Научная статья на тему 'Социальное развитие младших школьников средствами адаптивной педагогики как тенденция современного образования'

Социальное развитие младших школьников средствами адаптивной педагогики как тенденция современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное развитие младших школьников средствами адаптивной педагогики как тенденция современного образования»

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ АДАПТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

КАК ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А. В. Селютина

Долгие годы в практике педагогов общеобразовательной школы приоритет отдавался образовательным задачам, поэтому сфера воспитания оставалась в средних школах на втором плане. Сегодня же главные образовательные результаты обучения смещаются с показателей учебной успеваемости на личные и социальные успехи учащегося [2, с. 153]. Данная тенденция отражена в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начальной ступени общего образования второго поколения, который постепенно внедряется в массовых учреждениях с сентября 2011 г. Таким образом, социальное развитие младших школьников востребовано, и его обязательность закреплена государственной политикой в области образования.

Младшие классы являются связующим звеном между дошкольным периодом ребенка и средним школьным возрастом [1; 5]. Именно на данном этапе ребенок адаптируется к условиям образовательного заведения и социума, усваивает нормы межличностного и делового общения со сверстниками и взрослыми, учится «учиться». Начальное звено «готовит» ребенка для его перехода в сложный подростковый период, что крайне важно, так как появляющиеся трудности в обучении и воспитании подростков часто берут свои истоки в более ранний период.

Одной из главных сложностей работы педагогов в начальной школе является высокая наполняемость классов и наличие обучающихся с различным уровнем интеллектуального и личностного развития, среди них следует отметить заметное увеличение количества учеников «группы риска». Этим подтверждается необходимость пересмотра подходов к работе с подрастающим поколением. В этой связи важно, что в начале 1990-х гг. зародилось относительно новое направление педагогической отрасли - адаптивная педагогика. Е.П. Стрелецкая отмечает, что понятие «адаптивность» впервые появилось в Законе РФ «Об образовании» как принцип государственной политики, подразумевающий приспособление системы обучения к особенностям учащихся [4]. Мы определяем адаптивную педагогику как теоретико-практическое направление в обучении и воспитании детей, основная цель которого - сделать образование доступным, гуманным, интересным и развивающим через осуществление образовательной деятельности, содержание и способы реализации которой соответствуют особенностям каждого ребенка. Один из основоположников идеи адаптивной школы Т.М. Давыденко отмечает, что первостепенное значение в работе такой школы приобретает опора на «сильные» стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к знаниям, другим людям, к себе и выполняемой деятельности [3]. Мы считаем целесообразным введение термина «модель адаптивного учебно-воспитательного процесса», так как в данном понятии в отличие от «адаптивной системы обучения» подчеркивает-

177

ся воспитательная направленность действий педагога. Данную модель мы определяем как систему построения взаимодействий учителя и детей в рамках конкретного предмета или внеклассной деятельности, при которой реализуется идея адаптивной педагогики.

Релаксационные игры, коммуникативные, на развитие познавательных процессов, на формирование культуры поведения, подвижные и спортивные игры;

речитативы, музыкальное сопровождение; использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, считалок; элементы самомассажаирепаксации; дыхательные упражнения;

модифицированные строевые упражнения и с не сколькими де йствиями, пальцевая гимнастика; упражнения с предметами;

тематические комплексы упражнений и эстафеты;

задания в парах, группах, в сцеплении; полосы препятствий;

элементы музыкально-ритмического воспитания иОлимпийского образования; домашнее задание по созданию комплекса упражнений или игры

_______________________Организационно-педагогические условия______________________

Гибкость учебно-воспитательного процесса; использование дифференцированного подхода и многообразие форм работы; непрерывное психолого-педагогическое сопровождение школьников; уважение к личности обучаемого; опора на положительное в личности; формирование творческой, психологически комфортной атмосферы; признание особой важности воспитательного процесса; инновационность.

Методические приемы

I

Обеспечение наглядности; опережающее консультирование; авансирование успеха и создание ситуаций успеха на занятии;

элементы самоорганизации и самоуправления;

применение развернутых оценок педагога с

акцентом на положительное, групповых, взаимо- и

самооценок;

использование юмора;

статусное перемещение детей;

выборочное игнорирование отрицательных поступков обучающихся;

неформальное общение педагога и школьников вне занятия;

соблюдение спортивных обычаев.

Рис. Модель социального развития младших школьников средствами адаптивной педагогики

178

В рамках нашего исследования была создана и внедрена в практику модель социального развития детей младшего школьного возраста средствами адаптивной педагогики (см. рис.), которая была реализована на занятиях физического воспитания (урочная и неурочная деятельность). Однако ее элементы могут быть использованы в процессе преподавания других учебных предметов или во внеклассной работе. По результатам нашего эксперимента отмечается положительная тенденция к снижению тревожности, а также улучшение эмоциональной атмосферы в классе, о чем свидетельствует уменьшение числа детей, с которыми не хотели бы общаться одноклассники. Мы считаем, что это закономерное явление и позитивный эффект от коммуникативных игр и упражнений в группах, систематично применявшихся в процессе физического воспитания на протяжении двух лет.

В целом, в результате педагогического эксперимента наблюдаются значительные улучшения (Р<0,05) показателей объема, концентрации внимания, снижения тревожности испытуемых в обеих группах, что подтверждает возможность социального развития младших школьников в процессе физического воспитания средствами адаптивной педагогики.

Список литературы

1. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 2. -С. 5-11.

2. Григорьева Е.В. Стандарты второго поколения в начальной школе // Герценовские чт. Начальное образование. - 2010. - Т. 1. - С. 152-156.

3. Давыденко Т.М. Сущность и функции адаптивной школы // Психолого-пед. журн. Гау-деамус. - 2002. - № 1. - С. 125-138.

4. Стрелецкая Е.П. Адаптивная оздоровительно-образовательная среда в системе дополнительного образования: дис. ... докт. пед. наук. - Майкоп, 2005. - 34 с.

5. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников // Начальная шк. -2010. - № 11. - С. 6-8.

6. Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). - М.: Нов. шк., 1997. - 346 с.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.