Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности подростков с типом девиации «Бродяжничество»'

Социально-психологические особенности подростков с типом девиации «Бродяжничество» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3578
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ельцова Елена Викторовна

Статья посвящена проблеме бродяжничества среди подростков. Выявлены основные причины побегов подростков из дома, проанализированы результаты исследований социально-психологических особенностей подростков (в зависимости от срока пребывания в «уличной среде»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности подростков с типом девиации «Бродяжничество»»

УДК 159.99

Е. В. Ельцова

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТИПОМ ДЕВИАЦИИ «БРОДЯЖНИЧЕСТВО»

Статья посвящена проблеме бродяжничества среди подростков. Выявлены основные причины побегов подростков из дома, проанализированы результаты исследований социально-психологических особенностей подростков (в зависимости от срока пребывания в «уличной среде»).

Современная ситуация в обществе характеризуется изменениями прежнего уклада общественной жизни, сменой отношений, размытостью идеалов и образцов для подражания, неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим в обществе возникает напряженность, отмечается рост девиантного поведения, особенно среди несовершеннолетних. В частности, наблюдается резкий рост бродяжничества, алкоголизации, наркомании и преступности среди подростков.

Не каждый взрослый человек в период смены общественных отношений находит адекватный и эффективный способ взаимодействия с окружающей его социальной средой. Подросток же, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части просто теряется среди множества вариантов и форм поведения.

Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми, прекратили свое существование ученические организации, сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных летних лагерей. Современный подросток в большинстве случаев предоставлен самому себе. Его интересы, проблемы мало заботят взрослых, занятых решением собственных трудностей. В результате многие подростки оказались в социальном вакууме.

Попытки всесторонне исследовать проблему отклоняющегося поведения принимаются постоянно, о чем свидетельствует обширная библиография. И. И. Блонский, Л. В. Занков, В. И. Куфаев, а затем и Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев [1] и огромная плеяда исследователей разработали базисные положения в теоретическом поле психологии, определили пути исследования для последующих поколений ученых.

В 60-70 гг. XX в. исследования дополнились: К. К. Платонов, И. И. Фельдштейн, А. И. Кочетов, В. А. Крутецкий и др. [2-4] предположили ряд интересных взглядов и дополнили теоретический фундамент. В конце 1980-х гг., когда началась социальная и политическая перестройка в России, проблема отклонений в поведении вновь обострилась. Появились исследования, где впервые за 70 лет факторно-причинный круг дополнился влиянием массовых психологических механизмов.

Анализ работ ведущих психологов показывает, что теоретические разработки затрагивают лишь часть возникающих вопросов. Так, в работах С. А. Бадмаева, Ю. А. Клейберга, С. А. Беличевой [5-7] рассматривается вопросы отклоняющегося поведения подростков (с типом девиации «бродяжничество»), но не затронуты механизмы коррекции такого поведения.

В последнее десятилетие наблюдается интенсивная исследовательская деятельность психологов, которые вычленяют из общей проблемы отклонений в поведении частные проблемы. В частности, резко обострилась пробле-

ма бродяжничества среди подростков. Потребности практики и отсутствие теоретических работ в этой области определили проблему нашего исследования. Его целью является исследование социально-психологических особенностей подростков с типом девиации «бродяжничество»; разработка методов профилактики и программы первичной психологической коррекции их личности (в зависимости от срока пребывания на улице).

Всплеск прагматической ориентации широких слоев населения, увеличение числа социально неблагополучных семей, рост жестокости и насилия в обществе, поток низкопробных произведений массовой культуры, незанятость подростков в свободное время, отсутствие планомерной организации досуга подростков привели к резкому росту контингента лиц подросткового возраста с отклоняющимся поведением. Такое явление наблюдается и в нашей области.

Данные МВД России и Министерства социальной защиты России свидетельствуют, что в поле зрения государственных органов ежегодно попадает 150-200 тыс. таких детей и подростков.

В целях эффективной реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» в Пензенской области отработан механизм взаимодействия между субъектами системы профилактики. Применяются новые методики организации индивидуальнопрофилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Разрабатываются различные формы семейного воспитания и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Принимаются меры по усилению воспитательных функций образовательных учреждений.

Осуществление комплекса организационных мер способствуют снижению подростковой преступности. Однако по-прежнему в регионе остро стоит проблема беспризорности и безнадзорности. В 2007 г. были рассмотрены 70 дел несовершеннолетних, совершивших самовольные уходы из дома. В результате рейдов в этом году выявлено 809 беспризорных и безнадзорных подростков. 95 % несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении. Эта группа детей еще недостаточно изучена, но анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой [5].

Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги и бродяжничество преимущественно бывают в период с 7 до 16 лет, в основном у мальчиков. Это своеобразная форма выражения протеста или обиды на учителей, родителей. Иногда подобные побеги обусловлены страхом перед возможным физическим наказанием за совершенный неблаговидный поступок или плохую отметку. Значительно реже уходы из дома и бродяжничество возникают без очевидных мотивов. Как правило, такие дети не могут объяснить, почему сбежали из дома, почему поехали в тот или иной город. Уход из дома может быть вызван импульсивно возникшим неодолимым влечением. При этом подростки рассказывают, что желание уехать приходит внезапно, без всяких раздумий (таблица 1).

Таблица 1

Основные причины побегов подростков из дома

Проблемы с родителями 63 %

Без очевидных мотивов 36 %

Проблемы в школе 1 %

Подростки ночуют на вокзалах, живут впроголодь, попрошайничают и воруют.

Стремление к бродяжничеству, как правило, возникает периодически и может быть связано с сезонными факторами (весна, лето, осень). Нередко подростки попадают в асоциальную или криминальную компанию и начинают употреблять алкоголь и наркотики.

Многолетнее исследование (2002-2007 гг.), проводимое на базе Пензенского областного приюта для детей и подростков, где проживают подростки с типом девиации «бродяжничество», помогло выделить три группы подростков, в зависимости от срока пребывания их в уличной среде.

Всю исследовательскую выборку мы разделили условно на три составляющих. К первому типу мы отнесли подростков, находящихся на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду на возвращение в семью. В этот контингент входят дети, сбежавшие от жестокого обращения дома, голода, неустроенности или несправедливости воспитателей в детском доме. Они пытаются разными способами зарабатывать на жизнь: попрошайничают, собирают бутылки.

Ко второму типу относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр их асоциального поведения значительно расширен по сравнению с подростками первого типа.

К третьему типу отнесли подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминогенный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шанс попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях группа имеет тенденцию к увеличению.

В данной выборке «бродяг» наиболее часто встречаются следующие девиации: у подростков первой группы - «однократный побег» (100 %); у подростков второй группы - «попрошайничество» (100 %), «курение» (93,3 %), «бродяжничество» (80 %); у подростков третьей группы - «бродяжничество», «попрошайничество», «воровство» (100 %), «курение» (93,3 %), «алкоголь», «проституция» (80 %) (рис. 1).

Таким образом, портрет подростка, входящего в различные группы, различается. Если к первому типу мы относим подростка, совершившего однократный побег из дома и еще не пристрастившегося к другим девиациям, таким как «попрошайничество», «алкоголь» и др., то подростки, входящие в третью группу, имеют практически весь перечень девиаций.

Исследование личностных особенностей подростков с типом девиации «бродяжничество» проводилось в два этапа:

- 1 этап - исследование характеристик личности (индивидуально-психологический компонент) по шкалам «Самооценка» (методика Дембо-Рубин-штейна), «Тип акцентуации характера» (характерологический опросник Леон-гарда-Шмишека), «Уровень субъективного контроля» (методика Дж. Роттера);

- 2 этап - исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) по шкалам «Смысложизненные ориентации» (СЖО) (методика Д. А. Леонтьева), «Эмпатия» (методика И. М. Юсу-

пова), «Агрессивность» (опросник Басса-Дарки), «Личностная дезинтеграция» (методика «Рисуночный апперцептивный тест» (РАТ) - модифицированный вариант «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) Г. Мюррея).

на учете в милиции проституция і I 60

0 14,76

180

^6‘67

100

воровство 60

93,3

курение

І33 3 157

токсические вещества ^67

180

алкоголь

100

попрошайничество 100

157

100

бродяжничество 80

0 0

однократный побег 20

100

0 20 40 60 80 100 120

%

|□ 1 тип □ 2 тип □ 3 тип |

Рис. 1 Распределение типов девиаций в группах подростков в период пребывания вне дома (п - 225 подростков)

Результаты исследования по выделенным шкалам показали, что при переходе от группы к группе увеличивается самооценка самостоятельности, наблюдается полное совпадение идеального и реального по этому же параметру в третьей группе, т.е. подростки, составляющие третью группу, достигают, по их мнению, идеального образа самостоятельного человека. Увеличивается в третьей группе встречаемость неадекватной оценки (завышенной) и уверенности в себе. Увеличивается в третьей группе частота встречаемости адекватной оценки в категории «доброта». К третьей группе увеличивается частота встречаемости нереальной завышенной самооценки в категории «авторитет».

Анализ частоты встречаемости типов акцентуаций в выделенных типах девиации «бродяжничество» показал, что у подростков первой группы наиболее часто встречаются гипертимный тип (38 %). Во второй и третьей группах наиболее часто встречаются неустойчивый тип акцентуации (33,3 %), гипертимный тип акцентуации в этих группах встречается более редко (13,3 %; 20 %).

Анализ распределений локуса контроля подростков в связи со временем отсутствия вне дома такой: в третьей группе наиболее часто встречается экстернальный тип локуса контроля как по сравнению с первой, так по сравнению и со второй (рис. 2).

Исследование эмоционально-личностной дезадаптации (ценностный и коммуникативный компоненты) показало также наличие различий по выделенным шкалам. Анализ результатов методики «Смысложизненные ориентации» показал: подростки, входящие в первую группу, в основном имеют низкий уровень жизненных ценностей (93,75 %), у подростков, входящих в третью группу, в основном регистрируется средний уровень всех субшкал теста. У подростков второй группы диагностируется низкий уровень субшкалы «Результат».

2 тип группы

□ экстернал

Рис. 2 Распределение частоты встречаемости локуса контроля в группах подростков с типом девиации «бродяжничество»

Статистический анализ результатов теста СЖО показал наличие достоверных различий в выделенных группах подростков с девиацией «бродяжничество». Наиболее существенные различия по всем субшкалам мы обнаружили между первой и третьей группами подростков. Среди третьей и второй групп значимых различий не наблюдается. Таким образом, существенные изменения происходят на этапе перехода из первого типа во второй, поэтому и коррекционные мероприятия, на наш взгляд, целесообразнее проводить именно с подростками первой группы девиации «бродяжничества» (рис. 3).

субшкалы СЖО

Рис. 3 Распределение частоты встречаемости уровней по субшкалам теста СЖО («Смысложизненные ориентации»)

90

80

70

60

5 50

40

30

20

10

1 тип

3 тип

□ 1тип

2 тип

□ 3 тип

Статистические различия подтверждает и корреляционный анализ показателей у подростков-мальчиков и подростков-девочек. Более того, корреляционный анализ показал, что существенных различий между показателями девочек и мальчиков не наблюдается, поэтому целесообразнее говорить, в общем, о подростках с девиацией «бродяжничество». Однако отметим, что наиболее часто встречаются с такой девиацией подростки-мальчики (80-90 %).

Анализ особенностей агрессивного поведения подростков с девиацией «бродяжничество» показал, что при переходе от группы к группе значимо изменяются индексы агрессивности и враждебности. Увеличивается частота встречаемости высокого уровня во второй и третьей группах. Снижается норма агрессивности при переходе к третьей группе. Наибольшее проявление враждебности обнаруживается во второй группе. В первой и третьей группах частота встречаемости высокого уровня враждебности статистически идентична. Сравнение индивидуальных показателей по всем параметрам данного опросника показало статистически возрастающую тенденцию при переходе от группы к группе: увеличивается физическая, косвенная агрессии, раздражение, негативизм, подозрительность. Вербальная агрессия незначительно изменяется при переходе от группы к группе. Чувство вины и обида статистически не изменяются.

Анализ средних значений субшкал агрессивности показал наличие статистически значимых различий между первой, второй и третьей группами, что еще раз подтверждает наше предположение о целесообразности коррекционных мероприятий с подростками, входящими в первую группу (рис. 4).

индекс агрессивности индекс враждебности

Рис. 4 Распределение средних значений индексов враждебности и агрессивности

в группах подростков

Анализ результатов методики «Эмпатия» показал, что при переходе от типа к типу увеличивается частота встречаемости низкого и очень низкого уровней эмпатии. И если в первой и второй группах наиболее часто встречаются подростки с нормой эмпатических проявлений (52,3 и 53,3 %), то на третьем уровне частота их встречаемости значительно снижается - 26,6 %.

Таким образом, наблюдаются существенные различия характеристик личности при переходе от группы к группе.

Анализ личностных девиаций на основе результатов методики РАТ показал, что у подростков всех групп преобладает позиция жертвы, которая имеет две направленности - агрессивная и пассивная позиции, а также диагностируется основной паттерн реагирования - бегство.

Полученные нами результаты исследования личностных особенностей подростков с типами девиации «бродяжничество» (в связи со временем пребывания на улице) свидетельствуют о наличии существенных различий среди выделенных типов по параметрам:

- самооценка и уровень притязаний;

- смысложизненные ориентации;

- агрессивность;

- личностные девиации;

- эмпатия.

Можно предположить, что срок пребывания подростков в уличной среде и происходящая «вторичная социализация» в асоциальной среде приводят к повторным побегам из дома и влияют как на эффективность психокоррекционной работы в домах временного пребывания (приюте, центре временной изоляции), так и на работу специалистов по месту жительства (органов социальной защиты, КДН).

Профилактической работой с подростками, убегающими из дома, но еще не совершившими преступление, никто не занимается, хотя именно они со временем пополняют ряды несовершеннолетних преступников.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Психология подростка : хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избранные психологические труды / Д. И. Фельдштейн. - М. : Междунар. пед. академия, 1995.

3. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верцинская. -М. : Просвещение, 1986.

4. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Кру-тецкий. - М. : Просвещение, 1976.

5. Бадмаев, С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С. А. Бадмаев. - М. : Магистр, 1993.

6. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебное пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. - М. : Сфера, 2001.

7. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.