Научная статья на тему 'Формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации'

Формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна, Казин Эдуард Михайлович

В статье рассмотрена проблема формирования методологической культуры как одной из составляющей профессиональной компетентности учителя физической культуры, позволяющей обеспечить продуктивность педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна, Казин Эдуард Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации»

6. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. [Текст]/ В. И. Лях.// Теория и практика физической культуры.

- 1990. -№3.

7. Лях, В. И. Концепция физического воспитания детей и подростков. Физическая культура [Текст]: воспитание, образование, тренировка./ В. И. Лях. - 1966. -№ 1.

8. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы [Текст]: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная педагогика» /Э. М. Казин и др. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. - 279 с.

УДК 378.046.4:372.879.6

Коваленко Наталья Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации», knv-nvk-3754@mail.ru, Новокузнецк

Казин Эдуард Михайлович

Доктор биологических наук, профессор кафедры естественнонаучного образования Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»», knv-nvk-3754@mail.ru, Новокузнецк

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Kovalenko Natalia Vladimirovna

Assistant professor of the department ofnaturally scientific education ofmunicipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one's qualifications», knv-nvk-3754@mail.ru, Novokuznetsk

Kazin Eduard Michailovich

Doctor of Biology, professor of the department of naturallyscientifc education of municipal autonomous educational organization of additional professional education «Institute of the improvement of one”s qualifications», knv-nvk-3754@mail.ru, Novokuznetsk

FORMATION OF METHODOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PHYSICAL EDUCATION IN THE SYSTEM

OF QUALIFICATION

..'.'W 4 i'-'Д , |':.YV.\ >• 1- y.' V ■,< л> >. • - "•

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного,

свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [4].

Таким образом, на современном этапе к деятельности учителя предъявляются высокие требования, в том числе к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Вследствие этого актуализируется необходимость изучения такого феномена, как «профессиональная компетентность» учителя. В настоящее время в науке нет однозначного подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Анализ научной литературы показывает, что учёные, изучающие проблему компетентности учителя, в своих исследованиях используют термин «профессиональная компетентность» (Б. С. Гершунский, Т. В. Добудько, А. К. Маркова и др.), термин «педагогическая компетентность» (Л. М. Митина и др.), или оба термина (Н. Н. Лобанова), а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогичес-кой деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность» (В. Н. Введенский, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская и др.). Имеющиеся разнообразия и разноплановость определений дефиниции «профессиональная компетентность» обусловлены выбором за основу различных научных подходов в контексте решаемых исследователями научных задач.

Анализ различных позиций исследователей на природу понятия «профессиональная компетентность» для нас представляет интерес с точки зрения того, какое место в них отводится методологической компетентности, что обусловлено предметом нашего исследования.

Методологическая компетентность определяется специалистами как научная основа продуктивности педагогической деятельности; обеспечения безопасности для здоровья обучающихся условий образовательно-развивающей и исследовательской, экспериментальной деятельности и выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности. Методологическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации педагогических феноменов, как профессиональные качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. Методологическая компетентность определяется набором знании, умений, навыков, способностей, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [2; 3].

Этот вопрос рассматривается в научной литературе в рамках философского, психологического и педагогического аспектов. Обоснование

творчества учителя как научного направления представлено в трудах Е. 3. Балабановича, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина, Б. С. Гершунского, И. А. Зимняя и др. Исследованию проблем развития профессионального мышления посвящены работы В. П. Зинченко, А. А. Орлова, В. В. Краев-ского и др. Научно-теоретические основы формирования методологической культуры учителя стали предметом исследований Е. В. Бережнова, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича, В. В. Краевского, И. К. Колесникова и др.

Таким образом, методологическая культура учителя определяется нами как особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е. пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом, методология личностно-профессионального самоизменения.

Специфика методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъективность, авторство понимания учебного материала и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъективности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя физической культуры определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.

Методологическая компетентность определяет готовность и способность к научному поиску, что предполагает проявление методологической культуры, умений качественно и эффективно организовать, провести педагогическое исследование, обработать результаты и сделать выводы, оформить научный текст, в котором отражены результаты и ход научного поиска, суметь четко и ясно представить и защитить свои результаты. Это особый тип организации знаний и исследовательских умений, а также набор личностных качеств, необходимый для проведения научного исследования.

Анализ данных подходов к определению методологической компетентности, несмотря на их разнообразие, позволяет выделить несколько основных частей, составляющих методологическую культуру: знания и умения по проектированию и конструированию воспитательно-образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.

Поэтому, в системе повышения квалификации возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем, связанных с формированием физической культуры личности.

Анализ литературы и практики показывают, что в настоящее время не осуществляется целенаправленной подготовки преподавателя физической культуры к осознанному конструированию своей педагогической деятельности, что порождает противоречие между потребностями педагога в са-

моопределении, в осознанном выборе и конструировании своей профессиональной деятельности и незнанием, неумением осуществлять данную деятельность. Данное противоречие обусловило проблему, заключающуюся в необходимости формирования методологической компетентности учителей физической культуры [1; 6].

Анализ научных источников по исследуемой теме показывает, что ученые ведут поиск по обоснованию методологической культуры педагога, разработке подходов к ее формированию, но вопрос об определении специфики педагогической деятельности конкретного педагога требует дальнейшего изучения. Необходимость более глубокого теоретического и практического исследования данной проблемы, недостаточность ее решения определили потребность в создании временного научно-исследовательского коллектива учителей физической культуры г. Новокузнецка «Методологическая культура педагога».

Это обусловлено тем, что основными задачами модернизации российского физкультурного образования являются повышение доступности, качества и эффективности, взаимосвязи полученных специальных знаний, двигательных умений и навыков с практикой. Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи.

Направленность физкультурного образования определяется единством ценностных ориентаций, когнитивной, мотивационно - волевой, инструментально-деятельностной, эмоциональной, адаптивно-ресурсной сфер, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, жизнедеятельности в целом [6].

Рассмотрение физического воспитания как социально организованного института удовлетворения потребности в движении представляет собой функциональную основу влияния двигательной деятельности на психическую сферу человека. Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект.

Физическая культура обладает огромным оздоровительным и культурологическим потенциалом и именно эти направления реализации сферы физического воспитания требуют расширения сферы деятельности традиционных и инновационных физкультурных технологий. Это обстоятельство обуславливает значимость формирования соответствующей готовности специалиста к организации разных видов и форм физического воспитания с учетом особенностей контингента обучающихся; наличие у преподавателя физической культуры развитого мышления, культуры речи, научно-теоретической подготовки, умения видеть ближайшую и отдаленную перспекти-

ву своей деятельности, чтобы эффективно разрабатывать и реализовывать свои идеи в практической деятельности [1; 6].

Это предполагает значительное обновление содержания общего физкультурного образования, отвечающего современным требованиям личности и общества и учитывающего национально-региональные особенности, специфику и исторические традиции конкретного образовательного учреждения. Главным условием для решения данной задачи является формирование методологической компетентности учителей физической культуры в системе повышения квалификации.

Вопрос о формировании методологической компетентности учителей физической культуры, которым предстоит воплощать свои творческие и профессиональные потенции в новых социально-экономических условиях, является проблемным и, как представляется, неотложным уже потому, что в настоящее время кардинально изменились и приобрели качественно новый характер требования к специалисту.

Речь идет о разработке новых образовательных программ повышения квалификации специалистов, которые не только в полной мере учитывали бы социальные запросы общества, но и отражали бы общие требования, которые формируются и в международном образовательном пространстве. Сегодня становится весьма актуальной идея подготовки специалистов с развитым критическим типом мыслительной деятельности, ощущением потребности в непрерывном образовании, умением работать в коллективе, с ориентацией деятельности на результат [4; 5].

Вопрос о реформировании образования, в том числе и физкультурного, решается весьма неоднозначно как с концептуальной, так и с практической точки зрения. Это обусловлено, на наш взгляд, во-первых, отсутствием до недавнего времени четкой поэтапной программы развития и совершенствования всей системы по физическому воспитанию в России, во-вторых, наличием общих стереотипов в тактике подготовки специалистов в системе повышения квалификации, во многом сдерживающих развитие всей системы и каждого ее звена.

Нам представляется, что необходимость формирования методологической компетентности учителей физической культуры было бы весьма целесообразным, что обусловлено:

- во-первых, новым пониманием физической культуры как самостоятельного научного и образовательного объекта, рассмотрение которого ведется в двух ракурсах: теоретическом и прикладном, что во многом определяет специфику подготовки педагога в области физической культуры в системе повышения квалификации;

- во-вторых, спецификой (в части условий реализации, содержания и требований к уровню профессиональной квалификации) основных образовательных программ, реализуемых системе повышения квалификации;

- в-третьих, необходимостью разработки и апробации инновационных технологий по физическому воспитанию в образовательных учреждени-

ях, способствующих формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обучающихся;

- в-четвертых, необходимостью подготовки педагогов-исследователей, ориентированных на исследовательскую и образовательную деятельность в области физической культуры как вида общей культуры и необходимой компоненты образования на всех его уровнях.

В настоящее время активно развивается идея о новом функциональном назначении физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, развития адаптивных способностей. Но в таком случае нельзя не признать и того, что заметно расширилась сама сфера деятельности специалистов физической культуры в области образования. Следовательно, необходим системный подход в вопросах повышения квалификации учителей физической культуры на различных уровнях с целью формирования их методологической компетентности. В качестве такой системы выступает интеграция курсовой подготовки и межкурсового периода в вопросах формирования методологической компетентности учителей

Современная тенденция курсовой подготовки в содержательном аспекте системы повышения квалификации определяется актуализацией образования, то есть приведением его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Содержание должно не только отражать актуальные знания и универсальные способы действия в различных областях, учитывая новые технологии, открытия, изменения, новую информацию, которые появляются в образовательной науке и практике, но и «отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние». Кроме того, система повышения квалификации, построенная, прежде всего, на принципах андрагогики [8] является моделью, в которой диалог доминирует над монологом, а активное участие группы занимает место пассивного слушания.

Компетентностный подход к формированию методологической компетентности учителей физической культуры диктует необходимость использования в системе повышения квалификации активных методов обучения и современных педагогических технологий, т. е. таких, которые впоследствии учитель смог бы, адаптируя, транслировать в своей практической деятельности и достигать качественно новых образовательных результатов. В соответствии с поставленными задачами в качестве методов обучения в курсовой подготовке могут быть использованы следующие: экспозиционные, когда содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником (преподавателем, лектором, учебником, фильмом и др.); управленческие методы, когда лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр. авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; проблемные методы, когда содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс включает в себя и постановку проблем, и поиск их решений.

Главной целью данного метода обучения является вовлечение обучающихся в мыслительную деятельность. В этом случае восприятие содержания обучения, или информации, происходит в процессе: «мышление - изучение проблемы - решение проблемы» [7; 8].

Так как компетентность формируется в деятельности, то формирование методологической компетентности учителей в курсовой период возможно только через соответствующий опыт деятельности и общения. Такой опыт может быть получен, например, в режиме интерактивного обучения.

Понятие «интерактивное обучение» в настоящее время в педагогической науке формируется и уточняется (Б. Ц. Бадмаев, Л. Н. Вавилова, К. Я. Вази-на, Л. Н. Вавилова, В. Б. Гаргай, Л. К. Гейхман, М. В. Кларин, Т. С. Панина и др.). Исследования показывают [2; 8], что взрослый человек «держится» за свои ценности, жизненные и профессиональные стереотипы до тех пор, пока на деятельностном уровне не осознает необходимость и продуктивность отказа от некоторых из них. Интерактивное обучение способствует активизации ценного педагогического опыта, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивных позиций в отношении нововведений, творческому подходу к использованию чужого опыта, формированию критической самооценки собственной практики и т. п.

По определению Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, «интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и своё поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [8, с. 8]. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающей функции преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов) можно отнести модерацию, кейс-техноло-гию, коллективный способ обучения В. К. Дьяченко, технологию проектного обучения, технологию педагогических мастерских и другие.

С. Г. Вершловский в качестве важнейших средств, нацеленных на обеспечение развивающего эффекта образования взрослых и превращающих его в непрерывный процесс обучения и самообразования, определяет: обсуждение в процессе обучения значимых для взрослых проблем в разных сферах деятельности и поиск их решения; формирование и развитие ключевых компетентностей, необходимых в профессиональной, общественной и других сферах; применение учебных технологий, делающих взрослых субъектами образовательного процесса, а их профессиональный и жизненный опыт востребованным в процессе обучения; создание учебных ситуа-

ций, формирующих у взрослых потребность в продолжении образования и самообразовании.

В системе повышения квалификации учителей физической культуры в аспекте формирования методологической компетентности как равнозначный элемент выделяем организацию работы с педагогами в межкурсовой период. В рамках института повышения квалификации эта деятельность успешно реализуется всеми структурными подразделениями института.

Научно-методическое обеспечение процесса формирования методологической компетентности учителя физической культуры предполагает: организацию совместной работы по формированию методологической культуры, критического мышления, творчества и рефлексии учителя; с инновационными площадками в процессе разработки и реализации инновационных проектов валеологического сопровождения в процессе использования инновационных технологий физического воспитания школьников в образовательных учреждениях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование методологической компетентности учителя физической культуры в системе повышения квалификации, на наш взгляд, может способствовать реализации индивидуальных образовательных маршрутов учителей с целью включения их в процесс модернизации физкультурного образования, основанный на теоретическом и экспериментальном обосновании организационно-методических подходов, позволяющих объективизировать целевую направленность физического воспитания оздоровительной, адаптивной, образовательной и развивающей физической культуры личности.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России [Текст]/ В. К. Бальсевич. // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 3, с. 3-5.

2. Борытко, Н. М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [Электронный ресурс] / Н. М. Борытко // Интернет-журнал. - 2007. - 30 сентября.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия. [Текст]/ И. А. Зимняя // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

- 269 с.

4. Калина, И. И. Система повышения квалификации работников образования ключевой фактор реализации государственной политики [Текст]/ И. И. Калина // Методист. - 2009. - № 1.

5. Красношлыкова, О. Г. Развитие профессионализма работников образовательных учреждений [Текст]/ О. Г. Красношлыкова, Т. Н. Бугеро. - М.: Изд-во АПКиПРО, 2004.-40 с.

6. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пос./ Л. И. Лубышева. - М.: изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.

7. Никитин, Э. М. Модернизация системы повышения квалификации в целях обеспечения перспективных кадровых потребностей школы [Текст]/ Э. М. Никитин // Методист. - 2009. - № 3.

8. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст]/ Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 176 с.

УДК 372.879.6

Варинов Владислав Владимирович

Учитель физической культуры НМОУ «Гимназия № 44», vladvarin@mail.ru, Новокузнецк

Карпова Татьяна Викторовна

Старший преподаватель «Кузбасской Государственной педагогической Академии», vladvarin@mail.ru, Новокузнецк

ПОВЫШЕНИЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ ДЕЙСТВИЯМ БЕЗ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ

Varinov Vladislav Vladimirovich

Teacher of primary school [NMOU] “Gimnaziya№ 44”, vladvarin@mail.ru, Novokuznetsk

Karpova Tatyana Victorovna

The senior instructor GOU VPO "Kuzbass state pedagogical Academy, vladvarin@mail.ru, Novokuznetsk

INCREASE OF ATTENDANCE OF PHYSICAL TRAINING LESSONS BY MEANS OF TRAINING TO ACTIONS WITHOUT A BALL IN BASKETBALL

На уроках физической кулыуры в средних классах обучение баскетболу занимают около 25% всего учебного времени. Столь значительное внимание баскетболу обусловлено тем, что эта игра создает неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений и целостных комбинаций) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей. Кроме того, необходимость соблюдения правил игры, согласование индивидуальных, групповых и командных действий многосторонне влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), а также воспитывают его нравственные и волевые качества. Несмотря на столь широкие возможности баскетбола, в

193

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.