Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы формирования виктимного поведения несовершеннолетних'

Социально-психологические факторы формирования виктимного поведения несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1990
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕРТВА / ВИКТИМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / НАСИЛИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / A VICTIM / VICTIM BEHAVIOR / AGGRESSION / VIOLENCE / FAMILY EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлюк Елена Борисовна

Статья обращается к проблеме социально-психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение в подростковом возрасте. Актуальность проблемы объясняется ростом преступности и распространением насилия против детей этой возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-psychological factors of formation victim behavior of minors

Article addresses to a problem of the socially-psychological factors determining victim behavior at teenage age. The problem urgency speaks growth of criminality and distribution of violence against children of this age category.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы формирования виктимного поведения несовершеннолетних»

социально-психологические факторы формирования виктимного поведения

несовершеннолетних

Михайлюк Е.Б.

Статья обращается к проблеме социально-психологических факторов, детерминирующих виктимное поведение в подростковом возрасте. Актуальность проблемы объясняется ростом преступности и распространением насилия против детей этой возрастной категории.

Ключевые слова: жертва, виктимное поведение, агрессия, насилие, семейное воспитание.

Статистические данные свидетельствуют, что виктимогенная ситуация в России весьма сложная. Анализ социально-демографических характеристик виктимизации свидетельствует о неодинаковой степени криминальной пораженности представителей различных групп населения. Признано, что одной из наиболее распространенной форм агрессии в современной России является насилие в отношении несовершеннолетних.

В последние годы агрессия в отношении детей и подростков вызывает все большее беспокойство общественности и считается одной из важнейших проблем общественного здоровья и ведущей причиной детского травматизма и детской смертности.

Неблагополучные отношения в семьях, жестокость и насилие в отношении детей со стороны взрослых и со стороны сверстников, унижение их достоинства и принуждение к противоправному поведению становятся фактами повседневной жизни для большого числа несовершеннолетних. В стране сформировался устойчивый преступный бизнес по содержанию притонов, сводничеству, проституции, развитию теневого рынка сексуальных услуг и вовлечению в эту деятельность несовершеннолетних, получили распространение организованные формы эксплуатации детей в коммерческих целях.

Ежегодно более 25 тыс. подростков становятся жертвами преступных посягательств, около 2 тыс. детей, не выдерживая жестокого обращения, кончают жизнь самоубийством, около 50 тыс. подростков уходят из семей, около 6 тыс. - из детских домов и интернатов [6].

Кроме того, мало обращается внимание на такие обстоятельства, когда жертвой жестокого обращения становится ребенок или подросток в среде своих

сверстников. Взрослые (родители и учителя) нередко полагают, что ребенок, а тем более подросток, должен уметь постоять за себя в разных детских коллективах, учителя и даже родители часто не различают границ дозволенного, границ между «выяснением отношений» и откровенным насилием как преступлением.

Тем не менее, известно, что жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Наиболее уязвимыми для жестокого обращения становятся дети, отличающиеся от своих ровесников какими-либо особенностями. Они могут заключаться в этнической принадлежности, в социально-экономическом статусе родительской семьи, во внешности самого подростка, в своеобразии его поведения, в психических, характерологических свойствах личности подростка и т. д. [4].

Современные социально-экономические и политические преобразования в России ведут ко все большей общей социальной виктимизации и криминализации населения в целом. Учитывая, что для многих потерпевших то обстоятельство, что они стали жертвой преступления, не является случайным, а подготовлено их поведением, личностными особенностями (в том числе и связанными с возрастом), условиями воспитания и жизненным опытом, то есть, детерминировано наличием определенных виктимных предрасположенностей, становится необходимым рассмотрение виктимного поведения жертвы и детерминирующих его факторов.

Надо признать, что в российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности. Существуют множественные исследования изучения общих теоретических виктимолоческих вопросов (Л.В. Франк, В.И. Полубинский, В.Я. Рыбальская, Д.В. Ривман,

А.В. Туляков др.), есть исследования, посвященные виктимологической профилактике преступности (А.Б. Антонов, В.Г. Балашов, А.И. Долгова, С.В. Минская и др.), а также исследования, которые поднимают вопросы личной безопасности граждан (Г.М. Миньковский, Е.П. Ким, А.А. Михайличенко). Но, конечно же, этих работ явно недостаточно. К сожалению, существует еще меньше работ, которые поднимают проблематику подростковой виктимности.

На сегодняшний день имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности пострадавших детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Э.А. Бурелов, И.Г. Морозова, И.В. Кузнецов, М.А. Догадина, Л.О. Пережогин). Но эти работы посвящаются исследованию уже «состоявшихся» жертв преступных посягательств. В то время как все более возрастает необходимость в таких исследованиях с целью профилактики [6].

До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности поведения подростков, не ставших жертвой криминальной ситуации, но потенциально возможных жертв. Практически нет хоть сколько-нибудь удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность личности. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала.

Понимая распространенность явления виктим-ной деформации личности подростка, важность его изучения для решения задач юридической и возрастной психологии, криминальной виктимологии, разработки вопросов профилактики, на наш взгляд, следует активнее обращаться к изучению данных вопросов.

В психологии существует несколько подходов к объяснению феномена формирования психологии жертвы или повышенной виктимности. Формирование виктимности рассматривают и с позиций периодизации развития личности. Виктимность, в таком случае, определяется как психологическое расстройство, причиной которого стала незавершенность одной из наиболее важных стадий развития -стадии установления психологической автономии. Психологическое рождение происходит тогда, когда ребенок обретает способность быть психологически независимым от своей матери. У ребенка развивается ощущение своего Я, которое позволяет ему брать на себя ответственность за свое поведение, взаимодействовать с другими людьми, сдерживать агрессию, справляться со страхами и тревогой. Если эта стадия завершается неудачно, вернее остается

незавершенной, то ребенок остается психологически зависимым. [3]. В таком случае у подростка формируется виктимное поведение, а у взрослых людей с повышенной виктимностью обнаруживаются паттерны поведения, свойственные ребенку. Они с трудом принимают решения, ищут помощи и поддержки со стороны, специально создают ситуации, когда решение за них принимает кто-то другой.

Во всех теориях периодизации развития личности большое значение отводится подростковому возрастному периоду. В этом возрасте оживают неразрешенные конфликтные ситуации, на поведении подростка отражаются некорректные приемы воспитания, имевшие место в более раннем возрасте. Даже в семьях, которые производят впечатление благополучных, нередко присутствует унижение достоинства подростков, внутрисемейное психическое и даже физическое насилие. Появляется немало аномалий в поведении подростков, которые проявляются в различных формах девиантного поведения, в том числе и в виктимном поведении [5].

Обращение к статистическим данным приводит к ужасающей картине. Подавляющее большинство подростков-правонарушителей обоего пола испытывали на себе преступные посягательства со стороны других лиц. Каждый четвертый подросток из числа испытавших на себе преступные посягательства подвергался изнасилованиям и другим сексуальным притязаниям, столько же грабежам, каждый пятый -истязаниям, побоям, телесным повреждениям. Абсолютное большинство подростков в правоохранительные органы по поводу совершения против них насильственных действий не заявляло. Одни желали отомстить обидчику самостоятельно, другие молчали, боясь расправы, третьи считал и п реступные действия против себя малозначительными [2].

Свойственные подросткам стремление познать окружающую действительность, высокая активность, появление собственных оценок тех или иных событий и фактов, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от мнения ближайшего окружения вступают в противоречие с небольшим опытом, что порождает неумение преодолевать трудности и приспосабливаться к внешним условиям. Решающую роль здесь играют формирующаяся система ценностных ориентаций личности, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении, которые могут отличаться виктимностью [5].

Именно семья большинством автором называется главным институтом социализации. Е.В. Руденский [7], рассматривая роль семьи в формировании нравственности личности подростка, указывает, что нравственно-педагогическая ущербность семьи, проявляющаяся в нездоровой морально-

психологической атмосфере, грубости, неправильной линии семейного воспитания ведет к дефектному формированию личности и, как правило, к ее преступному и виктимному поведению.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера [8], в структуре психотравмирующих отношений личности с семьей центральное место занимает эмоциональное сопровождение межличностных отношений. Авторы определяют круг таких эмоций, обычно сопровождающих психотравмирующее переживание, как состояния тоски, подавленности, страха, беспокойства, неуверенности, беспомощности, тревоги.

О.О. Андронникова [1] утверждает, что травматические межличностные отношения могут возникать в разные временные интервалы развития личности, но наиболее опасны последствиями в период детства и подростничества. Рассматривая семейную систему в этой парадигме, можно увидеть, какие проявления семейных взаимоотношений, роли, структуры и стереотипы семьи влияют на формирование черт характера личности, ведущих к виктимизации.

Э.Г. Эйдемиллер и другие авторы выделяют ряд факторов виктимизации детей в семейной структуре. Это факторы, связанные с психическими особенностями родителей, факторы, связанные с объективным состоянием социально-экономического статуса семьи, факторы, связанные с нормами и стилем семейного воспитания.

Специфика взаимодействия родителей с детьми, основанная на нарушениях эмоционально-психологического статуса родителя может заключаться в таких вариантах нарушений, как гиперопека, физическое наказание, жестокое обращение, бесчисленные замечания, критика.

К факторам повышенной виктимизации относят низкий социально-экономический статус семьи, ее жизненную неустроенность, экономическую нестабильность. В подростковом возрасте к этому может добавляться дополнительная виктимизация в рамках подростковой субкультуры.

К факторам, связанным с нормами и стилем семейного воспитания отнесены следующие: особенности стиля семейного воспитания, формирующие виктим-ную личность; расхождение норм и ценностей семьи, абстрактность понятия морали; конфликты в семье; алкоголизация одного или обоих родителей. Таким образом, специфика взаимоотношений в семье, ее структура, особенности членов этой семьи, особенности интеракций влияют не просто на формирование личности ребенка, а на его самооценку, что может способствуовать формированию виктимных черт.

О.О. Андронникова [1] перечисляет некоторые обстоятельства, которые, вызывая невротизацию ребенка, могут приводить к повышенной его виктим-ности. Отвергающие ребенка родители утверждают

его в мысли, что он никчемный, у него занижается самооценка, он считает себя не способным бороться, сопротивляться, у него развивается беспомощность. Люди с повышенной виктимностью - это люди, воспитывавшиеся в дисфункциональных семьях, которые имеют несбалансированные семейные структуры; структуры, содержащие в себе людей с низким социометрическим статусом; структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из ее членов и пр.

Прямое отношение к формированию виктим-ности имеют так называемые патологизирующие роли в семье. Выделенные патологизирующие роли Э.Г. Эйдемиллером и В. Юстицкисом [8] («кумир семьи», «козел отпущения», «больной», «спаситель», «спасаемый» и др.) оказывают психотравмирующее воздействие на члена семьи, такую роль «исполняющего».

Таким образом, при нарушении внутрисейменых отношений создается «благоприятный» фон для формирования виктимности.

Помимо влияния семейного воспитания на формирование виктимности оказывают влияние другие социальные институты и условия развития. В частности, отрешение от различных форм досугового времяпровождения в силу коммерциализации всех сфер общественной жизни, сокращением количества доступных (недорогих или бесплатных) клубов, спортивных секций, кружков, летних оздоровительных лагерей в значительной степени виктимизирует подростка. Отсутствие средств на развлечения толкают подростков на поиск денег, нередко путем совершения противоправных действий или продажи себя, что неизменно повышает их виктимность [7].

В школе, к сожалению, тоже происходит виктимизация подростка. Школа является местом его активных взаимоотношений со сверстниками, с учителями, нарушения взаимодействия в той или иной сфере могут стать причиной виктимизации. В коллективе сверстников в процессе стихийно-группового общения возможно формирование таких виктимных качеств, как агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др.

В последнее время активно обсуждается такое явление, как буллинг, связанное с притеснением, дискриминацией, насилием подростка в среде сверстников. Данный термин ассицируется с травлей, буллинг представляет собой длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

Наравне с влиянием социальных условий и факторов виктимизации подростков большое значение имеют особенности подросткового периода, которые виктимологи относят к факторам риска в формирова-

нии виктимного поведения. Среди них называются: повышенный эгоцентризм, склонность к протесту; амбивалентность и парадоксальность характера; стремление к неизведанному и рискованному; обостренное чувство взрослости, стремление к независимости; незрелость собственных убеждений, болезненное реагирование на пубертатные изменения; склонность преувеличивать сложность проблем; кризис идентичности, деперсонализация и дореализация в восприятии себя и окружающего мира; негативная или несформированная Я-концепция; преобладание пассивных стратегий совладания в преодолении стрессовых ситуаций и др. [3].

Подростковый возраст называют девиантным уже по определению. Поскольку виктимное поведение тоже форма девиантного поведения, то и виктимным подростковый возраст является уже по определению. Если девиантное поведение рассматривается как поведенческие отклонения от социальных, моральных, этических, правовых норм, то виктимное поведение есть поведение, отклоняющееся от норм безопасности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронникова О.О. Основные характеристики подростков с самоповреждающим виктимным поведением // Вестник Томского государственного университете. - 2009. - Вып. 9.

2. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. - Спб., 2005.

3. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.

4. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика. - М., 2006.

5. Полтарыгин Р.В. Виктимологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 2002.

6. Полубинский В.И., Ситковский А.Л. Теоретические и практические основы криминальной виктими-зации. - М., 2006.

7. Руденский Е.В. Культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии личности подростка. - Новосибирск, 2000.

8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - Л., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.