Научная статья на тему 'Социальное партнёрство в физическом воспитании в общеобразовательной школе'

Социальное партнёрство в физическом воспитании в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубанов Владимир Петрович

В статье представлена модель интеграции физического воспитания в общеобразовательной школе с учреждением дополнительного образования спортивной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зубанов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное партнёрство в физическом воспитании в общеобразовательной школе»

РАЗДЕЛ IV

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ

УДК 371.72:37.061

Зубанов Владимир Петрович

Кандидат биологических наук, доцент Кузбасской государственной педагогической академии, ffk717019@maU.ru, Новокузнецк

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Zubanov Vladimir Petrovich

The candidate of biological sciences, the reader of Kuzbass State Pedagogical Academy, ffk717019@mail.ru, Novokuznetsk

SOCIAL PARTNERSHIP IN PHYSICAL TRAINING IN A SECONDARY SCHOOL

В концепции модернизации российского образования подчёркивается, что обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданской, правовой и профессиональной культурой.

По многочисленным данным, имеющимся в отечественной литературе [1; 4; 5; 8], неблагополучная ситуация со здоровьем детей диктует необходимость поиска новых организационных решений, направленных на формирование, сохранение и укрепление их здоровья, что так же определяется концепцией модернизации и стратегией развития образования.

Педагогический опыт показывает, что в большинстве школ важное значение придаётся умственному развитию школьников, но часто недооценивается их физическое развитие. Такую же позицию, к сожалению, занимают и многие родители. Всё же в любом обществе привлекательным этатюном остаётся физически развитый человек, проявляющий силу и выносливость, демонстрирующий высокий уровень работоспособности, способный достигать намеченные цели [8].

По данным всероссийского мониторинга [4, с. 162] к группе школьников с низкой двигательной активностью относится более 80% девочек и 66% мальчиков, учащихся начальных классов. Под руководством педагогов в спортивных секциях занимаются только 8% мальчиков и 6% девочек, а увлекаются спортом 27% и 14% соответственно. Согласно результатам мониторинга:

- 80,3% младших школьников относятся к основной медицинской группе;

- 12,2% составляют дети подготовительной группы;

- 4,2% школьников отнесены к специальной медицинской группе;

-3,4 % школьников освобождены от уроков физической культуры и должны посещать занятия лечебной физической культуры.

Результаты мониторинга позволяют оценить уровень двигательной подготовленности современных школьников по стандартному набору двигательных тестов. Если в младшей возрастной группе отмечена лишь тенденция к отставанию от возрастно-половых нормативов, то к старшему школьному возрасту ситуация усугубляется: около 60% старшеклассников характеризуются низким уровнем мышечной деятельности.

В условиях традиционно организованного воспитательно-образователь-ного процесса в школе не происходит существенного позитивного влияния на физическое развитие двигательных функций учащихся [8]. По выражению известного физиолога И. А. Аршавского школьная парта, за которой ребёнок проводит много лет своей жизни, - это «вторые пелёнки»: дети как бы приговорены к 10 годам этих «вторых пелёнок» [8, с. 33]. Основная причина - недостаточность времени, отводимого в рамках базисного учебного плана на уроки физической культуры, не достаточно развитая спортивная база образовательных учреждений, что не позволяет сформировать у школьников потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Не решает проблему и третий урок физической культуры, так как большинство школ не имеют нормальных условий для его проведения [8]. Физически ослабленные дети вообще могут выпадать из процесса физического воспитания в школе или отсиживаться на скамейке на уроках физической культуры.

Большинство учёных [2; 5; 8], считают что до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях всё то новое, что создано российской наукой в области формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастного и социального развития.

Нерешённым остаётся и вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий школьников, об особенности жесткого государственного стандарта физической подготовленности [8, с. 9].

Основными механизмами модернизации физического воспитания в школе должны стать принципиально новые подходы в организации проведения занятий [2; 3; 6; 7], одним из которых является реализация отнюдь не новой концепции проведения урока физической культуры по типу спортивной тренировки [2], что осуществить в рамках государственного образовательного стандарта практически не возможно. Только спортивная специализация может дать значительный эффект роста физической подготовки и повысить интерес к физической культуре, что в конечном итоге может определить общее состояние здоровья учащихся.

Понимая актуальность вопроса, важную роль физической культуры в образовательной среде личностно ориентированной школы, с 2005 г. раз-

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ...

рабатывался и внедрён новый подход к осуществлению методологических и организационно-педагогических условий создания модели непрерывного специализированного физического воспитания в средней общеобразовательной школе № 16 совместно с педагогическим коллективом детско-юношеского клуба физической подготовки (ДЮКФП) г. Осинники Кемеровской области.

Реализация муниципальной целевой программы здоровье сберегающей деятельности в малом городе основана на сетевом взаимодействии межведомственных структур [4, с. 56] и направлена на: организацию психоло-го-педагогического и медико-физиологического сопровождения воспита-тельно-образовательного процесса; оптимизацию режима двигательной активности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений; внедрение комплексных психолого-педагогических и медико-социальных подходов к организации профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде; формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни субъектов образования.

Стратегической целью данной инновации является создание условий, способствующих формированию и укреплению здоровья, совершенствованию физического развития учащихся и воспитанников, повышению качества образования.

Задачи: обеспечить формирование системы знаний о здоровом образе жизни, мотивации на укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса; внедрить в общеобразовательный процесс школы комплекс мероприятий по повышению двигательной активности и разработке структуры управления, концепции развития и модели исследования; разработать программно-методическое обеспечение функционирования и развития общеобразовательной школы, учебные программы по физическому воспитанию в интеграции с программами ДЮКФП, способствующими развитию творческого потенциала ученика и педагога; укреплять и совершенствовать материально-техническую базу образовательного учреждения.

Суть инновации в организации физического воспитания заключается в увеличении общего количества часов для занятий физической культурой, проводимых педагогами общеобразовательной школы и ДЮКФП, в зависимости от года обучения, возраста и физической подготовленности с учащимися 1-9-х классов.

Если миссия общеобразовательной школы заключается в создании образовательного пространства, обеспечивающего ученикам условия для самореализации личности, развития их индивидуальных способностей, укрепления физического и психического здоровья учащихся, то миссия ДЮКФП - развитие массового спорта. На основании этого нами была взята за основу концепция социального партнёрства общего и дополнительного образования.

Взаимодействие педагогических коллективов общеобразовательной школы и ДЮКФП позволяет в рамках реализации данной модели физи-

ческого воспитания, начиная с первого класса в группах продленного дня, увеличивать количество часов на занятия физической культурой, поскольку основными показателями общей физической подготовленности человека всегда были, есть и будут достижения в основных движениях, в которых выявляется уровень развития физических качеств, ежедневно применяемых в жизненных условиях.

Со второго класса учащиеся (циклами по два месяца) занимаются определенным видом спорта. Цель таких занятий - получить представление о каждом культивируемом виде спорта, попробовать свои силы, сформировать собственное отношение. С четвертого класса начинаются специализированные занятия выбранными видами спорта.

Для специализации учащимся на выбор предлагается: баскетбол, волейбол, футбол, вольная борьба, косики каратэ, настольный теннис, фитнес, шахматы, дартс. Количество видов спорта может изменяться в зависимости от кадровых возможностей ДЮКФП.

Для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой при выборе определенного вида спорта учитываются, прежде всего, пожелания учащихся, их склонности и возможности. Таким образом, осуществляется личностно-ориентированный подход, а также доступность образования, как одно из ведущих направлений концепции модернизации российского образования. Процесс самоопределения может происходить по-разному: дети имеют возможность заниматься одним и более видами спорта, а также переходить с занятий одним видом к занятиям другим.

Для детей с ослабленным здоровьем, согласно примерному объему двигательной активности и в зависимости от медицинских показаний, разработана программа лечебной физической культуры, занятия шахматами и дартсом. В целом более 60% учащихся занимаются под руководством педагогов ДЮКФП, используя спортивную базу школы.

В течение каждого учебного года учителями школы и педагогами ДЮКФП осуществляется мониторинг, позволяющий определить состояние здоровья учащихся, их функциональное и физическое развитие. Общий анализ показывает, что практически во всех классах в конце каждого учебного года отмечается снижение значений суммы пульса в шес-тимоментной функциональной пробе в среднем на 8,7% по сравнению с начальным этапом, что несомненно, говорит об улучшении функциональных возможностей обучающихся; отмечается значительный прирост уровня физической подготовленности по результатам президентских тестов.

В воспитательно-образовательном процессе школы была выстроена определенная программа, позволяющая развиваться в выбранном направлении. Возросла миссия классных руководителей, расширен спектр их функциональных обязанностей. Введены паспорта здоровья классов, которые заполняются классным руководителем совместно со школьным

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ...

медицинским работником, учителем физической культуры, и содержат блоки: «Учебная нагрузка»; «Оздоровительные и профилактические мероприятия»; «Пропуски учебных дней по болезни»; «Состояние здоровья». Паспорта здоровья позволяют провести комплексную оценку эффективности образовательного процесса.

В деятельности классных руководителей смещены акценты в сторону формирования потребности в здоровом образе жизни учащихся. С этой целью школьное методическое объединение классных руководителей разработало календарно-тематическое планирование классных часов по здоровьесберегающей тематике с учетом психолого-возрастных особенностей ребенка.

Результаты совместной деятельности учреждений общего и дополнительного образования убеждают в том, что системный подход к проблемам сохранения и укрепления здоровья, позволил сократить количество учащихся с девиантным поведением, существенно уменьшить число детей, состоящих на внутри школьном учете и в инспекции по делам несовершеннолетних. С 2007 г. нет детей, не приступивших к занятиям на начало учебного года, а также уменьшилось количество учащихся, оставленных на повторное обучение. Повысилась заинтересованность родителей в укреплении здоровья ребёнка, в достижении спортивных успехов и, что не мало важно, в учебной деятельности.

Важным показателем работы является динамика участия сборных команд школы в городских, областных и региональных соревнованиях. Наиболее показательным является анализ участия в городских спартакиадах, в которых представлены почти все школы города. Так, до внедрения программы показатели были весьма скромны (рис. 1). Видно, что в 2004-05 учебном году достижений выше шестого места у сборных команд данной школы по отдельным видам программы нет. В последующие годы практически во всех видах соревнований достижения были значительно выше, а в некоторых видах поднялись до призовых мест.

Решая проблему обеспечения массовости спорта, школа пришла к спорту высших достижений. На сегодняшний день в школе обучаются призеры и чемпионы не только городских и региональных спортивных соревнований, но и Всероссийских первенств.

Таким образом, в процессе систематических занятий физическими упражнениями специализированной направленности отмечается не только улучшение функциональных возможностей организма и повышение уровня физической подготовленности обучающихся, их соревновательной активности, но и отмечены позитивные изменения в учебно-воспитательном процессе школы, а так же решаются проблемы высоких спортивных достижений.

место Виды соревнований

осен- ний кросс контр. тесты лыжн гонки б/ бол в/ бол п/ бол шах- маты стрит- бол тен- нис турнир по б/ болу (леи! пла- вай

1

2 А /

3 / 1 / ?

4 А / . « * * - % А V /\ /

5 . л / ' ^ а * • * / ч Г ^ '

6 7 л ' * ^ / . \*ГГ1 и д > «ЛЯЯ СТЯГ • '

7 / / * ч ✓ / А/ / \

8 * V 9 / У

9 /4 / *

10 Ч ^ ч/

Рисунок 1 - Динамика участия школы в городских соревнованиях (по занятым местам)

■и.»» и II 2004/2005 учебный год

— — — 2005/2006 учебный год 2006/2007 учебный год

Результаты соревнований тех видов, по которым проводятся занятия в школе № 16 педагогами ДЮКФП

Библиографический список

1. Айзман, Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психологические аспекты его формирования [Текст]/ Р. И. Азман. - Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 1966.

2. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодёжи. [Текст]/ В. К. Бальсевич.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1966-№ 1.

3. Бальсевич, В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе [Текст]/ В. К. Бальсевич. - М.: Изд-во НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 114 с.

4. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика [Текст]: учебное пособие / под научной редакцией Э. М. Казина / - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с.

5. Казин, Э. М. Разработка системы педагогического руководства физическим воспитанием и развитием учащихся в школе. [Текст]/ Э. М. Казин. - Кемерово, 1996.

6. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. [Текст]/ В. И. Лях.// Теория и практика физической культуры.

- 1990. -№3.

7. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура [Текст]: воспитание, образование, тренировка./ В. И. Лях. - 1966. -№ 1.

8. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы [Текст]: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» /Э. М. Казин и др. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279 с.

УДК 378.046.4:372.879.6

Коваленко Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», knv-nvk-3754@mail.ru, Новокузнецк

Казин Эдуард Михайлович

Доктор биологических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»», knv-nvk-3754@mail.ru, Новокузнецк

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Kovalenko Natalia Vladimirovna

Assistant professor of the department ofnaturally scientific education ofmunicipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one's qualifications», knv-nvk-3754@mail.ru, Novokuznetsk

Kazin Eduard Michailovich

Doctor of Biology, professor of the department of naturallyscientifc education of municipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one”s qualifications», knv-nvk-3754@mail.ru, Novokuznetsk

FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM

OF QUALIFICATION

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.