Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных диспозиций подростков и типов их побегов из дома'

Взаимосвязь личностных диспозиций подростков и типов их побегов из дома Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных диспозиций подростков и типов их побегов из дома»

| 4-2007

защиты в 35,7 % случаев являются "Реактивные образования". В 24,5 % случаев доминировала "Проекция". Третьим по распространенности являются "Отрицание" и "Интеллектуализация", которые используются больными как доминирующие с одинаковой частотой (18,1 %). И только в одном случае было зарегистрировано использование в качестве основного типа ПЗ "Компенсация". Преимущественный выбор и существенное напряжение перечисленных доминирующих ПЗ указывает на значимое фрустрирующее влияние болезни на систему отношений личности и своеобразное интенсивное использование ПЗ при глубинно-личностном реагировании на конфликтные ситуации.

Вышеизложенное формирует интерес к определению используемых больными ССД типов ПЗ. Корреляционной связи между выраженностью механизмов психологической защиты и другими клинико-психологическими характеристиками, такими как активность патологического процесса, характер течения и длительность заболевания, возраст пациентов, не установлено, за исключением достоверно значимой обратной зависимости между "Отрицанием" и интернальностью в отношении заболевания (г = -0,89 при p = 0,038). Кроме этого, были исследованы взаимосвязи невротичеких расстройств и лежащих в их основе механизмов ПЗ. Показатели астении достаточно выраженно и прямо коррелируют с показателями психологических защит типа "Подавление" (г = 0,60 при p=0,008), "Регрессия" (г = 0,69 при p = 0,001) и "Реактивные образования" (г = = 0,48 при p = 0,043); депрессии - с "Регрессией" (г = 0,53 при p = 0,023) и "Реактивными образованиями" (г = 0,48 при p = 0,04); тревоги - с "Подавлением" (г = 0,51 при p = 0,029), "Регрессией" (г = 0,81 при p = 0,001) и "Замещением" (г = 0,62 при p = 0,005); ипохондрия - с "Подавлением" (г = 0,53 при p = 0,024), "Регрессией" (г = 0,67 при p = 0,002) и "Реактивными образованиями" (г = 0,53 при p = 0,022).

Из всех видов психической патологии невротические расстройства являются наименее специфическими. У больных ССД отмечаются изменения эмоционального фона, снижение работоспособности, нарушения сна и т. п. Между доминирующими и наиболее напряженными типами психологических защит и невротическими проявлениями установлена определенная взаимосвязь, объяснить которую можно тем, что эмоции у больных ССД, как правило, имеют негативный оттенок, и интенсивные попытки исправить или как-то восполнить физическую неполноценность приводят к использованию менее зрелых форм поведения. Преимущественный выбор и существенное напряжение перечисленных доминирующих ПЗ указывает на значимое фрустриру-ющее влияние болезни на систему отношений личности и своеобразное "интенсивное" использование больными ПЗ.

Таким образом, роль больного, усваиваемая

в той или иной мере большинством пациентов ССД, и сама симптоматика заболевания формируют у пациентов чувство беспомощности, потребность в сочувствии и заботе окружающих, надежду на то, что облегчение состояния явится результатом воздействия внешних факторов, не зависящих от самого пациента. Данные изменения могут препятствовать проведению адекватных терапевтических мероприятий и, в свою очередь, являются сами по себе целью психотерапевтического воздействия. ЛИТЕРАТУРА

1. Бажин Е. Ф., Галынкина С. А. и др. Методика определения уровня субъективного контроля (УСК): Методические рекомендации. - М., 1984. - 22 с.

2. ВассерманЛ. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика защитно-приспособительных механизмов личности: Пособие для врачей и психологов. - СПб., 1995. - 28 с.

3. Дмитриева Л. Л. // Журнал неврологии и психиатрии. - М., 1990. - № 5. - С. 77-80.

4. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 168 с.

5. Bradley L. A. // Bull. of Rheum. Dis. - 1985. -Vol. 35 (4). - P. 1-12.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ДИСПОЗИЦИЙ ПОДРОСТКОВ И ТИПОВ ИХ ПОБЕГОВ ИЗ ДОМА

Г. В. Кондратьев

Ворошиловский центр развития творчества детей и подростков, г. Волгоград

В последние 15-20 лет изменились социально-экономические условия в стране и общество резко дифференцировалось, произошли локальные военно-политические конфликты (на национальной и религиозной почве), экологические катаклизмы, ухудшились межличностные и внутрисемейные отношения, в связи с чем выросло количество детей и подростков, склонных к проявлению различных девиаций. Этот контингент несовершеннолетних нуждается в специальном, углубленном изучении, и в этой связи были изучены психологические особенности склонных к побегам и бродяжничеству подростков на базе Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) ГУВД Волгоградской области.

С помощью "Патохарактерологического диагностического опросника", "Шкалы тревожности" (разработанной Е. И. Роговым на основе методики И. Кондаша "Шкала социально-ситуационной тревоги"), "Вопросника Басса-Дарки" и "Методики исследования самооценки" А. А. Реан и Я. Л. Коломинского был обследован 401 подросток: лиц мужского пола было 284 человек, 70,8 %; женского пола - 117 человек, 29,2 %.

Проведенное исследование показало, что происшедшие в 1990-е гг. негативные социально-

экономические и духовно-нравственные изменения в российском обществе способствовали увеличению числа побегов и бродяжничества несовершеннолетних, трансформировали структуру и проявления данной девиации. В частности, наряду с описанными А. Е. Личко и другими исследователями эмансипационными, демонстративными и импунитивными побегами [1, 3, 4], появились новые типы - амбулаторный, коммуни-тивный и спровоцированный, не характерные для советского общества [2].

Эмансипационный, демонстративный, комму-нитивный и амбулаторный типы побегов и бродяжничества возникают преимущественно на фоне акцентуаций характера, относящихся к возбудимому кругу (гипертимной, эпилептоидной, неустойчивой, истероидной); импунитивный и спровоцированный типы более характерны для подростков с тормозимым кругом акцентуаций (лабильной, шизоидной, сенситивной, астено-невротической). Соответственно для подростков, совершающих побеги и бродяжничество первой группы, свойственны повышенные агрессивность и самооценка, активное взаимодействие с другими асоциальными лицами, незначительное повышение тревожности, в то время как для подростков, совершающих побеги и бродяжничество второй группы, более типичны высокий уровень тревожности, заниженная самооценка, низкий уровень агрессивности и пассивность в контактах с другими асоциальными лицами.

Проведенное с помощью корреляционно-регрессивного анализа исследование взаимосвязи и выявление ведущих признаков компонентов психологической характеристики несовершеннолетних, совершающих побеги и бродяжничество, показало, что параметрами, наиболее значимо влияющими на возникновение побегов из дома эмансипационного типа, являются уровень самооценки Е, уровень враждебности D, степень выраженности акцентуации характера Л и степень взаимосвязи Г с другими подростками, совершившими побег; влияние уровня агрессивности С и уровня тревожности В было менее выраженным:

У = 0,098 + 0,193Е + 0,174D + 0,160Л + + 0,159Г + 0,115С + 0,101В.

Параметрами, оказывающими наибольшее влияние на возникновение побегов и бродяжничество амбулаторного типа, являются уровень враждебности Д уровень самооценки Е и степень взаимосвязи с другими подростками, совершившими побег Г:

У = 0,091 + 0,216D + 0,204Е + 0,145Г + + 0,111Л + 0,110С + 0,105В.

Наиболее значимыми параметрами, влияющими на возникновение уходов и бродяжничество демонстративного типа, являются степень выраженности акцентуации характера Л, уровень самооценки Е и уровень враждебности D:

У = 0,077 + 0,201Л + 0,170Е + 0,166D +

4-20071

+ 0,142С + 0,136В + 0,108Г.

Наибольшее влияние на возникновение побегов и бродяжничество импунитивного типа оказывают уровень враждебности D, уровень тревожности В и степень выраженности акцентуации характера Л:

У = 0,091 + 0,216D + 0,204В + 0,143Л + + 0,131Е + 0,110С + 0,105Г.

На возникновение уходов и бродяжничество коммунитивного типа в первую очередь влияют уровень враждебности D, уровень самооценки Е и степень взаимосвязи с другими людьми, ведущими асоциальный образ жизни Г:

У = 0,097 + 0,204D + 0,154Е + 0,146Г + + 0,139Л + 0,132С + 0,128В.

Параметрами, имеющими наибольшее влияние на возникновение уходов из дома и бродяжничество несовершеннолетних спровоцированного типа, являются уровень враждебности D, уровень тревожности В и уровень самооценки Е:

У = 0,094 + 0,17Ш + 0,169В + 0,165Е + + 0,143Л + 0,134С + 0,124Г.

Анализируя частоту и роль параметров, влияющих на возникновение побегов из дома, можно констатировать, что уровень враждебности D при всех выделенных типах побегов и бродяжничества входил в три наиболее значимых параметра; уровень самооценки Е - при всех типах побегов и бродяжничества, за исключением импунитивного; степень выраженности акцентуации характера Л входила в три наиболее значимых параметра при эмансипационных, демонстративных и импуни-тивных типах побегов и бродяжничества; уровень тревожности В - только при импунитивных и спровоцированных, а степень взаимосвязи с другими несовершеннолетними, совершающими побеги и бродяжничество, Г - при амбулаторных и коммунитивных побегах и бродяжничестве; в то же время уровень агрессивности С ни при одном из выделенных типов побегов и бродяжничества не входил в три наиболее значимых параметра.

Полученные результаты необходимо учитывать при оказании склонным к побегам и бродяжничеству подросткам психологической помощи, которая должна носить комплексный и преемственный характер и начинаться как можно раньше, в частности в ЦВСНП, т. к. в поле зрения специалистов (психологов, педагогов, врачей, специалистов социальной работы) значительная часть совершающих побеги и бродяжничество впервые попадает после того, как их задерживает милиция и они помещаются в данные учреждения. При этом организация в условиях ЦВСНП занятий с подростками, совершающими побеги и бродяжничество, должна предусматривать дифференцированный подход к подросткам с возбудимыми и тормозимыми формами акцентуаций характера.

ЛИТЕРАТУРА

| 4-2007

1. Ковалёв В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. - Изд-е 2-е, перераб. и доп. -М.: Медицина, 1995. - 560 с.

2. Кондратьев Г. В. // Социология медицины -реформе здравоохранения: Матер. I Всеросс. науч.-практ. конференции. - Волгоград, 2004. - С. 268-270.

3. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. - Изд-е 2-е, перераб. и доп. - Л.: Медицина, 1985. - 416 с.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1977. - 208 с. ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ

С ХРОНИЧЕСКИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

В. И. Кузнецов

Управление социальной защиты населения Администрации Волгоградской области

Современная социально-экономическая ситуация в России, децентрализация государственной системы социальной защиты населения, повышение роли регионов в планировании и организации ее деятельности, изменение потоков финансирования обусловили необходимость проведения коренных реформ в организации, управлении и деятельности системы социальной защиты населения, государственных стационарных учреждений социального обслуживания.

В Волгоградской области ежегодно с психическими заболеваниями и расстройствами поведения, установленными впервые в жизни, регистрируется около 17 тыс. человек. По состоянию на 01.01.2006 г. в области на диспансерном наблюдении с психическими расстройствами и расстройствами поведения числилось 60 422 человека, из них 17 523 являлись инвалидами. Ежегодно в результате этих заболеваний вновь признаются инвалидами от 900 до 1 000 человек.

За последние 15-20 лет значительная часть пациентов с хронически протекающими психическими болезнями переместилась из отделений психиатрических больниц в специализированные стационарные социальные учреждения. В соответствии с Государственным стандартом гражданам пожилого возраста и инвалидам, помещенным в эти учреждения, должны предоставляться положенные им социальные услуги (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), которые обеспечивают комплекс реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статусов проживающих [1]. При проведении реабилитационных мероприятий данному контингенту остро возникает проблема оценки качества и результатов проводимой работы.

В Волгоградской области функционирует 10

государственных психоневрологических учреждений (4 мужских и 6 женских). Указанные учреждения развернуты на 2 385 мест. Основную часть больных, находящихся в психоневрологических интернатах, составляют пациенты, имеющие I и II группы инвалидности, - 2 005 человек (92,1 %). Контингент интернатов состоит в основном из больных с умственной отсталостью (49,0 % от общего числа больных) и больных шизофренией (30,0 %). Больные с органическими психическими заболеваниями (сосудистые, посттравматические и др.) составляют 14,1 %, эпилептической болезнью и другими психическими расстройствами -6,9 %.

В течение 2004-2006 гг. выборочно было обследовано 652 пациента (25,7 %) из 2 532, находящихся в стационарных социальных учреждениях психоневрологического профиля Волгоградской области, для определения уровней их социального функционирования. Использован метод определения интегрированного показателя (ИП), позволяющий оценить эффективность реабилитации и социальной адаптации больных с хроническими психическими заболеваниями [2].

Установлено, что в группу с высоким уровнем социального функционирования (ИП > 0,65 баллов) вошли 43 больных (6,6 % от общего количества обследованных). Достаточный уровень социального функционирования (ИП от 0,50 до 0,64 балла) отмечен у 202 больных (31,0 %). С удовлетворительным уровнем социального функционирования (ИП от 0,30 до 0,49 баллов) выявлено 314 больных (48,1 %). Низкий уровень (ИП < 0,29 баллов) отмечен у 93 больных (14,3 % от общего количества обследованных). Этот уровень адаптации зарегистрирован у больных с тяжелой умственной отсталостью (55,9 %) и шизофренией (37,6 %).

Самый высокий средний ИП социального функционирования приходится на группу больных с легкой умственной отсталостью (0,565 баллов), самый низкий - на больных с тяжелой умственной отсталостью (0,33 балла) (см. табл.).

Приведенные ниже показатели социального функционирования свидетельствуют о том, что нозологические группы и клинические формы заболеваний, их течение и выраженность не всегда имеют одинаковый результат патологического воздействия на социальное функционирование больного человека.

Средние уровни интегрированных показателей социального функционирования у больных с различными заболеваниями

Нозологические группы заболеваний Абсолютное количество, чел. Средний интегрированный показатель, баллы

Эпилепсия 22 0,52

Шизофрения 142 0,37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.