Научная статья на тему 'Социальное действие, как форма социальной коммуникации информационного общества'

Социальное действие, как форма социальной коммуникации информационного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
505
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ / VIRTUAL SOCIAL ACTION / COMMUNICATIONS / INFORMATIVE SOCIETY / VIRTUAL PERSON / ACTUALIZATION OF VIRTUAL SOCIAL ACTION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мищериков Андрей Александрович

В статье представлены результаты изучения становления и развития специфической формы социального взаимодействия виртуального социального действия. Ставится вопрос определения его как формы социальной коммуникации. Анализируются принципы функционирования данного явления, а также возможность актуализации виртуального социального действия в реальной социальной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL SOCIAL ACTION AS THE FORM OF SOCIAL COMMUNICATIONS OF INFORMATIVE SOCIETY

The article presents the results of the study of formation and development of specific forms of social interaction virtual social action. The question of its definition as the form of social communication is raised. The principles of this phenomenon and also the possibility of actualization of the virtual social action in social reality are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальное действие, как форма социальной коммуникации информационного общества»

УДК 304.5

Мищериков Андрей Александрович

аспирант кафедры философии и политологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств androni@inbox.ru

ВИРТУАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ,

КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Mischerikov Andrey Alexandrovich

post-graduate student of the chair of philosophy and political science, Krasnodar State University of Culture and Arts

androni@inbox.ru

VIRTUAL SOCIAL ACTION AS THE FORM OF SOCIAL COMMUNICATIONS OF INFORMATIVE SOCIETY

Аннотация:

В статье представлены результаты изучения становления и развития специфической формы социального взаимодействия - виртуального социального действия. Ставится вопрос определения его как формы социальной коммуникации. Анализируются принципы функционирования данного явления, а также возможность актуализации виртуального социального действия в реальной социальной действительности.

Ключевые слова:

виртуальное социальное действие, коммуникация, информационное общество, виртуальная личность, актуализация виртуального социального действия.

The summary:

The article presents the results of the study of formation and development of specific forms of social interaction - virtual social action. The question of its definition as the form of social communication is raised. The principles of this phenomenon and also the possibility of actualization of the virtual social action in social reality are analyzed.

Keywords:

virtual social action, communications, informative society, virtual person, actualization of virtual social action.

В процессе развития общества меняются и системообразующие связи, меняются и формы социального взаимодействия. Одной из важнейших функций социального взаимодействия людей можно считать коммуникативную функцию. Сейчас с развитием новых современных технологий мы можем говорить о том, что современное общество основывается на информационном взаимодействии, или же коммуникации, что в свою очередь формирует специфическую систему социального действия - «виртуальное социальное действие».

Виртуальное социальное действие является ключевым понятием для объяснения социальной структуры информационного общества, но оно практически не разработано. А именно в недостаточной мере изучены онтологические основания виртуального социального действия, его структура и специфика. Определение функциональных оснований виртуального социального действия позволит более четко определить процессы формирования и функционирования социальных институтов информационного общества. Вот почему необходимо более тщательно изучить механизмы виртуального социального действия, его роль в социальных явлениях и процессах.

К признакам виртуально социального действия можно отнести:

- отсутствие времени и пространства;

- увеличение объема и качественного наполнения информационных потоков;

- дигитализация коммуникации;

- отсутствие социальной дифференциации;

- конвергенция общественных отношений.

Разделение мира на реальный и виртуальный несет в себе новый вид социальных отношений - виртуального действия, т. е. тех событий, «...которые имеют место в Сети, не происходят ни в каком определенном месте, однако следствия этих событий имеют место в реальном, материальном пространстве <...> имеют место серьезные общественные и правовые последствия» [1]. Отсутствие времени и пространства - один из ключевых признаков виртуального социального действия, определяющего его сущность. Вследствие чего меняются и сами цели, ценности и мотивы социального действия, увеличивается количественное и качественное наполнение коммуникаций, цитатность становится одной из форм дискурса.

Появилась и еще одна дополнительная возможность: тексты, изображения, музыка и информация теперь могут быть интегрированы в само действие. В результате изменяется не только восприятие социального действия (в ходе применения техник, связанных с гиперреальностью и виртуальной реальностью) - коренным образом изменяется представление о понятиях «текст», «изображение», «читатель», «наблюдатель» [2]. Здесь просматривается схема социального действия, где сама коммуникация представлена в виде обмена образами, будь то текст или медиа. Сама коммуникация порождает новую личность, точнее, образ личности, своего рода «виртуальную личность» - аватар.

Биологические факторы, например раса, пол и возраст, а также общественное положение или профессия потеряли свою приоритетную позицию в определении, кем мы являемся на самом деле [1]. Главным становится информационное представление о нас.

В настоящее время виртуальный мир - это важная составляющая социальной действительности. Представленный в виде симуляции реальной общественной жизни, он стал больше, чем отражение социальной действительности, - ее элементом. Сейчас мы все чаще можем говорить об интернет-образовании, интернет-работе, интернет-счете, интернет-покупке. То есть виртуальное социальное действие сейчас уже становится аналогом реального социального действия, что является обширным предметом для социально-философского дискурса.

В общефилософском смысле виртуальное социальное действие трактуется как любое создаваемое действие, отличное от объективного, где субъект взаимодействует с представлениями об объективной реальности, нежели с ней самой, - «это такие образы действия и взаимодействия, которые отдельными индивидами свободно либо извлекаются из арсенала «неактуальных» (недействующих) образцов, либо вначале конституируются на уровне воображения, а не интеракции, а затем вводятся ими по их воле в интеракцию. Это образцы взаимодействия, в котором один субъект - реален, а другой - воображаем» [3].

Одно из важных свойств виртуального социального действия его непосредственная связь с реальным социальным действием. Вот как говорит об этой связи Ж. Делез: «Отношение актуального и виртуального все время образует круговращение, но двумя способами: то актуальное отсылает к виртуальному как к другой вещи в широком кругообороте, где виртуальное актуализуется; то актуальное отсылает к виртуальному как к своему собственному виртуальному в самых маленьких кругооборотах, где виртуальное кристаллизуется наряду с актуальным» [4]. Эта связь определяет переход актуального в виртуальное и наоборот. Актуальный объект становиться виртуальным образом, так же, как и образ, становится актуальным.

Здесь мы можем выделить некие свойства виртуального социального действия. Так, например, Н.А. Носов выделяет четыре основных свойства, присущих виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [5], те же свойства характерны и для виртуального социального действия как ее элемента.

Под порожденностью понимается зависимость виртуального социального действия от его источника. Существование виртуального социального действия определяет его актуальность, то есть оно существует, пока существует источник, его породивший. Характеристика автономности предполагает наличие у виртуального социального действия своего пространства, в котором оно существует, времени и законов существования. Свойство интерактивности определяет возможность обратной связи, то есть взаимодействия с объектом, на которое направленно его влияние.

Основанием для вывода о том, что виртуальное социальное действие является формой коммуникации в информационном обществе, может служить взаимодействие человека с какой-либо другой, внешней по отношению к нему реальностью, возникающее благодаря виртуальному социальному действию. Оно имеет процессуальный характер, который заключается в симуляции реальности, замещении ее образами и символами. Причинами порождения виртуального социального действия является возникновение нового уровня информационного взаимодействия и обмена. И, наконец, виртуальное социальное действие может актуализироваться, вызывая реальные социальные последствия.

Ссылки:

1. Худа-Гранат М. Феномен сетевой коммуникации - новый вид человеческих отношений или иллюзия интерперсональной связи? // История и современность. 2010. № 2.

2. Жубинский А. Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект // Власть. 2010. № 1.

3. Игнатьев В.И. Виртуальное социальное действие: единство актуального и символического // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: пути взаимодействия» / Институт социологии РАН ; Российское общество социологов. М., 2008.

4. Делез Ж. Актуальное и виртуальное [Электронный ресурс]. URL:

http://visiology.fatal.ru/texts/deleuze.htm (дата обращения 10.04.2011).

5. Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М., 2001.

References (transliterated):

1. Huda-Granat M. Fenomen setevoy kommunikatsii - noviy vid chelovecheskih otnosheniy ili illyuziya interpersonal'noy svyazi? // Istoriya i sovremen-nost'. 2010. No. 2.

2. Zhubinskiy A. Sotsial'ne funktsii informatsii v sov-remennom obshchestve: tsennostniy aspekt // Vlast'. 2010. No.1.

3. Ignat'ev V.I. Virtual'noe sotsial'noe deystvie: edinstvo aktual'nogo i simvolicheskogo // Materi-aly III Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kon-gressa «Sotsiologiya i obshchestvo: puti vzai-modeystviya» / Institut sotsiologii RAN ; Ros-siyskoe obshchestvo sotsiologov. M., 2008.

4. Delez J. Aktual'noe i virtual'noe

[Electronic resourse]. URL:

http://visiology.fatal.ru/texts/deleuze.htm (Date of access: 10.04.2011).

5. Nosov N.A. Manifest virtualistiki // Trudy laborato-rii virtualistiki. Issue 15. M., 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.