Научная статья на тему 'Социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности'

Социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / УЧАСТНИКИ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / SOCIO-CULTURAL MODELING / YOUTH / PATRIOTISM / THE PARTICIPANTS OF THE SEARCH MOVEMENT / PATRIOTIC ATTITUDES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукишина Т.А.

В статье представлены результаты исследования патриотических установок личности, проведенного в 2016 году. В основе анализа находится социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности. Диагностическим объектом анализа выступили респонденты трех групп республиканской молодежи. В первую группу (ОПВДиП) вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан. Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант». Третья группа представлена рабочей молодежью, учащимися колледжей, студентов. Исследование показало, что процесс формирования патриотических установок является диагностируемым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лукишина Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SENSE CRITERION OF DIAGNOSTIC MODEL PATRIOTIC ATTITUDES FOR-MATION OF THE INDIVIDUAL

The article concerns the problems of the patriotic attitudes formation process of the individual. Based on the data of the specific study carried out in 2016. The analysis is based on the social and semantic criterion of the diagnostic model of the patriotic attitudes formation of the individual. The diagnostic object of the analysis includes three groups of republican young people. The first group of respondents is represented by the organizers of patriotic development of children and young people in state institutions. The second group includes activists of “Snezhny Dessant” participants of search expedition for finding and burying remains of soviet soldiers dead during Great Patriotic War in the combat fields of 1941-1942 in the Nizhny Novgorod region (Death Valley). The third group includes students of colleges, young workpeople, university students and students of professional development courses.

Текст научной работы на тему «Социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности»

УДК: 37.013.42

ТАЛукишина

СОЦИАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КРИТЕРИЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты исследования патриотических установок личности, проведенного в 2016 году. В основе анализа находится социально-смысловой критерий диагностической модели формирования патриотических установок личности. Диагностическим объектом анализа выступили респонденты трех групп республиканской молодежи. В первую группу (ОПВДиП) вошли специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в различных муниципальных образованиях Республики Татарстан. Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант». Третья группа представлена рабочей молодежью, учащимися колледжей, студентов. Исследование показало, что процесс формирования патриотических установок является диагностируемым.

Ключевые слова: социокультурное моделирование, молодежь, патриотизм, участники поискового движения, патриотические установки

Tatiyana A.Lukishina SOCIAL SENSE CRITERION OF DIAGNOSTIC MODEL PATRIOTIC ATTITUDES FORMATION OF THE INDIVIDUAL

The article concerns the problems of the patriotic attitudes formation process of the individual. Based on the data of the specific study carried out in 2016. The analysis is based on the social and semantic criterion of the diagnostic model of the patriotic attitudes formation of the individual. The diagnostic object of the analysis includes three groups of republican young people. The first group of respondents is represented by the organizers of patriotic development of children and young people in state institutions. The second group includes activists of "Snezhny Dessant" - participants of search expedition for finding and burying remains of soviet soldiers dead during Great Patriotic War in the combat fields of 1941-1942 in the Nizhny Novgorod region (Death Valley). The third group includes students of colleges, young workpeople, university students and students of professional development courses.

Keywords: socio-cultural modeling, youth, patriotism, the participants of the search movement, patriotic attitudes,

Под социокультурным моделированием системы патриотического воспитания понимается управление взаимодействием системообразующих компонентов моделей на основе интеграции социокультурной сферы и экспертной системы объективного измерения качества формирования патриотических ценностей и установок личности [1], [4].

Социокультурное моделирование в нашем исследовании базируется на раскрытии содержания основных компонентов диагностической и социально-культурной моделей в системе разработки критериев и уровней качества формирования патриотических ценностей и установок личности. Содержание основных компонентов представленных моделей можно кратко сформулировать следующим образом. Диагностическая модель включает в себя критериальный, формирующий и результативный компоненты. Критериальный компонент представлен пятью критериями сформированности патриотических ценностей и установок личности: социально-личностный, духовно-нрав-ственный, социально-смысловой, поведенческий. Формирующий компонент характеризуется системой социально-культурных мероприятий. Результативный компонент включает в себя изучение мнения респондентов о социально-культурных мероприятиях, влияющих на формирование патриотического сознания молодёжи и о значении органов государственной власти, институтов гражданского общества в формировании патриотических установок личности.

Рассмотрим соииально-смысловой критерий сформированности патриотических ценностей и установок личности.

Составляющими социально-смысловой критерия являются социально-граж-данское и духовное развитие личности в условиях формирования гражданских компетенций. Социально-смысловой критерий направлен на развитие смысло-жизненных позиций личности, т.е. мотивированной направленности жизнедеятельности индивида, его понимания смысла жизни, социальных ценностей и норм, положенных в основу выбора линии поведения [2]: - любви к своему Отечеству, неразрывности с его историей, культурой, достижениями, проблемами.

Социально-смысловой критерий сформированности патриотических установок личности представлен следующими направлениями:

- пониманием смысла патриотизма;

- патриотической самоидентификацией индивида;

- сформированностью гражданско-патриотических ценностей;

- сформированностью гражданских качеств личности;

- высоким уровнем гражданской и правовой инициативы;

- наличием опыта гражданско-патриотического поведения и мышления.

В число вопросов, отвечающих данной проблематике, входят следующие: «Можете ли Вы назвать себя патриотом России»?; «Патриотизм для Вас означает...»; «Назовите героя (историческую личность, героя литературного произведения, фильма), которого можно считать настоящим патриотом»; «Много ли патриотов в России?»; «Вы являетесь членом Политической партии, общественной организации или движения, неформальной группы или объединения?».

Ответы респондентов на дихотомический вопрос «Можете ли Вы назвать себя патриотом России?» распределились следующим образом: подавляющее большинство респондентов (100% - ОП-ВДиП, 89.3% - СД 77.5% - УРС) считают себя патриотами, и лишь 18.3% представителей УРС, 10.7% -СД не самоидентифицируют себя с патриотами. Можно предполагать, что четкая негативная позиция при самоопределении в данном вопросе сформирована под давлением отрицательных последствий трансформации российского общества в экономической, политической, социальной, культурной, духовной сферах жизни. Данные процессы привели к девальвации духовных ценностей, особенно патриотических, и оказали непосредственное влияние на формирование личности молодых людей. С другой стороны, респонденты СД являются участниками поисковых экспедиций по нахождению и захоронению останков советских воинов ВОВ на местах боев, которые осуществляются не за счет государственных средств. Участники воспринимают эту деятельность как личностную ответственность перед павшими и осуждают государство, которое за 70 с лишним лет после окончания войны не смогло дать покой своим защитникам.

Подчеркнем, что значимость патриотизма как ценности признается всеми группами современной республиканской молодежи, а участие в патриотической деятельности способствовало формированию отношения молодых людей к патриотизму не как к абстрактному понятию, но затронуло их эмоциональную сферу. Так, участники поискового движения «Снежный десант» имеют глубоко личностное отношение к категории патриотизм, ставя ее на один уровень с нравственными категориями: совесть, порядочность, справедливость, честность, ответственность.

По определению, патриот - это тот человек, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины [5].

Проанализируем ответы респондентов в данном контексте (вопрос «Патриотизм для Вас означает»). Так, лидирует позиция «Признание ценности Родины, её значимость наравне с дружбой, семьёй, работой»; ей отдано около половины выборов респондентов во всех группах (54.5% - ОПВДиП, 50% - СД, 53.8% - УРС). Значение данного выбора связано с пониманием патриотизма как социального чувства, содержанием которого является любовь и ответственность.

«Готовность действовать в интересах Родины» включает и обязанность ее защищать, а обязанность гражданина служить в армии признается пока одной из болезненных проблем российского общества. Отметим, что готовность действовать в интересах Родины является неотъемлемой частью понятия «патриотизм» для 50% молодых мужчин в группе ОПВДиП, 21.4% - в СД и 17.6% - в УРС (рис. 1).

Патриотизм для Вас означает:

Готовность действовать в её интересах Признание ценности Родины, её значимость наравне с дружбой, семьёй, Изучение истории, культуры страны

il

0%

5

53,8%

54405%

17,

,2%

7%3%

ОПВДиП СД УРС

Рис. 1. Представления респондентов о патриотизме1

Т.е. только половина молодых людей группы ОПВДиП (50%) имеют сформированные патриотические установки и готовы действовать в интересах Родины. Подавляющее большинство молодых людей в группах СД и УРС (78.6% и 82.4% соответственно) не имеют намерения действовать во благо Ро-

1 Диаграмма построена на основании множественных ответов респондентов, поэтому сумма ответов ни в одном случае не равна 100%.

дины, т.е. вкладывают иное значение в понимание патриотизма, без желания защищать Отечество.

Если обратиться к когнитивному уровню объяснения значения патриотизма, участники опроса с небольшими различиями в количественном отношении сходятся во мнении, что «изучение истории, культуры страны» является важным элементом ценностного отношения к своему Отечеству (27.3% -ОПВДиП, 17.9% - СД 25.2% - УРС).

Позиция «уверенность в том, что моя страна заботится обо мне и защищает меня» в определении значения патриотизма на личностном уровне набрала 9.1% выборов представителей ОПВДиП, 14.3% - СД и 22.7% - УРС. Иными словами, прослеживается четкая тенденция ухода от патерналистских установок, и поддержка государства не выступает в качестве первичного критерия, оказывающего влияние на формирование патриотизма современной российской молодежи.

В исследовании изучалось мнение респондентов о том, кого можно считать настоящими героями (рис. 2).

Респонденты о героях, которых можно считать настоящими патриотами

Персонажи фильмов, литературы и мифов

Человек, совершивший героический поступок

Представители культуры

Великие полководцы

31,8% 46,4% 32% |

22,7% 14,3% 13% \

1 17,9% 13%

4,5% 10,7% 18%

18,2% 14,3% 13% \

22,7% 14,3% 13,9%

и

ОПВДиП СД УРС

Рис. 2. Соотношения выборов респондентов в определении настоящих патриотов

Вопрос анкеты «Назовите героя (историческую личность, героя литературного произведения, фильма), которого можно считать настоящим патриотом» - открытый. Поэтому, все ответы респондентов мы систематизировали, сгруппировав их в группы: 1 - великие полководцы, 2 - главы государств, правители, 3 - представители культуры, 4 - люди, совершившие героический поступок, 5 -персонажи фильмов, литературы и мифов.

Так, Г.Жуков, М.Кутузов, К. Рокоссовский, АСуворов, названные настоящими патриотами, определены в группу «Великие полководцы».

Группу «Главы государств, правители» представляют Грозный И., Николай II, Путин В., Петр I, Сталин И., Ленин В., Чингизхан, Шаймиев М., Кадыров Р.

В группу «Представители культуры» включены С.Бодров, М.Джалиль, С. Есенин, АС.Пушкин, П. Сорокин, Л.Толстой, АТарковский, М.Лермонтов., М.Ломоносов., В.Харламов.

Четвертая группа - «Люди, совершившие героический поступок» - объединила Дубинина В., Маресьева А., Малышева А., Матросова А., Королева С., Павличенко Л., Соколова А., И.Сусанина, П.Корчагина, П.Морозова.

Группа «Персонажи фильмов, литературы и мифов» в ответах представлена Анубисом, В. Теркиным, героями из кинофильмов «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Брестская крепость», «17 мгновений весны», «Тарас Бульба», «Мальчиш-Кибальчиш».

Показательно, что позиция «Персонажи фильмов, литературы и мифов» среди всех опрошенных (22.7% выборов ОПВДиП, 14.3% выборов СД, 13.0% выборов УРС) занимает такое же место по значению, что и «Великие полководцы» (22.7% выборов ОПВДиП, 14.3% выборов СД, 13.9% выборов УРС). И хотя респонденты не осознают влияние средств массовой информации на процессы формирования личности детей и подростков, СМИ как агент социализации имеет важнейшее значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Необходимо отметить, что кино, как одно из наиболее востребованных индивидами проявлений массовой культуры, представляет собой эффективный инструмент для создания и распространения определённых культурных образцов, аттитюдов, духовно-нравственных, в том числе патриотиче-

ских ценностей среди всех групп населения. И советские фильмы, названные нашими респондентами (военные, исторические), являются предметом национальной гордости для представителей разных поколений и регулярно транслируются различными телевизионными каналами. Более того, за последние несколько лет создаются фильмы, посвященные патриотической тематике: Битва за Севастополь, 28 панфиловцев, Время первых, Гагарин. Первый в космосе, Легенда № 17.

Кино отражает российскую действительность и ориентируется на потребность, в том числе, патриотическую. В настоящее время в формате телевизионного вещания появляются фильмы в жанре документального кино, например, фильм «Путин» американского режиссёра Оливера Стоуна. Каждую серию документального фильма, представляющего политического лидера России в среднем смотрели более 5,5 миллионов россиян, свидетельствуют данные исследовательской компании Media-scope [3].

В рейтинге персоналий по количеству упоминаний в изучаемых группах первое место занимает Г. Жуков (ОПВДиП - 13.6%, СД - 7.1%, УРС - 10%), вторую позицию поделили М. Джалиль (СД - 7.1%, УРС - 8.3%) и М. Кутузов (ОПВДиП - 9.1%).

Патриотами названы и такие противоречивые политические фигуры в отечественной и мировой истории как И. Сталин, В. Ленин, а в группе УРС - даже А. Гитлер.

Из современных политиков и общественных деятелей для респондентов авторитетом являются В. Путин, С. Лавров, С. Шойгу, Д. Потапенко, В. Жириновский, Г. Зюганов, С. Миронов, Ч. Хаматова, В. Познер, М. Шаймиев, И. Метшин, Ф. Мухаметшин, А. Лукашенко.

Вызывает крайнее недоумение, что около трети всех респондентов вообще не смогли определиться с ответом на данный вопрос и затруднились назвать кого-либо настоящим патриотом: ОП-ВДиП - 31.8% опрошенных, СД - 46.4%, УРС - 32.0% (таблица 11, сумма строк 7 и 9).

При оценивании патриотизма россиян, больше половины респондентов всех групп выбрали позицию «Абсолютное большинство жителей страны - её патриоты» (54.5% - ОПВДиП, 64.3% - СД, 59.2% - УРС).

Для 40.9% представителей ОПВДиП 14.3% - СД, 31.7% - УРС подошел вариант ответа «Не думаю, что много. В моем ближайшем окружении таковых нет». Считают, что патриотизм в России совсем не развит 17.8% опрошенных из группы СД и 9.2% - из группы УРС.

Ответы респондентов об участии в политических партиях и общественных движениях и группах являются маркером их социальной активности в желании изменять жизнь к лучшему (рис. 8).

В сравнении трех групп наиболее активно реализуют свою гражданскую позицию респонденты эталонных групп: 22.7% представителей ОПВДиП являются членами политических партий и 46.4% участников СД - членами общест-венных организаций, движений. Несомненно, ведущими являются личностные мотивы, но влияние ближайшего социального окружения также возможно.

Однако, значительное число организаторов ПВДиП (44.5%) совершенно уверены, что не хотят принадлежать к каким-либо политическим и общественным объединениям, т.е. они выбирают совершенно пассивную позицию, не веря в свои возможности повлиять на общественную жизнь.

Распределение ответов респондентов УРС выглядит следующим образом: 6.7% из них являются участниками политических партий, 3.3% -общественных организаций, 14.2% выбрали вариант ответа «Нет, я не являюсь членом каких-либо групп, но хотел бы быть». Примечательно, что наибольшая часть представителей УРС (67.5%) выбрали сознательную позицию не участия в политической жизни страны. Таким образом, анализ результатов исследования показал, что представители УРС выступают носителями традиционалистских ценностей в общественно-политической сфере.

Ценностно-смысловая направленность данного исследования связана с развитием у личности высокого уровня проявления духовно-нравственного потенциала личности и социальной активности, понимания значимости патриотического долга, умения руководствоваться в своей жизни граж-данско-патриотическими ценностями.

Социокультурное моделирование рассматривается в данном исследовании как преобразование социальной инфраструктуры за счет консолидирующих направлений, увязывающих теорию и практику организации социально-культурной деятельности индивидов.

На основании реализации социокультурного моделирования формирования патриотических установок личности в НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» была разработана и реализована программа дополнительного профессионального образования «Актуальные проблемы патриотического воспитания в современной России».

Литература

1. Володин Р.В. Модель управления патриотическим воспитанием курсантов в контексте модернизации Российского военного образования // Гуманитарные проблемы военного дела. - 2015. -№ 2 (3).-С. 95-98.

2.Жизненная позиция - термин. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс] / Национальная педагогическая энциклопедия. URL: http://didacts.ru/termin/zhiznennaja-pozicija.html#item-16339 (дата обращения: 08.03.2017).

3.Каждую серию фильма Стоуна «Путин» в среднем посмотрели 5,6 млн россиян. URL: https://ria.ru/ society/20170626/1497303139.html (дата обращения: 06.04.2017).

4. Лодатко Е.А Когнитивные метафоры и кластеризация в педагогическом моделировании / / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2013. -№ 3 (14). - С. 146-150.

5.Патриот - термин. [Электронный ресурс] / Общий толковый словарь русского языка. URL: http:// tolkslovar.ru/p1873.html (дата обращения: 06.04.2017).

References

1. Volodin R.V. management Model of Patriotic education of students in the context of modernization of Russian military education // the Humanitarian problems of military Affairs. - 2015. -№ 2 (3).-S. 95-98.

2. Position in life - term. Vishnyakova S. M. Professional education. Dictionary. The key for adoption, terms, relevant vocabulary [Electronic resource] / national pedagogical encyclopedia. URL: http://didacts.ru/termin/zhiznen-naja-pozicija.html#item-16339 (date accessed: 08.03.2017).

3. Every batch of stone's film "Putin" on average watched 5.6 million Russians. URL: https://ria.ru/ society/ 20170626/1497303139.html (date accessed: 06.04.2017).

4. Ladutko E.A. Cognitive metaphors and clustering in pedagogical simulation / / Vector of science of Togliatti state University. Series: Pedagogics, psychology. -2013. -№ 3 (14). - P. 146-150.

5. Patriot - term. [Electronic resource] / General dictionary of the Russian language. URL: http:// tolkslovar.ru/p 1873.html (date accessed: 06.04.2017).

УДК 37.013.78

Л.В.Карцева

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ О МОЛОДЁЖИ: САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ

Статья повествует о социальных ценностях молодёжи и её положении в обществе как социальной группы. Теоретический материал дополняется эмпирическим исследованием, проведённым в 2017 году в учебных группах Казанского государственного института культуры.

Ключевые слова: молодёжь, студенты, социальное развитие, семья, образование, труд, власть.

Lidiya V.Kartseva STUDENT YOUTH ABOUT ITSELF: SELF-INTRODUCTION AND REALITY

The article discusses social values of the youth and its place in the society as a social group. Theory is supplemented by the empirical research that was conducted in 2017 in study groups of Kazan State Institute of Culture.

Key words: youth, students, social development, family, education, labour, power.

Молодёжь - социальная группа, которая рассматривается в современном социогуманитарном знании как субъект общественного производства и общественных отношений, что имеет существенное значение в интерпретации её позиций. Молодёжь определяется как социальный потенциал общества, его завтрашний день. Данная группа претерпевает изменения гораздо быстрее, чем все другие социальные группы. Существенное влияние на её самочувствие и жизнедеятельность оказывает динамика событий, происходящих в обществе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представителей социогуманитарного знания - социологов, педагогов, историков прежде всего, интересует то, находит ли себя молодёжь в общественном производстве, каковы её потребности, ценности и интересы, то, какие модели поведения для неё более приемлемы. Судя по оценкам, полученным Отделом социологии молодёжи Института социально-политических исследований РАН, который проводит мониторинг социального самочувствия молодёжи с конца 80-х годов ХХ века, реальное положение молодых людей в России в последние годы является неопределённым и в известной мере негативным. Это тем более печально, что исследования социологов репрезентативны, представляют собой 12 регионов страны, причём, Татарстан представлен солидной долей - 8,1 % выборки. Виной столь сложному состоянию умов в молодёжной среде выступает глобальный финансовый кризис, предписывающий кризисные же механизмы и тенденции социального развития молодежи. Продолжается социальное расслоение, недоступны качественное образование, адекватная медицинская помощь, не реализуются социальные ожидания людей в возрасте от 15 до 29 лет. [1]

Если рассмотреть положение и ожидания молодёжи более конкретно, то здесь выделяют такие сферы как семья, образование, труд и власть - те, что оказывают решающее влияние на социализацию подростков и юношества. Стоит согласиться с подходом, который используется исследователями при анализе ситуации в молодёжном сообществе. Так, если исходить из того, что юноши и девушки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.