Научная статья на тему 'Роль органов власти и институтов гражданского общества в формировании патриотических ценностей и установок молодежи'

Роль органов власти и институтов гражданского общества в формировании патриотических ценностей и установок молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
974
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И УСТАНОВКИ / СОЦИАЛИЗАТОРЫ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / PATRIOTISM / PATRIOTIC VALUES AND ATTITUDES / SOCIALIZATORS / SOCIALIZATION MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кашуркина Светлана Сафиновна, Лукишина Татьяна Александровна

Статья посвящена проблеме осуществления государственной политики по воспитанию патриотизма молодежи. На основе данных конкретного социологического исследования анализируются вопросы формирования патриотических ценностей и установок молодых людей на макроуровне и личностном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кашуркина Светлана Сафиновна, Лукишина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the implementation of the state policy on upbringing youth patriotism. Based on the data of a particular sociological study it analyzes the issues of developing patriotic values and attitudes of young people at the macro level and the personal level

Текст научной работы на тему «Роль органов власти и институтов гражданского общества в формировании патриотических ценностей и установок молодежи»

С. С. Кашуркина Т. А. Лукишина

(г. Казань)

РОЛЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ И УСТАНОВОК

МОЛОДЕЖИ

ROLE OF GOVERNMENT BODIES AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN DEVELOPING YOUNG PEOPLE'S PATRIOTIC VALUES AND ATTITUDES

Статья посвящена проблеме осуществления государственной политики по воспитанию патриотизма молодежи. На основе данных конкретного социологического исследования анализируются вопросы формирования патриотических ценностей и установок молодых людей на макроуровне и личностном уровне

Ключевые слова: патриотизм, патриотические ценности и установки, социализаторы, механизмы социализации

The article discusses the implementation of the state policy on upbringing youth patriotism. Based on the data of a particular sociological study it analyzes the issues of developing patriotic values and attitudes of young people at the macro level and the personal level

Keywords: patriotism, patriotic values and attitudes, socializators, socialization mechanisms

В условиях формирования гражданского общества в современной России особо актуальны исследования взаимодействия власти с различными социальными институтами.

Государство представляет собой не только важнейший социально-политический институт общества, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения людей и взаимоотношений между ними, но и является субъектом гражданской компетенции наряду с другими социальными институтами [7, с. 96], то есть определяет необходимый набор ценностей, навыков, знаний, отношений.

Патриотическое воспитание является приоритетной задачей государства, которая отражается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [1], а формирование патриотических ценностей и установок становится конечным результатом процесса социализации индивидов, участия последних в функционировании политических партий, общественных движений, спортивных обществ, образовательных и научных учреждений.

Иными словами, процесс формирования патриотизма является управляемым, а такие

элементы патриотизма, как патриотическое сознание, патриотические чувства, патриотическая деятельность, патриотическое поведение и другие, играют консолидирующую роль в формировании государственности и гражданственности.

Одной из важнейших целей взаимодействия государства и гражданского общества является создание социально-экономических, культурно-духовных и правовых условий и предпосылок для свободного развития личности, развитие и углубление сферы деятельности институтов гражданского общества [2]. Отметим, что культурно-духовные условия являются важным фактором успешного формирования патриотизма.

Обратимся к анализу данных конкретного исследования патриотических ценностей и установок молодежи Республики Татарстан [4]. Были изучены три группы респондентов. Выборочная совокупность - 170 человек.

В первую группу (ОПВДиП] вошли организаторы патриотического воспитания детей и подростков, специалисты, курирующие вопросы патриотического воспитания в муниципальных образованиях Республики Татарстан, руководители военно-патриотических клубов и объединений, обучающиеся на кур-

сах повышения квалификации «Современные подходы и технологии гражданско-патриотиче-ского воспитания» на базе Государственного автономного учреждения «Республиканский центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи "Патриот"».

Ко второй группе отнесены участники некоммерческого партнерства «Снежный десант» (СД], выступающие в нашем исследовании представителями гражданского общества. Респонденты являются участниками поисковых экспедиций по нахождению и захоронению останков советских воинов ВОВ на местах боев 1941-1942 гг. в Новгородской области (Долина смерти]. Имея в виду цели профессиональной и общественной деятельности организаторов патриотического воспитания (ОПВДиП] и Снежного десанта, авторы определили их в качестве эталонных наиболее патриотичных групп молодежи.

Третья группа представлена учащимися колледжей, рабочей молодежью, студентами заочного отделения ЧОУ ВПО «Институт государственного администрирования (г.Казань]», слушателями курсов повышения квалификации НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (УРС].

Перед авторами стояла задача выяснить наиболее значимое влияние на формирование

патриотических ценностей и установок респондентов.

Как показали результаты, представители ОПВДиП, СД, УРС на вопрос: «Как Вы стали патриотом?» ответили следующим образом: семья («меня так воспитали в семье»] - 54,5%, 32,1%, 33,3%, учителя - 13,6%, 10,7%, 12,8%. Респонденты УРС - 36,8% - выбрали вариант ответа «По примеру известных людей». Позиция «книги, фильмы и другие произведения искусства» оказалась незначительной - 4,5%, 3,6%, 6% (рис.1]. Ближайшее социальное окружение выделили только представители СД - 35,7%. Выбор позиции «Я родился в России и считаю ее лучшим местом на свете» организаторами ПВДиП (36,4%] и участниками СД (25%] характеризует их индивидуально-личностное отношение к Родине как личностной ценности.

Отсюда следует, что важнейшим условием формирования патриотических установок является социально-психологическая атмосфера в семье. Влияние школы в данном контексте и социальной практики, связанной с теоретико-методологической деятельностью (ОПВДиП] и полевыми работами по обнаружению и захоронению останков погибших в сражениях Великой Отечественной войны (СД], являются вторичными.

Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы стали патриотом?»

Я не патриот

По примеру известных людей

Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете

Под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства

Под влиянием СМИ (Интернет, ТВ, радио, газеты и журналы)

Большинство моих друзей и знакомых - патриоты России

Учителя, преподаватели привили любовь к Родине

Меня так воспитали в семье

_ 13,7% ,1%

36,8%

36,4%

11,7% 3,6% 4,5%

■ 4,3%

35,7%

33,3% 32,1%

■ УРС ^СД

: ОПВДиП

V

54,5%

Рис. 1. Становление респондентов в качестве патриотов.

Однако судя по ответам на самостоятельный вопрос об оценке значимости факторов, влияющих на формирование патриотического сознания, патриотическое воспитание в семье не является значимым фактором для 55,6% ОПВДиП, 53,8% СД, 50,5% УРС. Данные результаты можно интерпретировать так, что традиционные механизмы социализации [6] (усвоение личностью образцов поведения, норм, взглядов, принятых для самого близкого окружения - семья, друзья], действующие на уровне подсознания, воспринимаются не рефлексивно.

Институциональный механизм социализации включается при взаимодействии с различными институтами общества и организациями. Телевидение, радио, печать, кино, являясь социальным институтом, также оказывают влияние на социализацию индивида, формируя нормы поведения.

Средства массовой коммуникации наряду с телевизионными фильмами конструируют социальную реальность, то есть определяют, формулируют ее и представляют общественности [8]. Однако вариант ответа «Информация, поступающая из СМИ (интернет, теле-

видение, радио, газеты, журналы]», не заявлен как средства, влияющие на формирование патриотического сознания.

Опрос показал существенные отличия в группах при оценке источников информации, которым доверяют больше всего. Так, подавляющее большинство респондентов ОПВДиП (81%) являются телезрителями. Приоритетным источником информации для участников СД является интернет (67,9%). 52,1% респондентов УРС выбрали интернет, 45,4% - телевидение.

Такие средства массовой информации, как газеты, журналы и радио, являются «аутсайдерами» в получении информации.

Полученное распределение (рис. 2) предпочтений респондентов в выборе каналов получения информации в целом характерно для российской молодежи [5].

Отметим, что 14,3% представителей СД определили самостоятельную позицию «никому не доверяю». Однако мы не имеем достаточных данных для того, чтобы проанализировать этот факт, поскольку в анкете не были предусмотрены дополнительные вопросы.

Респонденты об источнике информации

■ УРС ^СД ОПВДиП

Рис. 2. Доверие респондентов к источникам информации.

Приведенные данные дополняет информация о конкретных каналах массовой информации. Безусловным лидером просмотров у респондентов всех групп является «Первый канал» (64,7% выборов ОПВДиП и 57,1% - СД, 46,2% - УРС]. С одной стороны, такое положение дел связано с доступностью канала, с другой стороны, возможна «вынужденная традиция», то есть телевизор смотрят все члены семьи, а старшее поколение традиционно ориентируется на государственные телеканалы, среди которых «Первый канал» занимает лидерское место. Дифференциация среди конкретных источников телевидения присутствует только у двух групп: ОПВДиП и УРС. Представители ОПВДиП делят свое внимание к «Первому каналу» с каналами «НТВ» (17% выборов], «Россия-1» (5% выборов], «Россия-2» (4% выборов], «Рен-ТВ» (4% выборов], местным каналом «Челны-ТВ» (4% выборов]. Если обратиться к контенту данных каналов, то подавляющее большинство транслируемых на них передач носят развлекательный и популистский характер.

Среди респондентов УРС были отмечены следующие телевизионные каналы: «НТВ» (28,8% выборов], «Россия-1» (17,3% выборов], «Эфир», «Россия 24» (9,6% выборов], «НТВ» (5,8% выборов], «Культура» (3,8% выборов]. Отметим, что только молодежь УРС указала в качестве конкретных источников интернет-газету «Бизнес-онлайн» (1,9%], которая является деловой электронной газетой Татарстана и освещает события в политической, социально-экономической, культурной, духовной сферах общества.

Телеканал «Культура» транслирует широкий спектр программ, посвященных, в том числе, духовно-нравственным компонентам, над которыми работают лучшие специалисты в различных областях культуры, образования и науки. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств личности. По мнению отечественных исследователей, основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты [3]. Однако данный канал наряду с другими научно-популярными каналами не был отмечен респондентами ОПВДиП и СД, что является весьма показательным, поскольку привлекает последних социально-культурное поле массовой культуры.

Предпочтения в радиоинформации достаточно гомогенны. ОПВДиП указали такие радиоканалы, как «Эхо Москвы» (формат информационно-разговорный), «Маяк» (информационно-музыкальный канал), «Радио Energy» (5,9% выборов). Последняя радиостанция имеет музыкально-развлекательный характер. Представители УРС выделили «Радио Маяк» (3,8%), «Эхо Москвы» (1,9%). Различий по возрасту, образованию, доходу не обнаруживается.

Межличностный механизм социализации работает в процессе отношения человека с лицами, имеющими для него большое значение (родители, друзья, уважаемые люди, герои). Социальный институт семьи является базовым при формировании ценностей и установок молодых людей на личностном уровне и обеспечивает включение индивида в социум. Однако работа с семьей не выделена в конкретных мероприятиях по реализации вышеназванной государственной программы по патриотическому воспитанию россиян [1].

Ответы на вопрос анкеты «Назовите героя (историческую личность, героя литературного произведения, фильма), которого можно считать настоящим патриотом», мы систематизировали, сгруппировав: 1 - великие полководцы, 2 - главы государств, правители, 3 - представители культуры, 4 - люди, совершившие героический поступок, 5 -персонажи фильмов, литературы и мифов.

Так, Г. Жуков, М. Кутузов, К. Рокоссовский, А. Суворов, названные как настоящие патриоты, определены в группу «Великие полководцы».

Группу «Главы государств, правители» представляют И. Грозный, Николай II, В. Путин, Петр I, И. Сталин, В. Ленин, Чингизхан, М. Шаймиев, Р. Кадыров.

В группу «Представители культуры» включены С. Бодров, М. Джалиль, С. Есенин, А. С. Пушкин, П. Сорокин, Л. Толстой, А. Тарковский, М. Лермонтов, М. Ломоносов, В. Харламов.

Четвертая группа - «Люди, совершившие героический поступок», объединила В. Дубинина, А. Маресьева, А. Малышева, А. Матросо-ва, С. Королева, Л. Павличенко, А. Соколова, И. Сусанина.

Группа «Персонажи фильмов, литературы и мифов» в ответах представлена Ануби-сом, В. Теркиным, П. Корчагиным, П. Морозо-

вым, героями из кинофильмов «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Брестская крепость», «17 мгновений весны», «Тарас Бульба», «Мальчиш-Кибальчиш».

В рейтинге персоналий по количеству упоминаний первое место занимает Г. Жуков (ОПВДиП - 13,6%, СД - 7,1%, УРС - 10%], вторую позицию поделили М. Джалиль (СД -7,1%, УРС - 8,3%] и М. Кутузов (ОПВДиП -9,1%).

Вызывает крайнее недоумение, что около трети всех респондентов вообще не смогли определиться с ответом на данный вопрос и затруднились назвать кого-либо настоящим патриотом (ОПВДиП - 31,8% опрошенных, СД - 28,6%, УРС - 30,8%]. Отметим, что знание героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней, профессионалов в различных сферах жизнедеятельности формирует позитивный образ нашей страны, а их популяризация является одной из задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Таким образом, во взглядах респондентов можно обнаружить традиционализм, выражающийся в просоциальных ответах, кото-

рые характеризуются эмоциональной окрашенностью и личностным отношением к Родине.

Исследование выявило, что респонденты отдают предпочтение таким каналам массовой коммуникации, как телевидение и интернет. Все группы респондентов на первое место поставили «Первый канал», который является проводником государственной политики. Подавляющее большинство респондентов выбирает развлекательные телевизионные каналы. Такие субъекты гражданского общества, как негосударственные средства массовой информации, оказались «аутсайдерами».

Для эффективного формирования патриотического сознания, ценностей и установок молодежи необходимо обратить внимание на значимость и роль межличностного механизма социализации, который способствует укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан. Социальными институтами и группами, которые отвечают за реализацию данного механизма, являются семья, ближайшее социальное окружение, референтные группы (значимые люди, герои, настоящие патриоты и др.].

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года №1493.

2. Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Энциклопедия «Известные ученые». - Режим доступа: http://www.famous-scientists.ru/list/9700

3. Иванова С. Ю. Патриотизм как проявление субъект-объектных отношений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3705

4. Некрасов А. Ю., Кашуркина С. С., Лукишина Т. А. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Патриотические ценности и установки молодежи Республики Татарстан». - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования». Лаборатория моделирования региональных систем патриотического воспитания, 2016. - 96 с.

5. Пресс-выпуск №3098. ТВ, интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679

6. Социализация человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. [Электронный ресурс] / под ред. А. В. Мудрик // Публичная библиотека (Электронные

книжные полки Вадима Ершова. - Режим доступа:Ы*р://риЫ.НЬ.ги/ /ARCHIVES/M/MUDRIK_Anatoliy_Viktorovich/_Mudrik_A.V..html#001

7. Трофимова Е. Н. Гражданская компетенция: государственная политика или возможности для гражданина [Электронный ресурс] Институт социологии Российской академии науки. - Режим доступа: http://www.isras.ru/files/File/ezhegodnik/2015/Ezhegodnik_2015_Trofimova.pdf

8. Ясавеев И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации [Электронный ресурс] Учебники, монографии по социологии. - Режим доступа: http://socioline.ru/book/yasaveev-ig-konstruirovanie-socialnyh-problem-sredstvami-massovoi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.