

З. Фрейд также считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его способностью любить и трудиться.

Э. Эриксон указывает на достижение близости и генеративности как на вехи благополучной взрослости. Б. Окам полагал, что развитие взрослого человека можно описать в контексте трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи [взрослый ребенок, супру-г(а) или родитель] и Я как работника. Другие ученые говорят о принадлежности к какой-то группе и личных достижениях, третьи - об общественном признании и компетентности в каком-либо деле. Таким образом, успешность жизненного пути взрослого человека самым тесным образом связана с его семейными отношениями и трудовой деятельностью [6, с. 692-695].

Отличительной особенностью среднего возраста как периода взрослости является переоценка и переосмысление жизни. В этот период люди мысленно «переписывают свои биографии», подводят предварительные итоги, думают о собственной уязвимости, пересматривают ценности, пытаясь понять, какие из них действительно имеют значение в жизни. Эти размышления и переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров - личного мира, мира семьи и профессионального мира. Таким образом, середина жизни - это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Одни могут быть удовлетворены собой, считая, что они достигли пика своих возможностей, для других анализ прожитых лет может стать болезненным процессом, и тогда говорят о «кризисе середины жизни» [там же].

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в процессе социального сравнения люди среднего возраста ориентируются, прежде всего, на статусно-ролевые ха-

рактеристики. На наш взгляд, именно эти показатели - семейное положение, уважение и признание со стороны окружающих, материальная обеспеченность, сферы занятости, степень реализации в профессии, жизненный опыт и компетентность, успешность и продуктивность, автономность - отражают основные достижения взрослого человека в тех главных сферах жизни, о которых мы говорили выше - общение и труд. Поэтому на первый план выходят именно статусные характеристики, которые позволяют оценить взрослому человеку степень своей продуктивности, или, в терминах Э. Эриксона, гене-ративности.

В соответствии с этим, в круг объектов сравнения, помимо членов семьи и друзей, включаются формальные группы членства (коллеги) и обобщенная категория «люди моего возраста». Два последних объекта представляют собой некий образец «нормы», отталкиваясь от которого человек измеряет степень собственной успешности и состоятельности, и в зависимости от результатов сравнения испытывает чувство удовлетворенности собой (если соответствует «норме» или превосходит ее) или недовольства, разочарования в себе (если по каким-либо параметрам не «дотягивает» до среднестатистического человека своего возраста).

Таким образом, в среднем возрасте социальное сравнение как механизм построения когнитивного компонента Я-концепции основывается на статусно-ролевых характеристиках как показателях общей продуктивности и состоятельности человека в различных сферах его жизни - семья, работа, общение.

Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в процессе социального сравнения люди ориентируются на довольно широкий круг критериев, которые могут быть объединены в четыре смысловые категории: внешние признаки, личностные особенности, ценностные предпочтения, статусно-ролевые характеристики.

Во-вторых, соотношение данных категорий различается в зависимости от возраста. Представители юношеского возраста ориентируются преимущественно на личностные

особенности, значительно реже - на статусно-ролевые и ценностные характеристики, и практически не используют внешние признаки. Респонденты среднего возраста в процессе социального сравнения используют, прежде всего, статусно-ролевые показатели, далее - ценностные предпочтения и личностные особенности, и, наконец, в последнюю очередь, внешние признаки.

В-третьих, внутри каждой возрастной группы можно выделить несколько подгрупп, или ориентаций, в социальном сравнении. Что касается юношеского возраста, то речь идет о «личностно-ценностной», «личностной» и «статусно-личностной» ориентациях. Относительно среднего возраста можно говорить о «статусной» и «гармоничной» ориентациях. Каждой из выделенных ориентаций соответствует определенный набор предпочитаемых объектов сравнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анцыферова, Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона / Л. И. Анцыферова // Принцип развития в психологии. - М. : Наука, 1978. - 368 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М. : Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зим-бардо, М. Ляйппе. - СПб. : Питер, 2000. - 444 с.

4. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.

5. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.

6. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. -СПб. : Питер, 2003. - 988 с.

7. Франселла, Ф. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д. Баннистер. - М. : Прогресс, 1987. - 232 с.

8. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер ; пер. С. Меленевской и Д. Викторовой. - СПб. ; М. ; Харьков ; Минск : Питер Пресс, 1990. - 606 с.

9. Brickman, P. Pleasure and pain in social comparison / P. Brickman, R. J. Bulman // Social Comparison process: Theoretical and empirical perspectives / J. M. Suls & R. L. Miller (Eds.). -Washington DC : Hemisphere, 1977. - Р 149-186.

10. Buunk, B. P. New directions in social comparison research / B. P. Buunk, T. Musswieler // European Journal of Social Psychology. - 2001. -№31. - Р 467.

11. Festinger, L. A theory of social comparison processes / L. Festinger // Human Relations. - 1954. -№ 1.- Р 117-140.

12. Turner, J. Social comparison and social identity: Some prospects for intergroup behavior / J. Turner // European Journal of Social Psychology. - 1975. -№ 5. - Р 5-34.

SOCIAL COMPARISON AS A MEANS OF COGNITIVE COMPONENT FORMATION IN ‘I AM’ CONCEPTION

O. V. Kurysheva, K. V. Nuzhnykh

The author of the article states that personal self-description and self-esteem is based on comparison and constitutes a part of quintessence of modern social and psychological knowledge. Existing approaches to social comparison research focus its role in forming of affective component in ‘I Am’ Conception. The cognitive component itself moves to the background.

Key words: social comparison, ‘I am ’ conception, conception of personal constructs, repertoire lattice techniques (psychology), psychological studies, status and role characteristics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.